Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 15-17 ЛЕТ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 15-17 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
187
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ / ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мартиросова Т.А., Малеев П.А., Горбачев А.С., Кондрашова Е.Д.

Цель исследования - повысить эффективность спортивной подготовки лыжников-гонщиков на этапе совершенствования спортивного мастерства. Методика и организация исследования. Для достижения цели исследования проведен анализ Федерального стандарта спортивной подготовки по лыжным гонкам, а также научно-исследовательской и методической литературы, дневников тренеров и дневников самоконтроля учащихся исследуемого возраста. Предложенная структура программы спортивной подготовки лыжников в возрасте от 15 до 17 лет включала теоретическую, тактическую, психологическую, виды подготовки спортсменов, которые реализовывали посредством использования в тренировочном процессе совместных групповых забегов, многократного прохождения спринтерских дистанций, включая тактики отрыва от соперника на равнинных участках либо подъемах, а также развитие способностей спортсменов рациональному распределению сил по дистанции. Содержание психологической подготовки было направлено на развитие саморегуляции спортсменов. В исследовании приняли участие более 30 лыжников-гонщиков, проходивших спортивную подготовку на этапе совершенствования спортивного мастерства. Результаты исследования и выводы. Представленная усовершенствованная программа спортивной подготовки является актуальной и обуславливает достоверный прирост результатов лыжников-гонщиков экспериментальной группы в возрасте от 15 до 17 лет, в контрольных испытаниях в сезоне 2020-2021 г., а также их успешное выступление в краевых и всероссийских соревнованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мартиросова Т.А., Малеев П.А., Горбачев А.С., Кондрашова Е.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE EFFICIENCY OF SPORTS TRAINING FOR SKI RACERS AGED 15-17

Objective of the study was to increase the effectiveness of sports training of cross-country skiers at the stage of improving sportsmanship. Methods and structure of the study. To achieve the goal of the study, an analysis was made of the Federal Standard of Sports Training in cross-country skiing, as well as research and methodological literature, diaries of coaches and diaries of self-control of students of the studied age. The proposed structure of the sports training program for skiers aged 15 to 17 years included theoretical, tactical, psychological, types of training for athletes, which were implemented through the use of joint group races in the training process, multiple sprint distances, including tactics for breaking away from an opponent on flat areas or climbs, as well as the development of the abilities of athletes for the rational distribution of forces over the distance. The content of psychological training was aimed at the development of athletes' self-regulation. The study involved more than 30 cross-country skiers who underwent sports training at the stage of improving sportsmanship. Results and conclusions. The presented improved sports training program is relevant and causes a significant increase in the results of ski racers of the experimental group aged 15 to 17 years old in control tests in the 2020-2021 season, as well as their successful performance in regional and all-Russian competitions.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 15-17 ЛЕТ»

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 15-17 ЛЕТ

УДК/UDC 796.015

Поступила в редакцию 31.12.2021 г.

Информация для связи с автором: maleevpetr_skies@mail.ru

Доктор педагогических наук, профессор Т.А. Мартиросова1 Магистр П.А. Малеев1 Аспирант А.С. Горбачев1 Доцент Е.Д. Кондрашова1

'Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева, Красноярск

INCREASING THE EFFICIENCY OF SPORTS TRAINING FOR SKI RACERS AGED 15-17

Dr. Hab., Professor T.A. Martirosova1 Master P.A. Maleev1

Postgraduate student A.S. Gorbachev1 Associate Professor E.D. Kondrashova1

'Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk

Аннотация

Цель исследования - повысить эффективность спортивной подготовки лыжников-гонщиков на этапе совершенствования спортивного мастерства. Методика и организация исследования. Для достижения цели исследования проведен анализ Федерального стандарта спортивной подготовки по лыжным гонкам, а также научно-исследовательской и методической литературы, дневников тренеров и дневников самоконтроля учащихся исследуемого возраста. Предложенная структура программы спортивной подготовки лыжников в возрасте от 15 до 17 лет включала теоретическую, тактическую, психологическую, виды подготовки спортсменов, которые реализовывали посредством использования в тренировочном процессе совместных групповых забегов, многократного прохождения спринтерских дистанций, включая тактики отрыва от соперника на равнинных участках либо подъемах, а также развитие способностей спортсменов рациональному распределению сил по дистанции. Содержание психологической подготовки было направлено на развитие саморегуляции спортсменов. В исследовании приняли участие более 30 лыжников-гонщиков, проходивших спортивную подготовку на этапе совершенствования спортивного мастерства.

Результаты исследования и выводы. Представленная усовершенствованная программа спортивной подготовки является актуальной и обуславливает достоверный прирост результатов лыжников-гонщиков экспериментальной группы в возрасте от 15 до 17 лет, в контрольных испытаниях в сезоне 20202021 г., а также их успешное выступление в краевых и всероссийских соревнованиях.

Ключевые слова: спортивная подготовка, лыжные гонки, этап совершенствования спортивного мастерства, тренировочный процесс, результат.

Abstract

Objective of the study was to increase the effectiveness of sports training of crosscountry skiers at the stage of improving sportsmanship. Methods and structure of the study. To achieve the goal of the study, an analysis was made of the Federal Standard of Sports Training in cross-country skiing, as well as research and methodological literature, diaries of coaches and diaries of self-control of students of the studied age. The proposed structure of the sports training program for skiers aged 15 to 17 years included theoretical, tactical, psychological, types of training for athletes, which were implemented through the use of joint group races in the training process, multiple sprint distances, including tactics for breaking away from an opponent on flat areas or climbs, as well as the development of the abilities of athletes for the rational distribution of forces over the distance. The content of psychological training was aimed at the development of athletes' self-regulation. The study involved more than 30 cross-country skiers who underwent sports training at the stage of improving sportsmanship. Results and conclusions. The presented improved sports training program is relevant and causes a significant increase in the results of ski racers of the experimental group aged 15 to 17 years old in control tests in the 2020-2021 season, as well as their successful performance in regional and all-Russian competitions.

Keywords: sports training, cross-country skiing, stage of sportsmanship improvement, training process, result.

Введение. Задачами спортивной подготовки лыжников-гонщиков в возрасте 15-17 лет является окончательное становление техники лыжных ходов, значительное повышение уровня физической подготовленности и воспитание волевых качеств. К этому возрасту лыжники в совершенстве нарабатывают довольно большой объем умений и навыков и приобретают соревновательный опыт, который способствует их последующему выходу на этап высшего спортивного мастерства [2]. В преддверии их участия в соревнованиях во взрослой возрастной категории ошибки спортивной подготовки (физической, скоростной, технической, тактической, психологической) на данном этапе недопустимы. Это может способство-

вать возникновению состояния психологического выгорания и раннему завершению спортивной карьеры либо запоздалому росту результативности и упущению возможности реализовать наработанный потенциал спортсменов на всероссийских и международных первенствах.

Цель исследования - повысить эффективность спортивной подготовки лыжников-гонщиков на этапе совершенствования спортивного мастерства.

Методика и организация исследования. Для достижения цели исследования проведен анализ Федерального стандарта спортивной подготовки по лыжным гонкам [3], а также научно-исследовательской и методической литературы,

дневников тренеров и дневников самоконтроля учащихся исследуемого возраста.

В процессе изучения дневников тренировок лыжников было выявлено, что за годичный цикл у спортсменов тренировочный процесс проходил в течение 270 тренировочных дней, состоял из 355 тренировочных занятий, что в итоге составило 830 часов. Общий объем пройденной дистанции для старших юношей составил 5144 километров. В сезоне 2020-2021 гг. общее количество учебно-тренировочных сборов насчитывало более 110 дней, которые лыжники-гонщики проходили в городе Красноярске, на базе отдыха Ергаки и в поселке Вершина Теи.

