Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ SPACEX НА ПИЛОТИРУЕМУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ КОСМОНАВТИКУ И РЫНОК КОММЕРЧЕСКИХ ЗАПУСКОВ'

ВЛИЯНИЕ SPACEX НА ПИЛОТИРУЕМУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ КОСМОНАВТИКУ И РЫНОК КОММЕРЧЕСКИХ ЗАПУСКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
398
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЮЗ-МС / FALCON 9 / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ / ПИЛОТИРУЕМАЯ КОСМОНАВТИКА / КОСМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫВЕДЕНИЯ / ПИЛОТИРУЕМЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ «ОРЕЛ» / DRAGONCREW / SPACEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харланов А. С., Белый Р. В.

Статья затрагивает давно назревшие проблемы в отечественной космонавтике, которые требуют неотлагательных решений. Российская Федерация пока не может адекватно конкурировать с западными и восточными космическими компаниями по причине того, что нет четкой и документально прописанной коммерческой политики, которая бы определяла будущий спрос на определенную продукцию и услуги. Поэтому необходимо провести системную реформу отрасли, оптимизировать производство существующих аппаратов и носителей, вести адресную активную политику по привлечению молодежи, которая способна выполнять значительные объемы наукоемкой работы, создавать интересные научно-исследовательские работы и участвовать в международной кооперации. Так же в сфере образования и науки необходимо организовать профильно-ориентированное финансирование для углубленного целевого обучения в ведущих технических ВУЗах страны. На государственном уровне необходимо срочно прекратить политику шапкозакидательства и самоубаюкивания и оголтелого популизма, где мы, хвастаясь советскими разработками, говорим насколько мы «впереди планеты всей», но не можем четко поставить задач на ближайшие 20-30 лет развития и эволюции космической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF SPACEX ON THE MANNED DOMESTIC SPACE PROGRAM AND THE INTERNATIONAL COMMERCIAL LAUNCH MARKET

The article touches upon long-standing problems in the domestic cosmonautics, which require urgent solutions. The Russian Federation cannot yet adequately compete with Western and Eastern space companies due to the fact that there is no clear and documented commercial policy that would determine the future demand for certain products and services. Therefore, it is necessary to carry out a systemic reform of the industry, optimize the production of existing devices and carriers, pursue a targeted active policy to attract young people who are capable of performing significant volumes of science-intensive work, create interesting research projects and participate in international cooperation. Also in the field of education and science, it is necessary to organize specialized financing for in-depth targeted training in the leading technical universities of the country. At the state level, it is necessary to urgently stop the policy of hacking and suicide and rabid populism, where, bragging about Soviet developments, we say how “ahead of the rest of the planet” we are, but we cannot clearly set goals for the next 20-30 years of development and evolution of the space industry.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ SPACEX НА ПИЛОТИРУЕМУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ КОСМОНАВТИКУ И РЫНОК КОММЕРЧЕСКИХ ЗАПУСКОВ»

Влияние БрасеХ на пилотируемую отечественную космонавтику и рынок коммерческих запусков

Харланов Алексей Сергеевич

доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВО Дипломатическая Академия МИД России, [email protected]

Белый Руслан Владимирович

аспирант, ФГБОУ ВО Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), [email protected]

Статья затрагивает давно назревшие проблемы в отечественной космонавтике, которые требуют неотлагательных решений. Российская Федерация пока не может адекватно конкурировать с западными и восточными космическими компаниями по причине того, что нет четкой и документально прописанной коммерческой политики, которая бы определяла будущий спрос на определенную продукцию и услуги. Поэтому необходимо провести системную реформу отрасли, оптимизировать производство существующих аппаратов и носителей, вести адресную активную политику по привлечению молодежи, которая способна выполнять значительные объемы наукоемкой работы, создавать интересные научно-исследовательские работы и участвовать в международной кооперации. Так же в сфере образования и науки необходимо организовать профильно-ориентированное финансирование для углубленного целевого обучения в ведущих технических ВУЗах страны. На государственном уровне необходимо срочно прекратить политику шапкозакидательства и самоубаюкивания и оголтелого популизма, где мы, хвастаясь советскими разработками, говорим насколько мы «впереди планеты всей», но не можем четко поставить задач на ближайшие 20-30 лет развития и эволюции космической отрасли.

