Научная статья на тему 'Методологические основы инновационного развития воднотранспортной системы'

Методологические основы инновационного развития воднотранспортной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитин А. А., Костров С. В., Коновалов М. С.

В статье рассмотрены некоторые методологические основы инновационного развития воднотранспортной системы. Приводится организационно-экономическая модель развития воднотранспортной системы в контексте реализации Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SYSTEMS OF THE WATER TRANSPORT

In article some methodological bases of innovative development systems of water transport are considered. The organizational-economic model of development of water transport systems in a context of realisation of Transport strategy of the Russian Federation for the period till 2030 is resulted

Текст научной работы на тему «Методологические основы инновационного развития воднотранспортной системы»

STATE AND MARKET MECHANISMS OF THE REGULATION OF THE ACCESS OF THE DOMESTIC FLEET «RIVER-SEA» TO NATIONAL CARGO BASE IN INTERNATIONAL NAVIGATION

V.I. Mineev, V.N. Kostrov, A.A. Nikitin

In article are considered organizing-economic questions of transportation of the outward cargoes by domestic fleet of the mixed sail

УДК 656.621/.626

А.А. Никитин, проректор ФБОУ ВПО «ВГАВТ» С.В. Костров, аспирант ФБОУ ВПО «ВГАВТ» М.С. Коновалов, соискатель ФБОУ ВПО «ВГАВТ». 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5А.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВОДНОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

В статье рассмотрены некоторые методологические основы инновационного развития воднотранспортной системы. Приводится организационно-экономическая модель развития воднотранспортной системы в контексте реализации Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г.

Достойным ответом России на вызовы времени может стать переход России к инновационной модели развития, разработка и реализация которой требует государственного целеполагания и концентрации национальных усилий на ее осуществлении. Циклы развития экономики в значительной мере связаны с инновациями. Основные идеи теории циклов Н. Кондратьева были статистически проверены и развиты американским экономистом Й. Шумпетером. Во второй половине ХХ в. его разработки были реализованы в государственной политике ряда развитых стран. Инновационная политика стала системообразующим фактором в макроэкономике и геополитике, а инновационная организация деятельности в противовес спонтанным новшествам перевела мир на качественно новую «постиндустриальную» ступень развития [7].

Как утверждает В. И. Якунин, следует согласиться со словами Д. И. Менделеева, который еще в XIX в. выразил мысль о том, что транспорт - это «центр гравитации страны» [10].

Согласно Транспортной теореме, страна сохраняет единство, если скорость развития инфраструктуры превышает темпы экономического роста его регионов. В противном случае в экономике регионов нарастает автаркия [6]. При таком вызове становится понятным и очевидным выбор инновационного варианта развития транспортной системы в качестве приоритетного.

В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.

В соответствии с этими стандартами инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствован-

А. А. Никитин, С. В. Костров, М.С. Коновалов

Методологические основы инновационного развития воднотранспортной системы

ного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности [3].

Рис. 1. Модель опережающего развития транспорта на примере воднотранспортной системы («синергетическая спираль»)

Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года при реализации данного (инновационного- примеч.) варианта транспортная система страны должна развиваться опережающими темпами по сравнению с отраслями экономики и социальной сферой, для того чтобы снять инфраструктурные ограничения перспективного социально-экономического развития страны, зависящие от транспорта [9].

В качестве базовой можно принять организационно-экономическую модель развития воднотранспортного комплекса, так называемую «Модель опережающего инновационного развития транспорта (модель «синергетическая спираль»)» [4].

Разработка такой модели была предопределена необходимостью видения опережающего развития стратегии транспортной системы (до 2030 г.) по отношению к Концепции социально-экономического развития России (до 2020 г.). Именно в такой постановке решения проблемы развития воднотранспортного комплекса была выявлена необходимость анализа форсайтных1 исследований развития экономики Россия ведущими российскими и зарубежными исследователями, футурологами и экономистами по вопросам прогнозирования будущего, его предвидения.

