Научная статья на тему 'БЛИЗОРУКОСТЬ УЧАЩИХСЯ РЕМЕСЛЕННЫХ УЧИЛИЩ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ'

БЛИЗОРУКОСТЬ УЧАЩИХСЯ РЕМЕСЛЕННЫХ УЧИЛИЩ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYOPIA IN PUPILS OF INDUSTRIAL SCHOOLS OF DIFFERENT PROFESSIONS AND THE HYGIENIC FACTORS OF THE ENVIRONMENT

A dynamic study of the acuity of vision of 3456 pupils in an industrial school has shown that among the studying turners, milling machine operators, ironworkers,, carpenters and builders, no increase in the number of myopia during the two years of studying was evident. On the other hand, among the pupils working on sewing machines, the incidence of myopia during the time ol study increased considerably (by 7—12%) and more so during the first year than the second. On investigating the conditions of the industrial training it has been determined, that the visual strain of pupils working on sewing machines is three times greater than, that of the turners. Whilst the visual exhaustion (stability of distinct vision) of these pupils exceeds that of turners by four times. The natural and artificial light in a number of industrial schools (especially those using sewing machines) does not meet the hygienic requirements.

Текст научной работы на тему «БЛИЗОРУКОСТЬ УЧАЩИХСЯ РЕМЕСЛЕННЫХ УЧИЛИЩ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ»

емых методов борьбы с пылью за счет упорядочения их использования; б) разработки новых более совершенных методов обеспыливания; в) разработки новой технологии ведения горных работ, при которой пылеобра-зование должно быть устранено или доведено до минимума.

Поступила 17/Н 1956 г.

THE DUST CONTENT OF THE AIR AND THE IMPROVEMENT OF MEASURES FOR CONTROL OF DUST IN MINES

A. F. Sachkov, candidate of technical sciences

The author sets forth in the present issue the problem of combat with dust in the mining industry, and concludes that only in strict observation of the recommended measures it is possible to attain the maximum permissible concentration.

•k it it

БЛИЗОРУКОСТЬ УЧАЩИХСЯ РЕМЕСЛЕННЫХ УЧИЛИЩ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Д. И. Каганович

Из кафедры гигиены детей и подростков и кафедры глазных болезней Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института

Научных исследований, позволяющих судить о влиянии обучения в ремесленных училищах различных профессий на зрение подростков, в доступной литературе нам найти не удалось.

Для изучения данного вопроса было выделено 10 ремесленных училищ: металлистов— 5, столяров—1, швейников — 2 и строителей—2. Почти у всех учащихся этих училищ (97,9% их фактического состава) в количестве 3456 человек была исследована острота зрения по общепринятой методике. У лиц с остротой зрения 0,7 и ниже исследовалась рефракция объективным методом скиаскопии с субъективной проверкой корригирующими стеклами. С целью проследить динамику состояния рефракции исследование учащихся проводилось дважды: учащиеся первого года обучения исследовались в начале и в конце учебного года, второго года обучения (поступления 1954 г.) — в начале второго года обучения в 1955 г. и по окончании училища в 1956 г. Учащихся каждой профессии или группы родственных профессий было не менее 350—400 человек. Повторно в 1956 г. было обследовано 3165 учащихся (91,6% всех первично исследованных). Скиаскопии подверглось 475 учащихся дважды и 55 учащихся однократно. Атро-пинизации в течение недели с последующим назначением очков подверглось 115 человек, в основном близоруких. Часть учащихся была атропинизирована нами, часть — офтальмологами. Было изучено санитарно-гигиеническое состояние 8 ремесленных училищ Ленинграда и одного училища Риги (естественное и искусственное освещение, режим производственного и теоретического обучения учащихся различных профессий и пр.).

Как видно из табл. 1, число близоруких по всем исследованным ремесленным училищам достигает 7,89%.

Высокий процент близоруких среди швейников уже с начала первого года обучения объясняется отсутствием специальных требований к зрению при поступлении. По приказам Министерства здравоохранения СССР от 8 августа 1952 г. № 701 и Главного управления трудовых резервов от 19 августа 1952 г. № 196 в ремесленные училища могут быть допущены и лица с высокой степенью миопии (до 5,0—6,0—8,0 D в зависимости от возраста); в сущности по состоянию зрения в ремесленные училища прини-

маются почти все школьники; по данным А. Н. Николаева (Ленинград), из нескольких тысяч обследованных им школьников (1952—1953) миопия выше 6,0 Э встретилась только у 2 учеников.

