Научная статья на тему 'ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 2019 ГОДУ: НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И КАНАЛЫ ДВИЖЕНИЯ СРЕДСТВ'

ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 2019 ГОДУ: НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И КАНАЛЫ ДВИЖЕНИЯ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
402
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОМС / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ДЕФИЦИТ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / HEALTH CARE / FINANCING / COMPULSORY MEDICAL INSURANCE / INSURANCE CONTRIBUTIONS / FEDERAL FUND OF CHI / FEDERAL BUDGET / INCOME / EXPENSES / DEFICIT / INTERBUDGETARY TRANSFERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Брутова А. С.

Анализ предстоящего финансирования здравоохранения показывает, что в 2019-2021 годах, несмотря на сложную финансовую ситуацию, продолжится рост объемов финансового обеспечения отрасли. Так, размер расходов на здравоохранение из федерального бюджета растет не только в абсолютном выражении, но также занимает всё большую долю в структуре расходов федерального бюджета.Рост расходов в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) не так ярко выражен, но в абсолютном выражении все же достаточно большой.Среди приоритетов 2019 года можно выделить увеличение финансирования онкологической помощи, а также высокотехнологической медицинской помощи, что прямо вытекает из положений Указа Президента Российской Федерации 7 мая2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ Президента № 204).Распределение средств в системе ОМС осуществляется с учетом вышеприведенных приоритетов, а также исходя из результатов реализации предыдущих «майских» Указов Президента 2012 года с целью нивелирования ряда возникших перекосов (имеющее место в ряде случаев сокращение кадров и т. д.).Все это должно положительно сказаться на дальнейшем развитии здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Брутова А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financing health care in 2019: new priorities and channels for the movement of funds

Analysis of the future financing of health care shows that in 2019-2021, despite the difficult financial situation, the volume of financial support for the industry will continue to grow. Thus, the size of health care spending from the Federal budget is growing not only in absolute terms, but also occupies all a large share in the structure of Federal budget expenditures. The increase in expenses in the system of compulsory health insurance (CHI) in absolute terms is still quite large. Among the priorities of 2019 are the increase in funding for cancer care, as well as high-tech medical care, which directly follows from the provisions of the Decree of the President of the Russian Federation May 7, 2018 № 204 "The national goals and strategic objectives of the Russian Federation for the period up to 2024" (presidential Decree № 204). The distribution of funds to the compulsory medical insurance system is based on these priorities, and based on the results of implementation of decrees of the President 2012 for leveling a series of problems, such as unreasonable reductions in personnel. All this should have a positive impact on the further development of health care.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 2019 ГОДУ: НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И КАНАЛЫ ДВИЖЕНИЯ СРЕДСТВ»

От редакции:

2019 год будет проходить под эгидой реализации нового «майского» Указа Президента, который внес серьезные коррективы в приоритеты финансирования здравоохранения. Ряд изменений касается потоков финансовых средств как внутри каждого из основных источников финансового обеспечения здравоохранения (бюджет и ОМС), так и между этими источниками. Такое положение дел затрудняет оценку реальных объемов финансирования отрасли. Эти и другие аспекты финансирования здравоохранения рассматривают эксперты в нашей традиционной рубрике.

Шеф-редактор Н.Г. Куракова

Ф.Н. Кадыров,

заместитель директора ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России», ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, НИУ «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия, e-mail: [email protected] О.В. Обухова,

заведующая отделением экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России», г. Москва, Россия, e-mail: [email protected] А.С. Брутова,

научный сотрудник отделения экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России», г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]

ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 2019 ГОДУ: НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И КАНАЛЫ ДВИЖЕНИЯ СРЕДСТВ

УДК 614.2

Кадыров Ф. Н, Обухова О. В., Брутова А. С. Финансирование здравоохранения в 2019 году: новые приоритеты и каналы движения средств (ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России», г. Москва, Россия; ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург, Россия; НИУ «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия)

Аннотация. Анализ предстоящего финансирования здравоохранения показывает, что в 2019-2021 годах, несмотря на сложную финансовую ситуацию, продолжится рост объемов финансового обеспечения отрасли. Так, размер расходов на здравоохранение из федерального бюджета растет не только в абсолютном выражении, но также занимает всё большую долю в структуре расходов федерального бюджета.

