Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРЯДИЛЬНЫХ ЦЕХАХ ВИСКОЗНОГО ПРОИЗВОДСТВА'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРЯДИЛЬНЫХ ЦЕХАХ ВИСКОЗНОГО ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И Б. Крамаренко, И Н. Яковлева, Ф И. Гришко, Ю А. Литвинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF OCCUPATIONAL TRAINING OF YOUNG PERSONS IN SPINNING SHOPS OF RAYON PRODUCTION

In the course of industrial training of young girls 17 to 19 years old in shops, where the concentration of carbon disulfide in the air fluctuated from 10 to 30 mg/ms the students presented certain signs of vegetative vascular dysfunctioning and a high excitability of the neuro-muscular system. No similar changes were observed in girls, who underwent training in shops where the air contained toxic substances in concentrations within the maximal permissible levels.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРЯДИЛЬНЫХ ЦЕХАХ ВИСКОЗНОГО ПРОИЗВОДСТВА»

crease of the amount of useful motor activity during the day among the children with weak hearing brings about a considerable improvement of their functional state. Consequently, it may be advisable to alter the existing program of physical training for children with defective hearing.

УДК 613.в:[677.469.021.5:37-053.7

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРЯДИЛЬНЫХ ЦЕХАХ вискозного ПРОИЗВОДСТВА

И. Б. Крамаренко, И. Н. Яковлева, Ф. И. Гришко, Ю. А. Литвинова Институт гигиены труда и профзаболеваний, Киев

Немногочисленные опубликованные данные о влиянии сероуглерода на молодых рабочих, а также экспериментальные наблюдения за животными различного возраста свидетельствуют о высокой чувствительности молодых индивидуумов к этому токсическому веществу (X. Хейфец; Л. М. Кашин; И. Б. Крамаренко и соавт.; И. И. Кондратьева и соавт.). Ранний контакт с сероуглеродом, как показали проведенные ранее исследования, может служить одной из причин повышения уровня специфических и неспецифических заболеваний рабочих прядильных цехов вискозного производства. Это позволяет считать необходимым всестороннее изучение организации обучения молодежи этой профессии на производстве.

Задача настоящего исследования — гигиеническая оценка существующих условий и режима производственного обучения профессии прядильщиц вискозного волокна. В качестве объекта наблюдения были избраны 2 училища, отличающиеся режимом профессионального обучения и условиями труда в цехах (ПТУ № 19, Киева — группа А, ПТУ № 8, Черкасс — группа Б). Основной контингент обследованных составляли 94 девушки в возрасте 17—19 лет, окончившие общеобразовательную школу и поступившие в ПТУ после предварительного осмотра, в результате которого они были признаны практически здоровыми (44 девушки из ПТУ № 19, 50 девушек из ПТУ № 8).

Согласно учебным планам, в обоих училищах срок обучения 1072 месяцев. В ПТУ № 19 производственная нагрузка увеличивалась на протяжении всего учебного года с таким расчетом, что к концу 2-го месяца обучения учащиеся выполняли 25% типовой нормы квалифицированного рабочего, в последующие 2 месяца — 50%, с 7-го месяца — 75% и с 9-го — 100%. При этом в первые 5 месяцев теоретические и практические занятия ежедневно чередовались. В ПТУ № 8 в первые 4 месяца преподавали только теоретические дисциплины и лишь с 5-го месяца начиналось обучение рабочим операциям. Учащиеся выполняли с 6-го месяца 25% типовой нормы рабочего, с 7-го — 50%, с 8-го — 75% и с 9-го — 100%.

Хронометраж рабочего времени показал, что плотность его у учащихся группы А составляла 70—90%, из них 50,9—69% затрачивалось на осуществление одной из основных операций — съем пряжи. Время, в течение которого прядильщицы не работали, но находились в цехе, составляло 2—12%, и 3—17% они тратили на отдых вне цеха (прием пищи, отдых, обработка рук). У учащихся группы Б плотность рабочего времени составляла 89—98%, отдых в цехе— 1—8%, отдых вне цеха — 2—5,4%.

