Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ АКТУАЛИЗИРОВАННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО САННОМУ СПОРТУ И ЛЫЖНЫМ ГОНКАМ'

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ АКТУАЛИЗИРОВАННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО САННОМУ СПОРТУ И ЛЫЖНЫМ ГОНКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ / СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ / САННЫЙ СПОРТ / ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зубков Дмитрий Александрович, Фендель Татьяна Владимировна, Кислых Евгений Александрович

Введение. Центральной новеллой Федерального закона от 30 апреля 2021 года № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» стал тезис о том, что вся спортивная подготовка с 1 сентября 2023 года должна будет осуществляться в рамках образовательной или трудовой деятельности. Этот факт вызывает необходимость актуализации федеральных стандартов спортивной подготовки. Цель исследования - проанализировать и сравнить содержание действующих и актуализированных федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта «Санный спорт» и «Лыжные гонки». Методика и организация исследования. В статье представлен сравнительный анализ содержания действующих и актуализированных федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта «Санный спорт» и «Лыжные гонки». С помощью методов анализа и обобщения данных научно-методической литературы и данных документальных источников произведено сравнение требований стандартов в части соответствия их нормам 127 Федерального закона, проведён анализ «сильных» и «слабых» сторон стандартов. Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования были получены результаты, свидетельствующие о приведении норм федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта «Санный спорт» и «Лыжные гонки» в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 апреля 2021 года № 127-ФЗ, и о неоднозначном влиянии предложенных изменений на результативность спортивной подготовки в этих видах спорта. Вывод. Актуализация федеральных стандартов спортивной подготовки, вызванная вступлением в силу Федерального закона от 30 апреля 2021 года № 127-ФЗ, актуальна, но должна происходить при тесном взаимодействии с представителями спортивных федераций и научной общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зубков Дмитрий Александрович, Фендель Татьяна Владимировна, Кислых Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATED FEDERAL SPORTS TRAINING STANDARDS FOR LUGE AND CROSS-COUNTRY SKIING: CONTENT ANALYSIS

Introduction. The central novelty of the Federal Law №. 127-FZ of April 30, 2021 «On Amendments to the Federal Law «On Physical Culture and Sports in the Russian Federation» and the Federal Law «On Education in the Russian Federation» was the thesis that all sports training from September 1, 2023 will have to be carried out within the framework of educational or work activity. This fact makes it necessary to update the federal standards of sports training. The purpose of the study - to analyze and to compare the content of the current and updated federal standards of sports training in the sports “Luge” and “Cross-country skiing”. Methodology and organization of the study. The article presents the comparative analysis of the content of the current and updated federal standards of sports training in the sports “Luge” and “Cross-country skiing”. With the help of methods of analysis and generalization of data from scientific and methodological literature and data from documentary sources, the comparison of the requirements of the standards in terms of their compliance with the norms of № 127 of the Federal Law was made, the analysis of the ‘strengths’ and ‘weaknesses’ of the standards was carried out. The results of the study. In the course of the study, the results were obtained indicating that the norms of federal standards of sports training in the sports “Luge” and “Cross-country skiing” were brought in accordance with the requirements of Federal Law № 127-FZ of April 30, 2021, and the ambiguous effect of the proposed changes on the effectiveness of sports training in these sports. Conclusions. The updating of federal standards of sports training, caused by the entry into force of Federal Law № 127-FZ of April 30, 2021, is relevant, but should take place in close cooperation with representatives of sports federations and the scientific community.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ АКТУАЛИЗИРОВАННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО САННОМУ СПОРТУ И ЛЫЖНЫМ ГОНКАМ»

УДК 796.951

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ АКТУАЛИЗИРОВАННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО САННОМУ СПОРТУ И

ЛЫЖНЫМ ГОНКАМ

Дмитрий Александрович Зубков, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Татьяна Владимировна Фендель, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе, Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, Чайковский; Евгений Александрович Кислых, капитан внутренней службы, преподаватель, Пермский институт ФСИН России, Пермь

Аннотация

Введение. Центральной новеллой Федерального закона от 30 апреля 2021 года № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» стал тезис о том, что вся спортивная подготовка с 1 сентября 2023 года должна будет осуществляться в рамках образовательной или трудовой деятельности. Этот факт вызывает необходимость актуализации федеральных стандартов спортивной подготовки.

