УДК 314:331.52 ББК 60.7
© Барсуков В.Н.
К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В РОССИИ
БАРСУКОВ ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ
младший научный сотрудник отдела исследования уровня и образа жизни населения Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: [email protected]
Проблема старения населения становится все более актуальной для России. Увеличение доли пожилых и сокращение удельного веса трудоспособного населения ведет к серьезным последствиям, связанным с нарушением баланса трудовой структуры населения, увеличением нагрузки на социальную инфраструктуру и проблемами в финансовом обеспечении пенсионных систем. Все это вынуждает государство искать выход из сложившейся ситуации, и самой широко обсуждаемой из предлагаемых мер является повышение пенсионного возраста. В первой части статьи представлена полемика относительно возможности повышения пенсионного возраста в России. Рассмотрены позиции нескольких авторов, представлены аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» и сделан вывод, что, даже несмотря на необходимость его повышения с точки зрения экономики, главным препятствием по-прежнему является низкая ожидаемая продолжительность жизни (в том числе здоровой) в России. Вторая часть посвящена исследованию социально-демографических характеристик и экономической активности населения пенсионного возраста в России. Из положительных моментов стоит отметить рост уровня образования и трудовой активности современного старшего поколения. В условиях прогнозируемого снижения предложения на рынке труда именно привлечение пожилых людей станет одной из главных ресурсных возможностей государства. Основным фактором, определяющим возможность людей преклонного возраста продолжать свою трудовую активность, является состояние здоровья. Поэтому государству необходимо уделять как можно больше внимания пропаганде здоровьесбера-гающего поведения среди населения. В перспективе это может заметно увеличить период трудовой активности людей в пенсионном возрасте. Необходимо выстраивать такую систему межпоколенческих отношений, когда пенсионный возраст не будет иметь принципиального значения в процессе коммуникации между людьми, в формировании социальных групп и перераспределении общественных благ.
Старение населения, пенсионный возраст, возрастная структура, пожилые люди, трудовая активность.
Демографические изменения, происходившие в большинстве западных стран в XX веке, не обошли стороной и Россию: на фоне стремительно снижающейся смертности населения так же быстро падала и рождаемость. Снижение младенческой смертности стало одним из главных факторов повышения ожидаемой продолжительности жизни в России, но в совокупности с низким уровнем рождаемости это привело к тому, что возрастная структура населения страны претерпела значительные изменения: удельный вес детей в общей численности населения стал перманентно сокращаться, тогда как доля людей старше 60 лет - расти. Согласно среднему варианту прогноза ООН, к 2050 году почти каждый третий человек в России будет находиться за порогом 60 лет (рис. 1).
Что касается трудоспособного населения, то до недавнего времени его доля в общей численности увеличивалась. Наиболее благоприятной с этой точки зрения стала первая половина 2000-х годов, когда в трудоспособный возраст вступили многочисленные поколения 1980-х, а вышли из него малочисленные поколения военных лет [2]. Таким
образом, демографическая нагрузка на население трудоспособного возраста заметно снизилась. Однако после того как демографический дивиденд был исчерпан, удельный вес трудоспособного населения, достигнув своего максимума, стал уменьшаться и в дальнейшем продолжит свое снижение. Что касательно прироста общей численности населения России, то варианты прогноза Росстата до 2030 года заметно между собой разнятся: от снижения на 5 миллионов человек (с учетом инерционности и необратимости последствий негативных демографических явлений последних лет) до прироста на это же число (в этом варианте учитывается полное достижение всех запланированных результатов, заложенных в программах демографической политики страны). Однако одно можно сказать точно: возрастная структура уже никогда не станет прежней, а население страны продолжит стареть [4]. Согласно среднему варианту прогноза Росстата, в 2030 году число иждивенцев составит 832 человека на 1000 человек населения трудоспособного возраста, причем две трети составят люди в возрасте 60 лет и старше [17].
is
14
30 62 8
10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Рис. 1. Структура населения России по основным возрастным группам, 1950 - 2050 гг.
Источник: Данные World Population Prospects: The 2012 Revision [Electronic resource]. - Available at : http://esa.un.org/unpd/wpp/index.htm; Расчеты автора.
0%
D-14
15-59
Последствия старения населения носят разноплановый характер: увеличение среднего возраста трудящихся, сокращение предложения рабочей силы на рынке труда, увеличение нагрузки на трудоспособное население и социальную инфраструктуру, рост расходов бюджета страны и регионов на социальное обеспечение пожилых людей, изменение ценностных установок общества и т.д. Однако в России (как впрочем, и в большинстве развитых стран) проблема старения населения чаще всего рассматривается через обсуждение вопросов повышения пенсионного возраста и реформирования пенсионной системы. Действительно, с точки зрения экономики эта проблема является наиболее острой, затрагивающей практически все группы населения страны.
Современные границы пенсионного возраста в России (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) были установлены еще в 1932 году, когда средняя продолжительность жизни реальных поколений мужчин и женщин составляла 33,5 и 42 года соответственно [5]. Сейчас, когда ожидаемая продолжительность в среднем для обоих полов достигла 71 года, все чаще на самом высоком уровне звучат заявления о том, что современные границы выхода на пенсию нуждаются в корректировке. Об этом в ходе своего апрельского выступления в Государственной думе говорил премьер-министр РФ Д.А. Медведев [10], отметив, что конкретное решение должно приниматься «только после очень аккуратной многоплановой дискуссии». На правительственном уровне идею немедленного повышения пенсионного возраста и отмены возможности досрочного выхода на пенсию активно поддерживают министр финансов РФ А.Г. Силуанов и его предшественник на этом посту А.Л. Кудрин [14].