Технология производства вискозного волокна на избранных нами объектах в принципе одинаковая, поэтому и условия труда в цехах во многом идентичны: температурно-влажностный режим от 22 до 28° при относительной

влажности 74—88% и скорости движения воздуха 0,3—2,9 м/сек, концентрация загрязняющих воздух рабочего помещения газов (сероводород, сернистый ангидрид, аэрозоли кислот), не превышающая предельно допустимой, за исключением сероуглерода; среднечастотный шум в пределах 90 дб. Но более совершенная герметизация источников газовыделения, изменения в оборудовании и системе эксплуатации машин обеспечили па предприятиях в Черкассах значительное снижение концентрации сероуглерода. Данные заводских лабораторий, а также определение содержания сероуглерода в воздухе рабочих помещений показали, что в цехах, где обучались девушки группы Б, его концентрация, как правило, не превышала предельно допустимой (3—10 мг/м3), тогда как в цехах, где обучались девушки из группы А, концентрация сероуглерода в отобранных нами пробах воздуха в 63,7% случаев составляла 20 — 30 мг/м3, в остальных была на уровне предельно допустимой или ниже ее.

За время обучения все учащиеся прошли 4 раза медицинское обследование: в начале учебного года, через 5, 7 и 9 месяцев. Во время осмотра основное внимание уделялось оценке функционального состояния центрального и периферического отделов нервной системы, сердечно-сосудистой и мышечной систем, так как известно, что изменения в них нередко возникают на ранних этапах контакта с сероуглеродом (Э. А. Дрогичина, 1954, 1964; Л. И. Грацианская; И. А. Модель, и др.). С этой целью изучали методом хронорефлексометрии показатели, характеризующие латентный период простой и сложной реакции, сенсорную мышечную и оптическую реобазу и хронаксию (аппарат ИСЭ-01), экскрецию катехоламинов (методом В. О. Осинской в модификации А. М. Бару), мышечную силу и выносливость (ручной динамометр и аппарат Розенблата), артериальное давление и частоту сердечных сокращений, кож-но-температурную топографию.

Динамические наблюдения показали, что овладение профессией прядильщицы сопровождается перестройкой деятельности всех исследуемых систем и в первую очередь центрального и периферического отделов нервной системы. Уже через 5 месяцев после

вольты

28-

28-

ia\

2<,-

\ V

V!

22- \

20-

Гв -

16-

X

12 -

10-

8 -

в

п ш

Этапы исследования

а

Рис. 1. Показатели сенсорной реобазы длинного разгибателя пальца (а), двуглавой (б) и трехглавой мышц плеча (в) и оптической реобазы (г) у девушек-прядильщиц в динамике производственного обучения.

/ — группа А; 2 — группа Б; / — до начала обучения; // — через 5 месяцев обучения; /// — через 7 месяцев обучения; IV — через 9 месяцев обучения.

начала занятии у всех учащихся изменилось функциональное состояние высших отделов центральной нервной системы, проявившееся в значительном укорочении латентного периода простой и сложной реакции. По-видимому, эти изменения были обусловлены усилением возбудительного процесса в коре больших полушарий головного мозга, которое в равной мере отмечено у девушек обеих групп.

Несколько иная картина установлена при определении электровозбудимости нервно-мышечного аппарата. Как видно из рис. 1, в первую половину учебного года величина сенсорной мышечной и оптической реобазы резко уменьшилась у всех учащихся. Однако в последующем у девушек группы Б

величина этих показателей постепенно возвращалась к исходному уровню, тогда как у девушек группы А реобаза всех исследуемых мышц (длинный разгибатель I пальца кисти, двуглавой и трехглавой мышц плеча) и оптическая реобаза оставались уменьшенными не только по отношению к своей величине в начале обучения, но и по сравнению с соответствующими данными для девушек группы Б. Следовательно, повышение возбудимости нервно-мышечного аппарата у девушек группы А носило более выраженный и стойкий характер, что может быть ранним проявлением воздействия на организм сероуглерода. Различие в динамике показателей установлено и при исследовании мышечной силы и выносливости к статической нагрузке. На первом

этапе обучения эти показатели достоверно возрастали в обеих обследованных группах, что, по-видимому, связано с тренировкой к определенному виду физической нагрузки. К концу обучения в группе Б показатели мышечной силы остались на том же уровне, уменьшилась лишь выносливость к статическому напряжению (рис. 2). В это время в группе А уже появилась тенденция к снижению мышечной силы и резко упала выносливость к статической нагрузке. При сравнении степени изменения этого показателя в динамике у девушек различных групп становится очевидным, что в группе А снижение выносливости к концу года было более значительным (на 54,3 ± 3,5 сек. вместо 20,9 ± 2,2 сек. в группе Б; Р<0,001).