Цель исследования - проанализировать и сравнить содержание действующих и актуализированных федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта «Санный спорт» и «Лыжные гонки». Методика и организация исследования. В статье представлен сравнительный анализ содержания действующих и актуализированных федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта «Санный спорт» и «Лыжные гонки». С помощью методов анализа и обобщения данных научно-методической литературы и данных документальных источников произведено сравнение требований стандартов в части соответствия их нормам 127 Федерального закона, проведён анализ «сильных» и «слабых» сторон стандартов. Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования были получены результаты, свидетельствующие о приведении норм федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта «Санный спорт» и «Лыжные гонки» в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 апреля 2021 года № 127-ФЗ, и о неоднозначном влиянии предложенных изменений на результативность спортивной подготовки в этих видах спорта. Вывод. Актуализация федеральных стандартов спортивной подготовки, вызванная вступлением в силу Федерального закона от 30 апреля 2021 года № 127-ФЗ, актуальна, но должна происходить при тесном взаимодействии с представителями спортивных федераций и научной общественности.

Ключевые слова: гармонизация, система спортивной подготовки, спортивный резерв, санный спорт, лыжные гонки, федеральный стандарт спортивной подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p211-216

UPDATED FEDERAL SPORTS TRAINING STANDARDS FOR LUGE AND CROSSCOUNTRY SKIING: CONTENT ANALYSIS

Dmitry Aleksandrovich Zubkov, the candidate of pedagogical sciences, docent, leading research associate, Tatyana Vladimirovna Fendel, the candidate of pedagogical sciences, do-cent, Vice-Rector for Academic Affairs, Tchaikovsky State Physical Education and Sport Academy, Tchaikovsky; Evgeniy Aleksandrovich Kislykh, the captain of internal service, teacher, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Perm

Abstract

Introduction. The central novelty of the Federal Law №. 127-FZ of April 30, 2021 «On Amendments to the Federal Law «On Physical Culture and Sports in the Russian Federation» and the Federal Law «On Education in the Russian Federation» was the thesis that all sports training from September 1, 2023 will have to be carried out within the framework of educational or work activity. This fact makes it necessary to update the federal standards of sports training. The purpose of the study - to analyze and to

compare the content of the current and updated federal standards of sports training in the sports "Luge" and "Cross-country skiing". Methodology and organization of the study. The article presents the comparative analysis of the content of the current and updated federal standards of sports training in the sports "Luge" and "Cross-country skiing". With the help of methods of analysis and generalization of data from scientific and methodological literature and data from documentary sources, the comparison of the requirements of the standards in terms of their compliance with the norms of № 127 of the Federal Law was made, the analysis of the 'strengths' and 'weaknesses' of the standards was carried out. The results of the study. In the course of the study, the results were obtained indicating that the norms of federal standards of sports training in the sports "Luge" and "Cross-country skiing" were brought in accordance with the requirements of Federal Law № 127-FZ of April 30, 2021, and the ambiguous effect of the proposed changes on the effectiveness of sports training in these sports. Conclusions. The updating of federal standards of sports training, caused by the entry into force of Federal Law № 127-FZ of April 30, 2021, is relevant, but should take place in close cooperation with representatives of sports federations and the scientific community.

Keywords: harmonization, sports training system, sports reserve, luge, cross-country skiing, federal standard of sports training.

ВВЕДЕНИЕ

Центральной новеллой Федерального закона от 30 апреля 2021 года № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» стал тезис о том, что вся спортивная подготовка с 1 сентября 2023 года должна будет осуществляться в рамках образовательной или трудовой деятельности [1]. Этот факт автоматически вызывает необходимость приведения в соответствие с его требованиями всего массива нормативных актов, регламентирующих процесс спортивной подготовки. В первую очередь, конечно же, речь идёт об актуализации федеральных стандартов спортивной подготовки.

Цель исследования: проанализировать и сравнить содержание действующих и актуализированных федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта «Санный спорт» и «Лыжные гонки».

