Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ В КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ В КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
517
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ / НОВАЯ ПАРАДИГМА SPACE 2.0

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахметова Гулнур Заировна, Рудаков Дмитрий Витальевич, Кузина Наталья Александровна

Целью исследования является оценка современного состояния космической отрасли и определение перспектив ее развития. В исследовании использовались такие методы как, обобщение и систематизация, анализа, синтеза. сравнения и графический метод. В данной статье авторами ставятся вопросы развития космической деятельности и отрасли в Российской Федерации в условиях новой парадигмы Space 2.0 и рассматриваются направления повышения конкурентоспособности отечественных предприятий на рынке коммерческих запусков. Выполнен анализ развития взаимодействия российской и американской космической отрасли, а также современного состояния рынка космических услуг на основе оценки долей участников рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TRENDS IN THE SPACE INDUSTRY: CURRENT CONDITION AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

The purpose of the study is to assess the current state of the space industry and determine the prospects for its development. The study used such methods as generalization and systematization, analysis, synthesis. comparisons and a graphical method. In this article, the authors consider the issues of the development of space activities and the industry in the Russian Federation in the context of the new Space 2.0 paradigm and consider the directions of increasing the competitiveness of domestic enterprises in the commercial launch market. The analysis of the development of interaction between the Russian and American space industry, as well as the current state of the space services market, it is carried out on the basis of an assessment of the shares of market participants.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ В КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ В КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Ахметова Гулнур Заировна

доцент, кандидат экон. наук Московский университет им. С.Ю. Витте

г. Москва

Рудаков Дмитрий Витальевич

доцент, кандидат техн. наук Омский государственный технический университет

г. Омск

Кузина Наталья Александровна

доцент кафедры

Омский государственный технический университет

г. Омск

ANALYSIS OF TRENDS IN THE SPACE INDUSTRY: CURRENT CONDITION AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Akhmetova Gulnur Zakirovna

assistant professor, Candidate of Science Moscow State University named after S. Yu. Witte

Moscow

Rudakov Dmitry Vtalievich

assistant professor, Candidate of Science Omsk State Technical University

Omsk

Kuzina Natalia Alexandrovna

assistant professor of Omsk State Technical University

Omsk

АННОТАЦИЯ

Целью исследования является оценка современного состояния космической отрасли и определение перспектив ее развития. В исследовании использовались такие методы как, обобщение и систематизация, анализа, синтеза. сравнения и графический метод. В данной статье авторами ставятся вопросы развития космической деятельности и отрасли в Российской Федерации в условиях новой парадигмы Space 2.0 и рассматриваются направления повышения конкурентоспособности отечественных предприятий на рынке коммерческих запусков. Выполнен анализ развития взаимодействия российской и американской космической отрасли, а также современного состояния рынка космических услуг на основе оценки долей участников рынка.

ABSTRACT

The purpose of the study is to assess the current state of the space industry and determine the prospects for its development. The study used such methods as generalization and systematization, analysis, synthesis. comparisons and a graphical method. In this article, the authors consider the issues of the development of space activities and the industry in the Russian Federation in the context of the new Space 2.0 paradigm and consider the directions of increasing the competitiveness of domestic enterprises in the commercial launch market. The analysis of the development of interaction between the Russian and American space industry, as well as the current state of the space services market, it is carried out on the basis of an assessment of the shares of market participants.

Ключевые слова: космическая отрасль, ракета-носитель, новая парадигма Space 2.0.

Keywords: space industry, launch vehicle, new Space 2.0 paradigm

Космическая деятельность Российской Федерации до сих пор пребывает в парадигме «холодной войны», согласно которой Россия и США соревнуются. Можно выделить два этапа развития космической отрасли:

На первом этапе цели и задачи освоения космоса СССР и США сводились к необходимости обогнать соперника и доказать превосходство научно-технических достижений каждого из политических режимов (первый искусственный спутник Земли, полет человека в космос, полет

человека на Луну, запуск межпланетных и лунных станций, стыковка космических кораблей на орбите) [9].

На втором этапе, с начала 1970-х годов и по настоящее время, с размещением инфраструктуры для земных отраслей экономики (связи и телекоммуникаций), формируются новые цели и появляются новые игроки - частные компании, идет процесс переноса рыночных механизмов в космическую деятельность, появляются новые виды услуг на этом рынке.

Результатом повышения инвестиционной активности в космической отрасли стала ее коммерциализация, которая приведет к формулированию новых целей у игроков на третьем этапе. Среди них и те, что кажутся сегодня просто фантастическими, а именно, добыча полезных ископаемых в космосе. Все эти изменения в отрасли приведут к возникновению новых рынков, новых производств и отношений.

