© В. Л. ВИШНЕВСКИЙ, 2005 УДК 613.955:371.2
В. А. Вишневский
АНАЛИЗ ШКОЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ С УЧЕТОМ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Сургутский государственный университет
Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден находиться значительную долю времени ребенок школьного возраста. Не случайно поэтому среди факторов риска, формирующих пред- и патологические состояния у детей и подростков, важное место занимают различные стороны учебно-воспитательного процесса [2, 3 и др.]. Все это говорит о необходимости их экспертизы.
Одной из традиционных форм связанной со здоровьем экспертизы является анализ школьного расписания. Как правило, такой анализ выполняется с учетом трудности учебных предметов по методике И. Г. Сивкова [4]. Тем не менее последняя публикация школьных санитарных правил и нормативов, в которых еще раз сформулированы основные требования к школьному расписанию, вызвали неоднозначную реакцию ученых и практиков. Если первые, как правило, поддерживают нормативные требования, то умудренные опытом директора и завучи не столь единодушны. Общий смысл их возражений сводится к тому, что любой норматив не может учитывать огромного разнообразия тех факторов, которые в конечном итоге окажут то или иное влияние на организм учащегося [4]. Для разрешения этого спора существует только один выход: наряду с традиционным анализом расписания определять ежедневную и недельную "цену" обучения (ЦО), что и стало предметом данного исследования.
При определении ЦО мы исходим из допущения, что она будет тем выше, чем значительней физиологическое и психоэмоциональное напряжение учащихся в процессе обучения и чем ниже при этом их учебные достижения и физическая подготовленность:
ио = УФН + УПН
и УУД + УФП '
где УФН — уровень физиологического напряжения; УПН — уровень психологического напряжения; УУД — уровень учебных достижений; УФП — уровень физической подготовленности.
В связи с этим разработана технология экспертизы школьного расписания с учетом трудности предметов и реальной ЦО. Подобная экспертиза осуществляется службой здоровья школы в течение одной учебной недели при параллельном изучении состояния учащихся до и после уроков и уровня учебной нагрузки. За неделю, предшествующую эксперименту, все учащиеся знакомились с его условиями и участвовали в пробном тестировании.
Анализ расписания выполнялся с учетом трудности учебных предметов по методике И. Г. Сивкова. ЦО рассчитывалась по приведенной выше формуле. УФН оценивался по реактивности сер-дечно-сосудистой системы в ортостатической пробе [5]. УПН определялось по степени тревожности. Для его определения у детей младшего школьного возраста использовалась проективная методика,
разработанная R. Temmi, М. Dorky, W. Amen [6]. Исследование степени тревожности старших школьников проводилось по Ч. Д. Спилбергеру в модификации А. Д. Андреевой [1]. УУД определялся при помощи специально разработанных для каждой параллели контрольных заданий. Наконец, УФП оценивался по результатам прыжка в длину с места. Все показатели приводились к единой процентной шкале.
В исследовании приняли участие 12 детей начальной школы № 37 Сургута и 14 учащихся старших классов Ульт-Ягунской средней школы Сургутского района.
Результаты первого исследования представлены на рис. 1. Они свидетельствуют, что ЦО в утренние часы, отражающая восстановленность ребенка после очередного трудового дня и его готовность к обучению, самая высокая в понедельник и во вторник. В остальные дни учебной недели она поддерживается на относительно стабильном уровне. Определяющей в общей ЦО является физиологическая стоимость обучения (г = 0,935; р < 0,05). Связь ЦО с напряженностью расписания недостоверна (/•= 0,146; р > 0,05).
ЦО после учебных занятий в первые дни недели даже ниже, чем в утренние часы, и только в субботу сказывается утомление. Следует также отметить, что ЦО после уроков связана уже с большим числом показателей: психологическим напряжением (г = 0,654), физиологической "ценой" {г = 0,613), расписанием (г = 0,613).
Физиологическая ЦО в утренние часы наиболее значительна в понедельник и вторник. Она в наибольшей мере коррелирует с реактивностью сердечно-сосудистой системы (г = -0,986) и психологической напряженностью (г =-0,711). Физиологическая стоимость после занятий уже почти в равной мере связана как с реактивностью сердечнососудистой системы (г = -0,956), так и с успешностью учебной деятельности (г = -0,810) и расписанием (г = -0,678).
70,00-. 60,00-50,00-40,00-
30,00-20.00-10,00-
00.00-1 , , , I I- I
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
Рис. 1. Соотношение учебной нагрузки и ЦО у учащихся начальных классов.