В процессе обучения изменилось и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. У всех учащихся к концу учебного года уменьшилась частота сердечных сокращений, причем в группе А это было более выражено— на 11,4 сокращения в минуту по сравнению с 4,5 в группе Б (см. таблицу). Еще ярче проявлялись различия в динамике артериального давления: у девушек группы А после первоначального небольшого подъема максимальное давление снизилось и в итоге оказалось ниже исходного уровня, причем одновременно снизилось и минимальное давление. В группе Б минимальное давление сохраняло устойчивый уровень, оставаясь примерно одинаковым при всех исследованиях, минимальное несколько снизилось. Наклонность к гипотензии у прядильщиц вискозного производства рассматривается в настоящее время как результат нарушения нейро-сосудистой регуляции, возникающей под действием сероуглерода (А. А. Модель; Н. М. Кончаловская и А. М. Монаенкова, и др.).

Представляют интерес и данные о динамике исследования кожно-тем-пературной топографии. Отклонения от нормы были обнаружены у 32±5% девушек группы Б в начале обучения и 28±4% в конце, в группе А — соответственно у 39±8 и 79±7% девушек.

Рис. 2. Показатели силы мышц (столбики) и выносливости к статической нагрузке (кривые) у девушек-прядильщиц в динамике производственного обучения.

Группа А: 1— сила мышц; 2— выносливость. Группа Б: 3— сила; 4— выносливость; / — до начала обучения; 11— через 5 месяцев обучения; ///— через 7 месяцев обучения; IV— через 9 месяцев обучения.

Гемодинамические показатели у девушек-прядильщиц в процессе обучения

Число Артериальное давление (в мм рт. ст.) Частота пульса

Этапы иссле- исследуемых систолическое диастол ическое (ударов в минуту)

дования

группа А группа Б группа А группа Б группа А группа Б группа А группа Б

Начало учеб-

ного года 44 50 103,0± 106,2± 64,1± 62,1± 83,0± 78,9±

± 1,44 ±0,82 ± 1,10 ± 1,02 ±1,41 ±0,93

Через 5 ме-

сяцев 44 50 110,1± 106,3± 64,8± 58,1± 75,6± 79,2±

±1,12 ± 1,02 ±1,4 ±1,24 ±0,86 ±0,85

Через 7 ме- 107,0± 105,7± 59,5± 57,0± 77,3± 81,8±

сяцев 44 50 ±1,7 ±1,04 ±1,00 ±0,71 ±1,60 ± 1,00

Через 9 ме- 93,6± 106,0± 47,6± 53,0± 71,6± 74,7±

сяцев 44 50 ±2,20 ±0,88 ± 1,92 ±0,84 ±2,34 ±1,01

Р1 <0,001 >0,1 <0,001 <0,05 <0,001 <0,001

1 Р — степень достоверности различий между результатами первого и последнего исследования.

Частота отклонений от нормы в группе А возрастала за счет увеличения числа лиц с нарушением центрально-периферических соотношений и гипертермией.

Таким образом, в процессе профессионального обучения изменялось функциональное состояние всех исследуемых систем. Исключение представляла лишь симпатико-адреналовая система, которая, судя по содержанию катехоламинов, не претерпевала существенных изменений: количество выделенного адреналина в обеих группах в начале обучения составляло 12,6± 1,5 нг/мин, в конце— 12,1±4,2 нг/мин, норадреналина — соответственно 25,9±3,2 и 32,3±6,3 нг/мин, что свидетельствует об отсутствии глубоких биохимических нарушений, связанных с подавлением активности моноамин-оксидазы действием сероуглерода (И. М. Абрамова и соавт., и др.).

Изменения в остальных системах носили фазный характер, при этом в первую половину обучения, когда преобладали теоретические занятия, направленность сдвигов у всех учащихся была одинаковой, с переходом на рабочее место наблюдалась тесная взаимосвязь их с условиями труда.

Выявленные к концу обучения у девушек группы А отдельные признаки вегетативно-сосудистой дисфункции — артериальная гипоксия на плечевых артериях и нарушение кожно-температурной топографии, а также изменения в нервно-мышечной системе могут быть отнесены к начальным проявлениям токсического воздействия • сероуглерода (Э. А. Дрогичина, Л. Н. Грацианская; А. А. Модель, и др.). И хотя нарушения, обнаруженные на этом этапе, еще не носили глубокого характера, тем не менее появление симптомов, свойственных воздействию малых концентраций сероуглерода, указывает на неблагоприятные условия профессиональной деятельности.

