УДК 336.1 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-3-175-183
МАТЮНИНА М.В., ДЫРЧЕНКОВА Ю.А. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ
Ключевые слова: бюджет, нетрудоспособность, страхование, доходы, расходы, социальная сфера, профицит.
В статье проведен анализ доходов и расходов бюджета фонда социального страхования (далее ФСС) за 4 года, дана оценка сбалансированности бюджета Фонда в современных условиях. Представлен бюджет Фонда социального страхования РФ (далее ФСС РФ) на перспективу до 2023 года. По результатам проведённого анализа динамики и структуры доходов и расходов ФСС РФ выявлены проблемы, а также предложены пути решения проблем, в том числе и в условиях пандемии коронавируса. Показано, что что актуальными направлениями укрепления финансовой устойчивости ФСС РФ являются рост легальной заработной платы, пересмотр распределения функций между ФСС и службами социальной защиты населения, усиление бюджетной дисциплины и общая стабилизация макроэкономической ситуации. При этом подчеркнуто, что фактически собираемых страховых взносов предсказуемо недостаточно для покрытия текущих обязательств по ОСС, администрируемому ФСС РФ.
MATYUNINA, M.V., DYRCHENKOVA, Y.A ANALYSIS OF THE COMPOSITION AND STRUCTURE OF INCOME AND EXPENSES OF THE SOCIAL INSURANCE FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION
Key words: budget, disability, insurance, income, expenses, social sphere, surplus.
The article contains an analysis of income and expenses of the social insurance fund budget (hereinafter referred to as FSS) for 4 years, an assessment of the balance of the Fund's budget in modern conditions is given. The budget of the Social Insurance Fund of the Russian Federation (hereinafter SIF RF) for the future until 2023 is presented. According to the results of the analysis of the dynamics and structure of income and expenses of the SIF RF, problems were identified, as well as ways to solve problems, including in the conditions of the coronavirus pandemic. It is shown that the topical directions of strengthening the financial stability of the SIF RF are the growth of legal wages, revision of the distribution of functions between the SIF RF and social protection services, strengthening of budget discipline and general stabilization of the macroeconomic situation. At the same time, it was emphasized that the actually collected insurance premiums are predictably insufficient to cover the current obligations under the MSS administered by the FSS of the Russian Federation.
Внебюджетные фонды в современном виде являются одной из главных частей всей финансовой системы страны. Мировая практика говорит о том, что образование государственных внебюджетных фондов позволило создать инструмент эффективного использования финансовых ресурсов, которые необходимы для обеспечения и защиты социально-экономических интересов всего общества. Формируются они за счет определенных закрепленных доходных источников и имеют целевое расходование собранных на уровне соответствующего фонда средств.
Для населения России социальные выплаты из средств ФСС РФ, как и из ПФР, являются значительной частью семейного бюджета [2]. В нынешней ситуации недостатка финансовых ресурсов государство ставит для себя цель повысить эффективность функционирования государственных внебюджетных фондов для обеспечения социальных и общеэкономических потребностей всего населения. Рассмотрим в связи с этим состояние одного из трех - Фонд социального страхования РФ (далее ФСС РФ), он является второй по величине социальным внебюджетным фондом и был создан в 1991 году [3, с.140].
ФСС РФ - самостоятельно финансово-кредитное учреждение, деятельность которого регулируется БК РФ и ФЗ №165 [1]. Правительство РФ занимается управлением ФСС РФ, и оно состоит из региональных, центральных, отраслевых отделений, а также филиалов. В России Фонд социального страхования занят решением широкого круга проблем социальной сферы ФСС РФ, осуществляет решение значительного количества задач, опираясь не только на страховой финансовый механизм, но и использование других источников финансирования, в частности из средств федерального бюджета. Бюджет ФСС РФ в динамике рассмотрим в таблице 1 [8].
Таблица 1.
Анализ доходов и расходов ФСС РФ 2017-2020 год, млрд. руб._
Показатели 2017 Год 2018 год 2019 Год 2020 год Отклонение 2020 к 2017 году
Абс. Откл. Темп роста, % Темп прироста, %
Доходы 691,8 735,2 753,0 782,7 90,9 113,14 13,14
Расходы 670,8 702,2 741,0 787,4 116,6 117,38 17,38
Дефицит/про фицит 21 33 12 -4,7 - - -
Источник. Составлено и рассчитано по данным ФСС [8]
Рисунок 1. Динамика доходов и расходов бюджета ФСС РФ.
