Научная статья на тему 'Особенности формирования средств фонда обязательного медицинского страхования'

Особенности формирования средств фонда обязательного медицинского страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2699
459
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INCOME / STRUCTURE / FUND / COMPULSORY MEDICAL INSURANCE / BUDGET / SOURCES OF FINANCING / CONTRIBUTIONS / ДОХОДЫ / СТРУКТУРА / ФОНД / ОМС / БЮДЖЕТ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ВЗНОСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Залимханов Умахан Микаилович

Исследование посвящено особенностям формирования средств Фонда обязательного медицинского страхования. Изложены основные теоретические понятия касательно Фонда ОМС. Проведен вертикальный и горизонтальный анализ доходной части ФОМС за ряд лет. Итогом проведенной работы стали предложенные направления по реформированию деятельности ФФОМС.The study is dedicated to the features of the formation of the funds of the Mandatory Medical Insurance Fund. The basic theoretical concepts regarding the MHI Fund are stated. A vertical and horizontal analysis of the income part of the MHIF for a number of years has been carried out. The result of the work was the proposed areas for reforming the activities of the FFOMS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования средств фонда обязательного медицинского страхования»

УДК 33 ББК 65

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10088

Особенности формирования средств Фонда обязательного медицинского страхования

Features of the Formation of Funds of the Mandatory Health Insurance Fund

Умахан Микаилович ЗАЛИМХАНОВ,

студент Финансового университета при Правительстве РФ

E-mail: [email protected]

Научный руководитель: О.Б. Буздалина, кандидат экономических наук,

доцент Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве РФ

Аннотация. Исследование посвящено особенностям формирования средств Фонда обязательного медицинского страхования. Изложены основные теоретические понятия касательно Фонда ОМС. Проведен вертикальный и горизонтальный анализ доходной части ФОМС за ряд лет. Итогом проведенной работы стали предложенные направления по реформированию деятельности ФФОМС.

Ключевые слова: доходы; структура; фонд; ОМС; бюджет; источники финансирования; взносы

Abstract. The study is dedicated to the features of the formation of the funds of the Mandatory Medical Insurance Fund. The basic theoretical concepts regarding the MHI Fund are stated. A vertical and horizontal analysis of the income part of the MHIF for a number of years has been carried out. The result of the work was the proposed areas for reforming the activities of the FFOMS.

Key words: income; structure; fund; Compulsory medical insurance; budget; sources of financing; contributions

В Российской Федерации страховая медицина появилась в тот период, когда на фоне гарантированного предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи государство оказалось неспособным увеличить до необходимой величины расходы на социальные нужды. Именно для обеспечения дополнительного поступления финансовых средств и создавалась страховая медицина. Следовательно, медико-социальное и экономическое исследование проблемы и возможных перспектив развития обя-

зательного медицинского страхования актуально и своевременно.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования существует для реализации законодательных норм, регулирующих оказание бюджетных медицинских услуг. Иными словами, целью Фонда является то, что каждый человек может претендовать на бесплатную врачебную помощь и регулировать исполнение этого требования.

Наполнение Фонда ОМС напрямую зависит от количества работодателей на рынке. В условиях нынешней экономической ситуации количество работодателей колеблется в значительной степени, с определенной тенденцией к уменьшению. Кроме того, величина фонда заработной платы может зависеть от произвольных действий работодателя, заинтересованного в предоставлении заниженных данных с целью уменьшения затрат. Это происходит на фоне уменьшения численности работоспособного населения, высокого уровня заболеваемости населения и наличия проблем в управлении человеческим капиталом в Российской Федерации. Подушевой норматив финансового обеспечения базовой программы ОМС в 2020 г. составил 12 699,2 руб., а в плановом периоде 2021 г. заложен в размере 13 461,6 руб. Для реализации поставленных задач динамика размера субвенций в 2020 г. составила 2225,4 млрд руб., а в 2021 г. планируется в размере 2359,0 млрд руб.1

В интересах государства не просто обеспечивать эффективное лечение заболеваний, но и добиваться реального повышения уровня здоровья населения.

