Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА / КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЫНОЧНЫЕ ПОЗИЦИИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ИННОВАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романов Михаил Игоревич

Статья посвящена анализу текущего состояния и перспектив дальнейшего развития космической экономики России. Рассмотрены позиции корпорации «Роскосмос» как флагмана российских космических технологий на мировых рынках коммерческих запусков, спутниковой связи, навигации, ретрансляции данных, обслуживания космических аппаратов и т. д. Обращается внимание, что в течение длительного времени уровень технологического задела (достигнутого в советский период) позволял России удерживать значимую роль в мировой космонавтике. Однако в первой половине 2010-х гг. в силу интенсивного развития иностранных проектов (американской SpaceX, американоновозеландской Rocket Lab, ряда китайских компаний и др.) входные барьеры в отрасль существенно снизились, что отразилось и на конкурентных позициях России. По мере увеличения динамики развития отрасли отсутствие постоянной модернизации является главным пороком «Роскосмоса». Таким образом, наблюдается тенденция на критическое снижение конкурентоспособности. Определены слабые стороны российской коммерческой космонавтики, которые в перспективе должны стать точками роста. В противном случае в долгосрочной перспективе комические технологии России попросту могут уйти в небытие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC POTENTIAL OF THE SPACE INDUSTRY OF RUSSIA

The article is devoted to the analysis of the current state and prospects for the further development of the space economy in Russia. The positions of the Roscosmos Corporation as the leader of Russian space technologies in the global markets of commercial launches, satellite communications, navigation, data relaying, spacecraft maintenance, etc. are considered. Attention is drawn to the fact that the level of technological reserve (achieved in the Soviet period) allowed Russia to maintain a significant role in world cosmonautics for a long time. However, in the first half of the 2010s due to the intensive development of foreign projects (American SpaceX, American-New Zealand Rocket Lab, a number of Chinese companies, etc.), entry barriers to the industry have decreased significantly, which also affected Russia’s competitive positions. As the dynamics of the industry’s development increases, the lack of constant modernization is considered the main flaw of Roscosmos. Thus, there is a tendency for a critical decline in competitiveness. The article identifies the weaknesses of the Russian cosmonautics, which in the future should become points of growth. Otherwise, in the long term, Russia’s space technologies may simply extinct.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_4_1_41 УДК 629.7

Романов Михаил Игоревич,

исследователь,

преподаватель-исследователь, Российский экономический университет им. Г В. Плеханова, г. Москва, Россия, е-mail: mihaileromanov@gmail.com

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Статья посвящена анализу текущего состояния и перспектив дальнейшего развития космической экономики России. Рассмотрены позиции корпорации «Роскосмос» как флагмана российских космических технологий на мировых рынках коммерческих запусков, спутниковой связи, навигации, ретрансляции данных, обслуживания космических аппаратов и т. д. Обращается внимание, что в течение длительного времени уровень технологического задела (достигнутого в советский период) позволял России удерживать значимую роль в мировой космонавтике. Однако в первой половине 2010-х гг. в силу интенсивного развития иностранных проектов (американской SpaceX, американо-новозеландской Rocket Lab, ряда китайских компаний и др.) входные барьеры в отрасль существенно снизились, что отразилось и на конкурентных позициях России. По мере увеличения динамики развития отрасли отсутствие постоянной модернизации является главным пороком «Роскосмоса». Таким образом, наблюдается тенденция на критическое снижение конкурентоспособности. Определены слабые стороны российской коммерческой космонавтики, которые в перспективе должны стать точками роста. В противном случае в долгосрочной перспективе комические технологии России попросту могут уйти в небытие.

Ключевые слова: космическая экономика; космическая промышленность; рыночные позиции; международная конкуренция; инновации; модернизация.