2020 год 2019 год 2018 год 2017 год
Расходы Доходы Ряд1
200
400
600
800
Доходы фонда возросли за четыре анализируемых года. Так, в 2020 году рост произошел на 13,14% к 2017 году. При этом расходы были увеличены на 17,38%, что способствовало расширению деятельности государства по социальной поддержке населения, в том числе и в период пандемии COVID-19. Период пандемии коронавируса снизил доходы ФСС РФ на 4,7 млрд. рублей. В 2020 году образовался дефицит средств. За исследуемый период в увеличении расходов также наблюдалась относительно средняя динамика, поэтому можно сказать, что основной проблемой в вопросах обеспечения социальной защиты населения является то, что поступления на определенные виды расходов полностью не покрывают себя. Поэтому их оплата происходит за счёт других поступлений, в которых наблюдается значительный профицит, в 2017 году составивший +21 млрд. руб., в 2018 году +33 млрд. руб. и в 2019 году + 12 млрд. рублей.
Далее проведем анализ доходов ФСС РФ и рассчитаем цепные темпы роста и прироста (таблица 2).
Таблица 2.
_Анализ доходов ФСС РФ 2017-2019 год_
0
По состоянию на Доходы ФСС РФ, млрд. руб. Абсол. отклон (+;-) (цепное) Темп роста (цепной), % Прирост (снижение), % (цепной)
2017 год 691,8 - - -
2018 год 735,2 43,4 106,27 6,27
2019 год 753,0 17,8 102,42 2,42
2020 год 782,7 29,7 103,94 3,94
Источник. Составлено и рассчитано по данным ФСС [8]
Проводя анализ доходов ФСС РФ, можно отметить, что доходы фонда возросли на 29,7 млрд. руб. по отношению к 2019 году или на 3,94%. В 2019 году изменение составило +2,42% к уровню 2018 года и на +6,27% к 2017 году. Доходы сложились за счет возврата в бюджет ФСС переплат прошлых лет, а также за счет размещения временно свободных средств ФСС РФ. На протяжении последних 4 лет, начиная с 2017 года, наблюдается непрерывное и достаточно равномерное увеличение объёмов доходов ~ на 3,4% в год. Объем доходов ФСС РФ, связанных со страхованием на случай временной нетрудоспособности и материнства, отразим в таблице 3.
Таблица 3.
Объем доходов ФСС РФ по ОСС на случай временной нетрудоспособности и _материнства 2017-2020 год, млрд. руб._
Показатели 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год Отклонение 2020 к 2017 году
Абс. Откл. Темп роста, % Темп прироста, %
Доходы ФСС по ОСС на случай временной нетруд. и материнства 526 558,1 575,9 599,3 73,3 113,94 13,94
Источник. Составлено и рассчитано по данным ФСС [8
Рисунок 2. Доходы ФСС связанные с временной нетрудоспособностью и материнством
620 600 580 560 540 520 500 480
599,3
575,9
558,1
I I I
2017 год 2018 год 2019 год 2020 год
Ряд1
Объём доходов ФСС РФ по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний отражен в таблице 4.
Таблица 4.
Объём доходов ФСС РФ по обязательному социальному страхованию от несчастных
Показатели 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год Отклонение 2020 к 2017 году
Абс. Откл. Темп роста, % Темп прироста, %
Доходы ФСС по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний 115 126,7 128,3 134,5 19,5 116,96 16,95
Источник. Составлено и рассчитано по данным ФСС [8]
Рисунок 3. Объём доходов ФСС РФ по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний
140 130 120 110 100
126,7
128,3
115
134,5
Ряд1 Доходы ФСС по обязательному социальному...
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
Рассмотрев данные таблицы, видим, что доходы увеличивались на протяжении всего периода исследования. Так, в 2020 году доходы возросли на 19,5 млрд. руб. или на 16,95% к уровню 2017 года. Увеличение доходов было связано с ростом поступлений страховых взносов в бюджет фонда на выплату пособий разным категориям граждан и выплат на материнство. Ведь ФСС РФ, хотя и имеет недостатки и трудности в ряде социальных вопросов, является одним из очень важных финансовых инструментов в государстве и по отношению к гражданам страны [6].
