ПРАВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
В.И. Степанов
РОЛЬ ДИСЦИПЛИН «ИНФОРМАТИКА» И «ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИКА» В РАЗВИТИИ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Алтайский экономико-юридический институт, г. Барнаул
Стремительное качественное обновление общества выдвигает на первый план решение задачи -формирования в России единого информационноправового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности.
Правовая информатизация общества открывает принципиально новые возможности для совершенствования организации юридической деятельности, включая в себя процессы использования логики, математики, теории информации и информационных систем и самих компьютеров (как технических средств автоматизации информационных процессов).
Правовая информатизация общества базируется на решении двух задач: информатизация правовой сферы и законодательное регулирование правоотношений в сфере информатизации. Современный специалист юридического профиля, чтобы в полной мере удовлетворять предъявляемым к нему требованиям, должен владеть и уметь использовать новые информационные технологии.
Однако новые информационные технологии, основанные на использовании персональных компьютеров и телекоммуникационных средств, с опозданием входят в современную юридическую практику. Отчасти это обусловлено тем, что юристам, в силу специфики профессии, свойственен консервативный подход к новшествам, в том числе и техническим (право как инструмент взаимоотношений государства и личности в сущности своей предполагает неизменность основополагающих принципов и стабильность способов регулирования отношений между его субъектами) [1].
Решение обозначенных проблем возможно на базе информационной ориентации системы высшего юридического образования. Выпускник юридического вуза должен не только иметь представление о возможностях информационного общества, но эффективно и профессионально использовать их. Именно процессы совершенствования учебной деятельности юридических вузов могут существенно повлиять на сложившуюся ситуацию благодаря внедрению и развитию новых форм обучения, прак-
тики опережающего обучения. Решению этих задач в определенной степени способствуют дисциплина «Информатика» и новая междисциплинарная отрасль знаний - «Правовая информатика». Главной целью преподавания названых дисциплин является ознакомление студентов с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития, принципами построения информационных моделей, проведения анализа полученных результатов, применения современных информационных технологий в профессиональной деятельности. «Информатика», на наш взгляд, должна занимать особое первостепенное место в ряду изучаемых в вузе дисциплин, так как на её фундаменте необходимо строить весь образовательный процесс и именно она является инструментарием будущей юридической деятельности.
В последние годы в системе высшего образования проходят процессы совершенствования её организации, структуры и содержания учебных планов и программ. Особенно существенны перемены в средствах и технологиях обучения. Так, в Алтайском экономико-юридическом институте сложилась определенная структура профессиональной подготовки студентов юридического факультета, характеризующаяся переходом к многоуровневой и многокомпонентной системе подготовки в области юриспруденции на основе модели информационной культуры, которая формируется при изучении дисциплин социально-гуманитарного, общеобразовательного и специального юридического циклов. Определяющую роль в этой модели играют дисциплины «Информатика» и «Правовая информатика», благодаря которым внедряются и развиваются новые формы обучения, обеспечиваются тенденции к формированию открытого образования, опережающего обучения, использования новых технических средств и технологий, совершенствования образовательных методик.
Именно дисциплины «Информатика» и «Правовая информатика» формируют у студентов представления:
- о современной науке информатике и ее технических средствах;
- о роли науки информатики в становлении и развитии цивилизации в целом и современной юридической деятельности;
- о компьютерных методах сбора, хранения, обработки и редактирования информации;
- об информационных ресурсах общества;
- о современных информационных технологиях переработки информации и их влиянии на успех в профессиональной (юридической) деятельности;
- о современном состоянии и тенденциях развития вычислительной техники и программных средств.
В результате изучения названных дисциплин у студентов формируется умение:
- работать на компьютере в современных операционных системах и средах с программными средствами общего назначения;
- подготавливать на ЭВМ процессуальные и иные документы различной степени сложности с использованием текстовых, графических редакторов, программ оптического распознавания текстов, систем управления базами данных и электронных таблиц;
- применять полученные знания при изучении дисциплин использующих автоматизированные методы анализа и расчета, при выполнении домашних заданий, курсовых и дипломных работ.
В процессе изучения названных дисциплин студенты приобретают навыки:
- уверенной работы в качестве пользователя персонального компьютера, самостоятельного использования внешних носителей информации для обмена данными между машинами, создания резервных копий и архивов данных и программ;
- уверенной работы в локальных и глобальных компьютерных сетях, использования в профессиональной деятельности сетевых средств поиска и обмена информацией и информационных ресурсов;
- применения современных информационных систем и технологий для решения профессиональных задач;
- автоматизации решения юридических задач.
