Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НАЛОГОВОМ КОНТРОЛЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

К ВОПРОСУ О НАЛОГОВОМ КОНТРОЛЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
570
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АИС «НАЛОГ-3» / АСК «НДС-3» / ЕГАИС / ОНЛАЙН-СЕРВИСЫ / ТЕХНОЛОГИИ БОЛЬШИХ ДАННЫХ / ЦИФРОВЫЕ РИСКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобейко Надежда Руслановна

Статья посвящена налоговому контролю в Российской Федерации в рамках стремительного развития цифровых технологий. Раскрыто влияние цифровых систем на эффективность налогового контроля, польза использования налоговыми работниками и налогоплательщиками. Материал данной статьи содержит в себе информацию о технологиях, которые применяют в своей деятельности уполномоченные органы для более эффективного осуществления своих обязанностей в налоговой сфере. Рассматриваются сервисы ФНС России, описывается принципы работы АСК «НДС-3», АИС «Налог-3», ЕГАИС. Выделены риски внедрения цифровых технологий в сферу налогового контроля. Даны некоторые рекомендации по устранению выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF TAX CONTROL IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

The article is devoted to tax control in the Russian Federation within the framework of the rapid development of digital technologies. The influence of digital systems on the effectiveness of tax control, the benefits of use by tax workers and taxpayers are revealed. The material of this article contains information about the technologies used by the authorized bodies in their activities for more effective implementation of their duties in the tax sphere. The services of the Federal Tax Service of Russia are considered, the principles of operation of the ASK "VAT-3", AIS "Tax-3", USAIS are described. The risks of introducing digital technologies into the sphere of tax control are highlighted. Some recommendations are given to eliminate the identified problems.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НАЛОГОВОМ КОНТРОЛЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

К вопросу о налоговом контроле в условиях цифровизации On the issue of tax control in the context of digitalization

Бобейко Надежда Руслановна

Студент,

Вятский Государственный университет Россия, г. Киров nbobeiko@yandex. ru

Bobeyko Nadezhda Ruslanovna

Student, Vyatka State University Russia, Kirov nbobeiko@yandex. ru

Научный руководитель: Коротаева О.А.,

старший преподаватель кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы ФГБОУ ВО «Вятского государственного университета»

Россия, Кировская область

Scientific adviser Korotaeva O.A.,

senior lecturer

Departments of Constitutional and Administrative Law and legal support of public service Vyatka State University Russia, Kirov region

Аннотация.

Статья посвящена налоговому контролю в Российской Федерации в рамках стремительного развития цифровых технологий. Раскрыто влияние цифровых систем на эффективность налогового контроля, польза использования налоговыми работниками и налогоплательщиками. Материал данной статьи содержит в себе информацию о технологиях, которые применяют в своей деятельности уполномоченные органы для более эффективного осуществления своих обязанностей в налоговой сфере. Рассматриваются сервисы ФНС России, описывается принципы работы АСК «НДС-3», АИС «Налог-3», ЕГАИС. Выделены риски внедрения цифровых технологий в сферу налогового контроля. Даны некоторые рекомендации по устранению выявленных проблем.

Annotation.

The article is devoted to tax control in the Russian Federation within the framework of the rapid development of digital technologies. The influence of digital systems on the effectiveness of tax control, the benefits of use by tax workers and taxpayers are revealed. The material of this article contains information about the technologies used by the authorized bodies in their activities for more effective implementation of their duties in the tax sphere. The services of the Federal Tax Service of Russia are considered, the principles of operation of the ASK "VAT-3", AIS "Tax-3", USAIS are described. The risks of introducing digital technologies into the sphere of tax control are highlighted. Some recommendations are given to eliminate the identified problems.

Ключевые слова: налоговые органы, налогоплательщики, налоговый контроль, цифровизация, цифровые технологии, АИС «Налог-3», АСК «НДС-3», ЕГАИС, онлайн-сервисы, технологии больших данных, цифровые риски.

Key words: tax authorities, taxpayers, tax control, digitalization, digital technologies, AIS "Tax-3", ASK "VAT-3", USAIS, online services, big data technologies, digital risks.

На сегодняшний день идет активный процесс цифровизации государства. Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что налоговый контроль долгое время требовал изменений и нововведений. Необходимость сокращения объема операций ручного труда, выполняемых сотрудниками ФНС

России, предотвращение возможностей злоупотребления служебным положением и коррупционных действий со стороны работников государственных структур и чрезвычайные экономические условия, возникшие в результате пандемии Covid-19 - стали дополнительными причинами для перевода налоговых сервисов в дистанционный формат.