Далее проведем анализ структуры доходов ФСС РФ за 2017-2020 год (таблица 5.)
Таблица 5.
Года Доходы ФСС, млрд. руб. всего в т.ч. доходы ФСС по ОСС на случай временной нетруд. и материнства Структура, % в т.ч. доходы ФСС по ОСС от несчастных случаев и проф. заболеваний Структура, % в т.ч. прочие доходы ФСС Структура, %
2017 год 691,8 526,0 76,03 115 16,62 50,8 7,34
2018 год 735,2 558,1 75,91 126,7 17,23 50,4 6,86
2019 год 753,0 575,9 76,48 128,3 17,04 48,8 6,48
2020 год 782,7 599,3 76,57 134,5 17,18 48,9 6,25
Источник. Составлено и рассчитано по данным ФСС [8]
При анализе двух основных статей в структуре общих доходов ФСС РФ (табл. 5) становится очевидным, что более 70% поступлений составляют доходы на случай нетрудоспособности и материнства, доходы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ~ 16-17% (прочие доходы ~ 6-7%).
Итак, доходная часть бюджета ФСС РФ связана с текущим состоянием экономики страны [5]. Пандемия, нестабильность финансовой и политической обстановки привели к ряду негативных явлений. Снизилась финансовая устойчивость, ликвидированы предприятия, растет число банкротств, увеличилась безработица, сократилось число страхователей, что привело к дефициту средств Фонда в 2020 году на сумму 4,7 млрд. руб. Основная задача ФСС - обеспечить сбалансированность бюджета путем увеличения доходов (за счет роста страховых взносов и поступлений).
Расходы ФСС РФ рассмотрим в таблице 7.
Таблица 7.
Объем расходов ФСС РФ по ОСС связанная с временной нетрудоспособностью и
Годы Объем расходов ФСС РФ по ОСС на случай временной нетрудоспособности и материнства Абсол. откл. (+;-) (цепное) Темп роста (цепной), % Прирост (снижение), % (цепной)
2017 год 529,1 - - -
2018 год 556,2 27,1 105,12 5,12
2019 год 586,4 30,2 105,43 5,43
2020 год 627,7 41,3 107,04 7,04
Источник. Составлено и рассчитано по данным ФСС [8]
Из данных таблицы видно, что расходы, связанные с нетрудоспособностью граждан и в период по уходу за детьми из года в год, увеличиваются. Расходы на эти цели составили в 2020 году 627,7 млрд. руб. что на 7,04% выше, чем в 2019 году и на 5,12% к уровню 2017 года, в 2017 году расходы были ниже в пределах 529,1 млрд. руб. Средства Фонда выступают гарантиями для граждан на социальную защиту и поэтому в современных условиях необходимо провести анализ средств в динамике.
Таблица 8.
Дефицит/профицит средств ФСС РФ по ОСС при нетрудоспособности и уходу за
детьми ( материнство) 2017-2020 год, млрд. руб.
Показатели Отклонение 2020 к 2017 году
2020 Абс. Темп Темп
год год год год Откл. роста, % прироста, %
Доходы 526 558,1 575,9 599,3 73,3 113,94 13,94
Расходы 529,1 556,2 586,4 627,7 98,6 118,64 18,64
Дефицит/про фицит -3,1 1,9 -10,5 -28,4 - - -
Источник. Составлено и рассчитано по данным ФСС [8]
Рисунок 4. Дефицит/профицит средств ФСС РФ в случаях, связанных с временной нетрудоспособностью и материнством 2017-2020 год.
10 0 -10 -20 -30
к:
1,9
2017
2018 год
2019
тд" } 2020 год
I
-10,5
-28,4
Ряд1
Дефицит/профицит
Данные, представленные на рисунке 4, свидетельствуют о том, что в целом дефицит по данному показателю составляет 3,1 млрд. руб., при этом наибольшие значение дефицита наблюдались в 2020 г. (28,4 млрд руб.) и в 2019 г. (10,5 млрд. руб.), а профицит бюджета сформировался только в 2018 г. и составил 1,9 млрд. руб. Положительным фактом является то, что обязательные взносы на нетрудоспособность и материнство (уход за детьми) в рассматриваемом периоде (суммарно) превышают общую сумму выплат, связанных с возникновением страховых случаев данной категории. На основании рассмотренных показателей стоит обратить внимание на сложившуюся положительную тенденцию относительно увеличения расходов, а также на дефицит бюджета, который наблюдается сразу в нескольких периодах, что ставит под сомнение выполнение всех обязательств без привлечения средств из резервов Фонда или из бюджетной системы.