Для реализации перечисленных задач в Алтайском экономико-юридическом институте:
- созданы условия для обучения студентов информационным технологиям и применения их в практической деятельности (обеспеченность компьютерами, программными продуктами, специалистами, помещениями и оборудованием, наличие локальной сети, доступа к Шете^;
- происходит внедрение компьютерных технологий в учебный процесс по всем дисциплинам (с помощью компьютера студент становится исследователем в процессе обучения);
- создана доступная для всех студентов медиатека, в которой накапливаются различные обучаю-
щие, тренажерные, контролирующие и другие программы (с помощью этих программ студент самостоятельно может изучать новые темы, заполнять пробелы в своих знаниях, выполнять исследования и эксперименты для курсовых и выпускных квалификационных работ).
Все это стало возможным благодаря созданию лаборатории новых информационных технологий и компьютерного центра, позволивших комплексно решать вопросы организации управления и совершенствования подготовки специалистов юридического профиля.
Кроме этого, преподаватели института имеют возможность своевременно получать необходимую техническую и методическую поддержку в области сетевых и компьютерных технологий. Центр позволил значительно расширить географию образовательных программ, увеличить число специалистов, способных квалифицированно использовать программные продукты центра и интернет и обеспечить их максимальную эффективность. Создание центра позволило решить следующие задачи:
- формирование единого информационного пространства;
- создание и сопровождение информационных баз по направлениям;
- апробирование и внедрение новых информационных технологий в учебный процесс, разработка специализированных программных продуктов;
- подготовка и проведение организационно-методических мероприятий;
- проведение совместных работ с городскими и краевыми учреждениями образования за счет использования глобальных сетей.
Такой подход к преподаванию названных дисциплин обусловлен тем, что, как свидетельствует практика, многие юристы в своей повседневной практической деятельности не только не могут эффективно и квалифицированно использовать возможности информационного общества, но и не имеют четких представлений о них [2].
Для детального изучения перечисленных проблем, нами ежегодно (в период прохождения производственной практики студентами в территориальных отделах милиции, судах, прокуратурах, адвокатурах, на предприятиях, учреждениях и организациях) проводятся социологические исследования. Для этого разработана специальная анкета, содержащая 62 вопроса. Целью проводимого исследования являлось выявление уровня профессиональной подготовки (в сфере информационных технологий) специалистов, занятых законотворческой, правоисполнительской и правоприменительной деятельностью и соответствие уровня подготовки студентов института требованиям образовательного стандарта по информатике.
Приведем некоторые результаты исследования в 2005 г. Число респондентов составило 91 человек. Из них юрисконсультов - 4 (4.4 %), следователей прокуратуры - 4 (4.4 %), следователей территориальных отделов милиции - 17 (18.7 %), прокуроров, помощников прокурора - 1 (1.1 %), дознавателей - 9 (9.9 %), нотариусов - 5 (5.5 %), адвокатов -6 (6.6 %), судей - 13 (14.3 %), судебных приставов -3 (3.3 %), специалистов арбитражных судов - 3 (3.3 %), специалистов управления юстиции 4 (4.4 %), специалистов других категорий - 22 (24.2 %).
Из них 34.1 % не имеют профессиональной подготовки в сфере использования информационных технологий в юридической деятельности.
Имеющие же профессиональную подготовку, на вопрос «Если да, то укажите, где Вы ее получили?», ответили следующим образом:
в школе 4.З %
в среднем профессиональном учебном заведении 8.7 %
в вузе 49.5 %
на курсах 15.б %
путем самообразования 22 %
Поскольку в школе и средних профессиональных учебных заведениях подготовка в области информационных технологий применительно к юридической сфере не предусмотрена, можно считать, что ее имеют не более половины опрошенных.
Почти половина респондентов считает не достаточной свою подготовку в сфере использования информационных технологий. Так, на вопрос «Достаточно ли Ваших знаний и умений для эффективного использования информационных технологи в юридической деятельности», ответы распределились следующим образом:
да 5З.8 %
нет 4б.2 %
Ответы на данный вопрос также подтверждают поверхностный, фрагментарный характер знакомства с информационными технологиями.
Недостаточной остается и оснащенность рабочих мест оргтехникой. Ответы на вопрос «Оснащенность Вашего рабочего места оргтехникой» распределились следующим образом:
персональный компьютер 95.б %
Принтер 9З.4 %
Сканер З0.8 %
Модем 29.7 %
Отсутствие на рабочем месте сканера, модема не означает неумения пользоваться электронной почтой, интернетом и т.п., хотя явно ограничивает возможности выхода в справочные информационные системы.
