и для целей гигиенического нормирования как достаточно информативный показатель.
Оценивая с этой точки зрения полученные нами результаты, можно заключить, что продолжительное воздействие ИК-радиации мощностью 440 Вт/м2 является пороговым для организма, а интенсивность 460 Вт/м2 — повреждающей.
Обнаруженное у исследуемых ослабление хемилюминесценции мочи при воздействии ИК-радиации оптимальной интенсивности (420 Вт/м2) можно рассматривать как позитивное для организма явление, поскольку оно есть следствие снижения общего уровня перекисного окисления в организме (Ю. А. Владимиров и А. И. Арчаков). В условиях лучистого обогрева комфортных параметров, как показано И. В. Высочиной и соавт. (1973), организм работает в более экономичном энергетическом режиме, поскольку трата энергии на теплопродукцию уменьшается за счет поступления экзогенного тепла в виде энергии ИК-излучения.
ЛИТЕРАТУРА. Бак 3., Александер П. — Основы радиобиологии. М., 1963. — Владимиров Ю. А., Арчаков А. И. Перекисное окисление липи-дов в биологических мембранах. М., 1972. —Владимиров Ю. А., Ш а р о в А. П., Малюгин Э. Ф. — «Биофизика», 1973, т. 18, № 1, с. 148 — В ы с о ч и н а И. В., Губернский Ю. Д., Каверина В. Ф. и др. — «Гиг. и сан.», 1973, Л1? 12, с. 27.—Журавлев А. И.—В кн.: Физико-химические основы авторегуляции в клетках. М., 1968, с. 7. — Он же. — В кн.: Сверхслабые свечения в медицине и сельском хозяйстве. М., 1971, с. 9. — Козлов Ю. П. Свободные радикалы и их роль в нормальных и патологических процессах. М., 1973. — Курляндская Э. Б. К вопросу о механизме действия лучистой энергии. Дис. докт. М., 1948. — Левицкий В. А.— «Центральный мед. ж.», 1933, т. 12, вып. 6, с. 797. — КаюшннЛ. П., Пулато-в а М. К., Б у р ш т е й н Э. А. — «Докл. АН СССР». 1963, т. 149, № 6, с. 1432. — Смит К., Хэнеуолт Ф. Молекулярная фотобиология. М., 1972, с. 10. — Т ajp у сов Б. Н. — В кн.: Сверхслабые свечения в биологии. М., 1972, с. 9. — Т у р о -вец Г. Л., Владимиров Ю. А. — «Гиг. и сан.»,» 1975, № ю, с. 60—62.
Поступила 10/IX —1975 г.
BIOPHYSICAL PRECONDITIONS FOR HYGIENIC STANDARDIZATION
OF RADIANT HEAT
G. L. Turovets, Yu. D. Gubernsky, N. S. Orlova
The infrared radiation produces in man distinct changes of urine chemifluorescence the features and intensity of which depend on the intensity of the affecting factor. Consequently, the content of free radicals in the body, that are registered by the method of initiated chemi fluorescence, may be considered as a sufficiently informative index in hygienic standardization of the infrared radiation.
УДК 612.84-053.6:618.111.4 4
Э. С. Рутенбург
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ У ПОДРОСТКОВ ЛЕНИНГРАДА В СВЕТЕ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
Ленинградский научно-исследовательский институт гигиены труда и профессиональных заболеваний
•
В работе приводится анализ материалов обследования 13 738 подростков 14—18 лет различного учебно-производственного профиля (2539 школьников, 6137 учащихся ПТУ, 3104 рабочих подростка, 1319 студентов техникумов и 639 студентов вуза). Среди школьников были юноши и девушки 14—17 лет (7—10-е классы), среди учащихся ПТУ, студентов техникумов и работающих на предприятиях преобладали 16—18-летние подростки, среди студентов I курса университета — только 17- и 18-летние. Численность разных возрастно-половых и учебно-производственных групп была достаточной для сравнительного статистического анализа.
8С
Таблица 1
Показатели некорригированной остроты зрения у подростков разных учебно-производственных групп (в % к числу обследованных)
Учитывая, что одним из наиболее важных критериев при решении вопроса о подборе профессии является острота зрения, мы разработали данные о степени его снижения у подростков (табл. 1).
