Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СЛИЯНИИ И ПОГЛОЩЕНИИ (РЫНКА КОРПОРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ) ПАО «КАМАЗ»'

АНАЛИЗ СЛИЯНИИ И ПОГЛОЩЕНИИ (РЫНКА КОРПОРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ) ПАО «КАМАЗ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПРИНЦИПЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ (ТНК) / РЫНОК АВТОТЕХНИКИ / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатов Владимир Владимирович, Зюлина Вера Витальевна, Горина Татьяна Владимировна, Федоров Олег Игоревич

В статье проведен анализ слияний и поглощений (рынка корпоративного контроля) ПАО «КАМАЗ». Установлено, что система корпоративного управления компании достаточно хорошо развита и структурирована. Отмечается, что слияние ПАО «КАМАЗ» и компании по производству автомобилей “Соллерс” является дружественным (так как обе компании пришли к согласию по слиянию), смешанным (так как ПАО «КАМАЗ» является транснациональной), по характеру слияния пока неопределенным, так как неизвестно, какую продукцию в дальнейшем будут производить компании. Делается вывод, что компания не находится под давлением экономических санкций, у нее устойчивые позиции на российском рынке и экспортные контракты и прогнозируемые объемы продаж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филатов Владимир Владимирович, Зюлина Вера Витальевна, Горина Татьяна Владимировна, Федоров Олег Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MERGERS AND ACQUISITIONS (CORPORATE CONTROL MARKET) OF KAMAZ PTC

The article analyzes mergers and acquisitions (corporate control market) of KAMAZ PTC. It was found that the corporate governance system of the company is well developed and structured. It is noted that the merger of KAMAZ PTC and the Sollers automobile manufacturing company is friendly (since both companies agreed on the merger), mixed (since KAMAZ PTC is transnational), the nature of the merger is still uncertain, since it is not known what kind of products the companies will produce in the future. It is concluded that the company is not under the pressure of economic sanctions, it has a stable position in the Russian market and export contracts and projected sales volumes.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СЛИЯНИИ И ПОГЛОЩЕНИИ (РЫНКА КОРПОРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ) ПАО «КАМАЗ»»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_3_235 УДК 334.722

АНАЛИЗ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ (РЫНКА КОРПОРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ) ПАО «КАМАЗ»

Филатов Владимир Владимирович,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры коммерции и сервиса, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), г. Москва Россия, e-mail: filatov_vl@mail.ru)

Зюлина Вера Витальевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Московский политехнический университет, г. Москва, Россия, e-mail: ziulinavv@ yandex.ru

Горина Татьяна Владимировна,

старший преподаватель кафедры управления инновациями, МИРЭА -Российский технологический университет, г. Москва, Россия, e-mail: ltv26@mail.ru

Федоров Олег Игоревич,

Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю. М. Лужкова, г. Москва, Россия, e-mail: olezhka.fedorov.1999@bk.ru

В статье проведен анализ слияний и поглощений (рынка корпоративного контроля) ПАО «КАМАЗ». Установлено, что система корпоративного управления компании достаточно хорошо развита и структурирована. Отмечается, что слияние ПАО «КАМАЗ» и компании по производству автомобилей "Сол-лерс" является дружественным (так как обе компании пришли к согласию по слиянию), смешанным (так как ПАО «КАМАЗ» является транснациональной), по характеру слияния пока неопределенным, так как неизвестно, какую продукцию в дальнейшем будут производить компании. Делается вывод, что компания не находится под давлением экономических санкций, у нее устойчивые позиции на российском рынке и экспортные контракты и прогнозируемые объемы продаж.

Ключевые слова: управленческий анализ; принципы корпоративного управления; транснациональные корпорации (ТНК); рынок автотехники; машиностроительная отрасль России.

UDC 334.722

ANALYSIS OF MERGERS AND ACQUISITIONS (CORPORATE CONTROL MARKET) OF KAMAZ PTC

Filatov Vladimir Vladimirovich,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Commerce and Service, Russian State University. Named after A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow, Russia, e-mail: filatov_vl@mail.ru)

Zyulina Vera Vitalievna,

PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Management, Moscow Polytechnic University, Moscow, Russia, e-mail: ziulinavv@yandex.ru

Gorina Tatiana Vladimirovna,

Senior Lecturer, Department of Innovation Management, MIREA - Russian Technological University, Moscow, Russia, e-mail: ltv26@mail.ru

Fedorov Oleg Igorevich,

Moscow City University of Management of the Moscow Government named after Y. M. Luzhkova, Moscow, Russia, e-mail: olezhka.fedorov.1999@bk.ru

The article analyzes mergers and acquisitions (corporate control market) of KAMAZ PTC. It was found that the corporate governance system of the company is well developed and structured. It is noted that the merger of KAMAZ PTC and the Sollers automobile manufacturing company is friendly (since both companies agreed on the merger), mixed (since KAMAZ PTC is transnational), the nature of the merger is still uncertain, since it is not known what kind of products the companies will produce in the future. It is concluded that the company is not under the pressure of economic sanctions, it has a stable position in the Russian market and export contracts and projected sales volumes.