Таблица 1

Близорукость учащихся ремесленных училищ по профессиям и году обучения (в процентах к числу исследованных) (1955)

Профессии и группы однородных профессий

Год г обучения токари фрезеровщики слесари горячих цехов швейники Ленинграда столяры строители всего

Первый Второй 10,12 5.49 9,3 6,54 12,66 6,14 5,85 4,7 13,9 13,3 12,06 6,66 7,96 1,79 9,84 5,58

Итого . . 8,06 8,09 9,12 5,36 13,7 9,44 5,06 7,89

Для выяснения причины большого процента близоруких среди учащихся первого года обучения (1955 г. поступления) мы изучили состояние зрения учащихся в зависимости от числа законченных ими классов и от места обучения их до поступления в ремесленное училище (в городской или сельской местности). Эти данные выяснялись по специальным картам. По нашим наблюдениям отмечается связь роста числа близоруких с увеличением числа законченных классов; среди сельских школьников близоруких меньше, чем среди городских. Большой процент близоруких (табл. 1) среди учащихся первого года обучения, т. е. 1955 г. поступления, объясняется тем, что в 1955 г. поступали в ремесленные училища в основном учащиеся с 7—8-летним образованием, среди которых число близоруких особенно велико, в то время как в 1954 г. (2-й год обучения) поступило еще довольно большое число лиц с 5—6-летним образованием, причем большая часть сельских школьников, среди которых число близоруких было менее значительно (табл. 2).

Таблица 2

Близорукость среди учащихся ремесленных училищ, поступивших из сельских и городских школ, по числу оконченных классов

Окончило Итого

Местность, в которой расположены школы 6 классов 7 классов 8 классов

всего учащихся процент близоруких всего учащихся процент близоруких всего учащихся процент близоруких л всего учащихся процент близоруких

Сельская ...... • 102 3,92 987 8.9 159 10,06 1248 8,65

Городская ....... 308 7,79 982 10,18 120 13,33 1410 9,93

Среди учащихся ремесленных училищ встречается в основном миопия до 6,0 Э. Учащиеся со степенью близорукости выше 6,0 Б встречаются как исключение (из 3165 исследованных только 3 человека). В ремесленных училищах имеется большое число учащихся с другими аномалиями рефракции — 8,4% (гиперметропия, миопичеСкий астигматизм и др.).

Учащихся-швейников с пониженной остротой зрения больше, чем учащихся других профессий (34,88% при средней по всем профессиям 23,57%). Имеется значительное число работ по изучению влияния условий труда на зрение взрослых рабочих (Ц. М. Иоффе; Д. А. Перуанский,

П. А. Пономаренко и др.). Все они находили, что чем тоньше зрительная работа, тем больше среди лиц данной профессии близоруких (швейники, штопальщицы, проборщики и др.). Некоторые авторы (Ц. М. Иоффе, П. А. Пономаренко) выделяют подростков и юношей в возрасте 16—23 лет, считая, что у них миопия может развиваться и вне связи с профессией, а в процессе роста и развития организма. Таким образом они становятся на позиции фатальности миопии в подростковом и юношеском возрасте. Наблюдение за 2 844 учащимися обоих лет обучения по профессиям: токари, фрезеровщики, слесари, столяры и строители не показало почти никаких сдвигов в состоянии зрения по сравнению со временем поступления. За 2 года обучения только 2 учащихся стали близорукими. Практически у учащихся перечисленных профессий близорукость не возникает после оставления общеобразовательной школы. Подтверждением этого факта может служить почти полное отсутствие случаев прогресси-рования степени близорукости. В то же время среди учащихся-швейников имеется значительный рост числа близоруких.