Изучение графика участия лыжников в спортивных соревнованиях показало, что в структуре тренировочного процесса количество всероссийских и краевых спортивных мероприятий, указанных в календарных планах, составило 10-12 % от общего объема выполненной нагрузки, превысив рекомендуемые объемы соревновательных нагрузок на 4-5 %. Количество соревнований за сезон, в которых исследуемые лыжники-гонщики принимали участие, в среднем составило 25 стартов, семь из них были спринтерскими дисциплинами. Исходя из полученных данных, предполагалось, что планирование тренировочного процесса каждого сезона для спортсменов этого возраста должно состоять из выбора ключевых и второстепенных соревнований.

Исходя из того, что согласно стандарту спортивной подготовки на специальную физическую подготовку отводится 40-52 %о от общего учебного времени, нами были представлены объемы нагрузки, направленные на развитие скоростных способностей. Объем специальной скоростной подготовки в летний период на лыжероллерах составил 109 км, кроссовой подготовки - 72 км. Общий объем скоростной работы на лыжах, с учетом всех соревнований в сезоне, у старших юношей в среднем составил 611 км. С целью стабилизации и повышения устойчивости результатов спортсменов тренеры в подготовительном периоде планировали микроциклы, моделирующие соревновательную деятельность, в котором учащиеся выполняли скоростную функциональную работу в течение 4-6 дней подряд, с последующим полным восстановлением, а не ограничивались разовой контрольной тренировкой с использованием повторного либо соревновательного методов. Для повышения результативности в дистанционных дисциплинах выбор средств спортивной тренировки был ориентирован на совершенствование силовой и скоростной выносливости. При подготовке к спринтерским дисциплинам ключевым положением в структуре тренировочного процесса явилось развитие скоростно-силовых и координационных способностей [1].

Предложенная нами структура программы спортивной подготовки лыжников в возрасте от 15 до 17 лет включала теоретическую, тактическую, психологическую подготовку спортсменов, на которые отводилось 5-12 0% учебного времени. Указанные виды спортивной подготовки реализовывали посредством использования в тренировочном процессе совместных групповых

Сравнительные результаты времени в группах на начальном и заключительном этапах педагогического эксперимента

Бег на лыжах 10 км (коньковый ход)

Сезон 2019-2020 г. Сезон 2020-2021 г.

КГ ЭГ КГ ЭГ

X 30 мин 25 с 30 мин 45 с XX 29 мин 55 с 29 мин 07 с

+m 5,67 5,79 +m 4,36 4,46

t стат. 1,87 t стат. 2,51

t крит 2,11 t крит. 2,11

Дост. P <0,05 Дост. р<0,05

забегов, многократного прохождения спринтерских дистанций, включая тактики отрыва от соперника на равнинных участках либо подъемах, а также развитие способностей спортсменов рационального распределения сил по дистанции. Содержание психологической подготовки было направлено на развитие саморегуляции спортсменов 15-17 лет.

В исследовании приняли участие более 30 лыжников-гонщиков, проходивших спортивную подготовку на этапе совершенствования спортивного мастерства. В состав экспериментальной группы входило 16 старших юношей, обучающихся в детско-юношеских спортивных школах Краснотуранского района Красноярского края. В качестве контрольной группы были взяты спортсмены из других регионов, городов и территорий Красноярского края, проходивших общие спортивные сборы и участвовавшие совместно с экспериментальной группой в ключевых соревнованиях. Все участники педагогического эксперимента имели спортивную квалификацию от I разряда до кандидата в мастера спорта.

Для оценки эффективности тренировочной деятельности лыжников-гонщиков применялось педагогическое тестирование, которое проводилось на этапе предварительных соревнований, когда спортсмены находились на пике спортивной формы. Контрольное испытание заключалось в прохождении 10 км дистанции коньковым ходом. Результаты исследуемых групп, зафиксированные в протоколе исследования в сезоне 2019-2020 г, сравнивались с результатами, показанными спортсменами в сезоне 2020-2021 г.

