ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 378:001.89 ББК 758.017
Абдусаламов Руслан Абдусаламович
кандидат педагогических наук заведующий кафедрой информационного права и информатики Дагестанский государственный университет г. Махачкала Abdusalamov Ruslan Abdusalamovich Ph.D.
head of the department of information-tion Law and Informatics Dagstansky State University Makhachkala [email protected] Анализ сформированности информационной культуры будущего
юриста
Analysis of formation of information culture of the future lawyer
Формирование информационной культуры как социально значимой основы профессиональной деятельности в информационной среде связано с поиском индивидуального смысла информационной деятельности и гуманистической ценностной ориентации, осознанный и творческий характер целей и способов информационной деятельности, способностей и стремлений личности в интересах собственного развития.
Formation of information culture as socially significant bases of professional work in the information environment associated with the search for the meaning of individual outreach activities and humanistic value orientation, conscious and creative goals and methods of information activities, abilities and aspirations of the individual in the interests of their own development.
Ключевые слова: информационная культура, будущий юрист, мотивационный компонент, когнитивный компонент.
Key words: information culture, future lawyer, motivational component, cognitive component.
Анализ теории и практики подготовки специалистов показывает, что
формирование информационной культуры как социально значимой основы профессиональной деятельности в информационной среде связано с такими проявлениями личности, как поиск индивидуального смысла информационной деятельности и гуманистическая ценностная ориентация; свободный и ответственный выбор поведения и позиции по отношению к процессам и явлениям
1 V-/ V-/ Ч-/ V-/
информационном действительности, осознанный и творческим характер целей и способов информационной деятельности; наиболее полная реализация в та-
V-/ 1* Ч_/ V-/
кой деятельности потребностей, способностей и стремлений личности в интересах собственного развития.
Установление первоначального уровня информационной культуры будущего юриста потребовало выявления:
1. мотивов и интересов в области информационных технологий;
2. механизма и затруднений формирования информационной культуры студента;
3. первоначального уровня знаний, умений и навыков составляющих информационную культуру;
4. факторов, влияющих на уровень информационной культуры будущего юриста [1,3].
Результаты диагностики уровня сформированности информационной культуры юриста, отраженные в оценочных картах, которые заполнялись до начала эксперимента, позволили выделить пять аспектов: знания, касающиеся использования компьютера в профессиональной деятельности; качественная характеристика самой личности в приложении к ее профессиональной деятельности; характеристика умений и навыков, касающихся использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности; общечеловеческие составляющие информационной культуры, (обще учебные знания и умения, умение общаться и т.п.); стиль мышления, адекватный требованиям современного информационного общества.
Выборочная совокупность опроса составила 143 респондента. 16% опрошенных - женщины, 84% - мужчины в возрасте до 30 лет.
Большинство опрошенных желают работать юристами - 83%, 10% -по смежной специальности, 5% - преподавать в образовательных учреждениях, 2% - в иных учреждениях.
Анализ причин, побудивших к усвоению компьютерных средств в профессиональной деятельности показывает, что большинство опрошенных (70 %)
отметили, что основной причиной, по которой они решили изучать возможности информационных технологий в профессиональной деятельности, явилась их личная инициатива, и 30% респондентов в качестве основ ной причины назвали инициативу своего руководства.
В этой связи любопытно отметить, что для большинства респондентов (64%) основным мотивом, повлиявшим на принятие ими решения изучать компьютерные средства, явилось желание повысить свой профессиональный уровень. 16% респондентов в качестве основного мотива указали, что это нужно для аттестации и получения более высокой квалификации.
Ответы респондентов на вопрос «Какую помощь Вы намереваетесь получить от компьютера?» показывает, что в большей степени студенты хотели бы получить знания по специальным предметам (22%) а также по использованию информационных технологий в юридической практике(18%).
