Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ИХ РАЗВИТИЕ'

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ИХ РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
40
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Е.М. Белостоцкая, Л.В. Рябова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL FEATURES OF PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH WEAK HEARING AND THE EFFECT OF PHYSICAL TRAINING ON THEIR DEVELOPMENT

The paper deals with morphological and functional peculiarities of preschool-age children with weak hearing. The peculiar features of teaching and physical training of such children is associated with a greater static component than in an ordinary kindergarten. An increase of the amount of useful motor activity during the day among the children with weak hearing brings about a considerable improvement of their functional state. Consequently, it may be advisable to alter the existing program of physical training for children with defective hearing.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ИХ РАЗВИТИЕ»

observed on the part of the cardiovascular and nervous systems and that of the immunoblo-logical reactivity. In the author's opinion the most appropriate age for training is 17 years and older. If adolescents start work at the age of 15 to 16 years the industrial training for •a period of one year should take place in specially equipped training shops.

УДК 616.28-008.14-353.4-07:612.84/881:613.72

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ИХ РАЗВИТИЕ

Проф."£. М. Белостоцкая, JI. В. Рябова Центральный институт усовершенствования врачей, Москва

Гигиенических исследований, касающихся условий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с тотальным и особенно частичным дефектом слуха, очень мало.

В связи с этим перед нами стояли задачи: а) изучить функциональные -особенности слабослышащих детей дошкольного возраста, б) выявить особенности режима в специализированном детском саду и в) на основании полученных данных разработать такие гигиенические воздействия, которые обеспечивали бы наиболее эффективные пути компенсации дефектов развития.

Мы проводили исследования в течение 3 лет в Москве в специальном детском саду для слабослышащих детей (№ 1860). Большинство наблюдений сопоставлялось с данными о здоровых детях дошкольного возраста, посещающих массовый детский сад. Всего находилось под наблюдением 295 детей в возрасте 4—7 лет.

У большинства слабослышащих детей (101 из 127) была II—III степень тугоухости. Почти у всех детей нарушение слуха обусловливалось двусторонним невритом слуховых нервов.

Исследование позволило выявить некоторые специфические особенности развития и состояния здоровья слабослышащих детей.

1. Дефект слуха у всех детей привел к той или иной степени нарушения речи, искажению произношения.

Исследование по методике Ф. Ф. Pay и Э. И. Леонгард показало, что внятность произношения у всех детей снижена. Однако от 4-летнего возраста к 7-летнему отмечается заметный сдвиг как во внятности произношения (с 29 до 40 слов), так и в построении смысловой речи: от предметной, лепетной в 4 года — к развернутой, смысловой в 6—7 лет. Эти сдвиги обусловлены влиянием специального обучения и воспитания в детском саду.

2. У детей с дефектом слуха выявлены худшие показатели остроты зрения и рефракции по сравнению с нормально слышащими детьми: острота зрения ниже 1,0 была у 69% слабослышащих детей и у 40—54% детей с нормальным слухом.

Причиной понижения остроты зрения у слабослышащих детей в 9,8% была близорукая рефракция; у детей с нормальным слухом частота близорукой рефракции составляет 1—6% (Е. М. Белостоцкая; Э. Н. Вильшан-ский и др.). Худшие показатели остроты зрения и рефракции можно объяснить большим напряжением зрения в связи с тем, что обучение и воспитание слабослышащих детей построены на зрительном восприятии речевых артикуляций («чтение с губ»). Хронометражные наблюдения выявили, что в среднем в течение 80,2% времени занятия проходят с напряжением зрения. Длительное же напряжение зрения, связанное с усиленной деятель-

ностью аккомодации глаза, по современным взглядам, рассматривается как важная причина развития близорукости.

У детей с дефектом слуха отмечено отставание двигательных функций, что проявлялось, в частности, в замедлении латентных периодов двигательных реакций на световой раздражитель (табл. 1).