В статье под названием «Старение населения и угрозы бюджетного кризиса» А.Л. Кудрин и Е.Т. Гурвич не только под-
робно описывают сложившуюся ситуацию, в которой оказалась финансовая система России в связи с ростом демографической нагрузки пожилыми, но я предлагают ряд обоснованных мер адаптации пенсионной системы к сложившейся ситуации [9]. Однако выделяя причины увеличения удельного веса пожилых людей, авторы пишут: «легко показать, что наиболее сильное влияние на удельный вес пожилого населения оказывает увеличение продолжительности жизни при рождении» [9]. На самом деле увеличение ОПЖ является лишь следствием старения населения, но не его причиной. Главным же фактором возникновения явления демографического старения выступает снижение рождаемости [16]. Комментируя данную статью, известный демограф А.Г. Вишневский отмечает, что снижение смертности (в частности младенческой) хоть и ведет к увеличению продолжительности жизни, но, тем не менее, противодействует старению: растет выживаемость детей и для возрастной пирамиды это равнозначно повышению рождаемости [3]. Когда тенденции смертности достигают верхних «этажей» пирамиды, тогда действительно население начинает «стареть» за счет удлинения жизни пожилых людей (т. е. возникает «старение сверху»). Это явление характерно для западных стран, но не для России, где по-прежнему преобладает «старение снизу».
Если же исходить из того, что пенсионный возраст должен определяться ожидаемой продолжительностью жизни, то можно сделать вывод, что оснований для его повышения в России нет, т. к. в данный момент ОПЖ едва достигла значения конца 1980-х годов и заметно ниже, чем в западных странах. Схожая ситуация и с числом лет дожития в конкретных возрастах. Например, в 2013 году ожидаемая продолжительность предстоящей жизни в пенсионном возрасте в России состав-
ляла 15,7 года для мужчин (в возрасте 60 лет) и 25,4 лет для женщин (в возрасте 55 лет). Для сравнения во Франции, где границы пенсионного возраста сопоставимы с Россией, этот же показатель для мужчин составляет 23,1 года (больше в 1,5 раза), для женщин - 28 лет (больше в 1,1 раза) [3]. Таким образом, ожидаемая продолжительность жизни в нашей стране, в отличие от западных стран, является главным аргументом не «ЗА», а «ПРОТИВ» повышения пенсионного возраста.
Еще более наглядным является показатель ожидаемой продолжительности здоровой жизни (ОПЗЖ). Представленные в таблице 1 данные свидетельствуют о том, что ОПЗЖ в России примерно на 10 лет меньше, чем в развитых странах.
В целом же в России возникла ситуация, когда экономические причины (ввиду прогнозируемого снижения предложения на рынке труда и увеличения пенсионной нагрузки) вынуждают государство идти на непопулярную меру повышения пенсионного возраста, без достаточных на то демографических оснований.Несмотря на то что повышение пенсионного возраста является наиболее часто упоминаемым способом решения проблемы старения
населения, существуют и альтернативные варианты. Известный специалист в области изучения пенсионных систем О.В. Синявская в качестве одного из решений выделяет введение дополнительного материального стимулирования граждан, решивших отложить выход на пенсию. Автор отмечает, что увеличение размера пенсии добровольцам, решившимся отложить ее получение, политически всегда более выигрышно, нежели любые принудительные меры [15]. Но и здесь возникает несколько препятствий. Во-первых, государству необходимо находить дополнительные средства на обеспечение повышенной пенсии данной категории людей, которые в любой момент могут закончить свою трудовую деятельность. Причем, чтобы человек отказался от получения пенсии, в дальнейшем она должна быть увеличена очень существенно. Но даже в этом случае вероятность успеха этой меры крайне мала в России, т. к. из-за низкой продолжительности жизни в нашей стране большинство предпочтет оформить пенсию сразу по достижении необходимого возраста и при необходимости продолжит работать, чтобы иметь стабильный доход в настоящий момент.
Таблица 1. Ожидаемая продолжительность здоровой жизни населения в ведущих развитых странах мира в 2000 и 2013 гг., лет
Регион Ожидаемая продолжительность здоровой жизни, лет
2000 г. 2013 г. Изменение 2013 г. к 2000 г., лет
Муж. Жен. Оба пола Муж. Жен. Оба пола Муж. Жен. Оба пола
Мир 56 60 58 60 64 62 4 4 4
США 66 70 68 68 71 69 2 1 1
Англия 67 70 69 69 72 71 2 2 2
Швеция 69 72 70 70 73 72 1 1 2
Канада 69 72 70 71 73 72 2 1 2
Дания 66 70 68 69 71 70 3 1 2
Норвегия 67 71 69 69 72 71 2 1 2
Франция 67 72 69 69 74 72 2 2 3
Италия 68 72 70 71 74 73 3 2 3
Германия 67 71 69 69 73 71 2 2 2
Япония 71 76 73 72 78 75 1 2 2
Россия 54 63 58 55 66 61 1 3 3
Источникам Health Organization. Global Health Observatory Data Repository [Electronic resource]. - Available at : http://apps.who.int/gho/data/view.main.680?lang=en
Еще одним важным моментом, по мнению Синявской, является проблема досрочного выхода на пенсию [15]. В отличие от развитых стран, в России нет системы «наказаний» за досрочный выход на пенсию, которая выражается во введении понижающего коэффициента даже при наличии необходимого трудового стажа. Однако, как показывает зарубежный опыт, ценность отдыха чаще всего перевешивает материальные потери от досрочно оформленных пенсий, поэтому эта мера вероятнее всего не принесет нужных результатов.
