Научная статья на тему 'Роль информационных технологий и инновацийв обеспечении качества образования в негосударственных вузах'

Роль информационных технологий и инновацийв обеспечении качества образования в негосударственных вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / EDUCATION / HIGHER EDUCATION / COMPUTER EDUCATION / COMPUTERIZATION / PRIVATE EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов Виктор Иванович

Анализируются проблемы правовой информатизации в условиях формирования в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности. Отмечается, что правовая информатизация общества открывает принципиально новые возможности для совершенствования организации юридической деятельности. Данные социологического исследования, проведенного автором, свидетельствуют о том, что новые информационные технологии, основанные на использовании персональных компьютеров и телекоммуникационных средств, с опозданием входят в современную юридическую практику. Отмечается, что решение обозначенных проблем возможно на базе информационной ориентации системы высшего юридического образования, многоуровневой и многокомпонентной системы подготовки специалистов на основе модели информационной культуры. Раскрывается роль дисциплин «информатика» и «правовая информатика» в этой модели, благодаря которым внедряются и развиваются новые формы обучения, обеспечиваются тенденции к формированию открытого образования, опережающего обучения, использования новых технических средств и технологий, совершенствования образовательных методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE COURSES “COMPUTER SCIENCE” AND “LAW COMPUTER SCIENCE” IN THE DEVELOPMENT OF LEGAL COMRUTERIZATION OF SOCIETV

The article raises the problems of legal computerization in the conditions of forming common legal information space in Russia, which provides all sections of society and each individual citizen with legal information. It is noted that legal computerization opens new possibilities for improving the organization of legal activity. The data of sociological research done by the author, show that the new information technologies based on the use of personal computers and telecommunication means are not applied in modern legal practice in time. It is also noted that the solution of these problems can be achieved on the basis of information orientation of higher law education, multilevel and multicomponent system of training specialists according to information culture model. This model reveals the role of the disciplines “Computer Science” and “Law Computer Science” due to which new forms of training are developed and trends to forming open education, using new technical devices and improving methods of teaching are secured.

Текст научной работы на тему «Роль информационных технологий и инновацийв обеспечении качества образования в негосударственных вузах»

УДК 378.147

В. И. Степанов

роль информационных технологий и инноваций

В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗАх

Анализируются проблемы правовой информатизации в условиях формирования в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности. Отмечается, что правовая информатизация общества открывает принципиально новые возможности для совершенствования организации юридической деятельности. Данные социологического исследования, проведенного автором, свидетельствуют о том, что новые информационные технологии, основанные на использовании персональных компьютеров и телекоммуникационных средств, с опозданием входят в современную юридическую практику. Отмечается, что решение обозначенных проблем возможно на базе информационной ориентации системы высшего юридического образования, многоуровневой и многокомпонентной системы подготовки специалистов на основе модели информационной культуры. Раскрывается роль дисциплин «информатика» и «правовая информатика» в этой модели, благодаря которым внедряются и развиваются новые формы обучения, обеспечиваются тенденции к формированию открытого образования, опережающего обучения, использования новых технических средств и технологий, совершенствования образовательных методик.

Ключевые слова: образование, высшее образование, обучение компьютерное, компьютеризация, негосударственное образовательное учреждение.

Коренные изменения в жизни нашего общества невозможны без качественного изменения системы образования. Образование становится таким фактором общественного прогресса, который, как показывает анализ модернизации новых индустриальных стран Тихоокеанского бассейна, определяет скорость структурной перестройки экономики, социокультурной сферы в целом.

Интеграция в мировую систему высшего образования системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии ее достижений и традиций - важнейший принцип государственной политики.

Если до перехода к рыночной экономике доход вследствие получения высшего образования повышался на 2-4 %, то к 2000-2020 - на 8-10 % [1].

Как правильно считает А. В. Белоцерковский, «продолжительность жизни наших соотечественников, имеющих высшее образование, в среднем на 10 лет выше, чем у людей, такого образования не имеющих» [2].

При переходе к инновационной экономике сфера услуг несколько возрастет. В этих областях свыше 90 % занятых должны иметь высшее образование.

Потребности становления негосударственного сектора образования определяются комплексом социально-экономических, социокультурных и политических факторов. Для экономически развитых стран мира характерен значительный спрос на образование на фоне стабильной экономики (с элементами ситуативной стагнации), низкой рождаемости и старения населения.

