Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3200
626
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ / ВЗНОСЫ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ФОМС)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матюнина Марина Викторовна, Дырчекова Юлия Александровна

В статье проведен анализ доходов и расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС). Автором статьи отмечено, что приоритетным направлением политики российского государства в современных условиях является функционирование государственных внебюджетных фондов в т.ч. и ФОМС, как основных составляющих социальной защиты населения. В статье рассмотрены основополагающие факторы, негативно влияющие на формирование бюджета ФОМС, и предложены направления повышения устойчивости фонда. По результатам проведённого анализа динамики и структуры доходов и расходов автором выявлены проблемы, а также предложены пути решения наметившихся проблем, в том числе и в условиях пандемии коронавируса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Матюнина Марина Викторовна, Дырчекова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE COMPOSITION AND STRUCTURE OF INCOMES AND EXPENSES OF THE FEDERAL COMPULSORY HEALTH INSURANCE FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article contains a detailed analysis of incomes and expenses of the budget of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund (hereinafter - FCMIF). The author of the article noted that the functioning of state extrabudgetary funds, including the CMIF, as the main components of social protection of the population, in modern conditions is a priority area of state policy. The article considers the main factors that have a negative impact on the formation of the CMIF budget and proposes ways to increase the sustainability of the fund. According to the results of the analysis of the dynamics and structure of income and expenses, the author identified problems, as well as proposed ways to solve emerging problems, including in the conditions of the coronavirus pandemic.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 368.9.06 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-1-115-124

МАТЮНИНА М.В, ДЫРЧЕНКОВА Ю.А АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: внебюджетные фонды, взносы, доходы бюджета, расходы бюджета, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

В статье проведен анализ доходов и расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС). Автором статьи отмечено, что приоритетным направлением политики российского государства в современных условиях является функционирование государственных внебюджетных фондов в т.ч. и ФОМС, как основных составляющих социальной защиты населения. В статье рассмотрены основополагающие факторы, негативно влияющие на формирование бюджета ФОМС, и предложены направления повышения устойчивости фонда. По результатам проведённого анализа динамики и структуры доходов и расходов автором выявлены проблемы, а также предложены пути решения наметившихся проблем, в том числе и в условиях пандемии коронавируса.

MATYUNINA, M.V., DYRCHENKOVA, Yu.A.

ANALYSIS OF THE COMPOSITION AND STRUCTURE OF INCOMES AND EXPENSES OF THE FEDERAL COMPULSORY HEALTH INSURANCE FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION

Key words: extrabudgetary funds, contributions, budget revenues, budget expenditures, Federal Compulsory Medical Insurance Fund (FCMIF).

The article contains a detailed analysis of incomes and expenses of the budget of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund (hereinafter - FCMIF). The author of the article noted that the functioning of state extrabudgetary funds, including the CMIF, as the main components of social protection of the population, in modern conditions is a priority area of state policy. The article considers the main factors that have a negative impact on the formation of the CMIF budget and proposes ways to increase the sustainability of the fund. According to the results of the analysis of the dynamics and structure of income and expenses, the author identified problems, as well as proposed ways to solve emerging problems, including in the conditions of the coronavirus pandemic.

Современные внебюджетные фонды представлены тремя фондами: Пенсионный, Обязательного Медицинского страхования и Фонд социального страхования. Они составляют одну из главных частей финансовой системы государства. Они формируются за счет доходных источников. Это установленные законодательством РФ обязательные платежи, добровольные взносы физических и юридических лиц, другие предусмотренные законодательством доходы. Расходы внебюджетных фондов осуществляются в соответствии с их бюджетами и регламентируются законодательством РФ.

В ситуации дефицита бюджета и недостатка финансовых ресурсов государство ставит для себя цель повысить эффективность функционирования государственных внебюджетных фондов для обеспечения социальных и общеэкономических потребностей всего населения. Внебюджетные фонды - это, во-первых, обеспечение дополнительными средствами значимых сфер экономики, во-вторых, расширение предоставляемых социальных услуг населению страны.

Рассмотрим, в связи с этим состояние одного из трех фондов - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, который был организован 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ.