Происходит это посредством применения технологий управления большими данными в государственной системе документооборота и делопроизводства, цифровизацией систем учета и контроля посредством внедрения современных программ и компьютерных технологий. Помимо этого, автоматизированное представление данных снижает риски ухода от налогообложения, а ежегодное совершенствование программ и их актуализация позволяет контролировать деятельность налогоплательщиков дистанционно.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС РФ), значительно преуспела в части использования цифровых технологий. Основой развития стал указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Одним из приоритетных направлений развития, рассмотренных в указе, стало внедрение цифровых технологий в налоговую сферу. Применение новых цифровых технологий позволит в перспективе обеспечить технологическую конкурентоспособность России, в том числе за счет эффективного применения налогового контроля.

Налоговый контроль представляет собой самый эффективный метод регулирования экономики, целью которого является формирование доходной части бюджета, за счет налогов и сборов. Поэтому модернизация данной деятельности обеспечит стабильность экономики и финансовой системы страны, контроль за поступлением налоговых доходов в бюджеты всех уровней, выявление и предупреждение налоговых правонарушений. От простоты, быстроты и прозрачности налогообложения зависит развитие экономики в целом.

Цифровизация содействовала возникновению множества инноваций, которые позволили многократно облегчить жизнь большинству налогоплательщиков.

Во-первых, использование онлайн-сервиса ФНС РФ «Личный кабинет налогоплательщика», который позволил уменьшить сроки на получение документов и минимизировать расходы благодаря ускоренному документообороту. По данным статистики в 1 квартале 2023 года 1,5 миллиона россиян завели себе личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Всего в сервисе зарегистрировано 50 миллионов пользователей, что подчеркивает удобство использования такой площадки.

Во-вторых, большой рост числа самозанятых повлиял на создание приложения «Мой налог», которое обеспечивает взаимодействие их с налоговыми органами. Оно заменяет кассу и отчетность, с помощью приложения можно сформировать чек, проверить начисления налогов и узнать о сроках уплаты. Все это своевременно проверят налоговые органы в рамках налогового контроля.

Внедрение подобных приложений позволяет повышать уровень законопослушности граждан, уменьшать количество ошибок по исчислению налогов, а также иметь единую базу данных для осуществления контрольных мероприятий.

Получить необходимую информацию можно через онлайн-сервисы службы, а системы, которые ФНС РФ применяет в своей деятельности, позволяют совершенствовать налоговый контроль.

С 2013 г. ФНС РФ стала применять программно -аналитический комплекс автоматизированного контроля за налогом на добавленную стоимость (АСК НДС). Целью его стало выявление и предотвращение неправомерных действий в отношении начисления НДС, а также предъявления налога к вычету. В 2015 г. появилась более усовершенствованная версия - АСК НДС-2, которая содержала в себе больше функций чем

предыдущая версия программы. Благодаря этому сократилось количество фирм-однодневок, так как борьба с ними стала намного эффективнее.

В настоящее время используется новейшая система АСК НДС-3. Данная система базируется на использовании контрольно-кассовой техники, системе обязательной маркировки и базе единого государственного реестра записей актов гражданского состояния. Встроенный алгоритм позволяет автоматически выстраивать цепочки движения денежных средств, которые возникают между физическими и юридическими лицами и отображать уплачен ли в них НДС. В случаях нарушения или несостыковки данных программа подаёт сигнал, а дальше сотрудники налоговой службы занимаются проверкой.

Кроме того, вышеуказанная система обеспечивает отслеживание всего пути прохождения товаров (работ, услуг), переводит камеральные проверки налоговых деклараций по НДС в автоматический режим. С помощью данного программного комплекса налоговые органы способны быстро выявить необоснованную налоговую выгоду, которые налогоплательщики пытаются получить, в нарушение законодательства РФ и утаивая результаты своей реальной деятельности.

Помимо этого, с ноября 2017 г. отчёт комплекса АСК НДС-3 стал являться основанием для возбуждения уголовного дела. Так, если сумма нарушений больше, чем законом установленный размер, то программа готовит отчет о нарушении. Данный отчет может свидетельствовать о том, что компания уклонилась от уплаты налогов посредством создания фирмы-однодневки, дробления фирмы либо цепочки посредников. Теперь следственному комитету не требуется проводить комплекс из множества оперативно -розыскных мероприятий, тем самым ускорить процедуру выявления недобросовестных налогоплательщиков и привлечения их к ответственности.

Другой немаловажной программой для налогового контроля является ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система). С помощью данной системы ведётся учёт объёма производства алкогольной и спиртосодержащей продукции с целью уменьшения вероятности появления на рынке контрафактной продукции. При производстве алкоголь маркируется специальными штрих-кодами с информацией о производителе, после поступления продукции и приеме на склад все данные заносятся в ЕГАИС. Далее, уже в магазинах, кассир сканирует штрих-код на товаре и все данные автоматически попадают в ЕГАИС, а покупатель может проверить QR-код в полученном чеке.