Рост расходов в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) не так ярко выражен, но в абсолютном выражении все же достаточно большой.

Среди приоритетов 2019 года можно выделить увеличение финансирования онкологической помощи, а также высокотехнологической медицинской помощи, что прямо вытекает из положений Указа Президента Российской Федерации 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ Президента № 204).

Распределение средств в системе ОМС осуществляется с учетом вышеприведенных приоритетов, а также исходя из результатов реализации предыдущих «майских» Указов Президента 2012 года с целью нивелирования ряда возникших перекосов (имеющее место в ряде случаев сокращение кадров и т. д.).

Все это должно положительно сказаться на дальнейшем развитии здравоохранения.

Ключевые слова: здравоохранение, финансирование, обязательное медицинское страхование, страховые взносы, Федеральный фонд ОМС, федеральный бюджет, доходы, расходы, дефицит, межбюджетные трансферты.

Введение

Государство определяет здравоохранение как приоритетную отрасль экономики, что четко зафиксировано в Указе Президента № 204.

Поэтому, рассматривая вопросы финансового обеспечения здравоохранения в 2019 году (а в ряде случаев и в 2020-2021 годах), мы будем © Ф.Н. Кадыров, О.В. Обухова, A.C. Брутова, 2019 г.

оценивать то, насколько и в каких формах проявились эти приоритеты.

Финансирование системы ОМС

Основные параметры бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее также Федеральный фонд, ФОМС) на

Менеджер № 1

здравоохранения 2019

7° Я

ближайшие годы установлены Федеральным законом от 28.11.2018 № 433-Ф3 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Общий объем доходов на 2019 год планируется в сумме 2098,2 млрд. рублей, на 2020 год - 2349,9 млрд. рублей, на 2021 год - 2495,8 млрд. рублей.

Страховые взносы в систему ОМС

Для основной категории плательщиков объем поступления страховых взносов на ОМС работающего населения в 2019-2021 годах рассчитан по тарифу 5,1 процента.

На 2019-2021 годы расчет страховых взносов на ОМС неработающего населения произведен исходя из тарифа 18 864,6 рубля, коэффициентов дифференциации, установленных Федеральным законом «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения», и коэффициентов удорожания стоимости медицинских услуг (соответственно 1,119, 1,162, 1,208).

Страховые взносы могли быть и больше, если бы не изменение тенденции с численностью населения страны - после продолжавшегося 9 лет роста численности населения, с 2018 года опять начался период снижения численности населения Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета

В качестве одного из дополнительных источников финансирования системы ОМС предусматриваются межбюджетные трансферты в бюджет ФОМС из федерального бюджета:

- на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения: на 2019 год - 70 млрд. рублей, на 2020 год - 120 млрд. рублей, на 2021 год -140 млрд. рублей. Эти суммы обусловлены новыми приоритетами в сфере здравоохранения, изложенными в Указе Президента № 204;

- на обеспечение нестраховых расходов (оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родового сертификата). Правда эти трансферты начнутся только со следующего года: на 2020 год запланировано 114,8 млрд. рублей, на 2021 год - 119,1 млрд. рублей. Это весьма знаковые трансферты как с точки зрения сумм, так и их сути. Мы неоднократно

писали о том, что из бюджета ФОМС в последнее время на нестраховые цели изымались огромные суммы - только на высокотехнологичную помощь, не входящую в базовую программу ОМС, примерно по 100 млрд. руб. ежегодно [2, 3, 4], хотя ранее вся высокотехнологичная помощь финансировалась за счет федерального бюджета. Теперь будет запущен механизм компенсации Федеральному фонду ОМС этих изъятий, что можно рассматривать как положительный шаг для системы ОМС;

- на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование: на 2019 год - 9 млрд. рублей, на 2020 год -9,5 млрд. рублей, на 2021 год - 10,1 млрд. рублей. Это традиционная (ежегодная) составляющая межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Расходы бюджета Федерального фонда ОМС

Расходные обязательства бюджета ФОМС на

2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов должны обеспечивать цели и задачи развития здравоохранения и ОМС, предусмотренные указами Президента Российской Федерации 7 мая 2018 г. № 204 и от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

В бюджете ФОМС предусмотрены субвенции, передаваемые территориальным фондам ОМС на 2019 год в сумме 2068,5 млрд. рублей, на

2020 год - 2225,5 млрд. рублей, на 2021 год -2371,8 млрд. рублей.