Из экономических соображений, с большой долей вероятности, в ближайшем будущем государством будут предприняты меры по ограничению возможности работы на пенсии и удерживанию пенсионеров на рынке труда. Одной из таких мер стал отказ от выплаты пенсий гражданам, чей годовой доход превышает 1 миллион рублей. По данным Минтруда РФ, это позволит увеличить бюджет Пенсионного фонда РФ на 145 миллиардов рублей за три года, порядка 100 миллиардов будут направлены на повышение пенсий. Стоит отметить, что эта мера коснется порядка 220 тыс. человек [12].
Несмотря на все проблемы, связанные с финансовым обеспечением пенсионной системы, средний размер назначен-
ных пенсий в России продолжает расти (табл. 2). Наибольшее увеличение произошло в 2010 году, когда была проведена крупнейшая в истории страны валоризация пенсии (переоценка расчетного пенсионного капитала с учетом советского трудового стажа), что позволило увеличить размер выплат на треть. Однако более полное представление о реальном размере пенсий дает сравнение со средним размером начисленной заработной платы. И здесь мы можем увидеть обратную динамику: если в 2010 году средний размер пенсии достигал 35,7% от размера средней заработной платы, то в 2013 году этот показатель снизился до 33,3% (см. табл. 2).
Настораживающей тенденцией по-прежнему остается увеличение пенсионной нагрузки: численность занятых в экономике, приходящихся на одного пенсионера за период с 2010 по 2013 год снизилась с 1,72 до 1,66 человека (см. табл. 2). В связи с тем, что население России продолжит «стареть» и дальше, рано или поздно этот показатель достигнет того предела, когда возникнет острая необходимость либо в повышении пенсионного возраста, чтобы искусственно увеличить численность занятых в экономике, либо в повышении ставки страховых взносов.
Таблица 2. Основные показатели пенсионного обеспечения в Российской Федерации
Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Численность пенсионеров:
всего, тыс. человек 39706 40162 40573 41019
в процентах к предыдущему году 101,6 101,1 101,0 101,1
Численность пенсионеров, приходящаяся на 1000 человек населения 277,9 280,7 283,0 285,5
Численность занятых в экономике, приходящихся на одного пенсионера, человек 1,72 1,70 1,68 1,66
Средний размер назначенных пенсий, в среднем за год, руб. 7476,3 8202,9 9040,5 9917,5
Величина прожиточного минимума пенсионера, руб. 4521 5032 5123 5998
в процентах к предыдущему году 110,3 111,3 101,8 107,74)
Соотношение среднего размера назначенных пенсий, процентов:
с величиной прожиточного минимума пенсионера 165,4 163,0 176,5 165,4
со средним размером начисленной заработной платы 35,7 35,1 33,9 33,3
Реальный размер назначенных пенсий, в процентах к предыдущему году 134,8 101,2 104,9 102,8
Источник: Данные Росстата [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/generation/#
Как уже говорилось ранее, старение населения по своим последствиям является очень многогранным явлением, которое нельзя трактовать однозначно. Так, например, за увеличением среднего возраста занятого населения следует повышение доли трудящихся, имеющих значительный опыт в той или иной сфере деятельности. Таким образом, недостаток молодых специалистов отчасти покрывается обширным объемом знаний их более взрослых коллег. Ресурсный потенциал населения пожилого возраста еще недостаточно изучен и раскрыт, но именно он может стать тем самым необходимым решением, которое позволит решить «пенсионный вопрос».
Первое, что стоит отметить, - это увеличение экономической активности людей пенсионного возраста в России: за период с 1997 по 2012 год доля экономически активных людей пенсионного возраста среди мужчин увеличилась на 2%, среди женщин - на 5,5% (рис. 2). Более высокая экономическая активность женщин объясняется несколькими причинами: более ранний выход на пенсию, сравнительно более высокая ожидаемая продолжительность жизни, а также специфика труда (в большинстве случаев она носит менее энергозатратный и вредоносный характер, нежели у мужчин1). Динамика роста пока-
1 Статья 253 ТК РФ устанавливает общее правило об ограничении труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Ч. 2 ст. 253 ТК РФ запрещает применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые нормы. Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин установлены постановлением Правительства РФ от 6 февраля 1993 года № 105. Предельно допустимая масса груза при подъеме и перемещении тяжестей при чередовании с другой работой составляет 10 кг, при подъеме и перемещении тяжестей постоянно в течение рабочей смены - 7 кг.
зателя среди мужчин и женщин в 2000-х годах имеет заметные отличия: в период стабилизации политической и экономической ситуации в стране (с 2002 по 2006 год) экономическая активность мужчин пенсионного возраста снижалась, в то время как у женщин она росла. Позднее тренды приобрели сопоставимый вид. Безусловно, потенциал для роста есть, и реализоваться он должен совместными усилиями государства и самих пожилых людей.
