Научная статья на тему 'Перспективы финансирования здравоохранения в 2018 году'

Перспективы финансирования здравоохранения в 2018 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTHCARE / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / COMPULSORY HEALTH INSURANCE / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОМС / FEDERAL THE MANDATORY MEDICAL INSURANCE FUND / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / FEDERAL BUDGET / ДОХОДЫ / INCOME / РАСХОДЫ / EXPENSES / ДЕФИЦИТ / DEFICIT / ПРОФИЦИТ / SURPLUS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Брутова А.С.

Нынешний 2018 год с точки зрения объемов финансирования здравоохранения будет выгодно отличаться от предыдущих предполагается резкое увеличение финансирования за счет всех видов источников. Однако это связано не только с ростом доходов, но и с изменением структуры расходов. Она становится более рациональной «ресурсосберегающей» (например, уменьшение доли расходов на более затратную стационарную помощь в федеральном бюджете). В системе же обязательного медицинского страхования происходит отказ от ряда «непрофильных» расходов.Все это должно положительно сказаться на развитии здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Брутова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of health financing in 2018

New 2018 in terms of funding health care will differ from the previous it is expected a sharp increase in funding from all types of sources.However, this is due not only to increased revenues and the restructuring expenses. It becomes more rational -«saving» (for example, reducing expenditures on more costly inpatient care in the Federal budget). In the system of obligatory medical insurance is the refusal of a number of «non-core» expenditure. All of this should have a positive impact on the development of health care.

Текст научной работы на тему «Перспективы финансирования здравоохранения в 2018 году»

От редакции:

В 2018 году должны быть реализованы «майские» Указы Президента. Есть ли средства на эти цели? Как в целом будет финансироваться здравоохранение в 2018 году? На какие конкретные цели расходы возросли, а на какие - уменьшились? На эти и другие вопросы отвечают эксперты в нашей традиционной рубрике.

Шеф-редактор Н.Г. Куракова

Ф.Н. Кадыров,

д.э.н., профессор, заместитель директора Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, г. Москва, Россия О.В. Обухова,

к.п.н., заведующая отделением экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения, Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, г. Москва, Россия А.С. Брутова,

научный сотрудник отделения экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, г. Москва, Россия

ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 2018 ГОДУ

УДК 614.2.003

Кадыров Ф.Н, Обухова О.В., Брутова А.С. Перспективы финансирования здравоохранения в 2018 году

(Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, г. Москва, Россия)

Аннотация. Нынешний 2018 год с точки зрения объемов финансирования здравоохранения будет выгодно отличаться от предыдущих - предполагается резкое увеличение финансирования за счет всех видов источников. Однако это связано не только с ростом доходов, но и с изменением структуры расходов. Она становится более рациональной - «ресурсосберегающей» (например, уменьшение доли расходов на более затратную стационарную помощь в федеральном бюджете). В системе же обязательного медицинского страхования происходит отказ от ряда «непрофильных» расходов.

Все это должно положительно сказаться на развитии здравоохранения.

Ключевые слова: здравоохранение, финансирование, обязательное медицинское страхование, федеральный фонд ОМС, федеральный бюджет, доходы, расходы, дефицит, профицит.

Цитата

«Консолидированный бюджет здравоохранения в 2018 году составит 3 трлн. 315 млрд. рублей, прирост к уровню 2017 года - 15,1%». В.И. Скворцова1

1 https://mednjssia.org/9548-veronika-skvorrava-byudzhet-zdravo-okhraneniya-na-201 8-god-pozvolit-ispolnit-ukazy-prezidenta/ #hcq=XlaXoHq

Введение

Вопреки широко распространенной точке зрения, финансирование здравоохранения в номинальном выражении в последние годы не снижалось. Другое дело, что темпы инфляции зачастую превышали темпы прироста финансирования, «съедая»

© Ф.Н. Кадыров, О.В. Обухова, А.С. Брутова, 2018 г.

Таблица 1

Динамика доходов и расходов бюджета ФОМС в 2015-2018 годах, млрд. руб.

