Научная статья на тему 'Проблемы функционирования территориального фонда ОМС в современных условиях (на примере ТФОМС Ярославской области)'

Проблемы функционирования территориального фонда ОМС в современных условиях (на примере ТФОМС Ярославской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1396
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / BUDGET / ДОХОДЫ / REVENUES / РАСХОДЫ / EXPENSES / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОМС / TERRITORIAL PROGRAM OF COMPULSORY HEALTH INSURANCE / ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ / MANDATORY HEALTH INSURANCE FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быкова П.К.

Статья посвящена анализу деятельности Ярославского территориального фонда обязательного медицинского страхования. В статье рассмотрены правовые основы деятельности территориальных ФОМС, их задачи и функции, проведен анализ доходов, расходов и сбалансированности бюджета ТФОМС Ярославской области, выявлены причины роста расходов бюджета ТФОМС Ярославской области, определены проблемы и направления совершенствования функционирования ТФОМС в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE FUNCTIONING OF THE TERRITORIAL FOUNDATION OF CHIEFS IN MODERN CONDITIONS (ON THE EXAMPLE OF TEFOMS OF THE YAROSLAV REGION)

The article is devoted to the analysis of the Yaroslavl territorial fund of compulsory medical insurance. The article specifies the documents fixing the legal basis for the activities of the TFOMS, their tasks and functions, and also the analysis of the revenue and expenditure components of the TFOMS budget. As a result of the budget analysis, the budget deficit was identified and the main ones related to the fund's activities were identified, the reasons for the increase in financial resources aimed at paying for medical care in 2017, 2018, 2019 were determined.

Текст научной работы на тему «Проблемы функционирования территориального фонда ОМС в современных условиях (на примере ТФОМС Ярославской области)»

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОМС В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ТФОМС ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ)

П.К. Быкова, студент

Научный руководитель: Н.С. Шмиголь, канд. экон. наук, доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)

Аннотация. Статья посвящена анализу деятельности Ярославского территориального фонда обязательного медицинского страхования. В статье рассмотрены правовые основы деятельности территориальных ФОМС, их задачи и функции, проведен анализ доходов, расходов и сбалансированности бюджета ТФОМС Ярославской области, выявлены причины роста расходов бюджета ТФОМС Ярославской области, определены проблемы и направления совершенствования функционирования ТФОМС в современных условиях.

Ключевые слова: бюджет, доходы, расходы, территориальная программа ОМС, Фонд обязательного медицинского страхования.

В Конституции Российской Федерации закреплено право на охрану здоровья граждан страны. На сегодняшний день существует две формы медицинского страхования: добровольное медицинское страхование и обязательное медицинское страхование (далее - ОМС). Вторая форма является составной частью государственной социальной политики, которая имеет своей целью обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования, в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Резиденты и нерезиденты, проживающие на территории Российской Федерации подлежат ОМС. Таким образом, финансирование медицинских услуг в рамках базовой программы ОМС призвано удовлетворять потребности человека в поддержании здоровья вне зависимости от его материальных возможностей.

Средства обязательного медицинского страхования находятся в собственности государства, данными средствами управляют Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС), которые являются некоммерческими организациями. Эти фонды по своему материальному воплощению являются государственными

внебюджетными фондами социального назначения, следовательно, им присуще узкоцелевое использование средств бюджета фонда.

Правовые основы деятельности ТФОМС в Российской Федерации закрепляются в следующих документах:

1. Конституция Российской Федерации (законодательно закреплено право граждан на охрану здоровья);

2. Бюджетный кодекс РФ (представлен порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов; состав доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов; основные положения по предоставлению отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов);

3. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (Цель данного документа - реализация гарантий Конституции РФ на бесплатную медицинскую помощь. В данном федеральном законе закреплены субъект и объект ОМС, подробно изложены права и обязанности всех участников и субъектов, правила осуществления ОМС, раскрыто понятие «территориальный фонд», закреплено правовое положение ТФОМС);

4. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (закрепляет осно-

вы деятельности ОМС: правила составления и рассмотрения бюджета ТФОМС);

5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 21 января 2011 г. № 15н "Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования" (закрепляет общие положения деятельности ТФОМС, их задачи, полномочия, функции; определяет основы осуществления деятельности органов управления территориальным фондом)

Таким образом, в настоящее время правовая база деятельности ТФОМС полностью сформирована.

