УДК 378.147:519.72 ББК 32.81:74.58
ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКИ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Е.К. Хеннер, Т.Н. Соловьева
Аннотация. В статье рассматривается содержание и технологии обучения информатике студентов вузов тех направлений и специальностей, которые не направлены на подготовку специалистов по информатике. Авторы, исходя из анализа содержания современной информатики (компьютинга), выделяют ту инвариантную часть указанной подготовки, которая обеспечивает формирование необходимых каждому специалисту с высшим образованием знаний и компетенций в данной сфере. Приводится пример реализации подготовки по информатике в условиях высокоразвитой цифровой образовательной среды инновационного вуза. Описываются элементы цифровой образовательной среды и методической системы подготовки по информатике, реализуемой при ее поддержке.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, информатика, содержание учебной дисциплины, методическая система.
STUDYING OF INFORMATICS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION 42 IN THE CONDITIONS OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
| E.K. Khenner, T.N. Soloveva
Abstract. The article deals with the content and technology of teaching Informatics students of higher education institutions that are not directly related with Informatics. The authors, based on the analysis of the content of contemporary computing, allocate the invariant part of the training which provides all the specialists with necessary knowledge and competences. The article gives an example of the implementation of learning of Informatics in a highly developed digital educational environment of an innovation university. The elements of a digital learning environment and methodological training system of teaching Informatics are described.
Keywords: digital educational environment, informatics, content of academic subject, methodical system.
1. Об изучении информатики в вузе
Цель данной работы — описать и обосновать авторское видение содержания и способа реализации образования по информатике в современном вузе. Эта компонента образования призвана решать задачу формирования необходимого уровня знаний и компетенций в сфере информатики в объеме, обеспечивающем потребности каждого специалиста с высшим образованием, независимо от конкретного направления подготовки.
По мнению авторов данной статьи, информатика, имеющая дело с такими общенаучными и общезначимыми понятиями, как «информация», «обработка информации», «информационные технологии», должна быть одной из немногих составляющих любой образовательной программы высшего образования — как из сугубо прагматических соображений (подготовка к современным приемам учебной деятельности и к будущей профессиональной деятельности, которая в наше время невозможна без использования информационных технологий), так и в мировоззренческом плане.
В данной статье анализируется лишь та часть подготовки по информатике, которая в определенной мере инвариантна по отношению к конкретным образовательным программам. Эту часть подготовки, по мнению авторов, целесообразно реализо-вывать в формате дисциплины, не привязанной к конкретному виду подготовки студентов (направления
бакалавриата или специалитета). Эта подготовка, в большинстве случаев, не исчерпывает всех необходимых для специалиста с высшим образованием компетенций в ИТ-сфере (например [1]), поскольку не включает профильно-специализированной части. Например, для студентов-филологов изучение технологий компьютерной разметки текстов — часть специализированной профессиональной подготовки, также как для будущих педагогов изучение технологий дистанционного обучения и т.п. Такие компоненты подготовки остаются за пределами обсуждения в данной статье; по мнению авторов, их реализация должна быть частью предметной составляющей образования.
Дисциплина, описываемая в данной статье, может быть востребована в разных образовательных программах — кроме тех, которые направлены на подготовку специалистов по информатике и информационным технологиям. Содержание такой дисциплины — одна из тем обсуждения в данной статье. .„
В современном высшем образова- 43 нии огромную роль играет образовательная среда [2], уровень развития которой определяет возможность использования современных технологий обучения и контроля результатов. Отметим, что именно в отношении информатики условия позитивной трансформации образовательного процесса к цифровой образовательной среде, сформулированные С.Д. Каракозовым и А.Ю. Уваровым [3], могут быть выполнены, в силу специфики предмета, наиболее пол-
1 Содержание, которое авторы вкладывают в термин «информатика», разъясняется в тексте статьи.