Год Закон о бюджете ФОМС Доходы Расходы Дефицит (профицит)

на 2015-2017 годы (первоначальный) 1 632,3 1 675,3 -42,8

2015 год на 2015-2017 годы (уточненный) 1619,8 1 662,8 -43,0

Об исполнении бюджета ФОМС на 2015 год2 1573,5 1 638,8 -65,3

на 2015-2017 годы (первоначальный) 1 706,5 1 758,3 -51,8

на 2016 год 1 661,7 1 688,5 -26,8

2016 год на 2016 уточенный3 1661,7 1 594,9 +66,8

Об исполнении бюджета ФОМС на 2016 год4 1 657,6 1 590,15 +67,35

на 2015-2017 годы (первоначальный) 1 804,1 1 804,1 0

2017 год на 2015-2017 годы (уточненный) 1 804,1 1 804,1 0

на 2017-2019 годы5 1 705,9 1 735,0 -29,1

2018 год на 2017-2019 годы6 1 841,1 1 911,7 -70,6

на 2018-2020 годы7 1 887,9 1 994,1 -106,2

рост его объемов. Начиная с 2017 года, ситуация поменялась - рост финансирования обгоняет темпы инфляции, и финансирование отрасли увеличивается не только в номинальном, но и в реальном выражении.

Финансирование системы ОМС

Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на 2018 год утвержден по доходам в объеме 1 887,9 млрд. рублей, по расходам - 1 994,1 млрд. рублей. Таким образом, расходы будут выше доходов. Дефицит

2 Федеральный закон от 31.10.2016 г. № 379-Ф3 «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год».

3 Федеральный закон от 19.12.2016 г. № 432-Ф3 О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год».

4 Федеральный закон «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год» от 16.10.2017 г. № 290-ФЗ (последняя редакция).

5 Федеральный закон от 19.12.2016 № 418-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

6 Федеральный закон от 19.12.2016 г. № 418-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

7 Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 05.12.2017 г. № 368-Ф3.

бюджета - 106,2 млрд. рублей. Дефицит бюджета ФОМС в 2018 году будет покрыт доходами с учетом переходящих остатков средств бюджета ФОМС в размере 106,2 млрд. руб.

Данные по объемам доходов и расходов ФОМС за последние годы приведены в таблице 1. При этом в отдельных строках указаны первоначальные значения на основе утвержденного бюджета и уточненные значения (в соответствии с законами о внесении изменений в бюджеты), а также значения в соответствии с законами об исполнении бюджетов.

Из данных таблицы хорошо видно, что в соответствии с принятым бюджетом на 2018 год запланированные доходы ФОМС составят на 182,0 млрд. руб. (на 10,7%) больше, чем было запланировано на 2017 год. Указанный рост обусловлен, в частности, увеличением фонда заработной платы в 2018 году (и соответственно, страховых взносов на страхование работающего населения).

Увеличатся и страховые взносы на ОМС неработающего населения. Их размер рассчитан в соответствии с требованиями Федерального закона «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование

неработающего населения», Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», исходя из тарифа 18 864,6 рублей, коэффициентов дифференциации, установленных Федеральным законом «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения», и коэффициентов удорожания стоимости медицинских услуг (на 2018 год -1,073). То есть на страхование каждого неработающего субъекта Российской Федерации впервые начнут платить в среднем (без учета коэффициента дифференциации для субъектов РФ) по 20241,7 рублей, а именно - больше традиционных 18 864,6 рублей.

В бюджет ФОМС будут включены и средства из федерального бюджета. В бюджете ФОМС учтен размер межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением отдельным категориям плательщиков

льготного тарифа на уплату страховых взносов на ОМС работающего населения на 2018 год в сумме 32,2 млрд. рублей.

Расходы бюджета ФОМС увеличились в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 259,1 млрд. руб. (14,9%).

Сравнительные данные по доходам и расходам ФОМС в 2015-2018 годах (в разных версиях законов) отражены на рис. 1.

