Научная статья на тему 'Планирование тренировочного процесса лыжников-гонщиков 9-11 лет'

Планирование тренировочного процесса лыжников-гонщиков 9-11 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
995
72
Поделиться
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / AN INITIAL TRAINING / ТРЕНИРОВОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / A TRAINING PLANNING / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / TRAINING PROCESS / МНОГОЛЕТНЯЯ ПОДГОТОВКА / LONG-TERM TRAINING / ОБЩАЯ ПОДГОТОВКА / GENERAL TRAINING / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL UPBRINGING / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гибадуллин И.Г., Касумов К.М.

Основным документом при планировании тренировочного процесса в ДЮСШ, СДЮШОР являются Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 24.09.2006 г, Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «Лыжные гонки» от 14.03.2013 г. № 111[5]. Эффект тренировочного процесса при многолетней подготовке спортсменов зависит от рационального построения занятий начиная с юношеского возраста. При подготовке юношей-спортсменов в любом виде спорта необходимо учитывать их анатомо-физиологические и психологические особенности, имея в виду, что формирование всех жизненно важных функций юного организма сердечно-сосудистой, дыхательной систем, психомоторной деятельности заканчивается лишь к 17-18-летнему возрасту[3]. Материалы. В статье рассматривается планирование тренировочного процесса с учетом имеющихся программ для ДЮСШ, СДЮСШОР, а также выявляется проблема соотношения общей и специальной подготовки для юных лыжников-гонщиков. Методы: Анализ и обобщение научно-методической литературы, анализ документов планирования, методы математической статистики. Результаты. Анализ имеющихся в настоящее время программ по лыжным гонкам для ДЮСШ, СДЮШОР показал, что рекомендуемое в них соотношение ОФП и СФП юных лыжников-гонщиков, по нашему мнению, научно не обосновано, в группе начальной подготовки ОФП уделяется всего 57% от общего времени. Заключение. По результатам исследования можно отметить, что в группах начальной и учебно-тренировочной подготовки не учитывается принцип постепенности, так как изменение удельного веса специальной подготовки к общей подготовке увеличивается не постепенно. С учетом изложенного возникает необходимость в научном обосновании соотношения общей и специальной физической подготовки для юных лыжников-гонщиков 9-11 лет.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гибадуллин И.Г., Касумов К.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

He main document while a training process planning in SSCT and SSSORCT are the Methodical recommendations on sports schools activity organization in the Russian Federation 24.09.2006, a Federal standard of sports training in “Cross country skiing” 14.03.2013. No 111 [5]. The effect of the training process in case of a long-term training of sportsmen depends on a rational organization of the lessons, starting from an adolescent group. In case of young sportsmen training in any kind of sport it is necessary to take into consideration their anatomy-physiological and psychological characteristics, as the formation of all important functions of an organism a cardiovascular system, a respiratory system, a psychomotor activity finishes when they are 17-18 years-old [3]. Materials. The article is about the training process planning, taking into consideration the existing programs for sports schools for children and teen-agers, sports schools of the Olympic reserve for children and teen-agers. The article reveals the problem of the general training and the special training correlation for young skiers-sprinters. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, the planning documents analysis, the methods of mathematical statistics. Results. The analysis of the existing cross country skiing programs for SSCT and SSSORCT showed, that a recommended in them ratio of a general physical training and a special physical training of young skiers-sprinters, in our opinion, is not scientifically grounded, in the group of an initial training 57% of general time is given to a general physical training. Conclusion. According to the research results we can say, that in the groups of the initial training and the educational-training the principle of gradation isn’t taken into consideration, as a unit weight change of a special physical training to a general one increases not gradually. The necessity to substantiate scientifically the state of the general and special physical training for young 9-11 year-old skiers-sprinters appears.

Текст научной работы на тему «Планирование тренировочного процесса лыжников-гонщиков 9-11 лет»

УДК: 796.075 DOI 10.14526/28_2015_28

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 9-11ЛЕТ

И.Г. Гибадуллин - доктор педагогических наук, профессор

ФБГОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет

имени М.Т.Калашникова»,

Ижевск К.М. Касумов - аспирант ФГБОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет»,

Сургут

THE TRAINING PROCESS PLANNING OF 9-11 YEAR-OLD SKIERS-

SPRINTERS

I.G. Gibadullin - doctor of pedagogics, professor Federal Budgetary State Educational Establishment of Higher Professional Education "Izhevsk State Technical University named after M.T. Kalashnikov",

Izhevsk

K.M. Kasumov - post-graduate student Federal Budgetary State Educational Establishment of Higher Professional Education "Surgut State Pedagogical University",

Surgut

e-mail: ffkis@istu. ru

Ключевые слова: начальная подготовка, тренировочное планирование, тренировочный процесс, многолетняя подготовка, общая подготовка, физическое воспитание, физические качества.

