Научная статья на тему 'Методические основы развития информационной культуры будущих специалистов'

Методические основы развития информационной культуры будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / МЕТОДИКА / МОТИВЫ / УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинникова Ираида Григорьевна, Давлеткиреева Лилия Зайнитдиновна

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой развития информационной культуры будущих специалистов. При этом внимание уделяется как ее образовательному, так и личностному аспекту. В рамках представленной методики одним из основных средств развития информационной культуры будущих специалистов является информационная образовательная среда вуза. Она позволяет обеспечить положительную динамику по уровню сформированности мотивационной сферы; по уровню сформированности профессионально-личностных компонентов информационной деятельности; по степени удовлетворенности студентов; по уровню сформированности культурологических умений. Информационная культура будущих специалистов развивается в рамках проектно-рефлексивной технологии на основе деятельности, интегрирующей учебную, информационную и рефлексивную составляющие,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овчинникова Ираида Григорьевна, Давлеткиреева Лилия Зайнитдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические основы развития информационной культуры будущих специалистов»

РАЗДЕЛ II ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

УДК 38.09

Овчинникова Ираида Григорьевна

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры информатики, начальник отдела, факультет информатики, ГОУ ВПО Магнитогорский государственный университет, [email protected], Магнитогорск

Давлеткиреева Лилия Зайнитдиновна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных систем, заместитель декана по научной работе, факультет информатики ГОУ ВПО Магнитогорский государственный университет, [email protected], Магнитогорск

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Ovchinnikova Iraida Grigoryevna

Candidate ofpedagogy, professor at the chair of computer science, chief of department, the computer science faculty, the Magnitogorsk state university, [email protected], Magnitogorsk

Davletkireyeva Lily Zaynitdinovna

Candidate of pedagogy, senior lecturer of the chair of information systems, assistant dean for scientific work, faculty of computer science, the Magnitogorsk state university, [email protected], Magnitogorsk

METHODICAL BASES OF DEVELOPMENT OF INFORMATION CULTURE OF THE FUTURE EXPERTS

Анализ исследований показывает, что состояние информационной культуры студентов в настоящее время не может быть признано удовлетворительным, общий уровень информационной подготовки как выпускников общеобразовательных школ, так и высших учебных заведений остается достаточно низким, что проявляется в неумении решать типовые информационные задачи в системе электронных коммуникаций.

Типичными недостатками информационной подготовки являются: отсутствие представлений о составе и возможностях использования мировых, национальных и региональных информационных ресурсов; незнание особенностей ресурсной базы различных информационных учреждений; неумелое владение алгоритмами ведения адресного, тематического и фактографического поиска; ограниченность знаний и умений по анализу и синтезу, критической оценке найденной информации; репродуктивный характер деятельности при обработке информации и подготовке на ее основе инфор-

мационных продуктов, являющихся результатом самостоятельной учебной или научно-исследовательской.

Отмеченные недостатки не устраняются, а усугубляются при использовании компьютера. Следует подчеркнуть ошибочность тезиса об автоматическом повышении уровня информационной культуры учащихся при переходе от традиционных средств поиска и обработки информации к компьютерным.

Тревожным симптомом, характеризующим низкий уровень информационной культуры студентов, является то, что они зачастую не осознают своей некомпетентности в области информационной деятельности, не представляют ценности специальных знаний и умений в области информационного самообслуживания, не понимают, какую реальную помощь эти знания и умения могут оказать им в различных сферах практической деятельности: учебной, научно-исследовательской, самообразовательной и др.

В информационной подготовке студентов отсутствует мировоззренческий компонент, призванный обеспечить глубокое осознание того, что знания и умения по работе с информацией важны и в контексте решения задач социализации личности: освоения профессии, получения специальной профессиональной подготовки в условиях высших учебных заведений. Особую остроту это приобретает в условиях конкуренции на рынке труда.

