Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ИННОВАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ / ПАРОХОДСТВО / РЕЧНОЙ ПОРТ / ПРЕДПРИЯТИЕ ВОДНЫХ ПУТЕЙ / СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД / ФЛОТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казаков Н.Н.

Для Республики Беларусь обеспечение транзитного потенциала является приоритетной геоэкономической задачей. Специфика геополитического положения страны и тенденции, наблюдаемые в сопредельных странах, предопределяет характер мероприятий обеспечения заданных темпов развития ее транзитного потенциала, как инновационный. С целью обеспечения инновационного развития отрасли требуется решить ряд задач технического, технологического и организационного характера. В статье приведена характеристика воднотранспортной системы Республики Беларусь и охарактеризованы задачи его инновационного развития на долгосрочную перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Казаков Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIVES OF INNOVATIVE WATER TRANSPORT OF BELARUS

For the Republic of Belarus to ensure transit capacity is a priority geo-economic problem. The specificity of the geopolitical situation of the country and the trends observed in the neighboring countries, determines the nature of the set of measures to ensure the pace of development of its transit potential as innovative. In order to provide innovative industry development is required to solve a number of problems of technical, technological and organizational. The article describes the characteristics of water transport system of the Republic of Belarus and described the objectives of its innovative development in the long term.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

УДК 656.6

Н.Н. Казаков, канд. техн. наук, доцент,

УО «Белорусский государственный университет транспорта» Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Кирова, 34

ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Для Республики Беларусь обеспечение транзитного потенциала является приоритетной геоэкономической задачей. Специфика геополитического положения страны и тенденции, наблюдаемые в сопредельных странах, предопределяет характер мероприятий обеспечения заданных темпов развития ее транзитного потенциала, как инновационный. С целью обеспечения инновационного развития отрасли требуется решить ряд задач технического, технологического и организационного характера. В статье приведена характеристика воднотранспортной системы Республики Беларусь и охарактеризованы задачи его инновационного развития на долгосрочную перспективу.

Ключевые слова: водный транспорт, инновация, инфраструктура, подвижной состав, пароходство, речной порт, предприятие водных путей, судостроительный судоремонтный завод, флот

Республика Беларусь находится на перекрестке основных транспортных маршрутов, связывающих государства Западной Европы с Востоком, регионы Черноморского побережья со странами Балтийского моря. Территорию Беларуси пересекают два трансъевропейских транспортных коридора, определенных по международной классификации под номером II (Запад - Восток) и под номером IX (Север - Юг) с ответвлением IX В. Использование транзитного потенциала страны является приоритетным направлением развития национальной экономики Республики Беларусь.

В Республике Беларусь с 2008 года реализуется Программа развития логистической системы [1], базирующаяся на создании сети транспортно-логистических центров и изменении приоритетных направлений развития инфраструктуры предприятий транспортного комплекса. Специфика геоэкономического положения страны и тенденции, наблюдаемые в сопредельных странах в последнее время, предопределяет характер мероприятий обеспечения заданных темпов развития ее транзитного потенциала, как инновационный.

Для реализации задач, поставленных перед транспортным сектором экономики, разрабатывается Стратегия инновационного развития транспортного комплекса Республики Беларусь до 2030 года.

Несмотря на то, что общая доля внутреннего водного транспорта в транспортной деятельности Беларуси остается низкой (2 % в размере перевозок, 0,16 % в грузообороте) и воднотранспортная система страны имеет ярко выраженную специфику, водный транспорт должен обеспечить выполнение показателей инновационного развития транспортного комплекса, независимо от проблем, характерных для отрасли.

Тот факт, что инновационное развитие требует капитальных вложений в инфраструктурные элементы и подвижной состав, окупаемость которых на водном транспорте имеет значительные сроки, решение задач инновационного развития отрасли имеет высокую актуальность и приоритет в настоящее время.

