ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОГО РАБОЧЕГО (на примере Нижегородского автомеханического техникума)
С.Н. Штанов
Нижегородский автомеханический техникум Пр. Ленина, 111, Н. Новгород, Россия, 603004
В статье представлены инновационные технологии обучения, способствующие формированию профессиональной культуры будущих специалистов среднего звена, среди которых метод проектов и новые информационные технологии в образовательном процессе.
Современному рабочему в условиях быстро меняющегося производства для успешной профессиональной деятельности, раскрытия своих способностей и достижения личностных устремлений необходим высокий образовательный потенциал, обеспечивающий рабочему не только хорошую квалификацию, но и конкурентоспособность на рынке труда.
Понятие квалификации рабочего в современном понимании напрямую связывается как с содержанием будущей профессиональной деятельности и приобретением характерных для этой деятельности теоретических и практических навыков и умений, так и с уровнем культуры профессионала. Современный рабочий должен быть не только хорошим специалистом в своем деле, но и широко образованным человеком в других сферах жизни, науки и культуры, поэтому в профессиональной подготовке будущих рабочих должны найти место компоненты, не связанные непосредственно с технологической стороной в будущей профессиональной деятельности, но обеспечивающие современному профессионалу развитие определенных качеств его личности, таких как самостоятельность, ответственность, умение работать в команде, творческая активность, способность к обновлению знаний, т.е. таких качеств личности, которые и обеспечивают рабочему конкурентоспособность на рынке труда [1].
Для современного начального и среднего профессионального образования характерен ряд противоречий между узкой направленностью специализации в подготовке рабочего и потребностями современного автоматизированного производства в широко образованных рабочих кадрах; педагогическим и методическим обеспечением в организации обучения отдельным предметам и невозможностью моделирования будущей профессиональной деятельности в этих условиях; необходимостью решения задач воспитательного характера в учебное время и отсутствием организации внеклассной учебно-воспитательной работы, направленной на воспитание молодого рабочего определенного уровня квалификации и культуры.
Корнем всех этих противоречий в современном начальном и среднем профессиональном образовании является то, что цели обучения не соответствуют целям воспитания, на первое место выдвинуты учебные цели, тогда как воспитанию в этом образовательном институте отводится роль второго плана. Преодоле-
ние этого несоответствия возможно лишь при построении общего базиса. Культурологический подход к организации всех сторон образовательного процесса в учреждениях начального и среднего профессионального образования дает возможность объединения двух линий — обучения и воспитания — и на основе этого объединения создать условия для формирования профессиональной культуры будущего молодого специалиста.
Понятие «профессиональная культура» характеризует социально-профессиональные качества работника с учетом специфики его профессиональной деятельности, степень овладения им достижений научно-технического и социального прогресса. Структурными компонентами профессиональной культуры являются этическая, эстетическая, методологическая, профессионально-психологическая, проектная, экологическая, правовая, физическая культура.
В качестве ключевого структурного компонента мы предлагаем выделить проектную культуру [2], которая является составной частью профессиональной культуры и представляет собой совокупность «проектных» способов инновационного преобразования действительности на основе прогнозирования, планирования, конструирования и моделирования явлений, процессов и систем. Проектно-деятельностный уровень умений современного специалиста сегодня определяет его профессионализм.
Для решения этой задачи педагогический коллектив должен разработать способы и механизмы ее реализации, выявить условия формирования проектной культуры и на этой основе организовать образовательный процесс, способствующий формированию всех элементов профессиональной культуры специалиста среднего звена. Главным результатом такой деятельности педагогического коллектива должно стать создание комфортной гуманной среды в конкретном учебном заведении — нравственной основы формирования личности студента.
На основе компетентностного подхода педагогический коллектив, используя весь спектр педагогических средств и приемов, должен разработать модель профессионально важных качеств профессионала — выпускника среднего профессионального учебного заведения по каждой специальности. Для этого следует выделить необходимые профессиональные компетенции и поведенческие характеристики, подобрать инструменты обеспечения формирования этих качеств и компетенций, выработать эффективные способы формирования профессиональной культуры. В формировании этой культуры у учащихся должен участвовать весь педагогический коллектив, преподающий как дисциплины естественно-научного и гуманитарного циклов, так и общепрофессиональные и специальные дисциплины. Большую роль здесь играют также традиции рабочих коллективов, в которых проходит производственная практика учащихся, и организация внеклассной работы с учащимися, вовлечение их в общественную жизнь учебного заведения.