Всё это вынуждает руководство РФ менять стратегию развития космической отрасли, развивать новые экономические формы взаимодействия в XXI веке. При этом все понимают, что при нынешней «космической» скорости происходящих изменений реформы в организации космической деятельности должны быть реализованы как можно быстрее. В противном случае, вероятность ухода с космического рынка России в ближайшие 10-15 лет станет реальностью. Одним из направлений повышения конкурентоспособности российской космической отрасли и предприятий на мировом космическом рынке является производство многоразовых ракета-носителей.

Все эти изменения обуславливают актуальность темы исследования.

Исследование космической деятельности на современном этапе, выполненное Никласом Петером и Алэном Дюпа, выявило стремительное увеличение числа частных игроков на космическом рынке [2]. Среди них такие новые игроки-частные компании, как Space X, Blue Origin, Rocket Lab, Virgin Galactic, а также более 20 частных компаний в Китае. Этот новый этап развития космической отрасли называют Space 2.0 и прочно связывают с основателем SpaceX Илоном Маском.

В российской космической отрасли работают более 250 тысяч человек более чем на 100 предприятиях, которые созданы на основе государственного участия. К основным игрокам российской космической деятельности можно отнести следующие:

1. ПАО «Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» имени С.П. Королёва» [3];

2. АО «Ракетно-космический центр (РКЦ) «Прогресс» [4];

3. Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени М. В Хруничева [5];

4. Акционерное общество «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» [6];

5. Акционерное общество «Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина» [7].

Все вышеназванные предприятия в настоящее время входят в состав государственной корпорации «Роскосмос», созданной в целях координирования и правового регулирования действий российских игроков, осуществляющих деятельность в космической сфере, обеспечения реализации государственной политики и развитие международного сотрудничества в данной области [8].

Необходимо отметить, что в 50-60-х гг. ХХ в. наблюдалось стремительное развитие космической отрасли в СССР, что позволило в начале перехода к рыночной экономике от плановой (начале 90-х годов) этим предприятиям успешно выйти на международный рынок космических услуг за счет формирования предложения, основанного на дешевых ракета-носителях (РН) и технологических разработках в двигателестроении.

Такая стратегия охвата рынка космической продукции и услуг привела к его быстрому освоению и его контролю со стороны российских предприятий (до 60% коммерческих пусков). Но это продолжалось и к концу 90-х гг. ХХ века имеющийся потенциал был быстро исчерпан, а повторяющиеся экономические кризисы не способствовали его восстановлению. Что привело к сокращению количества пусков почти в 2 раза (см. рисунок 1, 2).

90 80

еа о

£ 70

с 60 о и н

W V ST S

п о а

50 40 30 20 10 0

024680246802468 9 9 9 9 9 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 999990000000000

Россия

Сша

ЕС

Китая

Рисунок 1. Запуски ракет по странам с 1990 по 2019 гг. (Составлено авторами на основе данных из открытых источников)

Рисунок 2. Доля компаний и стран на рынке коммерческих запусков по данным Tim Hughes, SpaceX

Одновременно в середине 90-х ХХ в. космическая деятельность в ряде западных стран развивалась под другие цели. И если на этапе становления космической отрасли ракета воспринималась, прежде всего, как средство

доставки боеголовки с ядерным зарядом, то в этот период ситуация кардинально меняется и ракетно-космическая техника начинает использоваться по сценарию «многоразовости» (см. таблицу 1).

Таблица 1

Классификация ракета-носителей по многоразовости использования

Типы ракет-носителей Многоразовость (частичная многоразовость) Действующая (разрабатываемая) Страна производитель

Falcon 9 Частичная многоразовая Действующая США

Falcon Heavy Частичная многоразовая Действующая США

New Glenn Частичная многоразовая Разрабатываемая США

Super Heavy Многоразовая Разрабатываемая США

Чанчжэн-8 Частичная многоразовая Разрабатываемая Китай

NewLine-1 Частичная многоразовая Разрабатываемая Китай

Ангара Одноразовая Разрабатываемая Россия

Союз-5 Одноразовая Разрабатываемая Россия

Енисей Одноразовая Разрабатываемая Россия

Современный этап развития космической отрасли получил название Space 2.0. Он характеризуется тем, что на мировой рынок космических услуг начали выходить частные компании, меняется парадигма оказания космических услуг, т.е. наблюдается переход освоения космоса от государственных предприятий к частному бизнесу. К 2014 г. Китай сделал огромный скачок в освоении космического пространства и в предоставлении услуг по запуску космических аппаратов благодаря допуску частного сектора в эту отрасль. По состоянию на 2020 год в Китае действуют восемь частных и две государственно-частные компании, более 140 частных компаний, занятых созданием ракетно-космической техники и ее компонентов.