UDC 629.7

Romanov Mikhail Igorevich,

researcher, lecturer-researcher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia,

e-mail: mihaileromanov@gmail. com

STRATEGIC POTENTIAL OF THE SPACE INDUSTRY OF RUSSIA

The article is devoted to the analysis of the current state and prospects for the further development of the space economy in Russia. The positions of the Roscosmos Corporation as the leader of Russian space technologies in the global markets of commercial launches, satellite communications, navigation, data relaying, spacecraft maintenance, etc. are considered. Attention is drawn to the fact that the level of technological reserve (achieved in the Soviet period) allowed Russia to maintain a significant role in world cosmonautics for a long time. However, in the first half of the 2010s due to the intensive development of foreign projects (American SpaceX, American-New Zealand Rocket Lab, a number of Chinese companies, etc.), entry barriers to the industry have decreased significantly, which also affected Russia's competitive positions. As the dynamics of the industry's development increases, the lack of constant modernization is considered the main flaw of Roscosmos. Thus, there is a tendency for a critical decline in competitiveness. The article identifies the weaknesses of the Russian cosmonautics, which in the future should become points of growth. Otherwise, in the long term, Russia's space technologies may simply extinct.

Keywords: space economy; space industry; market positions; international competition; innovation; modernization.

Развитие космической отрасли во многом аналогично и другим подконтрольным государству инновационным отраслям экономики - принудительная консолидация в управляющем контуре корпорации, имеющей ранее ведомственную структуру управления совокупности компаний, многие из которых были созданы и функционировали в условиях, отличных от рыночных. Российской корпо -рацией, управляющей космической отраслью страны, является Государственная корпорация по космической деятельности «Роскос-мос», созданная в 2015 г. путем преобразования Федерального космического агентства «Роскосмос» (ранее - Министерства общего машиностроения СССР, Российского космического агентства, Российского космического агентства при Правительстве Российской Федерации, Российского авиационно-космического агентства). В управление компании было передано 69 акционерных обществ, 8 государственных унитарных предприятий, 2 федеральных унитарных предприятия, 3 некоммерческие организации.

Космическая отрасль характеризуется высокими входными барьерами, специфическим составом потребителей, критической значимостью технологий как фактора конкурентоспособности. И в этом отношении российские корпорации, представленные на глобальных рынках наукоемкой продукции, демонстрируют ряд схожих черт:

1) подавляющее большинство из них (либо их активов в настоящее время) были созданы в условиях плановой экономики, глубоко интегрированы в национальные системы производства инноваций и функционировали в условиях отсутствия конкуренции с внешними силами. Этот контекст исторического развития в целом негативно сказывался на мотивации интенсивного развития;

2) переход к рынку для подавляющего большинства компаний стал началом десятилетия тяжелого финансового и организационного кризиса. В этот период лишившиеся единого управления и платежеспособного спроса компании фактически приостанавливали свою деятельность, теряли кадровый и ресурсный потенциал (что особенно актуально для наукоемких отраслей, заказчиком которых во многом являлось государство). Для многих компаний проблемой стал поиск способов сбыта продукции в новых услови-

ях конкурентной борьбы. Технологический задел (накопленный опыт технологических решений, разработок, патентов) предыдущих периодов развития морально устаревал и не мог выступать гарантом сохранения конкурентных позиций;

3) уровень технологического задела в некоторых отраслях оказывается настольно существенным, что позволяет компаниям в условиях конкурентной борьбы не только поддерживать свою деятельность, но и занимать значимое место на рынке. Как правило, таковыми компаниями становятся те, которые функционируют в отраслях с наиболее высоким входным барьером, одной из таких компаний до недавнего времени являлся «Роскосмос». Другим примером можно назвать госкорпорацию «Росатом»;

4) на фоне улучшения состояния публичных финансов государство предпринимает попытки по поддержке отраслей, находящихся в кризисном состоянии, в целях как развития национальной экономики, так и социальной поддержки (актуально для моногородов) и национальной безопасности (космическая отрасль и ОПК).

Ретроспективная оценка деятельности корпорации «Роскосмос» проводится по двум базовым направлениям. Первое - оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности и деловой активности, второе -анализ конкурентоспособности компании на мировом рынке. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности с момента образования (рис. 1) показывает, что корпорации удается поддерживать прибыльность на фоне роста объемов деловой активности (оцениваемой по полученной выручке) в 2016-2018 гг. В 2019 г. полученная компанией выручка сокращается, но чистая прибыль является максимальной. Как следует из отчетных материалов «Роскосмоса», по итогам 2019 г. объем выручки входящих в контур корпорации компаний составил 370,2 млрд руб., из которых порядка 74 % получено в рамках реализации государственного заказа [3].

