Научная статья на тему 'Основные направления повышения качества воднотранспортных перевозок'

Основные направления повышения качества воднотранспортных перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / КАЧЕСТВО ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарова Н. В.

Обозначены проблемы качественного обеспечения перевозок грузов и намечены основные пути их решения на внутреннем водном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления повышения качества воднотранспортных перевозок»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОДНОТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК

© Гончарова Н.В.*

Волжская государственная академия водного транспорта, г. Нижний Новгород

Обозначены проблемы качественного обеспечения перевозок грузов и намечены основные пути их решения на внутреннем водном транспорте.

Ключевые слова водный транспорт, качество перевозок грузов.

Как показывает зарубежный опыт и отечественная практика развития воднотранспортных перевозок, речным транспортом обычно перевозятся массовые навалочные или наливные грузы, не требующие повышенных скоростей доставки (уголь, руда, удобрения, нефть и нефтепродукты, сжиженные газы, зерно, щебень, другие строительные материалы). Изначально это связано с тем, что стоимость перевозки таких грузов в судах меньше, нежели на других видах транспорта. Однако в связи с усилением и развитием взаимодействия речного транспорта с грузовладельцами внимание стали уделять смешанным перевозкам, особенно в объединенных грузовых единицах, преимущественно в контейнерах [1-3]. Это позволяет организациям внутреннего водного транспорта выходить на качественно новый уровень оказания услуг по перевозке и на равных конкурировать с другими видами транспорта, ранее считавшимися приоритетными для осуществления транспортировки тех или Кинсыохжгарлуезноивю. , в нашей стране предприятия воднотранспортного комплекса столкнулись с рядом из года в год усугубляющихся проблем, требующих своего разрешения для повышения качества и эффективности перевозок на речном транспорте и мешающих на данный момент использованию значительного потенциала в сфере транзитных, контейнерных и других перевозок. К данным проблемам относятся: высокий моральный и физический износ подвижного состава, основных производственных фондов и оборудования; низкая экономическая эффективность осуществляемых перевозок и, как следствие, малая инвестиционная привлекательность отрасли; неразвитость взаимодействия участников перевозочного процесса как при обеспечении смешанных, так и перевозок в рамках одного вида транспорта; недостаток опытного и квалифицированного рабочего персонала практически на всех предприятиях отрасли, начиная от судоходных компаний, портов и заканчивая ремонтными бригадами судостроительных и судоремонтных предприятий, в результате чего повышается аварийность

* Соискатель кафедры Логистики и маркетинга.

эксплуатируемого подвижного состава, перегрузочной техники, увеличивается продолжительность ремонтных работ, снижается качество их проведения и т.д.

Без устранения указанных негативных моментов невозможно повышение конкурентоспособности отечественного речного транспорта по сравнению с другими видами транспорта, а также иностранными перевозчиками. Также без обеспечения улучшенного качества перевозок грузов воднотранспортными организациями невозможно переключение ранее традиционных для речного транспорта грузопотоков обратно с автомобильного и железнодорожного транспортов и активное развитие перевозок в смешанных сообщениях (из-за несогласованности действий организаций различных видов транспорта и непродуманной, дискриминационной тарифной политики объемы перевозимых грузов в смешанных сообщениях с участием водного транспорта, начиная с 1990-х годов упали практически до нуля [1]). Для решения поставленных задач и достижения целей повышения привлекательности и конкурентоспособности предприятий внутреннего водного транспорта, особенно в части качественного обеспечения перевозок грузов, целесообразной представляется работа по следующим направлениям:

1. Диверсификация деятельности организаций транспорта как на базе имеющихся ресурсов, так и с привлечением сторонних организаций, т.е. с применением аутсорсинга. Развитие данного направления позволит повысить комплексность услуг, улучшить координацию и степень взаимодействия всех участников транспортного процесса.