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье представлен сравнительный анализ содержания действующих [2, 3] и актуализированных [4, 5] федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта «Санный спорт» и «Лыжные гонки». С помощью методов анализа и обобщения данных научно-методической литературы и данных документальных источников произведено сравнение требований стандартов в части соответствия их нормам 127 Федерального закона, проведён анализ «сильных» и «слабых» сторон стандартов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖЕНИЕ

Структурно актуализированные стандарты представлены теми же разделами и приложениями, что и действующие, что обеспечивает определённую преемственность между документами. Однако в актуализированных версиях больше нет таблиц с физическими качествами, определяющими результативность в виде спорта. По цифрам в этих таблицах очень часто возникали споры [6].

К новелле раздела один следует отнести обязательное требование по включению в содержание дополнительных образовательных программ спортивной подготовки календарного плана воспитательной работы, предусматривающего: мероприятия по организации судейской и инструкторской практики, мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, мероприятия, направленные на рационализацию режима дня, питания и отдыха, мероприятия патриотической направленности, мероприятия по формированию творческого мышления и развитию способностей, помогающих добиваться

высоких спортивно-технических результатов.

В актуализированных стандартах сделана попытка детализации и расширения требований к спортсменам, находящимся на различных этапах многолетней спортивной подготовки: появились требования в части их специальной физической подготовленности и наличию спортивного разряда (начиная с учебно-тренировочного этапа) и наличию спортивного звания (начиная с этапа высшего спортивного мастерства).

Однако сам перечень испытаний, величины и диапазоны нормативов по-прежнему остаются очень дискуссионными.

Так на этапе начальной подготовки законодатель предлагает ограничиться только оценкой общей физической подготовленности занимающихся, причём нормативы привязаны к выполнению бронзового знака отличия ВФСК «ГТО», без учёта специфики вида спорта [4, 5]. О нашем отношении к подобному подходу мы писали ранее [6].

Предлагаемые нормативы оказались заметно снижены по сравнению с действующими версиями стандартов, что облегчает приём нового контингента, а также детализированы по полу и стажу занятий (для тех спортсменов, кто занимается до года и тех, кто занимается свыше года).

Несколько смущает тот факт, что на последующих этапах многолетней спортивной подготовки блок ОФП представлен нормативами, которые даже не дотягивают до норм ВФСК «ГТО» соответствующих возрастных групп, в целом заметно сниженных по сравнению с действующими версиями стандартов.

В лыжных гонках на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства из ОФП вообще оставили только бег на длинную дистанцию.

Блок испытаний для оценки специальной физической подготовленности в санном спорте представлен бросками набивного мяча из-за головы вперёд и назад и тягой штанги с пола к груди. На наш взгляд, дискуссионный набор, так как не в полной мере соответствует содержанию соревновательного действия.

Блок испытаний для оценки специальной физической подготовленности в лыжных гонках сокращён в плане количества испытаний и представлен только гонками классическим и свободным стилями, что также, на наш взгляд, является спорным моментом, так как результат в таких гонках является интегрированной оценкой, в которой блок специальной физической подготовленности является только одной из составляющих.

Произошло изменение условий допуска спортсменов к соревнованиям: авторы актуализированных стандартов ограничили их возрастом, полом, квалификацией, медицинским допуском и отсутствием замечаний к антидопинговому поведению спортсмена. При этом исчезли такие критерии как «выполнение плана спортивной подготовки» и «прохождение предварительного спортивного отбора». На наш взгляд такая позиция характерна как раз для массового спорта, когда любой желающий может принять участие в соревнованиях, а не для профессионального спорта, так что появление этой новеллы мы связываем непосредственно с содержанием Федерального закона № 127.

В содержании раздела «результаты подготовки» также появились новации, которые можно объяснить прямым влиянием этого закона.

Так, из перечня результатов этапа начальной подготовки авторы стандарта исключили «отбор наиболее перспективных спортсменов для последующих этапов спортивной подготовки», а из перечня результатов на этапе совершенствования спортивного мастерства исключили критерий «стабильности спортивных результатов», но при этом появились характерные для чисто педагогического процесса физического воспитания такие результаты, как «формирование общих теоретических знаний» и показатель «укрепление здоровья» на этапе начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе и его сохранение на дальнейших этапах многолетней спортивной подготовки.

Процесс зачисления спортсменов в группы теперь обуславливается только достижением ими установленного возраста. При этом для этапов совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства таковой не регламентировали.

