Научная статья на тему 'Анализ системы транспортного обслуживания промышленной корпорации'

Анализ системы транспортного обслуживания промышленной корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серов А. М., Озина А. М.

Статья определяет подходы к пониманию категории «промышленная корпорация», рассматривает состав, структуру и особенности системы транспортного обслуживания промышленной корпорации, содержит новые предложения по её реструктури-3aifuu, путем привлечения в качестве перевозчиков предприятий водного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of transport service system of industrial corporation

The article is devoted to understanding of a category «industrial corporation», considers structure and features of transport service system of an industrial corporation, contains new ideas of carrying out its re-structuring.

Текст научной работы на тему «Анализ системы транспортного обслуживания промышленной корпорации»

Вестник ВГАВТ

УДК 656.073.001.2

А. М. Серое, аспирант, ВГАВТ. 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а. А. М. Озина, д. э. н., профессор, ВВАГС. 603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 46.

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ КОРПОРАЦИИ

Статья определяет подходы к пониманию категории «промышленная корпорация», рассматривает состав, структуру и особенности системы транспортного обслуживания промышленной корпорации, содержит новые предложения по её реструктуризации, путем привлечения в качестве перевозчиков предприятий водного транспорта.

Современная экономическая действительность свидетельствует о возрастающей конкуренции между перевозчиками разных видов транспорта в части соотношения долей осваиваемых ими грузопотоков, в связи с этим особую актуальность приобретают вопросы транспортного обслуживания предприятий и организаций, анализа методов разработки и выбора схем транспортировки грузов, обоснования участия железнодорожного, водного и автомобильного транспорта в процессе перевозки.

Кроме того, по мнению многих аналитиков, сейчас в России формируется корпоративное общество, предприятия и организации объединяются в корпорации для упрочнения рыночных позиций и достижения конкурентных преимуществ. Ситуация такова, что фундаментальных исследований в области транспортного обслуживания корпораций явно недостаточно.

Термин «корпорация» (от лат. «Corporation») в словарях определяется как объединение, сообщество, союз. На ранних этапах формирования корпораций под ними понималась совокупность или союз лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо (организацию акционерного типа). В настоящее время понятие «корпорация» рассматривается как объединение акционерных обществ и других фирм различных сфер деятельности: промышленной, коммерческой, научно-технической, маркетинговой, сбытовой и других.

Существует не менее десяти подходов к анализу корпораций (как явления) с позиций различных научных школ и теорий: концепции трех различных критериев Я. Паппэ, концепции контрактной теории фирмы; синергетической теории слияний, теории экономической власти и др. Согласно этим теориям корпорацию можно рассматривать как «договорное сообщество», раскрепощающее человека, создающее условия для повышения его благосостояния, обеспечивающее баланс личных и корпоративных интересов; как форму компромиссного хозяйствования с целью обеспечения интересов всех его участников; как интеграцию частной собственности для достижения наилучших результатов; как форму соединения, в определенном смысле, интересов государства и частных собственников и т. п.1

В отечественной литературе под корпорацией чаще понимают особую систему связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности; реже как субъект права, юридическое лицо, хозяйствующий субъект. Только в годы переходного периода, в связи с появлением в процессе приватизации государственных

1 Лисов В.И. Организационно-методологические аспекты формирования транснациональных корпораций. М.: Издательский дом «Высшее образование и наука», 2000. - 118 с.

Экономика и управление на транспорте

предприятий крупных промышленных объединений, термин корпорация как сложный открытой хозяйственной системы стал востребован.1

Современная корпорация представляет собой организационное образование, целостность которого обеспечивается отношениями собственности, состоящее из материнской организации, сети дочерних и зависимых организаций, а также значительного числа хозяйствующих субъектов, имеющих различный юридический статус и различную степень хозяйственно-оперативной самостоятельности. Материнская организация (чаще всего в форме открытого акционерного общества) является в корпорации субъектом корпоративного управления, обеспечивающим эффективное развитие и целостность корпорации. Материнская организация и организации-участники корпорации могут иметь достаточно развитые производственные структуры, включающие филиалы, отделения, представительства.2

Корпорации присущи наличие объединяющей идеи и целей. В общем виде цели корпорации могут быть сформулированы следующим образом: увеличение объемов прибыли, повышение эффективности производства, усиление конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках; упрочнение технологических и кооперационных связей; рост экономического потенциала и финансовых ресурсов. Основой интеграции в корпорации являются общие ресурсы, ниша на рынке, новые технологии.

