Содержание токсических веществ в воздухе рабочих мест сварщиков пеливинилхлоридного
линолеума, М ±т
Концентрация токсических веществ, мг/м1
Определяемое вещество при сварке машиной »Пилад-220М» при сварке контактно-тепловым электродным устройством ПДК. мг/м'
Винилхлорид Хлористый водород Дибутилфталат 28,7—77,6 (53,6±7,9) 0,а-1,2 (0,59±0,03) 1,5—4,9 (2,9±0,82) 54,4—105,6 (82,74-11,9) 0,20—0,56 (0,344-0,06) 2,0—4,5 (2,8+0,60) 30,0 5.0 0.5
Примечание. В таблице указаны минимальные и максимальные (в скобках) концентрации веществ.
и контактно-тепловых устройств. При сварке инфракрасным излучением лучистая энергия преобразуется в тепловую внутри свариваемого материала. При сварке контактно-тепловым способом линолеум разогревается, соприкасаясь с нагретым лезвием электродного устройства, а затем опрессовывается под давлением этого устройства. Температура сварки в обоих случаях 200—220°С.
Минимальные из обнаруженных концентраций вннилхлорида и дибутилфталата в зоне дыхания сварщиков поливинилхлоридного линолеума 1 при обоих способах сварки находятся на уровне или превышают уровни ПДК, установленные для этих веществ в воздухе производственных помещений по ГОСТ 12.1.005-76. Выделение значительных количеств вннилхлорида в данном случае свидетельствует о том, что разогрев массы поливинилхлоридного линолеума до температуры порядка 200—220°С вызывает деструкцию с десорбцией,мономера. Выделение мономера в количестве десятков миллиграммов отмечалось ранее только в условиях производства поливинилхлорида (В. С. Филатова и соавт.).
•ЛИТЕРАТУРА. Краев Б. Г.— Гиг. труда, 1977, № 12, с. 43—44,— Майорова А. И., Матюхин Н. Я., Розенберг Л. И. и др.— Там же, 1971, № 4, с. 46—47.— Минскер К. С., Федосеева Г. Т.— Деструкция и стабилизация поливинилхлорида. М., 1972.— Олимпиева О. Н. Бон-даренко П. П.— В кн.: Вопросы гигиены труда в промышленности строительных материалов и строительстве. Л., 1967, с. 99—105.—П етропавловский Н. М.— Гиг. и здоровье, 1942, № 10, с. 14—20,— Т р и б у х С. Л., Т и х о м и р о в а Н. П., Левина С. В. и др.— Гиг. и сан., 1949, № 10, с. 38—44.— Ч е к а л ь В. Н,— В кн.: Гигиена применения полимерных материалов. Киев, 1976, с. 25—28.— Филатова В. С., Гронсберг Е. Ш., Радзюкевич Т. М,— Гиг. труда, 1974, № 1, с. 3—6.
Поступила 13/1У 1978 г.
УДК 371.71
И. Г. Сивков
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАСПИСАНИЯ УРОКОВ С ПОМОЩЬЮ РАНГОВОЙ ШКАЛЫ ТРУДНОСТИ ПРЕДМЕТОВ
Пермский педагогический институт
Учебный процесс в общеобразовательных школах предусматривает соблюдение соответствующих гигиенических требований к составлению расписания уроков. Факты нерационального распределения учебной нагрузки в течение дня, недели, четверти и семестра могут расцениваться как серьезные недостатки в деятельности санитарного врача по гигиене детей'и подростков. Мы хотели бы поделиться опытом гигиенической оценки расписания уроков в школе с помощью составленной нами ранговой шкалы трудности предметов.
При составлении расписания уроков гигиенистам рекомендуется учитывать и то, что в первые часы занятий в понедельник, особенно при неправильно проведенном выходном дне, работоспособность учащихся относительно понижена. Ряд авторов считают четверг днем психологического переключения учащихся, ориентированного на приближающееся окончание недели, и в этот день работоспособность бывала несколько ниже, чем
1 Санитарно-химические исследования по количественному определению вредных веществ в воздухе рабочего места сварщиков поливинилхлоридного линолеума выполнены канд. биол. наук Л. В. Уленковой.
Таблица 1
Ранговая шкала трудности школьных предметов
в последующий день (пятницу). Снижение работоспособности регистрировалось даже на последних занятиях в среду (Г. Самарин, и др.).
К утру каждого следующего учебного дня работоспособность у детей и подростков восстанавливается, однако устойчивость восстановившейся работоспособности в отдельные дни, особенно в субботу, бывает менее выраженной (М. В. Антропова).
Существуют различные подходы и соответственно различные классификации деления уроков на трудные и легкие (С. М. Громбах и соавт.).
На основании литературных данных мы пытались составить интегральную характеристику того или иного предмета, на этой основе составить специальную шкалу трудности школьных предметов и разработать методику, с помощью которой можно было бы" давать сопоставимую оценку расписания уроков. При составлении этой шкалы мы использовали материалы пробных оценок в натурных условиях.
Составленная таким образом шкала трудности (распределение предметов) представляет собой текстовую таблицу (табл. 1). Степень трудности каждого предмета учитывается в единицах (баллах) согласно занимаемому в шкале месту (рангу) предмета.