При этом российская космическая отрасль до сих пор еще не включилась активно в происходящие процессы, что подтверждается

отсутствием заинтересованности частного крупного бизнеса в развитии отрасли и ее инвестировании. Цели федеральной космической программы России на 2016 - 2025 годы содержат отдельные элементы новой парадигмы. Так, например, в задачах программы есть установка на формирование состава орбитальной группировки космических аппаратов, достаточного для удовлетворения потребностей социально-экономической сферы, науки, защиты населения от чрезвычайных ситуаций [1].

Зарубежный опыт показывает, что большинство ракет-носителей в настоящее время проектируются как частично, так и полностью многоразовые. Например, многоразовые ракеты семейства Falcon частично уже находятся в эксплуатации (таблица 2). В то время как в российском ракетостроении до сих пор ракеты-носители проектируются как одноразовые.

Таблица 2

Количество повторных запусков первой ступени ракеты Falcon 9

(Составлено авторами на основе данных из открытых источников)_

Год Количество полетов

1 2 3 4 5 6 7 8 9

2017 13 5 0 0 0 0 0 0 0

2018 10 12 1 0 0 0 0 0 0

2019 7 5 4 1 0 0 0 0 0

2020 5 3 4 6 4 2 2 0 0

2021 1 2 1

В США и Китае разработки современных ракет ведутся на новых современных предприятиях с небольшими проектными командами, которые оперативно могут проверить свои расчеты на полигонах и заводах. В России в данной отрасли до сих пор функционируют огромные заводы, которые не отвечают современным требованиям проектирования и изготовления современных ракет-носителей. Так, например, передача создания одной из последних ракет на один из заводов, функционирующего в составе корпорации «Государственного космического научно-производственного центра имени М.В.Хруничева», заняла шесть лет. Для сравнения за эти шесть лет компания Space Х разработала пилотируемый корабль, ракету Falcon Heavy.

В ближайшее время компания Space X запланировала полет полностью многоразовой ракеты компании Space X Starship, о чем сообщила в СМИ. Это событие полностью изменит коммерческий рынок запусков и освоения дальнего космоса.

Таким образом, в скором времени проектирование и создание одноразовых ракет станет убыточным направлением из-за выхода на рынок многоразовых ракет-носителей. В этих условиях российские предприятия космической отрасли значительно уступят свои позиции на рынке запуска спутников, а потери российской экономики будут гораздо выше, так как объем финансовой поддержки необходимо будет значительно увеличивать. Если космическая деятельность Российской Федерации не поменяется в ближайшее время, то наша страна по запускам ракет займет в лучшем случае 6 место, обслуживая лишь нужды военных и государственные заказы внутреннего рынка. Развитие частного сектора в российской космической отрасли позволит привлечь необходимые дополнительные источники финансирования, реализовать интеграцию военного и гражданского секторов отрасли, готовить собственные кадры.

Список литературы:

1. Федеральная космическая программа России на 2016-2025 годы утверждена Постановлением Правительства РФ от 23 марта 2016 г. № 230. - URL: // https://www.roscosmos.ru/22347/ (дата обращения: 10.03.2020).

2. Измайлов М. К. Современное состояние, проблемы и пути повышения эффективности использования основных средств промышленного

предприятия / М. К. Измайлов // Вестник Московского университете им. С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2020. - № (32). - С. 96-101.

3. Оценка эффективности многоразовости ступеней и предложения по вариантам многоразовой ракетно-космической системы: Научно-технический отчёт по теме «Магистраль-6-3-ЦСКБ», № госрегистрации 353П-000-32223-1151. 2007 / Самарский государственный аэрокосмический университет. - Самара: СГАУ, 2007. - 68 с.

4. Пайсон Д. Б., Фролов И. Э. Многоуровневая структура международного космического рынка и анализ производительности труда в мировой ракетно-космической промышленности /Д. Б. Пайсон, И. Э. Фролов // Космические исследования. - 2020. - Т. 58. - № 3. - С. 249-258.

5. Пайсон Д. Б. Институциональная среда космической деятельности: тенденции развития в условиях глобализации [Электронный ресурс] / Д. Б. Пайсон // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - Выпуск № 7. - C. 82-90. -URL:https://arxiv.gaugn.ru/s0131-22270000616-2-1-ru-11/ (дата обращения: 26.09.2020).

6. Пайсон Д. Б., Бендиков М. А. «Новый космос»: к проблеме идентификации особенностей современного периода развития международной космической деятельности /Д. Б. Пайсон, М. А. Бендиков // Стратегическое планирование и развитие предприятий: материалы ХХ всероссийского симпозиума. Москва, 9-10 апреля 2019 г. / под ред. чл.-корр. РАН Г. Б. Клейнера. -Электрон. текст. дан. (30,3 Мб). - М.: ЦЭМИ РАН, 2019. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

7. Рудаков Д. В. Человеческий капитал как ключевой фактор влияния на эффективность деятельности российских предприятий космической отрасли / Д. В. Рудаков, Г. З. Ахметова, М. Ю. Маковецкий // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2018. - Т. 8 . - № 10 A. - С. 40-48.