Роль информационной культуры в контексте подготовки будущих специалистов важна и с точки зрения того, что вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену устоявшегося девиза «образование на всю жизнь» новым девизом - «образование в течение всей жизни».

Реализация идеи непрерывного образования направлена на преодоление основного противоречия современной системы образования - противоречия между стремительным темпом роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения. Это противоречие заставляет образовательные учреждения, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания.

Этап вузовской подготовки является одним из важнейших в развитии информационной культуры. На этом этапе происходит переход с уровня образованности на уровень информационной компетентности. На наш взгляд, значимость развития информационной культуры в вузе, в первую очередь, определяется возможностью ее использования для профессионального самоопределения и средства саморазвития студентов. В связи с этим информационная культура рассматривается нами как с точки зрения когнитивного - познавательного аспекта, так и с точки зрения личностного аспекта.

Методическая система развития информационной культуры, соответствующая этому образовательному этапу представлена в табл. 1.

Таблица 1

Методическая система развития информационной культуры

Основные параметры Содержание параметров

Цели Формирование профессиональной направленности информационной культуры: освоение теоретических знаний в области методологии проектирования и применения информационных технологий в будущей профессиональной деятельности; овладение информационно-технологическим инструментарием реализации профессиональной деятельности; формирование индивидуального стиля информационной деятельности.

Содержание Учебно-профессиональная область - теоретико-методологи-ческие и методические основы профессиональной деятельности; основные технологии профессиональной деятельности и аспекты их информатизации; типологии электронных продуктов, методология их разработки и применения; психологопедагогические особенности использования информационных технологий; гуманизация, гуманитаризация и фундаментали-зация образования на основе информационных технологий.

Методы Методы, ориентированные на развитие профессиональной составляющей информационной культуры.

Средства Информационная образовательная среда, учебно-профессиональные ситуации, направленные на приоритетное формирование профессионального компонента информационной культуры; использование информационно-технологических инструментов и информационных ресурсов в профессиональной деятельности; учебные проекты.

Формы организации учебной деятельности Лекции, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа, курсовая работа, производственные практики, проектная деятельность, групповая работа.

Контроль Соблюдение требований образовательного стандарта. Контроль при собеседовании с преподавателем, компьютерное тестирование, презентация реальных учебных продуктов самостоятельной творческой деятельности, созданных средствами информационных технологий; анализ проектной деятельности обучаемого и сотрудничества в группе.

Планируемые результаты: когнитивный аспект Освоение основ компьютерной дидактики, методов организации профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, способов организации и функционирования информационно-образовательной среды.

Планируемые результаты: личностный аспект Осознание целей и идентификация поля своих возможностей в осуществлении информационной деятельности в профессиональной области; рефлексия сочетания целей информационной деятельности и оценки имеющихся ресурсов при постановке образовательных задач; развитие личностных качеств креативности, коммуникабельности, толерантности; проявление мобильности, гибкости и адаптивности в информационно-образовательной среде; формирование академической готовности, профессионального самоопределения.

Постановка целей не дает достаточных оснований для действия, но она определяет поле возможных педагогических средств. Диалектическая логика (Г. Гегель, Н. Н. Трубников) требует рассматривать категории цели и средства в неразрывном единстве. «Отношение к цели... является существенным отношением предмета, определенного как средство. Предмет, взятый объективно, безотносительно к человеческой деятельности, не получает определения средства» [2, с. 71]. В понимании педагогических средств мы исходим из идеи К. Маркса, который писал, что средства - это «вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проведения его воздействий на этот предмет... в соответствии со своей целью» [1, с. 190].

Рассмотрим в соответствии с этими положениями те педагогические средства, применение которых поможет достичь целей развития информационной культуры студентов в процессе обучения в вузе.

К педагогическим средствам относятся:

- содержание образования;

- методы, приемы и формы обучения, наглядные и технические средства обучения;

- профессиональная компетентность преподавателя.

