УДК 796.92 DOI: 10.36028/2308-8826-2020-8-4-20-25
СООТНОШЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ СКОРОСТИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ НА ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В СОРЕВНОВАНИЯХ С РАЗДЕЛЬНЫМ СТАРТОМ
Е.А. Реуцкая, Т.В. Полторацкая
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия
Аннотация
Цель: исследование рациональности двигательных действий лыжников-гонщиков на разных этапах спортивной подготовки.
Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие 202 лыжницы-гонщицы и 201 лыжник-гонщик. Оценка техники передвижения осуществлялась при помощи видеосъемки с видеокамеры Sony HDR-CX360E, имеющей максимальное разрешение 1920x1080 и снимающей со скоростью 50 кадров в секунду.
Результаты исследования и их обсуждение. Сравнительная характеристика компонентов скорости передвижения лыжников-гонщиков в соревнованиях с раздельным стартом показала, что у лыжников-гонщиков на этапах спортивной подготовки происходит достоверное снижение частоты циклов, длины циклов и, как следствие, скорости передвижения от первого к последнему кругу соревновательной дистанции.
Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о том, что лыжники-гонщики на всех этапах спортивной подготовки выбирают тактику быстрого начала гонки, а затем стараются удержать высокий темп скорости до конца дистанции. Причем высокую скорость в начале дистанции лыжники поддерживают за счет силового компонента техники передвижения, пока ведущие системы энергообеспечения организма справляются с утомлением и обеспечивают поддержание скорости. В последующем поддержание высокой скорости передвижения обеспечивается за счет скоростного компонента техники передвижения, что было установлено у лыжников на разных этапах спортивной подготовки.
Ключевые слова: лыжный спорт, кинематические показатели, лыжная техника, скорость передвижения, длина шагов, частота шагов.
RATIO OF THE SPEED COMPONENTS OF SKI RACERS AT SPORTS TRAINING STAGES IN TIME TRIALS
E.A. Reutskaya, [email protected], ORCID: 0000-0001-6279-932X T.V. Poltoratskaya [email protected], ORCID: 0000-0002-3102-1045. Siberian State University of Physical Education and Sports, Omsk, Russia Abstract
The purpose: a study of the rationality of motor actions of ski racers at different sports training stages. Methods and organization of the research. 202 female skiers and 201 male skiers participated in the study. The authors carried out video shooting with a Sony HDR-CX360E video camera with a maximum resolution of 1920x1080 and a shooting speed of 50 frames per second, in order to assess motion techniques. Results and discussion. The comparative characteristics of the speed components of ski racers in time-trial competitions has shown that ski racers have a significant decrease in cycle frequency and cycle length at sports training stages. Consequently, movement speed decreases from the first to the last lap of the race. Conclusion. The research has revealed that ski racers choose the quick start tactics at every sports training stage, and then they try to maintain a high-speed rate until the end of the race. Meanwhile, the skiers maintain high speed due to the power component of movement techniques at the beginning of the race, while the main energy systems of the body cope with fatigue and ensure speed maintenance. The study of ski racers at different sports training stages has demonstrated that the high movement speed is maintained by the speed component of movement techniques.
Keywords: skiing, kinematic indicators, ski techniques, movement speed, length of steps, frequency of steps.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена изменением требований к технической подготовленности лыжников-гонщиков, связанным с повышением скоростей на лыжных трассах, подготовка которых осуществляется с применением специальной машинной техники [5]. Новые форматы соревновательных дистанций привели к появлению разновидностей техники передвижения классическими и коньковыми ходами [6]. Однако методика технической подготовки лыжников-гонщиков на этапах спортивной подготовки опирается зачастую на исследования, которые были проведены в прошлом десятилетии. Для того чтобы определить основные требования к технической подготовленности лыжников-гонщиков на этапах спортивной подготовки, необходимо провести исследование технических характеристик лыжников на каждом из этапов спортивной подготовки, определить основные тенденции технической подготовки лыжников и внести соответствующие коррективы в методику обучения. Одним из наиболее важных кинематических параметров техники передвижения лыжников-гонщиков является скорость и ее составляющие — длина и частота шагов [3]. Изменяя соотношение длины и частоты шагов, можно в значительной степени повысить экономичность двигательных действий лыжников-гонщиков. Ранее считалась более экономичной техника передвижения на лыжах, которая обеспечивает наибольшую длину скользящего шага [1, 2, 3]. Анализ техники передвижения высококвалифицированных лыжников в настоящее время свидетельствует об увеличении частоты шагов при сохранении их длины. Такой подход позволяет лыжникам не только сохранить, но и увеличить соревновательную скорость, особенно при выполнении спуртов в контактной борьбе по ходу дистанции или при финишном ускорении [2, 4].