Ключевые слова: Союз-МС, Falcon 9, Международная Космическая Станция, пилотируемая космонавтика, космические средства выведения, пилотируемый космический корабль «Орел», DragonCrew, SpaceX.

CSI

0

CSI

fO

01

n

S H О ш m х

<

m о x

X

Первый пилотируемый запуск космического корабля (KK)DragonCrew, частной американской компании Space-X, с двумя астронавтами состоялся 30 мая 2020 года. Такая задача была под силу только государственным структурам трех полноценных космических держав - СССР (России), США и Китая.

Компания SpaceX была основана в 2002 году, и за 18 лет сумела разработать грузовые Dragon и пилотируемые KKDragonCrew, ракету-носитель (PH)Falcon 9 с многоразовой первой ступенью и ракетными двигателями разной модификации Merlin собственного производства и самый тяжелый из современных РН FalconHeavy.

С начала космической гонки в государственной пилотируемой программе США делали ставку на многоразовый КК «Шаттл». Всего было произведено 5 челноков, которые в общей сложности с 1967 г. произвели 135 полетов. Изначально предполагалось что многоразовое использование КК снизит цену до 20 млн.долл. за один запуск (без учета инфляции на 1976 г.)[1,2]. На деле все оказалось не так оптимистично - проект за 30 лет обошёлся бюджету США в 199 млрд. долл.[3]. (с учетом инфляции на 2010), а средняя цена запуска оценивается в 450 млн. долл. каждый не считая расходы на инфраструктуру. В 2010 году стоимость подготовки и запуска одного челнока составляла 775 млн.долл.[4] За время эксплуатации шаттлов было две катастрофы, космический челнок «Челленджер» в 1986 году в начале миссии разрушился в результате взрыва внешнего топливного бака, шаттл «Колумбия» [5] во время возвращения шаттла на Землю в 2003 году, причиной стало разрушения наружного теплозащитного слоя, вызванного падением на него куска теплоизоляции кислородного бака при старте корабля. Оба экипажа по 7 человек погибли. В связи с колоссальными расходами и трагичными событиями в 2011 году США свернули свою программу и стали использовать российские средства по доставке астронавтов на МКС.

В 2012 году NASA объявила конкурс по программе «Commercial CrewIntegrated Capability». По условиям программы компаниям нужно представить проект завершенной концепции пилотируемой транспортной систем, которая должна включать космический корабль, средство выведения на орбиту, стартовую площадку, программу полёта и пр.[5] По итогу конкурса было подписано соглашение с трем компаниями: Sierra Nevada Corporation (КК «DreamChaser»); SpaceX (КК «Dragon 2»); Boeing (КК «CST-100Starliner») на сумму 212,5 млн. долл., 440 млн. долл. и 460 млн. долл. соответственно [7]. По итогам этого этапа в 2014 году NASA подписало контракт с SpaceXна сумму 2,6 млрд. долл. и Boeingна 4,2 млрд. долл. [8]. Пилотируемый КК компании SpaceX,DragonCrew предназначен для полетов на околоземную орбиту вместимостью до 7 человек или 4 человека и полезная нагрузка до 250 кг. Расчетная стоимость запуска одного человека обойдется бюджету США

примерно в 40 млн. долл., цена может уменьшиться если NASA разрешит использовать челнок повторно. Предполагается, что для этого будет использоваться многоразовый тепловой шит. Презентация DragonCrew состоялась в 2014 году. Первоначальный испытательный полет пилотируемого корабля «CrewDragon» планировался на декабрь 2016 года, но несколько раз был отложен и состоялся только 2 марта 2019 года. В ходе миссии на МКС успешно отработано сближение, стыковка и расстыковка с МКС в автоматическом режиме. было доставлено около 200 кг полезной нагрузки, единственным пассажиром челнока был манекен по имени Риплиосна-щенный множеством датчиков для проверки систем жизни обеспечения и нового скафандра. И вот, то во что до последнего не верили наши политики случилось, в результате 8 летней работы первый пилотируемый полет DragonCrew состоялся и успешно пристыковался к МКС 4 июня 2020 года с двумя американскими астронавтами. В планах на август 2020 года у SpaceX доставить на МКС еще 4 астронавта [9].

