DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_3_248 УДК 334.7
АНАЛИЗ ПРАКТИКИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГК «РОСКОСМОС» С ПОМОЩЬЮ ДИАГРАММЫ ЭЙЛЕРА
Филатов Владимир Владимирович,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры коммерции и сервиса, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), г. Москва Россия, e-mail: [email protected]
Горин Денис Станиславович,
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления инновациями, МИРЭА - Российский технологический университет, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Ломакина Елена Викторовна,
кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой физико-математических дисциплин, Московский государственный университет пищевых производств, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Додхоев Равшанбек Илхомбекович,
Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю. М. Лужкова, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
В статье проведен анализ практики корпоративного управления деятельности ГК «Роскосмос» с помощью диаграммы Эйлера. Установлено, что в корпорации не развито корпоративное направление и пока недостаточно развита доступность информации для акционеров, связанная с акциями и инвестициями в данную компанию. Собственная корпоративная стагнация привела к тому, что компания, фактически обладавшая монопольным правом на проведение космических запусков на МКС с 2011 г., потеряла его в конце мая 2020 г. из-за того, что было не уделено достаточного внимания развитию ракетно-промышленного комплекса. Делается вывод, что потребуется длительная работа над различными сферами управления ГК «Роскосмос» для восстановления позиций на мировом рынке коммерческих запусков и возвращения лидирующих позиций.
Ключевые слова: управленческий анализ; принципы корпоративного управления; транснациональные корпорации (ТНК); рынок коммерческих запусков; космическая отрасль России.
UDC 334.7
ANALYSIS OF THE CORPORATE GOVERNANCE PRACTICE OF THE ROSCOSMOS GROUP OF COMPANIES USING
THE EULER DIAGRAM
Filatov Vladimir Vladimirovich,
Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Commerce and Service, Russian State University. Named after A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow, Russia, e-mail: [email protected])
Gorin Denis Stanislavovich,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Innovation Management, MIREA - Russian Technological University, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Lomakina Elena Viktorovna,
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Physical and Mathematical Disciplines, Moscow State University of Food Production, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
Dodhoev Ravshanbek Ilhombekovich,
Moscow City University of Management of the Moscow Government Named after Y. M. Luzhkova, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
The article analyzes the practice of corporate governance of the activities of the State Corporation "Roscosmos" using the Euler diagram. It was found that the corporation has not developed a corporate direction and so far the availability of information for shareholders related to shares and investments in this company is not sufficiently developed. Its own corporate stagnation led to the fact that the company, which actually had a monopoly on space launches on the ISS since 2011, lost it at the end of May 2020 due to the fact that not enough attention was paid to the development of the rocket-industrial complex. It is concluded that long-term work will be required on various areas of management of the State Corporation "Roscosmos" to restore positions in the world market of commercial launches and return the leading positions.
Keywords: management analysis; principles of corporate governance; transnational corporations (TNCs); commercial launch market; space industry of Russia.
Госкорпорация «Роскосмос» является одним из признанных международных лидеров в ракетно-космической области [7; 5; 9; 10]. Она была выбрана для анализа неслучайно, это приемник советской космонавтики, одна из самых известных российских корпораций. Но в последнее время замечается не только отставание от зарубежных коллег (в особенности американских), но и частые негативные новости, появляющиеся в информационном поле. При наличии внушительной государственной поддержкой многие ожидают от компании технологических прорывов, но в последние годы сталкивается с разочарованием в действиях корпорации. Госкорпорация «Роскосмос» является уполномоченным органом по космической деятельности и осуществляет руководство космической деятельностью в интересах науки, техники и различных отраслей экономики, организу-
ет работу по созданию космической техники научного и социально-экономического назначения и совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне -космической техники двойного назначения в рамках Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы, иных федеральных программ в области космической деятельности (Закон Российской Федерации от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности»).
Проведя трансакционный анализ на базе диаграммы Эйлера, можно обнаружить проблемы и тенденции развития определенной современной корпорации [11]. На примере Госкорпорации «Роскосмос» проведем этот анализ.
1. Собственник - государство. Для госкорпораций является обычной практикой также получение субсидий от государства.
Рисунок - Диаграмма Эйлера для трансакционного анализа трех основных категорий корпоративного управления - собственность, инвестиции, менеджмент [11].