Однако, одним из основных средств, позволяющим в условиях вуза развивать информационную культуру студентов, является единая информационная образовательная среда. При этом в работе могут быть использованы самые разнообразные формы, педагогические технологии, методы и приемы развития и саморазвития студентов, включая средства самопроектирования информационной культуры.

В ходе работы студенты осваивают методы поиска тем и информации необходимой для учебного процесса, способы навигации по сетям с использованием различных протоколов, знакомятся с основными поисковыми системами, принципами сбора и классификации информации. Студенты учатся методам анализа информации, с помощью которых удаляется косвенная информация и выделяются данные, непосредственно связанные с темой поиска. В этом случае они максимально ясно понимают поставленные задачи, так как самостоятельно определяют их ключевыми словами и анализируют в данной области исследования.

В дальнейшем студенты приступают к освоению языка НТМЬ. Это позволяет им создавать тематические сайты, связанные с исследовательскими задачами и будущей профессиональной деятельностью. Творческий элемент проявляется в сочетании с полученной и переработанной информацией. Студенты используют информацию ресурсов Интернета и учатся представлять ее в удобном виде, классифицируют и описывают ее и т. д. Здесь проявляется взаимообратное влияние Интернета и личности, то есть процесс становится творческим. Результатом этого взаимообратного влияния является использование полученной и обработанной информации в учебном процессе, в работе над курсовыми и дипломными проектами.

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что организация образовательного процесса вуза с опорой на педагогические возможности единой информационной образовательной среды позволяет добиваться более высоких показателей (обеспечивать положительную динамику):

- по уровню сформированное™ мотивационной сферы пользователей (деловая, корпоративная, общения, познавательная, игровая, самоутверждения) у студентов преобладает ориентация на деловую, познавательную и корпоративную мотивации);

- по уровню сформированное™ профессионально-личностных компонентов информационной деятельности (по параметру «самопроектирование»);

- по степени удовлетворенности студентов (по параметру «возможности для самовыражения и самореализации»), по параметру «информационнопрофессиональная привлекательность»;

- по уровню сформированное™ культурологических умений (по параметрам «распознавание», «оценивание» и «преобразование»).

Для повышения эффективности развития информационной культуры студента с помощью названных средств необходимо поставить студентов перед необходимостью обращения к информационным источникам, подготовленным преподавателями вуза в виде электронных ресурсов. Они могут включать различные материалы по учебным предметам (учебные тексты, хрестоматию, контрольные вопросы, задания для семинарских и практических занятий, описание лабораторных работ, тематику курсовых, дипломных проектов и многое другое).

Студенты дневного отделения не всегда имеют возможность посещать учебные занятия по расписанию (болеют, подрабатывают и т. д.). Тем, кто имеет компьютеры, значительно удобнее учиться в рамках единой информационной образовательной среды, поэтому если предусмотреть такой дистанционный вариант обучения, то появляется дополнительная возможность воздействия на информационную культуру студента.

Для студентов заочного отделения такой вариант, как показывает практика многих вузов, является оптимальным способом обучения и, как следствие, развития информационной культуры.

Рассмотрим процесс обучения в вузе и развитие информационной культуры с позиций проектно-рефлексивной технологии.

На этапе вузовской подготовки процесс развития информационной культуры на наш взгляд возможен только посредством формирования компетенций, что требует использования активных методов обучения.

Развитие информационной культуры студентов осуществляется в деятельности, интегрирующей учебную, информационную и рефлексивную. В связи с этим мы подходим к управлению развитием информационной культуры с точки зрения тех противоречий, которые возникают при предъявлении требований к деятельности.

Требование сравнить свой опыт в учебной и информационной деятельности с предлагаемым (противоречие здесь возникает из-за неожиданности, новизны постановки вопроса, отсутствия ответа на него). Разрешение данного противоречия ведет к развитию экзистенциальной, эмоциональной сфер, сферы саморегуляции студента (развиваются самопознание, самоанализ, рефлексия, осознание своего «Я», самооценка), за счет этого происходят новообразования в психологическом компоненте информационной культуры.