Вся эта взаимосвязанная учебно-познавательная и учебно-профессиональная деятельность в совокупности и является основой формирования общекультурного базиса профессионала.
Итак, метод проектов — один из эффективных инновационных способов, позволяющих реализовать механизм формирования профессиональной культуры
в учебном процессе и имеющий особую ценность, так как дает возможность развить профессионально значимые качества личности учащихся на основе интеграции учебного процесса с производством и наукой. В проектной деятельности основой учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и способы их усвоения, развитие творческого потенциала обучаемых. В рамках одного проекта планируется развитие целого ряда профессионально значимых качеств личности будущих специалистов и формирование одного или нескольких компонентов профессиональной культуры при соблюдении следующих принципов [3]:
— принципа единства обучения, профессиональной и опытно-конструкторской деятельности, требующего совершенствования модели учебного процесса, связи его с реальной профессиональной деятельностью;
— принципа креативности, предполагающего развитие творческого потенциала учащихся в процессе обучения и привитие им навыков самостоятельного добывания знаний;
— принципа междисциплинарности, подразумевающего актуализацию взаимосвязей различных областей знаний, а также методов и форм преподавания;
— принципа экологичности, вытекающего из специфики образования в эпоху интенсивного воздействия человека на природу;
— принципа социальной ориентированности, предполагающего приоритет социальных, т.е. необходимых обществу целей по отношению к другим;
— принципа фундаментальности, обеспечивающего политехнический характер образования, глубину и устойчивость знаний, способность к самообучению.
Метод проектов был предложен исследователями к применению в обучении инженерным дисциплинам при решении проектно-конструкторских и инженерно-технологических задач. Его использование в учебном процессе было сопряжено с одним существенным недостатком: один проект охватывает значительный временной отрезок, поэтому в рамках аудиторных занятий метод проектов практически не использовался, за исключением курсового и дипломного проектирования, а также производственной практики. Тем не менее имеются все возможности к использованию этого метода для формирования отдельных структурных элементов профессиональной культуры как на занятиях в рамках расписания, так и во внеучебное время.
Результатом деятельности в рамках одного проекта должно стать осознание учащимся целесообразности определенных моральных и правовых норм и их ин-териоризация, усвоение ценностей общества, стиля общественного поведения, способов совместного решения задач.
Предлагается в рамках одного проекта организовать клуб деловых игр и провести семинары-тренинги.
В Нижегородском автомеханическом техникуме (НАМТ) метод проектов разработан и реализован в форме различных клубов деловых игр. Сюжеты для таких игр подбираются на основе принципов формирования профессиональной культуры, о которых говорилось выше. Глобальной целью деловой игры является воссоздание производственной ситуации в ее предметном и социальном контексте, требующей немедленного реагирования, анализа этой ситуации и поиска
путей разрешения возникшей проблемы. Однако деловые игры в НАМТ нацелены не только на воссоздание реальной ситуации, а скорее на разработку и реализацию механизмов, позволяющих формировать у учащихся отдельные компоненты профессиональной культуры специалиста среднего звена.
Разработка сценария деловой игры начинается с создания имитационной и игровой моделей, при этом компонентами имитационной модели являются цели, предмет игры, схема взаимодействия участников, система оценивания. Сценарий, правила, роли, цели и функции участников — компоненты игровой модели. Имитационная модель воссоздает условия и динамику производства, игровая модель — процессы деятельности в этом производстве его участников [4].
