Научная статья на тему 'ИСКУССТВЕННАЯ ОСВЕЩЕННОСТЬ В УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ШКОЛ'

ИСКУССТВЕННАЯ ОСВЕЩЕННОСТЬ В УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВЕННАЯ ОСВЕЩЕННОСТЬ В УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ШКОЛ»

Методику гигиенической оценки расписания с помощью ранговой шкалы трудности удобнее рассмотреть на конкретном примере. С этой целью приводим расписание уроков для учащихся 7-го класса одной из школ Перми (табл. 2). Результаты оценки расписания свидетельствуют о том, что учебная нагрузка в этой шкале возрастала от начала к концу недели.

В первые 2 дня недели интенсивность напряжения, с которой приходилось работать учащимся, составляла 74 усл. ед., а в последующие 2 дня (среда — четверг) она возрастала до 80 усл. ед. Для выполнения же учебной нагрузки, отведенной расписанием на последние 2 дня (пятницу и особенно субботу), т. е. на дни с относительно низкой работоспособностью, от учащихся требовалось самое большое напряжение, достигающее 84 (!) усл. ед. Кроме того, нагрузка увеличивалась очень неравномерно, колебалась с большими «перепадами», особенно во второй половине недели.

Параллельно мы проанализировали успеваемость по математике у одних и тех же учеников в разные дни недели. С понедельника до четверга наблюдалось ее повышение (соответственно по дням 2,4, 2,6, 2,9 и 3,1 балла), а в пятницу — ее снижение (до 2,8 балла), которое становилось еще больше в субботу (до 2,1 балла).

Предлагаемые нами методика и ранговая шкала трудности школьных предметов рекомендуются для дальнейшей более широкой апробации.

ЛИТЕРАТУРА. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968, с. 96—102.— Г р о м б а х С. М. и др.— В кн.: Всесоюзная науч. конф. по гигиене обучения и воспитания. Материалы. М., 1968, с. 32—34.— Самарин Г.— Медицинская газета, 29/IX 1970.

Поступила 17/1V 1978 г.

УДК 628.977.2:727.1.054.3

Кандидаты мед. наук Л. А. Борисова и Э. П. Спичкина, Е. Н. Назарова

ИСКУССТВЕННАЯ ОСВЕЩЕННОСТЬ В УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ШКОЛ

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Существующие требования к освещенности учебных помещений школ (СНиП П-А.9-71) не отличаются от сформулированных 15 лет назад во «Временных указаниях по электрическому освещению школьных зданий» (1963). Это определило необходимость осуществления исследования с целью обоснования оптимальной искусственной световой обстановки в учебных помещениях школ с учетом характера зрительной работы (письмо, чтение, просмотр телепередач, спортивные занятия и др.).

Работу проводили в течение ряда лет как непосредственно в учебных заведениях Москвы, так и в лаборатории. Всего под наблюдением находилось 456 детей и подростков. Первый этап работы заключался в фотометрической и субъективной оценке существующей световой обстановки в школах новой и старой застроек. В последних, где используются лампы накаливания, уровни освещенности были низкими (100—120 лк), отсутствовало локальное освещение доски. Отмечена низкая вертикальная освещенность (менее 100 л к). В школах новой застройки уровни освещенности, создаваемые светильниками с люминесцентными лампами, были выше (до 300 лк) и соответствовали существующим требованиям, однако распределение яркости в поле зрения было не всегда удовлетворительным.

Проведенный опрос школьников, которые субъективно (по пятибалльной шкале) оценивали качество освещения, и последующая статистическая обработка данных показали, что в школах с лампами накаливания освещение оценивалось лишь как удовлетворительное (3 балла), а в новых школах — как хорошее (4 балла).

Параллельно с указанными исследованиями в течение 3 лет велась работа по изучению состояния зрения (рефракции) учащихся школ новой застройки. Наблюдение 213 детей и подростков со 2-го по 4-й, с 5-го по 7-й и с 8-го по 10-й класс дало возможность оценить динамику состояния зрения каждой возрастной группы и в конечном итоге представить общие (от 2-го до 10-го класса) возрастные изменения рефракции. Полученные материалы позволили отметить закономерность роста числа близоруких школьников старших классов. Так, в начальных классах близоруких было 3,1%, а в выпускном — 21,5%. Не вызывает сомнения, что основной профилактической мерой зрительного утомления является создание высокой яркости освещенности (В. Кейдель; Ю. Д.Жилов, и др.). Проведенный хронометраж загруженности учащихся в течение учебного дня показал, что 35—50% учебного времени отводится на работу, выполняемую на близком расстоянии от глаз и требующую значительного зрительного напряжения.

Проведена серия наблюдений за динамикой физиологических функций (устойчивостью хроматического зрения, скоростью зрительного восприятия, эргографией и латентным периодом зрительно-моторной реакции) с целью выявления степени утомления учащихся в зависимости от характера выполняемой зрительной работы. Полученные данные свидетельствуют о том, что при освещенности 300 л к и особенно 150 лк к концу дня функции глаза снижаются на 20—30%, что указывает на развитие значительного зрительного утомления. В большей степени утомление развивается при такой зрительной работе, как шитье.