Прослеживается ситуация, когда основной спрос корпорации обеспечивается в результате не конкурентной борьбы, а мер государственной поддержки. Подобное положение не является строго негативным и может встречаться, к примеру, при поддержке компаний в кризисные периоды. Однако

Рисунок 1 - Динамика финансовых результатов деятельности госкорпорации «Роскосмос», млн руб.

(составлено автором [4])

для ряда россииских корпорации государственная поддержка в тоИ или иноИ форме фактически становится залогом выживания. Для «Роскосмоса» эта поддержка становится особенно актуальной на фоне усиления конкурентных позиции иностранных корпорации.

Как одна из немногих компаний, функ-

ционирующих в отраслях с наиболее высоким входным барьером и уровнем государственной поддержки, «Роскосмос» характеризуется объяснимым снижением количества запусков в 1980-1990-е гг. (неблагоприятное состояние публичных финансов, кризис в экономике) и динамичным ростом в 2000-е гг.

250

1950-1959 1960-1069 1970-1979 1980-1989 1990-1999 2000-2009 2010-2019 ■ Успешные ■ Аварийные (неуспешные)

Рисунок 2 - Результаты функционирования космической отрасли Российской Федерации в сфере запусков (составлено автором [6])

Как показано на рис. 2, 2010-2019 гг. для компании становятся периодом максимального количества запусков (речь идет о декларируемых компанией запусках, отраженных в международной статистике, выборка может быть неполной с учетом запусков военных спутников). Несколько иную картину развития корпорации демонстрирует статистика Центра стратегических и международных исследований (США) (рис. 3). Согласно данным аналитического института объем коммерческих запусков «Роскосмоса» в 2000-х гг. существенно снизился относительно периода 1980-1999 гг. Как показывает оценка позиций компании на мировом рынке, даже общий рост запусков корпорации по декларируемой

информации наблюдается в условиях снижения роли «Роскосмоса» на рынке коммерческих запусков, а также критического снижения конкурентоспособности.

Организационные параметры функционирования «Роскосмоса» также подвергаются критике. По мнению экспертов, современные процессы консолидации в области ракетного двигателестроения привели к тому, что наличие одного крупного производителя приводит к проблемам на внутреннем и внешнем рынках [10]. Сама компания в результате проверок Счетной палатой Российской Федерации становится объектом расследования коррупционных преступлений на суммы свыше 1,6 млрд руб. [13]

С 1992 по 2015 г. Россия являлась мировым лидером по количеству ежегодных успешных запусков ракет, в общей сложности 19 лет, лишь 5 лет (с 1996 по 1999 г., 2003 г.) уступая США. Компании удавалось удерживать примерно по 30-40 % мирового рынка пусковых услуг [2]. Однако в 2010-х гг. ситуация критически меняется с приходом на рынок коммерческих запусков американской компании SpaceX. С достаточной степенью

наглядности можно проследить изменение конкурентных позиций «Роскосмоса» на базе статистики коммерческих запусков (рис. 3). Согласно приведенным данным роль России в общей совокупности коммерческих запусков характеризуется поступательным снижением. Также можно наблюдать в качестве тенденций развития мирового рынка усиление позиций Китая и рост запусков прочих стран.

O-ri^'iifiJl-.XIC-niO-, ^fifiOtvXiiC-Pir, ^fifl'JtvJSOi

а®8аа®®а888888888888оооооооооо

— — — — — — — — — -1ПППППППППППППППППППП

¡Россия

США

Китай

Кндия

I Пр очпе

справ очно - доля России. %

Рисунок 3 - Коммерческие запуски по странам происхождения ракет-носителей, ед.

(составлено автором [14])

Основные угрозы доминирующему положению «Роскосмоса» со стороны конкурирующих сил формируют проекты Falcon 9 и Falcon Heavy американской компании SpaceX и китайские проекты развития аэрокосмической отрасли правительства КНР - семейства ракет-носителей Long March Rockets и «Куайчжоу» (Kuaizhou). В 2016 г. Китай впервые обогнал Россию по числу коммерческих запусков, и в перспективе с высокой степенью уверенности можно говорить о сохранении подобной тенденции. Китайский пример для «Роскосмоса» является особенно

показательным, учитывая и базовые схожие условия функционирования (высокая роль государства в развитии, доступ к военным контрактам, финансированию) и существенно более сжатые сроки разработки ракет-носителей.