Например, корпорация «СИБУР-Нефтехим» состоит из: материнской организации -ОАО «СИБУР-Нефтехим»; производственного сектора - «Нефтехимический завод», «Завод окиси этилена и гликолей», завод «Капролактам»; дочерних предприятий по переработке основных видов выпускаемой продукции, крупнейшим из которых является ООО «Сибур-Тосол-Синтез»; а также большого количества организаций по оптовой и розничной торговле нефтехимическими продуктами. «СИБУР-Нефтехим» имеет представительства в семи городах России. К инфраструктуре этой корпорации относятся: дом культуры, спорткомплекс, комбинат питания, база отдыха, а также объекты медицинского обслуживания: медсанчасть, пансионат ветеранов труда, стоматологическая поликлиника, которые объединены в дочернее предприятие - ООО «Здравница».

Объединение крупнейших промышленных нефтехимических предприятий Нижегородского региона в единую корпорацию «СИБУР-Нефтехим» позволило создать уникальную технологическую систему выработки сырья, его переработки и выпуска готовой нефтехимической продукции не только для России, но и в мировом масштабе. Значительная часть продукции ОАО «СИБУР-Нефтехим» поставляется на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья: Финляндию, Беларусь, Украину, Казахстан, страны Балтии, Германию, Польшу, Турцию, Италию, Великобританию, а также США.

Целью функционирования промышленной корпорации (ПК) является производство и переработка промышленной продукции.

ПК обладает производственно-техническим организационным единством, то есть взаимосвязью всех входящих в нее производств и предприятий, объединенных в единую технологическую систему.

Промышленную корпорацию из множества акционерных обществ выделяют такие признаки, как крупные размеры, межотраслевой охват, транснациональная сфера деятельности. Организация массового производства на базе прогрессивной техники и передовых методов организации труда позволяет им выпускать продукцию высокого качества и продавать ее по умеренным ценам. Это обеспечивает крупным компаниям успешную конкуренцию и господство на рынках сбыта3.

1 Эскиндаров М.Л. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике. М.: Республика, 1999.-320 с.

2 Винслав Ю. Становление отечественного корпоративного управления: теория, практика, подходы к решению ключевых проблем. Российский экономический журнал, 2001. - № 2. - С. 15-28.

3 Петухов В.Н. Корпорации в российской промышленности: законодательство и практика: Научно-практическое пособие. - М.: Городец, 1999.-208 с.

Вестник ВГАВТ

Ключевые вопросы, которые приходится решать в процессе управления ПК, - это привлечение капитала, оптимизация производственной структуры, создание непрерывных технологических цепочек на основе интеграции производственно-сбытовых структурных подразделений.

Производственный сектор занимает ключевое место в деятельности корпорации «СИБУР-Нефтехим», поэтому ее можно классифицировать как промышленную корпорацию, а если еще сузить определение - нефтехимическую корпорацию.

Любой ПК при реализации каналов снабжения сырьем, полуфабрикатами и распределения готовой продукции приходится решать вопросы, связанные с транспортировкой, то есть выбирать вид транспорта, определять тип транспортных средств, составлять маршрут и график движения, разрабатывать методы организации перевозок - иными словами, решать вопросы транспортного обслуживания.

Транспортное обслуживание (ТО) предприятия - деятельность, связанная с организацией процесса перемещения грузов в пространстве и во времени различными видами транспорта с целью обеспечения бесперебойного процесса производства и преодоления территориального разрыва между производством и потреблением.

Транспортное обслуживание предприятия включает в себя два контура: внутренний и внешний. Внутренний контур призван обеспечивать перемещение грузов и пассажиров силами транспортных подразделений ПК в целях поддержания производственного процесса: перевозка сырья и полуфабрикатов из одного участка производства в другой, ввоз-вывоз материалов, комплектующих, запчастей, перевозка персонала, погрузо-разгрузочные работы, благоустройство территорий. Внешний контур решает задачи перевозки необходимых для производственного процесса сырья и полуфабрикатов от мест их производства, а также транспортировки готовой продукции в те места, где она требуется. Функционирование внешнего контура обеспечивается силами сторонних перевозчиков: предприятиями железнодорожного, водного и автомобильного транспорта.