Структура расходов ФСС РФ в случае временной нетрудоспособности и уходу за детьми таблица 9.
Таблица 9.
Структура расходов ФСС РФ п(> обязательному СС на случай временной нетрудоспособности и материнства
Показатели 2017 год Структура , % 2018 год Структура , % 2019 год Структура , % 2020 год Структура , %
Расходы в т.ч. 529,1 100 556,2 100 586,4 100 627,7 100
- пособия по временной нетрудоспособности 259,3 49,01 288,3 51,8 260,2 44,4 298,3 47,52
- пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста до 1,5 лет 155,7 29,43 188,5 33,9 167,1 28,5 197,7 66,27
- пособия по беременности и родам 121 22,87 25,8 4,64 123 21 36 5,73
- пособия при рождении ребенка 19 3,591 22 3,96 21 3,58 35 5,57
- единовременные пособия для женщин, стоящие на учете в мед. учреждениях в ранний срок беременности 0,4 0,076 0,6 0,11 0,5 0,09 1,8 0,28
- пособия, связанные с погребением 0,5 0,095 0,6 0,11 0,5 0,09 1,5 0,23
-сумма прочих расходов 26,8 5,065 30,4 5,47 14,1 2,4 45 7,17
Источник. Составлено и рассчитано по данным ФСС [8]
Основную долю в структуре расходов за исследуемый период составляет пособие по временной нетрудоспособности - 49,01 % в 2017 году и 47,52% в 2020 году. На втором месте находятся расходы, связанные с уходом за ребенком до полутора лет (197,7 млрд. руб. в 2020 году и 155,7 млрд. руб. - в 2017 году). Наименьшую долю расходов составило пособие на погребение -1,5% в 2020 году и 0,09 % в 2017 году (с ростом значения почти в 20 раз).
Средства ФСС РФ направляются на то, чтобы расширить, укрепить, создать улучшенные нормативные акты в области страхования, увеличить выплаты по случаю временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таблица 10.
Объём расходов ФСС РФ данной категории за 2017-2020 гг. млрд. руб._
Годы Объём расходов ФСС РФ по ОСС от несчастных случаев и проф. заболеваний, млрд. руб. Абсол. откл. (+;-) (цепное) Темп роста (цепной), % Прирост (снижение), % (цепной)
2017 год 91,3 - - -
2018 год 94,2 2,9 103,17 3,17
2019 год 105,9 11,7 112,42 12,42
2020 год 110,7 4,8 104,53 4,53
Источник. Составлено и рассчитано по данным ФСС [8]
В целом, расходы за период исследования увеличены в 2020 году до 110,7 млрд., руб. Также ФСС РФ реализуют свою деятельность, перечисляя средства на предупредительные мероприятия по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, на реабилитацию и пособия по временной нетрудоспособности граждан РФ (таблица 11 ).
Таблица 11.
Структура расходов ФСС РФ, связанная со страхованием от несчастных случаев на ___производстве заболеваний ____
Показатели <а <а <а <а
2017 Ь чО 2018 Ь чО 2019 Ь чО 2020 Ь чО
Год О год О год О год О
Расходы в т.ч. 91,3 100 94,2 100 105,9 100 110,7 100
- ежемесячные страховые выплаты 53,7 58,8 55,1 58,5 59,9 56,56 59,2 53,48
- единовременная страховая выплата 1,2 1,31 1,3 1,38 1,9 1,794 2,1 1,897
- пособие,
направленное на временную нетрудоспособность 1,8 1,97 2 2,12 2,9 2,738 4,2 3,794
- средства на реабилитацию 9,9 10,8 10,6 11,3 11,2 10,58 14,4 13,01
- выплаты на
предупредительные меры по сокращению 14,8 16,2 15,2 16,1 17,3 16,34 18,9 17,07
производств.