Keywords: management analysis; principles of corporate governance; transnational corporations (TNCs); automotive market; machine-building industry of Russia.

Управление любой компанией является сложнейшим процессом для менеджера, поэтому в сфере корпоративного управления бывают различные случаи интересных, а главное успешных управленческих решений, направленных на улучшение работоспособности компании. Соответственно, в данной сфере существуют такие понятия, как слияние и поглощение. Для полного понимания данной темы разберемся в том, что же такое слияние и поглощение компаний [14].

Слияние - объединение двух или более субъектов, в результате чего создается новая экономическая единица. Также существует схожее понятие «присоединение». Это разные варианты взаимодействия двух или более организаций. Присоединение -объединение организаций, при котором одна из объединяющихся организаций (в большинстве случаев основная) продолжает свою деятельность, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование в качестве юридических лиц. К основной компании переходят все права и обязательства присоединенных [24].

Поглощение - это сделка, которая совершается с целью полного контроля основного общества над хозяйствующим. Осуществляется оно так: компания приобретает более 30 % уставного капитала (акций или долей) другой компании, после чего присоединяет поглощенную компанию к своему основному обществу [9].

Рассмотрим признаки слияния и поглощения:

- Согласованность (между двумя компаниями, производящими слияние или поглощение, должна быть согласованность, то есть обе стороны должны быть согласны на слияние или поглощение). По согласованно-

сти слияния и поглощения могут быть дружественными или враждебными. Дружественные слияния и поглощения - это те случаи, в которых обе стороны, участвующие в данном процессе, согласны с требованиями друг друга. Вражеские же, наоборот - когда сторо -ны не согласны.

- Характер интеграции (то, как компании будут производить слияние или поглощение, и по какому дальнейшему пути развития они будут вести рабочую деятельность) [18]. По характеру интеграций выделяются горизонтальные и вертикальные слияния и поглощения. При горизонтальном слиянии и поглощении происходит объединение в одну компанию двух или более компаний, предлагающих одну и ту же продукцию. При этом конкурентоспособность увеличивается. Вертикальные слияния и поглощения - те слияния, в которых компании отличаются по виду деятельности. Одна компания занимается поставками сырья для другой. Преимуществом является снижение себестоимости продукции и увеличение рентабельности производства этой продукции [8].

- Национальная принадлежность (к какой национальной принадлежности относятся компании, производящие слияние или поглощение) Выделяются национальные или транснациональные сделки. Национальными слияниями и поглощениями называются те, в состав которых входят компании, имеющие одинаковые национальные принадлежности. Соответственно, к транснациональным относятся те слияния и поглощения, в состав которых входят компании с разными национальными принадлежностями. Внутренние слияния и поглощения происходят в рамках одного государства, экспортные - те слияния и поглощения, в которых происходит передача

прав по контролю иностранным участникам. Импортные слияния и поглощения - те, при взаимодействии с которыми права контроля над компанией приобретаются за рубежом. И, наконец, смешанные слияния и поглощения характеризуются участием транснациональных компаний или же организаций, которые имеют активы за рубежом [13].

Рассмотрим некоторые мотивы компаний для использования слияний и поглощений:

- Стремление к росту [3].

- Синергия: акции обеих компаний взаимно дополняют друг друга, что позволяет повысить сумму результатов деятельности каждого участника слияния или поглощения. Также еще одним стимулом может выступать частный случай эффекта синергии - увеличение масштаба производства и оптимизации бизнес-процессов [19].

- Диверсификация: ассортимент компании возрастает, увеличивается количество новых видов выпускаемой продукции, что тоже может привести к повышению доходности компании [16].

- Личные мотивы менеджера.