Внешний контур системы ТО ПК - совокупность технических и технологических средств, организационных мероприятий и системы управления, обеспечивающих своевременную и эффективную доставку грузов получателям при минимальных затратах материальных, финансовых и трудовых ресурсов, с высокой производительностью труда и оптимальной прибылью.

Необходимо отметить, что система ТО ПК отличается от системы ТО промышленного предприятия большими объемами перевозок, разнообразием грузопотоков как в прямом, так и в обратном направлении, широким ассортиментом перевозимых грузов, сложностью организации функционирования, большим количеством участников процесса транспортировки, наличием нескольких пунктов погрузки-выгрузки и их территориальной удаленностью друг от друга внутри одной организации.

В процессе функционирования внешнего контура системы ТО ПК решаются следующие задачи:

1. Обоснование и выбор схемы транспортировки.

2. Коммерческое обеспечение транспортного процесса.

3. Оперативное управление процессом транспортировки.

Под схемой транспортировки понимается совокупность технологических операций приема, перемещения, хранения, перевалки и сдачи груза1.

В рамках решения задачи разработки и выбора схемы транспортировки выполняются операции:

1 Зюзин В.Л., Мостовой И.Ф., Федюшин В.М. Эксплуатационно-экономические обоснования на речном транспорте. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1994. - 192 с.

(

Экономика и управление на транспорте

1) определение характеристик грузовых модулей и требований, предъявляемых к их транспортировке;

2) выбор вида транспорта и типов транспортных средств;

3) разработка маршрутов движения;

4) формирование графиков движения;

5) разработка технологии перегрузочных работ в пунктах отправления, назначения и перевалки;

6) выбор экономически целесообразной схемы транспортировки.

Выбор схемы транспортировки из альтернативных вариантов осуществляется по различным критериям в зависимости от выбранных приоритетов. В качестве критериев выбора могут выступать: экономические и эксплуатационные показатели; сроки доставки; качество обслуживания и др. Как правило, выбор схемы транспортировки является многокритериальной задачей.

Коммерческая работа нацелена на координацию участников транспортного процесса (транспортных компаний, перегрузочных терминалов, отправителей и получателей грузов) в начальной, промежуточной и конечной стадиях перевозки, т.е. в периоды, когда формируются правовые и расчетные отношения1.

Коммерческое обеспечение транспортного процесса предполагает:

1) проведение маркетинговых исследований транспортного рынка;

2) разработку условий и правил перевозок, организацию контроля за их выполнением;

3) определение порядка применения тарифов; ведение расчетов за перевозку и другие транспортные услуги;

4) выполнение необходимой договорной работы;

5) организация приема-передачи грузов на всех этапах транспортирования;

6) учет, анализ и отчетность по выполнению договорных обязательств.

Оперативное управление в системе ТО ПК обеспечивает оптимальное функционирование процесса транспортировки в соответствии с выбранной схемой и заключенным договорам2.

Для реализации названной цели используется диспетчерский аппарат, в обязанности которого входит:

- формирование инструкций для каждого исполнителя, действующего на этапах процесса транспортировки;

- принятие решений по организации выполнения установленных инструкций;

- контроль над перемещением груза и соблюдением графика движения;

- выдача регулирующих диспетчерских распоряжений;

- сбор, предварительная обработка и передача оперативной информации о ходе транспортного процесса всем заинтересованным лицам.

В целом транспортировка грузов состоит из последовательных конкретных отдельных этапов, зачастую не связанных между собой и выполняемых разными участниками: отправителями, перевозчиками, пунктами перевалки, а также получателями грузов. Поэтому координация такой пространственно-временной системы представляет собой важную и одновременно достаточно сложную задачу.

Обеспечивать согласованную работу всех участников процесса транспортировки, призван организатор или оператор ТО ПК. В качестве оператора ТО ПК могут высту-

1 Домнина О.Л. Организация коммерческой работы (конспект лекций). Н.Новгород: ВГАВТ, 2003. - 70 с.