2. Менеджер, или CEO. Дмитрий Олегович Рогозин Президентом Российской Федерации был назначен главой Госкорпорации «Роскосмос» 24 мая 2018 г. [1], а 6 декабря 2018 г. он был также назначен спецпредставителем президента в области космоса. Это означает, что он был призван управлять корпорацией и вести международные переговоры в космической области от имени собственника (Российской Федерации). Его основной задачей является исполнение задач, представленных в федеральной законе от 13.07.2015 № 215-ФЗ. Одним из последних действий генерального директора была оптимизация корпоративного управления, было сокращено сто человек аппарата компании, а зарплаты менеджмента Госкорпорации «Роскосмос» снижены на 15-20 % [8]. Сам же Д. О. Рогозин определил глобальной целью экспансию человечеством космоса.
3. Инвесторы. Инвестором Госкорпорации «Роскосмос» являются государство и его фонды (например, РФПИ - Российский фонд прямых инвестиций). Все инвестиции направлены также на достижение целей, указанных в Федеральном законе «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» [12].
1-2. Собственник и менеджер. Менеджер занимается исполнением всех целей, предложенных собственником-государством, однако при этом имеет возможность для любых способов достижения целей и задач (в пределах закона) [13; 14; 15; 17]. И раз уж по сути собственник полностью занимает роль инвестора, то тут можно вставить и все остальные категории корпоративного управления. Самой последней задачей была поставлено исследование и покорение Луны. Для этого создаются различные проекты, однако из-за постепенного сокращения финансирования и ошибок исправления ошибок предыдущего руководства некоторые перспективные проекты приходится закрывать или приостанавливать до лучших дней, но задача остается. И единственным вариантом остается создание стендов на выставках для отчета и надежда на удачный прорыв научных работников корпорации и ее дочерних предприятий.
Анализ открытых информационных источников в данной области показал, что по сравнению с западными конкурентами «Ро-скосмос» проигрывает во многих аспектах,
но вместе с тем активно начал сотрудничать не только с государственными корпорациями, но и с частными фирмами. Так, привлечение частных инвестиций (что обсуждалось еще в 2010 г.) привело бы к повышению капитала - соответственно к увеличению разработок в ракетно-космической области [7]. Также нехватка контроля за корпоративным управлением может привести к растратам и хищениям, которые имели место при предыдущем руководстве.
Исследовав годовой отчет организации за 2019 г. [4] и инсайдерскую информацию, доступную с сети Интернет, можно сделать вывод, что госкорпорация «Роскосмос», ее руководство и представители корпоративного управления пока не могут эффективно "достигать высот" в освоении космоса и других своих целей, перечисленных выше.
Во-первых, развитие коллег и собственная стагнация привели к тому, что компания, фактически обладавшая монопольным правом на проведение космических запусков на МКС с 2011 г., потеряла его в конце мая 2020 г. из-за того, что было не уделено больше внимания развитию ракетно-промышленного комплекса и постоянно повышалась цена за место в корабле (порядка 90 млн долл.) [3].
Вместе с тем в 2021 г. Госкорпорация «Роскосмос» из-за демпинга американской космической компании SpaceX Илона Маска была вынуждена снизить цены более чем на 30 % на услуги космических запусков. Рыночная цена космического запуска американской SpaceX составляет порядка 60 млн долл., при этом NASA платит за аналогичные услуги космического запуска как минимум 90 млн долл. [16].