44
ным образом. Опираясь на практический опыт обучения информатике в Пермском государственном национальном исследовательском университете (ПГНИУ), авторы описывают технологии обучения, реализованные в условиях высокоразвитой цифровой образовательной среды, в полной мере существующей в вузе.
2. Информатика как образовательная область
Уточним и детализируем объект изучения. Термин «Информатика» с самого момента своего появления в русском языке был и по сей день остается полисемичным [4]. В частности, он не равносилен «русифицированному» термину «компьютерные науки» (кальке с английского "Computer Science"). Многие авторы полагают, что в академическом аспекте более подходящим является термин «Компьютинг», постепенно проникающий в русскоязычную научную и педагогическую литературу. В.А. Сухомлин в работе [5], посвященной зарубежному образованию в ИТ-сфере, интерпретирует этот термин следующим образом: «Академическая дисциплина компьютинг рассматривается как интегральная дисциплина, охватывающая широкий спектр специализированных научно-прикладных дисциплин (поддисциплин), таких, например, как компьютерные науки, искусственный интеллект, компьютерные сети, вычислительная математика, технологии баз данных, информационные системы, мультимедиа, биоинформатика и пр.».
Отметим, что широкое толкование термина «Информатика», практически совпадающее с описанным выше содержанием термина «Ком-
пьютинг», в отечественной научной и образовательной литературе не является чем-то исключительным. В качестве примера приведем высказывание К.К. Колина [6]: «Этим термином («Информатика») мы сегодня обозначаем и компьютерную науку, и информационную науку, и всю область, связанную с использованием информационной техники и информационных технологий». В настоящей работе мы используем термин «Информатика» именно в таком расширительном смысле.
Согласно [7], компьютинг как академическая дисциплина имеет пять базовых составляющих (между которыми, однако, есть многочисленные пересечения): компьютерные науки (Computer Science), компьютерная инженерия (Computer Engineering), информационные системы (Information Systems), информационные технологии (Information Technology), программная инженерия (Software Engineering). Соответствующее обстоятельство проиллюстрировано на рис. 1.
В работе [8], посвященной созданию многоуровневой двуязычной семантической сети понятий компьютинга, эти понятия сгруппированы в 12 базовых разделов, пересечения между составляющими которых на первых двух уровнях классификации минимизированы (отнесены на более низкие уровни иерархии). Основой для классификации являлся набор документов Computing Curricula, разработанных международной группой экспертов, российские государственные образовательные стандарты подготовки ИТ-специалистов (стандарты второго поколения, в которых описано содержание образования) и иные источники.
Организационные вопросы и информационные системы
Прикладные технологии
Методы и технологии программирования
Системная инфраструктура
Компьютерное оборудование и архитектура
ком на пьютерные /ни -''програ к/. ммная инженерия 1
** ** ^ инфо ^ систе Г вмационные иы 'Л ^ \ ч Ч V
/ ^ компьютер и н жен ери; ч \ > >ная ■ V ' \ ч к /У / V
.....X —VI ч информационные технологии
-
Теоретические аспекты
Прикладные аспекты
Рис. 1. Сводная схема пространства задач для базовых направлений образовательной области «Компьютинг» [5; 6]
Эти разделы и подразделы таковы:
1. Вычислительная техника:
анализ технических требований, архитектура и организация компьютеров, технология вычислительных систем, цифровая логика, распределенные системы, встроенные системы, техническая поддержка.
2. Программное обеспечение: платформенные технологии, проектирование программного обеспечения, сопровождение программного обеспечения, управление программными проектами, моделирование и анализ программного обеспечения, процесс разработки программного обеспечения, качество программного обеспечения, верификация и испытания программного обеспечения.
3. Операционные системы: конфигурирование и использование операционных систем, разработка и принципы операционных систем, концепции систем реального времени.
4. Алгоритмы: алгоритмические стратегии, теория автоматов, базовый анализ, базовая вычислимость, сопоставление классов сложности алгоритмов, криптографические алгоритмы, распределенные алгоритмы, основные алгоритмы, геометрические алгоритмы, параллельные алгоритмы.