Компания Воетдв декабре 2019 году также испытала свой КК «CST-100Starliner» в беспилотном варианте, во время полета возникли технические проблемы, было потрачено много топливо для маневров и принято решение отменить стыковку корабля с МКС [10], несмотря на это специалистам «Boeing» удалось провести множество запланированных испытаний. Второй испытательный полет отложен до ноября 2020 года, его финансирование в 410 млн. долл. будет осуществляться из собственных средств, в своем пресс-релизе компания сообщила своим инвесторам, что возьмет эти деньги с нераспределенной прибыли за прошлый год [11]. Первый пилотируемый полет запланирован на апрель 2021 года [12]. В итоге примерная стоимость одного места в челноке по разным оценкам составит от 70 млн. долл. до 90 млн. долл. РН Falcon 9 дешевле РН Atlas-5 из-за этого, существенное преимущество по стоимости в расчете на одно место получает DragonCrew.

Можно с уверенностью сказать, что за последние 9 лет РФ неплохо заработала на доставке иностранных космонавтов к МКС при помощи КК Союз-ТМА и Союз-МС являющимися по сути многократной модернизацией «Союзов» 70-х годов. Согласно аудиторскому отчету NASA с 2011 года, «Роскосмос» получил около 4 млрд. долл. за оказание услуг по транспортировке американских астронав-тов.[5] Билеты на российский челнок постоянно дорожали в 2006 году эта сумма была в районе 22 млн. долл., сумма контракта на октябрь 2020 года составляет 90 млн. долл. за одного американского астронавта Кейт Рубинс, включая всю необходимую подготовку к пуску, тренировки, обучение, выполнение полета, приземление, действия по поиску экипажа. Учитывая, что РН «Союз-ФГ» вместе с челноком «Союз-МС» стоит около 73 млн. долл., то один иностранный астронавт полностью окупал миссию на МКС еще двум российским космонавтам.

Теперь наша монополия закончилась, а вместе с тем иссяк источник доходов, поддерживающий отечественную пилотируемую программу. Илон Маск лишил «Роскосмос» солидного дохода, который тот имел с каждого проданного американцам кресла в пилотируемых «Союзах». Это примерно 500 млн. долл. в год. Еще 10-15 лет назад специалисты, искренне переживавшие за судьбу российской космонавтики, которая на глазах деградировала, предупреждали: если отрасль не возьмется за решение принципиально новых задач по освоению космической пространства и развитию космической техники,

России уготована роль космического извозчика на задуманных еще Сергеем Королевым «Союзах» и «Прогрес-сах».Теперь и эта роль под вопросом. В совместных некоммерческих проектах мы наблюдали частичный отказ от транспортных кораблей «Прогресс» в пользу грузового космического корабля «Dragon» компании SpaceX (данные представлены в таблице 1). А теперь удачный пилотируемая версия «DragonCrew», положит конец монополии на пилотируемые полеты «Союз-МС» корпорации РКК «Энергия».

Таблица 1

космические корабли.

Название Прогресс AVT HTV Dragon Cegnus

Страна Россия Евросоюз Япония США США

Разработчик РКК Энергия ESA Jaxa SpaceX Orbital

Первый полет 20.01.1978 09.02.2008 10.09.200 9 08.12.2010 18.09.2013

Последний полет 25.04.2020 29.07.2014 20.03.202 0 07.02.2020 15.02.2020

Всего полетов (неудачных) 166 (3) 5 9 22 (1) 14 (1)

Полезная нагрузка, кг 2500 7670 6200 3300 2000

Ракета-носитель Союз-2.1а Союз-ФГ Ариан-5 ES H-IIB Falcon 9 Антарес Ат-лас-5

Успех Илона Маска высвечивает большую проблему российской космонавтики: она, похоже, не способна поставить перед собой сложную техническую задачу и решить ее. Частная компания, начав с нуля в 2002 году, с 2010 года запустила уже 23 корабля. В девяти полетах был обеспечен повторный запуск корабля. Отработано, хоть и после ряда неудач, возвращение ступеней ракеты и их автоматическая посадка на платформу в океане. Прибавим к этому успешную миссию по доставке двух астронавтов на МКС и факт, что в арсенале SpaceX есть РН тяжелого класса «Falconheavy». Первый пробный пуск был произведен в феврале 2018 года. Второй старт в апреле 2019 года вывел на геостационарную орбиту (ГСО) коммерческий спутник связи Arabsat-6A [13]. Третий удачный старт вывел сразу 13 малых космических аппаратов (КА) и дюжину «Кубсатов». В ближайшие 2 года уже запланированы еще 4 пуска. Сегодня РН «FalconHeavy» является самой тяжелой в мире с грузоподъёмностью на низкую околоземную орбиту(НОО) 64 тонны, для сравнения наши РН «Протон-М» и «Ангара-А5» способны поднять на НОО около 23,7 тонны и 24,5 тонны соответственно. В таблице 2, 3 представлены характеристики и стоимость РН для анализа нашей конкурентоспособности.