ПАО «КАМАЗ» - крупнейшее российское предприятие по производству грузовых автомобилей. Входит в двадцатку ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей и находится на 16 месте по объемам производства тяжелых грузовиков полной массой более 16 тонн. Группа организаций ПАО «КАМАЗ» объединяет 109 компаний на территории России, СНГ и дальнего зарубежья. В состав группы технологической цепочки входит несколько крупных заводов автомобильного производства [22].

За последние годы ситуация на рынке грузовых автомобилей является сложной, это связано с тем, что темпы роста мировой экономики, а также спрос на тяжелую технику быстро падает со стороны потребителей. Наблюдается избыток производственных мощностей. Так, мировые мощности загружены только на 60 %, а если сравнивать с развивающимися странами, то там показатели еще меньше [12].

В структуру группы организаций «КАМАЗ» входит 62 предприятия, в которых доля ПАО «КАМАЗ» составляет от 6 до 100 % но только три из них производят самостоятельную автотехнику: автобусы, спецтехнику и автоприцепы, в их числе Ставропольский завод по

производству прицепной техники (ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ»).

В 2019 г. в России отмечалось уменьшение производства и самих продаж автомобилей грузового типа. Но ПАО «КАМАЗ» по итогам года занял 45 % рынка грузовых автомобилей больше 14 тонн [4].

Эффективное управление всем производственным процессом по увеличению производительности и сбыта продукции, слаженная работа топ-менеджеров предприятия позволили вывести предприятия на высокие производственные показатели. Руководители ПАО «КАМАЗ» заняли лидирующие позиции в рейтинге «Топ-1000 российских менеджеров» [6]. Рейтинг в широком смысле является инструментом оценки профессиональной репутации российских менеджеров высшего эшелона.

1. Качественный выпуск продукции работниками. На предприятиях ПАО «КАМАЗ» прошел опрос по качеству производимой продукции. По результатам данного опроса, 95 % респондентов отметили, что знают и понимают цели по качеству компании, в том числе своего подразделения, а 93 % - знакомы с требованиями к качеству выпускаемой ими продукции. Самым главным аспектом в данном вопросе, по-нашему мнению, является то, что 94 % опрошенных ответили, что главным приоритетом развития их компании является качество [5].

Участники опроса определили пять факторов, которые, по их мнению, влияют на качество продукции. Это неравномерность нагрузки; состояние оборудования; ремонт оборудования в срок; условия труда; качество изделий, которые покупают.

72 % опрошенных подтвердили, что им до -статочно знаний по менеджменту качества, существующая система обучения помогает им решать поставленные цели. Таким образом, можно сделать вывод, что работники стараются в полном объеме отвечать за про -деланную работу, в особенности за качество. Заботятся о репутации компании и продукции.

2. Управление продажами - умение преподнести товар для потребителя. Мероприятия по стимулированию сбыта имеет такую цель, как ознакомить потребителя с новым продуктом, подвести его к тому, чтоб он купил представленный автотовар [25].

Таким образом, ПАО «КАМАЗ» выдвигает свой медиаплан по продвижению автомобилей «КАМАЗ», в него входит постоянное упоминание о компании на всех информационных площадках (ТВ-программа «Вести КАМАЗ», реклама в журналах «Автопарк» и «Комтранс», интернет-ресурсы, презентации и доклады на различных конференциях, участие в выставках и др.) [7].

ПАО «КАМАЗ» активно развивает программу по стимулированию сбыта своей продукции, которая ориентируются в первую очередь на возможности и востребованность населения. Старается в полном объеме донести до своих покупателей информацию о своих товарах всеми доступными способами. Все представленные мероприятия приводят к повышению уровня информированности о продукции, что приводит к увеличению продаж [26].

В обществе действует Положение об Общем собрании акционеров ПАО «КАМАЗ» (действующая редакция утверждена годовым Общим собранием акционеров ПАО «КАМАЗ» от 27.06.2014, протокол № 36).

В соответствии с п. 4.1 компания размещает в Интернете информацию о годовом общем собрании акционеров или внеочередном общем собрании акционеров не позднее чем за 30 дней до даты его проведения. Пунктом 4.4 устава предусмотрено, что информация о дате составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, раскрывается не менее чем за пять дней до такой даты.

Требование Кодекса о раскрытии такой информации за 7 дней фактически соблюдается, так как согласно действующему законодательству список лиц составляется не ранее чем через 10 дней с даты принятия решения о проведении собрания. Сообщение о принятом решении о проведении собрания раскрывается не позднее следующего дня с даты составления протокола заседания совета директоров, на котором принято такое решение и который составляется не позднее трех дней после проведения заседания. Соответствующие изменения в устав общества планируется внести на ближайшем общем собрании акционеров ПАО «КАМАЗ» [21].