5. Программирование: основы программирования, компонентно-базированное программирование, языки программирования, параллельные и распределенные вычисления, структуры данных.
6. Программная инженерия: экономика программной инженерии, интерфейсы создания приложений, формальные методы программной инженерии, оценки риска, надежное и безопасное программирование, дизайн программного обеспечения, процесс разработки программного обеспечения, эволюция программно-
45
го обеспечения, управление программными проектами, надежность программного обеспечения, требования к спецификациям программного обеспечения, верификация и вали-дизация программного обеспечения, специализированные системы, инструменты и окружение.
7. Управление информацией: центр обработки данных, интеллектуальный анализ данных, использование баз данных, теория баз данных, распределенные системы, встроенные системы, информация и модели данных, разработка информационных систем, интеллектуальные системы, управление информационными системами, системное администрирование, системная интеграция.
8. Компьютерные сети и телекоммуникации: принципы и разработка сетевых технологий, использование и конфигурирование сетевых технологий, концепции Web.
9. Компьютерная графика и визуализация: развитие цифровых средств коммуникации, графика и
46 визуализация, графические системы, человеко-машинный интерфейс, интерактивная компьютерная графика, методы компьютерной графики.
10. Информационная безопасность: безопасность информационных технологий: проблемы и принципы; безопасность информационных технологий: реализация.
11. Математические основы компьютинга: булева логика, вычислительная математика, дискретная математика, логика предикатов, вероятность и статистика.
12. Социальные аспекты информационных технологий: кодексы этики, компьютерная преступность,
воздействие на окружающую среду, правовая охрана интеллектуальной собственности, конфиденциальность и доступ к информации, охрана здоровья и безопасность, социальная ответственность и влияние на общество.
Вопрос о том, что именно из огромной совокупности знаний и технологий, входящих в эти разделы, следует отнести к инвариантной части подготовки специалиста с высшим образованием, на каком уровне детализации излагать те или иные вопросы, не имеет общепринятого ответа. В учебнике [9], адресованном студентам направлений и специальностей, непрофильных по отношению к информатике, созданном с участием одного из авторов данной статьи, отражена точка зрения на содержание соответствующего курса информатики, представленная ниже на уровне заголовков глав и параграфов учебника.
Информация (понятие «информация»; информационные процессы; виды и формы представления информации; количество информации; кодирование информации).
Введение в вычислительные системы (понятие о конечных автоматах и типовых узлах компьютера; архитектура персонального компьютера, мобильных и робототехниче-ских устройств; назначение и характеристики устройств, входящих в состав персонального компьютера; многопроцессорные и распределенные вычислительные системы; «виртуализация» компьютерной техники и инфраструктуры).
Программное обеспечение ЭВМ (операционные системы персональных компьютеров и мобильных устройств; прикладные программные средства общего назначения).
Информационные модели и системы (информационные модели; базы данных; информационные системы).
Компьютерные сети (понятие о компьютерных сетях; локальные сети; корпоративные сети; сеть Интернет; средства создания информационных ресурсов; защита информации в компьютерных сетях).
Алгоритмизация и программирование (алгоритмы; базовые алгоритмические структуры; структуры данных; языки программирования; программирование на языке Visual Basic).
Искусственный интеллект и компьютерное моделирование
(модели знаний и моделирование рассуждений; модели и компьютерное моделирование; понятие о теории принятия решений).
Социальные, этические и правовые аспекты информатизации
(социальные аспекты информатизации; правовое регулирование в информационной сфере; этические нормы при работе с информацией; информационная безопасность).
Отметим, что авторы учебника включили в него некоторую (небольшую) часть материала, созданную с завышением требований к минимальной подготовке, с целью дать студентам возможность углубиться в отдельные разделы курса.