Водный транспорт Республики Беларусь представлен 10-тью речными портами (8 портов-филиалов РТУП «Белорусское речное пароходство»: Мозырь, Брест, Гомель, Бобруйск, Могилев, Пинск, Речица, Микашевичи; речной порт Витебск, речной порт Гродно), с пропускной способностью более 20 млн. т.; 4-мя предприятиями водных путей, обеспечивающих соблюдение гарантированных габаритов судовых ходов

на реках Днепр, Березина, Сож, Припять, Западная Двина, Неман, Муховец и Днепро-Бугском канале; 3-мя судостроительными и судоремонтными предприятиями (Пинский судостроительный-судоремонтный завод, и 2 завода включенных в состав речных портов Гомель и Речица); научным предприятием ОАО «Белсудопроект»; иин-спекциями Речного Регистра и речного судоходства; 3-мя транспортно-экспедици-онными компаниями, работающими в области морских перевозок (ОАО «Белорусское морское пароходство», ЗАО «Белорусская судоходная компания», ЗАО «Белорусская транспортно-экспедиционная и фрахтовая компания»).

Перечисленные предприятия обладают 672 судами, 54 единицами перегрузочной портовой и плавучей техники. Протяженность эксплуатируемых водных транспортных путей составляет 1,6 тыс. км, численность персонала отрасли составляет около 3 тыс. человек.

В Республике Беларусь с 2001 года потенциал внутреннего водного транспорта реализуется с положительной динамикой: с 2001 года наблюдался устойчивый рост размеров перевозок грузов - 4,5 раза, пассажиров - в 5,4 раза; динамика финансовых показателей имеет устойчивую положительную тенденцию. Однако, общая доля внутреннего водного транспорта в транспортной деятельности Беларуси остается низкой (рисунок 1).

Рис. 1. Структура грузовых перевозок Республики Беларусь

Несмотря на немалую (в сравнении со странами Европы) протяженность эксплуатируемых водных путей (1,6 тыс. км) и размер перевозок грузов (4,5 млн. т), перевозимых предприятиями водного транспорта и имеющий положительную динамику на протяжении ряда лет, размер грузооборота остается незначительным (0,1 млрд. т-км) вследствие крайне малого среднего расстояния перевозки (48 км) (рисунок 2).

Рис. 2. Параметры воднотранспортной системы Республики Беларусь (а-г)

Положительные тенденции, наблюдаемые в отрасли, достигнуты в результате акцентирования деятельности предприятий водного транспорта на области своего эффективного применения - добычи нерудных строительных материалов из русловых карьеров и доставки их до территории порта. Именно такая форма работы определяет крайне малую долю водного транспорта в грузообороте транспортного комплекса страны и незначительное среднее расстояние перевозки.

Несмотря на положительную динамику развития внутреннего водного транспорта Республики Беларусь, в настоящее время отрасль находится под воздействием ряда факторов, которые обусловливают низкую инвестиционную привлекательность предприятий и отсутствие тенденции в изменении структуры перевозимых грузов, а, следовательно, и низкую функциональность отрасли, как отрасли транспортной.

К числу таких факторов относятся:

- состояние инфраструктуры водных транспортных путей, прежде всего, малые гарантированные габариты;

- состояние инфраструктуры портов, прежде всего, перегрузочной техники;

- состояние транспортного флота;

- состав транспортного флота и несоответствие его характеристик состоянию инфраструктуры пути;

- номенклатура перевозимых грузов (более 90 % строительные, низкотарифици-рованные грузы);

- крайне низкие объемы строительства флота;

- высокая доля порожних пробегов подвижного состава;

- отсутствие терминально-складской инфраструктуры морского транспорта;

- отсутствие морского флота;

- отсутствие возможности участия водного транспорта в логистических цепях поставок продукции белорусских предприятий-экспортеров.

При этом внутренний водный транспорт имеет потенциал для своего развития, как неотъемлемой части транспортной системы Республики Беларусь. Базисом этого потенциала должны послужить:

- положительные тенденции в отрасли;

- изменения в тарифной политике Белорусской железной дороги, действующие с января 2013 года;

- наличие возможности выхода белорусского флота в днепровскую воднотранспортную систему к портам Черного моря;

- потенциальная возможность использовать Днепровско-Бугский водный путь как часть Висло-Одерской воднотранспортной системы.