Понятие «синергетическая спираль» предполагает взаимное влияние развития транспортных услуг на развитие экономики страны в целом, особенно, это касается развития прорывных инновационных отраслей. При этом происходит взаимное усиление развития всех отраслей, включая транспортную, с учетом ее приоритетного положения.

Действие модели осуществляется следующим образом. Форсайтные исследования в национальном масштабе определяют прорывные инновационные отрасли и динамику их развития. Эта информация должна использоваться Национальным учебно-методическим и консультационно-исследовательским центром по управлению знаниями в воднотранспортной отрасли. Такой центр можно организовать в системе Минтранса РФ.

В докладе Министра транспорта РФ [2] было отмечено, что для разработки и внедрения инноваций необходим научный потенциал. Требуется развитие и специализация университетских комплексов. Уже к концу 2009 года в транспортной отрасли предполагается создать 19 таких комплексов.

И далее. Инновационный характер Транспортной стратегии определяет необходимость включения в организационную модель ее реализации специальных механизмов и средств управления инновационной деятельностью на транспорте. Одним из вариантов такого механизма является создание сети инновационно-внедренческих центров, которые бы решали задачи сбора и систематизации информации по инновациям на транспорте, их экспертизы, сертификации, распространения и внедрения лучших инновационных решений в области развития транспортной системы [2].

В функции национального учебно-методического и консультационно-исследовательского центра по управлению знаниями в воднотранспортной отрасли, входят не только вопросы учебно-методической и консультационно-исследовательской деятельности, но и вопросы совершенствования правового регулировании взаимодействия науки и бизнеса и содействие установлению такого взаимодействия. При этом Центр определяет и предлагает наиболее рациональные формы взаимоотношений между субъектами воднотранспортной деятельности для принятия законодательных и координирующих решений на всех уровнях власти.

Инновационная система развития воднотранспортной отрасли, является частью создаваемой национальной инновационной системы. При этом обеспечивается опережающее инновационное развитие научно-технической и технологической базы на основе передовых мировых достижений и прорывных технологий, включая внедрение новых инфокоммуникационных и навигационных систем, систем телематического мониторинга транспортных потоков и интеллектуальных транспортных систем.

Особая роль должна отводиться инвестиционной деятельности в контексте совершенствования таможенной, налоговой и институциональной политики, где развитие объектов транспортной инфраструктуры должно осуществляться под контролем

1 Foresight (англ.) - предвидение (во втором значении - благоразумие, дальновидность, предусмотрительность). Переслегин, С. Новые карты будущего, или Анти-Рэнд /Сергей Пере-слегин. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, СПб.: Terra Fantastica, 2009. - 701, [3] c/- (Philosophy). Сноска 2 с. 27.

А. А. Никитин, С. В. Костров, М.С. Коновалов

Методологические основы инновационного развития воднотранспортной системы

государства с соответствующей финансовой поддержкой с широким использованием механизма государственно-частного партнерства.

На воднотранспортный рынок влияют три «силы»:

1. Это собственно судостроительные предприятия, которые предлагают свою продукцию рынку

2. Это грузовладельцы - промышленные, энергетические и торговые компании-определяют потребность в номенклатуре и объёме грузоперевозок.

3. Это перевозчики - судовладельцы: морские и речные пароходства [5].

На самом деле есть еще две силы, существенным образом влияющие на рынок, поскольку налагают определенные требования на все вышеобозначенные «силы»: это транспортная инфраструктура и инновации.

Модель опережающего развития транспорта на примере воднотранспортной системы («синергетическая спираль»).

Таким образом, в воднотранспортной системе может быть преобразована и модифицирована известная модель пяти конкурентных сил М.Портера [8], которых обозначают как:

1. Угроза появления новых конкурентов.

2. Угроза появления товаров заменителей, производство которых основано на иной технологии.

3. Рыночная сила потребителей.

4. Рыночная сила поставщиков.