Не менее важным для экономики страны является уровень занятости людей пенсионного возраста. По данным выборочного исследования по проблемам занятости за 2012 год, около трети (28,6%) пожилых людей в России продолжают работать на пенсии. Причем уровень занятности людей пенсионного возраста различается в территориальном разрезе: от 35,7% в СевероЗападном федеральном округе до 25,3% в Южном и Приволжском федеральных округах (табл. 3). Данный показатель можно трактовать двояко: с одной стороны высокий уровень занятости говорит о благоприятных условиях для трудоустройства пожилых людей, с другой стороны может свидетельствовать о низком уровне и качестве жизни пожилых людей, вынужденных продолжать трудовую деятельность.
Уровень безработицы среди населения пенсионного возраста является довольным низким (2,7%), а среднее время поиска работы составляет 8,6 месяца, что сравнимо со средним значением по стране (см. табл. 3). Низкий уровень безработицы объясняется тем, что большинство работающих пенсионеров продолжают осуществлять трудовую деятельность на прежнем месте, если для этого нет ограничений. Это позволяет сохранить прежнюю зарплату и круг общения.
Комплексное наблюдение за условиями жизни населения, проводимое Рос-статом, позволило выявить, что средняя продолжительность работы на пенсии со-
■ Мужчины ■ Женщины
Рис. 2. Изменение доли экономически активных людей пенсионного возраста среди мужчин и женщин, %
Источник: Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/Main.htm
Таблица 3. Показатели, характеризующие занятость населения в возрасте старше трудоспособного в Российской Федерации, 2012 г.
Уровень занятости, % Уровень безработицы, % Среднее время поиска работы, месяцев
Российская Федерация 28,7 2,7 8,6
Центральный федеральный округ 30,5 1,5 8,6
Северо-Западный федеральный округ 5,7 2,2 8,0
Южный федеральный округ 25,3 3,9 8,1
Северо-Кавказский федеральный округ 29,5 5,7 9,6
Приволжский федеральный округ 25,3 2,5 8,4
Уральский федеральный округ 27,5 3,7 9,2
Сибирский федеральный округ 25,8 3,7 8,3
Дальневосточный федеральный округ 36,0 3,0 9,0
Источник: Данные выборочного исследования населения по проблемам занятости в 2012 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/generation/#
ставляет 6,32 года у работающих пенсионеров и 6,44 года у граждан, закончивших свою трудовую деятельность (табл. 4). Теоретически эти цифры могут являться аргументом в пользу повышения пенсионного возраста, в виду довольно продолжительной трудовой деятельности пожилых людей после выхода на пенсию. Однако 40% пенсионеров по разным причинам перестали работать до или непосредственно в год оформления пенсии, а у трети из числа тех, кто на данный момент перестал работать, стаж трудовой деятельности варьируется в пределах от 1 до 4 лет.
Одним из главных факторов повышения экономической и трудовой активности людей пенсионного возраста стало
повышение уровня образования данной категории граждан. Согласно данным переписей за временной период в 8 лет доля пожилых людей с высшим образованием увеличилась на 5% (рис. 3). Доля людей пенсионного возраста, имеющих среднее профессиональное образование, увеличилась более чем на 9 процентных пунктов. Положительные изменения наблюдались также среди людей со средним (полным) образованием (прирост на 5 п. п.) при одновременном снижении доли лиц с основным и начальным образованием. Можно заключить, что уровень образования людей пенсионного возраста в нашей стране в XXI веке растет. Это дает основание полагать, что социальная и экономическая
Таблица 4. Показатели продолжительности стажа трудовой деятельности после выхода на пенсию
Показатель Все респонденты
Пенсионеры - всего 100
в том числе:
работающие пенсионеры 22,4
из них со стажем трудовой деятельности после назначения пенсии
от 1 года до 4 лет 9,1
от 5 лет до 9 лет 6,2
от 10 лет до 14 лет 2,8
15 лет и более 1,8
Среднее число лет продолжительности трудовой деятельности (трудового стажа) после назначения пенсии 6,32
неработающие пенсионеры, имевшие до начала 2011 года оплачиваемую работу (доходное занятие), всего 69,9
из них пенсионеры
прекратившие трудовую деятельность до года назначения пенсии 6,3
прекратившие трудовую деятельность в год назначения пенсии 33,6
продолжавшие трудовую деятельность после назначения пенсии 30,0
из них со стажем трудовой деятельности после назначения пенсии
от 1 года до 4 лет 12,5
от 5 лет до 9 лет 10,8
от 10 лет до 14 лет 4,3
15 лет и более 2,4
Среднее число лет продолжительности трудовой деятельности (трудового стажа) после назначения пенсии 6,44
неработающие пенсионеры, не имевшие до начала 2011 года оплачиваемой работы (доходного занятия) 6,8
Источник: Данные комплексного наблюдения условий жизни населения в 2011 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru/wps/wcm/ соппес1/го551а1_та1п/гоБ51а1/ги/51а11511с5/рори!а11оп/депега11оп/#
Послевузовское Высшее Неполное высшее Среднее профессиональное Начальное профессиональное Среднее(полное) Основное (5 - 9 классы) Начальное (1 - 4 классы)
0,3 0,3
0,9 0,9
13
Не имеющие начального образования '
Не указавшие уровень образования ^^^^^ 2,4
17,7
8,3
9,5
19,0
19,0
0
5
10
15
20
25
30
Рис. 3. Изменение уровня образования людей пенсионного возраста по данным переписей 2002 и 2010 гг.