травматизма
- прочие расходы 9,9 10,8 10 10,6 12,7 11,99 11,9 10,75
Источник. Составлено и рассчитано по данным ФСС [8]
Расходы ФСС РФ, согласно таблице 11, увеличились. Основную их долю составили ежемесячные страховые выплаты, составившие 53,48% в общей структуре расходов в 2020 году, 56,56% в 2019 году, 58,5% в 2018 году и 53,7% в 2017 году. Прочие расходы составили 10,75% в 2020 году, 11,99 % в 2019 году, 10,6 в 2018 году и 10,8% в 2017 году. В перечень расходов в 2020 году включены расходы, связанные с профилактикой коронавируса. Соотношение доходов и расходов ФСС РФ рассмотрим в таблице 12.
Таблица 12.
Соотношение доходов и расходов ФСС РФ по ОСС от несчастных случаев на
Показатели 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год Отклонение 2020 к 2017 году
Абс. откл. Темп роста, % Темп прироста, %
Доходы 115 126,7 128,3 134,5 19,5 116,96 16,96
Расходы 91,3 94,2 105,9 110,7 19,4 121,25 21,25
Дефицит/про фицит 23,7 32,5 22,4 23,8 - - -
Источник. Составлено и рассчитано по данным ФСС [8
Данные, представленные в таблице 12 свидетельствуют, что в целом дефицит средств по данному показателю не наблюдается. В абсолютном выражении на протяжении 4 лет по данной категории наблюдался бюджетный профицит, наибольшие значения профицита в этом виде страхования наблюдались в 2018 г. (32,5 млрд руб.), наименьшее значение в 2019 году (+ 22,4 млрд. руб.). Объём страховых взносов по категориям, поступивших в ФСС РФ рассмотрим в таблице 13.
Таблица 13.
Объём страховых взносов по категориям, поступивших в ФСС РФ за 2017-2020 гг.
Категории 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год Отклонения 2020 к 2017 году
Абс. откл. Темп роста, % прирост, %
от несчастных случаев и проф. заболеваний 109,6 120,7 121,8 128,7 19,1 117,43 17,43
на случай временной 473,5 530,9 578 610,7 137,2 128,98 28,98
нетруд. и материнства
Источник. Составлено и рассчитано по данным ФСС [8
Объём страховых взносов, поступивших в ФСС РФ, имеет тенденцию к увеличению за весь период исследования. Можно отметить, что состав государственных пособий, выплачиваемых ФСС в 2020 году, не поменялся по сравнению с 2019 годом. Фонд по-прежнему финансирует: больничные работникам, в том числе те, которые финансируются за счет Фонда с четвертого дня заболевания; декретные; разовые выплаты при беременности и при рождении детей; помесячные выплаты по уходу за маленькими детьми и т. д.
Основное изменение по больничным пособиям, выплачиваемым ФСС в 2020 году, связано с повышенной эпидемиологической опасностью заражения новой коронавирусной инфекцией СОУГО-19, которая существует в текущем году и особенно касается: лиц, вернувшихся в Россию из-за границы; пожилых наемных сотрудников в возрасте от 65 лет. Такие больничные пособия, выплачиваемые ФСС в 2020 году, назначались по особым временным правилам из постановлений Правительства от 18-го марта 2020 г. № 294 (действует с 20-го марта по 1-е июля текущего года) и от 1-го апреля 2020 г. № 402 (действует с 6-го апреля текущего года). Также, президентом России подписан и утвержден ФЗ о бюджете ФСС РФ на прогнозируемый период (таблица 14).
Таблица 14.
Показатели 2021 год 2022 год 2023 год
Доходы 815,663 922,457 984,314
Расходы 833,293 863,085 893,227
Дефицит/про фицит -17,6 59,4 91,1
Источник. Составлено и рассчитано по данным ФСС [8]
Рисунок 5. Доходы и расходы бюджета ФСС [8, 9]
■Л 1 I -
2023 год 2022 год 2021 год
893,22
922
,457
815,663
833,293
Доходы I Расходы
500
1000
1500
2000
Бюджет ФСС РФ на 2021 год сформирован с дефицитом 17,63 млрд. рублей. Эксперты прогнозируют, что бюджет превысит доходы над расходами, начиная уже с 2022 года. Ежегодное увеличение доходов бюджета ФСС связано с тем, что прогнозируется повышение фонда заработной платы.