По сравнению с текущими стандартами возраст для зачисления не изменился, однако в федеральном стандарте по виду спорта «Санный спорт» [5] для учебно-тренировочного этапа законодатель впервые предложил диапазон по годам от 2 до 5 в плане его продолжительности, что создаёт определённое окно возможностей для более быстрого прохождения этапа наиболее подготовленными спортсменами.

Ещё одна инновация коснулась наполняемости групп: произошло достаточно заметное снижение их порогового значения, при этом оно теперь выражается в конкретной цифре, а не диапазоном как ранее.

Особенно это заметно на этапе совершенствования спортивного мастерства, где для организации группы достаточно будет 3-4 человек, а требовалось 4-8, а на этапе высшего спортивного мастерства достаточно будет вообще одного спортсмена, а раньше требовалось набрать группу из четырёх спортсменов.

Кадровое обеспечение напрямую привязали к требованиям действующих профессиональных стандартов: «Тренер», «Тренер-преподаватель», «Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта», «Специалист по обслуживанию и ремонту спортивного инвентаря и оборудования». Эта тенденция прослеживается во всех стандартах, утверждённых после 2018 года, поэтому в действующей редакции стандарта по лыжным гонкам такая норма уже была [2], а вот в стандарте по санному спорту её ещё не было [3].

Одновременно с тренером преподавателем законодательно разрешено привлекать к учебно-тренировочному процессу других тренеров по всем разделам спортивной подготовки, а не только тренеров по ОФП и СФП как это было регламентировано в текущих стандартах [2, 3]. Помимо этого, можно привлекать специалистов по подготовке спортивного инвентаря и по обслуживанию техники [4, 5].

Интересные коллизии мы можем наблюдать относительно материально -технического обеспечения учебно-тренировочного процесса.

Тот факт, что разработчики стандарта по санному спорту перечень обязательного материально-технического обеспечения дополнили наличием стартовой эстакады и тренировочной площадки для отработки стартового разгона, по нашему мнению, можно занести в актив [5].

А вот общая тенденция сокращения требовании к количеству основного спортивного инвентаря и оборудования явно прослеживается: в санном спорте сократили число спортивных саней и детских саней [5], в лыжных гонках произошло уменьшение числа лыжероллеров, палок, гоночных лыж, креплений для них и так далее [4].

Нам не совсем оказался понятен выбранный законодателем способ сокращения финансовых расходов.

Самые значительные изменения произошли в характеристиках учебно-тренировочного процесса:

1. Разработчики законодательно закрепили необходимость осуществления самостоятельной работы спортсмена, причём императивно регламентировали её объём - не менее 10 и не более 20 процентов от всего объёма часов, отводимых на учебно-тренировочный процесс.

2. Сократилась продолжительность занятий: на этапе начальной подготовки она не может быть более 2 часов; на учебно-тренировочном этапе - не более 3 часов, на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства не более 4 часов. Кроме этого, если предусмотрено несколько тренировок в день, то суммарно они не могут превышать 8 часов.

3. Независимо от вида спорта теперь задано число часов в неделю и общее число часов в год, и оно заметно снизилось. При этом данные параметры представлены в виде диапазона, где даже верхняя граница ниже того, что было ранее, а ведь её ещё можно сдвинуть вниз до нижней границы!

4. На учебно-тренировочном этапе не стало тренировочных мероприятий для подготовки к соревнованиям, тренировочных мероприятий, связанных с комплексным медицинским обслуживанием, и мероприятий, направленным на восстановление, а на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства их число заметно сократили с 14 до 10 и с 5 до 3 дней соответственно.

5. Продолжительность тренировочных мероприятий в каникулярный период на этапе начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе сократили с трёх недель до двух.

6. Кроме этого, разработчики удалили существовавшие ранее ограничения по численному охвату групп, которые выходят на тренировочные мероприятия (если ранее необходимо было вывезти не менее 70% списочного состава - теперь этого нет).

7. Произошло уменьшение количества соревнований, в которых должны принимать участие спортсмены: у лыжников вообще убрали все отборочные соревнования на всех этапах подготовки; у саночников на этапе начальной подготовки убрали все отборочные и основные соревнования; и тем и другим на учебно-тренировочном этапе убавили число контрольных соревнований; на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства незначительно увеличили число основных соревнований.