Конституцией РФ гражданам гарантируется право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Произошедшие с тех пор изменения во всех сферах жизнедеятельности общества и государства - переход на рыночную экономику, хозрасчет и самоокупаемость -привели к тому, что государственный бюджет перестал справляться с функцией по обеспечению граждан бесплатной врачебной помощью. Если в советский период средства государственного бюджета и фондов, образованных при предприятиях, полностью покрывали расходы населения на медицинское обслуживание, то со временем эта система начала давать сбой и явно не справлялась с поставленными перед ней задачами. Однако независимо от результата экономических реформ государство оставалось обязанным гарантировать гражданам конституционное право на бесплатную медицинскую помощь [4].

С целью разрешения возникшей проблемы государственного значения в 1991 году в рамках реформирования способов финансирования медицинских услуг была запущена система медицинского страхования, которая включала в себя обязательное (далее - ОМС) и добровольное

страхование (далее - ДМС) [1], [2]. Внедрение такого сложного механизма, совмещающего в себе как вопросы медицинского, так и финансового характера, требовало серьезного правового регулирования, которое позволило бы установить статус медицинского страхования в правовом и лечебном пространстве.

Сегодня в России действует смешанная бюджетно-страховая модель здравоохранения. Функционируют 86 Территориальных ФОМС, которые располагаются на территории каждого субъекта РФ (субъектов РФ 85) и в г. Байконуре. Им отведена важная роль в процессе распределения денежных потоков ОМС. Все взносы поступают в Федеральный фонд, а затем распределяются между территориальными, которые выступают в качестве самостоятельных государственных социальных внебюджетных фондов, обособлены от ФОМС и выполняют некоторые функции страховщика в вопросах реализации территориальных программ ОМС.

В конце 90-х гг. XX в. была создана система страховой медицины, ТФОМС были образованы в качестве специализированных финансово-кредитных учреждений субъектов РФ. Их функция была, в том числе, и собирать взносы на обязательное медицинское страхование в каждом субъекте РФ, позже они частично получили функции страховщиков. Это стало причиной неравенства в получении медицинской помощи жителями различных субъектов РФ и одной из особенностей финансирования здравоохранения в начале 2000-х гг. После реформации системы обязательного медицинского страхования в 2011-2014 гг. было отменено разделение страховых взносов между ФОМС и ТФОМС. Все взносы теперь перечисляются в ФОМС, где они и распределяются между ТФОМС таким образом, чтобы было обеспечено выравнивание существовавших ранее различий в размерах государственного финансирования медицинской помощи лицам в различных субъектах РФ [5].

Фонд ФОМС создан для того, чтобы финансировать медицинское обслуживание граждан России по программе ОМС. Доходы и расходы ФФОМС рассмотрим в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1.

Анализ доходов и расходов ФОМС РФ 2017-2020 год, млрд. руб.

Данные 2017 2018 2019 2020 Расхождение 2020 и 2017

Абс. Расхождение Темп роста, % Темп прироста, %

Доходы 1737,17 1895,92 2124,0 2392,7 655,53 137,7 37,7

Расходы 1654,99 1988,54 2186,7 2368,6 713,61 143,1 43,1

Профицит(дефицит) 82,18 -92,62 -62,7 24,1 - - -

Источник. Составлено и рассчитано по данным ФФОМС [7] [8]

Рисунок 1. Динамика доходов и расходов бюджета ФОМС РФ 2017-2020 год, млрд. руб. [7] [8].

Как показано в таблице 1, бюджет ФФОМС с 2017 по 2020гг. равномерно увеличивался. Анализируя доходы за период 2017-2019, мы видим рост на 384,84 млрд. руб., а к 2020 году на 655, 53 млрд. руб. или на 37,7%. Несмотря на то, что страховые взносы возросли на 337,32 млрд. руб, в

процентном соотношении они выросли всего на 19,8% за весь анализируемый период. Учитывая тот факт, что расходы на протяжении периода исследования также росли, общий подъем составил всего 531,71 млрд. руб. на 2019г, что в процентном соотношении равняется 32,1%. Расходы с 2017 по 2018 увеличились на 20,2%. А с 2018 по 2019гг. расходы выросли на 10%. Таким образом, за весь анализируемый период, они возросли на 43,1%.