Как показывает опыт, системный логистический подход к улучшению транспортного обслуживания процессов производства, распределения и сбыта продукции позволяет повысить эффективность транспортно-логистической системы доставки грузов, увязав интересы всех участников, снизить логистические издержки, сократить время на транспортировку, повысить уровень сервиса. В частности, уже сейчас порты могут выступать в качестве транспортно-логистических центров или, при дальнейшем совершенствовании данного направления, как операторы перевозки. Помимо указанной функции координатора в логистической цепи доставки грузов порты могут заниматься в межнавигационный период поставкой нерудных строительных материалов, оказывать услуги по хранению грузов и прибегать к другим способам использования оборудования и площадей в несвязанные с осуществлением переДоЛялнитерйыЕ периоды оказываемые портами и компаниями-аутсор-серами, позволят ускорить прохождение груза через терминалы, оформление необходимой документации, обеспечат грузовладельцев возможностью контролировать и следить за перемещением груза, оптимизируют работу транспортных узлов и придадут большую согласованность и опе-

ративность работе организаций смежных видов транспорта. Это, в свою очередь, снизит издержки портов, перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей, а также уменьшит транспортную составляющую в конечной стоимости доставляемой продукции.

2. Унификация и дополнительное обоснование согласования размеров транспортных средств и средств транспортирования, а также целесообразности применения тех или иных средств пакетирования и укрупненных грузовых единиц. Проработка данного направления, в свое время выполненная в условиях планово-командной экономики и нашедшая отражение в ряде нормативных документов, содержащих стандартные требования к размерениям и прочим характеристикам средств пакетирования и контейнерам [5], однако, требующая своего пересмотра и дополнения в соответствии с современными условиями и изменившимися технологиями осуществления перевозок и перегрузочных работ, позволит добиться гармонизации параметров российских с европейскими грузовыми единицами (например, так называемыми европаллетами), что будет способствовать расширению транзитного потенциала нашей страны, а также привлечению дополнительных контейнеро- и грузопотоков. Это заодно обеспечит повышение эффективности перевозок, ускорение обработки подвижного состава и доставки груза, а также улучшение взаимодействия всех участников логйтбдамулиретвдвстабиовления кадров, обеспечивающих работу и управление транспортными организациями.

Кадровое обеспечение транспортного процесса оказывает существленное влияние на качество перевозок грузов. Важность наличия квалифицированного командного состава на судах, должного образования, стажа и опыта работы у персонала организаций внутреннего водного транспорта подчеркивают многие теоретики и практики. Учитывая то, что с обновлением флота и оборудования портов, судоходных и гидротехнических сооружений требуется соответствующее повышение квалификации обслуживающего персонала, качество образования становится одним из основных факторов, обеспечивающих высокий кадровый потенциал транспортных организаций.

Как показывает опыт, недостаток знаний и квалификации персонала сказывается на эффективности и безопасности перевозок. В особенности это отмечается при транспортировке опасных грузов. Более половины аварийных происшествий и инцидентов при их перевозке являются следствием именно недостатка опыта и квалификации. В результате некомпетентных действий командного и рядового состава экипажей танкеров при перевозке нефтепродуктов возникают нештатные ситуации, оканчивающиеся возникновением пожаров, взрывами, человеческими жертвами. Между тем, для подготовки квалифицированного капитана, старшего по-

мощника, старшего механика помимо значительных вложений в образование понадобится не менее 10 лет [6].

Соответственно, для продвижения мероприятий по кадровому обеспечению деятельности предприятий внутреннего водного транспорта необходимо: развитие системы целевой контрактной подготовки специалистов в учебных заведениях; закрепление за выпускниками обязательств по отработке определенного срока на отечественных предприятиях по окончании своего обучения; ужесточение контроля за деятельностью круинговых компаний, занимающихся подбором персонала, причем преимущественно для иностранных организаций.

4. Предусмотрение налоговых льгот в части ЕСН и др. для судоходных компаний, а также портов, судостроительных, судоремонтных и прочих предприятий инфраструктуры внутреннего водного транспорта с целью снижения налогового бремени, повышения эффективности перевозок, престижности профессий для выпускников (которые в настоящее время предпочитают работать в иностранных компаниях, пользующихся всевозможными преференциями со стороны государства), создания предпосылок для обновления основных фондов, флота и оборудования.