То обстоятельство, что эти симптомы появились при столь непродолжительном сроке работы в прядильном цехе (10 месяцев) и относительно малых концентрациях сероуглерода (10—30 мг/м3), еще раз подтверждает высокую чувствительность молодых рабочих к этому промышленному яду. Отсюда вытекает, что не следует допускать производственного обучения девушек на предприятиях, где концентрация сероуглерода даже незначительно превышает предельно допустимый уровень.

В связи с тем что даже у девушек группы Б при отсутствии выраженных неблагоприятных симптомов к концу обучения все же снижалась мышечная выносливость и увеличилось число жалоб на ухудшение самочувствия, можно говорить о возникновении у них утомления. Последнее, очевидно, обусловлено чрезмерно быстрым нарастанием производственной нагрузки и нерациональной организацией режима работы — отсутствием регламентиро-

ванного отдыха. Возникающее в таких условиях напряжение функциональных систем может способствовать усугублению действия основных профессиональных вредностей, поэтому важное значение приобретает упорядочение организации учебного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

Грацианская Л. Н. Профессиональные полиневриты. Л., 1960, с. 48.—Д р о -г и ч и н а Э. А. Труды Ин-та АМН СССР. М., 1954, т. 31, с. 47,—О на ж е. В кн.: Вопросы промышленной и сельскохозяйственной токсикологии. Киев, 1964, с. 57.— К а ш и н Л. М. Влияние на организм малых концентраций сероуглерода. Автореф. дисс. канд. Киев, 1966.— КрамаренкоИ. Б., Литвинова Ю. А., Раппопорт М. Б. Гиг. труда, 1969, № 8, с. 42.— Кончаловская Н. М., Монаен-к о в а А. М. В кн.: Материалы симпозиума. «Современные вопросы патогенеза, клиники лечения и профилактики интоксикации сероуглеродом». М., 1969, с. 28.— Модель Г. А. Ф'|зюл. ж., 1959, т. 5, № 4, с. 481.— ХейфецЗ. И. В кн.: Рефераты научных работ Ленинградск. научно-исслед. Ин-та гигиены труда и профзаболеваний. Л., 1951, с. 33.

Поступила 24/11 1970 г.

HYGIENIC ASSESSMENT OF OCCUPATIONAL TRAINING OF YOUNG PERSONS IN SPINNING SHOPS OF RAYON PRODUCTION

I. B. Kramarenko, I. N. Yakovleva, F. I. Grishko, Yu. A. Litvinov

In the course of industrial training of young girls 17 to 19 years old in shops, where the concentration of carbon disulfide in the air fluctuated from 10 to 30 mg/m3 the students presented certain signs of vegetative vascular dysfunctioning and a high excitability of the neuro-muscular system. No similar changes were observed in girls, who underwent training in shops where the air contained toxic substances in concentrations within the maximal permissible levels.

УДК 612.017.1-06 :/613.166.9 +613.2Т

РЕАКЦИЯ ОРГАНИЗМА НА ОХЛАЖДЕНИЕ ПРИ РАЗЛИЧНОМ СОДЕРЖАНИИ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ В РАЦИОНЕ

М. Г. Коломийцева, Ф. М. Вознесенская, Е. А. Исаева Кафедра гигиены Ленинградского педиатрического медицинского института

Анализ так называемых простудных и ряда аллергических заболеваний среди детей свидетельствует об их выраженной сезонности. Наивысший уровень заболеваемости острыми катарами верхних дыхательных путей наблюдается в период пониженных температур воздуха (1—5°) и высокой относительной влажности (80—90%) и, наоборот, с наступлением холодов, т. е. минусовых температур, кривая заболеваемости падает. Особенно неблагоприятно влияют на организм значительные суточные колебания температуры воздуха.

Животный организм обладает огромной способностью адаптироваться к различным метеорологическим факторам. Однако этот процесс в значительной мере зависит от характера питания (И. С. Кандрор и К. А. Раппопорт; Г. М. Данишевский). Результаты приведенных в этом направлении исследований на Севере показали определенное значение витаминов в процессе адаптации организма человека к холоду (В. В. Ефремов; И. М. Карка-лицкий; Н. Н. Пушкина; Л. И. Комаренцев; М. Ф. Мережинский и Л. С. Черкасова).

Витамины, участвуя в обменных процессах различных ферментативных систем, непосредственно влияют на защитные свойства организма (Л. А. Гусева). Если учесть, что значительная часть ферментов относится к металло-энзимам, то вполне вероятна возможная роль и микроэлементов в процессах адаптации организма к холоду. Однако исследований о роли микроэлемен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.