Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ ПРЯДИЛЬНО-ТКАЦКОГО ПРОИЗВОДСТВА НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ '

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ ПРЯДИЛЬНО-ТКАЦКОГО ПРОИЗВОДСТВА НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н.В. Ростомбекова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF OCCUPATIONAL AND TECHNICAL CONDITIONS IN SPINNING AND WEAVING INDUSTRY ON THE HEALTH OF ADOLESCENT GIRLS DURING THEIR TRAINING

The finding was that occupational and technical conditions prevailing in spinning and weaving industry may have a definite effect on the health of adolescents, that may become apparent 7 to 8 months after training. The most pronounced functional shifts were observed on the part of the cardiovascular and nervous systems and that of the immunobiological reactivity. In the author’s opinion the most appropriate age for training is 17 years and older. If adolescents start work at the age of 15 to 16 years the industrial training for a period of one year should take place in specially equipped training shops.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ ПРЯДИЛЬНО-ТКАЦКОГО ПРОИЗВОДСТВА НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ »

воздушной среды отделений художественного травления, химической полировки и живописного можно при условии механизации технологических операций и размещения вредных веществ в шкафах-укрытиях с надлежащей вытяжной вентиляцией. На Киевском заводе художественного стекла разработана поточная линия для химической полировки стеклоизделий. Процесс полировки полностью механизирован и его выполняет один оператор. При этом ванны с кислотами, щелочью для нейтрализации и водой для промывки изделий расположены в шкафу-укрытии, который оборудован мощной вытяжной вентиляционной установкой. В таких шкафах-укрытиях нужно выполнять и живописные работы, а наблюдение за работой следует проводить через защитное стекло-экран.

Осуществление на заводах сортового и художественного стекла предлагаемого комплекса мероприятий будет способствовать дальнейшему оздоровлению условий труда, повышению его производительности.

Поступила 26/1 1970 г.

IMPROVEMENT OF WORKING CONDITIONS AT PRODUCTION OF HIGH QUALITY

AND ARTISTIC GLASS

M. Ya. Suponitsky, F. M. Shleifman, E. P. Tupchy

The paper deals with hygienic working conditions prevailing at production of high quality and artistic glass. A number of measures are suggested for their improvement: prevention of air pollution with toxic dust; provision of efficient ventilation at such processes as transportation of substances in the form of dust; centralized removal of dust; control of heat emission, etc. Certain means are recommended for preventing the noxious effect of vibration and improving the hygienic conditions in painting.

УДК 613.6:613.9561:677.022 +677.024

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ

ПРЯДИЛЬНО-ТКАЦКОГО ПРОИЗВОДСТВА НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

Н. В. Ростомбекова

Научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний Министерства здра» воохранения Грузинской ССР, Тбилиси

Условия труда в прядильно-ткацком производстве характеризуются рядом неблагоприятных факторов (повышенные температура и влажность воздуха, шум, пыль), которые обусловливаются технологией производства и пока не могут быть устранены.

Действуя систематически на протяжении нескольких лет, они вызывают некоторые изменения в организме работающих, а иногда и развитие патологических процессов со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, органа слуха и др. (А. А. Кравченко и соавт.; Ю. И. Верт-кин; А. А. Фетисова; А. И. Андрукович, и др.). Определенные изменения обнаружены и в организме подростков, проходящих производственное обучение и работающих в условиях прядильно-ткацкого производства (Т. В. Рассказова; М. С. Меллер; Э. С. Рутенбург; Л. А. Кузнецова, и др.) Однако влияние условий последнего на организм подростков изучено недостаточно.

Цель данной работы — изучение состояния здоровья девушек-подростков, осваивающих ведущие профессии прядильно-ткацкого производства, на протяжении их 2-летнего обучения в производственно-техниче-

ских училищах (ПТУ). Всего обследовано 1907 подростков в возрасте от 15 до 19 лет.

Физическое развитие основной массы учащихся (92,1%) в начале обучения в ПТУ было нормальным. На 2-м году обучения у большинства увеличились показатели роста, окружности грудной клетки, но в 41,1% случаев отмечалось некоторое понижение веса.