Рассматривая направления развития водного транспорта особое внимание следует обратить на тот факт, что в настоящее время около 70% всего белорусского экспорта в страны дальнего зарубежья осуществляется с участием морского транспорта. Белорусские предприятия доверяют организацию морских перевозок своим иностранным партнерам, что не позволяет им контролировать всю транспортную составляющую в цене товара, а в республику поступают лишь незначительные доли провозных платежей за транспортировку этих грузов. Поэтому создание условий благоприятствующих реализации инвестиционных проектов по приобретению морского флота и терминально-складской инфраструктуры в морских портах других государств, является одним из приоритетных направлений развития водного транспорта Республики Беларусь.

Главные целевые ориентиры инновационного развития водного транспорта Республики Беларусь определены стратегией развития транспортного комплекса страны до 2030 года.

Главной целью развития отрасли является повышение доли участия водного транспорта Республики Беларусь в структуре перевозок и повышение ее функциональности, в том числе логистической. Реализация данной цели может быть достигну-

та за счет решения ряда технических, технологических и организационных задач, не требующих опережающего развития предприятий отрасли. При этом, как было отмечено Министром транспорта и коммуникаций Республики Беларусь на заседании Совета по выработке стратегии инновационного развития транспортного комплекса 24.04.2013 года, при разработке целей и задач инновационного развития водного транспорта, данное требование является наиважнейшим.

Целью инновационного развития водного транспорта до 2030 года, как и других видов транспорта страны, является создание условий для осуществления инновационной транспортной услуги. Для достижения данной цели должны быть решены задачи в области оптимизации государственного регулирования, обеспечивающего инновационное развитие транспортного комплекса страны, на основе: совершенствования нормативно-правовой базы и внедрения современных методов управления; совершенствования управления качеством транспортных услуг; комплексного развития инфраструктуры водного транспорта; управления инфраструктурой водного транспорта; совершенствования тарифной политики; обеспечения опережающего развития водного транспорта с темпами и задачами развития различных отраслей экономики страны; снижения транспортной составляющей в валовом внутреннем продукте; формирования условий для привлечения инвестиций на транспорт; интеграции в международное транспортное пространство; совершенствования системы обеспечения трудовыми ресурсами; совершенствования информационных технологий на транспорте; совершенствования структуры транспортных средств для перевозки пассажиров и грузов.

Многие из перечисленных задач должны решаться на республиканском уровне, перечень же задач инновационного развития водного транспорта, с учетом его специфики, и эффекты, достигаемые при их реализации приведены в таблице 1 .

Таблица 1

Задачи инновационного развития водного транспорта Республики Беларусь

Задача Мероприятие

Модернизация флота и объектов инфраструктуры Обновление главных двигательных установок и агрегатов судов

Дооборудования флота класса «Р» Речного Регистра до класса «О»

Оснащение современным навигационным оборудованием и устройствами связи буксирного флота

Обновление палубного и каютного оформления пассажирского флота

Обновление агрегатов перегрузочной техники речных портов и предприятий водных путей

Модернизация судоподъемного оборудования судостроительных предприятий

Модернизация судопропускных сооружений Днепровско-Бугского канала

Совершенствование путевой инфраструктуры Выполнение комплекса путевых работ по обеспечению оптимальной глубины судового хода

Строительство искусственных водных путей и судоходных шлюзов

Создание освещаемой навигационной обстановки

Проектирование и строительство флота Проектирование транспортных судов с оптимальными параметрами для условий Республики Беларусь

Приобретение морского флота

Строительство грузового самоходного флота класса «О-пр»

Строительство флота класса «О»

Строительство пассажирского флота, в том числе с гидродинамическими принципами поддержания корпуса

Приобретение новой погрузочно-разгрузочнои техники Приобретение портальных кранов с грузоподъемностью до 10 т и замена, используемых в настоящее время