О результатах развития корпорации «Ро-скосмос» можно проследить по составу ракет-носителей - фактически ключевой технологии для компании в отрасли. В табл. 1 приведена характеристика используемых в настоящее время «Роскосмосом» ракет-носителей.

Таблица 1 - Характеристика конкурентного потенциала «Роскосмоса» по составу активных

ракет-носителей (составлено автором [7])

Наименование Сведения Число запусков

Ракета-носитель «Протон-М» Разработана в 1961-1967 гг. более 400

Ракета-носитель «Союз-2» Создана на базе выведенной из эксплуатации разработанной в 1973 г. унифицированной ракеты-носителя среднего класса «Союз-У» 107

Ракета-носитель «Рокот» Первые тестовые запуски ракеты космического назначения (РКН) «Рокот» в варианте 14А01Р были произведены в начале 1990-х гг. 34

Космический ракетный комплекс «Ангара» Начало разработки - 1992 г. Летные испытания начались в 2014 г. 2

Ракета-носитель «Союз-5» В разработке (коммерческая эксплуатация запланирована на 2024 г.) 0

Несложно заметить, что наиболее активно используются разработанные еще до 2000-х гг. технологии, а с начала 2000-х гг. фактически не было создано и выведено на рынок существенных по объемам запусков ракет-носителей. Для сравнения, период разработки до первого запуска ракеты-носителя Falcon 9 компании SpaceX составил менее 5 лет, а результаты ее коммерческого использования включают более 90 запусков [11].

С некоторым допущением можно отметить в качестве структурной проблемы участия «Роскосмоса» на мировом рынке наукоемкой продукции отсутствие постоянной модернизации и повышения конкурентоспособности продукции. Особенно показательной данная ситуация становится при сопоставлении базовых параметров основных российских ракет-носителей с продукцией компании SpaceX (табл. 2).

Таблица 2 - Сравнение основных ракет-носителей «Роскосмоса» и SpaceX (составлено автором [8])

Максимальный выводимый груз, т Цена вывода 1 т груза, млн долл. США Цена запуска, млн долл. США

на низкую опорную орбиту / на геопереходную орбиту на низкую опорную орбиту / на геопереходную орбиту

Роскосмос

Протон-М 23 / 6,6 2,8 / 9,8 65

Ангара-А5 25,8 / 7,5 3,9 / 13,3 100

SpaceX

Falcon Heavy 63,8 / 26,7 1,4 / 3,4 90

Falcon 9 22,8 / 8,3 2,7 / 7,5 62

Отличительными чертами предлагаемых рынку компанией SpaceX ракет-носителей являются возможность выводить на орбиту более объемные грузы (диаметр головного обтекателя «Протона» - лишь 4,35 метра, а Falcon 9 - 5,2 метра), использование новейших технологий (в том числе подача сверх-охлажденного топлива с увеличением полезной нагрузки), повторное использование первых ступеней [1].

Статистические данные развития косми-

ческой отрасли России проследим по динамике коммерческих запусков и состоянию ис -пользования инфраструктуры (рис. 4). Доля России в общих коммерческих доходах из космоса (включая разработку оборудования, услуги запуска, телевещание, ретрансляцию данных, предоставление космических услуг) составляет менее 1 % [5]. Фактически именно эти направления деятельности для современной российской космической отрасли стоит считать основными.

Рисунок 4 - Динамика количества запусков российских ракет-носителей, ед. [5]

Характерной чертой развития отрасли можно назвать снижение барьеров входа. Это можно проследить на примере одной из наиболее значимых для сегмента аэрокосмических услуг компаний - Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX), возглав-

ляемой Илоном Маском. Целью компании стало создание многоразовых ракет-носителей для вывода коммерческих грузов на орбиту. На базе данных статистики активности компании можно сделать вывод о растущем спросе на услуги SpaceX (хотя по данным от-

четности компании этот бизнес характеризуется высокими объемами убытков).