Со стороны сердечно-сосудистой системы у большей части подростков на 1-м году обучения (61,4% у 15—16-летних, 59,4% у 17—18-летних и 60,7% у 19—20-летних) наблюдается тенденция к тахикардии и снижению артериального давления (табл. 1), что связано с воздействием производственных условий, роль которых выясняется при сравнении с результатами обследования учащихся других профессий, у большинства которых пульс и артериальное давление находятся в пределах нормы (соответственно 73,0± 1,23 в минуту и 106±0,94 мм). На 2-м году обучения в группах 15— 16- и 19—20-летних учащихся тенденция к учащению пульса и снижению артериального давления несколько уменьшается, у 17—18-летних частота пульса остается прежней. Аналогичные данные получены и другими авторами при обследовании девушек, работавших на предприятиях текстильной промышленности.

Таблица 1

Частота пульса в минуту и артериальное давление (в мм) у подростков в период обучения

ПТУ (средние данные)

Число Артериальное давление

иссле- частота пуль-

со сГ О. о доааний са систолическое диастолическое

1-й 2-й 1-й 2-й 1-й 2-й 1-й 2-й

15—16 267 120 81,4± 78,3± 93,7± 99,3± 50,3± 58,8±

±0,53 ±0,90 ±0,69 ± 1,10 ±0,69 ±0,84

17—18 374 391 81,6± 81,2± 97,6± 100,6± 54,2± 60,0±

±0,43 ±0,50 ±0,45 ±0,57 ±0,54 ±0,43

19—20 117 110 82,9± 77,7± 101,3± 98,7± 54,6± 56,6±

±0,94 ±0,97 ±1,17 ±1,05 ±0,92 ±0,89

Тенденция к учащению пульса служит показателем преобладания возбуждения симпатической нервной системы, что подтверждают данные неврологического исследования: резкое учащение пульса и его замедленное восстановление после ортостатической пробы, стойкий красный дермографизм, извращенный рефлекс Ашнера и др. (врач Л. Н. Котова). В определенной степени тахикардию можно расценивать как компенсаторную реакцию со стороны прессорецепторного аппарата вследствие развития гипотонии. Воздействие условий производства на нервную систему выявляется и при анализе заболеваемости подростков. В структуре заболеваемости функциональные нарушения нервной системы занимают второе место (вегетодистонии, неврастенический синдром и т. д.). На первом мес-сте — заболевания сердечно-сосудистой системы, в основном гипотония, далее гастриты, холецистит, тонзиллит и др. Сравнительно высокий уровень нарушений со стороны нервной системы следует объяснить быстрой исто-щаемостью ее в подростковом возрасте под влиянием условий труда.

Характер изменений частоты пульса и артериального давления при проведении пробы Мартине—Кушелевского, скорость восстановления пульса после нее свидетельствуют о преобладании нормальных реакций у большей части подростков (табл. 2). На 2-м году обучения число подростков с нормальными реакциями в старших возрастных группах увеличивается, в группе 15—16-летних уменьшается, что указывает на некоторое ухудшение функционального состояния сердечно-сосудистой системы в этой возрастной группе.

Функциональное состояние дыхательной системы у большинства подростков оставалось нормальным, на 2-м году обучения показатели должной

Таблица 2

Распределение изменений пульса и артериального давления при проведении пробы Мартине— Кушелевского у подростков в период обучения в ПТУ

Возраст в годах) и год обучения

Тип реакции 15- -16 17- -18 19 -20

1-й 2-й 1-й 2-й 1-й 2-й

I. Пульс и систолическое артериальное давление

возрастают, диастолическое снижается 23,9 20,6 28,4 32,1 26,1 33,3

II. Пульс и систолическое артериальное давле-

ние возрастают, диастолическое не изменя-

ется .................. 27,4 30,1 35,6 36,5 21,7 29,4

III. Пульс, систолическое и диастолическое

артериальное давление возрастают .... 37,2 31,8 22,8 21,1 47,8 21,6

IV и др.................. 11,5 17,6 13,2 10,3 4,4 15,7

Восстановление пульса в течение 1—2 мин. 76,2 60,3 71,7 80,3 68,7 84,3

Число исследований ............ 125 63 147 137 35 51

жизненной емкости легких (ДЖЕЛ), должной максимальной вентиляции легких (ДМВЛ), должного максимального объема дыхания (ДМОД) возрастали у основной массы учащихся всех возрастных групп. Снижение ДЖЕЛ и ДМВЛ чаще отмечалось на 1-м году обучения среди учащихся 15—16 лет (на 20,8—37,5%).