Основной статьей расхода средств фонда медицинского страхования является обеспечение населения квалифицированной медицинской помощью, заработная плата сотрудников сферы ОМС, финансовая помощь страховым компаниям и здравоохранительным учреждениям, поддержание размера резервных фондов. Подробный отчет о расходах Фонда ежегодно публикуется на официальном сайте ФОМС в соответствии с Указом Президента РФ от 8 июля 2013 года. Стоит сказать, что в 2017г. бюджет фонда находился в профиците, равном 82,18 млрд. руб. Однако, в 2018 -2019 году бюджет испытывал дефицит. В 2020 году профицит составил 24,1 млрд. руб.

100

-100

82,18

2017 год

201 8202

2О196г20Д

24,1

2020 год

Дефицит/профицит

Рисунок 2. Дефицит/профицит бюджета ФОМС РФ 2017-2020 год, млрд. руб. [7] [8].

В 2020 году российская экономика, как и все мировые экономики, развивалась в условиях уникального экономического кризиса. Причиной этого стали пандемия и связанные с ней карантинные меры, а также рекордное падение цен на нефть. Бюджет ФОМС оказался в условиях дефицита на фоне введения ограничений в деятельности предприятий и организаций, вызванных распространением коронавирусной инфекции СО"УГО-19. С одной стороны, резко сократился входящий денежный поток, а с другой стороны, встала острая необходимость в расширении сети организаций, оказывающих медицинскую помощь населению, увеличении числа медицинского персонала, и другие вопросы, требующие финансирования.

Сложная финансовая ситуация в системе обязательного медицинского страхования в условиях распространения коронавирусной инфекции в 2019 и начало 2020 года связана прежде всего с проблемами сбора средств для формирования доходной части бюджета ФОМС, а также с ростом расходов медицинских организаций, как оказывающих медицинскую помощь пациентам с СОУГО-19 (увеличение числа лабораторно-диагностических исследований, дорогостоящих лучевых методов исследований, увеличение количества реанимационных коек и т.д.), так и не занятых лечением СО"УГО-19 (затраты на тестирование наличия/отсутствия коронавирусной инфекции, средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства и т.д.). Далее проведем анализ доходов ФФОМС РФ 2017-2020 год и рассчитаем цепные темпы роста и прироста таблица 2.

Таблица 2.

Анализ доходов ФОМС РФ 2017-2020 год

Период Поступления в ФФОМС РФ, млрд. руб. Абсол. отклон (+;-) (цепное) Темп роста (цепной), % Прирост (снижение), % (цепной)

2017 1737,17 - - -

2018 1895,92 158,75 109,14 9,14

2019 2124 228,08 112,03 12,03

2020 2392,7 268,7 112,65 12,65

Источник. Составлено и рассчитано по данным ФФОМС [7] [8]

0

Проводя анализ доходов ФОМС РФ, можно отметить, что доходы фонда возросли на 268,7 млрд. руб. по отношению к 2020 году или на 12,65%, в 2019 году изменение составило +12,03% к уровню 2018 года и на +9,14% изменились к уровню 2017 года. Доходы сложились за счет страховых взносов на ОМС[2].

Среди субъектов ОМС важно также отметить медицинские страховые организации, осуществляющие свою деятельность только в сфере ОМС. Для реализации своей деятельности данные организации обязаны получить лицензию. Несмотря на то, что официальной монополии в данной сфере не существует, тем не менее в РФ установилась ситуация, когда ряд крупных медицинских организаций, осуществляющих ОМС, распределили между собой регионы РФ. В соответствии с официальным рейтингом ФФОМС среди таких организация выделяются: ООО «РосгосстрахМедицина», АО «МАСК МАКСМ», ПАО «СК СОГАЗ-Мед», ООО «ВТБ МС», ООО «Альфа Страхование МС» и ряд других.

За работающих по трудовому договору граждан взносы на ОМС уплачиваются работодателем ежемесячно в размере 5,1% от фонда оплаты труда. То есть, если взять среднюю заработная плата гражданина равной 60 000 рублей, то ежегодно за него перечисляется в ФФОМС взнос в размере примерно 37 000 рублей. У индивидуальных предпринимателей существует фиксированная ставка оплаты в ФОМС, которая ежегодно индексируется.