3. Пример реализации дисциплины «Информатика»
В качестве примера опишем разработанный при активном участии авторов данной статьи вариант реализации дисциплины «Информатика» для студентов непрофильных по отношению к информатике направ-
лений и специальностей подготовки. В таком виде эта дисциплина на протяжении последних 4-х лет изучается студентами 1 курса более 20 направлений и специальностей на 9 факультетах ПГНИУ. Возможности реализации такого унифицированного в пределах университета курса способствует то обстоятельство, что в настоящее время планирование образовательных программ стало в основном прерогативой вузов; ограничения по составу дисциплин, их содержанию и объему изучения практически сняты.
Дисциплина рассчитана на 4 зачетные единицы, аудиторная работа при очной форме обучения реализуется за 28 часов лекций, 28 часов лабораторных работ (лабораторные работы сопровождают модули 2, 5-8). Важную роль в курсе играет самостоятельная работа — выполнение части практических заданий вне аудитории всячески приветствуется.
Остановимся на характеристике содержания дисциплины, которое разбито на 10 модулей.
Модуль 1. Информатика (базовые понятия): Структура современной информатики. Информация как базовое понятие. Измерение и кодирование информации. Информационные процессы и информационные технологии. Формализация. Информационные модели. Модели, типы и структуры данных. Способы структурирования информации.
Модуль 2. Формализация и моделирование: Понятие о компьютерном моделировании. Программное обеспечение структурирования информации. Компьютерное моделирование объектов и процессов.
47
Технологии компьютерного моделирования. Программное обеспечение для моделирования.
Модуль 3. Технические средства обработки информации: Архитектура персонального компьютера. Назначение и характеристики устройств, входящих в состав компьютера.
Модуль 4. Программные средства обработки информации: Системное программное обеспечение персонального компьютера. Прикладное программное обеспечение (состав).
Модуль 5. Технологии обработки текстовой, числовой и графической информации, подготовки презентаций: Информационные системы и технологии подготовки текстовых документов. Информационные системы и технологии обработки числовых данных. Информационные системы и технологии работы с изображением и звуком. Программы подготовки презентаций.
Модуль 6. Технологии баз данных: Реляционная структура данных, базы данных, банки данных.
48 Системы управления базами данных. Информационные системы.
Модуль 7. Основы алгоритмизации и программирования: Алгоритм. Формы представления алгоритмов. Основные алгоритмические структуры. Принципы структурного проектирования алгоритмов и программ. Основные конструкции одного из языков структурного программирования. Разработка простых алгоритмов (программ), содержащих линейные, ветвящиеся и циклические конструкции и вспомогательные алгоритмы (подпрограммы). Логическое программирование. Базы знаний. Экспертные системы.
Модуль 8. Локальные и глобальные сети: Локальные сети и глобальные сети: принципы построения, архитектура, основные компоненты, их назначение и функции. Интернет, средства навигации по Интернету. Информационные системы.
Модуль 9. Социальные и правовые аспекты информатизации:
Информационное общество. Экономика и структура труда в информационном обществе. Культура и образование в информационном обществе. Социальные сети, их роль в современном мире. Этические и моральные аспекты использования. Правовое регулирование в информационной сфере.
Модуль 10. Защита информации: Проблемы информационной безопасности личности, общества и государства. Организационные, технические и программные средства защиты информации.
Реализация обучения данной дисциплине является примером трансформации учебного процесса в цифровой образовательной среде, описанным С.Д. Каракозовым [1-3].
Рассмотрим технологии, применяемые в процессе обучения, реализация которых возможна благодаря тому, что в университете цифровая образовательная среда реализована на высоком уровне, но предварительно кратко охарактеризуем состав этой среды. Ее основа была заложена в период 2006-2007 гг. в процессе участия университета в национальном проекте «Образование» с программой, посвященной формированию ИКТ-компетентности выпускников университета, главным образом направленной на формирование высокоразвитой информационно-об-
разовательной среды. Впоследствии большие ресурсы на развитие этой среды были привлечены из программы развития Национального исследовательского университета (с 2010 г. по настоящее время), в значительной мере ориентированной на прикладные информационные технологии.