По результатам проведённого анализа показателей функционирования ФСС РФ можно выделить следующие проблемы: [7,10]
- превышение расходов над доходами ФСС в 2020 году;
- зависимость бюджета от трансфертов из бюджетной системы РФ на обеспечение сбалансированности;
- дефицит средств по статье социальное страхование на случай связанный с нетрудоспособностью работника на определенное время и материнством;
- риск возникновения, и роста дефицита бюджета ФСС, который увеличился в результате распространения пандемии и в связи с переходом всех регионов на «пилотный проект»;
- низкий уровень социальных выплат в нашей стране.
Можно предложить следующие варианты решения проблем: [7]
- сохранить институциональную форму ФСС в прежнем виде, но изменить формы собственности аккумулированных в фонде средств. В настоящее время средства находятся в федеральной собственности, соответственно их направление происходит на предусмотренные
законодательством цели вне зависимости от вклада конкретного гражданина. Персонификация средств позволит сократить расходы путем исключения принципа всеобщности;
- внедрить новые информационные технологии в деятельности ФСС для повышения качества предоставления государственных услуг;
- законодательно закрепить механизм предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для регулирования сбалансированности бюджета ФСС;
- закрепить возможность при недостатке средств по одному виду обязательного социального страхования использовать средства другого вида социального страхования это будет формировать механизм более качественно обеспечивать социальную защиту населения и трудящихся;
- упразднить ФСС РФ и поглотить его федеральным бюджетом. Заменить страховой взнос федеральным социальным налогом, носящим целевой характер. Данный вариант предполагает отказ от страхового характера данного вида социальной защиты, но при этом, учитывая сложившуюся зависимость ФСС от трансфертов из федерального бюджета, это решит проблему институциональной избыточности, влекущей расходы на аппарат управления;
- объединить ФСС, ФОМС и ПФ РФ. С помощью данного метода средства, которые поступают в фонды, также станут персонифицированными, что приведет к упрощению процесса объединения вкладов граждан в обозначенных фондах с их пенсионными накоплениями. После чего граждане будут иметь один персональный счёт в Едином фонде социальной защиты населения (ЕФСЗН). Данная система справедлива с позиции исключения предоставления социальных благ лицам, сознательно избегающим отчисления на свой индивидуальный счет в ЕФСЗН. Ликвидировать дефицит можно путем привлечения средств из бюджетной системы РФ.
Подводя итоги, отметим, что актуальными направлениями укрепления финансовой устойчивости ФСС РФ являются рост легальной заработной платы, пересмотр распределения функций между ФСС и службами социальной защиты населения, усиление бюджетной дисциплины и общая стабилизация макроэкономической ситуации. Фактически собираемых страховых взносов предсказуемо недостаточно для покрытия текущих обязательств по ОСС, администрируемому ФСС РФ. И это очевидная и все более актуальная проблема для функционирования данного фонда. Однако открытых данных недостаточно для более полного понимания проблемы. Ясно, что в части правильности начисления и своевременной уплаты работодателями страховых взносов есть определенный резерв, связанный с массовым уклонением от уплаты страховых взносов, но это проблема всех внебюджетных фондов, постепенно решаемая Минфином и налоговой службой. А вот в части целевого использования средств фонда, а также обоснованности назначения и выплат различных пособий есть не столько финансовые резервы, сколько назревшая необходимость уточнения используемых правил, порядков, норм и нормативов начисления и выплаты социальных пособий из ФСС РФ. В рассматриваемом периоде бюджет ФСС РФ в течение 3 лет был дефицитным, причиной чему явилось увеличение расходов по важной статье - «взносы по страхованию на случай временной нетрудоспособности и материнства». В 2019 г. бюджетная сбалансированность пришла в норму - получен профицит 12 млрд. руб., но уже в 2020 году был получен дефицит - 4,7 млрд. руб. Приведённые факт позволяет утверждать, что ФСС РФ развивается поступательно с периодическими спадами.
Литература и источники
1. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 N 165 ФЗ // СПС Консультант плюс (дата обращения: 24.04.2021)
2. Ивановская Д.Г., Капрова Ю.А. Анализ доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования РФ // Аллея Науки. Научно-практический электронный журнал. - 2018. - №5 (21). - С. 23-25.
3. Окорокова О. А., Власенко Ю.А. Оценка деятельности Фонда социального страхования РФ // Вектор экономики. - Пермь, 2018. - № 12.