Обязательное медицинское страхование — это самостоятельный вид социального страхования. Установленные законодательством меры предназначены для обеспечения гарантии оказания застрахованному лицу бесплатной медицинской помощи. Данная деятельность осуществляется системой обязательного медицинского страхования за счет собственных средств в пределах территориальной программы. В течение пореформенного периода функционирования российской экономики предпринимались разнообразные тактические приемы по внедрению принципов страхования в практику работы медицинских организаций, изыскивались возможности привлечения дополнительных финансовых ресурсов в систему здравоохранения в целях предоставления бесплатных медицинских услуг на равных возможностях для всех граждан. Введение и последовательное совершенствование процедуры обязательного медицинского страхования способствовали распространению бюджетно-страховой модели в здравоохранении.

Сегодня основным документом, регулирующим ОМС, является Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. №П326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) функционирует на государственном уровне как само-

стоятельная некоммерческая финансово-кредитная организация, деятельность которой регулируется рядом федеральных законов, а также Налоговым и Бюджетным кодексами РФ. Задачами ФФОМС являются аккумулирование финансовых средств (страховых взносов, уплачиваемых работодателями) и их дальнейшее распределение, контроль и финансирование деятельности территориальных подразделений Фонда в регионах — субъектах РФ.

ФФОМС выступает в качестве финансового центра, который концентрирует средства из различных источников. «Основной целью перехода на одноканальное финансирование здравоохранения считается консолидация финансовых ресурсов в системе обязательного медицинского страхования, финансирование за фактически оказанные услуги, то есть по принципу, когда «деньги следуют за пациентом»» [8, с. 60—64]. При одноканальном финансировании происходит консолидирование финансовых средств в едином пуле, таким образом, поддерживается нормальное (безубыточное) функционирование медицинских организаций как первичного звена национальной системы здравоохранения.

В итоге финансовые ресурсы системы обязательного медицинского страхования предстают в агрегированной форме, поскольку в процессе объединения из различных источников денежные средства абстрагируются от конкретных отправителей, концентрируются в едином финансовом центре, а затем в процессе адресного распределения проходят ряд стадий и поступают конкретным получателям. Их использование априори направлено на достижение конечного результата, существо которого сформулировано в материалах Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и выражается следующим логическим построением: «Справедливость — отзывчивость — хорошее здоровье». Данный ориентир в развитии экономических отношений системы здравоохранения направлен на обеспечение максимально возможного (наивысшего) уровня здоровья, а его практическое достижение возможно только на основе задействования всех располагаемых ресурсов [13]. Как представляется, для реализации приведенной выше формулировки привлечения средств из каких-либо иных источников не требуется: важно наладить консолидацию всех разрешенных законодательством финансовых ресурсов (доходов, поступлений, накоплений) и обеспечить их результативное применение в практике работы лечебно-профилактических учреждений.

Согласно структуре финансирования и организации ФОМС, страховые взносы уплачиваются в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), который осуществляет руководство всей системой обязательного медицинского страхования, а также распределяет финансовые средства по территориальным фондам (ТФОМС). ТФОМС выделяет и перечисляет средства на счет страховой медицинской организации либо филиала территориального фонда. Затем осуществляется распределение непосредственно по лечебно-профилактическим учреждениям, которые расходуют фи-

нансовые средства на оплату медицинских услуг для граждан, имеющих полис ОМС.

Одним из важнейших направлений деятельности ФОМС является финансирование целевых программ в области медицинского страхования. Данное финансирование составляет 10,5% общих расходов ФОМС, уступая только расходам на выравнивание деятельности территориальных фондов, составляющих 87% всех расходов.

В табл. 1 приведены данные об исполнении бюджета ФФОМС РФ за период 2017— 2020 гг.

Таблица 1. Данные об исполнении бюджета ФФОМС, млрд руб.

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.* Темп роста, % Абсолютное отклонение (2020 г. к 2019 г.) Темп прироста (2020 г. к 2019 г.), %

Доходы 1737,16 1895,92 2098,17 2367,23 136,3 269,06 12,8

В том числе страховые взносы 1705,68 1862,20 2019,19 2120,49 121,1 101,30 5

Расходы 1654,99 1988,54 2190,42 2368,61 143,1 178,19 8,1

Дефицит (-)/ профицит (+) 82,17 -92,62 -92,25 -1,38 101,7 90,87 -212,7

*— предварительные данные.

