Научная статья на тему 'Система формирования информационной культуры будущего юриста'

Система формирования информационной культуры будущего юриста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / КОМПЬЮТЕРНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / SYSTEM / COMPUTER ENVIRONMENT / EDUCATIONAL COMPUTER ENVIRONMENT / INFORMATION CULTURE / INFORMATION COMPONENTS OF CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдусаламов Р. А.

В статье рассматривается содержательная составляющая формирования и развития информационной культуры на примере высшего юридического образования. Анализируется компьютерная среда как система, обеспечивающая результат кооперативного действия элементов. Автор прослеживает развитие отдельных составляющих информационной культуры, с основных аспектов предлагаемой компьютерной среды, приходит к выводу, что в основе развития информационной культуры лежит модульный подход, реализуемый за счет национально-регионального компонента. Исследование базируется на идее о тесной связи между информационной культурой и творческой деятельностью. Опираясь на теорию формирования творческих умений автором выделяются три уровня функционирования компьютерной среды в формировании информационной культуры: базовый, профессиональный и специальный. Критерием эффективного функционирования компьютерной среды при формировании информационной культуры называется способность молодого юриста использовать в профессиональной жизни современные компьютерные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF FORMING INFORMATION CULTURY IN FUTURE LAWYERS

The article discusses the substantive component of the formation and development of information culture as an example of higher legal education in the theoretical and practical aspects. The article analyzes the computer environment as a system that provides the result of the cooperative action of the elements constituting the individual development of information culture. The research is based on the idea that the information culture is tightly connected with creative activity. The author uses a theory of forming creative skills in education to distinguish three levels of functioning of the computer environment in the formation of the information culture. These levels are basic, professional and special. A criterion to define the effectiveness of the computer environment is called an ability of a lawyer to use modern computer technology in his professional work. The author concludes that the basis in the strategy of forming the information culture has a modular approach, implemented into the education through national and regional components in the curriculum.

Текст научной работы на тему «Система формирования информационной культуры будущего юриста»

на новый, более высокий уровень получения образовательных ресурсов. С приходом Интернет-технологий ученик имеет возможность: использовать систему поиска информации, анализировать доступные ресурсы, выбирать поопределенным признакам нужные ресурсы, обрабатывать информацию в больших объемах засравнительно малый промежуток времени, передавать информацию и обмениваться ресурсами ссубъектами обучения.

Учебнo-метoдичеcкoе oбеcпечение oбрaзoвaтельнoгo прoцеcca позволяет:

• организовать обратную связь между субъектами учебного процесса и, что особенно важно, в обсуждении проблемы одновременно могут участвовать несколько учащихся; визуализировать информацию об объектах, закономерностях процессов и явлениях, протекающих в реальном времени или виртуально;

• автоматизировать процессы вычислительного характера, информационно-поисковую деятельность, операции по сбору, обработке, передаче, отображению, тиражированию и архивации информации;

• автоматизировать обработку результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения;

• организовать автоматизированный процесс контроля знаний учащихся, мониторинг качества образования.

Главной отличительной особенностью учебно-методического обеспечения урока современного уровня становятся средства обучения, реализующие вышеуказанные возможности.

Модернизация учебно-воспитательной среды предполагает информационную деятельность, предполагающую следующие компоненты:

• сбор, систематизация, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах и методических приёмах;

Библиографический список

• моделирование учебных ситуаций на основе доступных ресурсов и приемлемых технологий (в том числе, виртуальных);

• создание новых или адаптация имеющихся в школьной коллекции образовательных ресурсов для обеспечения учебного процесса;

• использование возможностей Интернет для организации информационного взаимодействия субъектов обучения, организации самообразовательной деятельности, пополнение школьной коллекции новыми образовательными ресурсами. Интернет-технологии позволяют организовать взаимодействие с различными информационными объектами, опираясь на собственный опыт, базовые знания и возможность оперативно находить для решения определённой задачи недостающие ресурсы, оценивать их качество и уровень приемлемости, использовать для решения практической задачи учебного или социального значения [3].