В университете создана гигабитная телекоммуникационная сеть с беспроводным доступом, охватывающая весь университетский городок — 12 корпусов, территорию, общежития. Каждый студент, преподаватель, научный сотрудник имеет возможность в ней работать (точнее говоря, уже не может без нее обойтись в силу ряда регламентов, принятых в университете). Пропускная способность каналов Интернет доведена до 110 Мб/с. Каждый штатный препоы даватель получил от университета ноутбук с сенсорным экраном, на котором можно писать и рисовать специальным карандашом с одновременным отображением через видеопроектор на экране в аудитории. 220 аудиторий во всех учебных корпусах оснащены учебным мультимедийным оборудованием, также имеющим выход в сеть. Десятки рабочих мест в залах библиотеки оборудованы компьютерами с возможностью выхода в корпоративную сеть университета и в Интернет. Таким образом, создана техническая основа высокоразвитой информационно-образовательной среды, позволяющей реализовывать современные формы и технологии учебной деятельности.
Важнейшей составной частью этой среды является многоцелевая интегрированная информационная система поддержки образовательной, научной, административной и
иных видов деятельности. Эта система создана непосредственно в университете (начиная с 2002 г.) и, по нашей оценке, превосходит по своему функционалу системы аналогичного назначения, используемые в российских вузах (прежде всего, по уровню интегрированности подсистем и сервисов). В настоящее время вся деятельность и документация, сопровождающая текущий учебный процесс, поддерживается этой системой; доступ к ней имеют все студенты и преподаватели. В систему в обязательном порядке заносятся учебные и методические материалы, сведения по текущей успеваемости, другие материалы. Эта система полностью используется в учебном процессе по дисциплине «Информатика».
Определенные особенности в изучении предмета связаны с переходом университета на балльно-рейтинго-вую систему, начатом в 2012 г. и практически завершенном к настоящему времени. Применительно к обсуждаемой дисциплине это означает увязывание каждого из модулей (или групп модулей) с определен- 49 ным баллом, который преподаватель должен внести в систему к фиксированному моменту времени («контрольной точке»). Оценки по теоретическим темам вносит лектор на основе, как правило, компьютерного тестирования, по «технологическим» темам — преподаватель, ведущий лабораторные работы. Последняя контрольная точка — тест по всей дисциплине, являющийся в данной учебной технологии аналогом классического экзамена; вес балла по этой контрольной точке не может превышать 30% общей оценки. Студент для получения положительной оцен-
50
ки по дисциплине должен пройти все контрольные точки с баллом не ниже минимально установленного по каждой из них, после чего система выставляет ему оценку по 100-балльной шкале (пересчитываемую в традиционную пятибалльную).
Разумеется, такая организация учебного процесса физически невозможна вне цифровой образовательной среды.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика» включает цифровые образовательные ресурсы, в основном локализованные в информационной системе университета, доступ к которым возможен через сеть (часть материалов, по усмотрению преподавателей, размещается в облачных хранилищах):
• тексты лекций (не всегда, по усмотрению преподавателя);
• презентации по каждой лекции;
• видеозаписи лекций, выполненные различными преподавателями кафедры, наиболее компетентными по соответствующим темам; студент может сравнить их с текущими лекциями «своего» преподавателя;
• авторские методические пособия по дисциплине;
• инструкции к лабораторным работам, варианты заданий;
• образцы выполнения заданий (например, видеоинструкция по формированию базы данных);
• коллекцию ссылок на ресурсы Интернет (по темам).
Дополнительные образовательные ресурсы по предмету доступны через цифровые библиотеки «Биб-лиотех» и IPRbooks, на которые подо писан университет, а также на цифровые ресурсы некоторых издательств.