По сравнению с предыдущим годом прирост субвенций в 2019 году составит 198,1 млрд. рублей, или 10,6%, в 2020 году - 157 млрд. рублей (7,6%), в 2021 году - 146,3 млрд. рублей (6,6%).

В структуре расходов бюджета Фонда на долю субвенций приходится более 94%.

Как видим, субвенции растут гораздо более высокими темпами, чем ожидаемый уровень инфляции (4-4,5%), что является положительным фактором.

Опережение темпов роста расходов над темпами роста доходов бюджета ФОМС - это уже сложившаяся практика и одна из причин наличия дефицита бюджета ФОМС, который на 2019 год запланирован в размере 92,2 млрд. руб. Этот дефицит несколько меньше, чем был запланирован на 2018 год (106,2 млрд. руб). Указанный дефицит, как и в прежние годы, будет обеспечен доходами

с

•КС

Менедже,

с учетом переходящих остатков средств бюджета Федерального фонда ОМС.

Нормированный страховой запас

Еще один важный индикатор бюджета ФОМС -нормированный страховой запас. Его размеры не являются стабильными и зависят как от общей экономической ситуации, так и специфических задач, решаемых системой ОМС (Федеральным фондом) в различные годы. Так, если в 2016 году он составлял 1,8 млрд. руб., то в 2017 году был запланирован в объеме 76 млрд. руб., а в 2018 году средства нормированного страхового запаса были зарезервированы в сумме 2,8 млрд. рублей.

Законом о бюджете ФОМС предлагается зарезервировать в бюджете ФОМС средства нормированного страхового запаса на 2019-2021 годы в сумме 3,1 млрд. рублей ежегодно.

Сравнительные данные о финансировании ОМС по годам

Данные по объемам доходов и расходов ФОМС за последние годы приведены в таблице 1. При этом в отдельных строках указаны первоначальные значения на основе утвержденного бюджета

и уточненные значения (в соответствии с законами о внесении изменений в бюджеты), а также значения в соответствии с законами об исполнении бюджетов.

Из данных таблицы хорошо видно, что в соответствии с принятым бюджетом ФОМС на 2019 год запланированные доходы ФОМС составят на 210,3 млрд. руб. (на 11,1%) больше, чем было запланировано на 2018 год.

Расходы бюджета ФОМС увеличатся в 2019 году по сравнению с 2018 годом на 196,3 млрд. руб. (9,8%).

Структура расходов Федерального фонда ОМС

Выше мы рассмотрели доходы и расходы бюджета ФОМС. Но далеко не все средства этого бюджета тратятся на финансовое обеспечение непосредственного оказания медицинской помощи в системе ОМС при наступлении страховых случаев. Имеют место и «нестраховые» расходы. На имеющее место нерациональность использования средств ОМС обращает внимание целый ряд авторов [1].

Поэтому необходим анализ не только общей величины расходов, но и их структуры: нужно понять - на что они направлены.

Таблица 1

Динамика доходов и расходов бюджета ФОМС в 2015-2018 годах, млрд. руб.

Год Закон о бюджете ФОМС Доходы Расходы Дефицит (профицит)

на 2015-2017 годы (первоначальный) 1 632,3 1675,3 - 42,8

2015 год на 2015-2017 годы (уточненный) 1 619,8 1662,8 - 43,0

Об исполнении бюджета ФОМС на 2015 год1 1573,5 1638,8 -65,3

на 2015-2017 годы (первоначальный) 1 706,5 1 758,3 -51,8

2016 год на 2016 год 1 661,7 1 688,5 - 26,8

на 2016 уточенный2 1661,7 1 594,9 + 66,8

Об исполнении бюджета ФОМС на 2016 год3 1 657,6 1 590,15 + 67,35

на 2015-2017 годы (первоначальный) 1804,1 1804,1 0

2017 год на 2015-2017 годы (уточненный) 1804,1 1804,1 0

на 2017-2019 годы4 1705, 9 1735,0 - 29,1

2018 год на 2017-2019 годы5 1841,1 1911,7 - 70,6

на 2018-2020 годы6 1887,9 1994,1 - 106,2

2019 год На 2019-2021 годы7 2098,2 2190,4 - 92,2

1 Федеральный закон от 31.10.2016 № 379-Ф3 «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год».