Почти у 3/4 обследованных острота зрения была нормальной (0,9 — 1,0), а у 27% — пониженной, в том числе у 1/ 6 части — на обоих глазах. При этом степень снижения зрения у многих подростков была довольно значительной. Так, у 8% из них некорригированная острота зрения на одном или обоих глазах составляла 0,1 и ниже (в том числе у 4% такое зрение было на обоих глазах). Более чем у 11 % обследованных острота зрения обоих глаз не достигала 0,5. Лишь у сравнительно небольшого количества (8,6%) подростков степень снижения зрения оказалась умеренной — не ниже чем до 0,5 на одном или обоих глазах. Если даже исключить эти небольшие степени снижения остроты зрения, то и при этом число лиц с нарушением зрительной функции остается довольно значительным.
Однако анализ зрительной функции в целом не дает точного представления о состоянии зрения у подростков, поскольку большое число обследованных составляли учащиеся ПТУ и рабочие подростки, т. е. по существу «отобранные» группы. Наиболее важны в этом отношении данные о зрении у школьников и студентов, так как среди первых исключен фактор отбора, а среди вторых он менее строг, а также'в связи с тем, что работа по профессиональной ориентации в основном проводится со школьниками. Поэтому ниже приведем более подробные данные о состоянии зрения у школьников и студентов и об ограничениях при выборе профессии школьниками в связи с нарушением зрительной функции.
Как видно из табл. 1, более чем у г/3 школьников зрение оказалось пониженным, чаще (у 26,5%) на обоих глазах. При этом степень снижения зрительной функции часто была весьма значительной: у 12,3% старшеклассников острота зрения одного или обоих глаз не превышала 0,1, в том числе у 6,5% это отмечалось на обоих глазах, а более чем у 16% острота зрения не достигала 0,5 на обоих глазах. Все это вызывало некоторые сложности при выборе профессии школьниками 7—10-х классов.
Наиболее неблагоприятные показатели зрительной функции обнаружены у студентов; среди них понижение остроты зрения встречалось чаще, чем у учащихся ПТУ и рабочих подростков (и это естественно в связи с более строгим предварительным отбором), а также у школьников и учащихся техникумов. Студенты вуза отличались, кроме того, более частым и выраженным снижением зрения на обоих глазах. У каждого девятого
X X X х к о >< о с ф в о 3 2 я
Острота зрения л ч и X о * = X Студею вузов о
о X а а*Н Я О. а Й г ¿•X да V и а
Зрение снижено 35,1 22,2 24,2 34,1 41,8 27,0
Зрение снижено на 1 гла-
зу. 8,6 6,4 8,3 7,9 8,6 7,4
в том числе до 0,1 и
ниже 1,7 0,9 0,9 1,2 2,2 1.1
до 0,2—0,4 2,8 1,8 2.1 2,6 1,9 2,1
до 0,5—0,8 4,1 3.7 5,3 4,1 4,5 4,2
Зрение снижено на оба
глаза, 26,5 15,8 15,9 26,2 33,2 19,6
в том числе до 0,1 и
ниже 6,4 2.4 2.3 8.2 11,2 4.2
до 0,1 на худшем,
0,2—0,4 на лучшем
глазу 2.6 0,9 1.2 1.6 3,4 1.4
0,1 на худшем.
0,5—0,8 на лучшем
глазу 1.6 1.1 1.5 1.1 3,1 1,3
0,2—0,4 на оба глаза 7.3 4,4 5,9 7.7 7,4 5,8
0,2—0,4 на худшем.
0,5—0,8 на лучшем
глазу 3,6 2,2 1,6 3.9 4,3 2.5
0,5—0,6 на оба глаза 1,7 1.3 0,9 1.1 1.3 1,2
0,7—0,8 на оба глаза 3,3 3,5 2,5 2.6 2,5 3,2
студента некорригированная острота зрения обоих глаз составляла 0,1 и ниже. По состоянию зрительной функции школьники и студенты наиболее близки между собой, хотя у последних все же зрение хуже. Так, среди 17-летних школьников пониженное зрение отмечалось у 38%, среди их сверстников студентов — у 44%, а снижение его на обоих глазах до 0,1 и менее соответственно у 8,5 и 11,7%.
У девушек зрение было снижено несколько чаще, чем у юношей, что особенно характерно для подростков младших возрастных групп. Так, среди 14-летних школьников мальчиков пониженное зрение было у 24,6%, среди девочек— у 36,6%. У учащихся ПТУ того же возраста эти показатели составляли соответственно 15,2 и 25,2%, у учащихся техникумов — 26 и 34,4%. Выявлено также ухудшение зрительной функции параллельно увеличению возраста подростков, однако эта закономерность, отмеченная многими исследователями, оказалась, по нашим данным, более характерной для мальчиков. Среди мальчиков школьников 14 лет пониженное зрение было у 24,6%, 16 лет— у 40,4%. У девочек же в отличие от мальчиков уже к 14 годам отмечены более частые нарушения зрительной функции (соответственно у 36 и 24,6%), в дальнейшем, с возрастом они изменялись мало (до 37,3% у 17-летних). Таким образом, нарушение зрения у девочек появляется в более раннем возрасте чаще, чем у мальчиков.
