gs4 право и экономика ^d
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-168-172 БУЛГАКОВА Наталия Алексеевна,
NIION: 2018-0076-8/23-604 студентка Института публичного права
MOSURED: 77/27-023-2023-8-604 и управления Московского государственного
юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), e-mail: Natali.bulgakova.02@mail.ru
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ И КОНТРОЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Аннотация. Контрольная работа налоговых органов выражается в конкретных контрольных мероприятиях, которые направлены на пресечение, предупреждение и выявление налоговых правонарушений, а также на повышение эффективности взимания налогов и сборов в государственную казну. Именно эти факторы определяют значимость контрольной деятельности налоговых органов на современном этапе. Целью работы является исследование системы и контрольных полномочий налоговых органов, основные особенности и пути повышения эффективности работы налоговых органов в Российской Федерации. Практическая значимость исследования видится в использовании его результатов в практике регламентации работы налоговых органов, а также в научной деятельности при дальнейшей разработке проблемы.
Ключевые слова: налоговые органы, экономическая безопасность, налоговый контроль, налоговые отчисления, контрольные мероприятия, налоговый мониторинг.
BULGAKOVA Natalia Alekseevna,
student at the Institute of Public Law and Management Moscow State University of Law im. O. E. Kutafina (MGUA)
ANALYSIS OF THE SYSTEM AND CONTROL POWERS TAX
AUTHORITIES
Annotation. The control work of the tax authorities is expressed in specific control measures that are aimed at suppressing, preventing and detecting tax offenses, as well as improving the efficiency of collecting taxes and fees to the state treasury. It is these factors that determine the importance of the control activities of tax authorities at the present stage. The purpose of the work is to study the system and control powers of tax authorities, the main features and ways to improve the efficiency of tax authorities in the Russian Federation. The practical significance of the study is seen in the use of its results in the practice of regulating the work of tax authorities, as well as in scientific activity in the further development of the problem.
Key words: tax authorities, economic security, tax control, tax deductions, control measures, tax monitoring.
Экономическая безопасность государства складывается через реализацию налоговой безопасности, которая реализуется через действующий механизм налогообложения, налогового контроля, который реализуется путем контрольной деятельности налоговых органов в рамках тех компетенций, которые закреплены за ними российским законодательством. Сама обязанность по уплате установленных российским законодательством налогов и сборов
вытекает из положений ст. 57 Конституции Российской Федерации, где указывается, что «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы». Само понятие налоговых платежей базируется на основополагающих признаках, которые выражаются в императивности (то есть налоги носят обязательный характер, а неуплата налогов влечет применение мер юридической ответственности), индивидуальная безвозмездность, а также уплата с целью пополнения бюдже-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
тов бюджетной системы. Данная обязанность каждого человека уплачивать установленные законом налоги и сборы подтверждается соответствующими положениями о том, что налоговые органа представляют собой единую системы контроля за соблюдением налогового законодательства, что закреплено в положениях ст. 30 НК РФ. Контрольная деятельность налоговых органов в данном случае ориентирована на соблюдения своевременности уплаты налогов и сборов, полноту такой уплаты, а также правильность исчисления налогоплательщиками налоговых отчислений в бюджеты бюджетной системы, в том числе при применении мер налогового мониторинга.
Таким образом, налоговые органы представляют собой централизованную и единую систему с закрепленными полномочиями по осуществлению контрольных мероприятий. В данную систему входят:
• Федеральный орган исполнительной власти, который обладает полномочиями по осуществлению мероприятий контроля и надзора в области соблюдения законодательства о налогах и сборах;
• Территориальные налоговые органы с соответствующей компетенцией по осуществлению контрольных мероприятий.
По своей сути система контрольных органов не ограничивается исключительно налоговыми органами. В рамках реализации контрольной деятельности налоговые органы также взаимодействуют и с иными органами власти - ФОИВ, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также государственные внебюджетные фонды.
Сама система налогового контроля в Российской Федерации составляет собой отдельные взаимосвязанные элементы, которые определяют цель, сущность и направленность контрольной деятельности налоговых органов. Отсюда, можно выделить следующие элементы реализации механизмов налогового контроля:
1. Органы, которые в рамках своей компетенции обладают полномочиями по администрированию налоговых отношений (налоговые органы, таможенные органы, Счетная палат и др.);
2. Субъект налогового контроля, которым может выступать как контролирующий, так и подконтрольный субъект, то есть налоговые органы и налогоплательщик, соответственно;
3. Объект налогового контроля, который представляет собой особую деятельность (хозяйственную, экономическую, предпринимательскую) налогоплательщиков;
4. Предмет налогового контроля, что предполагает выделение в качестве отдельного элемента документов, уведомлений, отчетности,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
которые составляют основу проведения контрольных мероприятий на предмет полноты, своевременности уплаты установленных законом налогов и сборов.