2 Федеральный закон от 19.12.2016 № 432-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год».

3 Федеральный закон «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год» от 16.10.2017 № 290-ФЗ (последняя редакция).

4 Федеральный закон от 19.12.2016 № 418-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

5 Федеральный закон от 19.12.2016 № 418-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

6 Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 05.12.2017 № 368-ФЗ.

7 Федеральный закон от 28.11.2018 № 433-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

енеджер № 1

здравоохранения 2019

Итак, рассмотрим на какие цели пошли средства бюджета ФОМС, насколько они связаны с непосредственным оказанием медицинской помощи.

При анализе расходов бюджета ФОМС за последние годы бросается в глаза большое число межбюджетных трансфертов, связанных с передачей средств из бюджета ФОМС в другие бюджеты бюджетной системы. Это средства, которые не направляются в субъекты Российской Федерации в виде субсидий.

Положительным является то, что в последние годы суммы подобных изъятий существенно уменьшились.

Доля субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в последние годы увеличивается.

Доля средств бюджета ФОМС, которая пошла на субвенции, передаваемые в субъекты Российской Федерации составила в 2017 году всего 88,6%., в 2018 году 93,8% от общей величины расходов бюджета ФОМС, а в 2019 году - уже 94%. Это положительная тенденция.

Тем не менее и в бюджете ФОМС на 2019 год заложены значительные средства, не связанные непосредственно с оказанием медицинской помощи в системе ОМС, о которых будет сказано ниже. Рассмотрим эти «изъятия» более детально.

Высокотехнологичная медицинская помощь

На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в федеральных государственных учреждениях в бюджете ФОМС планируются обособленные целевые средства на 2019 год в сумме 94,6 млрд. рублей, на 2020 год - 103,9 млрд. рублей, на 2021 год -109 млрд. рублей.

В части софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в 2019 году объем субсидий планируется сохранить на уровне текущего года - в размере 6,24 млрд. рублей.

Средства на родовые сертификаты

К другим изъятиям из бюджета ФОМС, не связанным непосредственно с оказанием медицинской помощи в системе ОМС традиционно относятся средства на родовые сертификаты.

В целях улучшения демографической ситуации в 2019-2021 годах планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни в 2019 году в сумме 15,9 млрд. рублей, в 2020 году - 15,9 млрд. рублей, в 2021 году - 15,6 млрд. рублей (в 2017 году было 18,1 млрд. рублей, в 2018 году - 18,3 млрд. руб.). Кроме того, указанные средства направляются на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов.

Софинансирование расходов на зарплату вновь принимаемых работников

В конце 2018 года часть 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» была дополнена пунктом 7.2, который предусматривает использование средств нормированного страхового запаса территориальных фондов ОМС для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.

Средства нормированного страхового запаса территориального фонда на указанные цели выделяются медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения, оказывающим первичную медико-санитарную помощь в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования. Указанные средства предоставляются соответствующим медицинским организациям на основании соглашения, типовая форма и порядок заключения которого утверждаются Минздравом России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимость подобных изменений была обусловлена тем, что реализация положений «дорожных карт», касающихся повышения заработной платы медицинских работников в рамках выполнения «майских» Указов Президента 2012 года привела к тому, что часто имело место сокращение работников, отказ от приема на работу выпускников и т.д. Вышеуказанные изменения в законодательстве призваны противостоять подобным тенденциям - вслед за вновь устраивающимися на работу специалистами

с

•КС

Менедже,

(врачи и средний медицинский персонал) будут следовать средства из территориального фонда исходя из расчета соответственно 200% и 100% от среднего по региону уровня заработной платы. Поэтому прием на работу новых специалистов не будет сопровождаться ухудшением финансового положения учреждений.

Эти положения законодательства об ОМС будут применяться до 1 января 2025 года.

Финансирование здравоохранения из федерального бюджета

Расходы Федерального бюджета на здравоохранение в 2019 году составят 637,2 млрд. руб.8, что на 38,5% (177,1 млрд. руб.) выше размера расходов на отрасль, которые были заложены на 2018 год. Рост затронет все виды помощи (рис. 1).