Россия с ее характерными социальными проблемами переходного периода - падающей рожда-

емостью и высокой смертностью, безработицей, огромным внешним долгом - вынуждена также стимулировать экстенсивный рост высшего образования, преимущественно в его негосударственном секторе.

Первые негосударственные учебные заведения в России возникли еще в древности. В IX в. образовано Древнерусское государство - Киевская Русь. С этого условного рубежа и берет свое начало зарождение образования на Руси. Для обучения именитых людей приглашались иностранные учителя из Византии, Болгарии, Сербии. Одна из первых школ создана Ярославом Мудрым в Новгороде для обучения детей старост и духовных лиц прежде всего элементарной грамоте [3].

Надо сказать, что учебные заведения такого типа были достаточно популярными в России в начале XX в., когда действовало 59 негосударственных вузов (65 государственных) и более 500 частных школ общего и профессионального образования.

К сожалению, если в дореволюционные времена появление неправительственных вузов рассматривалось обществом как прогрессивный факт в жизни страны, то уже первые негосударственные вузы нынешней поры были встречены почти враждебно.

В. В. Чеха считает, что безденежье и отсутствие перспектив, а не необходимость достижения некоего «общественного блага», заставило вузовских преподавателей организовывать негосударственные высшие учебные заведения [4].

Первые негосударственные образовательные учреждения в системе высшего профессионального образования, возникшие в России в 90-х гг прошлого века, представляли частные предприя-

тия, товарищества и акционерные общества открытого и закрытого типа. Дальнейшее развитие этот процесс получил после принятия в России Закона РФ «Об образовании» (июль 1992 г.) и Конституции РФ, предусматривающих создание и равноправное функционирование образовательных учреждений различных организационно-правовых форм.

В начале 1991 г. в России в стадии регистрации находилось 45 негосударственных вузов, в 1992 г. их было уже 92, в 1993 г. 78 негосударственных вузов имели лицензию, в 1994 г. - 157, в 1995 г. - 193, в 1996 г. - 244, в 1997 г. - 302, в 1998 г. - 334,

в 1999 г. - 349, в 2000 г. - 399, в 2001 г. - 410,

в 2002 г. - 525, в 2003 г. - 578, в 2004 г. - 627,

в 2005 г. - 647, в 2006 г. - 665, в 2007 г. - 671,

в 2008 г. - 673, в 2009. г. - 674, в 2010 г. - 509, в 2011 г. - 484, в 2012 г. - 452.

В негосударственном секторе высшего профессионального образования готовится 32.5 % юристов, 31.8 % психологов и 43.4 % бакалавров экономики.

Заметен вклад негосударственных вузов и в подготовку по специальностям информатики и вычислительной техники - 5-6 % по числу обучающихся [5].

Еще одна сфера деятельности, где возможности негосударственных вузов, безусловно, шире, -образовательные новации. В негосударственной высшей школе легче опробовать новые методы обучения (знаменитый метод кейс-стади появился в Г арварде), новые программы, предметы и специальности.

Президент Российской академии образования

Н. Д. Никандров правильно указывает на то, что «в негосударственном секторе работает много ученых, докторов и кандидатов наук, вклад которых в развитие современного образования трудно переоценить» [6].

Сегодня Россия среди 75 стран находится на 38-м месте по «человеческому капиталу», на 62-м -по программно-аппаратному обеспечению, на 66-м -по информационно-коммуникационной структуре, на 71-м - по использованию ИТК в образовании [7].

Приведем некоторые результаты исследования в 2012 году. Число респондентов составило 141 человек, из них 34.1 % не имеют профессиональной подготовки в сфере использования информационных технологий в юридической деятельности. Поэтому подготовка высокопрофессиональных кадров, способных развивать новые ИТ (информационные технологии) и эффективно использовать их на практике, становится стратегически важной задачей.

Для детального изучения перечисленных проблем нами ежегодно (в период прохождения производственной практики студентами в территориальных отделах милиции, суда, прокуратурах, адвока-

турах, на предприятиях, учреждениях и организациях) проводятся социологические исследования. Для этого разработана специальная анкета, содержащая 62 вопроса.