5. Оптимизация системы взаимодействия участников транспортно-логистической цепи доставки, в т.ч. с применением мер нормативного обеспечения (пересмотр устаревших норм обработки подвижного состава, норм следования и т.п.) и учетом их экономических интересов, включая использование для этого экономических санкций и штрафов за неисполнение норм, договорных обязательств, простои подвижного состава и оборудования, срыв сроков поставки, в том числе по вине контролирующих и надзорных органов.

Действительно, на качество и эффективность перевозок грузов оказывает влияние организация и обеспечение транспортного процесса, что в первую очередь зависит от степени и эффективности взаимодействия различных видов транспорта и предприятий в рамках одного вида транспорта или схемы доставки (для внутреннего водного транспорта это судоходные компании, порты, Государственные бассейновые управления водных путей и судоходства, а также участвующие в подвозе и отвозе груза в порты автомобильный и железнюдараашшйслалааевиорп')! работы судоходных компаний и портов, то следует отметить, что, будучи самостоятельными субъектами рынка, эти участники единой цепи доставки действуют исходя из собственных, порой противоположных интересов. В частности, судоходные компании заинтересованы в скорейшей обработке флота, что со стороны портов встречает сопротивление, поскольку требует дополнительных трудовых, материальных и финансовых затрат. Ситуация усугубляется тем, что нормативная

база, определяющая сроки доставки, продолжительность грузовых работ и ответственность за их невыполнение, значительно устарела и давно не пересматривалась после того, как утратила свою актуальность.

В связи с этим применительно к речным портам следует выделить такие направления оптимизации взаимодействия речных портов с другими участниками транспортного процесса, как: жесткая регламентация ответственности всех участников процесса доставки груза, начиная непосредственно с предприятий транспорта, таможенных органов и заканчивая грузоотправителями и грузополучателями; необходимость обновления нормативной базы, на основе которой определяются нормы грузовых работ, сроки доставки и урегулируются возникающие споры и разногласия (существующие на внутреннем водном транспорте положения и законы утратили свою актуальность, так как не пересматривались более десяти лет и, даже более того, были признаны утратившими силу).

По мнению автора, развитие деятельности по указанным направлениям должно повысить качественную составляющую осуществляемых предприятиями внутреннего водного транспорта перевозок грузов и обеспечить в долгосрочной перспективе конкурентоспособность транспортно-логистических схем доставки с участием речного транспорта.

Список литературы:

1. Милославская С.В. Мультимодальные и интермодальные перевозки: учебное пособие / С.В. Милославская, К.И. Плужников. - М.: РосКонсульт, 2001. - 368 с.

2. Гагарский Э.А. Прогрессивные логистические транспортно-техно-логические системы - основа развития перевозок по международному транспортному коридору «Север-Юг» / Э.А. Гагарский // Девятый петербургский международный экономический форум «экономика и достойная жизнь». Круглый стол: «Транспортная стратегия и экономический рост России. Россия в становлении единой транспортной системы Евроазиатского континента»: сб. материалов. - М., 2005. - С. 213-32.1Кто на реке хозяин? [Электронный ресурс] // Транспорт России. -2009. - № 32 (580). - Режим доступа: www.old.transportrussia.ru.

4. Троценко Р.В. Проблемы модернизации инфраструктуры речного транспорта России: монография / Р.В. Троценко - М.: «Класс-М», 2007. -172 с.

5. Стандартизация и сертификация продукции. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение : справочное пособие / Под. ред. проф. А.И. Телегина. - Н.Новгород: ВГАВТ, 2001. - 278 с.

6. Примачев Н.Т. Принципы интеграции в торговом судоходстве: монография / Н.Т. Примачев, А.Н. Примачев. - О.: Фешкс; М.: ТрансЛит, 2006. - 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.