Результаты исследования и их обсуждение. При сравнении средних показателей исследуемых групп между собой в сезоне 2019-2020 г статистически значимых межгрупповых различий не выявлено, что свидетельствует о примерно одинаковом уровне подготовленности спортсменов на начальной стадии исследования. После внесения изменений и дополнений в программу спортивной подготовки старших юношей из состава экспериментальной группы наблюдается достоверный прирост результатов по итогам контрольных испытаний (см. таблицу).

На официальном сайте федерации лыжных гонок Красноярского края [4] представлены результаты краевого комплексного рейтинга муниципальных образований в сезоне 2020-2021 г., в котором группа юношей и девушек из Краснотуранского района, включая участников экспериментальной группы, набрала 1157 очков, заняв при этом призовое третье место. Сравнительный анализ позволил авторам установить, что участники экспериментальной группы достоверно превысили показатели соревновательной деятельности контрольной группы на 30 %, набрав при этом более 700 очков в краевом рейтинге.

Выводы. По итогам педагогического эксперимента выявлен достоверный прирост результатов участников экспериментальной группы в сезоне 2020-2021 г. Об эффективности тренировочного процесса лыжников в возрасте от 15 до 17 лет и качестве профессиональной деятельности тренеров свидетельствует успешное выступление их воспитанников на краевых и всероссийских соревнованиях, а также положительная динамика персональных показателей спортсменов при переходе из одной возрастной группы в другую. В связи с этим нами рекомендуется применять представленную усовершенствованную программу спортивной подготовки лыжников-гонщиков в возрасте от 15 до 17 лет в спортивной практике для возрастной категории этапа совершенствования спортивного мастерства.

Литература

1. Богомолов, В.Ф. Актуализация изменения федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки / В.Ф. Богомолов, П.А. Малеев, А.А. Богданов // Актуальные вопросы

подготовки лыжников-гонщиков высокой квалификации: матер. IV Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам, Смоленск, 25-28 апреля 2017 года / Под редакцией В.В. Ермакова, А.В. Гурского. - Смоленск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», 2017. - С. 24-30.

2. Илькин, А.Н. Моделирование тренировочно-соревновательной деятельности лыжников универсалов массовых разрядов / А.Н. Илькин, Ю.Н. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - № 4. - С. 59-66.

3. Приказ Министерства спорта РФ от 20.03.2019 г. № 250 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки» (Министерство спорта Российской Федерации, 2019).

4. Федерация лыжных гонок Красноярского края: официальный сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://flg24.ru/ (дата обращения: 21.12.2021).

References

1. Bogomolov V.F., Maleev P.A., Bogdanov A.A. Aktualizatsiya izmeneniya federalnogo standarta sportivnoy podgotovki po vidu sporta lyzhnyye

gonki [Actualization of changes in the federal standard of sports training for the sport of cross-country skiing]. Aktualnyye voprosy podgotovki lyzhnikov-gonshchikov vysokoy kvalifikatsii [Actual issues of training highly qualified ski racers]. Proceedings national scientific-practical conference of Ski Coaches. Smolensk: Smolenskaya gosudarstvennaya akademiya fizicheskoy kultury, sporta i turizma publ., 2017. pp. 24-30.

2. Ilkin A.N., Kuznetsova Yu.N. Modelirovaniye trenirovochno-sorevnovatelnoy deyatelnosti lyzhnikov universalov massovykh razryadov [Modeling of the training and competitive activity of skiers of generalists of mass categories]. Pedagogiko-psikhologicheskiye i mediko-biologicheskiye problemy fizicheskoy kultury i sporta. 2014. No. 4. pp. 59-66.

3. 3. Prikaz Ministerstva sporta RF ot 20.03.2019 g. № 250 «Ob utverzhdenii federalnogo standarta sportivnoj podgotovki po vidu sporta «lyzhnye gonki» [Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation of March 20, 2019 No. 250 "On approval of the federal standard for sports training in the sport of skiing"].