Эффективность применения очень высокая, ведь благодаря этой системе обеспечивается поступления в бюджет акцизов на алкогольную продукцию. Так, уже в первый год после внедрения программы, акцизы, поступившие в бюджет, возросли на 9,4 миллиарда рублей, что является хорошим показателем. Для пресечения нелегальной работы предприятий и обманных схем провоза контрафактной продукции система постоянно обновляется и актуализируется.

Помимо рассмотренных выше программ стоит отметить значимую для налогового контроля программу - автоматизированная информационная система «Налог-3» (АИС «Налог-3»). Она разработана для улучшения налоговых проверок и включает в себя полную информацию о каждом налогоплательщике.

Внедрение автоматизированной налоговой системы имеет ряд преимуществ, а именно:

1. Обеспечение открытости налоговой системы в отношении налогоплательщиков и других экономических субъектов, что повышает уровень доверия со стороны налоговых субъектов.

2. Упрощение процедуры взаимодействия налогоплательщиков и ФНС РФ.

3. Уменьшение издержек на сбор, ввод и обработку различных форм налоговой отчетности, тем самым, освобождая налоговые органов от обработки и сортировки данных от других ведомств.

4. Позволяет собирать, классифицировать и управлять информацией, полученной от налогоплательщика, а также использовать ее для проведения проверок любым сотрудником налоговых органов.

5. Существенное снижение трудоемкости сотрудников налоговых служб путем использования современной компьютерной техники.

6. АИС Налог- 3 содержит в себе различные программы, такие как: АСК НДС, подсистемы предпроверочного анализа, централизованной регистрации и претензионной и судебной работы, программы администрирования физических лиц и анализа банковских документов и другие подсистемы.

До принятия АИС в течении длительного периода времени в налоговых органах применялась система электронной обработки данных (ЭДО), которая действовала только на местном уровне и не модернизировалась на протяжении десяти лет. Большими минусами данной системы были: отсутствие единой централизованной системы данных и пассивность деятельности инспектора в данной системе, из-за того, что инициатором всех операций в системе ЭДО выступал администратор, а не инспектор. Так, со временем ЭДО потеряла свою значимость, поэтому стал актуальным вопрос о разработке новой системы, направленной на постепенную модернизацию всех процессов функционирования.

Внедренная информационная система АИС «Налог-3» послужила основанием для уменьшения срока проведения камеральной налоговой проверки по НДС с трёх месяцев до двух (Федеральный закон от 03.08.2018 №302 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации), что изменило подход к проводимым мероприятиям налогового контроля в отношении налогоплательщиков. Также были изменения в самом проведении камеральных налоговых проверок (письмо ФНС России от 13 февраля 2020 года ЕА-4-15/2363) в письмо ФНС России от 16.07.2013 АС-4-2/12705@ «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок». Согласно внесенным изменениям, сначала нужно проводить полный анализ деятельности налогоплательщика на основе внедренной автоматизированной системы «Налог-3», а затем отражать результаты проведенных мероприятий налогового контроля в соответствующих информационных ресурсах автоматизированной информационной системе.

Внедрение ГГ-технологий, применение автоматизированных систем контроля, онлайн-касс обслуживания, использование личного кабинета налогоплательщика способствовали снижению числа налоговых проверок и росту поступлений налогов и штрафов. Следовательно, цифровая трансформация выступает серьезным катализатором развития технической оснащенности налоговых органов. Цифровые проекты способствуют снижению нагрузки на сотрудников ФНС России, росту эффективности налогового контроля, увеличению налоговых поступлений в бюджет.

Безусловно, использование цифровых технологий в рамках налогового контроля имеет ряд преимуществ, однако нельзя не отметить наличие проблем в рассматриваемой сфере.

Во-первых, далеко не все регионы страны могут похвастаться достаточной технической оснащенностью для использования новейших систем и программ. Более того, даже при наличии необходимого оборудования нет гарантии, что каждый работник сможет освоить новую программу. Постоянное совершенствование внедряемых в работу систем требует высокого навыка работы с компьютером, регулярного повышения квалификации. Так как недостаточный уровень знаний налогового инспектора приводит к необъективности обработки информации.

Во-вторых, в системе налогового контроля отсутствует четко выстроенная комплексная процедура организации налогово-контрольных проверок, а также единая система критериев, для определения правонарушений. В данный период времени существует проблема увеличения налоговых споров, рассматриваемых арбитражным судом, по поводу недобросовестной и некачественной проверки, производимой налоговым инспектором. В настоящее время проверка несет субъективный характер, так как отсутствует четкое определение норм, по которым можно было бы понять, насколько качественно она была создана. Из-за этого у предпринимателей сразу возникает недоверие к налоговым работникам.