Элементы механизма налогового контроля достаточно схожи с уже рассмотренными контрольными правоотношениями, в рамках которых также выделяются субъект, объект контрольных правоотношений, а также содержание, которое выражается в закрепленных за субъектами правами и обязанностями.
Основным элементом налогового контроля выступает непосредственно деятельность контролирующих органов, то есть налоговых органов, которые могут применять различные методы и механизмы в отношении налогоплательщиков с целью установления фактов соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. На сегодняшний день структура налоговых органов является разветвленной и представляет собой систему различных по своим полномочиям органов. Так, можно выделить следующие уровни взаимодействия налоговых органов в рамках указанной системы:
1. Федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен на осуществление контрольных мероприятий по соблюдения законодательства о налогах и сборах;
2. Межрегиональные инспекции по федеральным округам, а также управления ФНС по субъектам Российской Федерации;
3. Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, а также территориальные налоговые органы;
4. Инспекция по централизованной обработке данных, территориальные и межрайонные инспекции ФНС РФ.
На современном этапе развития российского законодательства деятельность налоговых органов и всей системы налогового контроля в целом определяются положениями Закона РФ «О налоговых органах РФ», в котором определяются цели функционирования налоговых органов, их полномочия, а также основные задачи их контрольной деятельности1. Для отдельного элемента системы налоговых органов - региональных управлений ФНС разработаны отдельные типовые положения, которые закрепляют порядок их функционирования.
Анализ положений российского законодательства позволяет выделить конкретные функции и задачи налоговых органов как органов налогового контроля (Таблица 1).
1 Закон РФ от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов. № 1. 1992.
Таблица 1 Функции налоговых органов
Функции налоговых органов Содержание
Контрольно-надзорная Предполагает использования налоговыми органами конкретных мероприятий налогового контроля - предварительных мероприятий (сбор информации о налогоплательщиках, а также непосредственно этап планирования налоговых проверок); налоговые проверки (представляют собой стадию непосредственной проверки налоговыми органами соблюдения налогоплательщиками положений российского налогового законодательства); последующий контроль и применение мер взыскания по отношению к тем лицам, которые нарушили положения российского законодательства о налогах и сборах.
Информирование о налогах В рамках данной функции налоговые органы реализуют свои консультативные полномочия в виде разъяснений налогоплательщикам о порядке, сроках уплаты налогов и сборов.
Осуществление контроля за исполнение налогоплательщиками налоговых обязанностей Налоговые органы контролируют процесс уплаты налогов, а также сроков такой уплаты. В таком случае при нарушении налогоплательщиком указанных правил уплаты налогов и сборов налоговые органы могут применить соответствующие меры юридической ответственности.
Валютный контроль Налоговые органы определяются по положениям НК РФ в качестве органов налогового контроля и надзора, однако при совершении валютных операций, открытии счетов в иностранных банках, налоговые органы исполняют роль органов валютного контроля, что выражается в контроле резидентов РФ по вопросам открытия валютных счетов за территорией РФ и соответствующего заключения внешнеторговых соглашений.
Регистрирующая функция налоговых органов Данная функция предполагает, что налоговые инспекции осуществляют учет и регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые реализуют свою экономическую деятельность на территории РФ. В рамках данной функции налоговые органы осуществляют регистрацию онлайн-касс, ведет реестры ККТ, выдает лицензии на осуществление игорного бизнеса и др.
деятельности инспекций, находящихся в данной системе ниже. В сферу их деятельности могут входить проведение повторных проверок налогоплательщиков - организаций и ИП, а также рассмотрение жалоб, которые поступают в отношении конкретных действий нижестоящих инспекций. Помимо этого, можно указать, что инспекции субъектов РФ также выступают органов досудеб-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
170
Указанные функции налоговых органов напрямую влияют на то, какими полномочиями они обладают. Ввиду того, что в России закреплены четкая иерархия налоговых органов, то за каждым звеном такой иерархичной системы закрепляются свои собственные полномочия.
Налоговые органы субъектов по большей части ограничиваются полномочиями по контролю
ного урегулирования налоговых споров, которые возникают между налогоплательщиками и территориальными налоговыми органами.
В свою очередь, территориальные налоговые органы обладают более широким перечнем полномочий. Так, территориальные налоговые органы проводят выездные и камеральные налоговые проверки, проводят также и иные мероприятий налогового контроля, например осмотр, выемка документов и др.
В общем смысле по положениям ст. 31 НК РФ можно выделить такие полномочия налоговых органов, которые заключаются в следующем:
1. Сбор документов от налогоплательщиков по вопросам расчета и уплаты установленных налогов и сборов;
2. Проведение проверок деятельности налогоплательщиков;
3. Накладывать арест на имущество;
4. Рассчитывать сумму налоговой к уплате;
5. Устанавливать виды юридических санкций в виде штрафов, пеней и др.;
6. Подавать иски в суд;
7. Привлекать к деятельности сторонних лиц, например, экспертов;
8. Допрашивать налогоплательщиков, а также иные полномочия.