Анализ компонентов скорости передвижения лыжников-гонщиков в соревнованиях с раздельным стартом позволит определить оптимальное соотношение длины и частоты скользящего шага лыжников-гонщиков на
разных этапах спортивной подготовки в соревнованиях с раздельным стартом.
МЕТОДЫ
И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации № 1080 от 20 декабря 2019 года «Об утверждении тематических планов проведения прикладных научных исследований в области физической культуры и спорта и работ по научно-методическому обеспечению сферы физической культуры и спорта в целях формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) для подведомственных Министерству спорта Российской Федерации научных организаций и образовательных организаций высшего образования на 2020-2022 годы». Исследование проводилось в зимнем сезоне 2019-2020 гг. Исследование компонентов скорости передвижения лыжников на тренировочном этапе проводилось с 14 по 18 марта 2020 г. в период проведения Первенства СФО и финала проекта «На лыжи» в г. Кемерово. В исследовании приняли участие 65 лыжниц и 62 лыжника. Исследование компонентов скорости передвижения лыжников-гонщиков на этапе совершенствования спортивного мастерства проводилось с 21 по 25 января 2020 г. на Первенстве Сибирского федерального округа (СФО) по лыжным гонкам в г. Новосибирске. В исследовании приняли участие лыжники-гонщики 2002-2003 гг. рождения (32 лыжника и 29 лыжниц). Исследование компонентов скорости передвижения лыжников-гонщиков на этапе совершенствования спортивного мастерства проводилось также на X Спартакиаде учащихся России с 07 по 11 марта 2020 г. в г. Красноярске. В исследовании приняли участие лыжники-гонщики 2002-2003 гг. рождения (107 лыжников и 108 лыжниц).
Видеосъемка техники передвижения лыжников осуществлялась при помощи видеокамеры Sony HDR-CX360E, имеющей максимальное разрешение 1920x1080 и снимающей со скоростью 50 кадров в секунду. На участке подъема 50 м крутизной 6-7° определялись
следующие кинематические характеристики техники передвижения на лыжах: время прохождения отрезка дистанции, скорость прохождения отрезка дистанции, частота циклов, длина цикла.
Для выявления достоверности различий использовались методы статистического анализа: критерий Колмогорова-Смирнова и U-критерий Манна-Уитни. Достоверность различий определялась при помощи компьютерной программы STATISTICA 10.0 (Stat Soft.inc).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В таблице 1 представлена характеристика компонентов скорости передвижения коньковым стилем в подъем 6-7о у лыжников-гонщиков на этапах спортивной подготовки в соревнованиях с раздельным стартом.
Сравнительная характеристика компонентов скорости передвижения коньковым ходом в подъем 6-7о в соревнованиях с раздельным стартом показала, что у лыжников на этапах спортивной подготовки происходит достоверное
Таблица 1 - Сравнительная характеристика компонентов скорости передвижения коньковым ходом в подъем 6-7° у лыжников-гонщиков на этапах спортивной подготовки в соревнованиях с раздельным стартом Table 1 - Comparative characteristics of the speed components of 6-7° uphill skate skiing in ski racers at sports training stages in time trials
Этапы спортивной подготовки Sports training stages Круг дистанции Lap Частота циклов (в мин) Cycle frequency (min) Длина цикла, м Cycle length, m Скорость, м/с Speed, m/s
Т Training Stage 1 (2,5 км / km) 73,8±7,2 1/2* 2,5±0,3 1/2* 3,1±0,4 1/2**