8. Советкин Ю. А., Степанова Н. В. Анализ требований к развитию или появлению новых отечественных семейств ракет-носителей / Ю. А. Советкин, Н. В. Степанова // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С. П. Королёва (Национального исследовательского университета). - 2010. - № 1 (21). - С. 84-90.

9. Советкин Ю. А., Щербин Д. В. Оценка технико-экономической эффективности разработки ракет-носителей с многоразовыми

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

блоками первых ступеней / Ю. А. Советкин, Д. В. Щербин // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С. П. Королёва (Национального исследовательского университета). - 2010. - № 1 (21). - С. 91-96.

10. Ehrenfreund P., Peter N. Toward a Paradigm Shift in Managing Future Global Space Exploration Endeavors // Space Policy. - 2009. - V. - 25. - № 4. -P. 244-256.

11. ПАО «Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» имени С.П. Королёва». -https://www.energia.ru /(дата обращения 20.03.2020).

12. АО «Ракетно-космический центр (РКЦ) «Прогресс». - https://www.samspace.ru (дата обращения 20.03.2020).

13. Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени М. В

Хруничева. - http://www.khrunichev.ru (дата обращения 20.03.2020)

14. Акционерное общество «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва». - https://www.iss-reshetnev.ru/(дата обращения 21.03.2020).

15. Акционерное общество «Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина». - https://www.laspace.ru (дата обращения 21.03.2020).

16. Госкорпорация «Роскосмос». -https://www.roscosmos.ru (дата обращения 20.03.2020).

17. Результаты экспертного исследования «Российская космическая отрасль: ожидания бизнеса и общества». - // https://docviewer.yandex.ru/view/21269474 (дата обращения 21.03.2020).

ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНОГО АУТСОРСИНГА.

Комаров Сергей Михайлович

Тульский Государственный Университет, аспирант.

тел. 8(4842)516-337 РР1: 10.31618/^.2413-5291.2021.2.69.466

АННОТАЦИЯ

В работе представлены два наиболее распространённых подхода к определению видов международного аутсорсинга. Представлена наиболее распространённая классификация международного аутсорсинга по территориальному признаку. На основании исследования видов международного аутсорсинга автор делает выводы о том, что данная классификация не является универсальной.

Ключевые слова: оншоринг, оффшоринг, ниршоринг, континентальный аутсорсинг, межконтинентальный аутсорсинг.

В международной теории и практике существует два подхода к разделению аутсорсинга по его территориальному расположению. Первый подход разделяет международный аутсорсинг на оншоринг и оффшоринг. Второй подход разделяет аутсорсинг на оншоринг, ниршоринг и оффшоринг.

В первом случае оншоринг рассматривается как функций в пределах континента, в то время как оффшоринг рассматривается как передача функций за пределы континента.

Во втором случае добавляется ниршоринг, означающий передачу фнкций в приграничное

государство1. Оншоринг рассмтаривается как передача функций в нестоличные районы той же страны. Offshoring рассмтаривается как передача функции за пределы континента либо в другую страну на этом же континенте, но при условии морских перевозок2.

Бизнес-школа университета Оксфорда в экономических исследованиях придерживается первого подхода и предлагает собственную классификацию аутсорсинга на основе территориального расположения.

Таблица

Классификацию аутсорсинга в зависимости от территориального расположения,

Классификационные признаки Расположенные в домашней экономике Расположенные за рубежом

Независимые компании Континентальный аутсорсинг Межконтинентальный аутсорсинг

Дочерние компании Закрытый континентальный аутсорсинг Закрытый межконтинентальный аутсорсинг

Территориальное расположение в качестве основного критерия международного аутсорсинга учитывает только повышение эффективности от снижения затрат с учётом возрастающих затрат на

транспортировку. Следовательно, такой критерий необъективен для России имеющей такие территориальные особенности как большую площадь, в том числе береговую линию с 67

1. 1 World Investment Report 2005, Geneva: UNCTAD, 2005;

2. 2 «ENTERPRISE OUTSOURCING STRATEGIES AND MARKETING PERFORMANCE OF FAST FOOD INDUSTRY IN

LAGOS STATE, NIGERIA»/Global Journal of Business, Management and Accounting Vol. 3(1) Ocober 2013 Available online

http://www.globalresearchjournals.org/journal/gjbma Copyright ©2013 Global Research Journals;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.