Источник: составлено автором по данным федеральных законов о бюджете Федерального фонда ОМС // URL: http: //www.ffoms.ru/documents/federal-laws/

Данные табл. 1 показывают, что за исследуемый период произошел рост показателей дохода на 36,3% и расхода на 43,1%, дефицит Фонда увеличился на 41,9%. В 2018 г. темп прироста доходов ФОМС составил 12,8%, расходов — 8,1%, дефицит средств Фонда снизился на 90,87 млрд руб.

Поскольку ФОМС образован вне государственного бюджета, то имеет собственные источники доходов. Бюджет Федерального фонда медицинского страхования формируется за счет следующих источников [1, ст. 21]:

■ юридических лиц, выплачивающих страховые взносы за граждан, которые у них числятся как официально устроенные;

■ бюджетов различного уровня, выплачивающих взносы за неработающих граждан (пенсионеров, несовершеннолетних, безработных);

■ взносов, уплачиваемых населением добровольно (спонсорство, различные пожертвования);

■ деятельности самого Фонда по размещению временно свободных денежных средств в качестве инвестиций.

С 2009 г. работодатели выплачивают взносы страхового назначения в размере 5,1% (для формирования ФФОМС — 2,1%, территориальных — 3%).

Рассмотрим динамику доходов ФФОМС за период 2016—2018 гг. (табл. 2).

Таблица 2. Анализ динамики доходов ФФОМС

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. Абсолютное отклонение Темп прироста, %

Поступление, млн руб. 1657,62 1737,16 1895,92 238,3 14,38

Из него: налоги, страховые взносы* 1624,42 1705,75 1862,20 237,78 14,64

Из них:

страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения 1006,42 1086,99 1181,4 174,98 17,39

страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения 617,75 618,7 661,63 43,88 7,1

налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения** 4,702 4,636 2,346 -2,356 -50,11

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности** 3,656 2,716 0,859 -2,797 -76,5

Единый социальный налог, млн руб. — — 31 31 —

Межбюджетные трансферты бюджету Федерального фонда ОМС на компенсацию выпадающих доходов бюджета ФОМС в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС 25,44 27,39 32,19 6,75 26,53

* Включаем недоимку, штрафы, пени но налогам, страховым взносам.

** Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог за налоговые переводы, истекшие до 1 января 2011 г.

Источник: составлено автором по данным федеральных законов о бюджете Федерального фонда ОМС // URL: http://www.ffoms.ru/documents/federal-laws /

Прирост доходов ФФОМС за период 2016—2018 гг. составил 14,4%, наибольший прирост приходится на межбюджетный трансферт бюджету Федерального фонда ОМС (26,5%). Страховые взносы и налоги выросли на 237,78 млрд руб., или на 14,6%.

В структуре доходов ФФОМС наибольший удельный вес приходится на страховые взносы от работающего населения — 62% и на страховые взносы от неработающего населения — 35% (рис. 1).

Страховые взносы на ОМС работающего населения — 63,3%

Страховые взносы на ОМС неработающего населения - 34,9%

Прочие доходы - 0,1 %

Рис. 1. Структура доходов бюджета ФОМС в 2018 г.

Источник: составлено автором по данным федеральных законов о бюджете Федерального фонда ОМС // URL: http://www.ffoms.ru/documents/federal-laws/

Таким образом, ФФОМС в России имеет свои особенности и весьма отличается от классических представлений о ведении страховой деятельности, в связи с чем предлагаются следующие направления реформирования деятельности ФФОМС:

■ в условиях имеющихся проблем с финансированием оказания медицинской помощи следует переводить финансовое обеспечение здравоохранения на систему медико-социального софинансирования, т.е. предлагается часть бремени расходов в системе здравоохранения переложить на плечи граждан;

■ для оптимизации расходования финансовых ресурсов в системе ОМС целесообразно упразднить страховые медицинские организации, передав при этом их нынешние функции фондам ОМС;

■ если страховым случаем в ОМС является заболевание, то страховые выплаты должны компенсировать затраты на лечение этого заболевания, но только на эффективное лечение;

■ следует пересмотреть порядок наложения и объем штрафных санкций к медицинским организациям со стороны страховщиков.

Таким образом, существующая система ОМС в большинстве случаев не способствует

проведению эффективного лечения заболеваний, так как оплата медицинских услуг производится вне зависимости от того, какой результат достигнут. В связи с этим система ОМС нуждается в реформировании. Повышение эффективности работы системы ОМС возможно при возвращении к классическому варианту страхования. В случае привлечения пациентов к софинансирова-нию оказания медицинской помощи взнос каждого человека должен рассчитываться индивидуально и зависеть от динамики уровня здоровья лица, застрахованного по ОМС.