Таблица 2 Стоимость

и характеристики ракета-носителеи

Ракета-Но- Ангара- Протон-М Союз-2.1 Falcon 9 Falcon H

ситель 5

Страна Россия Россия Россия США США

Производи- ГНКПЦ им. Хруни- РКЦ Про- Space X

тель чева гресс

Полезная

нагрузка: 24,5 23,7 7,9 22 63,8

на НОО,

тонн

на ГСО, 2,4-7,8 7 - - 24

тонн

Стоимость в 110 80 65 64 100-200

$ млн.

X X О го А С.

X

го m

о

ю

2 О

м

Таблица 3

ракета-носителеи.

CS

0

CS

со

01

о ш m

X

3

<

m О X X

Ракета-Но- Atlas-5 Delta-IV Antaris Ariant-5 LM-5

ситель

Страна США США США Евросоюз Китай

Производи- ULA ULA Orbital Ariangro CALT

тель ATK uP

Полезная

нагрузка: 18,8 28 6,6 20 25

на НОО,

тонн

на ГСО, 2,6-8,9 4-14 - 10 14

тонн

Стоимость в 190 180-400 85 178 -

$ млн.

По расчетам тяжелый РН Илона Маска способен отправить к Марсу около 15 тонн полезной нагрузки. В будущем «Falcon Heavy» планируется использовать для запуска спутников системы «Starlink». Этот амбициозный проект подразумевает создание глобального интернета путем разрешения на низкой орбите 1200 спутников массой 250 кг каждый, которые будут объединены в глобальную сеть. На 4июня 2020 на орбите развернуто около 480 спутников. И вся эта космическая экосистема была построена с нуля за 16 лет [5].

А что же российский космос? Последние 20 лет он пережил длинную череду реформ. На этом рекорды отрасли заканчиваются. Что уж говорить о новых кораблях и ракетах, если Россия вот уже лет 10 не может запустить к МКС ни одного нового модуля - ни энергетического, ни научного. Нет, задачи периодически ставятся и даже озвучиваются. Но не выполняются. Думаете, в России не брались за создание кораблей взамен «Союзам» и «Прогрессам»? В том-то и дело, что брались. Но сделать не смогли. Достаточно вспомнить проект шестиместного многоцелевого пилотируемого многоразового космического корабля «Клипер». Он разрабатывался в РКК «Энергия» с 2000 года, но благополучно свелся к нулевому результату. В 2009 году РКК «Энергия» выиграла конкурс 800 млн. рублей эскизное проектирование перспективного пилотируемого транспортного корабля нового поколения «Русь» (ПТК НП) [14]. Судьба у него та же, можно сказать, как и у «Клипера».Первый макет был представлен на Международном авиационно-космическом салоне 2011 году (МАКС-2011), затем на МАКС-2013 и наконец МАКС-2015, весь прогресс за 4 года это выполненный из композитных материалов корпус и обновленный проектно-компоновочный макет аппарата ПТК НП с имитацией тепловой защиты и рядом других изменений. Согласно планам корпорации, первый испытательный полет нового КК должен состояться в 2021 году. Запуск нового аппарата с использованием новой российской ракеты «Ангара» [15]. Всего за время с 2016 до 2020 год согласно бюджету государственных закупок на проект было потрачено 40,4 млрд. рублей, общая сумма контракта 57,5 млрд. рублей [16]. Дату испытания беспилотного образца уже отложили на 2023 год, а первый пилотируемый полет к МКС запланирован не раньше 2025 года. Зато за эти годы успели два раза сменить название, сперва на КК назвали «Федерация», потом переименовали в «Орел». В бюджете за это время был секвестрировал второй пусковой стол под Ангару, который должен построен до 2016 года на космодроме «Восточный», решили запускать на новом РН Союз 5.1

или «Феникс» или «Иртыш», так же можно назвать реинкарнацией «Зенита». В общем на все деньги выделили и забыли, ни «Восточного» со столом для пуска РН «Ангары», ни «Орла», ни РН «Иртыша» - нет.