2 (2,5 км / km) 63,6±7,8 2,4±0,3 2,5±0,4
ССМ Improvement Stage 1 (3,3 км / km) 63,6±7,2 1/2** 1/3** 3,5±0,4 1/2"" 1/3"" 3,7±0,4 1/2** 1/3**
2 (3,3 км / km) 55,2±4,2 3,0±0,4 2/3" 2,7±0,3 2/3*
3 (3,4 км / km) 55,2±4,8 2,8±0,4 2,6±0,3
Примечания:
1 * - Р< 0,05, 2 ** - Р < 0,001 Note:
1 * - Р < 0,05, 2 ** - Р < 0,001
Таблица 2 - Характеристика компонентов скорости передвижения классическим стилем в подъем 6-7° у лыжников-гонщиков на этапах спортивной подготовки в соревнованиях с раздельным стартом Table 2 - Characteristics of the speed components of 6-7° uphill classical skiing in ski racers at sports training stages in time trials
Этапы спортивной подготовки Sports training stages Круг дистанции Lap Частота циклов (в мин) Cycle frequency (min) Длина цикла, м Cycle length, m Скорость м/с Speed, m/s
Т Training Stage 1 (2,5 км / km) 80,4±4,8 1/2** 1/3* 1,5±0,2 1/2", 1/3" 2,0±0,3 1/2**, 1/3**
2 (2,5 км / km) 74,4±6,6 2/4* 1,4±0,1 2/4»» 1,7±0,3 2/4**
ССМ Improvement Stage 1 (3,75 км / km) 64,2±6 3,1±0,2 1/2"", 1/3"" 1/4"" 3,4±0,3 1/2**, 1/3** 1/4**
2 (3,75 км / km) 62,4±4,2 2,8±0,3 2/3"" 2,9±0,3 2/3*, 2/4*
3 (3,75 км / km) 63,6±3,6 2,6±0,3 2,8±0,3
4 (3,75 км / km) 64,2±4,2 2,7±0,3 2,8±0,3
Примечания:
1 * - Р < 0,05, 2 ** - Р < 0,001 Note:
1 * - Р < 0,05, 2 ** - Р < 0,001
снижение частоты циклов, длины циклов и, как следствие, скорости передвижения от первого к последнему кругу соревновательной дистанции. Аналогичная тенденция наблюдается и в соревнованиях с раздельным стартом классическим стилем передвижения (таблица 2). Анализ динамики компонентов скорости передвижения лыжниц на этапах спортивной подготовки показал такое же снижение частоты и длины цикла, а также скорости передвижения в подъем 6-7о от первого к финишному кругу в соревнованиях с раздельным стартом, как и у лыжников. Такая тенденция у лыжников на втором и последующих кругах соревновательной дистанции с раздельным стартом связана, по нашему мнению, с некомпенсированным утомлением, невозможностью поддерживать высокую скорость передвижения по дистанции за счет скоростного компонента и частоты движений, что выражается в постепенном снижении скорости передвижения. Анализ динамики показателей скорости передвижения лыжников-гонщиков в соревнованиях с раздельным стартом показал, что скорость прохождения отдельных кругов соревновательных дистанций в индивидуальных гонках имеет
выраженную динамику снижения к финишу. Анализ динамики скорости прохождения кругов в соревнованиях с раздельным стартом у высококвалифицированных лыжников-гонщиков показал такую же тенденцию (рисунок 1). Снижение скорости от первого ко второму кругу в индивидуальной гонке у лыжников составило 3%, от второго к третьему кругу в индивидуальной гонке на 15 км составило еще 2,8%. Исследование скорости прохождения кругов в индивидуальной гонке на 10 км свободным стилем у лыжниц на этапе Кубка мира в Нове-Место (Чехия) показало снижение скорости прохождения второго круга дистанции (5 км) на 6% (рисунок 2).
На Олимпийских играх 2018 г. в Корее в индивидуальной гонке на 15 км свободным стилем передвижения на втором круге (7,5 км) у лыжников-гонщиков скорость упала по сравнению с первым кругом дистанции на 6% (рисунок 3). У российских лыжников на втором круге дистанции скорость была на 5% ниже, чем на первом круге. Такая же тенденция распределения скорости передвижения по дистанции наблюдалась у норвежских лыжников.