Общество полностью исполняет требования о предоставлении материалов, установленные п. 3 ст. 52 Федерального закона

«Об акционерных обществах» и разделом III Приказа ФСФР России от 02.02.2012 № 12-6/ пз-н «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров». Требование Кодекса о предоставлении к общему собранию акционеров дополнительной информации и материалов по вопросам повестки дня будет соблюдаться при подготовке годового общего собрания акционеров в 2015 г. Внутренних документов, содержащих запрет на голосование «квазиказначейскими» акциями, общество не имеет в связи с отсутствием в действующем законодательстве положений, согласно которым голосование «квазиказначейскими» акциями не может осуществляться. Согласно п. 9.5 устава ПАО «КАМАЗ» вопросы в повестку дня годового общего собрания акционеров вносятся не позднее чем через 60 дней после окончания финансового года.

В п. 7.2 Положения об Общем собрании акционеров ПАО «КАМАЗ» определен подробный порядок регистрации участников собрания, кроме того, в сообщениях о проведе -нии собрания, размещаемых на сайте в сети Интернет, также раскрывается информация о документах, предъявляемых для регистрации участников собрания.

В компании действует Положение о дивидендной политике ПАО «КАМАЗ», утвержденное Советом директоров ПАО «КАМАЗ» от 21.05.2014 (протокол № 3). Положением определяется, что на дивидендные выплаты может быть направлено до 25 процентов чистой прибыли общества. При этом Общество обязано обеспечить баланс между направлением прибыли на выплату дивидендов и финансированием эффективных инвестиционных проектов. Пунктом 6.1 установлена обязанность размещения положения в сети Интернет. Лица, контролирующие общество, получают прибыль (доход) за счет общества только посредством получения дивидендов. Несмотря на то что в 2019 г. спрос на грузовые автомобили тяжелого класса снизился, ПАО «КАМАЗ» увеличил свою долю в этом сегменте российского рынка до 44 %.

Важно отметить, что еще несколько лет назад компания начала внедрять новый модельный ряд. Это позволило занять те сегменты, в которых автогигант не был представ -лен ранее. Своевременным оказался вывод

на рынок модели КАМАЗ-5490 (и 5490 NEO), которая в отчетном году приобрела большую популярность. Благодаря дальновидным решениям руководства компании, направленным на обновление модельной линейки, в 2019 г. ПАО «КАМАЗ» сохранило продажи на относительно высоком уровне. Реализовано 35,5 тыс. грузовых автомобилей, из них на российский рынок было поставлено 30,5 тыс. грузовиков «КАМАЗ», на экспорт - более 5 тысяч автомобилей. Кроме того, компания выполнила производственный план, продолжила работу над освоением принципиально новых автомобилей поколения К5. ПАО «КАМАЗ» уверенно идет по пути цифровизации и импортозамещения [2].

Так, один из проектов, работа над которым вышла на финишную прямую в 2019 г., -производство собственных алюминиевых топливных баков для автомобилей. Такие проекты имеют большое значение для компании, поскольку позволяют исключить зависимость от иностранных поставщиков и внешних факторов, сохраняя при этом ценовую доступность новых автомобилей для широкого круга потребителей [23].

Используя производственный и научно-технический потенциал, ПАО «КАМАЗ» реализует амбициозные проекты - электромобили и автомобили-беспилотники. Так, электробус КАМАЗ-6282 хорошо зарекомендовал себя на рынке пассажирского транспорта, в том числе на дорогах Москвы [15]. Столица заключила с ПАО «КАМАЗ» крупный контракт на поставку этого вида транспорта. В условиях Крайнего Севера тестируются целые колонны автономных машин. Кроме того, запатентован беспилотный грузовик без кабины.

Напомним, что ПАО «КАМАЗ» занимается производством автомашин для различных сфер деятельности: от строительства и общественного транспорта до личного транспортного средства [17]. Проанализировав открытую информацию в Интернете за последние годы, было установлено, что ПАО «КАМАЗ» в 2020 г. произвело слияние с компанией по производству автомобилей "Сол-лерс". Обе компании решили сделать это для выполнения нескольких пунктов, таких как: развитие сегмента коммерческих автомобилей; развитие новых технологий; реализация проектов цифровой трансформации в обла-

сти маркетинга и продаж; создание стратегического альянса; реализация инвестиционных проектов. Именно эти пункты и являются основными мотивами для слияния компаний.