Организационно-методические материалы по дисциплине также доступны через информационную систему университета. Каждый студент видит (причем, только свои) текущие результаты изучения дисциплины, оценки по пройденным контрольным точкам, изменения в расписании занятий и прочую текущую информацию. Система представляет права к занесению результатов обучения только тем преподавателям, которые ответственны за закрепленные за ними контрольные точки.
Следует учесть, что каждый год данную дисциплину изучает примерно 1000 студентов 1 курса; в этой работе принимают участие более 10 преподавателей, для которых наличие подобного массива материалов является большим подспорьем. Вместе с тем, не ставится задача обязательно пользоваться одинаковыми материалами — особенно лекциями, которые каждый лектор разрабатывает и регулярно обновляет, руководствуясь собственным методическим опытом и согласуясь с единой программой дисциплины.
Практические (лабораторные) занятия нацелены на формирование устойчивых навыков применения информационных технологий в повседневной учебной и будущей научной работе студентов. Лабораторные работы разработаны таким образом, что позволяют учесть направление подготовки через рассматриваемые задачи. Содержание практических заданий развивает общекультурные компетенции студентов. Задания оформлены в виде текстовых документов, имеющих жесткую структуру с указанием цели, задач, алгоритма выполнения типового варианта каж-
Примеры материалов текущего контроля для студентов
ЮБИЛЕЙ Таблица
СРС№1 ХХ.ХХ.2016 ГР/О ГРФ-1,2-2016 НБ Ф.И.О.
На выполнение работы затрачено X час XX мин
Задание 1. Существует несколько подходов к определению понятия «информация». 1.1. ...
Источник {пример оформление библиографической ссылки):
Могилев А. В. Информатика: учеб. для студ. учреждений высш. пед. образования / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 336 с. С. 6-11. Примечание.
Библиографические ссылки на книги и статьи необходимо оформлять в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка».
Источник {пример оформление библиографической ссылки на материал, опубликованный в Интернете):
Фамилия И.О. Название статьи или иного материала [электронный ресурс] URL : адрес Web-страницы (дата последнего обращения: день месяц год)
Источник {пример оформление библиографической ссылки на материал, опубликованный в Интернете):
Фамилия И.О. Название статьи или иного материала [электронный ресурс] URL : адрес Web-страницы (дата последнего обращения: день месяц год)
Задание 2. Мне наиболее близок............................ потому что ...
После выполнения этой работы я:
1. знаю ...;
2. умею ...
3. имею элементарные компетенции ...._
51
дой работы и элементарной компетенции формируемой этой работой. Последовательность лабораторных работ поступательно развивает общепрофессиональные компетенции студента в сфере информационных технологий.
Так, например, отрабатывается умение оформлять текстовые документы, опираясь на стандарты группы ГОСТ Р с применением средств автоматизации работы; демонстрируется решение типовых задач по
моделированию экономических, производственных и иных процессов; отрабатываются навыки проектирования и использования баз данных.
На лабораторных работах студен -ту предоставляется возможность работать индивидуально благодаря большому количеству специально разработанных материалов, содержащих подробные инструкции основных действий, обучающих видеороликов и вопросников для самоподготовки. В течение занятия студент выполня-
52
ет учебное задание и обращается к преподавателю только для демонстрации результатов работы. В конце занятия студент копирует файл домашнего задания. Наряду с домашним заданием выдается также задание на самостоятельную работу, которое нацелено на знакомство с возможностями приложений, не рассматриваемыми на аудиторных занятиях. Задание выдается в виде файла, в котором приведены инструкции ориентировочной основы действий. В качестве отчета студент приносит получившийся файл и демонстрирует его преподавателю (на консультации), а также отвечает на вопросы.
Информационная система, поддерживающая учебный процесс, предоставляет доступ к следующей работе только после отчета по предыдущей. Это повышает заинтересованность и мотивацию студентов.
Частью цифровой образовательной среды по дисциплине «Информатика» являются авторские методики и технологии для проведения различных видов контроля деятельности студентов, в том числе самостоятельной работы.