Источник: Результаты переписей 2002 и 2010 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://demoscope.ru/weekly/pril.php
активность пожилых также будет расти и государству необходимо обратить внимание на возможность реализации потенциала данной социальной группы.
Логичным итогом изменения рассматриваемых выше показателей стало уве-
личение размера заработной платы работающих пенсионеров (табл. 5). Стоит также отметить, что работодатели обязаны перечислять страховые взносы за сотрудников в установленных размерах вне зависимости от их возраста и факта полу-
Таблица 5. Средняя начисленная заработная плата работникам по группам занятий и возрасту, руб.
2011 год 2013 год
Мужчины Женщины Мужчины Женщины
55 - 59 лет 60 - 64 года 65 лет и старше 55 - 59 лет 60 - 64 года 65 лет и старше 55 - 59 лет 60 - 64 года 65 лет и старше 55 - 59 лет 60 - 64 года 65 лет и старше
Все работники, в среднем 25312 17727 23722 16916 23632 16609 29746 23238 28532 21906 29366 21712
Руководители учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений (служб) 46195 31631 43741 32519 45083 32165 54300 42192 54823 39794 55791 43681
Специалисты высшего уровня квалификации 27662 22284 25109 21718 25477 22588 35651 29995 33789 29425 34701 29086
Специалисты среднего уровня квалификации 28298 16524 24749 16890 20652 16666 31946 22754 27187 24812 26607 23307
Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности 16270 11358 14103 11746 12465 10413 19698 14348 16765 14742 15324 13349
Неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей экономики 9450 8984 8323 8447 8659 8103 11501 11864 10862 10485 10539 10550
Источник: Данные Росстата [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/generation/#
чения пенсии. Таким образом, пожилые продолжают увеличивать свой пенсионный капитал, а рост заработной платы, вероятно, может существенно повлиять на продолжительность работы пенсионеров.
В своем исследовании [8] Д. Кароне и Д. Костелло приходят к выводу, что ввиду сокращения доли населения в трудоспособном возрасте со временем решающим фактором экономического роста станет производительность труда. В связи с тем что доля пожилых людей продолжит увеличиваться, проблема повышения производительности труда коснется и этой социальной группы. Из-за некоторых ограничений (касающихся по большей части здоровья людей пенсионного возраста) пожилые люди не могут работать в отдельных отраслях. Но в эпоху информационных технологий пожилые люди могут заметно расширить спектр своей занятости. Речь идет о возможности работать удаленно при помощи компьютера и сети Интернет. Однако на данный момент в России вовлеченность пенсионеров в работу в сети Интернет находится на низком уровне. Несмотря на то что 94% пожилых людей имеют персональные компьютеры, лишь 15% из них имеют
возможность для выхода в сеть. Причем с возрастом этот показатель снижается: почти каждый третий «молодой» пенсионер (55 - 59 лет) имеет доступ к интернету, тогда как среди самого старшего поколения (70 лет и более) этот показатель составляет 6% (табл. 6).
Важнее всего в данном случае, насколько активно пожилые люди пользуются возможностями сети Интернет. Согласно данным исследования, доля пенсионеров, активно пользующихся услугами интернета, варьируется в интервале от 5 до 8 процентов. Причем из числа тех немногих 15% пожилых людей, которые имеют к нему доступ.
Переходя к выводам, стоит отметить самое важное: несмотря на то что с экономической точки зрения решение о повышении пенсионного возраста назрело, в демографическом плане все не так однозначно. Увеличение удельного веса пожилых людей, вероятнее всего, будет проходить по инерционному сценарию, т. к. отсутствуют предпосылки к «омоложению» населения в ближайшей перспективе, и к 2050 году практически каждый третий россиянин будет находиться за порогом 60 лет. Однако главным пре-
Таблица 6. Возможность выхода в интернет и интернет-активность людей пенсионного возраста
Все респонденты Из них
старше трудоспособного возраста в том числе в возрасте, лет
55 - 59 60 - 69 70 и более
Лица в возрасте 15 лет и более, всего 100 100 100 100 100
из них имеющие возможность для выхода в сеть Интернет 51,3 15,3 30,5 18,2 5,7
Лица, в возрасте 15 лет и более, являющиеся активными пользователями сети Интернет 100 7,9 5,5 4,2
из них имеют устройства для доступа к сети Интернет:
персональный компьютер и/или портативный компьютер 93,5 93,9 93,6 95,7
мобильный телефон 28,6 11,9 14,7 11,4
другое 0,9 0,6 0,5 1,0
не определено 0,4 2,3 1,5 1,1
Источник: Данные комплексного наблюдения условий жизни населения в 2011 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru/wps/wcm/ соппес1/го551а1_та1п/гоБ51а1/ги/51а11511с5/рори!а11оп/депега11оп/#
пятствием для увеличения пенсионного возраста является низкая продолжительность жизни (особенно у мужчин), которая будет расти гораздо меньшими темпами.
К положительным моментам стоит отнести рост трудовой и экономической активности пенсионеров, повышение уровня образования. Тем самым подтверждается тот факт, что социальная группа пожилых людей в дальнейшем будет играть все большую роль.