8. Произошло перераспределение объёма часов на виды подготовки:

- объёмы часов на теоретическую, тактическую и психологическую подготовку, которые по-прежнему идут вместе, начали выделять с этапа начальной подготовки, но при этом резко сократили,

- объёмы часов, направленных на восстановление, объединили с часами, выделенными на тестирование и контроль, и при этом также сократили,

- у саночников объёмы часов на общую физическую подготовку и на техническую подготовку были увеличены на всех этапах подготовки, а у лыжников эти объёмы уменьшили на всех этапах, причём на этапе высшего спортивного мастерства в 4 раза, а объёмы часов на техническую подготовку не изменили.

- у саночников объёмы часов на специальную физическую подготовку были уменьшены на этапе начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе, а на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства увеличены, у лыжников изменения этих объёмов не произошло.

- как видим, изменения достаточно существенны, и в интересах спортивных федераций не пускать дело актуализации спортивных стандартов на самотек, а принимать в нём активное участие.

ВЫВОДЫ

Проведённое исследование позволило сделать следующий вывод: актуализация федеральных стандартов спортивной подготовки, вызванная вступлением в силу Федерального закона от 30 апреля 2021 года № 127-ФЗ, актуальна, но должна происходить при тесном взаимодействии с представителями спортивных федераций и научной общественности.

ЛИТЕРАТУРА

1. О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» :

Федеральный закон от 30.04.2021 № 127-ФЗ // КонсультантПлюс : : [сайт]. - - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_383365/ (дата обращения: 18.12.2022)

2. Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Лыжные гонки» : приказ Министерства спорта Российской Федерации от 20.03.2019 № 250 // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326445/ (дата обращения: 18.12.2022)

3. Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Санный спорт» : приказ Министерства спорта Российской Федерации от 19.01.2018 № 33 // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_290832/ (дата обращения: 18.12.2022)

4. Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Лыжные гонки» : приказ Министерства спорта Российской Федерации от 17.09.2022 № 733 // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429308/ (дата обращения: 18.12.2022)

5. Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Санный спорт» : приказ Министерства спорта Российской Федерации от 31.10.2022 № 883 // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_433554/ (дата обращения: 18.12.2022)

6. Фендель, Т.В. Анализ содержания актуализированных федеральных стандартов спортивной подготовки по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью / Т.В. Фендель, Д.А. Зубков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2021. - № 5. - С. 35-38

REFERENCES

1. Federal Law (20210, "On Amendments to the Federal Law «On Physical Culture and Sports in the Russian Federation" and the Federal Law "On Education in the Russian Federation"", Order of the dated April 30, 2021 №. 127, available at, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_383365/ (date of access: 18.12.2022)

2. Ministry of Sports of the Russian Federation (2019), "On the approval of the federal standard of sports training in the sport of "Cross-country skiing"", Order of the dated March 20, 2019 №. 250, available at, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326445/ (date of access: 18.12.2022)/

3. Ministry of Sports of the Russian Federation (2018), "On the approval of the federal standard of sports training in the sport of "Luge"", Order of the dated January 19, 2018 №. 33, available at, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_290832/ (date of access: 18.12.2022)

4. Ministry of Sports of the Russian Federation (2022), "On the approval of the federal standard of sports training in the sport of "Cross-country skiing"", Order of the dated September 17, 2022 №. 733, available at, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429308/ (date of access: 18.12.2022)

5. Ministry of Sports of the Russian Federation (2022), "On the approval of the federal standard of sports training in the sport of "Luge"", Order of the dated October 31, 2022 №. 833, available at, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_433554/ (date of access: 18.12.2022)

6. Fendel, T.V. and Zubkov D.A. (2021), "Analysis of the content of updated federal standards of sports training in ski jumping and cross-country skiing", Physical culture: upbringing, education, training, No. 5, pp. 35-38

Контактная информация: fendel82@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.12.2022

УДК 796.912

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ

РЕСПУБЛИКЕ

Ильдар Фаисович Ибрагимов, кандидат биологических наук, доцент, Казанский государственный энергетический университет, Казань; Казанский государственный медицинский университет, Казань; Казанский институт (филиал) «Всероссийский государ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.