Аннотация. Основным документом при планировании тренировочного процесса в ДЮСШ, СДЮШОР являются Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 24.09.2006 г, Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «Лыжные гонки» от 14.03.2013 г. № 111[5].

Эффект тренировочного процесса при многолетней подготовке спортсменов зависит от рационального построения занятий начиная с юношеского возраста. При подготовке юношей-спортсменов в любом виде спорта необходимо учитывать их анатомо-физиологические и психологические особенности, имея в виду, что формирование всех жизненно важных функций юного организма - сердечно-сосудистой, дыхательной систем, психомоторной деятельности - заканчивается лишь к 17-18-летнему возрасту[3].

Материалы. В статье рассматривается планирование тренировочного процесса с учетом имеющихся программ для ДЮСШ, СДЮСШОР, а также выявляется проблема соотношения общей и специальной подготовки для юных лыжников-гонщиков.

Методы: Анализ и обобщение научно-методической литературы, анализ документов планирования, методы математической статистики.

Результаты. Анализ имеющихся в настоящее время программ по лыжным гонкам для ДЮСШ, СДЮШОР показал, что рекомендуемое в них соотношение ОФП и СФП юных лыжников-гонщиков, по нашему мнению, научно не обосновано, в группе начальной подготовки ОФП уделяется всего 57% от общего времени.

Заключение. По результатам исследования можно отметить, что в группах начальной и учебно-тренировочной подготовки не учитывается принцип постепенности, так как изменение удельного веса специальной подготовки к общей подготовке увеличивается не постепенно. С учетом изложенного возникает необходимость в научном обосновании соотношения общей и специальной физической подготовки для юных лыжников-гонщиков 9-11 лет.

Keywords: an initial training, a training planning, a training process, a long-term training, a general training, physical upbringing, physical qualities.

Annotation. The main document while a training process planning in SSCT and SSSORCT are the Methodical recommendations on sports schools activity organization in the Russian Federation 24.09.2006, a Federal standard of sports training in "Cross country skiing" 14.03.2013. No 111 [5].

The effect of the training process in case of a long-term training of sportsmen depends on a rational organization of the lessons, starting from an adolescent group. In case of young sportsmen training in any kind of sport it is necessary to take into consideration their anatomy-physiological and psychological characteristics, as the formation of all important functions of an organism - a cardiovascular system, a respiratory system, a psychomotor activity - finishes when they are 17-18 years-old [3].

Materials. The article is about the training process planning, taking into consideration the existing programs for sports schools for children and teen-agers, sports schools of the Olympic reserve for children and teen-agers. The article reveals the problem of the general training and the special training correlation for young skiers-sprinters.

Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, the planning documents analysis, the methods of mathematical statistics.

Results. The analysis of the existing cross country skiing programs for SSCT and SSSORCT showed, that a recommended in them ratio of a general physical training and a special physical training of young skiers-sprinters, in our opinion, is not scientifically grounded, in the group of an initial training 57% of general time is given to a general physical training.

Conclusion. According to the research results we can say, that in the groups of the initial training and the educational-training the principle of gradation isn't taken into consideration, as a unit weight change of a special physical training to a general one increases not gradually. The necessity to substantiate scientifically the state of the general and special physical training for young 9-11 year-old skiers-sprinters appears.

Актуальность. Работа с юными спортсменами по видам лыжного спорта осуществляется в спортивных школах при органах местного образования и ведомствах городов и районов. Для установления преемственности в работе с различными возрастными группами разработаны целостные программы для занимающихся в детско-юношеских

спортивных школах (ДЮСШ),

специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва(СДЮСШОР), в школах высшего спортивного мастерства (ШВСМ)[4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основным документом при планировании тренировочного процесса в ДЮСШ, СДЮШОР являются

Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 24.09.2006 г, Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «Лыжные гонки» от 14.03.2013 г. № 111[5]. Зачастую в таких программах изначально запрограммированы неверные соотношения общей и специальной физической подготовки для юных лыжников-гонщиков. Тренеры, опираясь на программы, при планировании многолетней подготовки часто превышают допустимые объемы нагрузки, забывая о разносторонней подготовке юных лыжников-гонщиков. Такое планирование приносит порой быстрый прирост результатов, но затем сверстники, даже поздно приступившие к занятиям лыжными гонками, опережают юных лыжников, рано достигших результатов[2].

Эффект тренировочного процесса при многолетней подготовке спортсменов зависит от рационального построения занятий начиная с юношеского возраста. При подготовке юношей-спортсменов в любом виде спорта необходимо учитывать их анатомо-физиологические и

психологические особенности, имея в виду, что формирование всех жизненно важных функций юного организма -сердечно-сосудистой, дыхательной систем, психомоторной деятельности -

заканчивается лишь к 17-18-летнему возрасту[3].