Для проверки качества усвоения учебного материала и уровня сфор-мированности компетенций наравне с традиционными входным и отсроченным контролями используется текущий контроль, которому отводится ведущая роль. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии, будь это лекция, практика или лабораторная работа. Для проверки уровня обученности студентов разработаны материалы в различной форме.
Приведем примеры материалов текущего контроля для отдельных видов работ.
Например, на самостоятельную работу студентов по модулю 1 лекция 1 выдается задание, оформленное следующим образом (см. табл.).
Раздел «После выполнения этой работы я...» является обязательным для заполнения.
Подобное оформление дисциплинирует студентов, учит их планировать свою работу и оценивать результаты своих действий.
Для компьютерного тестирования по теоретической части модулей дисциплины и по дисциплине в целом используется система «АСТ-тест», в свое время приобретенная университетом; сами тесты созданы преподавателями, преподающими дисциплину. Система настраивается на конкретную дату и время (начало и завершение тестирования), компьютерный класс, группу студентов, контролируемую тему; результат тестирования выдается преподавателю немедленно после завершения и хранится в базе результатов до конца триместра. Индивидуальные пароли для входа в систему генерируется непосредственно перед каждым сеансом, что повышает степень достоверности и защищенности процедуры. Каждый студент обязан пройти тестирование по запланированному преподавателем графику. Результаты тестирования вносятся преподавателем в информационную систему университета наравне с результатами выполнения лабораторных работ (в соответствующие контрольные точки).
В процессе изучения дисциплины может быть (в качестве дополнения к основному обучению, на добровольной основе) использован сетевой ресурс http://www.intuit.ru/. Опубликованные там курсы позволяют сту-
дентам более подробно самостоятельно изучить интересующие их и не обсуждаемые подробно в рамках дисциплины темы. В качестве отчета о проделанной работе студент сдает преподавателю распечатанный сертификат о прохождении курса.
4. Заключение
Подведем итог. Большая часть условий успешности трансформации учебного процесса в цифровой образовательной среде, сформулированных в работе С.Д. Каракозова и А.Ю. Уварова [3], применительно к реализации разработанной в ПГНИУ дисциплины «Информатика» выполнены. Это:
• финансовая поддержка (главный источник — два суперпроекта, в которых участвовал университет);
• равный доступ участников образовательного процесса к средствам информатизации (более того, этот доступ по факту стал в университете неотъемлемой частью учебного процесса, как для студентов, так и для преподавателей);
• вовлеченность окружающего сообщества (всего студенческого, преподавательского персонала и администрации);
• организационная поддержка и благоприятный внешний контекст.
Вместе с тем, если отвлечься от технологических приемов, авторам представляется, что информатика во многих российских вузах остается недооцененной. На наш взгляд, образование по информатике воспринимается многими разработчиками вузовских образовательных программ в лучшем случае лишь в технологической парадигме, а огромный общеобразовательный потенциал этой науки почти не исполь-
зуется. В современной информатике есть немало того, что после должной методической обработки должно войти в состав образования каждого учителя, инженера, выпускника классического университета, независимо от конкретного направления подготовки или будущей специальности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каракозов, С.Д. Типовые задачи и составляющие содержания информационно-вычислительной компетентности современного специалиста [Текст] / С.Д. Каракозов, Н.И. Рыжова / Информационные технологии в науке, образовании и управлении. Сборник научных статей / Под ред. проф. Е.Л. Глориозова. - М., 2015. - С. 311-315.
2. Каракозов, С.Д. Сетевая организация образования: тенденции и перспективы [Текст] С.Д. Каракозов, К.Г. Митрофанов // Мир науки, культуры, образования. -
2011. - № 4-1. - С.180-182.
3. Каракозов, С.Д. Успешная информатизация = трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде [Текст] / С.Д. Каракозов, А.Ю. Уваров // Проблемы современного образования. -2016. - № 2. - С. 7-19.