Американцы никогда не зависели от наших пусков, просто в силу законов международного распределения труда: они решили сэкономить и финансировать разработку перспективных программы с использованием новых технологий. Мы же, в свою очередь, с 1967 года занимались модернизацией гагаринского «Союза», не создавая ничего нового, а только пускали сами себе пыль в глаза, радовались, что «великие штаты» не могут обойтись без нашей космонавтики, а потому 2020 год показал всем, как мы ошибались! Пилотируемая космонавтика - это вершина прогресса здесь требуется надежность на уровне 0,995, а запускать грузы в космос на данный момент может любая страна «третьего мира». Но как бы не печально это звучало и это место в мировом космическом рынке услуг мы вскоре потеряем, также с каждым годом уменьшается доля коммерческих заказов на пуски отечественных РН.

Геополитическое влиянием на страны Европы высоко, но как страна, где средняя зарплата инженера в ракета-космической отрасли 500 долл., может проиграть демпинговая войну Америке, где труд инженера NASA оценивается в 7 тыс. долл. Тому способствует «эффективный менеджмент» и бюрократия. Разберем по порядку. Проблема «эффективного менеджмента» состоит не в том, что обычно у такого человека сугубо экономическое образование и он ничего не понимает в отрасли, это не главная причина, понимающий грамотный топ-менеджер может разобраться в сфере достаточно глубоко за полгода - год. Проблема в том, что этих самых менеджеров система заставляет генерировать прибыль, если предприятие убыточное, то его нужно сделать прибыльным, в этом и заключается «раздуваемый» успех. Хороший управленец, в лучших экономических традициях станет уменьшать издержки, секвестрировать долгосрочные проекты, сокращать численность сотрудников и зарплатный фонд, стараться получить прибыль из непрофильной деятельности (сдача помещений в аренду, изготовление изделий не имеющих к отрасли отношение, примером может служить РКЦ «Прогресс» предприятие в котором чтоб как то сохранить зарплату на должном уровне и задействовать производственные мощности производят медицинские шприцы, санки, катера и моторные лодки). Именно эти все действия помогают предприятию показывать прибыль, долгосрочные и перспективные проекты не финансируются. Они заведомо убыточны, так как не востребованы, а нет спроса, то получается все, что потрачено на производство впустую и генерального директора, в лучшем случае, снимут с должности. Придёт другой, который покажет прибыль в краткосрочной перспективе путем сокращений, а потом уйдет на другую должность в другую сферу, а с какими проблемами столкнётся предприятие после его ухода уже не важно, при нем же по финансовой отчетности все процветало. Далеко за примером ходить не нужно, за время пока Илон Маск создавал свою компанию с нуля. В «Роскосмосе» сменилось пятеро руководителей. В числе людей, руководивших в эти годы, были три отставных генерала: Анатолий Перминов (20042011), Владимир Поповкин (2011-2013), Олег Остапенко (2013-2014), бывший руководитель АВТОВАЗА Игорь Комаров. С 2018 года «Роскосмосом» руководит выпуск-

ник журфака МГУ, философ, политик и писатель Дмитрий Рогозин, который успел поработать вице-премьером по ВПК и ознакомился с ведущими тематиками и заделами самой «оборонки».

Следующая немаловажная причина - это отсутствие квалифицированных кадров и их постоянное воспроизводство и технологическая накачка лучшими «старта-пами» мировых лидеров профильных компаний. Не перевелись еще и у нас толковые молодые ребята, готовые поднимать с колен российскую космонавтику, но кто из этих умных ребят пойдет сегодня инженером на завод с зарплатой 500 долл.. Они лучше пойдут в банк на 700-1000 долл. или на стройку на 800-1200 долл., а на завод пойдут те, кто хочет стабильно получать свои 500 долл., особо ничего не делая, люди «без искры в глазах», или те, кому необходимо отработать 2 года на госслужбе для хорошего портфолио. Старшее поколение не может передать знание и опыт, т.к. первые не поймут, а вторым, - это не нужно, их ждет карьера где-то еще. Так и получается, что вся работа в космической сфере держится на энтузиастах, которые пришли после профильного ВУЗа с надеждой что-то исправить и на стариках «Королевской закалки», которые с каждым годом уходят на пенсию или попадают под сокращение.