Конечно, старение населения влечет за собой немало негативных последствий для общества (ухудшение трудовой структуры населения, увеличение демографической нагрузки и нагрузки на социальную инфраструктуру и т. д.), но не стоит забывать и о том, что пожилые люди обладают огромным жизненным опытом и ресурсными возможностями, которые можно и нужно воплощать в социальной и экономической сферах общественной жизни. Основные направления деятельности государства и общества, которые, на наш взгляд, могут стать существенным подспорьем в реализации ресурсного потенциала населения пенсионного возраста, представлены ниже.
1. Повышение трудовой активности населения пенсионного возраста. Как уже говорилось ранее, ввиду прогнозируемо-
го снижения доли населения в трудоспособном возрасте в России предложение на рынке труда будет сокращаться, и в условиях низкой рождаемости главной ресурсной возможностью станет продление периода трудовой активности населения. Повышение трудовой активности пожилых людей (которая в данном случае представляет собой процесс реализации трудового потенциала этой социальной группы [12]) позволит увеличить покупательную способность населения пенсионного возраста, а также снизить нагрузку на трудоспособное население (доля которого продолжит снижаться). Одним из направлений повышения трудовой активности и производительности труда пожилых людей может стать вовлечение пенсионеров в работу удаленно, при помощи сети Интернет.
При принятии человеком решения о продолжении трудовой деятельности в пенсионном возрасте в силу вступают два основных фактора: желание и возможность работать. В данном случае желание подкрепляется экономическими и неэкономическими мотивами. Экономические мотивы выражаются в желании пенсионера сохранить либо приумножить свой доход, а неэкономические - потребности в «нужности» и сохранении прежнего круга общения.
Однако одного только желания для продолжения трудовой деятельности в пенсионном возрасте может быть недостаточно. При оценке возможностей продления трудовой деятельности важную роль играют состояние здоровья человека и его непосредственные профессиональные навыки.
2. Укрепление здоровья населения. Часто люди предпенсионного и пенсионного возрастов вынуждены завершать свою карьеру из-за неудовлетворительного состояния здоровья. Вкупе с продолжающимся увеличением доли пожилых в нашей стране в будущем это приведет к очень серьезным последствиям: помимо уже рассмотренных проблем, связанных с ухудшением трудовой структуры и обеспечением пенсионных систем, также возрастет нагрузка на системы здравоохранения и социального обслуживания. Любопытным с этой точки зрения является исследование Д. Брайнта и О. Сонерсена, которые на примере Новой Зеландии доказали, что допустимые улучшения состояния здоровья населения могут компенсировать примерно треть давления в сторону повышения расходов на здравоохранение вследствие старения населения [1]. Одним из следствий улучшения здоровья также является и удлинение периода трудовой активности населения. В современных реалиях необходимо сделать акцент на продвижение идей здоровьесберегающего (самосохранитель-ного) поведения, поскольку и государству, и населению дешевле и легче предупредить заболевание, чем длительно бороться с развившейся хронической болезнью, особенно в пожилом возрасте [7].
По результатам исследований [7], в Вологодской области каждый десятый житель региона отметил, что в течение нескольких лет подряд не был в отпуске. Сбалансированность режимов труда и отдыха может положительно повлиять на состояние здоровья человека в пожилом
возрасте и, в свою очередь, заметно продлить период его трудовой деятельности.
3. Повышение квалификации работников на протяжении всего периода трудовой деятельности. Вторым важным фактором, определяющим возможности продолжения трудовой деятельности в пенсионном возрасте, является уровень квалификации пожилых людей и соответствие их умений и навыков современным требованиям. Несмотря на накопленный к пенсионному возрасту опыт в той или иной сфере деятельности, пожилые люди менее адаптивны к инновациям. Способность быстро перестраиваться под нововведения является важным конкурентным преимуществом любого специалиста, которое выступает залогом успеха как самого сотрудника, так и организации. Поэтому, на наш взгляд, необходимо уделять как можно больше внимания повышению квалификации работников на протяжении всего периода их трудовой деятельности, в том числе и после выхода на пенсию. Сокращение разницы во времени между прохождением очередных курсов повышения квалификации поможет пожилым людям лучше адаптироваться к последним нововведениям.
4. Последнее, о чем следует сказать, это то, что в современных условиях необходимо пересмотреть социокультурную парадигму пенсионного возраста и пенсии. Часть людей отправляется на заслуженный отдых, часть продолжает работать, но вне зависимости от выбранной деятельности пенсионный возраст становится невидимой границей, условно отделяющей пожилых людей от остальной части общества. После выхода на пенсию постепенно сужается круг общения, исчезают прежние социальные роли. В данном случае можно говорить о появлении условной субкультуры «старости», которая основывается на чувстве общности пожилых людей и постепен-
ном отдалении от других социальных групп. Поэтому необходимо выстраивать такую систему межпоколенческих отношений, когда пенсионный возраст не бу-
дет иметь принципиального значения в процессе коммуникации между людьми, в формировании социальных групп и перераспределении общественных благ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брайант, Д. Оценка затрат, связанных со старением населения [Электронный ресурс] / Д. Брай-ант, О. Сонерсен // Финансы и развитие. - 2005. - № 3 (43). - Режим доступа : http://www.imf.org/ external/pubs/ft/fandd/rus/2006/09/pdf/Carone.pdf
2. Васин, С. А. Прощание с демографическим дивидендом [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://demoscope.ru/weekly/2008/0317/tema01.php
3. Вишневский, А. Г. Возраст выхода на пенсию и продолжительность жизни [Электронный ресурс] / А. Г. Вишневский. - Режим доступа : http://institutiones.com/general/2104-vozvrast-vyxoda-na-pensiyu-i-prodolzhitelnost-zhizni.html
4. Вишневский, А. Г. Похвала старению [Электронный ресурс] / А. Г. Вишневский // Отечественные записки. - 2005. - № 3 (24). - Режим доступа : http://www.strana-oz.rU/2005/3/pohvala-stareniyu
5. Демографическая модернизация России 1900 - 2000 [Текст] / колл. монография под. ред. А. Г. Вишевского. - М. : Новое издательство, 2006. - 601 с.