В 2021 г., как и в 2020, размер фиксированных взносов на ОМС для ИП составляет 8 426 рублей. Такая же сумма установлена в текущем году для глав КФХ. Итак, для индивидуальных предпринимателей страховые взносы в 2021 году не изменились. В частности, возросли лимиты для начисления взносов, возникли пониженные взносы для МСП, а также отдельных категорий страхователей, которые не распространяются на ФОМС. А также, если изучить очевидные плюсы и негативные последствия принятого решения, можно прийти к выводу, что реформа определенно усовершенствовалась [2].

Динамика изменения доходов бюджета ФФОМС представлена в таблице 3.

Таблица 3.

_Динамика изменения доходов бюджета ФОМС за 2017-2020 год_

Показатели 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год Отклонение 2020 к 2017 году

Абс. Откл. Темп роста, % Темп прироста, %

Доходы в т.ч. (млрд. руб) 1737,17 1895,92 2124 2392,7 655,53 138 +38

- страховые взносы на ОМС работающего населения 1087 1200,6 1322,9 1388,9 301,9 128 +28

- страховые взносы на ОМС не работающего населения 618,7 661,6 720,1 743,8 125,1 120 +20

- трансферты из федерального бюджета 31,47 33,72 81 260 228,53 в 8 раз +726,2

Источник. Составлено и рассчитано по данным ФФОМС [8] [9]

1400 1200 1000 800 600 400 200 0

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

- страховые взносы на ОМС работающего населения

- страховые взносы на ОМС не работающего населения

трансферты из федерального бюджета

Рисунок 3. Динамика изменения доходов бюджета ФФОМС за 2017-2020 год [7] [8].

118

Таким образом, сумма страховых взносов на ОМС работающего населения увеличилась на 28% или на 301,9 млрд. руб, страховые взносы на ОМС не работающего населения увеличились по отношению к 2017 году на 125,1 млрд. руб. или на 20% Наибольший прирост доходов был в 2020г, в процентном соотношении он равен 38%. Стоит отметить почти восьмикратный рост межбюджетных перечислений из федерального бюджета - на 228,53 млрд.руб. Данный рост обусловлен субсидированием ФОМС на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения), что отсутствовало в 2018 и в 2017 году.

Увеличение доходов связанно с ростом поступлений страховых взносов в бюджет ФФОМС РФ. Ведь ФФОМС РФ хотя и имеет недостатки и трудности в ряде вопросов в области медицинского страхования, но он является одним из очень важных финансовых инструментов в государстве и по отношению к гражданам страны.

Далее проведем анализ структуры доходов ФФОМС РФ 2017-2020 год таблица 4.

Таблица 4.

Соотношение структуры доходов ФФОМС РФ_

Года Доходы ФФОМС РФ, млрд. руб. в т.ч. страховые взносы на ОМС работающего населения Структура, % в т.ч. страховые взносы на ОМС не работающего населения Структура, % в т.ч. трансферты из федерального бюджета Структура, %

2017 год 1737,17 1087 62,57 618,7 35,6 31,47 1,8

2018 год 1895,92 1200,6 63,33 661,6 34,9 33,72 1,8

2019 год 2124 1322,9 62,28 720,1 33,9 81 3,8

2020 год 2392,7 1388,9 58,05 743,8 31,1 260 11

Источник. Составлено и рассчитано по данным ФФОМС [8] [9].

В структуре общих доходов ФФОМС РФ при анализе трех основных статей (табл. 5) становится очевидным, что более 60% поступлений составляют доходы от страховых взносов на ОМС работающего населения, страховые взносы на ОМС не работающего населения ~ 31-35% и поступления из федерального бюджета ~ 1,8%, в 2020 году 11%.

2020 год

2019 год

2018 год

2017 год

Рисунок 4. Динамика доходов ФФОМС РФ, млрд. руб. [8] [9].

Как видно из таблицы, доходная часть бюджета ФФОМС РФ напрямую зависит от текущего состояния экономики страны [5]. Пандемия, нестабильность финансовой и политической обстановки в стране и в мире привели к ряду негативных проявлений. Снизилась финансовая устойчивость и ликвидированы предприятия, рост банкротство, увеличилась безработица, сократилось число страхователей, увеличена сумма трансфертов из федерального бюджета и предназначены (на компенсацию выпадающих доходов, на финансовое обеспечение оказания помощи больным с онкологическими заболеваниями, на обеспечение нестраховых

расходов, на компенсацию выпадающих доходов по самозанятым, на финансовое обеспечение мероприятий по модернизации ГИИС в сфере ОМС и организацию ее информационного взаимодействия с единой ГИС в сфере здравоохранения) так как основная задача ФФОМС РФ обеспечить сбалансированность бюджета путем увеличения доходов (за счет роста страховых взносов и поступлений).