Еще один важный индикатор бюджета ФОМС - нормированный страховой запас. Если в 2016 году он составлял 1,8 млрд.руб., то в 2017 году был запланирован в объеме 77,7 млрд.руб. Как и предполагалось, основная его часть не была использована в 2017 году и перешла на 2018 год в качестве ресурса для повышения заработной платы до конечного уровня, предусмотренного «майскими» Указами Президента. Эта сумма и явилась основной частью средств, которая будет направлена на покрытие дефицита бюджета 2018 года. Поэтому в бюджете

Рис. 1. Сравнительные данные по доходам и расходам ФОМС

в 2015-2018 годах

Менеджер

здравоохранения

Фонда на 2018 год средства нормированного страхового запаса зарезервированы в сумме всего 2,8 млрд. рублей. Правда, как уже отмечалось, в 2016 году эта зарезервированная сумма была еще меньше - лишь 1,8 млрд. рублей.

Структура расходов Федерального фонда ОМС

Выше мы рассмотрели доходы и расходы бюджета ФОМС. Но далеко не все средства этого бюджета тратятся на финансовое обеспечение непосредственного оказания медицинской помощи в системе ОМС при наступлении страховых случаев. Поэтому необходим анализ не только общей величины расходов, но и их структуры: нужно понять -на что они направлены. Оценка обоснованности и направлений расходов важна всегда, но особенно это важно в кризисных условиях.

Итак, рассмотрим на какие цели пошли средства бюджета ФОМС, насколько они связаны с непосредственным оказанием медицинской помощи.

При анализе расходов бюджета ФОМС за последние годы бросается в глаза большое число межбюджетных трансфертов, связанных с передачей средств из бюджета ФОМС в другие бюджеты бюджетной системы. Это средства, которые не направляются в субъекты Российской Федерации в виде субсидий. Так, в бюджете ФОМС на 2016 год были заложены межбюджетные трансферты, передаваемые федеральному бюджету в общей сумме 187,9 млрд. рублей, а также бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 18,8 млрд. рублей. Суммарная величина этих трансфертов и т.д. превышала 12% от общей величины всех расходов ФОМС [2].

Основная причина таких «изъятий» средств бюджета ФОМС, как мы уже писали ранее, - попытка Минфина России под лозунгом одноканального финансирования «сбросить» в систему ОМС все, что только можно (и что категорически нельзя тоже) [1, 2].

Положительным является то, что в 20172018 годах суммы подобных изъятий существенно уменьшились.

Так, начиная с 2017 года не осуществляются многие виды изъятий из бюджета ФОМС, которые производились в прежние годы. Укажем основные из них:

1. Дотация на сбалансированность, передаваемая федеральному бюджету из бюджета ФОМС - 91,2 млрд. руб.

2. Поддержка федеральных клиник -15 млрд. рублей.

3.Единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения - 54 млн. руб.

С 2018 года прекращается выделение компенсации переселенцам на село. В предыдущие годы осуществлялись единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн. рублей медицинским работникам, прибывшим или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа. На указанные цели выделялось 3,2 млрд. рублей. Финансирование программы «Земский доктор» с 2018 года изменилось - оно будет осуществляться за счет ассигнований федерального бюджета через Минздрав России, а не через ФОМС8.

На наш взгляд, это абсолютно правильное решение. По поводу этих изъятий из системы ОМС мы еще в 2016 году писали: «... как можно, упрекая систему ОМС в недостаточно страховом характере, одновременно вменять ей в обязанность осуществлять подобные выплаты, не имеющие никакого отношения к страховому случаю?» [1].

Тем не менее и в бюджете ФОМС на 2018 год заложены значительные средства, не связанные непосредственно с оказанием медицинской помощи в системе ОМС, о которых будет сказано ниже.

С учетом этого, субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного

8 https://medvestnik.ru/content/news/Zemskii-doktor-budet-finansi-rovatsya-iz-federalnogo-budjeta-cherez-Minzdrav.html

медицинского страхования на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации составят в 2018 году - 1 870,5 млрд.руб., против 1537,2 млрд.руб. в 2017 году. Увеличение составит 333,3 млрд. руб. или на 21,7%.

Средства, которые пошли на субвенции, передаваемые в субъекты Российской Федерации составили в 2018 году 93,8% от общей величины расходов бюджета ФОМС, а в 2017 году были всего 88,6%. То есть в 2018 году резко уменьшились расходы, не связанные непосредственно с оказанием медицинской помощи в системе ОМС, что можно рассматривать как положительный фактор. Это одна из важнейших предпосылок улучшения финансового обеспечения непосредственно системы ОМС. Правда при этом следует сделать еще одну оговорку - не все средства субсидий пойдут на оказание медицинской помощи в системе ОМС. Часть средств заберут на собственное содержание территориальные фонды ОМС (выполнение функций органа управления территориального фонда), а часть пойдет на содержание страховых медицинских организаций (на «ведение дел»).