5. Конкуренция среди поставщиков

Что касается представленной на рис. модели опережающего развития транспорта на примере воднотранспортной системы («синергетическая спираль»), то ее алгоритм предполагает дальнейшее развитие всех факторов воднотранспортной системы, но уже на инновационной основе.

К факторам развития воднотранспортного комплекса относятся: магистральные (водные пути и гидросооружения), транспортно- логистическая инфраструктура (порты, «сухие» порты, логистические центры, обеспечивающие интермодальные «стыки» различных видов транспорта, логистические провайдеры), логистические технологии и перевозки, (контейерные, трейлерные и др.), управление на транспорте, транспортное машиностроение (судостроение), система информационного обеспечения и т. д.

Судостроение наряду с авиастроением, энергетикой, а также - развитием информационных, медицинских и других новейших технологий, относящихся к высокотехнологичным отраслям, входит в число лидеров в «экономике знаний», базу инновационного развития страны [1].

Вместе с тем, следует отметить, что значительная часть судостроительных предприятий, способных осуществлять постройку речных судов, не входят в состав Объединенной судостроительной корпорации, имеющей от государства приоритетные возможности по заказам на строительство судов. Особенно эти диспропорции по формированию портфелей госзаказа могут в перспективе касаться предприятий, расположенных в бассейнах рек европейской и азиатской частей России.

В целях скоординированного развития судоходства и судостроения и увеличения доли отечественного судостроения в деятельности воднотранспортной системы, а также устранения возможных диспропорций по формированию портфеля заказов, повышения конкурентных качеств продукции судостроения представляется очевидным и полезным создание под патронатом Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса РФ на территориях федеральных округов специализированных научно-исследовательских структур1 (государственных, частных, с доле-

1 Вместе с приватизацией региональных НИИ и КБ практически исчезла десятилетиями созданная инновационная база судостроения, судового машиностроения и приборостроения.

вым участием государства), которые обеспечивали бы следующие направления деятельности:

- разработку программ и проектов в области развития судоходства и судостроения и управление программами и проектами;

- маркетинговые исследования в воднотранспортной системе и развитие логистики;

- внедрение стратегического и инновационного менеджмента в судоходстве, судостроении, судовом машиностроении и приборостроении;

- обучение в рамках отраслевых и корпоративных образовательных программ для топ-менеджеров и специалистов судоходных компаний, предприятий судостроения, судового машиностроения и приборостроения;

- информационно-консультационную деятельность.

В условиях открытия внутренних водных путей для плавания судов под иностранными флагами, огромное значение приобретает совершенствование комплексного обслуживание флота, обеспечения его безопасности и экологичности.

Список литературы

[1] Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». 8 февраля 2008 года, Москва, Кремль. <http://www.kremlin.ru/>.

[2] Доклад Министра транспорта РФ Игоря Левитина в торгово-промышленной палате на заседании круглого стола 9 октября 2008 г. «Технологический прорыв, инновационный путь развития - основа реализации Транспортной стратегии России до 2030 года». http://www.securpress.ru /news2/index.php?cont=long&id=16747&year=2008&today=10&month=12

[3] Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, - М.: Юнити, 1997 г. <http://e2000.kyiv.org/biblioteka>.

[4] Коновалов М.С. Организационно-экономические аспекты развития воднотранспортной системы в условиях инновационной экономики. Монография. Под общей редакцией В.Н. Костро-ва. Н.Новгород: Изд-во Меркурий, 2009. - 260 с. С. 144-148.

[5] Об основных направлениях промышленной политики и ее реализации в судостроительной промышленности. Тезисы выступления министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко на Парламентском часе в Государственной Думе РФ. 14 февраля 2007 г. Источник: Пресс-служба Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (Мин-промэнерго). <http://www.minprom.gov.ru/>.

[6] Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 года. - М.: Деловая литература, 2007. - 352 с. С. 64. Ссылка на ист. Переслегин С.Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. М., 2004.