4. Federaciya lyzhnyh gonok Krasnoyarskogo kraya: oficialnyy sayt [Ski Racing Federation of the Krasnoyarsk Territory: official website] [Electronic resource]. Available at: https://flg24.ru/ (date of access: 12.21.2021).[Electronic resource]. Available at: https://flg24.ru/ (date of access: 21.12.2021).

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ, ПЕРЕНЕСШИХ COVID-19

Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Григан1 Н.Н. Нещерет2 Е.В. Немцева2

1Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Северо-Западный институт управления, Санкт-Петербург

2Донской Государственный Технический Университет, Ростов-на-Дону

УДК/UDC 796.011.3

Ключевые слова: коронавирус, студент, физическая культура, реабилитация, постковидный синдром

Введение. Согласно официальным данным в пандемию 2020-2021 гг. со средним или тяжелым течением болезни столкнулись более 46 % и 11 % заразившихся граждан России соответственно [1]. Многие из них даже после выздоровления нуждаются в реабилитации от постковидного синдрома и тяжелых последствий перенесенной инфекции. Решению данной задачи, в частности, могут способствовать систематические занятия физической культурой.

Цель исследования - выявить особенности улучшения состояния студентов в период восстановления от Covid-19 в рамках учебной дисциплины по физической культуре.

Методика и организация исследования. Группа респондентов составила 140 человек, студенты 2-4-го курсов Донского государственного технического университета. Целью опроса стало выявление количества студентов, перенесших Covid-19 с марта 2020 по декабрь 2021 года; какая часть из них столкнулась с постковидным синдромом, и каким образом повлияли занятия физической культурой на восстановление.

Результаты исследования и их обсуждение. Как показал опрос, каждый четвертый студент перенес Covid-19 либо его штамм за исследуемый период. Полученная статистика свидетельствует о глобальном характере пандемии и значимости восстановления здоровья. Большая часть (70 %) переболевших студентов испытывала симптомы постковидного синдрома, другие 30 % опрошенных затруднились ответить.

THE IMPACT OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES ON THE HEALTH OF STUDENTS WHO HAVE UNDERGONE COVID-19

PhD, Associate Professor S.A. Grigan1 N.N. Neshcheret2 E.V. Nemtseva2

1Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, North-Western Institute of Management, St. Petersburg 2Don State Technical University, Rostov-on-Don

Поступила в редакцию 20.04.2022 г.

На вопрос, как повлияли занятия физической культурой на восстановление организма после болезни, большинство (70 %) опрошенных отметили улучшение состояние, 20 % ответили, что нет улучшений и 10 % затруднились ответить. Интересно, что улучшение состояния замечали те студенты-респонденты, которые действительно начали заниматься физкультурой, либо систематически занимались и не приостанавливали свою физическую активность после болезни.

Далее был задан ряд вопросов, ответы на которые позволили спрогнозировать возможность продолжения ведения активного образа жизни студентов после периода восстановления: 30 % опрошенных ответили, что стали заниматься физической культурой 1-2 раза в неделю, включая занятия в вузе, 22,9 % - 3-4 раза в неделю, 7,1 % ответили, что внедрили активность в каждый день недели, 5,7 % - стали делать легкую зарядку, 28,6 0% стали больше гулять. Только 8 из 140 студентов ответили, что не занимаются физической культурой.

Выводы. Учебные занятия физической культурой являются важной частью восстановления состояния организма студента после заболевания, вызванного COVID-19, и способствуют повышению функций и поддержанию общей физической работоспособности.

Литература

1. Григан, С.А. Возможности онлайн-обучения студентов спортивного вуза в аспекте социологического анализа // С.А. Григан, Заво-дный Н.А., Е.С. Гайломазова / Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 3. - С. 63.

Информация для связи с автором: snetlana-grigan@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.