Под нашим наблюдением находилось специальное ремесленное училище № 27 швейников Ленинграда — 258 человек, в основном девочки. При исследовании 129 учащихся первого года обучения в начале обучения мы обнаружили 13,9% близоруких, при исследовании этих же учащихся через год мы обнаружили уже 20,9% близоруких. Прирост близоруких за один год составляет 7%. Если же считать по отношению к учащимся, поступившим с остротой зрения 1,0 на оба глаза, то через год 10% из них стало близорукими. Из исследованных 75 учащихся второго года обучения в начале учебного года мы обнаружили 13,3% близоруких, через год— 17,3 % близоруких. Значительное нарастание числа близоруких за первый год обучения можно объяснить новыми условиями зрительного труда, когда глаза еще не адаптировались к напряженной зрительной работе. Аналогичную картину мы имели при исследовании группы учащихся 4-го года обучения (до 1954 г. обследованное училище было 4-годичным). В первый год обучения программа предусматривала теоретическое обучение, за которым следовало обучение производственное. Среди поступивших 54 человек было 8 близоруких, через год обучения их стало уже 11, через 2 года — 12, через 3 года — 15 и в конце 4-го года обучения — 17. Таким образом, число близоруких за 4 года обучения больше чем удвоилось. Характерно, что среди такой же группы (75 учащихся-металлистов) с 4-летним обучением за первый год обучения прибавилось 2 близоруких, а за остальные 3 года обучения ни один учащийся не стал близоруким. Среди учащихся-швейников было отмечено не только увеличение числа близоруких, но и увеличение степени уже имевшейся близорукости.

Для проверки данных, полученных у швейников в Ленинграде на относительно небольшом материале, мы изучили по той же схеме учащихся-швейников специального ремесленного училища № 7 Риги. Так как мы смогли исследовать остроту зрения и состояние рефракции только один раз, то данные о зрении учащихся при поступлении были взяты у окулистов Риги. В достоверности этих данных мы не сомневались, поскольку методика исследования была однородна.

Результаты исследования швейников ремесленного училища Риги оказались такими же, как и учащихся-швейников Ленинграда. Среди 153 учащихся первого года обучения при поступлении было 5,9% близоруких, а в конце учебного года— 16,3%. По отношению к учащимся, поступившим с остротой зрения, равной 1,0, становятся близорукими в самом училище 16%.

Среди 101 учащегося второго года обучения (1954 г. поступления) в начале обучения в училище было 7% близоруких, а к окончанию, в 1956 г.,— 15,8%. Из учащихся с нормальной остротой зрения за 2 года обучения 11,2% стали близорукими. Большинство учащихся, ставших близорукими в стенах ремесленных училищ в Ленинграде, было атропи-

низировано нами, а в Риге — врачом-окулистом; нуждающимся назначались очки. Ни одного случая отмены диагноза не было. Степень вновь приобретенной миопии была в основном 1,0—2,0 Э, но были случаи и более высокой близорукости (4,0 Э). Для изучения режима производственной работы и учета зрительной нагрузки мы провели хронометражные записи всех рабочих операций в течение дня у швейников и у токарей (принадлежащих к тому же разряду зрительных работ — 2-му по СНиП)1. Под наблюдением находилось 6 учащихся — токарей первого года обучения, 4 учащихся-швейников второго года обучения Риги, 5 учащихся первого и 4 учащихся-швейников второго года обучения Ленинграда. Наблюдения велись у каждой группы на протяжении недели, за неделю учащиеся-швейники успевали сделать целиком одно изделие (шинель или пальто), после чего этот цикл повторялся, учащиеся-токари ежедневно выполняли одну и ту же работу. Зрительная нагрузка у учащихся-швейников составляет около 80—85% рабочего дня как в первом, так и во втором году обучения, в то время как у учащихся-токарей только 26,5%, т. е. в 3 раза меньше (у учащихся-токарей за зрительную работу принималась работа на станке, у швейников — ручное и машинное шитье); у учащихся-токарей отдых составляет 15,4% рабочего дня, у учащихся-швейников — только 1—3,5%; обеденный перерыв у токарей занимает 11,4% времени рабочего дня, у швейников — только 3,4—4,6%. У швейников инструктаж и беседы мастеров занимают всего 0,85—4,3% времени рабочего дня, утюжка от 6,8 до 14%, а у токарей инструктаж мастеров занимает 15,3% рабочего времени, зрительная работа у них чередуется с подготовительными операциями (31,2% рабочего дня), не требующими чрезмерного напряжения зрения. Учитывая, что зрительное утомление зависит не только от продолжительности труда, но и от его особенностей, в данном случае от отсутствия контрастности цветовых объектов труда у швейников (белая нить на белой ткани, черная на черной), мы изучали у учащихся обеих профессий устойчивость ясного видения. Было отобрано 7 учащихся-токарей первого года обучения, 10 учащихся-швейников первого года и 7 учащихся второго года обучения Ленинграда, 5 учащихся-швейников второго года обучения Риги. Возраст учащихся 15—16 лет, все — девочки, соматически здоровые при ■остроте зрения обоих глаз не менее 1,0; бытовая обстановка и питание почти одинаковы. Исследования проводились в производственных условиях при достаточном освещении для данного разряда работ (150 лк). Таким образом, различие было только в профессии и в режиме рабочего дня, о котором было сказано выше. Исследования проводились 3 раза в день — в начале, в середине и в конце рабочего дня. Для исключения влияния естественного освещения окна на время работы были закрыты плотными, не пропускающими света шторами. Каждая группа исследовалась в течение 7 дней, учащиеся-швейники Ленинграда второго года обучения — 9 дней. Предварительная тренировка длилась 8—9 дней. Как видно из табл. 3, при одних и тех же условиях искусственного освещения падение устойчивости ясного видения у учащихся-швейников более чем в 4 раза превышает падение устойчивости ясного видения у учащихся-токарей. Содержание и длительность теоретического обучения у учащихся ремесленных училищ мало отличаются друг от друга, поэтому мы сочли возможным изучить падение устойчивости ясного видения только у токарей. Оно оказалось у них незначительным — 4,5%.