Противоречие между необходимостью использовать опыт информационного поведения в учебной деятельности и отсутствием соответствующих компетенций, невозможностью это делать в условиях учебной деятельности (противоречие «переноса» или «интеграции»). Разрешение данного противоречия приводит к появлению потребности в формировании компетенций информационного поведения в учебной деятельности (приобретение опыта информационного поведения, компьютерная образованность), стремления самостоятельно связывать учебную и информационную деятельности с будущей профессиональной деятельностью, самостоятельно анализировать и оценивать существующий опыт.

Овладение компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности в рамках проектов, т. е. компетенции и деятельность в профессиональной среде неразрывно связаны между собой.

В качестве проектов нами были использованы:

- учебные проекты, которые требуют активизации всех свойств и качеств (в том числе и рефлексии), применения всех необходимых знаний и умений, поиска новой информации, ее переработки и т. д.;

- курсовые проекты;

- дипломные проекты.

Все обозначенные виды проектов предусмотрены государственным образовательным стандартом по всем направлениям подготовки выпускников высшего профессионального образования.

Для использования учебных проектов в развитии информационной культуры студентов важно не столько раскрыть сущность этого метода обучения (это уже сделано в целом ряде специальных исследований), сколько определить организационные и психо лого-педагогические условия.

Во-первых, успешное осуществление учебных проектов с применением информационных технологий требует предварительной работы как преподавателей (по подготовке необходимых материалов для обеспечения минимума необходимых знаний и умений у студентов в области информационных технологий), так и студентов по овладению информационным минимумом.

Во-вторых, положительная динамика в развитии информационной культуры студентов возможна в случае положительных изменений в сферах индивидуальности студентов, а именно: наличии желания работать в условиях информационной образовательной среды, причем как для личных целей, гак и для учебных; сформированности видения потенциала и возможностей среды (и мультимедиа-программ в его рамках) для учебного процесса и др.

Все это свидетельствует о некотором развитии всех компонентов информационной культуры: знания и умения, связанные с работой на компьютере, с медиапрограммами, в Интернете (когнитивный компонент); способы получения и переработки нужной для учебного проекта информации (деятельностный компонент); мотивация информационного поведения, креативность, самостоятельность, критичность (личностный компонент) и др.

В целом учебный проект способствует развитию информационной культуры при соблюдении следующих условий:

- предварительная работа преподавателя по обеспечению принятия замысла учебного проекта студентами как одного из способов развития информационной культуры;

- обеспечение необходимого минимума готовности студента к работе на компьютере;

- консультирование студентов по вопросам интеграции учебной и информационной деятельности;

- подготовка инструктивных материалов для разработки учебного проекта и его осуществления с применением информационных технологий;

- оказание студентам исихолого-педагогической поддержки в процессе их работы над учебными проектами;

- проведение со студентами текущих обсуждений хода работы над учебными проектами с целью развития у них рефлексии.

Анализ требований к учебным проектам по гуманитарным, естественнонаучным, педагогическим укрупненным группам специальностей показал, что независимо от направления подготовки все они ориентированы на формирование ключевых, инструментальных и системных компетенций.

Ключевые инструментальные компетенции включают когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения, связанные с информационной деятельностью, владение информационными технологиями и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции.

К инструментальным компетенциям относятся:

- способность к анализу и синтезу;

- способность к организации и планированию;

- базовые знания в различных областях;

- навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников);

- решение проблем;

- принятие решений.

Системные компетенции основаны на сочетании понимания, отношения и знания, которые позволяют анализировать взаимодействие компонентов

в системе, планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые на основе уже имеющихся.