Размер расходов на здравоохранение растет не только в абсолютном выражении, но также занимает всё большую долю в структуре расходов федерального бюджета. В 2017 году расходы на здравоохранение составляли 3,4% от размера

расходных обязательств федерального бюджета, в 2018 году составят 4,2%, а к 2021 году должны достичь значения 5,2% (таблица 2.).

В структуре расходов федерального бюджета по разделу «Здравоохранение» на 2019 год наибольший размер обязательств запланирован на подраздел «Другие вопросы в области здравоохранения». Далее в порядке убывания доли расходов следуют стационарная и амбулаторная помощь (рис. 2).

Подраздел «Другие вопросы в области здравоохранения» включает расходы на 6 государственных программ, перечисленных в таблице 3. Они подразделяются на 8 федеральных проектов, 22 ведомственные целевые программы, 4 основных мероприятия. Наиболее затратными среди них являются расходы по следующим направлениям:

- Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» (74 млрд. руб. или 36% от размера расходов на подраздел «Другие вопросы в области здравоохранения»).

- Ведомственная целевая программа «Медико-санитарное обеспечение работников обслуживаемых

Рис. 1. Изменение размера финансовых обязательств Федерального бюджета на здравоохранение в разрезе отдельных видов расходов в 2018 году по сравнению с 2017 годом и в 2019 году по сравнению с 2018 годом

8 Источник информации: Приложение 13 «Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета» к Федеральному закону от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

1енеджер № 1

здравоохранения 2019

Таблица 2

Динамика расходов федерального бюджета по разделам

Наименование показателя Расходы федерального бюджета по годам, млрд. руб.

2017 2018 2019 2020 2021

Стационарная медицинская помощь 148,66 133,18 169,67 213,26 178,68

Амбулаторная помощь 69,00 107,13 145,94 151,05 133,75

Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов 0,05 0,57 0,75 0,79 0,84

Скорая медицинская помощь 0,43 4,26 5,55 5,74 5,96

Санаторно-оздоровительная помощь 30,27 34,02 35,30 34,58 35,41

Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов 4,16 4,52 5,20 5,24 5,32

Санитарно-эпидемиологическое благополучие 14,68 25,75 32,21 33,02 34,72

Прикладные научные исследования в области здравоохранения 16,03 22,97 31,20 40,10 41,34

Другие вопросы в области здравоохранения 79,69 127,66 211,38 416,92 401,06

Итого по разделу «Здравоохранение» 362,96 460,06 637,21 900,70 837,07

Доля от расходов ФБ,% 2,7 3,4 4,2 5,8 5,2

организаций и населения обслуживаемых территорий» (25,5 млрд. руб. или 12% от размера расходов на подраздел «Другие вопросы в области здравоохранения»).

- Ведомственная целевая программа «Укрепление материально-технической базы учреждений» (16,6 млрд. руб. или 8% от размера расходов на подраздел «Другие вопросы в области здравоохранения»),

- Ведомственная целевая программа «Высокотехнологичная медицинская помощь и медицинская помощь, оказываемая в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации» (15 млрд. руб. или 7% от размера

расходов на подраздел «Другие вопросы в области здравоохранения»).

- Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» (14,2 млрд. руб. или 7% от размера расходов на подраздел «Другие вопросы в области здравоохранения»).

По подразделу «Другие вопросы в области здравоохранения», а также по другим подразделам в 2020-2021 годах запланирован рост расходов. Динамика расходов федерального бюджета на здравоохранение по подразделам отображена на рис. 3.

Рис. 2. Структура расходов федерального бюджета по разделу «Здравоохранение» на 2019 год,%

Менедже,

Рис. 3. Динамика расходов федерального бюджета на здравоохранение

по подразделам, млрд. руб.

На 2020 год планируется резкое увеличение расходов на другие вопросы в области здравоохранения (почти в 2 раза) за счет:

• выделения межбюджетного трансферта бюджету ФФОМС на финансовое обеспечение отдельных нестраховых расходов в размере 114 млрд. руб.;

• увеличения на 50 млрд. руб. размера межбюджетных трансфертов на оказание медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения);

• роста на 8 млрд. руб. размера субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации в рамках Федерального проекта «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям».