1 URL: http://www.ffoms.ru/news/ffoms/prezident-rf-v-v-putm-podpisal-federalnyy-zakon-ot-2-dekabrya-2019-g-382-fz-o-byudzhete-federalnogo/

Список литературы

1. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № Э26-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (посл. ред.) // URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_107289/ (дата обращения: 16.03.2019).

2. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. Федерального

закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ) // СЗ РФ. 2016. № 27. Ст. 4183.

3. Балихина Н.В., Косое М.Е. Рынок микрофинансирования России: тенденции и барьеры развития // Финансовая жизнь. 2019. № 2. С. 84—87.

4. Балихина Н.В., Иванова Я.Я., Косое М.Е. Проблемы финансового обеспечения регионов: российский и зарубежный опыт // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-1 (77-1). С. 275—286.

5. Буздалина ОБ. Отдельные аспекты совершенствования инструментов управления государственными финансами / / Аудиторские ведомости. 2019. № 4. С. 36—41.

6. Буздалина ОБ. Совершенствование методологических подходов к формированию доходов бюджетов субъектов Российской Федерации // Финансовая жизнь. 2017. № 4. С. 74—78.

7. Буздалина О.Б. Тенденции развития финансового регулирования экономики / / Аудит и финансовый анализ. 2015. № 3. С. 204—208.

8. Дементьев Д.В. К вопросу о финансировании медицинских учреждений // Финансы. 2016. № 11. С. 60—64.

9. Косов М.Е. Бюджетная политика Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Экономика и предпринимательство. 2016. № 8 (73). С. 847—855.

10. Косов М.Е. Подходы к оценке рисков и критерии оценки финансовой устойчивости НПФ / / Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 3. С. 229—235.

11. Косов М.Е. Анализ рисков потери доходов бюджетной системы Российской Федерации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Экономика. Информатика. 2018. Т. 45. № 1.С. 59—66.

12. Косов М.Е. Формы реализации бюджетных инвестиций, повышение их эффективности / / Экономический анализ: теория и практика. 2019. Т. 18. № 1 (484). С. 83—95.

13. Стратегическое руководство в интересах здоровья в XXI веке: исследование, проведенное для Европейского регионального бюро ВОЗ. Баку, 2011.

тов бюджетной системы Российской Федерации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.

15. Шаров В.Ф., Косов М.Е., Полякова ОА., Фру-мина С.В., Бакулин Е.В., Дуброва М.В., Кирее-ва Е.Ф. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Теория и практика консолидации субсидий / под ред. В.Ф. Шарова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.

16. Dorofeyev M., Kosov M., Ponkratov V., Masterov A., Karaev A., Vasyunina M. Trends and prospects for the development of block-chain and cryptocurrencies in the digital economy / / European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 3. Р. 429—445.

17. Osipov V.S., Skryl T.V., Blinova EA., Kosov M.E., Zeldner A.G., Alekseev A.N. Institutional Analysis of Public Administration System // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Vol. 15. No. 15. P. 193—203.

18. Sigarev A.V., Kosov M.E., Buzdali--na O.B., Alandarov RA., Rykova I.N. The role of chains in the Russian retail sector // European Research Studies Journal. 2018. № 21(1). Р. 542—554.

19. Slepov VA, Burlachkov V.K., Danko T.P., Kosov M.E., Volkov I.I., Grishina OA., Sekerin V.D. The country's economic growth models and the potential for budgetary, monetary and private financing of gross domestic product growth // European Research Studies Journal. 2017. Т. 20. № 4A. Р. 488—500.

20. Slepov V., Burlachkov V., Danko T., Kosov M., Volkov I., Ivolgina N., Sekerin V. Model for integrating monetary and fiscal policies to stimulate economic growth and sustainable debt dynamics // European Re-search Studies Journal. 2017. Vol. 20, issue 4.

21. Slepov VA, Kosov M.E., Burlachkov V.K., Grishina O.A., Sakharov D.M. Shadow banking: Reasons of emergence and directions of development // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2019. № 10 (2). Р. 1747—1754.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.