2 Астахов В.И., Платов Ю.И. Оперативное управление транспортным предприятием (конспект лекций) Н.Новгород: ВГАВТ, 2003. - 92 с.

Вестник ВГАВТ

пать отдельные транспортно-экспедиторские, информационно-посреднические предприятия или структурные подразделения ПК, специально выделенные для осуществления этой функции.

По мнению автора, наиболее эффективным решением является выделение в качестве оператора ТО ПК отдельного экспедитора (транспортно-экспедиционной компании). Это обусловлено сложностью и многогранностью возникающих вопросов в системе ТО ПК, решить которые силами структурных подразделений не представляется возможным. В подтверждение этой точки зрения ниже приведены утверждения исследователей в области транспортного облуживания предприятий.

Экспедиторы, по мнению К.О. Мадалиева, являются основными организаторами процесса доставки и обеспечивают своевременную перевозку грузов с наименьшими затратами ресурсов по принципу «от двери до двери», то есть от склада отправителя до места потребления продукции без участия продавца и покупателя, содействуют за счет этого ускорению оборачиваемости денежных средств промышленных или торговых предприятий, а также более эффективному использованию транспортных средств. Правильная организация экспедиторской деятельности, по утверждению К.О. Мадалиева1, повышает производительность работы транспортных средств на 20-30 %.

Обручников Н.А.2 определяет экспедитора как физическое или юридическое лицо, осуществляющее посредническую деятельность по поручению других физических или юридических лиц при транспортировании грузов как внутри страны, так и за ее пределами. Эта деятельность может выполняться либо по поручению вышеуказанных лиц, либо осуществляться от своего имени. При этом могут выполняться все необходимые вспомогательные операции. Отмечается, что транспортно-экспедиторское обслуживание является составной частью единого процесса движения продукции от производителя к потребителю.

В общем виде систему ТО ПК можно представить схематически (см. рис.).

Рис. Система транспортного обслуживания промышленной корпорации

1 Мадалаев К.О. Проектирование и оптимизация транспортао-технологических схем в системе смешанных перевозок грузов. Дисс. на соискание ученой степени к.т.н: 05.22.10. М., 1992. - 161 с.

2 Обручников H.A. Логистика транспортно-экспедиционных операций. // Бизнес и логистика - 98. Под рея. Миротина Л.Б., Ташбаева Ы.Э., Асаинова К.А., М.: Брандес, 1998. - С. 202.

13

Экономика и управление на транспорте

Учитывая сложность и многогранность системы ТО ПК, целесообразным является привлечение новых информационных технологий с целью повышения эффективности ее функционирования. Использование корпоративных информационных систем и спутниковой навигации позволяет автоматизировать процессы управления системой ТО ПК, дает эффективные рычаги воздействия и необходимую информацию для принятия решений.

Сегодня перевозки грузов многих российских промышленных корпораций выполняются предприятиями железнодорожного и автомобильного транспорта. Необоснованно занижены роль и возможности водного транспорта.

Вместе с тем в наши дни наблюдается тенденция приоритетного использования ресурсов водного транспорта в системах перевозок грузов, поддерживаемая на правительственном уровне, в рамках «Стратегии развития транспорта России на период до 2010 года». По мнению президента торгово-промышленной палаты России Евгения Примакова, российская практика показывает, что «грузы начинают перегруппировываться с автомобильного транспорта на речной».1

В связи с этим возникает потребность в научных обоснованиях привлечения воднотранспортных предприятий для освоения грузопотоков, а также в исследованиях по реструктуризации существующих систем транспортного обслуживания, в том числе промышленных корпораций, путем привлечения в качестве перевозчика предприятий водного (речного) транспорта. Существует необходимость рассмотрения организационных и экономических аспектов использования водного транспорта в системах перевозок грузов предприятий (промышленных корпораций). Задачами подобных исследований с отраслевой точки зрения выступают: захват части грузопотоков в пользу водного транспорта, конкуренция с отраслью железнодорожного и автомобильного транспорта, расширение ёмкости рынка воднотранспортных услуг.

Список литературы

[1] Лисов В.И. Организационно-методологические аспекты формирования транснациональных корпораций. - М.: Издательский дом «Высшее образование и наука», 2000. - 1 i 8 с.