Еще несколько лет назад ПАО «КАМАЗ» решило вновь производить те автомобили, с которых начинался их путь - грузовые. Компания выпустила несколько классических моделей, однако это не вызвало особого интереса у потребителя, поэтому проект считался не особо удачным [20]. ПАО «КАМАЗ» решило произвести слияние с компанией «Соллерс», которая производит качественную продукцию, что может хорошо повлиять и на качестве выпускаемой продукции [5]. 90 % всей выручки обеспечивает основной актив «Соллерс» - это производство на базе Ульяновского автозавода (УАЗ). Помимо этого, «Соллерс» имеет ряд дилерских контрактов и контрактных/совместных производств (Ford-Sollers и Mazda), которые на фоне падения реальных доходов населения и усиления конкуренции со стороны других производителей в 2018 г. показали отрицательную динамику [10].

Однако многие эксперты считают, что данная сделка будет неудачной и производство старых моделей «КАМАЗ» не принесет большого дохода транснациональной компании. Поэтому они выдвигают интересную теорию о слиянии двух компаний. Многие убеждены в том, что компании «КАМАЗ» и «Соллерс» объявляют о слиянии для того, что бы создать свою собственную модель электромобиля. Электромобили - очень быстро развивающаяся и популярная в современном мире тенденция. Именно это решение может быть выгодным для обеих компаний.

Слияние ПАО «КАМАЗ» и компании по производству автомобилей "Соллерс" является дружественным (так как обе компании пришли к согласию по слиянию); смешанным (так как ПАО «КАМАЗ» является транснациональной компанией). По характеру слияния пока невозможно выявить вид данного слияния, так как еще неизвестно, какую точно продукцию в дальнейшем будут производить компании.

В основе достижений ПАО «КАМАЗ» лежит профессионализм и опыт сотрудников. Создавая современную и качественную продукцию, они обеспечивают динамичный рост компании, а также прочные позиции на от-

ечественном и зарубежном рынках [11]. Неотъемлемой частью ПАО «КАМАЗ» является заводская команда «КАМАЗ-мастер». Ежегодно она демонстрирует надежность российских грузовиков на самых престижных мировых ралли.

При разделении ролей собственника и генерального директора фактически происходит передача (делегирование) собственником функций оперативного управления бизнесом в компетенцию (и ответственность) генерального директора. Именно поэтому один из основных принципов «идеологии» отношений собственник - генеральный директор должен быть принцип невмешательства собственника в оперативное управление компанией [1]. Передавая компанию профессиональному менеджеру (исполнительному директору), собственник в идеале должен не вмешиваться в оперативное управление.

Чтобы подтолкнуть рост курса акций, генеральные и финансовые директора все больше времени тратят на взаимодействие с инвесторами, но часто ведут себя непоследовательно, поскольку полагаются на рекомендации консультантов по связям с ин-

весторами, хотя те наверняка прежде были специалистами по связям с общественностью, а не финансистами.

В завершение следует отметить, что ПАО «КАМАЗ» не находится под давлением экономических санкций, у него устойчивые позиции на российском рынке, экспортные контракты и прогнозируемые объемы продаж.

Таким образом, тезис, смысловое содержание которого вытекает из Кодекса корпоративной этики ПАО «КАМАЗ», можно сформулировать так: Слаженность работы коллектива - это успех деятельности предприятия ПАО «КАМАЗ». Данный тезис в рамках статьи удалось подтвердить несколькими аргументами. Представляется возможным согласиться с формулировкой данного тезиса, так как основой всех компаний являются их сотрудники, и компания не сможет достичь высоких результатов, если деятельность сотрудников не будет доведена до совершенства. Таким образом, главной ценностью компаний являются их мотивированные сотрудники, которые стремятся выполнить свою работу на максимум и поднять статус компании до мирового уровня.

Список литературы_

1. Аленина, Е. Э. Бизнес-процессы на предприятиях автомобильной промышленности России: оценка эффективности и проблемы управления / Е. Э. Аленина, А. В. Пасхина // Известия МГТУ МАМИ. - 2013. - Т. 1. -№ 4 (18). - С. 231-236.

2. Аленина, Е. Э. Эффективность мер государственной поддержки автомобильной промышленности Российской Федерации / Е. Э. Аленина, В. А. Кузнецов, А. В. Пасхина // Известия МГТУ МАМИ. - 2012. - Т. 3. - № 2 (14). - С. 67-71.

