АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯ РФ
С.С. Гусейханова, студент
Научный руководитель: М.А. Филина, канд. экон. наук, доцент Дагестанский государственный университет (Россия, г. Махачкала)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11455
Аннотация. Фонд социального страхования РФ - второй по величине социальный внебюджетный фонд. В данной статье представлена динамика доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, проведен анализ структуры и динамики основных статей доходов и расходов ФСС РФ за период с 2016 по 2018 год, а также выявлены некоторые проблемы, связанные с деятельностью фонда.
Ключевые слова: Фонд социального страхования, государственные и муниципальные финансы, доходы, расходы, социальное обеспечение, социальное страхование.
Фонд социального страхования РФ является государственным внебюджетным фондом, который призван способствовать материальному обеспечению граждан, в силу различных обстоятельств не участвующих в трудовом процессе.
Цель российского Фонда социального страхования состоит в финансировании выплаты пособий по родам и беременности, нетрудоспособности временного типа, в случае рождения ребенка и ухода за ним до момента наступления возраста полутора лет, оплате отдыха и курортно-санаторного лечения и пр. Источники образования средств российского Фонда социального страхования - это взносы по страхованию от организаций и предприятий всех форм собственности, ассигнования из бюджета федерации, добровольные
взносы юридических и физических лиц и пр.
Фонд социального страхования выполняет деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами РФ, указами Президента РФ, а также постановлениями Правительства РФ. Он обеспечивает функционирование многоуровневой системы государственного социального страхования. Его отделения созданы во всех субъектах страны. Денежные средства Фонда социального страхования являются государственной собственностью [1].
Проведение анализа формирования и исполнения бюджета исследуемого фонда поможет составить полное мнение о его состоянии. На рисунке представлена динамика доходов и расходов Фонда за 3 года.
Рисунок. Динамика поступления и расходования средств ФСС РФ
за 2016-2018 гг., млрд. руб. [2]
Рисунок показывает дефицит бюджета ФСС РФ 2016 г. и профицит в 2017 и 2018 гг. В 2017 г. профицит составил 21,02 млрд. руб., или 3,1%, а в 2018 - 33 млрд. руб., что равно 4,7%. Также наблюдается
тенденция к увеличению доходов и расходов ФСС РФ.
Исполнение бюджета ФСС РФ в 20152017 гг. по доходам представим в таблице 1.
Таблица 1. Исполнение бюджета ФСС РФ по доходам в 2016-2018 гг., тыс. руб. [3]
Наименование показателя 2016 г. 2017 г. 2018 г. Прирост, % 2018 к 2016
Доходы всего, в том числе: 616414487,9 691825277,4 73524GG15,6 19,3%
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 458165646,G 473482612,9 53G891354,G 15,9%
по ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 1G1559G92,1 1G957888G,4 12G713384,G 18,9%
налоги на совокупный доход 9241,5 765G,9 3491,1 -62,2%
задолженность и перерасчёты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 3G144,8 31962,3 17641,5 -41,5%
доходы от размещения временно свободных средств бюджета 237G543,9 4554786,5 453G864,2 91,1%
доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 163264,6 18875G,2 236818,8 45,1%
доходы от продажи материальных и нематериальных активов 3G11,1 29G9,1 1265,7 -58%
штрафы, санкции, возмещение ущерба 156182,7 198469,G 194876,6 24,8%
прочие неналоговые доходы 11165783,2 37837828,8 117544G2,3 5,3%
межбюджетные трансферты из федерального бюджета и ФОМС 4285G492,3 66168258,4 67G9344G,1 56,6%
Согласно данным таблицы 1, доходы фонда в 2018 г. по сравнению с 2016 г. возросли на 19,3%. Основная статья в структуре доходов - денежные средства в виде страховых взносов на обязательное социальное страхование. Доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством возросли на 15,9%, а доходы по ОСС от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний - на 18,9%. Значительно увеличились доходы от размещения временно свободных средств бюджета и межбюджетные трансферты из федерального бюджета и ФОМС - на 91,1% и 56,6% соответственно.
Динамика статей расходов бюджета Фонда представлена в таблице 2.
Таблица 2. Исполнение бюджета ФСС РФ по расходам в 2016-2018 гг., тыс. руб. [3]
Наименование показателя 2016 г. 2017 г. 2018 г. Прирост, % 2018 к 2G16
Расходы, всего 664897511,7 67G8G8218 7G2242815,5 5,6%
Общегосударственные вопросы 23468315,1 23947G6G,G 24935872,G 6,3%
Образование 144674,3 35541,6 6G815,G -57,9%
Социальная политика 641284522,3 646825616,4 677246128,4 5,6%
По данным анализа наблюдается рост количества расходов Фонда в 2018 г. на 5,6% по сравнению с 2016 годом, или же на 37345303,8 тыс. руб. Основной статьей расходов выступают расходы на социальную политику (96,4% от общего объема
расходов). В 2018 г. они составили 677246128,4 тыс. руб.
Раскроем основные направления расходов средств бюджета ФСС по социальной политике в таблице 3.