Приобретение портальных кранов с грузоподъемностью свыше 20 т

Приобретение терминально-складской инфраструктуры в портах Балтийского и Черного моря

Применение информационных технологий в деятельности водного транспорта Внедрение информационных систем документооборота предприятий

Внедрение информационно-справочных систем персонала отрасли

Внедрение отраслевых информационно-справочных систем

Внедрение систем поддержки принятия решений персонала отрасли

Внедрение комплексной аналитической информационно-управляющей системы «Водный транспорт»

Внедрение инноваций в управление Внедрение управленческой модели с применением принципов мотивации персонала на основе КР1

Оптимизация организационной структуры управления водным транспортом

Внедрение процедур мониторинга бизнес-процессов предприятий отрасли

Создание системы управления инновационной деятельностью на предприятиях водного транспорта

Разработка нормативной документации в сфере управления инновационной деятельностью водного транспорта

Сотрудничество с научными организациями и учреждениями образования Осуществление научно-технического прогнозирования

Формирование механизмов обмена научно-технической и маркетинговой информацией

Осуществление научно-технического сотрудничества

Совместная разработка образовательных стандартов

Подготовка молодых специалистов

Повышение квалификации, переподготовка кадров отрасли

В результате решения задач, приведенных в таблице 1 к 2030 году, формируются следующие интегральные отраслевые эффекты: обеспечение целевых показателей инновационного развития отрасли; повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности внутреннего водного транспорта; обеспечение высоких индексов опережающего развития отрасли по всем видам деятельности; расширение сферы деятельности водного транспорта; обеспечение потенциала роста доли участия водного транспорта в работе транспортного комплекса страны в долгосрочной перспективе; макроэкономические и макрологистические эффекты за счет использования морского флота для перевозок продукции белорусских предприятий-экспортеров; повышение уровня энергоэффективности, безопасности, экологичности деятельности водного транспорта.

Перечисленные в таблице задачи, связанные с модернизацией инфраструктурных элементов воднотранспортной системы и флота могут быть реализованы в краткосрочной перспективе при сравнительно небольших затратах. Эффекты от этих мероприятий будут формировать суммарный эффект в ближайшей перспективе, в том числе и инновационного характера, однако его динамику нельзя назвать опережающей.

Для реализации опережающего воздействия мероприятий, значительных инновационных и экономических отраслевых эффектов требуются более радикальные шаги, наиболее значимыми из которых являются совершенствование путевой инфраструктуры и строительство транспортного флота, соответствующего путевым условиям. Оптимальный вариант совершенствования путевой инфраструктуры водного транспорта и развития базы флота должен выбираться на основании всесторонней оценки

водно-транспортной системы с учетом приоритетов ее развития и на основании детальных, системных эксплуатационно-экономических обоснований.

Специфика задач инновационного характера заключается, прежде всего, в том, что технические и технологические параметры транспортных систем являются лишь исходным базисом для обеспечения опережающих темпов развития. Задачи развития инновационного характера направлены на реализацию, как правило, организационных мероприятий, сбалансированных на основании системного подхода к инфраструктурным элементам и темпам развития смежных видов транспорта, отраслей экономики.

Значимым приоритетом инновационного развития обладают задачи использования на водном транспорте информационных технологий, позволяющих, помимо основных эффектов, обеспечивать постоянный индекс роста качества отраслевой системы управления, прежде всего, посредством жесткой регламентации выполнения функциональных задач отрасли, и повышение логистического эффекта, вследствие обеспечения жестких требований к информационнму обмену между участниками систем доставки. В данной сфере водный транспорт Республики Беларусь имеет существенное отставание.