Анализ ответов на вопрос «Часто ли у Вас возникают проблемы с поиском необходимой юридической информации?» показывает, что подавляющее большинство студентов (68%) испытывают проблемы с поиском нужной юридической (справочной) информации. Более того, 20% опрошенных подобные проблемы испытывают довольно часто. И только 12% с указанными проблемами практически никогда не сталкиваются. Данная ситуация подтверждается и достаточно высоким процентом (22%) желающих получить новые знания по своему предмету, о чем мы уже упоминали выше. Это, на наш взгляд, еще раз подтверждает факт наличия определенного «информационного голода» и, в ряде случаев, информационной изоляции.
Среди 1 и 2 курсов количество студентов, испытывающих трудности с поиском нужной юридической (справочной) информации в два раза выше, чем в старших курсах. Результаты опроса позволили установить обратную корреляцию между курсом и частотой проблем, связанных с поиском юридической информации (то есть чем выше курс, тем меньше проблем возникает у студента).
Анализ учебных курсов, при изучении которых наиболее часто возникают проблемы поиска нужной информации, показывает, что это в основном граж-
данское право, муниципальное право, конституционное право и административное право. [2,4]
Ответы на вопрос, «Какими источниками информации Вы чаще всего пользуетесь при подготовке к занятиям?» показывает, что наибольшее количество респондентов (27%) при подготовке к занятиям пользуются литературой из библиотеки академии, 22% - периодическими изданиями, 18% учебниками и учебными пособиями, 24% - конспектами лекций, а 6% используют учебники из других библиотек. При этом всего 5 % студентов пользуются компьютерными справочными системами и поисковыми системами в Интернете (табл. 1), что характеризует недостаточную материально - техническую базу образовательных учреждений, владение знаниями, умениями использования данного источника.
Таблица 1
Основные источники информации при подготовке к урокам
Вариант ответа Результат
Конспекты лекций 24
Литература из библиотеки 16
Учебники и учебные пособия из библиотеки академии 17
Учебники и учебные пособия из других библиотек 6
Компьютерные справочные правовые системы и поисковые системы в Интернет 5
Периодические издания 22
Никакие 0
Всего: 100
Тестирование для выявления уровня информационной культуры (знания и умения и т.д.) студентов (табл. 2).
Таблица 2
Уровень информационной культуры личности
Наименование модулей Знания Умения
Информатика и математика 36% 40%
Информационные технологии в юриспруденции 48% 50%
Правовая информатика 44% 39%
Сетевые информационные технологии 27% 24%
Компьютерное моделирование 49% 47%
При этом, в качестве критериев сформированности информационной культуры выступают знания и умения по использованию компьютерных средств, знание способов решения информационных задач, интересы и мотивы информационной деятельности, сформированность рефлексивной позиции, а в качестве уровней - копирующее - воспроизводящий, воспроизводящее - исследовательский и творческий. [2,5]
Таким образом, нами выделены критерии сформированности информационной культуры у студентов юристов:
• овладение знаниями, способствующими деятельности в информационном пространстве (уровень знаний);
• умение адекватно формулировать свою потребность в информации и эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;
• умение адекватно отбирать, оценивать, осваивать, вырабатывать качественно новую информацию, описывать и создавать процессы обработки информации (уровень сформированности творческих умений).
На основании критериев сформированности информационной культуры была разработана шкала диагностики, раскрывающая значения диагностируемых показателей на высоком, среднем и низком уровнях и отражающая структуру основных компонентов информационной культуры (мотивационного, когнитивного, операционального), которая являлась центральным звеном эксперимента.
Исследование мотивационного компонента осуществлялось путем анкетирования студентов, самооценки; бесед со студентами; наблюдения в процессе учебных занятий, проводимых автором и другими преподавателями; проверки «мини- сочинений» и т.д.
Исследование когнитивного компонента осуществлялось путем изучения результатов семестровых зачетов; тестирования качеств знаний; выявления ориентировочно-опорных (базовых) знаний по дисциплинам «Информатика и
математика», «Правовая информатика», «Информационные технологии в юриспруденции» и др.
Предварительная диагностика позволила нам выделить три показателя развития готовности к применению компьютеров в профессиональной деятельности, согласно обозначенным выше критериям (обследованы 300 студентов).