Здесь и на рис. 2 по оси ординат — светлые столбики — учебная нагрузка (в баллах); темные ЦО (в отн. ед. • 100).
70,00-1 60,00-50,00-
40,00-30,00-
20,00-10,00-
lililí Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница суббота
Рис. 2. Соотношение учебной нагрузки и ЦО у учащихся Ульт-Ягунской средней школы.
УПН детей несущественно усиливается к концу недели, оставаясь в рамках среднего. Уровень тревожности до занятий достоверно связан только с учебными успехами утром (/• = 0,974) и после уроков (г = 0,649), причем эта связь положительна. На первый взгляд, это кажется странным. Однако если учесть, что зафиксирован средний уровень тревожности, можно предположить, что определенная мобилизация детей позволяет им легче справляться с учебными нагрузками. Психологическая напряженность после занятий имеет более разнообразные связи: с общей ЦО (г = -0,651), реактивностью сердечно-сосудистой системы утром (г = -0,674), учебными успехами к концу учебного дня (г= 0,624), физиологической "ценой" утром (г = -0,711). Таким образом, оптимальный уровень тревожности снижает и физиологическую нагрузку на организм.
Учебные успехи в контрольных заданиях оставались на протяжении всей недели относительно постоянными на уровне 78—85% и имели устойчивые связи с психологическим статусом (/• = 0,974) и физиологическими затратами (г= -0,810). Показатели двигательной сферы также существенно не менялись, ухудшаясь только после занятий в дни с высокой физиологической "ценой" обучения (г = -0,744).
Несколько иная картина наблюдалась во втором исследовании (рис. 2). В данном случае ЦО была достаточно высокой в понедельник, резко уменьшалась во вторник, а затем постепенно нарастала до конца недели на фоне снижения учебной нагрузки. При этом результативность в учебе была достаточно низкой в понедельник, постепенно нарастала к среде, а затем неуклонно снижалась до конца недели. Примерно также менялись и физические кондиции, только подобное снижение начиналось надень позже. Уровни физиологического и психологического напряжения, наоборот, достаточно высокими были в понедельник, резко снижались ко вторнику, а затем нарастали практиче-
ски до конца недели. Таким образом, и в этой школе прямая зависимость между учебной нагрузкой и ЦО отсутствует.
Интересна динамика корреляционных связей в течение недели. Так, если общая ЦО утром в понедельник достоверно коррелирует с 7 показателями, то к пятнице-субботе эта цифра возрастает до 18— 19. Если в начале недели это в основном физиологические параметры, то, начиная со среды, к ним добавляется влияние психологических факторов и расписания. Такое усиление корреляционных связей можно рассматривать как увеличение жесткости системы, отражающее нарастание внутреннего напряжения в ней, а значит, и ЦО.
Выводы. 1. Для повышения качества экспертизы школьного расписания необходимо наряду с его традиционным анализом определять ежедневную и недельную ЦО.
2. Высокая ЦО в понедельник говорит о важности рационализации воскресного отдыха учащихся и проведении дополнительных мероприятий по оптимизации процесса врабатывания.
3. Снижение результативности в учебе во второй половине недели на фоне нарастающего психологического и физиологического напряжения требует дополнительных усилий по поддержанию работоспособности учащихся.
Литература
1. Андреева А. Д. // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. — М., 1988. - С. 33-45.
2. Антропова М. В., Бородкина Г. В., Кузнецова Л. М., Манке Г. Г. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 1995.
- № 1. - С. 23-25.
3. Безруких M. М. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. — М., 1989.
- С. 249-254.
4. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений // Школа здоровья. — 1998. - № 2. - С. 2-30.
5. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы: Метод, пособие / Под ред. Г. Н. Сердюковской. — М., 1993. — С. 5.
6. Amen Е. W., Reinison А. // Genet. Psychol. — 1954. — ■ Vol. 50. - N 1. - P. 3-41.
Поступила 25.07.03
Summary. A type of medical examination of a school timetable is proposed, by bearing in mind the actual educational price established at a specific educational establishment. The ratio of the physiological and emotional stress in pupils during schooling to their learning progress and physical fitness is the price of schooling.
The study has revealed no direct relationship between the level of schooling load and the price of education. There are difficulties in learning within the first days of a week and a need for additional efforts to maintain the pupils' working capacity at the end of a week.