Результаты исследования 2011 года таковы. Число респондентов составило 91 человек. Из них юрисконсультов - 4 (4.3 %), следователей прокуратуры - 4 (4.2 %), следователей территориальных отделов полиции - 17 (18.5 %), прокуроров, помощников прокурора - 1 (1.1 %), дознавателей - 9 (9.8 %), нотариусов - 5 (5.1 %), адвокатов - 6 (6.6 %), судей - 13 (14.2 %), судебных приставов - 3 (3.3 %), специалистов арбитражных судов - 3 (3.3 %), специалистов управления юстиции 4 (4.4 %), специалистов других категорий - 22 (25.7 %).

Из них 34.1 % не имеют профессиональной подготовки в сфере использования информационных технологий в юридической деятельности.

Имеющие же профессиональную подготовку на вопрос «Если да, то укажите, где Вы ее получили?» ответили следующим образом:

в школе 4.3 %

в среднем профессиональном учебном заведении 8.7 %

в вузе 49.5 %

на курсах 15.6 %

путем самообразования 22 %

Почти половина респондентов считает недостаточной свою подготовку в сфере использования информационных технологий. Так на вопрос «Достаточно ли Ваших знаний и умений для эффективного использования информационных технологий в юридической деятельности?» ответы распределились следующим образом:

да 53.8 %

нет 46.2 %

Ответы на данный вопрос также подтверждают поверхностный, фрагментарный характер знакомства с информационными технологиями.

Недостаточной остается и оснащенность рабочих мест оргтехникой. Ответы на вопрос «Оснащенность Вашего рабочего места оргтехникой» распределились следующим образом:

персональный компьютер 95.6 %

принтер 93.4 %

сканер 30.8 %

модем 29.7 %

Отсутствие на рабочем месте сканера, модема не означает неумения пользоваться электронной почтой, Интернетом и т. п., хотя явно ограничивает возможности выхода в справочные информационные системы.

Наиболее распространенными программными продуктами, используемыми в повседневной практической деятельности, являются, как правило, стандартные средства пакета Microsoft Office. От-

веты на вопрос «Используемое Вами программное обеспечение» распределились таким образом: текстовый редактор 72.5 %

программы для работы с растровой и векторной графикой 7.7 %

электронная таблица 60.4 %

система управления базами данных 18.7 %

программы автоматизированного перевода 14.3 %

экспертные системы 12.1 %

системы искусственного интеллекта 3.3 %

математические и статистические системы 5.5 %

специализированные программы 46.2 %

Каждый пятый респондент не использует в своей деятельности справочные правовые системы. КонсультантПлюс 75.6 %

Гарант 75.6 %

Кодекс 38.5 %

ЮСИС 4.4 %

Референт 7.7 %

Законодательство России 22.0 %

1С Кодекс, 1С Гарант, 1С Эталон 14.3 %

Юридический мир Интернет 7.7 %

Эталон 1.1 %

Очевидно, что подавляющее большинство респондентов всех типов учреждений склонны использовать три справочные правовые системы: КонсультантПлюс, Гарант и Кодекс. Совершенно не используется система Эталон, почти не применяется система ЮСИС. По понятным причинам государственные и коммерческие предприятия предпочитают 1C: Кодекс, 1C: Гарант, 1C: Эталон.

Использование как внутренней сети, так и Интернета характерно для работников коммерческих фирм и органов юстиции. Нотариусы, судебные приставы, работники ТОП сетями не пользуются. Intranet (внутренняя сеть) 34.1 %

Internet (глобальная сеть) 31.9 %

Большинство сотрудников правоохранительных органов не знают видов и возможностей сервисов Интернета, не имеют доступа к сетям.

Многие из них не используют доступ к справочным системам в режиме On-line.