Для установления оптимальных уровней освещенности в учебных помещениях школ исследования были продолжены в условиях специальной лаборатории размером 5,2X3,ОХ 3,2 м, где осветительная установка представляла собой световой потолок с лампами типа ЛБ-40, перекрытыми экранирующей решеткой с защитным углом 30°. Уровень яркости адаптации определялся в основном показателями яркости стола, рабочих материалов (книг, тетрадей и др.), стен, пола. Отношение яркости указанных поверхностей определялось как 1 : 1,6:0,5:0,3. Люминесцентные лампы в лаборатории подключались на три фазы электрической сети, что обеспечивало пульсацию светового потока в пределах нормы. Для устранения шума пускорегулирующая аппаратура была вынесена за пределы лаборатории.

Исследования работоспособности зрительного анализатора учащихся проведено до и после выполнения ими строго дозированной зритель ной] работы (письмо, чтение, шитье) при уровнях освещенности 150, 300, 500 и 1000 лк.

Полученные данные подтверждают, что с увеличением уровня освещенности зрительная работоспособность улучшается, повышается устойчивость хроматического зрения (УХЗ), скорость зрительного восприятия (СЗВ) н сокращается латентный период зрительно-моторной реакции на свет. Зрительные функции при выполнении учащимися такой работы, как письмо и чтение, при освещенности 500 лк достигают достаточно высокого уровня и остаются практически неизменными при последующем увеличении освещенности до 1000 лк. Если обследуемые выполняли такой вид работы, как шитье, увеличение освещенности рабочей поверхности от 500 до 1000 лк приводило к дальнейшему усилению зрительных функций. Сказанное позволяет сделать заключение о том, что для такой деятельности, как письмо и чтение, необходимо считать оптимальным уровнем 500 лк и выше, а для шитья — не менее 1000 лк. Это подтверждено опросом учащихся.

Далее оценивали искусственную световую обстановку в школьных спортивных помещениях.

Исследование зрительных функций проводили до и после дозированной зрительной работы (игра в мяч, гимнастика, стрельба) в условиях ее моделирования. У наблюдаемых определяли работоспособность, скорость восприятия разноудаленных объектов, электро-окулографию и результативность стрельбы по степени разброса попадания в цель.

Освещенность изменялась от 200 лк (норма по СНиП-71) до 1000 лк. Характер изменения зрительных функций в зависимости от уровня освещения позволяет сделать вывод о том, что при гимнастических упражнениях освещенность на снарядах должна быть не ниже 400 лк. Такой же уровень ее, только на полу, следует создавать в залах при игре в мяч. При этом вертикальная освещенность должна быть не ниже 400 лк.

Особые требования к световой обстановке предъявляет стрельба в тире, когда необходимо одновременно фиксировать взором объекты, расположенные на разных расстояниях от глаза,— мушку и мишень. Результаты эксперимента показали, что в школьном тире освещенность мишени должна быть не ниже 600 лк, а коридора и огневого рубежа — 300 лк. Отмечен весьма важный момент — неравномерность освещенности мишени и огневого рубежа, характеризующаяся отношением 10:1, что даже при относительно выооких абсолютных значениях освещенности значительно снижает результативность стрельбы.

Таким образом, оптимальная световая обстановка в учебных помещениях школ и ПТУ, создаваемая искусственными источниками света с цветовой температурой 3500°К (лампы ЛБ и ЛЕ), будет характеризоваться следующими уровнями освещенности: при чтении и письме независимо от формы предъявления текста (книга, доска, телеэкран) — 500 лк (на рабочем месте),yipn шитье —;1000 лк (на рабочей поверхности), при игре в мяч и гимнастических упражнениях —400 лк (на уровне пола), при стрельбе в мишень (вертикальная плоскость) —600 лк, огневой рубеж и огневая зона —300 лк.

Указанные уровни освещенности должны рассматриваться как нижний предел зоны оптимальной освещенности. Их, естественно, следует апробировать в практических условиях, что и делается в настоящее время.

ЛИТЕРАТУРА. Жилов Ю. Д.— Гиг. и сан., 1972, № 2, с. 45—48.— Ж и л о в Ю. Д., Борисова Л. А., Назарова Е. Н.— Там же, 1977, № 5, с. 33—36.— Кейдель В. (К е i d 1 W.) Физиология органов чувств. М., 1975.

Поступила 16/VI 1978 г.

УДК 614.777:676.895.122.21 + 628.1.03:54:576.895.122.21

В. В. Кривенко

ДЕЙСТВИЕ НЕКОТОРЫХ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ВЫЖИВАЕМОСТЬ ЯИЦ ОПИСТОРХОВ В ВОДОЕМАХ И В ПОЧВЕ

Научно-исследовательский институт краевой инфекционной патологии, Тюмень

Целью настоящих исследований являлось изучение воздействия растворенного в воде кислорода, хлоридов и водородных ионов на жизнеспособность яиц описторхов, а также их выживаемости в водоемах и почве Тюменского района Тюменской области (подзона оси-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.