Студенты с низким показателем готовности к применению компьютеров в профессиональной деятельности отличались абстрактным представлением о вариантах использования компьютерных средств в профессиональной деятельности, поверхностным представлением о самой деятельности, индифферентным отношением к использованию компьютерных средств, пассивным или эпизодическим интересом к опыту применения компьютерных средств при осуществлении своих функций (часто он совсем отсутствовал), отрывочными представлениями о возможностях творческого, личностного подхода к деятельности.
Операциональный компонент для данного уровня характеризовался ограниченностью умений и навыков работы на компьютере, замедленностью выполнения работы, репродуктивностью отдельных умений и навыков. Студенты этой группы не владели умениями целеполагания, структурирования материала, создания личностно ориентированных ситуаций с применением компьютера. Кроме того, студенты этой группы считали, что умение работать на компьютере может пригодиться в другой профессии, а для работы юриста достаточно знать свой предмет, не видели возможностей компьютера в профессиональной деятельности.
Студенты среднего показателя уровня готовности характеризовались тем, что у них проявлялась неустойчивая положительная мотивация, эпизодический интерес к компьютерным средствам и опыту их использования. Вместе с тем, хотя эпизодическое выполнение творческих заданий этими студентами имело место, они имели неполное представление о возможностях компьютерных средств, отсутствовало представление о передовом опыте в этой области, им было свойственно наличие потребности в профессиональной деятельности с использованием компьютера, но не владели технологиями на высоком уровне.
Высокий показатель готовности проявлялся в устойчивой положительной мотивации к деятельности с применением компьютера и интересом к опыту использования компьютеров в будущей юридической деятельности. Обучаемых этой группы отличал творческий подход к профессиональной деятельности, сознательное применение компьютера при анализе юридических ситуаций и решении профессиональных задач, проблем и творческий перенос их в новые ситуации. У студентов наблюдалось устойчивое и уверенное владение разнообразными умениями и навыками работы на компьютере. Будущие юристы были твердо убеждены в необходимости компьютерной подготовки, важности применения компьютера в своей будущей деятельности.
Работа на данном этапе эксперимента позволила сделать вывод о том, что, хотя все выделенные компоненты взаимосвязаны, однако степень их воздействия на развитие личности будущего юриста динамична, изменяется на различных этапах становления готовности к применению компьютера в профессиональной деятельности.
Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать следующие выводы:
• традиционная система обучения курсу «Информатика и математика» в нетехническом вузе не способствует формированию и развитию уровня информационной культуры личности, соответствующего запросам общества;
• повышение уровня сформированности информационной культуры при обучении в вузе способствует: улучшению качества компьютерной (технической) базы; изменению акцента в преподавании информатики, ориентированностью на обеспечение практической и профессиональной направленности; мировоззренческого аспекта; улучшению качества самообразования студентов; преемственности и востребованности компьютерных знаний и умений на протяжении всего периода обучения в вузе и профессиональной деятельности; систематическому повышению уровня информационной культуры преподавателей.
Библиографический список
1. Брановский Ю.С., Шапошникова Т.Л. Информационные инновационные технологии в профессиональном образовании. Учебное пособие - Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2001 - 356 с.
2. Ваграменко Я.А., Мороз В.К., и др. Анализ современного состояния средств информатики для системы образования. - М., 1992.
3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
4. Мирзаева (Магомедова) А. М. Формирование информационной культуры юристов в процессе профессиональной подготовки: Дисс... к. пед. наук. - Ставрополь: СГУ, 2004. - 160 с.
Bibliography
1. Branovsky Y.S., Shaposhnikov T.L. Information technology innovation in vocational education. Tutorial - Krasnodar Univ KubGTU, 2001 - 356 с.
2. Vagramenko J.A., Claus V.E. Analysis of the current state of informatics tools for the education system. - M., 1992.
3. IG Zakharova Information Technology in Education: Studies. allowance for stud. vyssh. ped. Textbook. institutions. - Moscow: Publishing Center "Academy ", 2003. - 192.
4. Mirzaeva (Magomedov) AM Formation of information culture of lawyers in the process of training : Diss ... to ped. Sciences. - Stavropol: SSU, 2004. - 160.