Главной причиной понижения зрения у подростков, как известно, служит аномалия рефракции и, в частности, основной ее вид— близорукость, удельный вес которой среди обследованных с аномалией рефракции составлял 73,3%. Аномалия рефракции обнаружена более чем у 30% школьников старших классов, в том числе в 25% случаев близорукость наблюдалась чаще у девочек, что уже отмечалось рядом исследователей.
Среди подростков всех учебно-производственных групп преобладала близорукость слабой степени, что согласуется с общеизвестными данными многих авторов (Е. М. Белостоцкая; А. А. Сычев, и др.). Вместе с тем удельный вес миопии слабой степени у студентов был меньший, а высокой и средней степени — больший, чем у школьников. Так, миопия слабой степени среди школьников с близорукостью составляла 87,5%, среди учащихся техникума — 67,5%, среди студентов вуза—64,8%. Удельный вес близорукости средней степени соответственно составлял 10,5, 26,8 и 30,1 %, высокой степени— 1,8, 5,7 и 5%. Таким образом, среди близоруких студентов у каждого третьего была близорукость средней или высокой степени. Подобные степени близорукости у учащихся техникумов распространены в 2 раза, а студентов вузов — в 3 раза чаще, чем у школьников (соответственно у 7,8, 9,8 и 3,2%). Эти данные нельзя отнести за счет более старшего возраста студентов, несмотря на общеизвестный факт нарастания частоты и степени близорукости по мере увеличения возраста. Сравнение частоты разных степеней близорукости у подростков одного возраста (17 лет), но разных учебно-производственных групп убедительно свидетельствует о более неблагоприятных показателях зрительной функции у студентов — высокие и средние степени близорукости у них значительно чаще, чем у школьников (табл. 2).
Таблица 2
Частота близорукости разных степеней у подростков 17 лет, обучающихся в различных учебных заведениях (в % к числу обследованных)
Группы обследованных Юноши Девушки Всего
степень близорукости
I II III I II III I II III
Школьники 22,9 4,3 26,1 3,4 0,4 24,9 3,8 0,2
Учащиеся техникумов 13,5 9,4 4,1 16,2 5,9 — 15,0 7,4 1,8
Студенты вуза 22,6 8,9 2,1 16,2 10,6 1,2 20,0 9,6 1.8
Характер профессиональных ограничений у школьников в связи с аномалией зрения (в % к числу обследованных)
Характер ограничений Юноши Девушки Всего
Ограничения к работам:
препятствующим ношению
очков 20,6 25.1 23,2
требующим напряжения
зрения 12,7 22.0 18,0
требующим сохранности 2,4 3,4 3,0
бинокулярного зрения
связанным с повышенной
опасностью глазного трав-
матизма 1,2 3,3 2,4
требующим полноценного 2,0 0,07 0,9
цветоощущения
Всего .. . 26,7 29,1 28,2
Каждый 11-й студент Таблица 3
техникума и каждый 9-й студент вуза 17 лет (I курс) страдает близорукостью со средней или высокой степенью. Это связано, по-видимому, со спецификой зрительной нагрузки и режима дня данного контингента подростков не только во время обучения в вузе или техникуме, но и в течение длительного «пред-вузовского» периода. Состояние зрительной функции у ленинградских школьников в 1972 г. имеет некоторые особенности по сравнению с 1953— 1954 гг. (А. Н. Николаев):
близорукость у 14-и 15-летних стала значительно чаще (21,9—24,6% против 12,2—17,9% в 1954 г.), тогда как среди подростков старшего возраста эти различия менее выражены. Следовательно, общее увеличение частоты близорукости произошло в основном за счет 14-летних, главным образом девушек.
Ввиду столь частого нарушения зрения у школьников представляло большой интерес и практическое значение определить, в какой мере эти нарушения ограничивают возможность выбора профессии. Для выяснения этого каждому обследованному было дано заключение об ограничениях к влиянию различных профессионально-производственных факторов и о возможности освоения ряда наиболее «массовых» профессий, подготавливаемых профессионально-техническими училищами Ленинграда (металлообработка на станке, радиотехнические, строительные и судостроительные специальности, профессии слесарного профиля, швейного и обувного производств).