Например, решение арбитражного суда Самарской области от 15 октября 2021 г. по делу № А55-22978/2021. ООО «ИнфраНефтеГазСервис» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам камеральной налоговой проверки. В результате обществу был доначислен НДС, пени по налогу и штрафы на общую сумму - 66 300 760 руб. По итогам рассмотрения дела, суд признал недействительным решение ИФНС.

В-третьих, риски, связанные с внедрением технологий больших данных (Big Data). С одной стороны, применение данных технологий предоставит налоговым органам возможность доступа ко всем необходимым данным о налогоплательщике. Но, с другой стороны, многократно увеличиваются риски раскрытия налоговой тайны через взлом серверных хранилищ налоговых органов, несанкционированный доступ к ним, потерю данных. Например, в 2022 году на ФНС РФ была совершена хакерская атака, где было украдено 800 ГБ личных данных пользователей.

Завладение сайтом злоумышленниками может привести к повсеместным сбоям программ, обработку неточных или неполных данных. К примеру, налогоплательщик не сможет предоставить данные в указанный срок и поэтому налоговый работник не осуществит надлежащий контроль. Однако, даже при удачном предоставлении данных существует другая опасность - переполнение хранилища. Количество налогоплательщиков растет с каждым годом, а неоптимальная система сбора и хранения больших данных в конечном итоге приведет к его переполнению и утрате вновь получаемых данных при отсутствии места для физического их размещения. В связи с этим возникает серьезная и сложно решаемая проблема государственного регулирования применения технологии больших данных.

Выявленные проблемы являются последствиями стремительного развития цифровизации. Для их устранения рекомендуется следующее:

1. В целях повышения качества государственных услуг целесообразно постоянное повышение квалификации налоговых служащих, в том числе за счет интерактивного обучения. Помимо этого, возможно взаимодействие между органами разных регионов в дистанционном формате для обмена опыта на всех уровнях структуры.

2. Следует создать прочную законодательную базу, опирающуюся на разработанную налоговым ведомством единую, комплексную, а главное эффективную процедуру организации контрольных проверок. Внести в главу 14 НК РФ (части первой) статью, содержащую понятие «цифровые проверки» и критерии проведения таких проверок в рамках 88 и 89 статей НК РФ (части первой). Это позволит детализировать процедуру контрольных проверок в рамках применения цифровых технологий.

3. Государственное регулирование использования технологии больших данных, скорее всего, может создаваться на базе европейского законодательства и полезных элементов из американской модели, безусловно, с учетом российских реалий. Однако, понятие больших данных будет неизбежно пересекаться с понятием персональных данных, поскольку большие данные могут косвенно, то есть с привлечением дополнительной информации, определить физическое лицо и нарушать неприкосновенность личной жизни - конституционное право граждан.

Переходя к выводу, следует отметить, что несмотря на существующие недочеты и проблемы налоговый контроль стремительно модернизируется и преобразуется. Внедренные современные технологии в разы увеличивают эффективность работы ФНС. Перевод экономики в цифровой формат — это отличный вектор развития, который поможет упростить множество процессов, как со стороны налогоплательщика, так и налоговых органов, возлагая их на цифровые системы. Со стороны государства такое направление позволит

обработать большие объёмы данных при помощи специальных технологий, увеличить собираемость налогов, а тем самым и доходы бюджетов, в целом увеличить производительность экономики за счёт перехода к цифровому взаимодействию потребителей, бизнеса и государства.

Список используемой литературы:

1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [Электронный ресурс] - Режим доступа -

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_216363/ (дата обращения: 19.04.2023)

2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 18.03.2023) [Электронный ресурс] - Режим доступа -

URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 19.04.2023)

3. <Письмо> ФНС России от 13.02.2020 N ЕА-4-15/2363 "О внесении изменений в письмо ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 [Электронный ресурс] - Режим доступа -

URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346249/ (дата обращения: 19.04.2023)

4. Плужников, С. И. Проблемы осуществления налогового контроля в условиях цифровизации / С. И. Плужников. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/422/93794/ (дата обращения: 19.04.2023).

5. Герасименко О.А. Развитие налогового контроля в условиях перехода России к цифровым технологиям / Герасименко О.А., Сукоркин Н.А. //Вестник ИМСИТа — 2022. — № 2 (90). — С. 21-24. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49346186/ (дата обращения: 19.04.2023).

6. Никонова А.С. Цифровизация и влияние цифровых технологий на эффективности налогового контроля / Никонова А.С., Черноусова К.С.// Скиф. Вопросы студенческой науки — 2020. — № 12 (52). —

С. 350-354. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-i-vliyanie-tsifrovyh-tehnologiy-na-effektivnosti-nalogovogo-kontrolya / (дата обращения: 19.04.2023).

7. Решение от 15 октября 2021 г. по делу № А55-22978/2021 [Электронный ресурс] -- Режим доступа -URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/SlgRwGxFy4dK/ (дата обращения: 19.04.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.