КонсультантПлюс 27.5 %

Гарант 24.2 %

Кодекс 14.3 %

ЮСИС 1.1 %

Референт 5.5 %

Законодательство России 3.3 %

1С Кодекс, 1С Гарант, 1С Эталон 2.2 %

Юридический мир Интернет 5.5 %

Эталон 1.1 %

Результаты исследования свидетельствуют, что эффективному использованию информационных технологий в юридической деятельности мешает

целый спектр причин. Ответы на вопрос «Какие проблемы затрудняют Вашу работу?» распределились таким образом:

отсутствие ПК 5.5 %

незнание устройства и принципов функционирования ПК 4.4 %

отсутствие практических навыков обращения с ПК 2.2 %

незнание возможностей распространенных прикладных программ 8.8 %

отсутствие доступа к ресурсам сети 38.5 %

незнание методов навигации и способов поиска информации в Интернете 9.9 %

незнание видов и возможностей сервисов Интернета 13.2 %

незнание правовых ресурсов российского Интернета и методов размещения информации 9.9 %

незнание особенностей обращения, поиска и получения информации из справочных правовых систем 4.4 %

Больше всего трудностей в работе с информационными технологиями испытывают следователи прокуратуры. Это связано с отсутствием доступа к Интернету и элементарной некомпетентностью в пользовании компьютером. При этом абсолютное большинство опрошенных следователей прокуратуры имеют в своем распоряжении компьютер на рабочем месте.

Наиболее серьезной проблемой для большинства опрошенных категорий является отсутствие доступа к сети.

Незнание особенностей обращения со справочными системами характерно для тех респондентов, которые не имеют ПК на рабочем месте. Главная проблема - отсутствие доступа к ресурсам сети. Отсюда и соответствующая некомпетентность. Можно предположить, что доступ к ресурсам ограничен бюджетом соответствующих учреждений.

Помимо трудностей, с которыми сталкиваются респонденты в повседневной практике, они видят и предлагают способы решения существующих проблем. Ответы на вопрос «Что, по Вашему мнению, нужно сделать для улучшения подготовки в области использования информационных технологий?» приведены ниже: создать специальные

центры повышения квалификации 34.2 % организовать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

консультационные службы 14.4 %

проводить занятия по месту работы 34.2 % привлекать средства массовой информации и печати для повышения квалификации 4.4 %

Анализ ответов подтверждает потребность в повышении квалификации и свидетельствует о

предпочтении повышения квалификации прямо на рабочем месте. Расчет опрошенных - в основном на финансирование обучения за счет организации. Вряд ли потребности в повышении квалификации сотрудники правоохранительных органов согласятся удовлетворять за свой счет.

Очевидно, что одним из вариантов решения данной проблемы могло бы быть создание региональных центров повышения квалификации юри-стов-практиков (в том числе и на основе дистанционного образования) подобно тому, как это делается в настоящее время в системе повышения квалификации работников образования.

Последнее десятилетие характеризуется активным внедрением курса «Информатика» и информационных технологий в вузах Российской Федерации. В течение этого периода неоднократно корректировался образовательный стандарт по информатике, а в последнее время - по информационным технологиям, определяющий требования к месту данного курса в учебном плане вуза, содержанию курса, уровню подготовки студентов, технологии и средствам проверки и оценки достижения студентами требований образовательного стандарта.

Нельзя не согласиться с А. Г. Тизобаевым, что «существующее прикладное программное обеспечение позволяет самостоятельно осваивать и создавать интерактивные дидактические материалы, ориентированные на повышение эффективности учебного процесса» [8].

В настоящее время в Алтайском экономикоюридическом институте, одном из первых негосударственном высшем учебном заведении на Алтае, сложилась определенная структура профессиональной подготовки студентов юридического факультета. Она характеризуется переходом к многоуровневой и многокомпонентной системе подготовки студентов в области юриспруденции на основе модели информационной культуры, которая формируется при изучении всего комплекса дисциплин: общих гуманитарного и социально-экономического, информационно-правового и общепрофессионального юридического циклов.

В институте создана лаборатория новых информационных технологий и компьютерный центр, позволяющие комплексно решать вопросы организации управления и совершенствования подготовки специалистов юридического профиля. Преподавателям института предоставлена возможность в нужное время получать необходимую техническую и методическую поддержку в области сетевых и компьютерных технологий. Центр позволил значительно расширить географию образовательных программ, увеличить число специалистов, способных квалифицированно использовать програм-

мные продукты центра и Интернета и обеспечить их максимальную эффективность.

Этим не ограничивается использование ИТ-технологий в нашем вузе. Компьютеры и новые информационные технологии используются для обеспечения учебного процесса, активного обмена знаниями и данными в научной и исследовательской работе. В институте были проведены шесть научно-теоретических конференций «Образование и наука в третьем тысячелетии», с материалами которых можно ознакомиться по адресу: http://www.aeli.altai.ru.