Анализ полученных материалов показал, что 25% школьников имеют те либо иные ограничения к труду в связи со зрительными нарушениями. Одним из наиболее частых противопоказаний служат работы, характер и условия которых препятствуют пользованию очками (табл. 3). К освоению таких работ не может быть допущена почти школьников. Почти 1/5 части гйэдростков противопоказаны работы, связанные со значительным напряжением зрения. У девушек все виды профессиональных ограничений чаще (особенно работы, требующие напряжения зрения), чем у юношей, за исключением работ, при которых необходима сохранность полноценного цветоощущения.
Частота ограничений в 1972 г. у школьников несколько ббльшая, чем в 1960 г. (В. М. Левин и Э. С. Рутенбург). Особенно существенны различия с предыдущими годами среди девушек, что отражает ухудшение их зрительной функции за последнее десятилетие.
Показатели профессиональных ограничений среди школьников Ленинграда выше тех, которые наблюдаются у школьников старших классов Москвы. Эти различия связаны, по-видимому, не только с худшими показателями зрительной функции ленинградских школьников, но и с различным методическим подходом к определению профессиональных ограничений. Мы придерживались более строгого подхода, основанного на важнейшем принципе профессиональной консультации — предотвращении ухудшающего влияния профессиональных факторов на состояние зрительной функции подростков.
При определении возможности обучения подростков с аномалией зрения конкретным специальностям в профессионально-технических училищах, которое проводилось в строгом соответствии с действующими перечнями медицинских противопоказаний, оказалось, что 20% юношей и 25% девушек по окончании средних школ не смогут осваивать профессии строительного профиля (маляра и штукатура), 25% девушек не смогут обучаться основным профессиям текстильного производства, 5% лиц обоего пола не будут допущены в училища радиотехнического профиля, 4% девушек — к обучению профессии швейного и обувного производства, около 2% юношей не смогут осваивать слесарно-сборочные и слесарно-ремонтные профессии. Число подростков, не могущих обучаться профессиям «станочного» профиля (токари, фрезеровщики), сравнительно невелико (1,5% юношей и 3,5% девушек). Следовательно, хотя круг выбора профессий подростками с аномалией зрения довольно широк, так как у подавляющего большинства из них имеется миопия слабой степени, достаточно корригирующаяся, значительное число школьников не сможет обучаться строительным, судостроительным, электротехническим, текстильным специальностям. Эти данные имеют важное значение и должны учитываться планирующими органами системы профессионально-технического образования.
Значительная распространенность нарушения зрительной функции у подростков, которая в течение ряда лет не имеет тенденции к снижению и появляется даже в более младшем возрасте, свидетельствует о необходимости усиления внимания к этому вопросу медицинской науки, в первую очередь гигиенической и офтальмологической в целях разработки мер профилактики нарушения зрительной функции у детей и разработки научно-обоснованных критериев работоспособности зрительного анализатора с различными аномалиями.
В связи с тем что нарушение зрения часто ограничивает освоение ряда важных для развития народного хозяйства профессий, частоту подобных ограничений следует учитывать при планировании подготовки кадров в системе профессионально-технического образования из числа оканчивающих среднюю школу.
ЛИТЕРАТУРА. Белостоцкая Е. М. Гигиена зрения школьников. М., 1960. —Левин В. М., Рутенбург Э. С. — «Гиг. и сан.», 1962, № 2 с 42— 47.—Николаев А. Н. К вопросу о близорукости среди школьников. Авгореф. дне. канд. Л., 1955/— Сычев А. А. — «Гиг. и сан.», 1975, №1. с. 34—37.
Поступила I3/V—1975 г.
ANALYSIS OF VISUAL FUNCTIONS IN THE ADOLESCENTS OF LENINGRAD IN VIEW OF PROBLEMS OF OCCUPATIONAL ORIENTATION
E. S. Rutenburg
The paper presents data on the incidence of vision disturbances in connection with the refraction anomalies in adolescents, based on the results of examination of 13738 adolescents (school undergraduates of senior grades, students of professional technical schools, and higher educational institutions, adolescent workers). More than one third of school undergraduates, who were mostly girls, presented a fall of vision acuity. The most unfavorable indices of vi: sual functions were noted among the students of higher educational institutions. Besides, the author presents data on the incidence and features of occupational limitations for the school undergraduates in connection with disturbances of their vision.