К системным компетенциям относятся:

- способность применять знания на практике;

- способность к самосовершенствованию;

- способность адаптироваться к новым ситуациям;

- способность порождать новые идеи (креативность);

- лидерство;

- способность работать самостоятельно;

- участие и управление проектами;

- инициативность и предпринимательский дух;

- забота о качестве;

- стремление к успеху.

Специальные профессиональные компетенции-это специальные способности, знания, умения и навыки, присущие специалистам определенной профессиональной области и выражающиеся в готовности студента к осуществлению будущей профессиональной деятельности. На формирование этих компетенций направлены курсовые и дипломные проекты. Однако независимо от направления подготовки они включают в себя: компетенции принятия решений, включающие системность мышления; видение развития процессов; способность анализировать ситуацию; нести ответственность за принятые решения; способности принимать и предлагать новое, быстро и адекватно реагировать на внештатные ситуации; готовность к изменениям; способность к самоанализу.

Дипломный проект в отличие от курсового проекта является итоговой комплексной работой студентов. Он представляет собой исследование какого-либо актуального вопроса в области избранной студентом специальности и имеет целью систематизацию, обобщение и проверку специальных теоретических знаний и практических навыков выпускников. Дипломный проект предполагает достаточную теоретическую разработку темы с анализом экспериментов, наблюдений, литературных и др. источников по исследуемому вопросу.

Поскольку в рамках дипломного проекта решаются более масштабные задачи, для его выполнения требуется создание проектных групп и использование эффективных методов взаимодействия их участников. В результате у студентов формируются ключевые межличностные компетенции.

Межличностные компетенции основаны на индивидуальных способностях, связаны с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также направлены на формирование социальных навыков, связанных с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства. К ним относятся:

- способность к критике и самокритике;

- работа в команде;

- навыки межличностных отношений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- способность работать в междисциплинарной команде;

- способность общаться со специалистами из других областей;

- приверженность этическим ценностям.

Участие в проектах способствует:

- формированию ценностной установки на успех в будущей профессиональной деятельности;

- усилению мотивации к достижению успеха;

- повышению готовности к переменам и адаптации к ним через самосовершенствование;

- ориентацией на постоянное пополнение знаний об инновациях и новшествах в осуществлении профессиональной деятельности.

Рассмотрим пример проекта, направленного на развитие информационной культуры и формирование обозначенных выше компетенций.

На специальности «Информатика» факультета информатики в рамках курса «Методика преподавания информатики» при изучении темы «Учебнометодическое обеспечение процесса обучения информатике в школе» были включены следующие вопросы: школьный учебник как средство обучения информатике; школьный учебник как средство формирования информационной культуры ученика; функции школьного учебника; содержательно-методические линии школьных учебников информатики; федеральный комплект учебников информатики и пособий для учащихся средней школы; роль информационных технологий в проектировании школьного учебника нового поколения; учебные комплекты по информатике: совокупные и индивидуальные функции частей учебного комплекта, методика продуктивного использования комплекта; дополнительные учебные пособия для учащихся: хрестоматии, книги для внеклассного чтения, словари, справочники и т. д.

На занятиях по данной тематике студентам предлагалось решить серию учебно-профессиональных задач:

- заполнить таблицу, обобщающую результаты сравнительного анализа школьных учебников информацией;

- представить рекламу (или антирекламу) одного из школьных учебников информатики;

- провести логико-дидактический анализ одной из учебных тем, представленных в учебнике, связанной с вопросами социальной информатики;

- охарактеризовать школьные учебники информатики на степень их соответствия концепции образования в информационном обществе;

- провести анализ направленности учебника на формирование целостной информационной культуры ученика;

- провести дидактическую игру со студентами своей группы (показать пример использования учебника на уроке при изучении вопросов информатики) и т. д.

На следующем семинарском занятии проводился диспут на тему: «Какой учебник информатики нужен школе?», где студенты демонстрировали результаты решения выбранных ими учебно-профессиональных задач.