[7] Рубанов В. А. Инновационная экономика как управленческий проект: проблемы и решения в сб. Инновационная экономика как управленческий проект: проблемы и решения. Материалы научного семинара / Под ред. В.И. Якунина. Выпуск № 2 (7). М.: Научный эксперт, 2007. - 160 с. С. 8-9.

[8] Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию. 2-е изд./Р.Кох. - СПб.: -320 с.: ил. (серия «Теория и практика менеджмента»). С. 272-273.

[9] Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. <http://www.mintrans.ru/pressa/dos/TransStrateg_22112008_1734_r.zip>.

[10] Якунин В.И. Политология транспорта. Политическое измерение транспортного развития / В.И. Якунин. М.: Изд-во «Экономика», 2006. - 432 с. С. 261. Ссылка на источник: Удельный вес транспорта в ВВП России - 8%//Источник: www.marketing.vc по материалам «Журнал РЖД-партнер».

МЕТНОБОЬООХСАЬ ЕОБХОАТЮ^ 1ШОУАТ1УЕ БЕУЕЬОРМЕЭТ ОЕ 8У8ТЕМ8 ОЕ ТНЕ WATER ТИА^РОИТ

А.А. МкШп, S. V. Kostrov, Копо\и1о\

А.А. Никитин, С.В. Костров, М. С. Коновалов

Методологические основы инновационного развития воднотранспортной системы

In article some methodological bases of innovative development systems of water transport are considered. The organizational-economic model of development of water transport systems in a context of realisation of Transport strategy of the Russian Federation for the period till 2030 is resulted

УДК 656.624.3

А.О. Ничипорук, к.т.н., доцент ФБОУВПО «ВГАВТ». Н.В. Гончарова, соискатель ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5А.

АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К КАЧЕСТВУ ПЕРЕВОЗОК УЧАСТНИКАМИ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА

Приводится перечень основных участников транспортного процесса, раскрывается комплекс их требований к качеству перевозок грузов. Также указаны проблемы повышения качества транспортного обслуживания на внутреннем водном и смежных видах транспорта.

Качество оказания транспортных услуг могут оценить как сами предприятия транспорта, так и потребители их услуг - грузовладельцы. При этом, однако, следует отметить, что оценка качества, производимая транспортными организациями, носит субъективный характер, а предпринимаемые для повышения качества и эффективности перевозок грузов мероприятия в силу указанной причины могут быть направлены вовсе не на удовлетворение потребностей клиентуры.

Тем не менее, именно потребители транспортных услуг являются ключевыми субъектами, оценивающими качество перевозок и, как следствие, делающими после подобной оценки выбор в пользу того или иного предприятия, а иногда и относительно использования одной из альтернативных логистических схем доставки.

Грузовладельцев прежде всего интересует выполнение таких качественных характеристик перевозочного процесса, как сохранность груза (в количественном и, что значительно важнее, качественном отношении), его доставка точно в пределах обусловленных сроков (здесь может подразумеваться как доставка к определенному времени, так и соблюдение и обеспечение ритмичности поставок). При этом потребители транспортных услуг все большее внимание уделяют именно качеству, отодвигая на второй план ценовой фактор. Однако многие из них по-прежнему при выборе вида транспорта и схемы перевозки обращаются к оценке по соотношению цена/качество. Таким образом, можно утверждать, что клиентуру в значительной мере интересует стоимостная оценка качественной перевозки, позволяющая им определить оптимальное (приемлемое) соотношение между затратами на повышение сохранности и своевременность доставки и предполагаемым эффектом от более качественной перевозки. Естественно, если плата за повышение качества окажется больше ожидаемого эффекта, с точки зрения грузовладельца будет целесообразнее выбрать менее дорогую схему доставки, либо пересмотреть свои требования к качеству услуг, которые он предъявляет к транспортной организации (с понижением стоимости их оказания, разумеется).

В свою очередь, с позиций предприятий транспорта, на качество перевозок грузов и, как следствие, удовлетворение потребностей клиентуры, может оказывать влияние ряд факторов [15]:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.