Расходы ФФОМС РФ рассмотрим в таблице 5.

Таблица 5.

Расходы фонда ФОМС РФ в исследуемом периоде_

Период Расходы, млрд. руб. Отклон (+;-) Темп роста, % Повышение (снижение), %

2017 1654,99 - - -

2018 1988,54 333,55 120,2 20,2

2019 2186,7 198,16 109,97 9,97

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2020 2368,6 181,9 108,32 8,32

Источник. Составлено и рассчитано по данным ФФОМС [8] [9]

Рисунок 5. Динамика расходов ФФОМС РФ, млрд. руб.

Расходы фонда ОМС РФ, как видно из таблицы, имеют тенденцию к увеличению на протяжении всего периода исследования. В 2018 году расходы ФОМС РФ увеличились на 20,2%, в 2019 году увеличение составило 9,97% и в 2020 году 8,32%. Основная статья расходов связана с финансовым обеспечением базовой программы ОМС. Динамика изменения расходов бюджета ФОМС РФ отражена в таблице 6.

Таблица 6.

Динамика изменения расходов бюджета фонда, млрд. руб._

Показатели 2017 2018 2019 2020 Изменение 2020 к 2017 году

Откл. Темп роста, % Темп прироста, %

Расходы в т.ч. 1654,99 1988,54 2186,7 2368,6 713,61 143,1 43,1

-выполнение территориальной программы ОМС 1028,1 1280,3 1333,6 1421,1 393 138,2 38,2

- оплата высокотехнологичной

медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС 325,8 403,1 490,9 510,3 184,5 156,6 56,6

- родовой сертификат 146,19 130,9 190,9 259,5 113,31 177,5 77,5

- изготовление полисов ОМС 123,6 126,2 129,4 131,9 8,3 106,7 6,72

- финансовое и материально-техническое обеспечение фонда 31,3 48,04 41,9 45,8 14,5 146,3 46,3

Источник. Составлено и рассчитано по данным ФФОМС [8] [9]

Расходы ФОМС РФ увеличились на 43,1%, прирост составил 713,61 млрд. руб. по отношению к 2017 году. Значительное изменение в расходах можно видеть в 2018 году по отношению к 2017 году, также большой отрыв в расходах бюджета отмечен в 2020 году по отношению к 2019 году (расходы составили в 2020 году 2368,6 млрд. руб.).

120

- финансовое и материально-техническое обеспечение фонда

- изготовление полисов ОМС

- родовой сертификат

- оплата высокотехнологичной медицинской

помощи, не включенной в базовую...

- субвенция на выполнение территориальной

программы ОМС

Рисунок 6. Расходы ФФОМС РФ по статьям, млрд. руб.

Основная статья расходов бюджета - финансирование выполнения территориальной программы ОМС, его величина составила 1421,1 млрд. руб., что на 38,2% больше чем в 2017 году. Вторая по размеру статья расходов - оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС. Сумма этих расходов определена в размере 510,3 млрд. руб., что на 56,6% выше, чем в 2017 году. Наименьшие затраты мы наблюдаем по статье расходов на финансовое и материально-техническое обеспечение фонда. Их размер составил в 2020 году 45,8 млрд. руб., что на 46,3% выше, чем в 2017 году. Далее проведем анализ структуры расходов ФФОМС РФ и данные занесем в таблицу 7.

Таблица 7.

Анализ структуры расходов ФФОМС РФ [7] [8]

12020 год 2019 год 12018 год 2017 год

0 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600

в т.ч.