Основной сферой деятельности и целью существования территориальных фондов обязательного медицинского страхования является реализация на территории субъекта РФ закона, гарантирующего получение обязательного медицинского страхования. Для достижения этой цели ТФОМС ставят перед собой следующие задачи:

- обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе ОМС;

- обеспечение доступности и повышение качества медицинских услуг, входящих в состав медицинских программ ОМС;

- гарантированное предоставление бесплатных медицинских услуг застрахованным лицам при наступлении страхового случая в рамках территориальной или базовой программ ОМС;

- достижение социальной справедливости и равенства граждан в системе ОМС.

Для реализации этих задач фонды осуществляют такие функции, как:

- аккумулирование финансовых средств территориального фонда ОМС;

- организация работы с гражданами (прием граждан, проведение разъяснительной работы и информирование по вопросам работы территориального фонда);

- осуществление взаимодействия со страховыми организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования (в том числе, получение информации о новых застрахованных лицах,

об изменении информации о ранее застрахованных лицах, об оказании застрахованному лицу медицинской помощи и т.д.);

- осуществление взаимодействия с Федеральным фондом ОМС и другими территориальными фондами, а также взаимодействие с Федеральной налоговой службой (при получении сведений об уплате страховых взносов на ОМС работающего населения);

- осуществление взаимодействия с медицинскими организациями;

- осуществление контроля за рациональным использованием средств, направленных на ОМС;

- осуществление контроля за деятельностью страховых медицинских организаций и их выполнением договора о финансовом обеспечении ОМС;

- рассмотрение дел и наложение штрафов, составление актов о нарушении законодательства (в соответствии с ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»);

- участие в установлении тарифов на оплату медицинской помощи;

- решение споров между страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями и т.д.

Таким образом, территориальные ФОМС создаются по решению органов государственной власти субъектов РФ для финансирования в первую очередь базовой программы ОМС. Бюджет территориального ФОМС представляет собой форму образования и расходования денежных средств, который формируется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначен для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Бюджет ТФОМС утверждается органами государственной власти субъектов РФ. Бюджет территориального фонда ОМС составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

На примере территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области проведем анализ состава и структуры доходов и расходов ТФОМС. Динамика доходов ТФОМС Ярославской области представлена в таблице 1 [1].

Таблица 1. Динамика доходов ТФОМ

С Ярославской области 2014-2017 гг., руб.

Наименование дохода (руб.) 2G14 g2Gl4 2G15 g2Gl5 2G16 g2Gl6 2G17 g2Gl7

Налоговые и неналоговые доходы, в том числе: 4 853 672 G,G5% 6 291 G2G G,G5% 96 G44 513 G,84% 1G2 216 277 G,85%

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства 498 8G9 G,GG% 1 797 G12 G,G2% 1 279 382 G,G1% 169 863 G,GG%

Штрафы, санкции, возмещение ущерба 4 354 863 G,G4% 4 494 GG8 G,G4% 94 765 131 G,83% 1G2 G46 414 G,85%

Безвозмездные поступления 1G 5G5 25G 27G 99,95% 12 G1G 655 3G7 1G2,26% 11 274 835 1G4 99,16% 11 859 265 G28 99,15%

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 1G 5G5 25G 27G 99,95% 12 G41 349 G2G 1G2,52% 11 3G1 GG3 561 99,39% 11 86G 528 1GG 99,16%

Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам государственных внебюджетных фондов 1G 378 45G 27G 98,75% 11 9G9 3G7 G47 1G1,4G% 11 3G1 GG3 561 99,39% 11 86G 528 1GG 99,16%

Средства бюджетов субъектов РФ, передаваемые бюджетам государственных внебюджетных фондов, в том числе: 1 G57 G63 67G 1G,G6% 834 G77 589 7,1G% 72 GGG GGG G,63% 11 6G8 248 1GG 97,G5%

На дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы ОМС в части базовой программы ОМС 641 897 45G 6,11% 226 919 3GG 1,93% 72 GGG GGG G,63% 2G 4GG GGG G,17%

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ, передаваемые территориальным ФОМС на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС 415 166 22G 3,95% 6G7 158 289 5,17% G G,GG% G G,GG%