Рисунок 1 - Скорость прохождения кругов в индивидуальной гонке на 15 км свободным стилем у лыжников на чемпионате России по лыжным гонкам (Московская область, д. Кононовская, ЦЛС «Малиновка», 02.04.2019 г.) Figure 1 - Lap speed of skiers in the individual 15 km freestyle at the Russian cross-country skiing championship (Moscow region, Kononovskaya vil., "Malinovka" Ski Center, April 02, 2019)
Рисунок 2 - Скорость прохождения кругов дистанции в индивидуальной гонке на 10 км свободным стилем у лыжниц на этапе Кубка мира по лыжным гонкам (Нове-Место, Чехия, 18.01.2020 г.) Figure 2 - Lap speed of female skiers in the individual 10 km freestyle at the Cross Country Skiing World Cup stage (Nove-Mesto, Czech Republic, January 18, 2020)
Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что лыжники-гонщики на всех этапах спортивной подготовки выбирают тактику быстрого начала гонки, а затем стараются удержать высокий темп скорости до конца дистанции. Это связано с тем, что в условиях раздельного старта бывают ситуации, когда основные соперники уже стартовали и лыжники ориентируются на уже известные результаты прохождения первых отсечек на дистанции. В этом случае лыжникам необходимо начинать гонку с заведомо более высокой скоростью, чтобы на финише не оказаться за пределами пьедестала почета. В другом случае, когда основные соперники стартуют позже, высокая скорость начала гонки дает возможность заранее обеспечить себе определенный отрыв от соперников. Проведенные нами исследования показали, что высокую скорость в начале дистанции лыжники поддерживают за счет силового компонента техники передвижения, пока ведущие системы энергообеспечения организма справляются с утомлением и обеспечивают поддержание скорости. О преобладании силового компонента в технике передвижения на лыжах свидетельствует соотношение кинематических параметров техники передвижения, при котором фиксируется меньшее количество циклов, большая длина цикла, меньшее время цикла и большая гармоничность хода.
В последующем поддержание высокой скорости передвижения обеспечивается за счет скоростного компонента техники передвижения, что было установлено у лыжников на разных этапах спортивной подготовки. О преобладании скоростного компонента в технике передвижения на лыжах свидетельствует соотношение кинематических параметров техники передвижения, при котором
фиксируется большее количество циклов, меньшая длина цикла и меньшая гармоничность хода. Представленные результаты динамики скорости прохождения соревновательных дистанций позволяют установить требования к тренировочному процессу и методике целенаправленного совершенствования техники передвижения лыжников-гонщиков в условиях нарастающего утомления и поддержания высокой скорости передвижения на последних кругах соревновательных дистанций. Для этой цели в тренировочном процессе лыжников-гонщиков необходимо применять упражнения с варьирующей интенсивностью работы (низкая—высокая, постепенно возрастающая или постепенно убывающая). Эффективными являются упражнения с использованием интервального и непрерывного методов с переменным характером работы.
ВЫВОДЫ
1. Сравнительная характеристика компонентов скорости передвижения коньковым и классическим стилем в подъем 6-7о в соревнованиях с раздельным стартом показала, что у лыжников на этапах спортивной подготовки происходит достоверное снижение частоты циклов, длины циклов и, как следствие, скорости передвижения от первого к последнему кругу соревновательной дистанции.
2. Для совершенствования устойчивости техники и скорости передвижения в условиях сохранения высокой интенсивности соревновательной деятельности в соревнованиях с раздельным стартом в тренировочном процессе лыжников-гонщиков необходимо применять упражнения с варьирующей интенсивностью работы (низкая— высокая, постепенно возрастающая или постепенно убывающая). Эффективными являются
Рисунок 3 - Скорость прохождения кругов дистанции в индивидуальной гонке на 15 км коньковым стилем у лыжников на Олимпийских играх 2018 г. (Корея, 16.02.2018 г.)
Figure 3 - Lap speed of skiers in the individual 15 km skate skiing at the 2018 Olympic Games (Korea, February 16, 2018)
упражнения с использованием интервального и непрерывного методов с переменным характером работы.
3. Исследование компонентов скорости передвижения в соревнованиях с раздельным стартом
ЛИТЕРАТУРА
1. Гурский, А. В. Биомеханическое моделирование оптимального соотношения компонентов скорости передвижения лыжников-гонщиков разного уровня подготовленности / А. В. Гурский, Н. А. Демко // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 2. - С. 3-8.
2. Новикова, Н. Б. Особенности техники попеременного двухшажного хода лыжников-гонщиков мировой элиты на длинной дистанции / Н. Б. Новикова, Г. А. Сергеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - С. 177184.
3. Станский, Н. Т. Определение зависимости скорость-длина и частота шагов у лыжников-гонщиков / Н. Т. Станский, Т. А. Шелешкова // Наука - образованию, производству, экономике : материалы XXIV Региональной научно-практич. конф. преподавателей, на-
REFERENCES
1. Gursky A. V., Demko N. A.[Biomechanical modeling of the optimal ratio of the speed components of ski racers of different preparedness levels]. Bulletin of Sports Science [Vestnik sportivnoi nauki], 2014,no. 2, pp. 3-8 (in Russ.).
