Библиографические ссылки
1. Еремина Н. Деньги не заменят идеи [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/business/2013/ 08/21/5601065.shtml (дата обращения: 18.09.2013).
2. Ершов С. Российские инновации бьют рекорды. Будет кризис? [Электронный ресурс]. URL: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml72013/08/21/53 9925 (дата обращения: 17.09.2013).
3. Концепция долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Федеральный портал. URL: http://protown.ru/information/ doc/4295.html (дата обращения: 17.09.2013).
4. Леонтьева Л. С., Никитская Е. Ф. Проблемы инновационного развития России в контексте мировых тенденций [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazetaprotestant.ru/2013/03/problemy-innovacionnogo-razvitiya-rossii-v-kontekste-mirovyx-tendencij/ (дата обращения: 18.09.2013).
References
1. Eremina N. Den'gi ne zamenjat idei [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.gazeta.ru/business/2013/ 08/21/5601065.shtml (data obrashhenija: 18.09.2013).
2. Ershov S. Rossijskie innovacii b'jut rekordy. Budet krizis? [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.cnews.ru/ reviews/ index.shtml?2013/08/21/539925 (data obrashhenija 17.09.2013).
3. Koncepcija dolgosrochnogo prognoza nauchno-tehnologicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Federal'nyj portal [Jelektronnyj resurs]. URL: http://protown.ru/information/doc/ 4295.html (data obrashhenija: 17.09.2013).
4. Leont'eva L. S., Nikitskaja E. F. Problemy innovacionnogo razvitija Rossii v kontekste mirovyh tendencij [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.gazetaprotestant.ru/2013/03/problemy-innovacionnogo-razvitiya-rossii-v kontekste-mirovyx-tendencij/ (data obrashhenija: 18.09.2013).
© PflflHHKOBa A. B., 2013
УДК 629.78: 338.3
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧАСТНЫХ КОМПАНИЙ НА РЫНКЕ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ В КОСМОС
Л. А. Семенова, М. Г. Голубкина, А. П. Семенова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: [email protected]
Рассмотрены направления участия частного бизнеса США и России на рынке доставки грузов в космос и в освоении космического пространства, представлены основные достижения частных компаний и перспективы их развития.
Ключевые слова: космическая деятельность, рынок доставки грузов, космические технологии, космические корабли.
ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF THE PRIVATE COMPANIES IN THE MARKET OF CARGO DELIVERY TO SPACE
L. A. Semenova, M. G. Golybkina, A. P. Semenova
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: [email protected]
The trends ofparticipation ofprivate business in USA and Russia in the market of cargo delivery to space and space exploration are assumed, the main achievements of private companies and their development prospects are described.
Keywords: space activity, the market of cargo delivery, space technologies, space ships.
В XXI в. количество стран, осуществляющих космическую деятельность, увеличилось в 1,5 раза. Международная космическая деятельность приобретает новое нетрадиционное качество - активно развиваются частные компании, предлагающие новые технологические
решения и участвующие в крупных международных программах. Основные направления частного бизнеса в освоении космического пространства - это ракеты-носители (РН), космодромы, космические аппараты (КА) и космические корабли (КК), космический туризм.
Решетневскуе чтения. 2013
Достижения американских аэрокосмических частных компаний (сентябрь 2013)
Компания Средства доставки на МКС Расходы NASA на проект, $ млн на 20.07.2011 г.
частной компании государства
Ракета-носитель Космический корабль / космический самолет Вариант полета КК / космического самолета Ракета-носитель
SpaceX Falcon-9 Dragon / 1, 2 / - 75,0 (на Dragon)
Boeing Falcon* CST-100 / 1, 2 / Atlas, Delta 110,3
Sierra Nevada - / Dream Chaser / 2 Atlas-5 100,0
Orbital Sciences Antares** Cygnus/ 1 / - нет данных
Примечание: * - создана компанией SpaceX; ** - создана с участием украинского КБ «Южное» и корпорации Aerojet и двигателями НК-33/А126, разработанными и произведенными на Самарском предприятии «Кузнецов»: 1 - беспилотный, 2 - пилотируемый.
После сворачивания программы шаттлов в 2011 г. доставка американских астронавтов на Международную космическую станцию (МКС) производится на российских КК. Стоимость доставки на МКС и возвращения на Землю одного астронавта на борту российского КК «Союз» с мая 2013 г. составила $71 млн против прежней цены в $63 млн. В связи с тем, что стоимость доставки астронавтов каждый год дорожает примерно на 10 %, NASA предпринимает попытки разрушить монополию России в пилотируемых полетах на МКС и финансово поощряет частные компании, строящие свои РН и КК.
С 2010 г. NASA решило сосредоточиться на разработке КК иного уровня, способных по своим техническим характеристикам выходить на более высокие орбиты, достигая астероидов и поверхности Марса, а задачи ближнего космоса, в частности создание космических кораблей для полетов к МКС, решать с помощью частных компаний через государственное финансирование на конкурсной основе. На эти цели в 2013 г. предусмотрено $829 млн, и это более чем в два раза больше, чем годом ранее. Выделяя эти деньги, NASA ставит целью доставку астронавтов к МКС уже в 2017 г. Государственные средства получили частные компании Boeing, SpaceX, Sierra Nevada и др., которые работают над созданием коммерческих РН и КК (см. таблицу), причем работа идет без участия космического агентства или наблюдателей от него. Такое количество участников программы позволяет руководству NASA надеяться на то, что к 2017 г. в их распоряжении будет иметься хотя бы один из трех КК, способных доставлять людей в космос. Коммерческие пилотируемые аппараты к тому времени должны достичь ценовой эффективности и пройти все необходимые испытания безопасности эксплуатации.