Средства Федерального ФОМС, передаваемые бюджетам территориальных ФОМС, в том числе: 9 153 486 6GG 87,G9% 1G 841 495 4GG 92,3G% 11 GG3 128 GGG 96,77% G G,GG%

Субвенции бюджетам территориальных ФОМС на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов РФ 9 142 486 6GG 86,99% 1G 758 4G9 5GG 91,6G% 1G 965 945 5GG 96,44% G G,GG%

Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам территориальных ФОМС на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам 11 GGG GGG G,1G% 12 5GG GGG G,ll% 1G 2GG GGG G,G9% G G,GG%

Прочие межбюджетные поступления 18G 58G GGG 1,72% 365 776 G31 3,11% 252 858 G61 2,22% 231 88G GGG 1,94%

Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата бюджетами бюджетной системы РФ и организациями остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет G G,GG% G G,GG% 144 887 G,GG% 15 586 G,GG%

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет G G,GG% -3G 693 713 -G,26% -26 313 344 -G,23% -1 278 658 -G,G1%

Всего доходов 1G 51G 1G3 942 11 745 431 887 11 37G 879 617 11 961 481 3G5

Примечание: составлено автором на основе данных http://www. duma.yar. ru

Доходы ТФОМС Ярославской области в

2014 году составили 10 510 103 942 руб., в

2015 доходы выросли до 12 016 946 327 руб., в

2016 году наблюдалось существенное снижение доходов до 11 370 879 617 руб., а в плановом бюджете на 2017 год доход равен 12 942 481 800 руб. Из представленной динамики доходов ТФОМС Ярославской области видно, что данные по доходам колеблются, однако наблюдается положительная динамика доходов. Доходы бюджета представлены налоговыми и неналоговыми доходами, а также безвозмездными поступлениями, при этом наи-

большую часть, а именно более 99% всех доходов каждого года, составляют безвозмездные поступления, и менее 1% приходится на налоговые и неналоговые доходы. Среди налоговых и неналоговых доходов выделяют «Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства», а также «Штрафы, санкции, возмещение ущерба», где первые занимают менее 0,01% всех доходов, а вторые за 2014-2016 г. выросли с 0,04% до 0,084%, в абсолютных значениях изменение за рассматриваемый период составило 91 190 841 руб.

Таким образом, основную долю доходов ТФОМС Ярославской области составляют безвозмездные поступления, среди которых -субвенции из Федерального ФОМС на реализацию базовой программы ОМС. Можно отметить, что доля средств Федерального ФОМС в общем объеме доходов бюджета ТФОМС Ярославской области за период 2014-2017 г. изменяется с 87,9% (2014 г.) до 97,8% (2017 г.). Таким образом, основным источником доходов ТФОМС Ярославской области являются «Средства Федерального ФОМС» и их объем увеличивается в рассматриваемом периоде.

Также, в состав безвозмездных поступлений включены средства областного бюджета Ярославской области, которые в 2014 году составляли около 10%, а в 2017 году снизились до 0,56% от общего объема доходов, в абсо-

лютном значении снижение тоже было существенным (-) 985 063 670 руб.

В структуре расходов бюджета ТФОМС Ярославской области, основными статьями расходов являются расходы по разделу «Здравоохранение», составляющие около 99% общего объема расходов бюджета, что соответствует основной цели создания ФОМС, - обеспечение медицинской помощи застрахованных лиц при наступлении страхового случая. Расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» занимают менее 1% расходов, и в 2016-2017 гг. наблюдается снижение данного направления расходов как в абсолютных, так и в относительных значениях. Динамика расходов бюджета ТФОМС Ярославской области представлена в таблице 2.

Таблица 2. Динамика расходов ТФОМ

С Ярославской области в 2014-2017 гг., руб.