О незначительном зрительном утомлении можно было судить и по хронометражным записям режима дня: учащиеся мало пишут и мало читают на уроках, больше слушают или отвечают на вопросы преподавателей. Аналогичное явление наблюдается и у учащихся-швейников.

По двухнедельным хронометражным записям был изучен режим дня учащихся после занятий (1631 человеко-день у швейников Ленинграда и

' Строительные нормы и правила, ч. II, М., 1954.

Риги, 1500 человеко-дней у металлистов). Отмечается, что учащиеся-швей-ники Ленинграда меньше гуляют на воздухе, чем учащиеся-металлисты, в остальном режим дня разных групп учащихся существенно не отличается друг от друга.

Таблица 3

Устойчивость ясного видения в течение рабочего дня у учащихся-швейников и токарей (средние из всех наблюдений по группам)

Профессиональные группы учащихся Число наблюдений Устойчивость ясного видения Снижение устойчивости ясного видения за лень работы (в процентах)

в начале рабочего дня (8 часов 30 минут) в середине рабочего дня (12 часов 30 минут) в конце рабочего дня (15 часов ?.0 минут)

показатель % показатель о/ /О показатель %

Швейники второго года

обучения Ленинграда 189 0,657 100 0,583 88,7 0,527 80,2 19,8

Швейники второго года

обучения Риги .... 62 0,664 100 — — 0,536 80,7 19 3

Швейники первого года

обучения Ленинграда 180 0,658 100 0,585 88,9 0,534 81,2 18,8

Токари первого года обу-

чения (производственное

обучение)...... 126 0,669 100 0,647 96,7 0,642 96,0 4,0

Токари первого года обу-

чения (теоретическое

.обучение)...... 126 0,663 100 0,646 97,4 0,633 95,5 4,5

Примечание. Показателем устойчивости ясного видения бралось отношение Rcero времени ясного видения к общему времени наблюдения (180 секунд). За 100% принята устойчивость ясного видения в начале работы.

Исследовано естественное и искусственное освещение классов, мастерских, учебных кабинетов 9 ремесленных училищ. Результаты оказались в большинстве неудовлетворительными, особенно естественное освещение производственных мастерских училища швейников № 27 Ленинграда и искусственное — в классах швейного училища г. Риги. Например, из 127 измерений коэффициента естественной освещенности (КЕО) в ремесленном училище швейников Ленинграда на рабочих местах во всех мастерских в 89% случаев КЕО был ниже 1%, в 50% —даже ниже 0,5%- Это зависит как от расположения мастерских (затенение мастерских крылом здания ремесленного училища), так и от неправильного расположения рабочих столов по отношению к свету. В классах швейного училища Риги из 175 исследований на рабочих местах (партах) искусственное освещение в 78,6% составляло менее 25 лк, в 95,9% — менее 75 лк. Все это в сочетании с напряженной зрительной работой усугубляет положение, тем более, если учесть особенности климатического пояса Риги, когда значительную часть рабочего времени классы должны освещаться искусственным светом. Несоответствующая гигиеническим требованиям электроарматура, иногда ее отсутствие еще более затрудняют зрительную работу.