Итак, что это за «изъятия»?

Высокотехнологичная медицинская помощь

2015-2016 годах финансовое обеспечение оказания гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП), не включенной в базовую программу ОМС, осуществлялось за счет средств Федерального фонда ОМС (а еще ранее - за счет федерального бюджета), направляемых:

- в Федеральный бюджет для финансирования ВМП федеральными государственными учреждениями;

- в бюджеты субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходов на оказание ВМП.

Суммарно на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной

в базовую программу ОМС, в 2016 году направлялись из бюджета Фонда межбюджетные трансферты в размере 96,7 млрд. рублей, в том числе:

- 90,7 млрд. рублей для медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

- 6 млрд. рублей на софинасирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи медицинскими организациями субъектов Российской Федерации.

То есть, формально, это были бюджетные средства (средства федерального бюджета), хотя реальным первоначальным их источником были средства ОМС.

В 2017 году расходы на высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу ОМС, сохранялись на уровне 2016 года, но порядок финансового обеспечения поменялся.

Суть нового порядка заключается в следующем. В бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период предусматриваются бюджетные ассигнования:

1) на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями, функции и полномочия учредителя которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти;

2) на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу.

То есть с 2017 года федеральные клиники стали получать средства на ВМП, не включенную в базовую программу ОМС, напрямую из ФОМС - эти средства не проходят через федеральный бюджет, как это было раньше.

При этом финансирование высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой в федеральных медицинских организациях, в 2018 году составит 94,5 млрд. рублей.

Порядок же софинансирования расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, осуществляется в прежнем порядке - также, как и в 2015-2016 годах -эта часть средств направляется из бюджета ФОМС в федеральный бюджет, а затем в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Дотация федеральному бюджету на финансовое обеспечение расходов на оказание гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, неизменна уже в течении нескольких последних лет и составляет 6,0 млрд. руб.

Таким образом, суммарный размер средств, отвлекаемых из системы ОМС на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в 2018 году, увеличится и составит 100,5 млрд. руб.

Родовые сертификаты

К другим изъятиям из бюджета ФОМС, не связанным непосредственно с оказанием медицинской помощи в системе ОМС относятся средства на родовые сертификаты.

В целях улучшения демографической ситуации в 2018 году планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета ФОМС бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни в сумме 18,3 млрд.руб. (в 2017 году было 18,1 млрд. рублей).

Финансирование здравоохранения из федерального бюджета

Расходы федерального бюджета на здравоохранение в 2018 году составят 460,1 млрд. руб, что на 26,7% (97 млрд. руб.) выше данных на 2017 год. Рост затронет все виды помощи за исключением стационарной - по ней запланировано снижение

Рис. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменение размера финансовых обязательств федерального бюджета на здравоохранение в разрезе отдельных видов расходов в 2018 году по сравнению с 2017 годом

в размере 15,5 млрд. руб. (на 10%) (рис. 2).

В целом все эти изменения укладываются в стратегию так называемых «структурных преобразований в сфере здравоохранения», характеризующуюся сокращением объемов дорогостоящей стационарной помощи и увеличением объемов амбулаторной, а также стационарозамещающей медицинской помощи (дневные стационары и т.д.) - с соответствующим перераспределением затрат. Однако это связано не только со структурными преобразованиями, но и с активным переводом федеральных медицинских организаций с бюджетного финансирования (за счет федерального бюджета) - в систему ОМС.

Максимальный прирост расходов запланирован на медицинскую помощь в условиях дневных стационаров: в 2017 году на нее было выделено 45 млн. руб., а на 2018 год запланировано 567 млн.руб. Данное повышение обусловлено выделением в бюджете субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям для реализации функций федеральных органов государственной власти (481 млн.руб.). На эту же цель в 2018 году в федеральном бюджете выделены средства в программе «Развитие здравоохранения» (1,2 млн.руб.).