Скорость зрительно-моторных реакций у слабослышащих детей отставала по сравнению с нормально слышащими в пределах от 0,06 сек. (в 4 года) до 0,08 сек. (в 7 лет). При введении дифференцировки отставание на положительный раздражитель увеличилось уже после инструкции соответственно доО,43 и 0,16 сек., что свидетельствует о меньшей подвижности нервных процессов.

Показатели пространственной ориентации по данным дальности прыжка с места у слабослышащих детей ниже (см. рисунок 1): разница составляет 10,5 см в 4 года и увеличивается до 27,1 см в 7 лет. Аналогичное отставание наблюдается и в показателях точности прыжка.

У слабослышащих детей в 2,6 раза чаще встречались функциональные нарушения осанки, что может быть связано с отставанием в развитии двигательных функций. У 4,7% этих детей наблюдались нарушения опорно-двигательного аппарата, носившие органический характер, в связи с поражением центральной нервной системы, тогда как у детей с нормальным слухом таких нарушений не наблюдалось. Ухудшение вестибулярных функций отразилось на показателях статического и динамического равновесия.

Детальные хронометражные наблюдения за деятельностью детей показали, что статическое состояние у слабослышащих детей превалирует над динамической деятельностью, в среднем составляя 71,6% бюджета дневного времени. Удельный же вес организованной двигательной активности (в виде отдельных элементов физического воспитания), особенно важной для этих детей, еще меньше и составляет в среднем 5,1% общего режима дня. Кроме того, элементы физического воспитания, как правило, лишены целенаправленного корригирующего влияния.

На основании выявленных функциональных особенностей слабослышащих детей и недостатков в организации физического воспитания в одной из подготовительных в школе групп были введены вместо одного два обязательных занятия по физкультуре, которые дополнялись ежедневными индивидуальными коррекционными занятиями с целью развития основных движений. Помимо этого, в данной группе уделялось большее внимание и другим компонентам двигательного режима во время утренней гимнастики, физкультурных пауз на обязательных занятиях, индивидуальной коррекционной работе с отдельными детьми в перерыве между занятиями и во время прогулок. Такое расширение физического воспитания привело к заметному увеличению во все дни недели организованной двигательной активности детей, которая в среднем стала составлять 17% бюджета дневного времени. Эффективность специально введенных элементов физического воспитания определялась динамикой ряда показателей у детей исследуемой и контрольной групп.

Учитывая, что ведущей задачей детского сада является формирование речи детей, мы изучали влияние целенаправленного двигательного режима на речевые функции детей. Оказалось, что под влиянием физического воспитания

см 130-120 110-100 90-80 70 60-

50-40

Ь 5 6 7

Возраст (в годах)

Максимальная дальность прыжка (в см).

1 — слабослышащие дети; 2 — дети с нормальным слухом.

Таблица 1

Латентные периоды зрительно-моторной реакции

Возраст Группа детей Латентный период двигательной реакции на световой раздражитель при простом задании (в сек.) Латентные периоды двигательных реакций на положительный световой после введения дифференцировок (в сек.) раздражитель

после инструкции после последней дифференциро вки

'л М±т Р л М±т Р л М±т Р

4 года Слабослышащие 202 0,83±0,02 <0,05 34 1,23± 0,07 <0,001 25 1,19±0,08 <0,001

Нормально слышащие 289 0,77±0,01 105 0,80+0,02 51 0,83+0,03

7 лет Слабослышащие 318 0,56±0,01 <0,001 62 0,72±0,03 <0,001 53 0,72+0,02 <0,001

Нормально слышащие 347 0,48±0,01 151 0,56± 0,01 76 0,53±0,02

Таблица 2

Показатели двигательных и вестибулярных функций детей в наблюдаемых группах до и после введения целенаправленного физического воспитания

Группа детей Дата исследования Латентный период двигательной реакции (в сек.) Дальность прыжка с места (в см) Отклонения в точности прыжка (в см) Дальность метания (в м) Бег на 10 м (в сек.) Длительность статического равновесия с закрытыми глазами (в сек.)