Важность дидактической модели проведения урока с применением Интернет-технологий (модели урока и методика проведения урока) представляется важной для педагогов любых типов образовательных учреждений, при этом особую важность дидактическая модель представляет для сельских, инновационных школ, для школ, реализующих предпрофильное и профильное обучение.

При организации таких уроков с использованием Интернет-технологий будущие бакалавры в образовательном процессе используют образовательные сайты Интернет. Достоинством образовательных сайтов Интернет является удобство и простота спроектированного интерфейса, позволяющего привлечь внимание студентов к изучаемой области знаний, создать визуальный интерес.

1. Бобокова, Е.Н. Модель формирования готовности педагогов к использованию ИКТ в своей работе [Э/р]. - Р/д: http://www.it-education. ru /2007/reports/Stend/Bobonova.htm

2. Образование, которое мы можем потерять. - М., 2002.

3. Паштаев, Б.Д. Теоретические основы подготовки преподавателя современного вуза к инновационно-коммерческой деятельности: дис. д-ра. пед. наук. - Махачкала, 2013.

В^ПодгарЬ|у

1. Bobokova, E.N. W^de^ formirovaniya до^пос^ pedagogov k icpoljzovaniyu IKT v cvoeyj rabote [Eh/r]. - R/d: http://www.it-education.ru /2007/reports/Stend/Bobonova.htm

2. Obrazovanie, tatarae mih mozhem poteryatj. - M., 2002.

3. Pashtaev, B.D. Teoreticheskie osnovih podgotovki prepodavatelya sovremennogo vuza k innovacionno-kommercheckoyj deyateljnosti: dic. d-ra. ped. паик. - МакЬ|асЬ|ка!а, 2013.

Статья поступила в редакцию 03.11.14

УДК 378.1

Abdusalamov R.A. THE SYSTEM OF FORMING INFORMATION CULTURY IN FUTURE LAWYERS. The article diseusses the substantive сотропег^ of the йоптайоп апс1 devebpment of тйоптайоп eulture аБ ап ехатр1е of higher 1еда1 edueation in the ^оте^са! and ргас^са! aspects. The а!^^ analyzes the eomputer environment as а system that provides the result of the cooperative action of the elements constituting the individual development of information culture. The research is based оп the idea th^t the тйоптайоп culture is tightly connected with creative ас^^. The а^Ь^ uses а th^ry of forming creative skills in education to distinguish three levels of ^пйютпд of the ^imputer environment in the Ьптайоп of the поптайоп culture. These levels аге basic, professional and special. A cnter^n to define the effectiveness of the computer environment is called ап ability of а tawyer to use ^dern ^mp^er technology in his professional work. The author concludes th^t the basis in the strategy of forming the information culture h^s а modular approach, implemented into the education through national and regional components in the curriculum.

Key words: system, computer environment, educational computer environment, information culture, information components of culture.

Р.А. Абдусаламов, канд. пед. наук, доц., зав. каф. информационного права и информатики юридического факультета ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. университет» г. Махачкала, E-mail: gadjiev82@mail.ru

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ЮРИСТА

В статье рассматривается содержательная составляющая формирования и развития информационной культуры на примере высшего юридического образования. Анализируется компьютерная среда как система, обеспечивающая результат кооперативного действия элементов. Автор прослеживает развитие отдельных со-

ставляющих информационной культуры, с основных аспектов предлагаемой компьютерной среды, приходит к выводу, что в основе развития информационной культуры лежит модульный подход, реализуемый за счет национально-регионального компонента. Исследование базируется на идее о тесной связи между информационной культурой и творческой деятельностью. Опираясь на теорию формирования творческих умений автором выделяются три уровня функционирования компьютерной среды в формировании информационной культуры: базовый, профессиональный и специальный. Критерием эффективного функционирования компьютерной среды при формировании информационной культуры называется способность молодого юриста использовать в профессиональной жизни современные компьютерные технологии.