Таблица 2
Расписание уроков, взятое для гигиенической оценки
Предмет Ранг трудности
Математика, русский язык 11
Иностранные языки 10
Физика, химия 9
История 8
Родной язык, литература 7
Естествознание, география 6
Физкультура 5
Труд 4
Черчение 3
Рисование 2
Пение 1
Предмет Число баллов по День недели Число баллов по
ранговой шкале ранговой шкале
Понедельник Вторник
Немецкий язык 10 Физика 9
Русский язык 11 Химия 9
Черчение 3 Труд 4
Математика 11 Труд 4
Пение 1 Математика 11
Всего за день . . . 36 Всего за день . . . 37
Среда Четверг
Математика 11 Химия 9
География 6 Физкультура 5
История 8 Русский язык 11
Литература 7 Литература 7
Немецкий язык 10 Биология 6
Всего за день .... 42 Всего за день . . . 38
Пятница
Суббота
Физика 9 История 8
География 6 Математика 11
Математика 11 Физкультура 5
Математика 11 Литература 7
Немецкий язык 10 Биология 6
Всего за день .... 47 Всего за день . . . 37
Методику гигиенической оценки расписания с помощью ранговой шкалы трудности удобнее рассмотреть на конкретном примере. С этой целью приводим расписание уроков для учащихся 7-го класса одной из школ Перми (табл. 2). Результаты оценки расписания свидетельствуют о том, что учебная нагрузка в этой шкале возрастала от начала к концу недели.
В первые 2 дня недели интенсивность напряжения, с которой приходилось работать учащимся, составляла 74 усл. ед., а в последующие 2 дня (среда — четверг) она возрастала до 80 усл. ед. Для выполнения же учебной нагрузки, отведенной расписанием на последние 2 дня (пятницу и особенно субботу), т. е. на дни с относительно низкой работоспособностью, от учащихся требовалось самое большое напряжение, достигающее 84 (!) усл. ед. Кроме того, нагрузка увеличивалась очень неравномерно, колебалась с большими «перепадами», особенно во второй половине недели.
Параллельно мы проанализировали успеваемость по математике у одних и тех же учеников в разные дни недели. С понедельника до четверга наблюдалось ее повышение (соответственно по дням 2,4, 2,6, 2,9 и 3,1 балла), а в пятницу — ее снижение (до 2,8 балла), которое становилось еще больше в субботу (до 2,1 балла).
Предлагаемые нами методика и ранговая шкала трудности школьных предметов рекомендуются для дальнейшей более широкой апробации.
ЛИТЕРАТУРА. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968, с. 96—102.— Г р о м б а х С. М. и др.— В кн.: Всесоюзная науч. конф. по гигиене обучения и воспитания. Материалы. М., 1968, с. 32—34.— Самарин Г.— Медицинская газета, 29/IX 1970.
Поступила 17/1V 1978 г.
УДК 628.977.2:727.1.054.3
Кандидаты мед. наук Л. А. Борисова и Э. П. Спичкина, Е. Н. Назарова
ИСКУССТВЕННАЯ ОСВЕЩЕННОСТЬ В УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ШКОЛ
Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва
Существующие требования к освещенности учебных помещений школ (СНиП П-А.9-71) не отличаются от сформулированных 15 лет назад во «Временных указаниях по электрическому освещению школьных зданий» (1963). Это определило необходимость осуществления исследования с целью обоснования оптимальной искусственной световой обстановки в учебных помещениях школ с учетом характера зрительной работы (письмо, чтение, просмотр телепередач, спортивные занятия и др.).
Работу проводили в течение ряда лет как непосредственно в учебных заведениях Москвы, так и в лаборатории. Всего под наблюдением находилось 456 детей и подростков. Первый этап работы заключался в фотометрической и субъективной оценке существующей световой обстановки в школах новой и старой застроек. В последних, где используются лампы накаливания, уровни освещенности были низкими (100—120 лк), отсутствовало локальное освещение доски. Отмечена низкая вертикальная освещенность (менее 100 л к). В школах новой застройки уровни освещенности, создаваемые светильниками с люминесцентными лампами, были выше (до 300 лк) и соответствовали существующим требованиям, однако распределение яркости в поле зрения было не всегда удовлетворительным.
Проведенный опрос школьников, которые субъективно (по пятибалльной шкале) оценивали качество освещения, и последующая статистическая обработка данных показали, что в школах с лампами накаливания освещение оценивалось лишь как удовлетворительное (3 балла), а в новых школах — как хорошее (4 балла).
Параллельно с указанными исследованиями в течение 3 лет велась работа по изучению состояния зрения (рефракции) учащихся школ новой застройки. Наблюдение 213 детей и подростков со 2-го по 4-й, с 5-го по 7-й и с 8-го по 10-й класс дало возможность оценить динамику состояния зрения каждой возрастной группы и в конечном итоге представить общие (от 2-го до 10-го класса) возрастные изменения рефракции. Полученные материалы позволили отметить закономерность роста числа близоруких школьников старших классов. Так, в начальных классах близоруких было 3,1%, а в выпускном — 21,5%. Не вызывает сомнения, что основной профилактической мерой зрительного утомления является создание высокой яркости освещенности (В. Кейдель; Ю. Д.Жилов, и др.). Проведенный хронометраж загруженности учащихся в течение учебного дня показал, что 35—50% учебного времени отводится на работу, выполняемую на близком расстоянии от глаз и требующую значительного зрительного напряжения.
Проведена серия наблюдений за динамикой физиологических функций (устойчивостью хроматического зрения, скоростью зрительного восприятия, эргографией и латентным периодом зрительно-моторной реакции) с целью выявления степени утомления учащихся в зависимости от характера выполняемой зрительной работы. Полученные данные свидетельствуют о том, что при освещенности 300 л к и особенно 150 лк к концу дня функции глаза снижаются на 20—30%, что указывает на развитие значительного зрительного утомления. В большей степени утомление развивается при такой зрительной работе, как шитье.