Вывод: Российская Федерация пока не может адекватно конкурировать с западными и восточными космическими компаниями по причине того, что нет четкой и документально прописанной коммерческой политики, которая бы определяла будущий спрос на определенную продукцию и услуги. Поэтому необходимо провести системную реформу отрасли, оптимизировать производство существующих аппаратов и носителей, вести адресную активную политику по привлечению молодежи, которая способна выполнять значительные объемы наукоемкой работы, создавать интересные научно-исследовательские работы и участвовать в международной кооперации. Так же в сфере образования и науки необходимо организовать профильно-ориентированное финансирование для углубленного целевого обучения в ведущих технических ВУЗах страны. На государственном уровне необходимо срочно прекратить политику шапкозакидательства и самоубаюкивания и оголтелого популизма, где мы, хвастаясь советскими разработками, говорим насколько мы «впереди планеты всей», но не можем четко поставить задач на ближайшие 20-30 лет развития и эволюции космической отрасли.

Литература

1. Claude Lafleur. Costs of US piloted programs // The Space Review. 2010.

2. Fiscal year 1977 authorization for military procurement, research and development, and active duty, selected reserve and civilian personnel strengths // Washington: U.S. Govt. Print. Off., 1976.

3. NASA's Return on Investment Report. Issue 16 // NASA. July 2014.

4. NASA's management of Crew transportation to the International Space Station. Report № IG-20-005 // Office of Inspector General. November, 2019.

5. Gehman. Columbia Accident Investigation Board, Chapter 6, "A History of Foam Anomalies URL:http://s3.amazonaws.com/akamai.netstorage/anon.na sa-global/CAIB/CAIB_lowres_chapter6.pdf

6. Space Shuttle Era Facts. -John F. Kennedy Space Center. 2011.

7. Candrea Thomas, Trent Perrotto. RELEASE: 12-263. Kennedy Space Center, Fla. August, 2012. URL:https://www.nasa.gov/centers/kennedy/news/releases /2012/release-20120803.html

8. Charles Bolden. American Companies Selected to Return Astronaut Launches to American Soil. September, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL:https://blogs.nasa.gov/bolden/2014/09/16/american-

companies-selected-to-return-astronaut-launches-to-

american-soil/

9. Stephen Clark. NASA, JAXA assign two more astronauts to second piloted Crew Dragon flight. - Space Flight Now. 31 March 2020. URL:https://spaceflightnow.com/2020/03/31/nasa-jaxa-assign-two-more-astronauts-to-second-piloted-crew-dragon-flight/

10. В НАСА отказались от стыковки космического корабля Starliner с МКС. РИА Новости. 20 декабря 2020 г. URL:https://ria.ru/20191220/1562665497.html

11. Stephen Clark. After problem-plagued test flight, Boeing will refly crew capsule without astronauts. - Space Flight Now. 04 April 2020.

12. Davenport, Christian. «After botched test flight, Boeing will refly its Starliner spacecraft for NASA». - The Washington Post. 7 April 2020. URL:https://www.washingtonpost.com/technology/2020/04/ 06/boeing-starliner-test-repeat/

13. Clark, Stephen. SpaceX's Falcon Heavy successful in commercial debut. - Spaceflight Now. April 2019 URL:https://spaceflightnow.com/2019/04/11/spacexs-falcon-heavy-successful-in-commercial-debut/

14. «Русь» станет новейшим российским космическим кораблем URL: https://kursk.infox.ru/news/24/13815-rus-stanet-novejsim-rossijskim-kosmiceskim-korablem

15. «Роскосмос» продемонстрировал на МАКС-2015 элементы пилотируемого транспортного корабля нового поколения. - Военное обозрение. 3 сентября 2015г. URL:https://topwar.ru/81763-roskosmos-prodemonstriroval-na-maks-2015-elementy-pilotiruemogo-transportnogo-korablya-novogo-pokoleniya.html

16. Тендер № 0995000000216000195. Создание пилотируемого транспортного корабля нового поколения (Шифр СЧ ОКР: "ППТК" (ЛКИ-1))uRL:https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ep44/view/c ommon-info.html?regNumber=0995000000216000195

The influence of SpaceX on the manned domestic space program and

the international commercial launch market Harlanov A.S. Belyi R.V.