В 2019 году значительно изменяется содержание подразделов расходов. Так, большое число государственных программ, федеральных целевых программ, входящих в них ведомственных проектов исключены, а новые - добавлены. Например, подраздел «Обеспечение деятельности отдельных федеральных государственных органов», размер расходов по которому в 2018 году составлял 23,5 млрд. руб., в 2019 году исключен из всех подразделов, в которые входил в 2018 году (таблица 3).

Также в 2019 году полностью исключены из раздела «Здравоохранение» следующие государственные программы:

• ГП РФ «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (в 2018 году межбюджетные трансферты на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях по программе выделялось 156,7 млн. руб.).

• ГП РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года (в 2018 году на другие вопросы в области здравоохранения по ней выделялось 700,0 млн. руб.).

• ГП РФ «Развитие транспортной системы» (в 2018 году на капитальные вложения по ведомственному проекту «Развитие инфраструктуры воздушного транспорта» при оказании стационарной помощи по программе выделялось 38,4 млн. руб.).

• ГП РФ «Социально-экономическое развитие Калининградской области» (в 2018 году на стационарную помощь по ней выделялось 886,9 млн. руб., при этом на 2020 год запланировано 1 442,6 млн. руб.).

Общая сумма расходов по исключенным из бюджета программам составила 25,2 млрд. руб. При этом в бюджет на 2019 год включены 2 новые программы, общая сумма расходов по которым составит 74,2 млрд. руб.: ГП РФ «Обеспечение обороноспособности страны» и ГП РФ «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

енеджер № 1

здравоохранения 2019

Таблица 3

Распределение расходов на разделы по программам в федеральном бюджете на 2019 год, млрд. руб.

Раздел расходов Расходы на государственные программы на 2019 год, млрд. руб.

ГП РФ «Развитие здравоохранения» ГП РФ «Обеспечение обороноспособности страны» ГП РФ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» ГП РФ «Юстиция» Реализация функций иных федеральных органов государственной власти ГП РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности» ГП РФ «Социальная поддержка граждан» Обеспечение деятельности отдельных федеральных государственных органов Прочие программы ВСЕГО

Стационарная медицинская помощь 66,6 54,5 25,3 18,5 3,8 0,9 искл. в 2019 г. искл. в 2019 г. 169,7

Амбулаторная помощь 130,3 9,6 3,0 - искл. в 2019 1,3 искл. в 2019 искл. в 2019 1,79 145,9

Медицинская помощь в дневных стационарах 0,1 0,6 - - искл. в 2019 0,02 - искл. в 2019 0,7

Скорая медицинская помощь 5,5 - - - - 0,04 - искл. в 2019 5,5

Санаторно-оздоровительная помощь 20,3 6,3 5,5 0,5 1,3 1,0 искл. в 2019 искл. в 2019 0,410 35,3

Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов 4,8 0,4 - - искл. в 2019 - - искл. в 2019 5,2

Санитарно-эпидемиологическое благополучие 30,5 1,2 - 0,4 0,1 - искл. в 2019 искл. в 2019 32,2

Прикладные научные исследования в области здравоохранения 30,9 - - - - - - - 0,3" 31,2

Другие вопросы в области здравоохранения 204,5 1,5 0,01 - 0,04 - 0,01 искл. в 2019 5,412 211,4

ВСЕГО (в т.ч. прирост к 2018 году,%) 493,4 (+65%) 74,1 (нов.) 33,9 (+5%) 19,4 (+10%) 5,3 (-93%) 3,3 (+11%) 0,01 (-93%) 0 7,8 (-15%) 637,2

Расходы бюджетов федерального уровня (млрд. руб.)

Таблица 4

2018 год 2019 год

Федеральный Бюджет Суммарные Федеральный Бюджет Суммарные

бюджет ФОМС фед. расходы бюджет ФОМС фед. расходы

460,1 1994,1 2454,2 637,2 2190,4 2827,6

9 В размер расходов на прочие программы по амбулаторной помощи вошли государственные программы РФ: «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (1,7 млрд. руб.) и «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (12 млн. руб.).

10 В размер расходов на прочие программы по санаторно-оздоровительной помощи вошел раздел «Прокуратура Российской Федерации» (0,4 млрд. руб.).