Ключевые слова: система, компьютерная среда, образовательно-компьютерная среда, информационная культура, компоненты информационной культуры.

В системе высшего профессионального образования курс информатики сейчас является базовым общенаучным курсом, включенным в образовательные стандарты и обязательным для изучения, независимо от профиля образовательного учреждения, и несмотря на отсутствие единого мнения, относительно его целей и содержания. Сейчас вычислительная техника, компьютерные и телекоммуникационные технологии являются самыми мощными и перспективными средствами передачи, обработки и хранения информации, что не исключает использование других, более совершенных или принципиально новых технических средств в будущем [1].

Задача изучения структуры и свойств информации, особенностей ее применения в различных сферах человеческой деятельности всегда будут предметом изучения информатики, так как она рассматривается и в теоретическом, и в практическом аспектах, ее основные проблемы и задачи охватывают широкий спектр фундаментальных и прикладных научных, технологических, технических и общественных вопросов. Информатика всегда будет актуальной в плане формирования мировоззрения информационной эпохи, развития интеллекта и творческого мышления личности, составляющих основу информационной культуры.

В рамках нашего исследования мы рассмотрим содержательную составляющую формирования и развития информационной культуры на примере высшего юридического образования, выбор которого объясняется рядом причин. Во-первых, в вузах сосредоточены прогрессивные и восприимчивые к новому научно-технические кадры, а знания и навыки, приобретаемые при обучении будущим специалистом, в дальнейшем во многом определяют пути развития общества; во-вторых, вузы являются основным звеном подготовки специалиста, закладывающим основы профессиональных знаний и умений, совершенствуемые и конкретизируемые в дальнейшей непосредственной профессиональной деятельности. В-третьих, именно в системе высшего образования происходит наиболее полное развитие социально значимых качеств личности, подготовка к дальнейшей жизнедеятельности. В-четвертых, свобода выбора и вариативность учения, разнообразие форм учебной деятельности, ослабление традиционных механизмов передачи, выступают объективными предпосылками формирования картины мира, обеспечивающей ориентацию личности в различного рода жизненных ситуациях, в том числе и ситуациях неопределенности, через совместную деятельность с взрослыми и сверстниками.

Анализ имеющегося на сегодняшний день опыта применения социальных технологий к явлениям культуры и процессам формирования личности позволяет обосновывать правомерность применения социотехнологического подхода к формированию информационной культуры специалистов. В ходе нашего исследования выяснилось, что технологии формирования информационной культуры в последние годы стали предметом исследований ученых и получили название двухуровневых социально-педагогических технологий.

Структура ФГОС ВПО, включающий общий гуманитарный и социально-экономический; общий математический и естественнонаучный; общепрофессиональный; специальный циклы, далеко не в полной мере отражают роль информационного компонента с точки зрения формирования информационной культуры. Анализ практики реализации ФГОС ВПО показывает, что, хотя на формирование информационной культуры фактически направлено множество учебных дисциплин, отсутствие единства подходов не позволяет реализовать задачу подготовки будущих специалистов. Кроме того, количество часов, отводимых на ин-

формационную подготовку, не достаточно для решения задач формирования информационной культуры.

Реальная возможность исправления указанных недостатков формирования информационной культуры предоставляется на тактическом уровне, где социально-педагогическая технология реализуется в процессе обучения в рамках конкретного вуза с помощью имеющихся организационно-методических средств: номенклатуры специальностей, учебных планов и программ, раскрывающих содержание подготовки будущих специалистов и предполагающих систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей. Структура образовательных стандартов, предусматривающих наличие двух компонентов - федерального и национально-регионального, предоставляет возможность вузам включать в обучение необходимые дисциплины, решающие практические задачи, реализующие образовательные концепции и корректирующее содержание учебного процесса. Поэтому выявленное отсутствие в федеральном компоненте ГОС ВПО дисциплин, ориентированных на формирование информационной культуры, и четкое обозначение комплекса учебных курсов, способствующих этому, может быть восполнено на уровне организации учебного процесса конкретных вузов.