Как только Илон Маск запустил свой Dragon с помощью ракеты-носителя Falcon-9, имея на борту живых людей и доставив их благополучно до МКС, «Роскосмос» не только лишился монополии, но и приобрел себе опасного конкурента, ведь один такой полет обходится «Space-X» в 55 млн долл., так помимо этого NASA (The National Aeronautics and Space Administration - Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, американский аналог «Роскосмоса») заключило с ними контракт на полеты на Луну и в итоге даже исключило «Роскосмос» из проекта по созданию станции на орбите спутника Земли. Контракт
НАСА с «Роскосмосом» на доставку астронавтов на околоземную орбиту истекает в феврале 2020 г. После этого госкорпорацией ежегодно будет недосчитываться полмиллиарда долларов. Нехватка денег скажется не только на ракетно-космической корпорации «Энергия», производящей космические корабли «Союз МС», но и на всей российской пилотируемой космонавтике, которая фактически финансировалась за счет сотрудничества с американскими партнерами. Ситуацию ухудшают долговые обязательства «Энергии», превышающие 30 млрд руб., которые образовались после того, как созданный корпорацией для Египта спутник связи EgyptSat-2 перестал работать всего через год после пуска в мае 2015 г. Произведенный «Энергией» для Анголы космический аппарат AngoSat-1 также оказался неработоспособным: запущенный в декабре 2017 г. спутник практически сразу же начал испытывать проблемы со связью. В подобной ситуации российскому производителю космических кораблей практически невозможно самостоятельно поддерживать оставшийся со времен СССР потенциал пилотируемой космонавтики или заниматься созданием околоземной (и тем более окололунной) версии «Федерации», предназначенной на замену космическому кораблю «Союз МС». Надеяться на поддержку госкорпорации не приходится:
инициативы Рогозина наглядно показывают, что продолжать многолетнее вливание денег в Центр Хруничева гораздо интереснее. Сложившуюся ситуацию отлично понимают в «Энергии», которая за последний год потеряла ключевых разработчиков, в частности конструктора создаваемой ракеты «Союз-5» Игоря Радунина. Что стало со средствами, полученными «Роскосмосом» от НАСА за доставку астронавтов на МКС, - вопрос риторический. В аспекте конкуренции с западными коллегами, к сожалению, стоит при -знать поражение отечественной корпорации, ведь они не только отказываются от сотрудничества с Россией, представленной «Ро-скосмосом», но и в ряде случаев превзошли технологически российские разработки. Причинами этого являются только неэффективное управление и нецелевое расходование коммерческих и государственных средств.
Во-вторых, компания имеет и внутренние проблемы. При изучении годового отчета корпорации мы обнаружили упоминание одной из организаций, принадлежащей «Роскосмо-су», - ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Имея долги почти как годовой бюджет «Роскосмоса», естественно, новому руководству пришлось закрывать дыры в бюджете за счет остальных предприятий отрасли, а также огромных государственных субсидий (табл.)
Таблица - Динамика чистой прибыли Госкорпорации «Роскосмос» за 2018-2019 гг., млрд руб. [4].
Только за последний год глава госкорпорации и его коллеги анонсировали несколько нетривиальных инициатив. Во-первых, более 600 спутников системы «Сфера» будут запущены на 25 ракетах «Ангара». Во-вторых, серийное производство этих ракет переносится с московской площадки в омский «Полет» (филиал «Центра Хруничева»), а выпуск «Протонов» вообще будет свернут.
В-третьих, на месте «Центра Хруничева» будет построен Национальный космический центр. Деньги на стройку выделит Правительство Москвы. Взамен «Роскосмос» передаст городу территории ряда московских предприятий госкорпорации, в частности, того же «Центра Хруничева». Национальный космический центр, напоминающий сверхтяжелую ракету, должен заработать в 2022 г. В
здание будут вынуждены переехать около 20 тысяч сотрудников различных предприятий госкорпорации из Москвы и области. Активное лоббирование Д. Рогозиным интересов «Центра Хруничева», предполагающее получение государственных субсидий и выгодных контрактов, позволило предприятию за последние полгода сократить долговую нагрузку на 30 млрд руб. Эти деньги могли бы пойти на создание перспективных космических ракет и кораблей, а также развитие спутниковой группировки. Вместо этого финансирование уходит в на погашение долгов, строительство офисных помещений и разработку бесперспективного семейства носителей «Ангара». С 2018 по 2020 г. задолженность была сокращена со 113 до 43 млрд руб. [6] Такой малоэффективный метод решения проблем привел к отставанию отечественной ракетно-космической отрасли.
В-третьих, коррупция и откровенно неэффективное руководство привели к появлению стольких долгов, что даже после возбуждения десятков уголовных дел и наказания виновников в 2014-2018 гг. Счетная палата находит нарушения в деятельности госкорпорации на 30 млрд руб., не говоря о сотнях миллиардах, потерянных ранее [2]. Счетной палатой только в 2017 г. был установлен 151 факт нарушений на сумму 785,5 млрд руб. В результате упразднения в апреле 2018 г. деятельности ликвидационной комиссии Федерального космического агентства и передачи его имущества в госкорпорацию «Роскос-мос» Счетной палатой были выявлены еще нарушения на общую сумму 627,4 млрд руб.
При изучении годового отчета можно увидеть, что по итогам 2019 г. получен отрица-
тельный финансовый результат (без учета эффекта от государственных субсидий АО «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева») в размере 1,8 млрд руб. [4]. Это также показывает неэффективное управление предприятием, так при этом результаты оказались значительно ниже планируемых.