4. Черный, Ю.Ю. Полисемия в науке: когда ии она вредна? (на примере информатики) [Текст] / Ю.Ю.Черный // Открытое образование. - 2010. - № 6. - С. 1-9.
5. Сухомлин, В.А. Международные образовательные стандарты в области информационных технологий [Текст] / В.А. Су-хомлин // Прикладная информатика. -
2012. - № 3. - С. 33-54.
6. Колин, К.К. Информатика как фундаментальная наука [Текст] / К.К. Колин // Информатика и образование. - 2007. - № 6. - С. 46-55.
7. Computing Curricula 2005. The Overview Report covering undergraduate degree programs in Computer Engineering, Computer Science, Information Systems, Information Technology, Software Engineering. ACM, AIS, IEEE-CS.
8. Khenner E., Nasraoui O. A. Bilingual Semantic Network of Computing Concepts / E. Khenner, O. Nasraoui // Procedia Computer Science. The International Conference on Computational Science (ICCS 2016). -2016. - V. 80. - Pp. 2392-2396.
9. Могилев, А.В. Информатика: учеб. для студ. учреждений высш. пед. образования [Текст] / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 336 с.
REFERENCES
1. Chernyj Yu.Yu., Polisemiya v nauke: kogda ona vredna? (na primere informatiki), Otkry-toe obrazovanie, 2010, No. 6, pp. 1-9. (in Russian)
2. Computing Curricula 2005, The Overview Report covering undergraduate degree programs in Computer Engineering, Computer Science, Information Systems, Information Technology, Software Engineering. ACM, AIS, IEEE-CS.
3. Karakozov S.D., Mitrofanov K.G., Setevaya organizatsiya obrazovaniya: tendentsii i per-spektivy, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2011, No. 4-1, pp. 180-182. (in Russian)
4. Karakozov S.D., Ryzhova N.I., "Tipovye zada-chi i sostavlyayushie soderzhaniya informa-cionno-vychislitelnoi kompetentnosti sovre-mennogo specialista", in: Informacionnye tehnologii v nauke, obrazovanii i upravlenii. Collection of scientific papers, ed. prof. E.L.Gloriozova, 2015, pp. 311-315. (in Russian)
5. Karakozov S.D., Uvarov A.Yu., Uspeshnaya informatizaciya = transformaciya uchebnogo processa v cifrovoj obrazovatelnoj srede, Problemy sovremennogo obrazovaniya, 2016, No. 2, pp. 7-19. (in Russian)
6. Khenner E., Nasraoui O.A., Bilingual Semantic Network of Computing Concepts, Procedia Computer Science. The International Conference on Computational Science (ICCS 2016), 2016, Vol. 80, pp. 2392-2396.
7. Kolin K.K., Informatika kak fundamental-naya nauka, Informatika i obrazovanie, 2007, No. 6, pp. 46-55. (in Russian)
8. Mogilev A.V, Pak N.I., Henner E.K., Informatika: uchebnik dlya stud. uchrezhdenij vyssh. ped obrazovaniya, Moscow, 2016, 336 p. (in Russian)
9. Suhomlin V.A., Mezhdunarodnye obrazo-vatelnye standarty v oblasti informacionnyh tekhnologij, Prikladnaya informatika, 2012, No. 3, pp. 33-54. (in Russian)
Хеннер Евгений Карлович, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой, кафедра информационных технологий, Пермский государственный национальный 54 исследовательский университет, ehenner@psu.ru
Khenner E.K., ScD in Physics and Mathematics, Professor, Chairperson, Information Technologies Department, Perm State National Research University, ehenner@psu.ru
Соловьева Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информационных технологий, Пермский государственный национальный исследовательский университет, solovevatn@yandex.ru Soloveva T.N., PhD in Education, Associate professor, Information Technologies Department, Perm State National Research University, solovevatn@yandex.ru