11 В размер расходов на прочие программы на прикладные научные исследования в области здравоохранения вошла государственная программа РФ: «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы (0,3 млрд. руб.).

12 В размер расходов на прочие программы на другие вопросы в области здравоохранения вошла государственная программа РФ: «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» (5,4 млрд. руб.).

Менедже,

Совокупные расходы на здравоохранение за счет федеральных источников

В 2015 году суммарные расходы на здравоохранение за счет федерального бюджета и бюджет ФОМС составили 2025,6 млрд. руб., в 2016 году -2043,5 млрд. руб., в 2017 году- 2098,0 млрд. руб., в 2018 году - 2454,2 млрд. руб., в 2019 - 2827,6 (см. таблицу 4).

Расходы 2019 года за счет федеральных источников оказались на 373,4 млрд. руб. больше, чем на 2018 год, то есть, на 15,2%. Как видим, финансирование здравоохранения за счет федеральных источников в 2019 году существенно увеличилось.

Заключение:

Несмотря на сохраняющуюся сложную экономическую ситуацию в стране, появляются позитивные

тенденции в финансовом обеспечении отечественного здравоохранения. Они связаны, прежде всего, с реализацией нового «майского» Указа Президента от 07.05.2018 года № 204, определившего здравоохранение и демографию в числе приоритетов. Нельзя забывать и о том, что необходимо поддерживать достигнутые планки в оплате труда медицинских работников, установленные «майскими» Указами 2012 года.

Несколько меняются приоритеты финансирования, в частности, значительные финансовые средства выделяются на лечение онкологических заболеваний.

В целом же предполагается некоторое улучшение финансового обеспечения отрасли, что создает благоприятную предпосылку для дальнейшего развития здравоохранения.

Одно из основных свидетельств этого - превышение темпов роста расходов на здравоохранение над темпами инфляции.

1. Артеменко Д.А., Соколов А.А. Проблемы и перспективы страховой модели финансирования здравоохранения // Финансы. - 2018. - № 4. - С. 46-50.

2. Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Брутова А.С. Парадоксы финансирования здравоохранения в 2016 году: в системе ОМС обнаружились лишние средства, которые будут изъяты в федеральный бюджет // Менеджер здравоохранения. - 2016. - № 1. - С. 56-67.

3. Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Брутова А.С. Финансирование здравоохранения в 2017 году - очередной парадокс: средств стало меньше, чем планировалось на 2016 год, но финансовое обеспечение отрасли улучшилось // Менеджер здравоохранения. - 2017. - № 1. - С. 61-74.

4. Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Брутова А.С.Перспективы финансирования здравоохранения в 2018 году // Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 1. - C. 67-77.

5. Пивень Д.В., Кицул И.С. О некоторых проблемах реализации Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Менеджер здравоохранения. - 2013. - № 12. - С. 6-13.

Y№ 614.2

Kadyrov F.N., Obukhova O.V., Brutovo A.C. Financing health care in 2019: new priorities and channels for the movement of funds (Central Research Institute for Organization and Informatization of Health Care, Ministry of health of Russia", Moscow, Russia, Northwestern state medical University them. I.I. Mechnikova, Saint-Petersburg, Russia, National Research UNIVERSITY "Higher school of Economics", Moscow, Russia)

Abstract. Analysis of the future financing of health care shows that in 2019-2021, despite the difficult financial situation, the volume of financial support for the industry will continue to grow. Thus, the size of health care spending from the Federal budget is growing not only in absolute terms, but also occupies all a large share in the structure of Federal budget expenditures. The increase in expenses in the system of compulsory health insurance (CHI) in absolute terms is still quite large. Among the priorities of 2019 are the increase in funding for cancer care, as well as high-tech medical care, which directly follows from the provisions of the Decree of the President of the Russian Federation May 7, 2018 № 204 "The national goals and strategic objectives of the Russian Federation for the period up to 2024" (presidential Decree № 204). The distribution of funds to the compulsory medical insurance system is based on these priorities, and based on the results of implementation of decrees of the President 2012 for leveling a series of problems, such as unreasonable reductions in personnel. All this should have a positive impact on the further development of health care.

Keywords: health care, financing, compulsory medical insurance, insurance contributions, Federal Fund of CHI, Federal budget, income, expenses, deficit, inter-budgetary transfers.

енеджер № 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

здравоохранения 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.