3. Аленина, Е. Э. Приоритетные направления формирования организационных структур инновационного развития высокотехнологичных производств / Е. Э. Аленина, В. В. Зюлина, Д. В. Редин // Инновации в создании и управлении бизнесом : материалы VIII Международной научной конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов. - 2016. - С. 3-8.

4. Аленина, Е. Э. Рост инновационности предприятий машиностроительного комплекса как новый этап развития современной экономики России в условиях глобализации: концептуальные подходы / Е. Э. Аленина,

B. В. Зюлина // Инновации и инвестиции. - 2014. - № 4. - С. 28-31.

5. Айвазян, Н. Л. Концепции Э. Деминга в управлении качеством : монография / Н. Л. Айвазян, В. В. Безпалов, Е. С. Беспалова. - Белгород : Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2020. - С. 178.

6. Голованова, Н. Б. Методический подход к оценке технологического состояния машиностроительного пред -приятия для повышения обоснованность управленческих решений / Н. Б. Голованова, Д. С. Горин // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. - № 4 (40). - С. 70.

7. Голованова, Н. Б. Сравнительная характеристика основных подходов к управлению ресурсами предприятия // Н. Б. Голованова, Д. С. Горин // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. -2014. - № 12 (72). - С. 83.

8. Горин, Д. С. Нарастание технологического разрыва как тенденция развития машиностроительной отрасли / Д. С. Горин // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-4 (52). - С. 503-505.

9. Горин, Д. С. Оценка отраслевой значимости машиностроительных предприятий на основе анализа основных производственных фондов / Д. С. Горин // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 12-4 (41). -

C. 319-322.

10. Горин, Д. С. Организационно-методические аспекты антикризисного управления на машиностроительных предприятиях / Д. С. Горин // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 1 (24). - С. 282-285.

11. Горина, Т. В. Современный взгляд на проблему управления качеством продукции / Т. В. Горина //Экономи -ка и предпринимательство. - 2015. - № 4-2 (57). - С. 890-892.

12. Дякин, Б. Г Современные тенденции и состояние российского рынка компонентов / Б. Г Дякин, Е. Э. Але-нина, В. В. Зюлина // Автомобильная промышленность. - 2012. - № 5. - С. 37-40.

13. Князев, В. В. Сущность и методологические основы менеджмента глобальных корпораций / В. В. Князев, В. В. Филатов // Образование-экономика-право: процессы трансформации и критерии эффективности: материалы VII Международной научной конференции. - 2011. - С. 290-292.

14. Кожина, В. О. Особенности влияния транснациональных корпораций на процессы глобализации в российской экономике / В. О. Кожина // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 2-2 (67). - С. 31-35.

15. Кущенко, А. О. Анализ инвестиционного потенциала подпрограммы «Общественный транспорт «Наземный городской пассажирский транспорт» государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы» / А. О. Кущенко, В. А. Симонова, В. В. Филатов // Индустриальная экономика. - 2021. - № 2. - С. 79-85.

16. Матюнина, О. Е. Совершенствование финансового обеспечения акционерных обществ / О. Е. Матюнина, В. О. Кожина, А. Г Жакевич, Ю. С. Афанасьева, О. Е. Лебедева // Экономика и предпринимательство. - 2017. -№ 4-1 (81). - С. 837-840.

17. Сафронов, А. С. Управленческий анализ автомобильной отрасли сборочного машиностроения при помощи кругов Эйлера через категорийный триплекс: качество - ценности - культура / А. С. Сафронов, А. О. Кущенко, В. В. Филатов, Е. В. Ломакина, Д. С. Горин // Вестник Академии. - 2021. - № 1. - С. 82-91.

18. Филатов, В. В. Методология управления экономической интеграцией и концентрацией на примере организации вертикально-интегрированного холдинга / В. В. Филатов, А. Е. Алексеев, Ж. Н. Диброва и др. - Курск : Университетская книга, 2016.

19. Филатов, В. В. Проектирование информационных систем управления бизнес-процессами предприятий машиностроительного комплекса : учебник / В. В. Филатов, Н. А. Кобиашвили, М. Ю. Музыка, Ю. А. Косикова и др. - Москва, 2020.

20. Филатов, В. В. Машиностроительный комплекс РФ: отраслевые, региональные и стратегические аспекты развития : монография / В. В. Филатов, А. Е. Алексеев, Ю.В. Шленов, Д. И. Воробьев и др. - Курск, 2017.