2. Novikova N. B., Sergeev G. A. [Features of the alternating two-step technique performed by world elite skiers at a long distance]. Scientific notes of the P.F. Lesgaft University [Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta], 2016, no. 5 (135), pp 177-184(in Russ.).
3. Stansky N. T., Sheleshkova T. A. [Identification of the speed-length relationship and the frequency of steps in skiers]. Science - for the education, industry, economics: proceedings of the XXIV Regional Conf. on Science and Practice for faculty members, scholars and postgraduate students, February 14, 2019 [Nauka - obrazovaniiu, proizvodstvu, ekonomike : materialy XXIV Regionalnoi nauchno-praktich. konf. prepoda-
позволяет оценить рациональность двигательных действий, а также подобрать оптимальные пути управления тренировочным процессом лыжников-гонщиков на этапах спортивной подготовки.
учных сотрудников и аспирантов, 14 февраля 2019 г. - Витебск : Изд-во Витебский гос. ун-т имени П.М. Машерова, 2019. - С. 295-296.
4. Храмов, Н. А. Моделирование целевой соревновательной деятельности высококвалифицированных лыжников-гонщиков [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Храмов Николай Алексеевич. -Москва, 2005. - 24 с.
5. Fauve, M. Influence of snow and weather characteristics on the gliding properties of skis / M. Fauve, D. Buhl, H.U. Rhyner, M. Schneebeli, W. Ammann // Science and Skiing III. - 2005. - P. 401-410.
6. Müller, E. The role of biomechanics in optimizing performance in nordic skiing / E. Müller, S. Lindinger, G. Sattlecker, H. Schwameder, T .Stöggl // In: Linnamo V., Komi P., Müller E., (eds), Science and Nordic Skiing. Meyer & Meyer Sport, Oxford. - 2007. - P. 13-22
vatelei, nauchnykh sotrudnikov i aspirantov, 14 fevralia 2019 g.] Vitebsk: P.M. Masherov Vitebsk State University Publishing house [Izd-vo Vitebskii gos. un-t imeni P.M. Masherova],2019, pp 295-296.
4. Khramov N. A. [Modeling of targeted competitive activities of highly qualified ski racers [Text]: abstr. dis.... cand. ped. sciences: 13.00.04] [Modelirovanie tselevoi sorevno-vatelnoi deiatelnosti vysokokvalifitsirovannykh lyzhnik-ov-gonshchikov [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.04]. Moscow, 2005, pp 24.
5. Fauve, M., Buhl, D, Rhyner, H.U, Schneebeli, M., Ammann, W., "Influence of snow and weather characteristics on the gliding properties of skis", Science and Skiing III. - 2005. -P. 401-410.
6. Müller, E., Lindinger, S., Sattlecker, G., Schwameder, H., Stöggl, T., "The role of biomechanics in optimizing performance in Nordic skiing", Science and Nordic Skiing. Meyer & Meyer Sport, Oxford. - 2007. - P. 13-22
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Реуцкая Елена Александровна (Reutskaya Elena Aleksandrovna) - кандидат биологических наук, директор Научно-исследовательского института деятельности в экстремальных условиях Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (НИИ ДЭУ СибГУФК); 644009, Омская обл., г. Омск, ул. Масленникова, д. 144, уч. корпус № 3; e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-6279-932X.
Полторацкая Тамара Владимировна (Poltoratskaya Tamara Vladimirovna) - мастер спорта России по биатлону, студент Сибирского государственного университета физической культуры и спорта; 644009, Омская обл., г. Омск, ул. Масленникова, д. 144, уч. корпус № 3; e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3102-1045.
Поступило в редакцию 13 октября 2020 г. Принято к публикации 6 ноября 2020 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Реуцкая Е.А. Соотношение компонентов скорости передвижения лыжников-гонщиков на этапах спортивной подготовки в соревнованиях с раздельным стартом / Е.А. Реуцкая, Т.В. Полторацкая // Наука и спорт: современные тенденции. - 2020. - Т. 8, № 4. - С. 20-25. 001: 10.36028/2308-8826-2020-8-4-20-25
FOR CITATION
Reutskaya E.A., Poltoratskaya T.V. Ratio of the speed components of ski racers at sports training stages in time trials. Science and sport: current trends, 2020, vol. 8, no. 4, pp. 20-25 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-88262020-8-4-20-25