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian

Federation, Moscow Aviation Institute (National University) JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,

Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

The article touches upon long-standing problems in the domestic cosmonautics, which require urgent solutions. The Russian Federation cannot yet adequately compete with Western and Eastern space companies due to the fact that there is no clear and documented commercial policy that would determine the future demand for certain products and services. Therefore, it is necessary to carry out a systemic reform of the industry, optimize the production of existing devices and carriers, pursue a targeted active policy to attract young people who are capable of performing significant volumes of science-intensive work, create interesting research projects and participate in international cooperation. Also in the field of education and science, it is necessary to organize specialized financing for in-depth targeted training in the leading technical universities of the country. At the state level, it is necessary to urgently stop the policy of hacking and suicide and rabid populism, where, bragging about Soviet developments, we say how "ahead of the rest of the planet" we are, but we cannot clearly set goals for the next 2030 years of development and evolution of the space industry.

X X О го А С.

X

го m

о

ю

2 О

м

Keywords: Souz-MS, International Space Station,lift launch vehicle, new generation piloted transport ship «Orel», Space X, Falcon 9, human spaceflight, Dragon Crew References

1. Claude Lafleur. Costs of US piloted programs // The Space Review. 2010.

2. Fiscal year 1977 authorization for military procurement, research and

development, and active duty, selected reserve and civilian personnel strengths // Washington: U.S. Govt. Print. Off., 1976.

3. NASA's Return on Investment Report. Issue 16 // NASA. July 2014.

4. NASA's management of Crew transportation to the International Space

Station. Report № IG-20-005 // Office of Inspector General. November, 2019.

5. Gehman. Columbia Accident Investigation Board, Chapter 6, "A History of

Foam Anomalies

URL:http://s3.amazonaws.com/akamai.netstorage/anon.nasa-

global/CAIB/CAIB_lowres_chapter6.pdf

6. Space Shuttle Era Facts. -John F. Kennedy Space Center. 2011.

7. Candrea Thomas, Trent Perrotto. RELEASE: 12-263. Kennedy Space

Center, Fla. August, 2012.

URL:https://www.nasa.gov/centers/kennedy/news/releases/2012/releas e-20120803.html

8. Charles Bolden. American Companies Selected to Return Astronaut

Launches to American Soil. September, 2014.

URL:https://blogs.nasa.gov/bolden/2014/09/16/american-companies-

selected-to-return-astronaut-launches-to-american-soil/

9. Stephen Clark. NASA, JAXA assign two more astronauts to second piloted

Crew Dragon flight. - Space Flight Now. 31 March 2020.

URL:https://spaceflightnow.com/2020/03/31/nasa-jaxa-assign-two-

more-astronauts-to-second-piloted-crew-dragon-flight/

10. NASA refused to dock the Starliner spacecraft with the ISS. RIA Novosti.

December 20, 2020 URL:https://ria.ru/20191220/1562665497.html

11. Stephen Clark. After problem-plagued test flight, Boeing will refly crew capsule without astronauts. - Space Flight Now. 04 April 2020.

12. Davenport, Christian. «After botched test flight, Boeing will refly its Starliner spacecraft for NASA». - The Washington Post. 7 April 2020. URL:https://www.washingtonpost.com/technology/2020/04/06/boeing-starliner-test-repeat/

13. Clark, Stephen. SpaceX's Falcon Heavy successful in commercial debut. - Spaceflight Now. April 2019 URL:https://spaceflightnow.com/2019/04/11/spacexs-falcon-heavy-successful-in-commercial-debut/

14. "Rus" will become the latest Russian spacecraft URL: https://kursk.infox.ru/news/24/13815-rus-stanet-novejsim-rossijskim-kosmiceskim-korablem

15. Roscosmos demonstrated on MAKS-2015 the elements of a manned transport ship of a new generation. - Military review. September 3, 2015 URL:https://topwar.ru/81763-roskosmos-prodemonstriroval-na-maks-2015-elementy-pilotiruemogo-transportnogo-korablya-novogo-pokoleniya.html

16. Tender No. 0995000000216000195. Creation of a manned transport ship

of a new generation (Cipher SCh OKR: "PPTK" (LKI-1))

URL:https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ep44/view/common-

info.html?regNumber=0995000000216000195

CN

0 CN

f"j

01

O HI

m x

3

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.