21. Финансовая отчетность по РСБУ ПАО «КАМАЗ. - URL: https://kamaz.ru/investors-and-shareholders/financial-statements/ras/ (дата обращения: 10.10.2021).

22. КАМАЗ, крупнейшая автомобильная компания в России по выпуску грузовых автомобилей. - URL: // https://rostec.ru/about/companies/148/ (дата обращения: 10.10.2021).

23. Alenina E., Zyulina V. Problems and prospects of development of economic specialties in technical universities. Известия МГТУ МАМИ. - 2010. - № 1 (9). - С. 239-241.

24. Bezpalov V. V., Sorokina N. Y., Lochan S. A. Modernization of management of the regional economy as an instrument for solving tasks related to import substitution. Journal of Internet Banking and Commerce. - 2016. - Т. 21. -№ S6.

25. Bezpalov V. V., Solopova N. A., Shilina M. G., Avtonomova S. A., Gorina T. V. Formation of an intelligent control system in the field of electric power industry based on the technological development of power supply components. Periodicals of Engineering and Natural Sciences. - 2021. - Т. 9. - № 3. - С. 218-235.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Ramazanov I. A., Panasenko S. V., Mayorova E. A., Nikishin A. F., Ramazanov S. A. Prospects for the development of online trade in the Russian Federation in the context of globalization and the information society establishment. International Journal of Recent Technology and Engineering. - 2019. - Т. 8. - № 2. - С. 4413-4424.

References_

1. Alenina E.E'., Pasxina A.V. Biznes-processy' na predpriyatiyax avtomobil'noj promy'shlennosti Rossii: ocenka e'ffektivnosti i problemy' upravleniya. Izvestiya MGTU MAMI. 2013. T. 1. № 4 (18). S. 231-236.

2. Alenina E.E'., Kuzneczov V.A., Pasxina A.V. E'ffektivnost' mer gosudarstvennoj podderzhki avtomobil'noj promy'shlennosti Rossijskoj Federacii. Izvestiya MGTU MAMI. 2012. T. 3. № 2 (14). S. 67-71.

3. Alenina E.E'., Zyulina V.V., Redin D.V. Prioritetny'e napravleniya formirovaniya organizacionny'x struktur innovacionnogo razvitiya vy'sokotexnologichny'x proizvodstv. Innovacii v sozdanii i upravlenii biznesom. Materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii prepodavatelej, sotrudnikov i aspirantov. 2016. S. 3-8.

4. Alenina E.E'., Zyulina V.V. Rost innovacionnosti predpriyatij mashinostroitel'nogo kompleksa kak novy'j e'tap razvitiya sovremennoj e'konomiki Rossii v usloviyax globalizacii: konceptual'ny'e podxody'. Innovacii i investicii. 2014. № 4. S. 28-31.

5. Ajvazyan N.L., Bezpalov V.V., Bespalova E.S., i dr. Koncepcii E'. Deminga v upravlenii kachestvom. Monografiya. Izdatel'stvo: Belgorodskij gosudarstvenny'j nacional'ny'j issledovatel'skij universitet, Belgorod, 2020, S. 178.

6. Golovanova N.B., Gorin D.S. Metodicheskij podxod k ocenke texnologicheskogo sostoyaniya mashinostroitel'nogo predpriyatiya dlya povy'sheniya obosnovannost' upravlencheskix reshenij. Upravlenie e'konomicheskimi sistemami: e'lektronnyj nauchny'j zhurnal. 2012. № 4 (40). S. 70.

7. Golovanova N.B., Gorina T.V. Sravnitel'naya xarakteristika osnovny'x podxodov k upravleniyu resursami predpriyatiya. Upravlenie e'konomicheskimi sistemami: e'lektronnyj nauchny'j zhurnal. 2014. № 12 (72). S. 83.

8. Gorin D.S. Narastanie texnologicheskogo razry'va kak tendenciya razvitiya mashinostroitel'noj otrasli. E'konomika i predprinimatel'stvo. 2014. № 11-4 (52). S. 503-505.

9. Gorin D.S. Ocenka otraslevoj znachimosti mashinostroitel'ny'x predpriyatij na osnove analiza osnovny'x proizvodstvenny'x fondov. E'konomika i predprinimatel'stvo. 2013. № 12-4 (41). S. 319-322.