Данные изучения морфологического состава крови показали, что число лейкоцитов и лейкоцитарная формула на протяжении обучения в ПТУ остаются в пределах нормы (у значительного числа подростков на ее нижней границе), на 1-м году обучения наблюдаются несколько уменьшенные

уровень гемоглобина и количество эритроцитов. На

1-м году обучения резко понижена фагоцитарная активность лейкоцитов, что свидетельствует о снижении общей иммунобиологической реактивности организма и, по мнению многих исследователей, служит ранним показателем «неспецифического» воздействия профессионально-производственных условий на работающих (А. И. Пахомычев, и др.). На 2-м году обучения у основной массы подростков фагоцитарная активность лейкоцитов нормализуется, что говорит о нормализации иммунобиологической реактивности организма. У 12,6% учащихся

2-го года фагоцитарная активность превышала норму.

Это повышение сочеталось с увеличением количества эозинофилов и гиперреактивным типом ФРОЭ, что служит одним из показателей повышения реактивности, которое, по-видимому, следует объяснить сенсибилизирующими свойствами хлопковой пыли. Сенсибилизирующее действие последней наблюдали А. А. Фетисова, X. Г. Расулов, Е. Г. Гдзелидзе и др. Сравнение с показателями фагоцитарной активности лейкоцитов у подрост-

80

7он 60 50 40-30 20-10

--•4

"""Г

sc 6

5

—г-«

4

К 6

Рис. 1. Некоторые показатели состояния сердечно-сосудистой системы взрослых рабочих в зависимости от

возраста начала производственного обучения. а — число (в %) нормотоников (/) и гипотоников (2); б —нормальные реакции (3) и неблагоприятные (4) на ортостатичес-кую пробу. По оси абсцисс — возраст начала производственного обучения (в годах).

ков других профессий позволяет отнести наблюдаемые изменения за счет влияния условий прядильно-ткацкого производства.

Как показали данные исследований, в условиях прядильно-ткацкого производства в организме подростков уже через 7—8 месяцев возникают определенные изменения. Неблагоприятное влияние производства резче проявляется у подростков 15—16 лет, что, видимо, обусловлено большей функциональной неустойчивостью регуляторных механизмов в этом возрасте.

На 2-м году обучения у большинства учащихся функциональное состояние организма улучшается. Однако, как показали результаты обследования 640 взрослых рабочих, впоследствии нередко развиваются функциональные изменения, обусловленные пребыванием в прядильно-ткацких цехах: гипотония, функциональные нарушения нервной, дыхательной систем и др. Анализ результатов обследования взрослых рабочих показал, что в развитии этих изменений определенная роль принадлежит возрасту начала работы (роль стажа при разработке материала была исключена). Так, например, наибольшее число случаев гипотонии наблюдается среди работниц, начавших обучение в возрасте 14, 15, Шлет (рис. 1). У них же при проведении орто-статической пробы чаще отмечаются реакции, оцениваемые как неблагоприятные, и замедленное восстановление пульса.

Определенная зависимость от возраста начала работы проявляется и со стороны таких показателей внешнего дыхания, как ДЖЕЛ, ДМВЛ, ДМОД; с повышением возраста начала производственного обучения число нормальных показателей возрастает (рис. 2). Наконец, возраст начала обучения в условиях прядильно-ткацкого производства определенно влияет и на развитие ряда хронических заболеваний. По нашим данным, хронические заболевания верхних дыхательных путей, нервной системы, органов пищеварения чаще наблюдаются у работниц, начавших обучение в возрасте 14—16 лет.

Полученные данные позволяют считать, что наиболее благоприятный возраст приема на работу и обучение в условиях прядильно-ткацкого производства — 17 лет и старше. Производственное обучение учащихся 15— 16 лет на протяжении всего 1-го года следует проводить в специально оборудованных учебных цехах.