Года Расход ы ФФО МС РФ, млрд. руб. в т.ч. расходы на выполнение территориальн ой программы ОМС Структура, % в т.ч. оплата высокотехнологи чной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС Структура, % в т.ч. родовой сертиф икат Структура, % в т.ч. изгот овлен ие полис ов ОМС Структура, % финанс овое и материа льно-техниче ское обеспеч ение фонда Структура, %

2017 1654,9 9 1028,1 62,1 2 325,8 19,69 146,19 8,833 123,6 7,47 31,3 1,89

2018 1988,5 4 1280,3 64,3 8 403,1 20,27 130,9 6,583 126,2 6,35 48,04 2,42

2019 2186,7 1333,6 60,9 9 490,9 22,45 190,9 8,73 129,4 5,92 41,9 1,92

2020 2368,6 1421,1 60 510,3 21,54 259,5 10,96 131,9 5,57 45,8 1,93

Источник. Составлено и рассчитано по данным ФФОМС [7] [8]

По данным сайта ФОМС, в структуре расходов бюджета ФФОМС РФ основной статьей являются расходы на реализацию базовой программы ОМС, ее доля в общих расходах фонда составляет более 60%.

Рисунок 7.

2017 год

1,89

■ субвенция на выполнение территориальной программы ОМС,

Структура расходов ФФОМС РФ в 2017 году

Наименьший удельный вес в структуре расходов отмечен на финансовое и материально-техническое обеспечение фонда в 2017 году 1,89%, в 2018 году - 2,42%, в 2019 году - 1,92 % и в

В исследуемом периоде расходы на оплату высокотехнологичной медицинской помощи составляют 19-22% от общей доли. За анализируемый период не выявлено существенных структурных изменений в расходах ФОМС. Таким образом, общее финансирование Программы ОМС планомерно увеличивается в течение последних трех лет. Стоит отметить, что увеличение количества застрахованных лиц со стороны работающих граждан и уменьшение неработающих на 8,5% и 5,9% соответственно также является положительной динамикой. Данная тенденция оказала позитивное влияние при формировании страховых взносов как основного источника доходов ФОМС. В перечень расходов в 2020 году включены также расходы, связанные с профилактикой коронавируса.

Подводя итог вышесказанному, можно определить следующую схему функционирования

фонда:

- поступающие в ФОМС страховые взносы в виде денежных средств от различных категорий страхователей аккумулируются на счетах казначейства;

- далее эти взносы подлежат распределению между медицинскими страховыми организациями, осуществляющие ОМС, которые выступают в данном механизме в качестве посредников; их посредничество заключается в том, что данные медицинские страховые организации, учитывая эффективность работы за прошлый отчетный период каждого

2020 году - 1,93%.

Рисунок 8. Структура расходов ФФОМС РФ в 2020 году

2020 год

■ субвенция на выполнение территориальной программы ОМС %

5,57 1,93

>плата высокотехнологичной 1едицинской помощи, не ¡ключенной в базовую программу )МС, %

юдовой сертификат, %

находящегося в их подведомственности медицинского учреждения, распределяют между ними перечисленную сумму страховых взносов на новый плановый период;

- после осуществления всех вышеперечисленных операций и после того, как в медицинские организации поступают аккумулированные страховые взносы, у них появляется возможность оказывать бесплатную медицинскую помощь, благодаря использованию страхового обеспечения по ОМС.

Однако здесь важно отметить, что в силу того, что ОМС не финансирует оказание медицинскими организациями всего спектра медицинских услуг, то их перечень существенно ограничен лишь предоставлением базовой помощи.

Рассмотрев суммы, перечисляемые в ФОМС страхователями на каждое застрахованное лицо, становится очевидным, что их явно недостаточно, чтобы обеспечить каждого квалифицированной медицинской помощью. Зачастую такая помощь требует дополнительных препаратов, обследований, высокотехнологичных аппаратов и т.д.

Лишь 60% всех расходов в сфере здравоохранения приходится на долю ОМС. Бюджета ФОМС определенно недостаточно для обеспечения высокого уровня жизни населения, который складывается в том числе и из медицинских показателей. В профессиональной среде врачей, юристов и администраторов лечебных учреждений и отделений ФОМС сложилось мнение, что ОМС не оправдывает себя как способ обеспечения граждан бесплатными медицинскими гарантиями. В подтверждение своей точки зрения они приводят следующие факты, имеющие не чисто формальное значение, а подкрепленные показателями двадцативосьмилетней практики работы ОМС:

Во-первых, несмотря на то, что внедрение подобной системы медицинского страхования произошло не так давно, она претерпевает финансовый кризис [6-8].