Для «Роскосмоса» перспективы развития варьируются от сектора к сектору рынка. В средне- и долгосрочной перспективе рынок будет демонстрировать безусловный рост спроса, причиной чего станет развитие коммуникационных технологий и сервисов (включая проекты глобального Интернета и т. п.). В секторе коммерческих запусков в сегменте ракет-носителей и связанных с ним сегменте услуг запуска перспективы «Роскосмоса» преимущественно неблагоприятны. Очевидно, что ценовой фактор не является для компании ключевым фактором успеха на фоне выхода на рынок возвратных проектов Falcon 9. До определенной степени конкурентные позиции России будут защищены надежностью и испытанностью технологий, а также базой лояльных клиентов. В дальнейшем по мере формирования лояльных клиентов у SpaceX этот фактор для «Роскосмоса» свою значимость утратит. При снижении конфликтности в отношениях США с КНР можно ожидать и усиления позиций китайских компаний (в ценовом плане китайская сторона уже заявила о неспособности предложить рынку конкурентные в сопоставлении с Falcon 9 цены [13]).

В сегменте инфраструктуры для коммерческих запусков позиции «Роскосмоса» теснит Китай (в 2019 г. из 102 запусков 34 были совершены с объектов КНР против 9 у России [12]). В сегменте силовых установок наличие разгонного блока «Фрегат» необходимо рассматривать в качестве важного конкурентного преимущества «Роскосмоса». Его основным преимуществом выступает возможность многократного включения двигателей и способность доставки грузов на орбиты с высотой 400-800 км за один запуск [5]. Высок уровень конкурентоспособности плазменных двигателей ОКБ «Факел» и ракетных двигателей РД-180.

Россия является монополистом в сегменте автоматических космических аппаратов, предоставляющих возможность проводить продолжительные биологические эксперименты на низкой околоземной орбите с дальнейшим возвращением всех образцов на Землю. Вот только этот рынок не обладает большой емкостью. В сегменте спутников связи и дистанционного зондирования поверхности позиции «Роскосмоса»

крайне слабы - более 50 % всех аппаратов, созданных и запущенных в интересах иностранных заказчиков, не смогли отработать гарантийный срок или были утеряны сразу при выводе на расчетные орбиты (KazSat-1, AMOS-5, EgyptSat-2, Кондор-Э, Angosat) [5]. Следовательно, Россия лишилась крупнейшей доходной статьи, поскольку сегодня в процессе цифровой трансформации мировой экономики большая часть инвестиций в коммерческой космонавтике приходится на создание крупных спутниковых группировок, способных обеспечить широкополосной связью и обменом больших массивов данных компании в разных секторах экономики.

Таким образом, позиции космической промышленности России на текущий момент несущественны, по некоторым сегментам остаются заметными, тем не менее при сохранении текущей тенденции (а именно, отсутствии в деятельности предприятий технологических, управленческих, процессных инноваций) достигнутое ранее конкурентное положение в долгосрочной перспективе может быть совсем утрачено. Ключевой характеристикой развития отрасли является диверсификация деятельности, структуры образуемой выручки и рынков сбыта. Концентрация страны только на секторе производства оборудования для коммерческих запусков (а его доля в общем объеме рынка -порядка 8 % [5]) в средне- и долгосрочной перспективе оставляет вне поля деятельности российских предприятий другие сверхдоходные направления.

Список литературы

1. Березин, А. Демпинг, NASA, военные: как Илон Маск выдавил Роскосмос с рынка / А. Березин // Forbes.

2018. - URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/367669-demping-nasa-voennye-kak-ilon-mask-vydavil-roskosmos-s-rynka (дата обращения: 01.08.2021).

2. Глава «Роскосмоса» в интервью RT: Мир ждут полеты на Марс и лунные базы // RT на русском. 2016. -URL: https://russian.rt.com/article/158069 (дата обращения: 01.08.2021).

3. Годовой отчет Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» за 2019 год // Официальный сайт Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». - URL: https://www. roscosmos.ru/media/img/2020/Sep/book.go-

2019.pdf (дата обращения: 01.06.2021).

4. Годовые отчеты Госкорпорации «Роскосмос» // Официальный сайт Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». - URL: https:// www.roscosmos.ru/22444/ (дата: 01.06.2021).

5. Егоров, В. Коммерческие перспективы «Роскосмоса» / В. Егоров // Информационный портал Habr. 2019. - URL: https://habr.com/ru/post/443218/ (дата обращения: 01.08.2020).

6. Космическая деятельность // Официальный сайт Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». - URL: https://www.roscosmos.ru/ launch/2017/ (дата обращения: 01.08.2021).

7. Ракеты-носители // Официальный сайт Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». - URL: https://www.roscosmos.ru/33/ (дата обращения: 01.08.2021).