6. Калачикова, О. Н. Тенденции и перспективы демографического развития России и Вологодской области [Текст] / О. Н. Калачикова, А. А. Шабунова, М. А. Ласточкина // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - № 5. - С. 143-153.
7. Калачикова, О. Н. Факторы риска в сфере общественного здоровья: образ жизни [Текст] / О. Н. Калачикова, П. С. Корчагина // Регион: экономика и социология. - 2015. - № 1. - С. 108-123.
8. Кароне, Д. Может ли Европа позволить себе стареть? [Электронный ресурс] / Д. Кароне, Д. Костел-ло // Финансы и развитие. - 2005. - № 3 (43). - Режим доступа : http://www.imf.org/external/pubs/ ft/fandd/rus/2006/09/pdf/Carone.pdf
9. Кудрин, А. Л. Старение населения и угроза бюджетного кризиса [Текст] / А. Л. Кудрин, Е. Т. Гурвич // Вопросы экономики. - 2012. - № 3. - С. 52-79.
10. Медведев напомнил, что пенсионный возраст в РФ не менялся с 1932 года [Электронный ресурс] // Федеральное агентство «Экономика сегондня». - 21.04.2015. - Режим доступа : http:// rueconomics.ru/53673-medvedev-napomnil-chto-pensionnyiy-vozrast-v-rf-ne-menyalsya-s-1932-goda
11. Минтруд: отказ от пенсий россиянам с доходом свыше 1 млн руб. в год даст 145 млрд рублей за 3 года [Электронный ресурс] // Журнал «Эксперт». - 03.03.2015. - Режим доступа : http://expert. ru/2015/03/3/mintrud-otkaz-ot-pensij-rossiyanam-s-dohodom-svyishe-1-mln-rub-v-god-dast-145-mlrd-rublej-za-3-goda
12. Попов, А. В. Трудовая активность как основа трудового поведения населения [Текст] / А. В. Попов // Молодой ученый. - 2012. - № 10. - С. 151-158.
13. Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks. ru/bgd/regl/b13_13/Main.htm
14. Силуанов и Кудрин одобрили повышение пенсионного возраста до 65 лет [Электронный ресурс] // Московский комсомолец. - 14.04.2015. - Режим доступа : http://www.mk.ru/ economics/2015/04/14/siluanov-i-kudrin-odobrili-povyshenie-pensionnogo-vozrasta-do-65-let.html
15. Синявская, О. В. Как повышать пенсионный возраст в России [Электронный ресурс] / О. В. Синявская // Отечественные записки. - 2005. - № 3 (24). - Режим доступа : http://www.strana-oz. ru/2005/3/kak-povyshat-pensionnyy-vozrast-v-rossii
16. Сови, А. Общая теория населения [Текст] : пер. с фран. Ф. Р. Окуневой / А. Сови. - Т. 2 : Жизнь населения. - М. : Прогресс, 1977. - 520 с.
17. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru
18. World Health Organization. Global Health Observatory Data Repository [Electronic resource]. -Available at : http://apps.who.int/gho/data/view.main.680?lang=en
19. World Population Prospects: The 2012 Revision [Electronic resource]. - Available at : http://esa.un.org/ unpd/wpp/index.htm
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Барсуков Виталий Николаевич - младший научный сотрудник отдела исследования уровня и образа жизни населения. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: [email protected]. Тел.: (8172) 59-78-10.
Barsukov V.N.
TO THE QUESTION OF RAISING RETIREMENT AGE IN RUSSIA
The problem of population ageing is becoming increasingly important for Russia. The growing share of the elderly and the reduced proportion of the working-age population lead to the serious consequences related to the violation of balance of the employment structure of population and the increased burden on social infrastructure and problems in the financial provision of pension systems. All this compels the state to seek a way out of the situation. To increase the retirement age is the most widely discussed measure. The first part of the article presents the debate on the possibility of raising the retirement age in Russia. It considers scientists' arguments "FOR" and "AGAINST" and concludes that, despite the need for its improvement in terms of economy, low life expectancy (including healthy) remains the main obstacle in Russia. The second part is devoted to the study of socio-demographic characteristics and economic activity of the retirement age population in Russia. The increased level of education and labor activity of the modern older generation is a positive moment. In terms of the forecasted decline in supply on the labor market the involvement of the elderly will become one of the main resource capabilities of the state. The elderly people's state of health is the key factor to determine their ability to continue labor activity. Therefore, the government should pay much attention to the promotion of health-saving behavior among the population. In the future this can significantly increase the period of labor activity of people in retirement. It is necessary to build such a system of intergenerational relations, when the retirement age will have fundamental importance in the communication process between people, the formation of social groups and the redistribution of public goods.
Population ageing, retirement age, age structure, the elderly, labor activity.