Во-вторых, региональным бюджетам постоянно приходится выделять дополнительные средства, которые будут дополнять средства, полученные путем ОМС, чтобы обеспечить нормальное функционирование страховой медицины.

Кроме того, нет четкой нормативно-правовой базы, регулирующей взаимодействие ОМС и ДМС. Система возмещения расходов далека от совершенства. В части ОМС прослеживается доминирование государственных ЛПУ, качество обслуживания в которых находится на очень низком уровне.

Таким образом можно сделать вывод, что страховая медицина не способна обеспечить гражданам РФ конституционное право на здоровье. Необходимы меры по усовершенствованию оказания медицинской помощи населению. В мировой практике сложились три модели здравоохранения: бюджетная, страховая и частная. Первая модель финансируется за счет налогов и взносов. Вторая модель называется «модель Бисмарка». Расходы покрываются на 30% за счет взносов населения и на 70% за счет государственного бюджета. Третья модель предусматривает покрытие расходов на лечение непосредственно гражданином. Перенимая зарубежный опыт деятельности внебюджетных фондов необходимо учитывать и российскую специфику данной сферы.

В нашей стране сложившуюся ситуацию можно исправить, сделав ОМС адресным видом страхования. В этом случае накопленные на лицевом счете гражданина страховые взносы не будут распределяться из ФОМС, а непосредственно будут накапливаться на имя конкретного застрахованного лица и «следовать» за ним, минуя страховые организации, а затем медицинские учреждения. Преимущества такой системы заключается в том, что каждый россиянин будет четко знать сумму, на которую он сможет рассчитывать при наступлении медицинского страхового случая.

По нашему мнению, большинство проблем можно решить путем принятия новых нормативных актов в области медицинского страхования.

Литература и источники

1. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // СПС Консультант Плюс.

2. О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Федеральный закон от 28.11.2018 N 431- ФЗ// СПС КонсультантПлюс.

3. Березуцкая И.Ю., Чаплыгина МА. Статистика показателей государственных внебюджетных фондов // Аллея науки. - 2018. - № 1 (17). - С. 192-197.

4. Головин М.А. Формирование и использование средств обязательного медицинского страхования в Российской Федерации // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: Российский и зарубежный опыт. - 2019. - №9. - С. 133-137.

5. Дмитрикова Е.А., Агаджанян В.А. Особенности функционирования системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика: сборник научных статей Ю-й Международной научно-практической конференции. - Курск, 2Q2Q. - С. 95-99.

6. Игнатова Н.А., Маркушина И.Ю. Проблемы бюджетов фондов обязательного социального страхования России в условиях современной экономики // Сборник трудов XXI Международной научно-практической конференции, Псков, 2Q-23 октября 2Q2Q года. - Псков: Псковский государственный университет, 2Q2Q. - С. 222-227.

7. Матюнина М.В., Мартынов А.Л. Анализ бюджета Российской Федерации: расходная часть // Финансово-экономическое и информационное обеспечение инновационного развития региона. Мат-лы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Отв. ред. А.В. Олифиров. - Симферополь, 2Q21. - С. 39-42.

S. Отчет о результатах деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2Q2Q году. // https://www.ffoms.gov.ru/system-oms/about-fund/fund-

activities/1_%D0%9E%D0%A2%D0%A7%D0%95%D0%A2_%D0%BE_%D1%80%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BB%D1% 8C%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%85_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B D%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%A4%D0%9E%D0%9C%D0%A1_%D0%B7%D0%B0_2020_%D0%B3%D0%BE %D0%B4.pdf (дата обращения: 2Q.1Q.2Q21)

9. Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования // https://www.ffoms.gov.ru/ (дата обращение: 2Q.1Q.2Q21)

References and Sources

1. Ob obyazatel'nom medicinskom strahovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.11.2010 N 326-FZ (red. ot 24.04.2020) // SPS Konsul'tant Plyus.

2. O byudzhete Fonda social'nogo strahovaniya Rossijskoj Federacii na 2019 god i na planovyj period 2020 i 2021 godov. Federal'nyj zakon ot 28.11.2018 N 431- FZ// SPS Konsul'tantPlyus.