л М±т Р Л М±т Р л М±т Р Л М±т Р л М±т Р л М±т Р

С дефектом слуха Контрольная Декабрь 1966 г. Май 1967 г. Декабрь 1966 г. Май 1967 г. 191 384 253 333 0,590± 0,009 0,561 ±0,006 0,552± 0,009 0,550± 0,005 + 12 12 10 10 94,2+2,9 113±3,5 101 ± 4,4 104±4,0 + 60 60 50 50 5,1±0,4 3,6±0,4 4,4±0,5 4,3±0,4 + 12 12 10 10 6,2±0,5 8,7±0,4 6,4±0,6 7,0±0,6 + 12 12 10 10 3,4+0,07 3,0+0,06 3,2+0,06 3,1 + 0,11 + 12 12 9 9 1,55± 0,28 2,45± 0,25 1,43±0,27 1,53± 0,27 +

Обозначения: (+) — достоверно; (—) — недостоверно.

внятность произношения значительно улучшилась. В контрольной группе максимальное улучшение у 11 из 12 детей не превышало 1—3 слов и только у одного ребенка улучшилась внятность произношения 4 слов. Сдвиги более чем в 4 словах произошли у 5 из 12 детей с дефектами слуха, причем внятность произношения особенно улучшилась у детей с более тяжелой степенью тугоухости. Физическое воспитание, повышая общий тонус детей, вызывало у них потребность в словесных реакциях. Один ребенок впервые заговорил именно на занятих физической культурой, принимая активное участие в подвижной игре «Угадай, кто я». Наши данные о сдвигах в состоянии речи детей под влиянием двигательной активности соответствуют данным ряда авторов (В. В. Дзюрич; М. М. Кольцова, и др.).

Физическое воспитание отразилось положительно и на состоянии двигательных и вестибулярных функций (табл. 2).

Элементы физического воспитания оказали также хорошее влияние на состояние здоровья детей: увеличились физиометрические показатели, улучшилась осанка, улучшилось состояние сердечно-сосудистой системы. Это выявилось в улучшении показателя качества реакции (по Б. П. Кушелев-скому) с 0,29 до 0,40, тогда как у детей контрольной группы этот показатель практически не изменился, оставаясь в пределах 0,34—0,31. Особенно важно, что показатель качества реакции улучшался за счет увеличения амплитуды артериального давления. Под влиянием физического воспитания укорачивался период восстановления частоты пульса и артериального давления, исчезали случаи инвертированных реакций, что очень важно, так как у детей с пониженным слухом относительно часто встречаются функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы в связи с более широким распространением заболеваний ЛОРорганов.

Выводы

1. Слабослышащие дети отличаются от детей с нормальным слухом некоторым отставанием в развитии речевых, зрительных, двигательных и вестибулярных функций.

2. В существующем режиме дня в специализированном детском саду для слабослышащих детей недостаточно учитываются их функциональные особенности: значительно преобладает статический компонент и недостаточен удельный вес организованной двигательной активности.

3. Расширение целенаправленной двигательной активности позволяет значительно улучшить функциональное состояние слабослышащих детей, в связи с чем возникает вопрос о пересмотре программы физического воспитания в детских садах для детей с дефектами слуха.

ЛИТЕРАТУРА

Белостоцкая Е. М. Гигиена зрения школьников. М., 1960. — Вильшан-с к и й Э. Н. Роль массовых профилактических осмотров дошкольников в охране зрения детей. Автореф. дисс. канд. М., 1967.— Дзюрич В. В. В кн.: Материалы 3-й Научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. М., 1966, с. 109.— К о л fait о в а М. М. В кн.: Материалы 9-й Научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1969, т. 2, ч. 1, с. 340.— Р а у Ф. Ф., ЛеонградЭ. И. Методы изучения аномальных детей. М., 1965, с. 146.