Организованное таким образом изучение курса «Методика преподавания информатики», способствует развитию рефлексии будущих педагогов, мотивов, смыслов, целей, качества и результатов своей информационной деятельности; осознанию необходимости ее осуществления как с пользой для других и общества, так и в интересах своего творческого развития и личностной самореализации, сочетания личностной свободы, ответственности и самоограничения как основы саморегуляции человека в информационной среде.

С целью формирования коммуникативной составляющей информационной культуры студентам в рамках курсовых работ могут быть предложены для рассмотрения следующие темы:

1. информационное общество как среда компьютерной коммуникации; коммуникационные революции;

2. модели компьютерной коммуникации; коммуникация и компьютерная коммуникация: общее и особенное;

3. информационные барьеры в компьютерной коммуникации;

4. мировые процессы глобализации и компьютерная коммуникация;

5. культурологические аспекты компьютерной коммуникации;

6. компьютерная коммуникация и национальная идентичность; Интернет - пол и культурная информационная среда; глобальная культура и национальная культура: противоречия, проблемы и способы их решения в компьютерной коммуникации;

7. проблемы личности в компьютерной коммуникации; этические аспекты компьютерной коммуникации; правовое регулирование в компьютерной коммуникации;

8. компьютерная коммуникация как фактор развития демократии, становления гражданского общества; права человека, культура мира, толерантность, межкультурный диалог; межкультурные, межэтнические, межкон-фессиональные отношения в компьютерной коммуникации;

9. семантические аспекты компьютерной коммуникации; универсализация компьютерной коммуникации и сохранение языкового разнообразия;

10. творческая свобода и компьютерная коммуникация;

11. феномен формирования виртуальных сообществ; маргинализация отдельных виртуальных сообществ: хакеры, компьютерные игровые наркоманы, интернет-зависимые и др.;

12. проблемы компьютерной коммуникации: социальные, психологические, нравственные, этические, правовые и т. д.;

13. формирование информационной культуры личности общества как фактор решения проблем компьютерной коммуникации.

Оперативными целями на занятиях в рамках обозначенной тематики являются освоение знаний в области компьютерной коммуникации, полу-

чение реального опыта общения в сети Интернет, изучение специфики компьютерной коммуникации. В качестве интегративных целей - формирование коммуникативной и ценностно-смысловой составляющей информационной культуры: осознание студентом поля своих возможностей при реализации компьютерной коммуникации; рефлексия целей, способов и результатов своей информационной деятельности в сетях; нравственная позиция по отношению к явлениям, объектам и процессам компьютерной коммуникации и т. д.

По результатам курсовой работы готовится выступление студентов с использованием презентации. Все наработки, выполненные в ходе работы над учебными, курсовыми и дипломными проектами по желанию студентов размещаются в единой информационной образовательной среде. Таким образом, студенты принимают непосредственное участие в наполнении среды информационно-образовательными ресурсами. Зачастую учебные проекты дорабатываются и переходят в разряд курсовых, а на основе материала курсовых работ разрабатывается дипломный проект.

Использование проектов в образовательной деятельности направлено не только на развитие информационной культуры, но на формирование квази профессионализма. В результате работы в проектах формируется специалист соответствующий современным требованиям общества и производства, востребованный на рынке труда.

Сформированные в ходе выполнения проектов компетенции и научно-исследовательские навыки позволяют создать подготовленный студенческий коллектив для работы в технопарках, бизнес-инкубаторах и инвестиционных проектах. Использование проектов направлено на развитие инновационной деятельности в вузе, создание и стимулирование малого наукоемкого бизнеса в рамках системы подготовки профессионально-ориентированных специалистов.

Библиографический список

1. Маркс, К. Капитал. Т. 1. Кн. 1 [Текст] / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. -Т. 23, - С. 1-784.

2. Тихомиров, В. П. Основные принципы построения Системы дистанционного образования России [Текст] / В. П. Тихомиров // Дистанционное образование. - М.: Издательский центр МЭЭСИ, 1998. - № 1. - С. 4-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.