10. Gorin D.S. Organizacionno-metodicheskie aspekty' antikrizisnogo upravleniya na mashinostroitel'ny'x predpriyatiyax. E'konomika i predprinimatel'stvo. 2012. № 1 (24). S. 282-285.

11. Gorina T.V. Sovremenny'j vzglyad na problemu upravleniya kachestvom produkcii. E'konomika i predprinimatel'stvo. 2015. № 4-2 (57). S. 890-892.

12. Dyakin B.G., Alenina E.E'., Zyulina V.V. Sovremenny'e tendencii i sostoyanie rossijskogo ry'nka komponentov. Avtomobil'naya promy'shlennost'. 2012. № 5. S. 37-40.

13. Knyazev V.V., Filatov V.V. Sushhnosf i metodologicheskie osnovy' menedzhmenta global'ny'x korporacij. Obrazovanie-e'konomika-pravo: processy' transformacii i kriterii e'ffektivnosti: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. 2011. S. 290-292.

14. Kozhina V.O. Osobennosti vliyaniya transnacional'ny'x korporacij na processy' globalizacii v rossijskoj e'konomike. E'konomika i predprinimatel'stvo. 2016. № 2-2 (67). S. 31-35.

15. Kushhenko A.O., Simonova V.A., Filatov V.V. Analiz investicionnogo potenciala podprogrammy' "Obshhestvenny'j transport "Nazemny'j gorodskoj passazhirskij transport" gosudarstvennoj programmy' goroda Moskvy' "Razvitie transportnoj sistemy'". Industrial'naya e'konomika. 2021. № 2. S. 79-85.

16. Matyunina O.E., Kozhina V.O., Zhakevich A.G., Afanas'eva Yu.S., Lebedeva O.E. Sovershenstvovanie finansovogo obespecheniya akcionerny'x obshhestv. E'konomika i predprinimatel'stvo. 2017. № 4-1 (81). S. 837-840.

17. Safronov A.S., Kushhenko A.O., Filatov V.V., Lomakina E.V., Gorin D.S. Upravlencheskij analiz avtomobil'noj otrasli sborochnogo mashinostroeniya pri pomoshhi krugov E'jlera cherez kategorijny'j tripleks: kachestvo - cennosti -kul'tura. Vestnik Akademii. 2021. № 1. S. 82-91.

18. Filatov V.V., Alekseev A.E., Dibrova Zh.N., i dr. Metodologiya upravleniya e'konomicheskoj integraciej i koncentraciej na primere organizacii vertikal'no-integrirovannogo xoldinga. Kursk: Universitetskaya kniga, 2016.

19. Filatov V.V., Kobiashvili N.A., Muzy'ka M.Yu., Kosikova Yu.A. i dr. Proektirovanieinformacionnyxsistem upravleniya biznes-processami predpriyatij mashinostroitel'nogo kompleksa : uchebnik, Moskva, 2020.

20. Filatov V.V., Alekseev A.E., Shlenov Yu.V., Vorob'yov D.I., i dr. Mashinostroitel'ny'j kompleks RF: otraslevye, regional'ny'e i strategicheskie aspekty' razvitiya : monografiya. Kursk, 2017.

21. Finansovaya otchetnost' po RSBU PAO «KAMAZ. URL: https://kamaz.ru/investors-and-shareholders/financial-statements/ras/ (data obrashheniya: 10.10.2021).

22. KAMAZ, krupnejshaya avtomobil'naya kompaniya v Rossii po vypusku gruzovyx avtomobilej. URL: //https:// rostec.ru/about/companies/148/ (data obrashheniya: 10.10.2021).

23. Alenina E., Zyulina V. Problems and prospects of development of economic specialties in technical universities. Izvestiya MGTU MAMI. 2010. № 1 (9). S. 239-241.

24. Bezpalov V.V., Sorokina N.Y., Lochan S.A. Modernization of management of the regional economy as an instrument for solving tasks related to import substitution. Journal of Internet Banking and Commerce. 2016. T. 21. № S6.

25. Bezpalov V.V., Solopova N.A., Shilina M.G., Avtonomova S.A., Gorina T.V. Formation of an intelligent control system in the field of electric power industry based on the technological development of power supply components. Periodicals of Engineering and Natural Sciences. 2021. T. 9. № 3. S. 218-235.

26. Ramazanov I.A., Panasenko S.V., Mayorova E.A., Nikishin A.F., Ramazanov S.A. Prospects for the development of online trade in the Russian Federation in the context of globalization and the information society establishment. International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019. T. 8. № 2. S. 4413-4424.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.