Таблица 3. Основные направления расходования средств бюджета ФСС РФ в 20162018 гг., тыс. руб. [3]_
Наименование основного мероприятия 2016 г. 2017 г. 2018 г. Прирост, % 2018 к 2016
Совершенствование службы родовспоможения 17829885,0 1б008504,4 1505458б,3 -15,%
Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 74б44224,9 77720137,9 7997б14б,7 7,1%
Предоставление пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию 21539б701,9 22б41б871,8 2537221б2,б 17,8%
Оказание мер государственной поддержки в связи с беременностью и родами, а также гражданам, имеющим детей 298185743,б 291852142,4 291197485,8 -2,3%
Предоставление государственных гарантий инвалидам 24341085,0 25028920,8 27081033,1 11,3%
По таблице 3 видно, что основными направлениями расходования бюджета ФСС РФ по социальной политике в 2018 г. были: оказание мер государственной поддержки в связи с беременностью и родами, а также гражданам, имеющим детей (291.2 млрд. руб.), предоставление пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию (253,7 млрд. руб.) и страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (79,98 млрд. руб.). Темпы прироста по отношению к 2016 г. составили - 2,3%, 17,8% и 7,1%, соответственно.
Основной задачей Фонда социального страхования остается сбалансированность бюджета путем увеличения доходов, что стало возможным благодаря передаче в 2017 г. функции администрирования страховых взносов Федеральной налоговой службе.
В работе Фонда имеется ряд проблем. Финансовый механизм деятельности Фонда является сложным и специфическим. Помимо прямых направлений деятельности ФСС выполняет значительный объем функций, не соответствующих его целевому назначению. Для повышения эффективности функционирования фонда необходимо передать часть этих функций другим государственным органам [4].
Важной является проблема недоимок по страховым взносам в бюджет ФСС РФ, которая связана с уклонением некоторых
работодателей от официального оформления трудовых отношений с работниками и занижением величины фонда заработной платы в целях уменьшения налогооблагаемой базы [5]. Необходимо усилить борьбу с «серыми зарплатами» с целью повысить собираемость взносов, а также налоговый контроль за правильностью формирования налоговой базы (величины фонда заработной платы) и уплаты страховых взносов.
Нередки примеры недобросовестности страхователей, проявляющейся в отказе или неправомерном снижении работникам размера пособия, вызванных полной или частичной неуплатой страховых взносов за наемных работников. В данных ситуациях сотрудник вынужден обращаться за защитой своих прав в правоохранительные органы [6].
В рамках оптимизации расходов ФСС выделяют такие меры, как постепенное повышение требований к страховому стажу для определения размера пособия по временной нетрудоспособности и осуществленное выплаты пособия по временной нетрудоспособности за счёт средства ФСС РФ с учётом введения «периода ожидания» (невыплаты пособия в течение первых дней нетрудоспособности) [7].
Государственное социальное страхование является объективной необходимостью, а не прихотью государства. На конкретном этапе развития общество принимает под защиту группы населения, которые по некоторым причинам не могут
осуществлять трудовую деятельность, по- его воздействия на процессы в обществе, лучать за нее оплату. Разумная система органы власти во множестве государств федерального социального страхования мира формируют системы обязательного граждан является одной из предпосылок в государственного страхования, которые обеспечении социальной справедливости, дают возможность значительной концен-образовании и поддержке политической трации финансов в единых фондах и, тем стабильности в государстве. Принимая к самым, обеспечивают надежную социаль-учету важность социального страхования и ную защиту населения.
Библиографический список
1. Окорокова О.А., Власенко Ю.А. Оценка деятельности Фонда социального страхования РФ // Вектор экономики. - Пермь: Изд-во ИП Мухин М.Н. - 2018. - № 12. - С. 140.
2. Динамика доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2014-2021 годы. - [Электронный ресуср]. - Режим доступа: https://fss.ru/ru/statistics/402797.shtml (дата обращения 01.07.2019)
3. Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ. - [Электронный ресуср]. -Режим доступа: http://roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/byudzhety-gosudarstvennykh-vnebyudzhetnykh-fondov/1029/ (дата обращения 03.07.2019)
4. Яруллин Р.Р., Юлмухаметова Л.С. Проблемы и перспективы развития Фонда социального страхования РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2017. - №5. - С. 281283.
5. Москалева Е.Г., Климова С.В. Анализ состояния российского Фонда социального страхования: основные тенденции // Развитие территориальных социально-экономических систем: вопросы теории и практики / Сборник научных статей XV Международной научно-практической конференции молодых учёных. - Екатеринбург. - 2017. - С. 47-51.
6. Руденко К.А., Неводова И.А. Проблемы и перспективы функционирования Фонда социального страхования РФ // Экономика и социум. - 2018. - № 3 (34). - С. 1158-1161.
7. Шинкарёва О.В. Доходы и расходы Фонда социального страхования Российской Федерации: основные проблемы и тенденции // Социальная политика и социология. - 2018. -Т. 16, №3 (122). - С. 60-69.
ANALYSIS AND EVALUATION OF THE ACTIVITIES OF THE SOCIAL INSURANCE
FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION
S.S. Guseykhanova, Student
Supervisor: M.A. Filina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Dagestan State University (Russia, Makhachkala)
Abstract. The Social Insurance Fund of the Russian Federation is the second largest nonbudget social fund. This article presents the dynamics of revenues and expenditures of the budget of the Social Insurance Fund of the Russian Federation, analyzes the structure and dynamics of the main revenues and expenditures of the SIF of the Russian Federation for the period from 2016 to 2018, and identifies some problems of the fund.
Keywords: Social Insurance Fund, state and municipal finances, revenues, expenditures, social welfare, social insurance.