ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО РЫНКА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1 л
Бышок К.А. , Сапунова Е.В. , Пыхтина М.Г.
1Бышок Ксения Александровна - студент;
2Сапунова Екатерина Витальевна - студент, кафедра туризма и гостиничного дела;
Пыхтина Марина Геннадьевна - студент, кафедра сервиса, факультет технологии, предпринимательства и сервиса,
Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орёл
Аннотация: как и любая область Российской Федерации Орловская область обладает прекрасными возможностями и потенциалом для развития туризма. Однако существуют свои недостатки и проблемы региона, которые необходимо решать для дальнейшего развития туристской индустрии. В работе представлен анализ туристской индустрии Орловской области.
Ключевые слова: туризм, Орловская область, туристский рынок.
Орловская область обладает хорошими рекреационными ресурсами для развития туристской индустрии. В отрасли работает 4 туроператорские организации, 79 туристских агентства, 13 гостиничных предприятий, 2 санатория и 10 детских оздоровительных лагерей, а также большое количество туристских баз. Общий номерной фонд составляет 1922 номеров, рассчитанных на одновременный прием до 3500 человек [1].
Безусловно, туристские организации, которые предлагают туры не только по России, но и за рубежом, являются более конкурентоспособными в части разнообразия ассортимента турпродукта, однако практически все турагентства, которые специализируются на внутреннем туризме, занимаются
79
автобусными турами, а также организуют экскурсии по г. Орлу и области, и прием в Орле. Подобные услуги оказывают в среднем лишь в 20% турагентств, основной сферой деятельности которых является международный туризм [2].
Большинство туристских агентств г. Орла имеют один офис, однако есть и крупные турагентства, которые имеют по 2-3 офиса. Это возможно лишь при постоянном потоке клиентов и увеличении прибыли. Однако расширение турагентства означает не только рост охвата потенциальных туристов, но и представление компании как значимого игрока на туристском рынке региона. Расположение офисов туристских организаций так же важно, как и их количество. Многие турагентства располагаются в центре города на центральных улицах в так называемом центральном треугольнике (Сквер Ермолова, площадь Ленина и Сквер Танкистов).
Затрагивая вопрос продвижения и реализации туристского продукта, то большая часть туристских агентств г. Орла использует рекламу на различных площадках, начиная от Интернет-рекламы и заканчивая участием в крупных туристских выставках и форумах на территории области и за ее пределами. Личные продажи ограничиваются работой менеджера по туризму непосредственно в офисе с туристами.
В Орловской области в настоящее время наиболее популярными видами туризма являются:
1) культурно-познавательный туризм;
2) экологический туризм;
3) деловой туризм;
4) религиозный туризм;
5) событийный туризм.
В таблице 1 представлена матрица внешних и внутренних факторов, влияющих на туристскую индустрию в Орловской области.
Таблица 1. Матрица внешних и внутренних факторов, влияющих на туристскую индустрию в Орловской области
Внутренние факторы
Сильные стороны Слабые стороны
1. Удобное географическое положение и хорошая транспортная доступность. 2. Высокий культурно-исторический потенциал. 3. Наличие большого количества объектов размещения туристов. 4. Наличие большого количества объектов показа, интересных для туристов. 5. Сезонное разнообразие. 6. Проведение большого количества событийных мероприятий. 7. Активная позиция и заинтересованное отношение правительства Орловской области к вопросам развития туризма. 1. Недостаточно активное продвижение региона на туристских рынках. 2. Недостаточное количество транспорта туристского класса. 3. Неравномерное распределение туристского потока по сезонам. 4. Слабое использование возможностей туризма выходного дня.
Внешние факторы
Возможности Угрозы
1. Интерес к незнакомому и малознакомому направлению для многочисленных сегментов потребителей. 2. Развитие новых конкурентоспособных туристских маршрутов 3. Рост количества туроператоров, работающих на приеме туристов 1. Недостаточные темпы развития полноценной туристской инфраструктуры. 2. Недостаточное понимание на уровне отдельных муниципальных районов и городских округов Орловской области значения туризма для экономического развития. 3. Недостаточно отработанный механизм планирования развития туристской отрасли. 4. Слабое развитие государственно-частного партнерства в туристском бизнесе. 5. Недостаточность рычагов воздействия на развитие отрасли и сложность в осуществлении контроля за ее деятельностью. 8. Недостаточное финансирование развития отрасли
За последние несколько лет проводилось множество изменений в туристской индустрии г. Орла. За период реализации предшествующих программ развития в несколько раз было увеличено количество туристских фирм, более чем в 3 раза возросло количество туристов, посетивших Орловскую область [3].
Были построены современные гостиничных комплексы, которые способны удовлетворить потребности как отечественных, так и зарубежных туристов, а также были сформированы новые туристские маршруты, такие, как «Орёл литературный», «Спасское-Лутовиново», «Орловское Полесье», «Болхов православный».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время Орловская область занимает особое место на туристском рынке Российской Федерации. Она обладает уникальными туристско-рекреационными ресурсами и потенциалом, которые могут позволить развивать различные виды туризма. А красивые ландшафты, восстановленные памятники культуры и хороший климат привлекают туристов круглый год. Весь этот значительный потенциал открывает прекрасные возможности для развития туристской отрасли в регионе.
Список литературы
1. Официальный туристический портал Орловской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://visit-orel.ru/ (дата обращения: 06.08.2019).
2. Колобовский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма // М.: Академия, 2011.
3. Рудникова Н.П. К вопросу об оценке рекреационного потенциала территории / сборник научных трудов «Проблемы сервиса и туризма»// Саратов: СГТУ, 2011. С. 52-54.