Ст. 31 НК РФ закрепляет 15 основных полномочий в деятельности налоговых органов. Такой перечень не является закрытым, а следовательно, в рамках возложенной компетенции налоговые органы могут совершать и иные действия, которые не противоречат основным положениям налогового законодательства.
За налоговыми органами закрепляются широкие контрольные полномочия, которые и позволяют достигать целей налогового контроля. По своей сути налоговые органы — это субъекты с властными полномочиями, поэтому они могут применять меры принуждения и ответственности к субъектам, которые нарушили положения российского законодательства о налогах и сборах. Однако контрольные полномочия налоговых органов не являются безграничными. Они должны соотноситься с общеправовыми и специальными налоговыми принципами.
В контексте границ контрольных полномочий важно упомянуть ст. 35 НК РФ, которая устанавливает ответственность налоговых органов, таможенных органов и их должностных лиц. Так, должностные лица ФНС и ФТС России несут ответственность за убытки, которые были причинены налогоплательщикам, вследствие неправомерных действий и решений при исполнении ими своих должностных обязанностей. Однако положения данной статьи не раскрывают, какую именно
ответственность несут налоговые и таможенные органы и за какие именно действия. С. П. Бортников, анализируя вопрос отсутствия в нормах НК РФ конкретных мер ответственности для налоговых органов за превышение ими должностных полномочий, или же принятие неправовых актов, говорит о том, что такая ответственность должна быть четко закреплена в целях определения границ контрольных полномочий налоговых органов [1]. Если анализировать положения УК РФ, то можно отметить некоторые составы преступлений, по которым могут применяться меры ответственности к должностным лицам налоговых органов. Например, превышение должностных полномочий - ст. 286 УК РФ, служебный подлог - ст. 292 УК РФ и др. Однако данные меры ответственности применяются уже при нарушении охраняемых законом интересов реализации государственной службы. Если рассматривать нарушения налоговыми органами порядка проведения контрольных мероприятий, можно сказать о том, что должны быть закреплены непосредственные меры ответственности в рамках НК РФ.
Если анализировать российскую судебную практику, то можно отметить, что достаточно часто предметом налоговых споров выступает оспаривание действий налоговых органов. Часто налогоплательщики заявляют о том, что при проведении контрольных мероприятий, в том числе на этапе вынесения решений о применении мер ответственности, налоговые органы превышают свои полномочия. Превышение полномочий может касаться не только принятия неправомерных актов, но также и превышения установленных законодательством сроков проверки, или иных элементов контрольной деятельности, которые нарушают права налогоплательщиков.
Примерами дел, когда в отношении должностных лиц налоговых органов были применены санкции за причинение налогоплательщикам, а также иным подконтрольным лицам убытков, могут стать следующие судебные решения -Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 4 октября 2021 г по делу № А43-22463/20211, Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 октября 2021 г по делу № А56-62291/20212, Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от
1 Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 4 октября 2021 г по делу № А43-22463/2021 [Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru/arbitral/ doc/2fzAiwslNMVt/ (дата обращения: 22.05.2022).
2 Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 октября 2021 г по делу № А56-62291/2021 [Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/eqT8XfGv8Mr1/ (дата обращения: 22.05.2022).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
25 ноября 2021 г по делу № А71-5952/20211, Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 ноября 2021 г по делу № А56-81995/20212. В данных судебных решениях суд пришел к выводу о том, что действия налоговых органов и их должностных лиц стали фактором для воспрепятствования осуществлению предпринимательской деятельности проверяемых субъектов, а также причинения убытков налогоплательщикам.
Таким образом, можно сказать о том, что на сегодняшний день российское законодательство
1 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25 ноября 2021 г по делу № А71-5952/2021 [Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru/ arbitral/doc/dfm1H67KEhYh/ (дата обращения: 22.05.2022).
2 Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 ноября 2021 г по делу № А56-81995/2021 [Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/YTJQo0gaqNUw/ (дата обращения: 22.05.2022).
предусматривает наличие конкретной иерархич-ной и централизованной системы налоговых органов, которые в рамках, возложенных на них компетенций реализуют мероприятия налогового контроля. Полномочия налоговых органов в контексте реализация контрольной работы являются различными в зависимости от того, какое место в системе налоговых органов они занимают. Основные полномочия, определяющие контрольную работу налоговых органов поименованы в положениях ст. 31 НК РФ.
Список литературы:
[1] Бортников С. П. Ответственность налоговых органов перед налогоплательщиком / С. П. Бортников // Налоги и налогообложение. 2018. №8. С. 2.
Spisok literatury:
[1] Вог1т^ S. Р. Otvetstvennost' nalogovyh organov ре^ па1одор^е1^сЫкот / S. Р. Вог!-т^ // i nalogooblozhenie. 2018. №8. S. 2.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023