Следует отметить, что если в училищах металлистов имеются подставки к станкам для подростков малого' роста, то в училищах швейников как в Риге, так и в Ленинграде, все стулья и столы для кяхиш одного размера, а рост учащихся, по нашим данным, находится в пределах 135—165 см, т. е. требует 3 ростовых размеров мебели. Все это не может не сказаться на органе зрения подростков.

Выводы

1. В ремесленные училища всех профессий поступает некоторый процент лиц с аномалиями рефракции, среди которых главное место занимает близорукость.

4 Гигиена и санитария, Ni 2

49

2. За два года обучения среди учащихся металлистов, столяров и; строителей почти не наблюдается новых случаев близорукости, а у близоруких она почти не прогрессирует.

3. У учащихся швейников наблюдается рост числа близоруких за время обучения.

4. Это находит свое объяснение в том, что рабочий день швейников чрезвычайно уплотнен и перегружен тонкой зрительной работой, которая значительно превышает зрительную работу учащихся-токарей.

5. Зрительное утомление (падение устойчивости ясного видения) у учащихся-швейников более чем в 4 раза превышает зрительное утомление учащихся-токарей.

6. Естественное и искусственное освещение ряда исследованных ремесленных училищ не удовлетворяет гигиеническим требованиям.

ЛИТЕРАТУРА

Данциг Н. М. Русск. офталмол. журн., 1931, т. 13, №3, стр.291—295.— ЗайдшнурИ. А., ФонгаузМ. А. Сов. вестн. офталмол., 1933, т. 3, № 3,. стр. 241—253. — Зильбер Д. А., Трумпайц Я. И. Влияние работы на глаз. Л., 1938.— Иоффе Ц. М. Вестн. офталмол., [949, т. 28, в. 4, стр. 18—21. — П е р у а н-с к и й Д. А. Горьк. мед. журнал, 1934, № 6—7, стр. 57—66. — Пономаренко П. А. Вестн. офталмол., 1953, т. 31, № 1, стр. 42—45.

Поступила 18/11 1957 г.

MYOPIA IN PUPILS OF INDUSTRIAL SCHOOLS OF DIFFERENT PROFESSIONS AND THE HYGIENIC FACTORS OF THE ENVIRONMENT

D. I. Kaganovich

A dynamic study of the acuity of vision of 3456 pupils in ar. industrial school has shown that among the studying turners, milling machine operators, ironworkers,, carpenters and builders, no increase in the number of myopia during the two years of studying was evident. On the other hand, among the pupils working on> sewing machines, the incidence of myopia during the time of study increased considerably (by 7—12%) and more so during the first year than the second.

On investigating the conditions of the industrial training it has been determined, that the visual strain of pupils working on sewing machines is three times greater than, that of the turners. Whilst the visual exhaustion (stability of distinct vision) of these pupils exceeds that of turners by four times.

The natural and artificial light in a number of industrial schools (especially those-using sewing machines) does not meet the hygienic requirements.

ИЗ ПРОШЛОГО СИБИРСКОЙ САНИТАРНОИ ОРГАНИЗАЦИИ

Проф. В. А. Пулькис

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую-эру в истории переустройства нашей страны. Наряду с созданием органов советской власти возникла новая система здравоохранения и санитарной организации.

Санитарное состояние дореволюционной Сибири соответствовало ее общей отсталости. Интенсивность заразных болезней в условиях неполной регистрации достигала высоких степеней. В 1913 г. в одной Томской губернии было более 4000 случаев заболеваний оспой. Средняя продолжительность жизни не достигала 30 лет.

Смертность равнялась 31 на 1000 населения. При огромных природных богатствах Сибири население не было обеспечено нормальным питанием. При обследовании в 1910 г. более 3000 школьников оказалось, что-четвертая часть их не обедала или обедала очень редко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.