ЛИТЕРАТУРА

Андрукович А. И. Гиг. труда, 1965, № 12, с. 39.— ВерткинЮ. И. Там же, 1963, № 12, с. 3.— Гдзелидзе Е. Г. В кн.: Сборник трудов Научно-исслед. ин-та гигиены труда и профзаболеваний. Тбилиси, 1966, т. 10, с. 181.— Кузнецова Л. А. Гиг. и сан., 1969, № 6, с. 33.— M е л л е р М. С. Там же, 1968, № 3, с. 112,— ПахомычевА. И. Там же, 1960, № 11, с. 77.— РассказоваТ. В. В кн.: Материалы Научной конференции по гигиене политехнического и производственного обучения. М., 1962, с. 64.— РутенбургЭ. С. В кн.: Вопросы гигиены труда подростков. Л., 1966, с. 33,— Фетисова А. А. Гиг. труда, 1961, № 2, с. 44.

Поступила 15/1X 1969 г.

EFFECT OF OCCUPATIONAL AND TECHNICAL CONDITIONS IN SPINNING AND WEAVING INDUSTRY ON THE HEALTH OF ADOLESCENT GIRLS DURING THEIR

TRAINING N. V. Rostombekova

The finding was that occupational and technical conditions prevailing in spinning and weaving industry may have a definite effect on the health of adolescents, that may become apparent 7 to 8 months after training. The most pronounced functional shifts were

SO 40 . 30-20-10-

dots r5-'6 n-iB 19-го ни старше

Рис. 2. Зависимость ДЖЕЛ (/) и ДМВЛ (2) у взрослых рабочих от возраста начала производственного обучения (число сниженных показателей в %).

По оси абсцисс — возраст начала производственного обучения (в годах).

observed on the part of the cardiovascular and nervous systems and that of the immunobio-logical reactivity. In the author's opinion the most appropriate age for training is 17 years and older. If adolescents start work at the age of 15 to 16 years the industrial training for •a period of one year should take place in specially equipped training shops.

УДК 616.28-008.14-353.4-07:612.84/881:613.72

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ИХ РАЗВИТИЕ

Проф."£. М. Белостоцкая, JI. В. Рябова Центральный институт усовершенствования врачей, Москва

Гигиенических исследований, касающихся условий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с тотальным и особенно частичным дефектом слуха, очень мало.

В связи с этим перед нами стояли задачи: а) изучить функциональные -особенности слабослышащих детей дошкольного возраста, б) выявить особенности режима в специализированном детском саду и в) на основании полученных данных разработать такие гигиенические воздействия, которые обеспечивали бы наиболее эффективные пути компенсации дефектов развития.

Мы проводили исследования в течение 3 лет в Москве в специальном детском саду для слабослышащих детей (№ 1860). Большинство наблюдений сопоставлялось с данными о здоровых детях дошкольного возраста, посещающих массовый детский сад. Всего находилось под наблюдением 295 детей в возрасте 4—7 лет.

У большинства слабослышащих детей (101 из 127) была II—III степень тугоухости. Почти у всех детей нарушение слуха обусловливалось двусторонним невритом слуховых нервов.

Исследование позволило выявить некоторые специфические особенности развития и состояния здоровья слабослышащих детей.

1. Дефект слуха у всех детей привел к той или иной степени нарушения речи, искажению произношения.

Исследование по методике Ф. Ф. Pay и Э. И. Леонгард показало, что внятность произношения у всех детей снижена. Однако от 4-летнего возраста к 7-летнему отмечается заметный сдвиг как во внятности произношения (с 29 до 40 слов), так и в построении смысловой речи: от предметной, лепетной в 4 года — к развернутой, смысловой в 6—7 лет. Эти сдвиги обусловлены влиянием специального обучения и воспитания в детском саду.

2. У детей с дефектом слуха выявлены худшие показатели остроты зрения и рефракции по сравнению с нормально слышащими детьми: острота зрения ниже 1,0 была у 69% слабослышащих детей и у 40—54% детей с нормальным слухом.

Причиной понижения остроты зрения у слабослышащих детей в 9,8% была близорукая рефракция; у детей с нормальным слухом частота близорукой рефракции составляет 1—6% (Е. М. Белостоцкая; Э. Н. Вильшан-ский и др.). Худшие показатели остроты зрения и рефракции можно объяснить большим напряжением зрения в связи с тем, что обучение и воспитание слабослышащих детей построены на зрительном восприятии речевых артикуляций («чтение с губ»). Хронометражные наблюдения выявили, что в среднем в течение 80,2% времени занятия проходят с напряжением зрения. Длительное же напряжение зрения, связанное с усиленной деятель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.