По сводной информации о выполнении госпрограммы и федеральных целевых программ в 2020 г., Госкорпорацией «Роскосмос» выполнено 53 мероприятия из запланированных 83 и общий объем выполнения госпрограммы составил 63,9 %: реализовано 10 из 18 запланированных мероприятий работы по ФКП - осуществлены на 55,5 %; реализовано 16 мероприятий из 20 по спутниковой системе ГЛОНАСС - осуществлены на 80 %; реализовано 8 мероприятий из 26 по развитию космодромов - осуществлены всего на 30,8 % [7].
Руководство Госкорпорации «Роскосмос» неполный объем реализации госпрограмм связывает с текущей пандемией коронави-руса и экономическими санкциями, ограничивающими поставки комплектующих для ракетно-космической отрасли.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в ГК «Роскосмос» не в достаточной мере развито корпоративное направление и пока недостаточно развита доступность информации для акционеров, связанная с акциями и инвестициями в данную компанию. Потребуется длительная работа над различными сферами управления ГК «Роскосмос» для восстановления своих позиций на мировом рынке коммерческих запусков и возвращения себе лидирующих позиций.
Список литературы_
1. Администрация Президента России. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/57543/print (дата обращения: 01.09.2021).
2. ВЕСТИ RU. - URL: https://www.vesti.ru/finance/article/2540604 (дата обращения: 01.09.2021).
3. Газета Deutsche Welle. - URL: https://www.dw.colTl/ru/россия-потеряла-монополию-на-полеты-к-мкс-что-дальше/а-53613187 (дата обращения: 01.09.2021).
4. Годовой отчет Госкорпорации «Роскосмос» за 2019 год. - URL: http://www.roscosmos.ru/media/img/2020/Sep/ book.go-2019.pdf (дата обращения: 01.09.2021).
5. Голубев, М. П. К вопросу реструктуризации системы управления промышленным предприятием / М. П. Голубев, В. В. Безпалов // Интеграл. - 2012. - № 6. - С. 92-93.
6. Дмитрий Рогозин, профиль Фейсбук. - URL: https://www.facebook.com/dmitry.rogozin.739 (дата обращения: 01.09.2021).
7. Официальный сайт Госкорпорации «Роскосмос». - URL: https://www.roscosmos.ru/25830 (дата обращения: 01.09.2021).
8. Рогозин сообщил о сокращении аппарата Роскосмоса на 100 человек. ТАСС. - URL: https://tass.ru/ kosmos/10007799 (дата обращения: 01.09.2021).
9. Трансакционный анализ основных категорий корпоративного управления ПАО «КАМАЗ»: инвестиции, менеджмент, собственность на основе диаграммы Л. Эйлера / В. В. Филатов, Е. Э. Аленина, Д. С. Горин, И. Ю. Корешков // Журнал индустриальная экономика. - 2021. - № 5, том 1.
10. Трансакционный анализ трех основных категорий корпоративного управления госкорпорации «Росатом»: собственность, инвестиции, менеджмент / В. В. Филатов, С. А. Мещеряков, Т. Г Гарбузова, Т. А. Грипич // Индустриальная экономика. - 2021. - № 4, том 2. - С. 144-152.
11. Управленческий анализ автомобильной отрасли сборочного машиностроения при помощи кругов Эйлера через категорийный триплекс: качество - ценности - культура / А. С. Сафронов, А. О. Кущенко, В. В. Филатов, Е. В. Ломакина, Д. С. Горин // Вестник Академии. - 2021. - № 1. - С. 82-91.
12. Bezpalov, V. V. Improving mechanisms to manage foreign trade activity of regional industrial complexes in the context of international limitations / V. V. Bezpalov // European Research Studies Journal. - 2017. - Т. 20. - № 4B. -С. 319-333.
13. Bezpalov, V. V. Modernization of management of the regional economy as an instrument for solving tasks related to import substitution / V. V. Bezpalov, N. Y. Sorokina, S. A. Lochan // Journal of Internet Banking and Commerce. -2016. - Т. 21. - № S6.
14. Hohfeld, W. N. Fundamental Legal Conceptions / W. N. Hohfeld. - Westport, 1978. - P. 64.
15. Prospects for the development of online trade in the Russian Federation in the context of globalization and the information society establishment / I. A. Ramazanov, S. V. Panasenko, E. A. Mayorova, A. F. Nikishin, S. A. Ramazanov // International Journal of Recent Technology and Engineering. - 2019. - Т. 8. - № 2. - С. 4413-4424.