С этой целью в Дагестанском государственном университете специально разработаны спецкурсы, содержание которой носит интегральный характер и имеет направленность на непрерывность формирования информационной культуры будущего юриста. В нашем случае нами реализуется подход, предполагающий как введение в учебный план принципиально новых дисциплин, так и увеличения акцента на дисциплину «Информатика и математика», усиление ее мировоззренческих и междисциплинарных аспектов при преподавании за счет разбиения на отдельные модули и увеличение часов за счет национально-регионального компонента соответствующих ФГОСов ВПО.

Это связано с рядом причин, среди которых: специальность юриспруденция не относится к «информационному профилю»; недостаточная подготовка по информатике в школе, где закладываются основы владения компьютерными технологиями студентами, поступившими на 1-й курс.

Согласно опросу некоторые из студентов, особенно из сельской местности, вообще никогда не работали на компьютере, а другие пользовались устаревшей техникой, уже практически нигде не применяемой, третьи изучали только основы алгоритмизации и программирования на Бейсике. В данной ситуации для формирования и развития информационной культуры личности в вузе оказывается недостаточно часов, предусмотренных на изучение информатики в ФГОС ВПО рассматриваемой специальности.

Изучение информатики на 1 курсе, как это предусмотрено образовательным стандартом, не способствует получению достаточных знаний, умений и навыков студентами в области информатики, а большинство их к моменту окончания вуза оказываются не актуальными в силу нарастающих темпов информатизации всех сфер деятельности. Таким образом, увеличение часов на изучение информатики (1 курс) не способствует поддержанию на протяжении почти всего периода обучения в вузе уровня информационной культуры в актуальном состоянии.

Кроме того, как показывает практика, количество часов по информатике, предусмотренное государственным стандартом, оказывается достаточным лишь для усвоения базовых знаний и умений, в то время как «для удовлетворения потребности информационного общества в творческих личностях, необходимо обеспечить освоение знаний и информации».

В нашем случае на протяжении с первого по пятый курс изучение информатики и компьютерных средств предполагает учебную работу в аудитории, самостоятельную работу в специально отведенное время в компьютерном классе, обеспечивающие непрерывность информационной подготовки. Тем самым студенты получают возможность применять полученные знания по компьютерным информационным технологиям для решения задач общих профессиональных и специальных дисциплин не только в процессе обучения в вузе, но и по окончанию его.

Одним из основных аспектов предлагаемой компьютерной среды развития информационной культуры является модульный подход, реализуемый за счет национально-регионального компонента, соответствующего ФГОС ВПО.

С учетом сказанного помимо дисциплины «Информатика и математика» на развитие информационной культуры студента направлены такие дисциплины и спецкурсы общепрофессионального цикла как «Информационные технологии в юриспруденции» (ИТЮ), «Правовая информатика», «Графические криминалистические программы» и «Сетевые информационные технологии», преподавание которых осуществлялось в полном соответствии с ФГОСом ВПО и опиралось на уже сформированный средствами информатики уровень информационной культуры.

Таким образом, описанная нами среда позволила нам создать систему формирования и развития информационной культуры личности в системе образования на примере вуза.

Реализовывая компьютерную среду формирования информационной культуры будущего юриста в учебном процессе, основной акцент мы делали на нормативный курс «Информатика и математика», изучение которого предусматривается с 1 семестра.