4. Османова С. Н. Особенности формирования доходов и расходов фонда социального страхования в современных условиях // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2020. - №11 (103). - С.73-78.
5. Руденко К.А., Неводова И.А. Проблемы и перспективы функционирования Фонда социального страхования РФ // Экономика и социум. - 2018. - № 3 (34). - С. 1158-1161.
6. Социальное страхование: учебник для академического бакалавриата / Ю.П. Орловский [и др.]; под общей редакцией Ю.П. Орловского. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 127 с.
7. Шалеев И. Л. Анализ финансовой стабильности Фонда социального страхования РФ: проблемы и перспективы // Самоуправление. - 2021. - №1(123). - С. 507-510.
8. Официальный сайт Фонда социального страхования // Режим доступа: https://fss.ru/ru/statistics (дата обращение: 24.04.2021)
9. Матюнина М.В., Дырченкова Ю.А. Анализ государственного долга Российской Федерации за 2017-2019 гг// Современная научная мысль. - 2021. - № 1. - С. 139-146.
10. Матюнина М.В., Андриянов О.И., Николенко Ю.Б. Динамика налоговых поступления в бюджет Республики Крым // Финансово-экономическое и информационное обеспечение инновационного развития региона. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор А.В. Олифиров. 2020. - С. 229-232.
References and Sources
1. Federal'nyj zakon «Ob osnovah obyazatel'nogo social'nogo strahovaniya» ot 16.07.1999 N 165 FZ // SPS Konsul'tant plyus (data obrashcheniya: 24.04.2021)
2. Ivanovskaya D.G., Kaprova Yu.A. Analiz dohodov i raskhodov byudzheta Fonda social'nogo strahovaniya RF // Alleya Nauki. Nauchno-prakticheskij elektronnyj zhurnal. - 2018. - №5 (21). - S. 23-25.
3. Okorokova O. A., Vlasenko Yu.A. Ocenka deyatel'nosti Fonda social'nogo strahovaniya RF // Vektor ekonomiki. - Perm', 2018. - № 12.
4. Osmanova S. N. Osobennosti formirovaniya dohodov i raskhodov fonda social'nogo strahovaniya v sovremennyh usloviyah // Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. - 2020. - №11 (103). - S.73-78.
5. Rudenko K.A., Nevodova I.A. Problemy i perspektivy funkcionirovaniya Fonda social'nogo strahovaniya RF // Ekonomika i socium. - 2018. - № 3 (34). - S. 1158-1161.
6. Social'noe strahovanie: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / YU.P. Orlovskij [i dr.]; pod obshchej redakciej YU.P. Orlovskogo. - M.: Izdatel'stvo Yurajt, 2019. - 127 s.
7. Shaleev I. L. Analiz finansovoj stabil'nosti Fonda social'nogo strahovaniya RF: problemy i perspektivy // Samoupravlenie. - 2021. - №1(123). - S. 507-510.
8. Oficial'nyj sajt Fonda social'nogo strahovaniya // Rezhim dostupa: https://fss.ru/ru/statistics (data obrashchenie: 24.04.2021)
9. Matyunina M.V., Dyrchenkova Yu.A. Analiz gosudarstvennogo dolga Rossijskoj Federacii za 2017-2019 gg// Sovremennaya nauchnaya mysl'. -2021. - № 1. - S. 139-146.
10. Matyunina M.V., Andriyanov O.I., Nikolenko Yu.B. Dinamika nalogovyh postupleniya v byudzhet Respubliki Krym // Finansovo-ekonomicheskoe i informacionnoe obespechenie innovacionnogo razvitiya regiona. Materialy III Vserossij skoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Otvetstvennyj redaktor A.V. Olifirov. 2020. - S. 229-232.
МАТЮНИНА МАРИНА ВИКТОРОВНА - кандидат экономических наук, доцент Гуманитарно-педагогической академии (филиал), Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» в г. Ялте ([email protected])
ДЫРЧЕКОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - студент Гуманитарно-педагогической академии (филиал), Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского в г. Ялте ([email protected]).
MATYUNINA, MARINA V. - Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Humanitarian and Pedagogical Academy (branch), Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky "in Yalta ([email protected]).
DYRCHEKOVA, YULIA A. - student of the Humanitarian and Pedagogical Academy (branch), Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky in Yalta ([email protected]).