REFERENCES
1. Bryant D., Sonersen O. Otsenka zatrat, svyazannykh so stareniem naseleniya [Evaluation of the Costs Associated with Population Ageing]. Finansy i razvitie [Finance and Development], 2005, no. 3 (43). Available at: http://www.imf.org/external/pubs/ft/fandd/rus/2006/09/pdf/Carone.pdf
2. Vasin S. A. Proshchanie s demograficheskim dividendom [Farewell to the Demographic Dividend]. Available at: http://demoscope.ru/weekly/2008/0317/tema01.php
3. Vishnevskii A. G. Vozrast vykhoda na pensiyu i prodolzhitel'nost' zhizni [Age of Retirement and Length of Life]. Available at: http://institutiones.com/general/2104-vozvrast-vyxoda-na-pensiyu-i-prodol-zhitelnost-zhizni.html
4. Vishnevskii A. G. Pokhvala stareniyu [Praise of Ageing]. Otechestvennye zapiski [Patriotic Notes],
2005, no. 3 (24). Available at: http://www.strana-oz.ru/2005/3Zpohvala-stareniyu
5. Demograficheskaya modernizatsiya Rossii 1900 - 2000: monografiya [Demographic Modernization of Russia 1900 - 2000: Monograph]. Under editorship of A. G. Vishevskii. Moscow : Novoe izdatel'stvo,
2006. 601 p.
6. Kalachikova O. N., Shabunova A. A., Lastochkina M. A. Tendentsii i perspektivy demograficheskogo raz-vitiya Rossii i Vologodskoi oblasti [Trends and Prospects of Demographic Development of Russia and the Vologda Oblast]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2012, no. 5, pp. 143-153.
7. Kalachikova O. N., Korchagina P. S. Faktory riska v sfere obshchestvennogo zdorov'ya: obraz zhizni [Risk Factors in the Field of Public Health: Way of Life]. Region: ekonomika i sotsiologiya [Region: Economy and Sociology], 2015, no. 1, pp. 108-123.
8. Karone D., Kostello D. Mozhet li Evropa pozvolit' sebe staret'? [Can Europe Afford to Grow Old?]. Finansy i razvitie [Finance and Development], 2005, no. 3 (43). Available at: http://www.imf.org/external/pubs/ ft/fandd/rus/2006/09/pdf/Carone.pdf
9. Kudrin A. L., Gurvich E. T. Starenie naseleniya i ugroza byudzhetnogo krizisa [Ageing of the Population and Threat of a Fiscal Crisis]. Voprosy ekonomiki [Issues of Economics], 2012, no. 3, pp. 52-79.
10. Medvedev napomnil, chto pensionnyi vozrast v RF ne menyalsya s 1932 goda [Medvedev has Reminded that the Retirement Age in Russia has not Changed since 1932]. Federal'noe agentstvo "Ekonomika segondnya" [Federal Agency "Economics Today"]. April 21, 2015. Available at: http://rueconomics. ru/53673-medvedev-napomnil-chto-pensionnyiy-vozrast-v-rf-ne-menyalsya-s-1932-goda
11. Mintrud: otkaz ot pensii rossiyanam s dokhodom svyshe 1 mln rub. v god dast 145 mlrd rublei za 3 goda [The Ministry of Labor: Pensions Renounced by the Russians with Personal Income over 1 Million Rubles a Year will Provide 145 Billion Rubles for 3 Years]. Ekspert [The Expert]. March 3, 2015. Available at: http://expert.ru/2015/03/3/mintrud-otkaz-ot-pensij-rossiyanam-s-dohodom-svyishe-1-mln-rub-v-god-dast-145-mlrd-rublej-za-3-goda
12. Popov A. V. Trudovaya aktivnost' kak osnova trudovogo povedeniya naseleniya [Labor Activity as the Basis for Labor Behavior of the Population]. Molodoi uchenyi [Young Scientist], 2012, no. 10, pp. 151-158.
13. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik [Russian Statistical Yearbook]. Available at: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b13_13/Main.htm
14. Siluanov i Kudrin odobrili povyshenie pensionnogo vozrasta do 65 let [Siluanov and Kudrin Approved Raising the Retirement Age to 65 Years] Moskovskii komsomolets [Moscow Komsomolets]. April 14, 2015. Available at: http://www.mk.ru/economics/2015/04/14/siluanov-i-kudrin-odobrili-povyshenie-pensi-onnogo-vozrasta-do-65-let.html
15. Sinyavskaya O. V. Kak povyshat' pensionnyi vozrast v Rossii [How to Raise the Retirement Age in Russia]. Otechestvennye zapiski [Patriotic Notes], 2005, no. 3 (24). Available at: http://www.strana-oz. ru/2005/3/kak-povyshat-pensionnyy-vozrast-v-rossii
16. Sauvy A. Obshchaya teoriya naseleniya [General Theory of Population]. Translated from French by F. R. Okuneva. Moscom : Progress, 1977. 520 p.
17. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoistatistiki RossiiskoiFederatsii [Federal State Statistics Service of the Russian Federation]. Available at: http://www.gks.ru
18. Global Health Observatory Data Repository. World Health Organization. Available at: http://apps.who. int/gho/data/view.main.680?lang=en
19. World Population Prospects: The 2012 Revision. Available at : http://esa.un.org/unpd/wpp/index.htm
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Barsukov Vitalii Nikolaevich - Junior Research Associate at the Department of Living Standard and Lifestyle Studies. Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Socio Economic Development of Territories of Russian Academy of Science. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 59-78-10.