В рамках нормативного курса обеспечивается формирование компонентов информационной культуры:

• информационной грамотности, включающей стройную, логически связанную систему знаний информационных технологий, в том числе компьютерных; умения и навыки любой деятельности, связанной с информацией, а так же умения и навыки планирования своей деятельности, проектирования и построения информационных моделей, коммуникаций, дисциплины общения и структурирования сообщений, инструментирования всех видов деятельности, использования современных технических средств в судебном процессе как базовой компоненты;

• осознанной мотивации личности на удовлетворение своих информационных потребностей на базе знаний информационных технологий, в том числе компьютерных, повышение своего общекультурного и профессионального кругозора, развитие умений и навыков информационной деятельности на основе использования информационных технологий;

• интеллектуальной составляющей, включающей определенный стиль мышления, главными характеристиками которого выступают самостоятельность и креативность.

Самореализация в процессе творческой информационной деятельности на базе использования информационных технологий подготавливает личность к самостоятельному продолжению своего образования.

Более подробно рассмотрим механизм функционирования компьютерной среды, представляющей систему формирования информационной культуры будущего юриста.

Компьютерная среда формирования информационной культуры будущего юриста нами рассматривается как развивающаяся во времени система, представляющая собой совокупность компонентов, обеспечивающих качественное и количественное преобразование уровня сформированности характеристик личности.

Кроме того, как целостное образование компьютерная среда рассматривается как система, обеспечивающая результат кооперативного действия элементов системы, развитие отдельных составляющих информационной культуры, через деление его на элементы и выделение внешней среды [2].

Следует отметить, что компьютерная среда обеспечивает поступательный характер формирования, когда пройденные ступени как бы повторяют известные черты, свойства низших на более высокой базе характеризуются необратимостью, то есть не копированием, а движением на новом уровне, новом витке спирали, когда реализуются результаты предыдущего развития, 78

представляющие собой единство борющихся противоположностей, являющихся внутренней движущей силой процесса развития.

В основу функционирования компьютерной среды формирования информационной культуры будущего юриста положен уровневый подход, предполагающий переход от одного к другому, более сложному и качественно отличному уровню, определяемому как «дискретное, относительно устойчивое, качественно своеобразное состояние материальной системы».

Разделяя точку зрения о тесной связи между информационной культурой и творческой деятельностью и опираясь на теорию формирования творческих умений в процессе профессионального обучения, нами выделены три уровня функционирования компьютерной среды формирования информационной культуры будущего юриста: базовый, профессиональный и специальный.

В ходе нашего исследования в качестве критерия эффективности компьютерной среды формирования информационной культуры будущего юриста, нами выделена способность личности использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные средства.

В нашем исследовании мы придерживаемся позиций С.Л. Рубинштейна: «Всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфичная деятельность требует от личности более или менее специфичных качеств. Мы говорим об этих качествах как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет» [3]. Существенным моментом в понимании сущности категории «способность» является то, что «способность закрепляется в личности как более или менее прочное достояние, но она исходит из требований деятельности и, будучи способностью к деятельности, она в деятельности и формируется».

Сегодня практически любая деятельность человека осуществляется в условиях информатизации общества, результаты и успешность которой зависят от сформированности информационной культуры личности, уровень которой определяется способностью человека использовать в этой деятельности доступные ему компьютерные средства.

По мнению С.Л. Рубинштейна, при развитии способностей в деятельности существенную роль играет своеобразная взаимная связь между способностями и умениями. С одной стороны, освоение знаний, умений и т.д. предполагает наличие известных способностей, а с другой - само формирование способности к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней знаний, умений и т.д. Эти умения, знания и т.д. остаются чем-то совершенно внешним для способностей человека, лишь пока они не освоены. По мере того как они осваиваются, т.е. превращаются в личное достояние, они перестают быть только знаниями, умениями, полученными извне, а ведут к развитию способностей [3].

Опираясь на вышеизложенное показателем определенных способностей в исследовании рассматриваем комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для оперирования информацией средствами компьютерных технологий.

Выбор данных модулей был обусловлен текущим развитием информационных технологий как в целом, так и в предметных областях специальности «Юриспруденция» (рис. 1).