В целях выполнения указов Президента по повышению уровня заработной платы медицинских работников в рамках федерального бюджета выделено 7 млн.руб. по подпрограмме «Совершенствование таможенной деятельности». Следует отметить, что увеличение расходных обязательств федерального бюджета по статье расходов на оплату труда отмечено по большинству видов медицинской помощи ведомственной медицины органов общественного правопорядка и таможенных органов.

Значительное увеличение расходов (с 0,4 млрд. руб. до 4,3 млрд. руб.) запланировано в 2018 году и на скорую медицинскую помощь. В федеральном бюджете выделено 3,2 млрд. руб. на межбюджетные трансферты для субсидирования закупки авиационных услуг органами государственной

власти субъектов Российской Федерации для оказания медицинской помощи с применением авиации.

Более чем в 1,5 раза (на 38,1 млрд. руб.) запланирован рост расходов на амбулаторную помощь в целях увеличения роли профилактики. Так, на мероприятие «Профилактика ВИЧ, вирусных гепатитов В и С» выделено более 21,5 млрд. руб. (в 2017 году расходы составляли 0,2 млрд. руб.), а по мероприятию «Развитие первичной медико-санитарной помощи, а также системы раннего выявления заболеваний, патологических состояний и факторов риска их развития, включая проведение медицинских осмотров и диспансеризации населения» запланировано увеличение финансирования в 7 раз (до 609 млн. руб.). Важным моментом является увеличение на 5 млрд. руб. расходов на мероприятия «Совершенствование механизмов обеспечения населения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в амбулаторных условиях».

По стационарной помощи запланировано следующее перераспределение расходов: рост расходов на профилактическое мероприятие «Развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни» (на 8,2 млрд. руб.) и мероприятие «Совершенствование системы оказания медицинской помощи больным с психическими расстройствами и расстройствами поведения» (на 1,0 млрд. руб.) сопровождается снижением размера субсидий на мероприятие «Совершенствование системы оказания медицинской помощи больным прочими заболеваниями» (на 19,4 млрд. руб.), мероприятие «Совершенствование оказания медицинской помощи лицам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека, гепатитами В и С» (на 2,9 млрд. руб.), мероприятие «Совершенствование системы оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями» (на 0,5 млрд. руб.). Также

перераспределение произошло за счет завершения отдельных подпрограмм и утверждения новых (в т.ч. мероприятий федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2020 года).

В части санаторно-оздоровительной помощи следует отметить утверждение нового мероприятия «Развитие медицинской реабилитации» (расходы составят 43 млн. руб.). По действующим подпрограммам запланировано равномерное увеличение расходов в целом на 12%.

Значительный прирост (более 75%) запланирован по разделу санитарно-эпидемиологического благополучия за счет увеличения субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям с 3,4 до 19,8 млрд. руб.

На 60% (48 млрд. руб.) запланировано увеличение расходных обязательств федерального бюджета на другие вопросы в области здравоохранения. Всего по данному разделу в 2018-2020 годах запланирована реализация более 10 новых мероприятий.

Кроме того, как уже отмечалось, финансирование программы «Земский доктор» изменится с 2018 года - оно будет осуществляться за счет ассигнований федерального бюджета через Минздрав России, а не через ФОМС. Эти средства предусмотрены в федеральном бюджете на 2018 год - около 3,2 млрд. рублей9.

В соответствии с постановлением Правительства от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» предусмотрено финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.

9 https://medvestnik.ru/content/news/Zemskii-doktor-budet-finansi-rovatsya-iz-federalnogo-budjeta-cherez-Minzdrav.html

Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства здравоохранения Российской Федерации.

По мероприятию, направленному на оказание медицинской помощи работникам отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда и населению отдельных территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами в 2018 году выделено 21,6 млрд. руб., что в полтора раза выше размера расходов за предыдущий период.

В части прочих расходов предусмотрено и выделение субсидий на софинансирование расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования в размере 6 млрд. руб. (как уже отмечалось, эти средства поступают из бюджета ФОМС), а также межбюджетный трансферт на компенсацию выпадающих доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов (32,2 млрд. руб., что на 4,9 млрд. руб. выше расходов за 2017 год).