[2] Эскиндаров МЛ. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике. М.: Республика, 1999. - 320 с.

[3] Винслав Ю. Становление отечественного корпоративного управления: теория, практика, подходы к решению ключевых проблем // Российский экономический журнал. - 2001. - № 2. -С. 15-28.

[4] Петухов В.Н. Корпорации в российской промышленности: законодательство и практика: Научно-практическое пособие. - М.: Городец, 1999. - 208 с.

[5] Зюзин B.JL, Мостовой И.Ф., Федюшин В.М. Эксплуатационно-экономические обоснования на речном транспорте. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1994. - 192 с.

[6] Домнина O.JI. Организация коммерческой работы (конспект лекций). - Н. Новгород: ВГАВТ, 2003. - 70 с.

[7] Астахов В.И., Платов Ю.И. Оперативное управление транспортным предприятием (конспект лекций). - Н. Новгород: ВГАВТ, 2003. - 92 с.

[8] Мадалаев К.О. Проектирование и оптимизация транспортно-технологических схем в системе смешанных перевозок грузов. Дисс. на соискание ученой степени к.т.н.: 05.22.10. М., 1992. -161 с.

[9] Обручников H.A. Логистика транспортно-экспедиционных операций. // Бизнес и логистика - 98. Под ред. Миротина Л.Б., Ташбаева Ы.Э., Асаинова К.А., М.: Брандес, 1998. - С. 202.

[10] Взаимодействие власти и бизнес сообщества в формировании и реализации первого этапа Федеральной целевой программы «Стратегия развития транспорта России на период до 2010 года» по проблемам системного развития внутреннего водного транспорта. // Материалы заседания круглого стола, Н. Новгород, сентябрь 2005.

1 Взаимодействие власти и бизнес сообщества в формировании и реализации первого этапа Федеральной целевой программы «Стратегия развития транспорта России на период до 2010 года» по проблемам системного развития внутреннего водного транспорта. // Материалы заседания круглого стола, Н.Новгород, сентябрь 2005.

Вестник ВГАВТ

[11] Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов, под общей редакцией Мироти-на Л.Б. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 512 с.

[12] Захаров В.Н., Зачесов В.П., Малышкин А.Г. Организация работы речного флота (учебник для вузов). - М.: Транспорт, 1994. - 287 с.

THE ANALYSIS OF TRANSPORT SERVICE SYSTEM OF INDUSTRIAL CORPORATION

A. M. Serov, A. M. Ozina

The article is devoted to understanding of a category «industrial corporation», considers structure and features of transport service system of an industrial corporation, contains new ideas of carrying out its re-structuring.

УДК 656.6:658.12

Д. А. Коршунов, аспирант., ВГАВТ. 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ВОДНОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья содержит комплексный анализ и предложения по выводу из кризиса предприятий водного транспорта путем проведения реструктуризации системы управления и создание на ее основе дивизиональной структуры управления.

Актуальность рассматриваемого в статье вопроса обусловлена достаточно низкой эффективностью работы воднотранспортных предприятий, многие из которых находятся на грани банкротства [7, 9].

Решение этого вопроса во многом связано с совершенствованием управления предприятиями транспорта в целом, так как их эффективная работа оказывает влияние на экономику региона. Поэтому повышение эффективности их функционирования является важнейшей научной проблемой.

В управлении существует целый комплекс задач, имеющих в современных рыночных условиях особо важное значение. Сюда относится совершенствование системы учета и контроля производственно-экономической деятельности предприятия, совершенствование организационной структуры, поиск наиболее эффективных методов управления и многое другое.

С переходом на рыночные отношения изменилась система управления на речном транспорте, предприятиям которого приходится самостоятельно выбирать пути решения проблем, связанных с эффективной работой, что предопределяет особенности управления ими на современном этапе.

Чтобы определить эффективность работы воднотранспортного предприятия и его филиалов, необходимо регулярно проводить анализ их деятельности, который включает в себя управленческий и финансовый анализ. К задачам управленческого анализа относятся оценка степени выполнения плана хозяйственной деятельности, определение влияния различных факторов на изменение анализируемых показателей, выявление резервов производства, выработка мероприятий по освоению выявленных ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.