Наиболее распространенными программными продуктами, используемыми в повседневной практической деятельности, являются как правило,
стандартные средства пакета Microsoft Office. Ответы на вопрос «Используемое Вами программное обеспечение» распределились таким образом:
текстовый редактор 72.5 %
программы для работы с растровой и векторной графикой 7.7 %
электронная таблица б0.4 %
система управления базами данных 18.7 %
программы автоматизированного перевода 14.З %
экспертные системы 12.1 %
системы искусственного интеллекта З.З %
математические и статистические системы 5.5 %
специализированные программы 4б.2 %
Каждый пятый респондент использует в своей
деятельности справочные правовые системы:
КонсультантПлюс 75.б %
Гарант 75.б %
Кодекс З8.5 %
ЮСИС 4.4 %
Референт 7.7 %
Законодательство России 22.0 %
1 С Кодекс, 1 С Гарант, 1 С Эталон 14.З %
Юридический мир Интернет 7.7 %
Эталон 1.1 %
Очевидно, что подавляющее большинство респондентов всех типов учреждений склонны использовать три справочные правовые системы: Консультант Плюс, Гарант и Кодекс. Совершенно не используется система Эталон, почти не используется система ЮСИС. По понятным причинам государственные и коммерческие предприятия предпочитают 1С: Кодекс, 1С: Гарант, 1С: Эталон.
Использование как внутренней сети, так и интернета характерно для работников коммерческих фирм и органов юстиции. Нотариусы, судебные приставы, работники ТОМ сетями не пользуются.
Intranet (внутренняя сеть) З4.1 %
Internet (глобальная сеть) З1.9 %
Большинство сотрудников правоохранительных органов не знают виды и возможности сервисов интернет, не имеют доступа к сетям.
Большинство сотрудников не использует доступ к справочным системам в режиме On-line.
КонсультантПлюс 27.5 %
Гарант 24.2 %
Кодекс 14,З%
ЮСИС 1,1%
Референт 5,5%
Законодательство России З,З%
1 С Кодекс, 1 С Гарант, 1 С Эталон 2,2%
Юридический мир Интернет 5,5%
Эталон 1,1%
Результаты исследования свидетельствуют, что эффективному использованию информационных технологий в юридической деятельности мешает
целый спектр причин. Ответы на вопрос «Какие проблемы затрудняют Вашу работу?» распределились таким образом:
отсутствие ПК 5.5 %
незнание устройства и принципов функционирования ПК 4.4 %
отсутствие практических навыков общения с ПК 2.2 %
незнание возможностей распространенных прикладных программ 8.8 %
отсутствие доступа к ресурсам сети 38.5 %
незнание методов навигации и способов поиска информации в интернете 9.9 %
незнание видов и возможностей сервисов интернет 13.2 %
незнание правовых ресурсов российского интернета и методов размещения информации 9.9 %
незнание особенностей обращения, поиска и получения информации из справочных правовых систем 4.4 %
Больше всего трудностей в работе с информационными технологиями испытывают следователи прокуратуры. Это связано с отсутствием доступа к интернету и элементарной некомпетентностью в области пользования компьютером. При этом абсолютное большинство опрошенных следователей прокуратуры имеют в своем распоряжении компьютер на рабочем месте.
Наиболее серьезной проблемой для большинства опрошенных категорий является отсутствие доступа к сети.
Незнание особенностей обращения со справочными системами характерно для тех респондентов, которые не имеют ПК на рабочем месте. Главная проблема - отсутствие доступа к ресурсам сети. Отсюда и соответствующая некомпетентность. Можно предположить, что доступ к ресурсам ограничен бюджетом соответствующих учреждений.
Помимо трудностей, с которыми сталкиваются респонденты в повседневной практике, они видят и предлагают способы решения существующих проблем. Ответы на вопрос «Что, по Вашему мнению, нужно сделать для улучшения подготовки в области использования информационных технологий?» приведены ниже:
создать специальные центры повышения квалификации 34.2 %
организовать консультационные службы 14.4 %
проводить занятия по месту работы 34.2 %
привлекать средства массовой информации и печати для повышения квалификации 4.4 %
Анализ ответов подтверждает потребность в повышении квалификации и свидетельствует о предпочтении повышения квалификации прямо на рабочем месте. Расчет опрошенных - в основном на финансирование обучения за счет организации. Вряд ли потребности в повышении квалификации
сотрудники правоохранительных органов согласятся удовлетворять за свой счет.
Очевидно, что одним из вариантов решения данной проблемы могло бы быть создание региональных центров повышения квалификации юристов-практиков (в том числе и на основе дистанционного образования), подобно тому, как это делается в настоящее время в системе повышения квалификации работников образования.
Однако следует обратить внимание на ряд факторов, существенно влияющих на качество профессиональной подготовки специалистов юридического профиля при изучении курсов «Информатика» и «Правовая информатика».