Расходы федерального бюджета на прикладные научные исследования в области здравоохранения составляют около 5% от всего размера расходов федерального бюджета на здравоохранение и имеют устойчивую тенденцию к росту, что свидетельствует о приверженности государства к развитию новых медицинских технологий.

По данному разделу расходов на 2018 год запланировано на 43% (на 7 млрд. руб.) больше средств, чем в бюджете 2017 года. Всего на период 2018-2020 гг. на развитие научных исследований в области здравоохранения предусмотрены средства в размере 75,2 млрд. руб. (рис. 3).

30 000 000 25 000 000 20 000 000 15 000 000 10 000 000 5 000 000 0

27 999 859,50

22 965 631,30 24 197 574,90

Сумма на 2017 г., тыс. руб.

Сумма на 2018 г., тыс. руб.

Проектная

сумма на 2019 г., тыс. руб.

Проектная

сумма на 2020 г., тыс. руб.

Рис. 3. Расходы федерального бюджета на прикладные научные исследования в области здравоохранения на 2017-2020 гг.

Также в части других расходов на здравоохранение предусмотрены субсидии бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям для выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ по мероприятию «Медицинская помощь, оказываемая в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения

и реабилитации» в размере 5,1 млрд. руб. на 2018 год и по 5,2 млрд. руб. на 2019-2020 гг. Это направление обеспечивает, с одной стороны, дополнительную поддержку технологическим новациям в сфере здравоохранения, а с другой стороны, наряду с финансированием высокотехнологичной помощи, служит «неявной» формой поддержи федеральных клиник за счет бюджетных средств (имея в виду,

Структура расходов федерального бюджета на раздел «Здравоохранение»

Подраздел федерального бюджета (ПР)

Расходы по подразделам (ПР) по годам, млрд.руб.

2017 2018 2019 2020

Стационарная медицинская помощь 148,66 133,18 134,14 137,85

Амбулаторная помощь 69,00 107,13 107,37 107,62

Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов 0,05 0,57 0,57 0,58

Скорая медицинская помощь 0,43 4,26 4,32 1,03

Санаторно-оздоровительная помощь 30,27 34,02 33,62 30,92

Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов 4,16 4,52 4,30 4,34

Санитарно-эпидемиологическое благополучие 14,68 25,75 25,07 25,02

Прикладные научные исследования в области здравоохранения 16,03 22,97 24,20 28,00

Другие вопросы в области здравоохранения 79,69 127,66 93,07 162,16

Итого по разделу «Здравоохранение» 362,96 460,06 426,66 479,53

Доля от расходов федерального бюджета, % 2,7 3,4 3,2 3,6

Таблица 2

Таблица 3

Расходы бюджетов федерального уровня (млрд. руб.)

2017 год 2018 год

Федеральный бюджет Бюджет ФОМС Суммарные фед. расходы Федеральный Бюджет ФОМС Суммарные фед. расходы

363,0 1735,0 2098,0 460,1 1994,1 2454,2

что тарифы в системе ОМС не обеспечивают покрытие расходов этих учреждений).

Динамика размера расходов федерального бюджета на раздел «Здравоохранение» представлена в таблице 2.

Обращаем внимание на то, что указанные объемы финансирования на 2018-2019 годы значительно выше, чем предусматривалось цифрами Федерального бюджета на 2017-2019 годы.

Совокупные расходы на здравоохранение за счет федеральных источников

В 2015 году суммарные расходы на здравоохранение за счет федерального бюджета и бюджет ФОМС составили 2025,6 млрд. руб., в 2016 году - 2043,5 млрд.руб., в 2017 году-2098,0 млрд.руб., в 2018 году - 2454, млрд. руб. (см. таблицу 3).

Расходы 2018 года за счет федеральных источников оказались на 355,2 млрд. руб. больше, чем на 2017 год, то есть на 17%. Как видим, финансирование здравоохранения за счет федеральных источников в 2018 году существенно увеличилось.

Совокупные расходы бюджетов бюджетной системы

на здравоохранение

Консолидированный бюджет здравоохранения в 2018 году составит 3 трлн. 315 млрд. рублей, прирост к уровню 2017 года -15,1%10.

Выводы:

Несмотря на сохраняющуюся сложную экономическую ситуацию в стране, появляются позитивные тенденции в финансовом обеспечении отечественного здравоохранения.