16. The impact of innovative technologies on the international space services market development / V. V. Filatov, N. A. Zaitseva, A. A. Larionova, L. V. Maslennikova, I. P. Palastina, M. T. Belov, O. M. Lizina // Revista Dilemas Contemporáneos: Educación, Política y Valores. Year VI, Special Edition. - 2019. - № 53
17. Vatiero, Massimiliano (2010), "From W.N. Hohfeld to J.R. Commons, and Beyond? A "Law and Economics" Enquiry on Jural Relations" // American Journal of Economics and Sociology, 69 (2): 840-866.
References_
1. Administraciya Prezidenta Rossii. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/57543/print (data obrashheniya: 01.09.2021).
2. VESTI RU. URL: https://www.vesti.ru/flnance/article/2540604 (data obrashheniya: 01.09.2021).
3. Gazeta Deutsche Welle. URL: https://www.dw.com/ru/rossiya-poteryala-monopoliyu-na-polety'-k-mks-chto-dal'she/a-53613187 (data obrashheniya: 01.09.2021).
4. Golubev M.P., Bezpalov V.V. K voprosu restrukturizacii sistemy' upravleniya promy'shlenny'm predpriyatiem. Integral. 2012. № 6. S. 92-93.
5. Godovoj otchet Goskorporacii «Roskosmos» za 2019 god. URL: http://www.roscosmos.ru/media/img/2020/Sep/ book.go-2019.pdf (data obrashheniya: 01.09.2021).
6. Dmitrij Rogozin, profir Fejsbuk. URL: https://www.facebook.com/dmitry.rogozin.739 (data obrashheniya: 01.09.2021).
7. Oficial'nyj sajt Goskorporacii «Roskosmos». URL: https://www.roscosmos.ru/25830 (data obrashheniya: 01.09.2021).
8. Rogozin soobshhil o sokrashhenii apparata Roskosmosa na 100 chelovek. TASS. URL: https://tass.ru/ kosmos/10007799 (data obrashheniya: 01.09.2021).
9. Filatov V.V., Alenina E.E'., Gorin D.S., Koreshkov I.Yu. Transakcionny'j analiz osnovny'x kategorij korporativnogo upravleniya PAO «KAMAZ»: investicii, menedzhment, sobstvennost' na osnove diagrammy' L.E'jlera. Zhurnal industrial'naya e'konomika № 5, tom 1, 2021.
10. Filatov V.V., Meshheryakov S.A., Garbuzova T.G., Gripich T.A. Transakcionny'j analiz trex osnovny'x kategorij korporativnogo upravleniya goskorporacii «Rosatom»: sobstvennost', investicii, menedzhment. Industrial'naya e'konomika. № 4, tom 2, 2021 S. 144-152.
11. Safronov A.S., Kushhenko A.O., Filatov V.V., Lomakina E.V., Gorin D.S. Upravlencheskij analiz avtomobil'noj otrasli sborochnogo mashinostroeniya pri pomoshhi krugov E'jlera cherez kategorijny'j tripleks: kachestvo - cennosti -kul'tura. Vestnik Akademii. 2021. № 1. S. 82-91.
12. Bezpalov V.V. Improving mechanisms to manage foreign trade activity of regional industrial complexes in the context of international limitations. European Research Studies Journal. 2017. T. 20. № 4B. S. 319-333.
13. Bezpalov V.V., Sorokina N.Y., Lochan S.A. Modernization of management of the regional economy as an instrument for solving tasks related to import substitution. Journal of Internet Banking and Commerce. 2016. T. 21. № S6.
14. Filatov V.V., Zaitseva N.A., Larionova A.A., Maslennikova L.V., Palastina I.P., Belov M.T., Lizina O.M. The impact of innovative technologies on the international space services market development. Revista Dilemas Contemporáneos: Educación, Política y Valores. Year VI, Special Edition, №53 March, 2019.
15. Hohfeld W.N. Fundamental Legal Conceptions. Westport. 1978. P. 64.
16. Ramazanov I.A., Panasenko S.V., Mayorova E.A., Nikishin A.F., Ramazanov S.A. Prospects for the development of online trade in the Russian Federation in the context of globalization and the information society establishment. International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019. T. 8. № 2. S. 4413-4424.
17. Vatiero, Massimiliano (2010), "From W.N. Hohfeld to J.R. Commons, and Beyond? A "Law and Economics" Enquiry on Jural Relations", American Journal of Economics and Sociology, 69 (2): 840-866.