Эффективность внедрения, а зачастую развития инновационных технологий во многом определяется организацией этих процессов на предприятиях отрасли и прежде всего в сфере управления. Внедрение систем управления с применением принципов мотивации персонала, основанных на ключевых показателях эффективности (КР1), является важным этапом повышения производительности труда, обеспечивает выполнения показателей опережающего развития и являются распространенным механизмом внедрения инноваций в мире. Такие системы позволяют изменять традиционные подходы к выполнению должностных обязанностей персоналом, контролировать работу специалистов, контролировать реальные тенденции, наблюдаемые в отрасли, вовремя принимать решения, позволяющие упредить возникающие отставания ключевых показателей эффективности. Перечисленные преимущества систем управления, построенных на принципах КР1, предопределяют необходимость их внедрения в области водного транспорта с целью обеспечения инновационного развития отрасли с параметрами не ниже целевых, намеченных к реализации до 2030 года.

Появление новых задач, связанных с развитием инноваций, необходимость обеспечивать не просто выполнение показателей, а их опережающее развитие, предопределяет необходимость оптимизации структуры управления водным транспортом, пересмотра системы управления персоналом и кадровой политики, направленной на эффективность инновационной деятельности на всех предприятиях отрасли. Перечисленные задачи требуют системной оценки и научно-обоснованного подхода к формированию моделей управления по сферам деятельности водного транспорта Республики Беларусь, и должны базироваться на избираемой стратегии внедрения и развития инноваций.

Водный транспорт Республики Беларусь на протяжении ряда лет демонстрирует высокие показатели своего развития. Благодаря существенным преобразованиям, инициируемым руководством отрасли и предприятий водного транспорта, сделаны уверенные шаги по решению проблем, с которыми столкнулась отрасль в условиях коренных изменений в экономической ситуации всех стран постсоветского пространства. Однако современные условия, изменившиеся приоритеты экономической деятельности и задачи, которые стоят перед транспортным комплексом Республики Беларусь, могут позволить использовать успех отрасли лишь в качестве базиса для реализации жестких требований к обеспечению опережающего развития водного транспорта на долгосрочную перспективу.

Список литературы:

[1] Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. №1249. Измене-

ния и дополнения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. №1943 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., №1, 5/28978).

OBJECTIVES OF INNOVATIVE WATER TRANSPORT OF BELARUS

N.N. Kazakov

For the Republic of Belarus to ensure transit capacity is a priority geo-economic problem. The specificity of the geopolitical situation of the country and the trends observed in the neighboring countries, determines the nature of the set of measures to ensure the pace of development of its transit potential as innovative. In order to provide innovative industry development is required to solve a number ofproblems of technical, technological and organizational. The article describes the characteristics of water transport system of the Republic of Belarus and described the objectives of its innovative development in the long term.

УДК 336.14

О.В. Киселева, канд. экономических наук, доцент

ННГУ им. Н.И. Лобачевского

603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23

ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В статье проведен анализ проблем экономического развития Нижегородской области, связанных с транспортно-логистической инфраструктурой региона, и в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 и определены направления стимулирования деятельности в решении данных проблем.

Ключевые слова: транспортно-логистическая инфраструктура, инвестиции, местный бюджет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процессы интеграции России в мировое пространство создают хорошие возможности для развития российских регионов. Одним из наиболее значимых событий последнего времени стало решение о проведении в России XXI Чемпионата мира по футболу в 2018 г., который пройдет в 11 российских городах, в том числе в Нижнем Новгороде. Подготовка к этому грандиозному мероприятию затрагивает различные аспекты региональной политики Нижегородской области.

Однако, существует одна из наиболее важных проблем, выделенных в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 г., а также влияющая на инвестиционную и туристскую привлекательность региона - неразвитость транспортно-логисти-ческой инфраструктуры.

В частности, отсутствие транспортных развязок вокруг г. Нижний Новгород негативно сказывается на экономическом развитии не только Нижегородской области, но и регионов Приволжского федерального округа, поскольку через г. Нижний Новгород проходят транзитные потоки автотранспорта в промышленно-экономические и сырьевые регионы Российской Федерации. Существующее техническое состояние и пропускная способность действующих автодорог не может обеспечить необходимый уровень грузоперевозок и пассажиропотока. 64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.