Наименование расхода 2014 У2014, % 201S 72015,% 201б 7201б,% 2017 72017,%

Терр-ый ФОМС Ярославской области 11 0S1 700 83б 100 12 02б 853 б1б 100 11 315 450 б79 100 12 942 481 800 100

Общегосударственные вопросы, в т.ч.: SS 710 000 0,78 99 7б8 173 0,83 85 893 339 0,7б 80 410 б32 0,б2

Расходы на обеспечение деятельности гос учреждений в рамках выполнения функций аппаратами гос внебюдж фондов РФ по не-програм-ым направлениям деятельности органов управления гос внебюдж фондов РФ б4 9б0 б00 0,59 б4 30б 859 0,53 б4 451 921 0,57 б5 1б2 332 0,50

Расходы на обеспечение деятельности гос РФ(закупка товаров, работ и услуг для гос (мун) нужд) 20 S04 400 0,19 34 887 989 0,29 20 4б4 73б 0,18 14 150 100 0,11

(иные бюдж ассигнования) 24S 000 0 573 325 0 97б б82 0,01 1 098 200 0,01

Здравоохранение 10 9S4 990 83б 99,12 11 927 085 443 99,17 11 229 557 340 99,24 12 8б2 071 1б8 99,38

Расходы ОМС на территориях субъектов РФ в рамках реализации гос функций в области соц политики по непрограм-ым направлениям деятельности органов управления гос внебюдж фондов РФ 9 771 127 1бб 88,41 10 878 973 884 90,4б 11 081 341 б94 97,93 12 790 071 1б8 98,82

Фин обеспечение организации ОМС на территориях субъектов РФ (соц обеспечение и др. выплаты населению) 9 S7S 027 1бб 8б,б4 10 б15 519 150 88,27 10 748 541 509 94,99 12 571 915 0б8 97,14

Фин обеспечение организации ОМС на территориях субъектов РФ (межбюдж трансферты) 19б 100 000 1,77 2б3 454 734 2,19 332 800 185 2,94 218 15б 100 1,б9

Доп фин обеспечение реализации терр-ой программы ОМС в части базовой программы по непро-грам-ым направлениям деятельности органов управления гос внебюдж фондов РФ б41 S97 4S0 5,81 22б 919 300 1,89 1 91б 7б4 0,02 72 000 000 0,5б

Фин обеспечение доп видов и условий оказания МП 41S 1бб 220 3,7б б07 158 289 5,05 109 1б1 8б8 0,9б -

Фин обеспечение мероприятий по организации доп профессионального образования мед работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта мед оборудования - - 37 137 014 0,33 - -

Осуществление мер соц поддержки работникам учреждений здравоохранения 12б S00 000 1,15 130 948 070 1,09 - - -

Примечание: составлено автором на основе данных http://www.duma.yar.ru

Из данных таблицы 2 видно, что среди расходов ТФОМС Ярославской области по разделу «Общегосударственные вопросы» основную долю занимают «Расходы на обеспечение деятельности государственных учреждений», в их состав входят расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами.

По разделу «Здравоохранение» основными видами расходов являются расходы на организацию ОМС на территориях субъектов РФ, по этой статье ежегодно используется более 86% средств бюджета ТФОМС Ярославской области. В период 2014-2016 г. наблюдается постепенный рост этой группы расходов, однако в плановом 2017 г. наблюдается их значительный рост более чем на 1,5 млрд руб., что обусловлено повышением тарифов на медицинские услуги в рамках ОМС.

Расходы по разделу «Финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов РФ (межбюджетные трансферты)» занимают в общем объеме расходов бюджета ТФОМС Ярославской области не более 3%. А на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы в части базовой программы приходится около 5% общего объема расходов бюджета ТФОМС Ярославской области.

Объем расходов бюджета ТФОМС Ярославской области на дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи постоянно меняется. Так, в 2014 году на них приходилось 415,2 млн. руб., в 2015 -607,2 млн. руб., а в 2016 - 109,2 млн. руб., то есть колебание этой статьи в данный промежуток составило от 1% до 5%. В 2017 году данные расходы не учтены, так как зависят от потребности в них в течение года и будут включены в закон об исполнении бюджета ТФОМС Ярославской области.

Расходы по разделу «Финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального обра-

зования медицинских работников по программам повышения квалификации и т.д.» в бюджете ТФОМС Ярославской области отражаются только с 2016 года, что обусловлено принятым в декабре 2015 года Федеральным законом от 30 декабря

2015 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью 25 закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"", который регламентирует порядок использования средств нормированного страхового запаса территориального ФОМС для оплаты обучения медицинских работников по дополнительным программам повышения квалификации.