Осуществляя процесс физического воспитания юных спортсменов, следует ориентироваться не на ближайший результат в том или ином виде спорта, а на гармоническое развитие занимающихся, основанное на всесторонней физической подготовке с перспективой достижения высоких спортивных результатов в период полного расцвета духовных и физических сил.

Общая физическая подготовка имеет первостепенное значение в процессе спортивной тренировки и в основном сводится к развитию основных физических

качеств спортсмена: быстроты, силы, ловкости и выносливости.

Значение всестороннего развития этих качеств особенно велико в свете развития основных положений системы физического воспитания о едином процессе разносторонней и прикладной подготовки спортсменов и

совершенствования в избранном виде спорта.

При работе с юными лыжниками 9-11лет принцип всесторонней

подготовленности относится к числу ведущих. Это заключение подкрепляется большим количеством

исследований(Белоусова И.В., Гибадулин И.Г., Захарченко А.А., Куралев В.Г.,Филин, В.П.).

По мнению И.М. Бутина, соотношение ОФП и СФП в годичном цикле тренировки зависит от квалификации лыжника-гонщика. С ростом квалификации гонщика постепенно уменьшается объем ОФП (от 70% у новичков до 20 % у мастеров спорта), соответственно увеличивается объем СФП[1].

Большинство авторов сходятся во мнении, что в ОФП основное время отводится развитию физических качеств: выносливости, быстроты, силы, ловкости и гибкости [1,2,3,6]. Именно в группе начальной подготовки юных лыжников-гонщиков закладывается развитие всех физических качеств и основное время уделяется ОФП, по данным некоторых авторов - до 90% ОФП и 10% - СФП. С ростом квалификации спортсмена объём ОФП уменьшается, а СФП увеличивается[6].

В данной программе по лыжным гонкам для ДЮСШ, СДЮШОР рекомендуется следующее соотношение ОФП и СФП (таблица). По нашему мнению, рекомендуемое в программе соотношение средств подготовки юных лыжников-гонщиков научно не

обосновано.

По данным таблицы, в группе начальной подготовки ОФП

уделяетсявсего 57% от общего времени. Также можно отметить, что в группах начальной и учебно-тренировочной подготовки не учитывается принцип постепенности, так как изменение

Литература.

1. Бутин, И. М. Лыжный спорт: учеб.пособие / И. М. Бутин. - М. : Academia, 2000. - 367 с.

2. Бутин, И. М. Лыжный спорт: Учебное пособие для студ. высш. пед. заведений / И. М. Бутин. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 368с.

3. Гибадуллин, И. Г. Управление тренировочным процессом в системе многолетней подготовки биатлонистов / И. Г. Гибадуллин. -Ижевск : ИжГТУ, 2005. - 208 с.

4. Лыжный спорт : Учебник для техникумов физической культуры / Под ред. Е. И. Кудрявцева и др. - Изд. 2-е, перераб, и доп. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - 287 с., ил.

5. Лыжные гонки : Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских

удельного веса специальной подготовки к общей увеличивается не постепенно. С учетом изложенного возникает

необходимость в научном обосновании состояния общей и специальной физической подготовки для юных лыжников-гонщиков 9-11лет.

школ олимпийского резерва [Текст] / П. В. Квашук и др. - М. : Советский спорт, 2005. - 72 с.

6. Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В. П. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 1974. - 232 с.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Butin, I. M. Skiing: a manual / I. M. Butin. - Moscow :Academia, 2000. - 367 p.

2. Butin, I. M. Skiing:a manual for students of higher pedagogical establishments / I. M. Butin. -Moscow :Publishing center "Academia", 2000. - 368 p.

3. Gibadullin, I. G. The training process management in the system of biathletes long-term training / I. G. Gibadullin. - Izhevsk :Izhevsk State Technical University, 2005. - 208 p.

4. Skiing : a textbook for technical schools physical culture / Under edition of E. I. Kudryavtsev and others. - the 2nd edition, changed and added -Moscow : Physical culture and sport, 1983. - 287 p.

Таблица 1

Соотношение средств физической и технической подготовки(%)

Средства подготовки Этапы подготовки

Этап начальной подготовки Учебно-тренировочный

1 год Свыше года До двух лет Свыше двух лет

Общая физическая 57 57 56 40

Специальная физическая 19 21 22 37

Техническая 13 13 12 9

Интегральная 5 5 5 9

Теоретическая 6 4 4 4

5. Skiing :a model program for additional education system of children: sports schools for children and teen-agers, specialized sports schools of the Olympic reserve for children and teen-agers [Text] / P. V. Kvashukand others. - Moscow :Soviet sport, 2005. - 72 p.

6. Filin, V. P. Physical qualities upbringing among young sportsmen/ V. P. Filin. - Moscow :Physical culture and sport, 1974. - 232 p.

Статья поступила в редакцию: 2.02.2015г.