Поступила 4/11 1970 г

FUNCTIONAL FEATURES OF PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH WEAK HEARING AND THE EFFECT OF PHYSICAL TRAINING ON THEIR DEVELOPMENT

E. M. Belostotskaya, L. V. Ryabova

The paper deals with morphological and functional peculiarities of preschool-age children with weak hearing. The peculiar features of teaching and physical training of such children is associated with a greater static component than in an ordinary kindergarten. An in-

crease of the amount of useful motor activity during the day among the children with weak hearing brings about a considerable improvement of their functional state. Consequently, it may be advisable to alter the existing program of physical training for children with defective hearing.

УДК 613.в:[677.469.021.5:37-053.7

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРЯДИЛЬНЫХ ЦЕХАХ ВИСКОЗНОГО ПРОИЗВОДСТВА

И. Б. Крамаренко, И. Н. Яковлева, Ф. И. Гришко, Ю. А. Литвинова Институт гигиены труда и профзаболеваний, Киев

Немногочисленные опубликованные данные о влиянии сероуглерода на молодых рабочих, а также экспериментальные наблюдения за животными различного возраста свидетельствуют о высокой чувствительности молодых индивидуумов к этому токсическому веществу (X. Хейфец; Л. М. Кашин; И. Б. Крамаренко и соавт.; И. И. Кондратьева и соавт.). Ранний контакт с сероуглеродом, как показали проведенные ранее исследования, может служить одной из причин повышения уровня специфических и неспецифических заболеваний рабочих прядильных цехов вискозного производства. Это позволяет считать необходимым всестороннее изучение организации обучения молодежи этой профессии на производстве.

Задача настоящего исследования — гигиеническая оценка существующих условий и режима производственного обучения профессии прядильщиц вискозного волокна. В качестве объекта наблюдения были избраны 2 училища, отличающиеся режимом профессионального обучения и условиями труда в цехах (ПТУ № 19, Киева — группа А, ПТУ № 8, Черкасс — группа Б). Основной контингент обследованных составляли 94 девушки в возрасте 17—19 лет, окончившие общеобразовательную школу и поступившие в ПТУ после предварительного осмотра, в результате которого они были признаны практически здоровыми (44 девушки из ПТУ № 19, 50 девушек из ПТУ № 8).

Согласно учебным планам, в обоих училищах срок обучения 1072 месяцев. В ПТУ № 19 производственная нагрузка увеличивалась на протяжении всего учебного года с таким расчетом, что к концу 2-го месяца обучения учащиеся выполняли 25% типовой нормы квалифицированного рабочего, в последующие 2 месяца — 50%, с 7-го месяца — 75% и с 9-го — 100%. При этом в первые 5 месяцев теоретические и практические занятия ежедневно чередовались. В ПТУ № 8 в первые 4 месяца преподавали только теоретические дисциплины и лишь с 5-го месяца начиналось обучение рабочим операциям. Учащиеся выполняли с 6-го месяца 25% типовой нормы рабочего, с 7-го — 50%, с 8-го — 75% и с 9-го — 100%.

Хронометраж рабочего времени показал, что плотность его у учащихся группы А составляла 70—90%, из них 50,9—69% затрачивалось на осуществление одной из основных операций — съем пряжи. Время, в течение которого прядильщицы не работали, но находились в цехе, составляло 2—12%, и 3—17% они тратили на отдых вне цеха (прием пищи, отдых, обработка рук). У учащихся группы Б плотность рабочего времени составляла 89—98%, отдых в цехе— 1—8%, отдых вне цеха — 2—5,4%.

Технология производства вискозного волокна на избранных нами объектах в принципе одинаковая, поэтому и условия труда в цехах во многом идентичны: температурно-влажностный режим от 22 до 28° при относительной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.