По мнению Н. А. Шевелева, комплексное освоение ИТ включает в себя следующие составляющие: материальную, программную, информационную, институциональную, технологическую, а также предполагает повсеместное применение информационных технологий в практике вуза [9].

На основе перечисленных технологий организовано обучение выпускников Алтайского экономико-юридического института в Национально-исследовательском Томском государственном университете (в 1998-2012 гг. 315 выпускников АЭЮИ получили дипломы данного университета). В распоряжении студентов института прекрасно оборудованные мультимедийные кабинеты информатики. Все компьютеры, работающие под управлением операционной системы Windows 7, объединены в локальные сети и подключены к Internet. В распоряжении студентов электронные учебники, современные программные средства - электронная таблица Excel, СУБД Access, средства моделирования, справочные поисковые системы: Консультант-Плюс, Гарант, Кодекс и др. Несколько ПК установлено в читальном зале библиотеки института, благодаря чему студенты имеют постоянный доступ к электронной библиотечной системе Book.ru, серверу дистанционного образования ТГУ, а также ко всем другим серверам России, СНГ, других стран.

Как правильно считают А. Н. Хузиахметов и Р. Р. Насибулов, если использовать современные технологии дистанционного обучения в системе университетского обучения, умело сочетая их с традициями вузовского образования, то значительно возрастает мотивированность студентов к учению, а приобретаемое знание становится личност-но и профессионально значимым [10].

Такой подход к образованию обеспечивает условия для развития у студентов навыков постановки задач, моделирования, оптимизации, принятия решений в условиях неопределенности, умения самостоятельно добывать знания, что особенно важно при подготовке специалистов юридического профиля, при использовании стандартных методов обучения.

Список литературы

1. Fleisher В., Sabirianova Peter К., Wang X. Returns to Skills and the Speed Evidence from Central and Eastern Europe, China, and Russia // Journal of С Economics. 2005. Vol. 33. № 2. P. 351-370.

2. Белоцерковский А. В. Дороги, которые мы выбираем // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 32.

3. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древних времен до конца XVIII в. М., 1989. С. 87.

4. Чеха В. В. Образовательный бизнес в России (платные образовательные услуги: вопросы организации и предоставления): монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2012. С. 25.

5. Образование в Российской Федерации: 2006: Статистический ежегодник. М., 2006. С. 114-115.

6. Негосударственное образование России. Сборник. М., 2010. С. 7.

7. Задорожнюк А. Потенциал негосударственных вузов с позиции экономики образования // Высшее образование в России. 2006. № 9.

С. 111.

8. Тихобаев А. Г. Интерактивные компьютерные технологии обучения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 83.

9. Шевелев Н. А. Информационные ресурсы университета // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 95.

10. Хузиахметов А. Н., Насибуллов Р. Р. Учебная деятельность студентов вуза в условиях дистанционного образования // Там же. 2012. № 4. С. 102.

Степанов В. И., кандидат педагогических наук, ректор.

Алтайский экономико-юридический институт.

Пр. Красноармейский, 108, Барнаул, Россия, 656015.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 19.06.2012.

V. I. Stepanov

THE ROLE OF THE COURSES “COMPUTER SCIENCE” AND “LAw COMPUTER SCIENCE” IN THE DEVELOPMENT

OF LEGAL COMRUTERIzATION OF SOCIETV

The article raises the problems of legal computerization in the conditions of forming common legal information space in Russia, which provides all sections of society and each individual citizen with legal information. It is noted that legal computerization opens new possibilities for improving the organization of legal activity. The data of sociological research done by the author, show that the new information technologies based on the use of personal computers and telecommunication means are not applied in modern legal practice in time. It is also noted that the solution of these problems can be achieved on the basis of information orientation of higher law education, multilevel and multicomponent system of training specialists according to information culture model. This model reveals the role of the disciplines “Computer Science” and “Law Computer Science” due to which new forms of training are developed and trends to forming open education, using new technical devices and improving methods of teaching are secured.

Key words: education: higher education: computer education: computerization: private educational institution.

Altai Economics and Law Institute.

Pr. Krasnoarmeyskiy, 108, Barnaul, Altai territory, Russia, 656015.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.