В целом же предполагается улучшение финансового обеспечения отрасли, что создает благоприятную предпосылку для реализации Указов Президента как в части повышения заработной платы, так и обеспечения структурных преобразований в здравоохранении.

Одна из основных причин этого заключается в том, что в 2018 году продолжает снижаться обременение бюджета ФОМС серьезными расходными обязательствами, не связанными непосредственно с оказанием медицинской помощи в системе ОМС.

Литература

1. Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Брутова А.С. Парадоксы финансирования здравоохранения в 2016 году: в системе ОМС обнаружились лишние средства, которые будут изъяты в федеральный бюджет // Менеджер здравоохранения. 2016. - № 1. - С. 56-67.

2. Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Брутова А.С. Финансирование здравоохранения в 2017 году - очередной парадокс: средств стало меньше, чем планировалось на 2016 год, но финансовое обеспечение отрасли улучшилось // Менеджер здравоохранения. 2017. - № 1. - С. 61-74.

https://medrussia.org/9548-veronika-skvorcova-byudzhet-zdravookhraneniya-na-2018-god-pozvolit-ispolnit-ukazy-prezidenta/#hcq=_XlaXoHq

3. Пивень Д.В., Кицул И.С. О некоторых проблемах реализации Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Менеджер здравоохранения. - 2013. - № .12. - С. 6-13.

4. Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (проект) http://www.minfin.rU/ru/perfomance/budget/policy/#.

5. https://www.rosminzdrav.ru/news/2016/11/01/3244-veronika-skvortsova-konsolidirovannyy-byudzhet-predusmotrennyy-na-zdravoohranenie-v-2017-godu-budet-uvelichen.

6. https://medvestnik.ru/content/news/Zemskii-doktor-budet-finansirovatsya-iz-federalnogo-budjeta-cherez-Minzdrav.html.

UDC 614.2.003

Kadyrov F.N., Obukhova O. V., Brutova A.S. Prospects of health financing in 2018 (Federal Research Institute for Health Care Organization and Information of the Ministry of Health and Social Development of Russian Federation, Moscow, Russia)

Abstract. New 2018 in terms of funding health care will differ from the previous - it is expected a sharp increase in funding from all types of sources.

However, this is due not only to increased revenues and the restructuring expenses. It becomes more rational -«saving» (for example, reducing expenditures on more costly inpatient care in the Federal budget). In the system of obligatory medical insurance is the refusal of a number of «non-core» expenditure. All of this should have a positive impact on the development of health care.

Keywords: healthcare, financing, compulsory health insurance, Federal the mandatory medical insurance Fund, Federal budget, income, expenses, deficit, surplus.

Здравоохранение-2018

РАЗРАБОТКА ТИПОВЫХ КОНТРАКТОВ

ДЛЯ ЗАКУПКИ МЕДИЗДЕЛИЙ ПОМОЖЕТ ЭКОНОМИТЬ БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА

Правительство утвердило план мероприятий по развитию конкуренции в здравоохранении. Ряд положений дорожной карты касается необходимости разработки типовых контрактов, предусматривающих унифицированные технические задания по отдельным категориям медицинских изделий. Минздрав России должен подготовить соответствующий приказ к апрелю 2019 г.

«Типовые контракты предполагают, что из техзаданий будут исключены требования, подогнанные под продукцию единственного производителя или поставщика, и ограничивающие конкуренцию. А повышение конкуренции приведет к снижению стоимости закупок и к экономии денежных средств. Можно ожидать, что новая мера также поднимет конкурентноспособность отечественных производителей медизделий при госзакупках», - считает Эдуард Гаврилов, директор Фонда «Здоровье».

План мероприятий по развитию конкуренции в здравоохранении также содержит пункт о необходимости подготовки нормативного правового документа об обязанности государственных и муниципальных заказчиков закупать медицинские изделия «открытого» типа.

«Медизделия «открытого типа» отличаются от других тем, что к ним подходят расходные материалы и комплектующие от разных производителей. Эта мера, на наш взгляд, также будет способствовать развитию конкуренции, снижению цен на закупку медизделий и, в конечном счете, экономии бюджетных средств», - сказал Эдуард Гаврилов.

Подробнее: https://medvestnik.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.