Экономическая выгода частных компаний в реализации государственных заказов США на рынке доставки грузов в космос порождает и нечестную конкуренцию [1]. Так компания Orbital Sciences была ограничена конкурентами в доступе к необходимым комплектующим для РН среднего класса и, соответственно, и возможности участвовать в тендерах и быть полноценным игроком на рынке доставки грузов в космос с помощью ракет Antares. Причем для NASA
такое сотрудничество было бы выгодным, так как Antares стоит менее $100 млн.
Частный бизнес России пока не участвует в отечественной космической отрасли в таком масштабе, как в США. Слишком сложен барьер вхождения в космический рынок, унаследованный от советского военно-промышленного комплекса. В законодательстве России до сих пор не прописаны условия партнерства государства и частного космического бизнеса.
Участие частных компаний России на космическом рынке ограничивается только одной компанией «Спутникс», резидента инновационного центра «Сколково». Она получила лицензию федерального космического агентства России на осуществление космической деятельности, а именно, на создание и модернизацию малых автоматических КА научного и коммерческого назначения [2]. Первый КА, созданный компанией на частные средства, отправится в космос уже в 2014 г., скорее всего, с помощью государственного грузового корабля «Прогресс», - рассчитывает директор компании А. Потапов.
Ситуация с участием частных компаний России по доставке грузов в космос может измениться к лучшему, так как в соответствии с основными положениями государственной политики РФ в области космической деятельности на период до 2030 г., планируется создание благоприятных условий и благоприятной инвестиционной среды для развития частного сектора космической деятельности и развитие государственно-частного партнерства в сферах разработки, производства, применения космических средств и использование результатов космической деятельности в интересах потребителей [3]. При этом, в соответствии с государственной программой РФ «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы», для эффективного привлечения частного капитала предусматривается разработать проект федерального закона РФ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О космической деятельности», касающегося использования результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития экономики России.
Итак, успехи частных компаний США на мировом космическом рынке показывают, что им присуща большая гибкость и оперативность во внедрении космических технологий, и при соответствующем госу-
дарственном финансировании им посильны задачи космического масштаба. В России частный бизнес также может участвовать в решении задач ближнего космоса, но для этого необходима финансовая поддержка государства и законодательно прописанные условия партнерства государства и частных компаний.
Библиографические ссылки
1. Российский ракетный двигатель РД-180 стал яблоком раздора [Электронный ресурс]. URL: http://www.i-mash.ru/index.php?newsid=35899 (дата обращения: 18.09.2013).
2. Компания «Спутникс» получила лицензию на космическую деятельность [Электронный ресурс]. URL: http://www.spacecorp.ru/press/branchnews/ item6190.php/ (дата обращения: 18.09.2013).
3. Федеральное космическое агентство. [Электронный ресурс]. URL: http://www.federalspace.ru/115 (дата обращения: 18.09.2013).
References
1. Rossijskij raketnyj dvigatel RD-180 stal yablokom razdora (Russian rocket engine RD-180 has been a bone of contention). Available at: http://www.i-mash.ru/index.php?newsid=35899.
2. Kompaniya «Sputniks» poluchila licenziju na kosmicheskuyu deiatelnost (Company «Sputnix» received the license for space activities) Available at: http://www.spacecorp.ru/press/branchnews/item6190.php.
3. Phederalnoe kosmicheskoe agentstvo (Federal space Agency) Available at: http://www.federalspace. ru/115.
© Семенова Л. А., Голубкина М. Г., Семенова А. П., 2013
УДК 338.012
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
О. О. Сергеева, Н. И. Смородинова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: [email protected]; [email protected]
Рассматриваются основные проблемы развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, выявляются причины их возникновения и результаты, которые они за собой влекут, а также предлагаются возможные пути их решения.
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс.
PROBLEMS AND SOLUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX
O. O. Sergeeva, N. I. Smorodinova
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: [email protected]; [email protected]
The main problems of the Russian Federation military-industrial complex are analysed, the reasons of their occurrence and their consequences are outlined. Some possible .solutions are proposed.
Keywords: military-industrial complex.
Оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации (ОПК) является важнейшей частью военного потенциала страны. Его основу составляют около 1 280 предприятий и организаций, расположенных в 72 субъектах РФ. 58 % из них являются федеральными государственными унитарными предприятиями, 19 % - акционерными обществами с госпакетом акций не менее 59 %, 23 % - акционерными обществами с долей государства менее 50 % [1].
Однако несмотря на важнейшую роль ОПК как с экономической точки зрения, так и в качестве главно-
го источника обеспечения национальной безопасности страны, в данной отрасли наблюдается целый ряд проблем.
После распада СССР четверть предприятий осталась вне территории России, а на оставшихся оборудование устарело настолько, что предприятия просто не в состоянии справиться с необходимым объемом производства. Только в 2012 г. предприятия ОПК недопоставили Вооруженным Силам России около 20 % продукции. С 2008 г. не выполнено 74 контракта на поставку вооружения и военной техники [2].