Проанализировав сбалансированность бюджета ТФОМС Ярославской области, можно отметить, что в 2014 г. и 2015 г. бюджет ТФОМС Ярославской области был дефицитным (-541596894 руб. и -9907289 руб., соответственно). В 2016 году был достигнут профицит бюджета ТФОМС Ярославской области в размере 55428938 руб., а на 2017 год бюджет ТФОМС Ярославской области сбалансирован по доходам и расходам.

По результатам проведенного анализа динамики доходов, расходов и сбалансированности бюджета ТФОМС Ярославской области, представляется важным выделить следующие проблемы в его функционировании:

1. проблема сбалансированности бюджета ТФОМС Ярославской области. Одинаково отрицательным является как дефицит (в 2014-2015гг.), так и профицит бюджета ТФОМС Ярославской области (в

2016 г.), что свидетельствует о низком качестве бюджетного планирования доходов и расходов фонда и финансовой неустойчивости фонда;

2. анализ стоимости территориальной программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи Ярославской области (таблица 3) показывает, что расходы на обязательную программу растут исключительно за счет роста стоимости единицы медицинской помощи, а не

за счет увеличения объемов предоставляемой медицинской помощи в рамках обязательной программы. Однако стоит отметить, что перечень предоставляемых услуг не изменяется в рассматриваемом периоде,

то есть Фонд Ярославской области не стремился сбалансировать бюджет за счет изменения перечня предоставляемых услУг [2].

Таблица 3. Утвержденная стоимость территориальной программы ОМС по условиям ее предоставления на 2017-2019 гг._

2017 г 2G18 г 2019 г

МП по источникам фин. обеспечения и условиям предоставления Ед измерения Объем МП в расчете на 1 чел Стоим-ть ед объема МП, руб. Стоим-ть Терр-ой программы Стоим-ть ед объема МП, ру6. Стоим-ть Терр-ой программы Стоим-ть ед объема МП, руб. Стоим-ть Терр-ой программы Доли, пре-дост-ых услуг

тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб.

МП в рамках терр-ой программы ОМС - Х Х 11 525 635,7 Х 13 464 686,1 Х 14 165 810,6 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

скорая МП вызовов 0,3 2001,5 783 504,43 2 072,0 811 115,9 2 150,70 841 924,2 0,06798

МП в амбулаторных условиях Посещений с профил. и др. целями 2,35 376,2 1 153 608,8 437,7 1 342 197,2 457 1 401 380,2 0,10009

Посещений по неотложной МП 0,56 481,6 351 922,0 560,3 409 430,8 585,5 427 845,4 0,03053

обращ-й 1,98 1 054,0 2 723 188,5 1 226,3 3 168 356,1 1 278,60 3 303 482,4 0,23627

Специализированная МП в стационарных условиях в т. ч.: случаев госпитализации 0,17233 24 273,7 5 458 442,9 29 009,3 6 523 333,7 30 756,55 6 916 245,7 0,47359

- мед реабилитация в стационарных усл. койко-дн 0,039 1 654,0 84 172,9 1 938,4 98 646,1 2 038,50 103 740,2

-высокотехн-ая МП случаев госпитализации 0,0027 157 906,4 556 333,6 157 906,4 556 333,6 157 906,36 556 333,6

МП в усл. дневного стационара случаев лечения 0,06 11 919,1 933 182,6 13 640,7 1 067 971,9 14 372,20 1 125 243,2 0,08097

паллиативная МП койко-дн - - - - - - -

затраты на ад-мин-управ. персонал в сфере ОМС - Х Х 121 786,4 Х 142 280,5 Х 149 689,6 0,01057

Итого Х Х 11 525 635,7 Х 13 464 686,1 Х 14 165 810,6 1

Примечание: составлено автором на основе данных http://tfoms.yar.ru

3. низкий уровень информированности

населения по вопросам относящимся к

компетенции ТФОМС Ярославской области, а также иной информации об ОМС[3].декабре 2014 года исследовательский центр ТАСС составил рейтинг открытости официальных саитов территориальных фондов ОМС для граждан, в части их доступности и качества информирования застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования. ТОМС Ярославской области занял лишь

50 место из 82 участников, то есть население данного субъекта РФ не располагало всей необходимой информацией об ОМС.