Главным должно стать совершенствование учебного процесса. В настоящее время разработаны и приняты квалификационные требования к выпускнику юридического вуза, касающиеся владения навыками и умениями использования компьютеров в профессиональной деятельности. При этом в системе высшего образования все заметнее тенденция упрощенного подхода к преподаванию информатики, базирующаяся на кажущейся простоте использования персональных компьютеров (ПК). Студенты (нередко и преподаватели) считают, что персональные компьютеры и установленное на них программное обеспечение - это очень простые для изучения системы. Причина этого, на наш взгляд, кроется в недооценке информатики в традиционно сложившейся системе наук, что до сих пор не позволило определить место общеобразовательного курса «Информатика» и специального курса «Правовая информатика» в ряду других учебных предметов. Несмотря на то, что факт признания информатики как «фундаментальной естественной науки» является общепризнанным, далеко не всегда она рассматривается именно таковой [3].
В последнее десятилетие неоднократно корректировался государственный образовательный стандарт (ГОС) по информатике, определяющий требования к месту и содержанию курса информатики в учебном плане вуза, к уровню подготовки студентов, к технологии и средствам проверки и оценки достижения студентами требований стандарта. Стандарт определяет, что должен знать и уметь выпускник юридического вуза.
Несмотря на все это, ситуация остается критической. В ГОС второго поколения эти вопросы прописаны в обобщенной форме, что допускает их упрощенное толкование вплоть до исключительно теоретического изучения дисциплины «Информатика» без привлечения ПК. Причиной этого является недооценка общеобразовательного курса информатики. В соответствии с примерной программой на изучение дисциплины«Математика и информатика» отводится 100 часов лекций и 50 часов прак-
тических (семинарских) занятий, из которых не менее 30 % времени должно проводиться с использованием ЭВМ. При этом каждому студенту необходимо проводить за компьютером не менее одного часа в неделю. Однако не оговаривается, в каком соотношении следует делить выделяемые часы. Очевидно, что при таком подходе (25 часов практических занятий, если делить поровну) невозможно обеспечить качественную подготовку обучающихся по указанной дисциплине.
Вызывает большое недоумение содержание примерной программы в части, касающейся информатики. Программой не предусмотрено изучение таких базовых понятий, как «информационное общество», «информационная культура», «информационная технология», «информационная система» и др. При этом в преамбуле программы декларируется: «... цель преподавания дисциплины «Информатика» - ознакомить студентов с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития, обучить принципам построения информационных моделей, проведению анализа полученных результатов, применению современных информационных технологий в профессиональной деятельности». Ошибочным, на наш взгляд, является и тот факт, что информатика рассматривается как второстепенный раздел объединенной дисциплины «Математика и информатика», а не как фундаментальная и самостоятельная комплексная научная и инженерная дисциплина.
Государственным образовательным стандартом второго поколения не предусмотрено изучение такой дисциплины, как «Правовая информатика», а ведь в недалеком прошлом она занимала важное место в системе профессиональной подготовки специалистов юридического профиля.
Правовую информатику следует рассматривать как перспективное и быстро прогрессирующее направление научных исследований, которое имеет собственный предмет, задачи и методы исследова-
ний, и в этой связи она непременно должна изучаться в юридических вузах.
Конечно, изучение данной дисциплины может быть реализовано за счет регионального компонента. Однако, на наш взгляд, было бы правильнее рассматривать дисциплины «Информатика» и «Правовая информатика» либо как самостоятельные учебные предметы, либо как компоненты единого целостного курса «Правовая информатика», состоящего из двух частей - общей и специальной, что в значительной мере способствовало бы профессиональной подготовке специалиста [4].
В примерной программе по информатике практически не затрагиваются такие важные вопросы отбора содержания обучения этому предмету, как междисциплинарные связи информатики с профессионально ориентированными дисциплинами и ее роль в профессиональной подготовке специалистов юридического профиля. На наш взгляд, это совершенно неприемлемый подход, наносящий огромный вред процессу подготовки специалистов юридического профиля. Не по этой ли причине сегодня исключением, а не правилом, является использование новых информационных технологий в преподавании социально-гуманитарных, общеобразовательных и специальных юридических дисциплин. Не по этой ли причине преподаватели социально-гуманитарных и специальных юридических дисциплин, за редким исключением, не владеют технологией работы на персональном компьютере, не умеют работать с весьма распространенными юридическими системами (справочными правовыми системами «Консультант-Плюс», «Гарант» и др.). Не по этой ли причине преподавание дисциплины «Оформление процессуальных документов» ведется как в «старые добрые времена» и студенты вынуждены овладевать технологией оформления процессуальных документов, переписывая десятки документов вручную.
Литература
1. Компьютерные технологии в юридической деятельности. Учебное и практическое пособие / Под ред. Н. Полевого, В. Крылова. М., 1994.
2. Полевой Н.С. Криминалистическая кибернетика. М., 1989.
3. Информатика: Учебник / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. М., 1997.
4. Степанов В.И. Проблемы становления и развития негосударственного сектора образования в России: Монография. Барнаул, 2004.