3. Berezuckaya I.YU., CHaplygina M.A. Statistika pokazatelej gosudarstvennyh vnebyudzhetnyh fondov // Alleya nauki. - 2018. - N° 1 (17). - S. 192197.

4. Golovin M.A. Formirovanie i ispol'zovanie sredstv obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya v Rossijskoj Federacii // Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya ekonomiki: Rossijskij i zarubezhnyj opyt. - 2019. - N°9. - S. 133-137.

5. Dmitrikova E.A., Agadzhanyan V.A. Osobennosti funkcionirovaniya sistemy obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya v Rossijskoj Federacii // Aktual'nye problemy razvitiya social'no-ekonomicheskih sistem: teoriya i praktika: sbornik nauchnyh statej 10-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Kursk, 2020. - S. 95-99.

6. Ignatova N.A., Markushina I.YU. Problemy byudzhetov fondov obyazatel'nogo social'nogo strahovaniya Rossii v usloviyah sovremennoj ekonomiki // Sbornik trudov XXI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Pskov, 20-23 oktyabrya 2020 goda. - Pskov: Pskovskij gosudarstvennyj universitet, 2020. - S. 222-227.

7. Matyunina M.V., Martynov A.L. Analiz byudzheta Rossijskoj Federacii: raskhodnaya chast' // Finansovo-ekonomicheskoe i informacionnoe obespechenie innovacionnogo razvitiya regiona. Mat-ly IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem / Otv. red. A.V. Olifirov. - Simferopol', 2021. - S. 39-42.

8. Otchet o rezul'tatah deyatel'nosti Federal'nogo fonda obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya v 2020 godu. // https://www.ffoms.gov.ru/system-oms/about-fund/fund-

activities/1_%D0%9E%D0%A2%D0%A7%D0%95%D0%A2_%D0%BE_%D1%80%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D 0%B0%D1%82%D0%B0%D1%85_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82% D0%B8_%D0%A4%D0%9E%D0%9C%D0%A1_%D0%B7%D0%B0_2020_%D0%B3%D0%BE%D0%B4.pdf (data obrashcheniya: 20.10.2021)

9. Oficial'nyj sajt Federal'nogo fonda obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya // https://www.ffoms.gov.ru/ (data obrashchenie: 20.10.2021)

МАТЮНИНА МАРИНА ВИКТОРОВНА - кандидат экономических наук, доцент Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (филиал в г. Ялте) (matjunina@ukr.net).

ДЫРЧЕКОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - студентка Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (филиал в г. Ялте) (dyrchenkova99@mail.ru).

MATYUNINA, MARINA V. - Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Humanitarian and Pedagogical Academy of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky (branch in Yalta) (matjunina@ukr.net).

DYRCHEKOVA, YULIA A. - student of the Humanitarian and Pedagogical Academy of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky (branch in Yalta) (dyrchenkova99@mail.ru).

УДК 338.484(470.62+477.75+47^е=2>9/224) Б01: 10.24412/2308-264Х-2022-1-124-129

СИМОНЯН Г.А., САРЯН А.А., ДАШЯН К.П. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ СУЩНОСТИ КАТЕГОРИИ «ТУРИСТСКИЙ ПОТОК» И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО КОЛИЧЕСТВЕННОЙ

ОЦЕНКИ

Ключевые слова: туристский поток, направления туризма, размер туристского потока, регулирование туристского потока, экскурсант, циклический кризис туризма.

В статье на теоретическом уровне исследуется сущность понятия «туристский поток» в качестве одной из базовых категорий в понятийном аппарате туризма. По своему экономическому содержанию туристский поток рассматривается как форма взаимодействия между предложением туристского продукта данной территории и спросом на него, который генерируется за пределами этой территории. В статье представлено понимание категории «туристский поток», которого придерживаются авторы статьи. Предлагается ввести термин «туристский поток» и «чрезмерный туристский поток» в понятийный аппарат во вновь разрабатываемые нормативно-правовые документы по туризму. Указаны факторы, существенно повышающие значение количественной оценки туристских потоков и результатов анализа их направлений в регулировании регионального туризма в современных условиях. Отмечается отсутствие единой методики оценки туристского потока, включающего все его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.