Представляется, что основные направления повышения качества функционирования ТОМС Ярославской области в 2018 году и среднесрочной перспективе должны быть связаны с повышением качества и доступности медицинских услуг в сфере ОМС в регионе при обеспечении сбалансированности бюджета фонда. Для реализации данной цели считаем необходимым использовать следующие подходы и инструменты:

- увеличение числа медицинских организаций, включенных в Реестр медицинских организаций, работающих в системе ОМС, за счет привлечения в систему ОМС медицинских организаций не только госу-

дарственной, но и частной формы собственности [4, 5];

- расширение видов медицинской помощи, включенных в территориальную программу ОМС, а также рост тарифов на медицинские услуги, финансирование которых осуществляется за счет средств ТФОМС. Частично данное направление будет реализовано уже с 2018 года, поскольку в соответствии с утвержденной Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019, 2020 годов предусмотрен рост расходов на медицинскую помощь за счет средств системы ОМС в объеме 333 млрд. рублей или на 21,5 процента. По оценкам Минздрава России, данная мера позволит повысить тарифы на все виды медицинской помощи в рамках Базовой программы ОМС и даст возможность обеспечить граждан качественной и доступной медицинской помощью, а также обеспечить величину заработной платы медицинских работников в соответствии с майскими Указами Президента Российской Федерации;

- развитие в регионе института страховых представителей или страховых поверенных, которые со стороны страховой медицинской организации должны сопровождать пациента на всех этапах оказания медицинской помощи. Так, с 2016 года в регионе начали работать единые контакт-центры в сфере ОМС (страховые представители 1 уровня), с 2017 года - страховые

представители 2 уровня, в обязанности которых входит информационное сопровождение пациентов, проведение работы по информированию населения и отслеживанию результатов этого информирования. С 2018 года начнут работу страховые представители 3 уровня, которые будут организовывать проведение экспертизы качества оказанной пациенту медицинской помощи, урегулировать и оперативно разрешать спорные ситуации, заниматься организацией информирования и сопровождения пациентов при госпитализации. Представляется, что именно страховые представители 3 уровня должны стать представителем интересов пациента и экспертами качества медицинской помощи в страховых медицинских организациях, работающих в системе ОМС, и к их квалификации должны предъявляться высокие требования;

- обеспечение сбалансированности ТОМС Ярославской области за счет выполнения обязанности со стороны органов исполнительной власти Ярославской области по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения страны своевременно и в полном объеме, а также строгого соблюдения расходования средств ОМС по направлениям, предусмотренным источниками финансирования;

- привлечение средств населения региона и организаций, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность на территории Ярославской области, в систему ОМС.

Библиографический список

1. Официальный сайт Ярославской областной думы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.duma.yar.ru

2. Официальный сайт территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tfoms.yar.ru

3. Официальный сайт журнала «Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации» области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://omsjournal.ru

4. Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты достижения финансовой стабильности и обеспечения экономического роста: монография / коллектив авторов; под ред. М.А. Абрамовой. — Москва: КНОРУС, 2017. - 202 с.

5. Шмиголь Н.С. Государственные программы социальной поддержки ветеранов: проблемы реализации / Н.С. Шмиголь, Н.Н. Шмиголь // Экономика и предпринимательство. -2015. - №5 (1). - С. 143-152.

PROBLEMS OF THE FUNCTIONING OF THE TERRITORIAL FOUNDATION OF CHIEFS IN MODERN CONDITIONS (ON THE EXAMPLE OF TEFOMS

OF THE YAROSLAV REGION)

P.K. Bykova, student

Supervisor: N.S. Shmigol, candidate of economic sciences, associate professor Financial university under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. The article is devoted to the analysis of the Yaroslavl territorial fund of compulsory medical insurance. The article specifies the documents fixing the legal basis for the activities of the TFOMS, their tasks and functions, and also the analysis of the revenue and expenditure components of the TFOMS budget. As a result of the budget analysis, the budget deficit was identified and the main ones related to the fund's activities were identified, the reasons for the increase in financial resources aimed at paying for medical care in 2017, 2018, 2019 were determined.

Keywords: budget, revenues, expenses, territorial program of compulsory health insurance, Mandatory Health Insurance Fund.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.