Увеличение количества модулей формирования уровней от мировоззренческого до специального свидетельствует о том, что показатели каждого уровня включают в себя предыдущий уровень информационной культуры. Выбор последовательности изучения модулей был обусловлен принципом «от простого к сложному», преемственностью знаний, умений и навыков и их соответствием учебной деятельности студентов в целом при изучении других дисциплин. Такой принцип построения изучения информатики позволил студентам для применения полученных знаний не ждать окончания вуза, а сразу же самостоятельно использовать их в своей повседневной и учебной деятельности, что способствовало освоению, а значит и развитию информационной культуры [4].

Таким образом, построенная нами компьютерная среда формирования информационной культуры личности в условиях вуза посредством модульной системы требует оценки эффективности её использования.

Рис. 1. Модульная система формирования информационной культуры будущего юриста

Библиографический список

1. Информатика и математика для юристов. Сеть Интернет / под ред. проф. В.Д. Элькина. - М., 2003.

2. Ромашина.С.Я.Дидактинескпеосновыформиризания культуры коммуникативноговоздействияпедагога: учеб.пособ.для студентов педагогических вузов. - Барнаул, 2002.

3. РуУинштейн, С.Л. Осйовы общей психылогиа. -ЫПб.ы2000.

4. Рудик, В.Л. Построение модульной системы обучения компьютерным технологиям: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1997. ВМюдгарЬ|у

1. ШмсеаМа \ тагешанка с)1уа уиы^си/.^у 1гчеапеКЗдИ(ЫгеИ.иыочш.О. ЕИДкта. - М.,дпуд.

2. Romashina, S.Ya. Didakticheskie osnovih formirovaniya kuljturih коттишка^подо vozdeyjstviya pedagoga: ucheb. posob. dlya studentov реУододiчhesk¡HПчuчoV. -ЕагнаиI, 0Н02.

3. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhoIogii. - SPb., 2000.

4. RиЬЫ,ЫЫ.Ч(^^^с^ийог^с^ИеМо0Г з^утНоДссНсшуа УотрйуиКегшИт сОз.е.капсИ деСениН. - СЕ, 199е.

Статья поступила в редакцию 25.10.14

УД К371.036

Huseynov S.SSTHE S3ECI7ICITY A6DCHARACTERISTTYPES! ОF MUSEU7IEXHIBI-TIONS IN THE ASPECT OF AESTHETIC EDUCATION. The аг-ticle discusses the specifics and characteristics of the maix^v^.ESEfE^OEEOi^ exhibitious in of aestoeticeduoation.TheoKeessfy to familiHr.ze Kttntertewith

museumexhibiti7nEEeipsstueectseH76eEuateiy37derstaRdthe artistic merits of museum exhibit^s, to attach them to the grE3t tred^^^c^r^^hfttie pas^ndtoe МдЬЕКехат7|езо^useum culture. The ат of the article is to analyze the creative аг^ cultural hertege of the peoples of Dagestan, the realization of artistic and pedagogical potential and educational significance of the monuments of history, culture and aгt in the admission of students to the national and world cultural vaiues^hpresearchmeKtions tS at during excursbns the attention of pupils sh^ld be directed оп their apprehension of new terminology that is frequently used in academic work in various fields. The а^Ь^ believes that one of the тоsteffective formsthaKSah¡litateEbstthкsesthet¡ceduc7Uon is a museumin a school.

Key words: cultural values, aesthetic education, museums, museum exhibits, museum exhibitions.

С.М. Гусейнова, зам. директора по УВР в МБОУ СОШ №31, г. Махачкала, E-mail: gadjiev82@mail.ru

СПЕЦИФИКА И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ В АСПЕКТЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается специфика и характеристика основных видов музейных экспозиций в аспекте эстетического воспитания школьников. Обосновывается необходимость ознакомления учащихся с музейными экспонатами, стремление помочь школьникам в достаточной мере разобраться в художественных достоин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.