8. «Роскосмос» vs SpaceX: кто побеждает в космической гонке // РБК. 2018. - URL: https://www.rbc.ru/ technology_and_media/08/02/2018/5a7b1b5a9a7947a197 3ea3b8 (дата обращения: 01.09.2021).

9. Чайка заявил о хищении более 1,6 млрд руб. в «Роскосмосе» и «Ростехе» // РБК. 2019. - URL: https:// www.rbc.ru/politics/09/04/2019/5cac0c4d9a79471883872 1e4 (дата обращения: 01.07.2021).

10. Чумаков, Д. М. Применение опыта консолидации аэрокосмического двигателестроительного производства США на современном этапе реформирования отечественной промышленности / Д. М. Чумаков // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. -№ 19 (418). - С. 28-37.

11. Falcon 9 // Официальный сайт SpaceX. - URL: https://www.spacex.com/vehicles/falcon-9/ (дата обращения: 01.09.2021).

12. Launch Vehicle Site Summary // Space Launch Report. - URL: http://www.spacelaunchreport.com/ log2019.html#site (дата обращения: 01.09.2021).

13. Messier, D. China to Hold Long March Pricing Steady / D. Messier // Parabolic Arc. 2013. - URL: http:// www.parabolicarc.com/2013/09/28/china-hold-long-pricing-steady/ (дата обращения: 01.09.2021).

14. Space Environment: Total Launches by Country // Center for Strategic and International Studies. - URL: https://aerospace.csis.org/data/space-environment-total-launches-by-country/ (дата обращения: 01.06.2021).

15. 2019 Launch Vehicle/Site Statistics // Space Launch Report. - URL: http://www.spacelaunchreport.com/ log2019.html#site (дата обращения: 01.06.2021).

References

1. Berezin A. Dumping, NASA, military: how Elon Musk squeezed Roscosmos out of the market, Forbes. 2018. URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/367669-demping-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

nasa-voennye-kak-ilon-mask-vydavil-roskosmos-s-rynka.

2. The head of Roscosmos in an interview with RT: The world is waiting for flights to Mars and lunar bases, RT in Russian. 2016. - URL: https://russian.rt.com/ article/158069.

3. Annual report of the Roscosmos State Corporation for Space Activities for 2019, Official website of the Roscosmos State Corporation for Space Activities. URL: https://www. roscosmos.ru/media/img/2020/Sep/book.go-2019.pdf.

4. Annual reports of the Roscosmos Corporation, Official website of the Roscosmos State Corporation for Space Activities. - URL: https://www.roscosmos.ru/22444.

5. Egorov V. Commercial prospects of Roscosmos, Information portal Habr, 2019. URL: https://habr.com/ru/ post/443218.

6. Space activities, Official website of the Roscosmos State Corporation for Space Activities. URL: https://www. roscosmos.ru/launch/2017.

7. Launch vehicles, Official website of the Roscosmos State Corporation for Space Activities. URL: https://www. roscosmos.ru/33.

8. Roscosmos vs SpaceX: who wins the space race, RBC. 2018. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_me dia/08/02/2018/5a7b1b5a9a7947a1973ea3b8.

9. Chaika announced the theft of more than 1.6 billion rubles in Roscosmos and Rostec, RBC. 2019. - URL: https://www.rbc.ru/politics/09/04/2019/5cac0c4d9a794718 838721e4.

10. Chumakov D.M. Application of the experience of consolidating aerospace engine-building production in the United States at the present stage of reforming the Russian industry, Economic Analysis: Theory and Practice, 2015, no. 19 (418), pp. 28-37.

11. Falcon 9, Official website of SpaceX. URL: https:// www.spacex.com/vehicles/falcon-9.

12. Launch Vehicle Site Summary, Space Launch Report. URL: http://www.spacelaunchreport.com/log2019. html#site.

13. Messier D. China to Hold Long March Pricing Steady, Parabolic Arc. 2013. URL: http://www.parabolicarc. com/2013/09/28/china-hold-long-pricing-steady.

14. Space Environment: Total Launches by Country, Center for Strategic and International Studies. URL: https://aerospace.csis.org/data/space-environment-total-launches-by-country.

15. 2019 Launch Vehicle/Site Statistics, Space Launch Report. URL: http://www.spacelaunchreport.com/log2019. html#site.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.