Для развития профессионально важных качеств личности будущего специалиста А.М. Новиков предлагает проведение специальных семинаров-тренингов [5]. Автор отмечает, что в современном учебном процессе, к сожалению, очень мало возможностей средствами обучения научить студента анализировать свою будущую карьеру, проводить самооценку своих способностей, качеств личности, интересов и потребностей с точки зрения выбора той или иной будущей карьеры, возможных ее вариантов и изменений. Это особая область профессионального содержания, которая может реализовываться, в частности, специальными курсами, психологическими тренингами и т.д.
Проект «Школа конкурентоспособного специалиста» имеет целью разработку модели личности будущего специалиста; разработку и внедрение инновационных технологий в воспитательную деятельность в области профессиональной подготовки специалистов нового поколения; обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других ресурсов для развития воспитания в НАМТ. Так, в рамках проекта «Школа конкурентоспособного специалиста» разработана модель личности будущего конкурентоспособного специалиста, проведены следующие мероприятия:
— встречи с руководителями подразделений ОАО «ГАЗ»;
— социально-ориентированные тренинги, например, семинар-тренинг «Прежде чем создавать машины, мы создаем людей»;
— психологические тренинги, например, семинар-тренинг «Твоя успешная карьера», способствующий развитию такого важного качества личности будущего специалиста, как нацеленность на достижения;
— организована работа клуба деловых игр «Профессионал»;
— конкурс презентаций «Моя специальность», «Здоровый образ жизни», по отдельным учебным дисциплинам;
— экскурсии в музей и на производство ОАО «ГАЗ»;
— организована работа школы волонтерского движения «Здоровый человек — работающий человек».
Даже простое перечисление этих мероприятий показывает, что проектная деятельность позволяет формировать сразу несколько структурных элементов профессиональной культуры.
Семинар-тренинг «Строим успешную карьеру на ОАО „ГАЗ“ с командой выпускников НАМТ» имеет целью получение дополнительных профессиональных навыков и обучение слушателей «Школы профессионалов» на основе раз-
работанных компетенций; создание эффективной команды; развитие таких профессиональных компетенций, как нацеленность на достижения, гибкость (адаптивность), навыки общения, командообразования; мотивация слушателей на построение собственной карьеры на предприятиях группы «ГАЗ».
Проект спортивного комплекса «Спорт — залог успеха» имеет целью воспитание нравственных и физически развитых конкурентоспособных специалистов, обладающих полноценным здоровьем, ведущих здоровый образ жизни, способных встать на защиту интересов развития отечественного автомобилестроения; формирование активной жизненной позиции на основе общечеловеческих культурных ценностей.
Проект «Мы выбираем» имеет цели: повышение правовой культуры и электоральной активности молодых избирателей из числа студентов НАМТ; осознание студентами социальной значимости проведения демократических свободных выборов. Проведена деловая игра «Выборы», конкурс творческих работ «Мой наказ депутату», «Мой кумир в политике», конкурс политической рекламы (листовки, плакаты, газеты, частушки).
На воспитание правовой культуры направлены и семинары-тренинги «Знаешь ли ты закон?», «Подростки и милиция».
Проект «Широкая масленица» имеет целью приобщение студентов к национальной культуре, пробуждение интереса к народным обычаям, фольклору; укрепление любви к родному краю, уважение к таланту и мудрости русского народа; выявление и поддержка талантливой молодежи; укрепление культурных связей между студентами.
Итак, применение в образовательном процессе метода проектов способствует достижению поставленной цели: формирование каждой из выделенных компонент культуры профессионала и развитие группы профессионально важных качеств личности. В основном деятельность по каждому проекту ориентирована на внеклассное время. Педагоги НАМТ не испытывают недостатка в методической литературе по проведению деловых игр и организации проектов, так как все разработанные материалы изданы в виде методических рекомендаций и пособий.
В учебном процессе Нижегородского автомеханического техникума в соответствии с требованиями принципов формирования профессиональной культуры созданы необходимые педагогические условия и реализуются новые информационные технологии.
Различные виды чертежей по ряду учебных дисциплин выполняются на базе новых технологий, требующих не простое знание компьютерной грамоты, а овладение довольно сложными способами деятельности по построению чертежей на компьютере. Так, учащиеся НАМТ, используя современные технологии, имеют возможность:
— выполнять курсовой проект по дисциплине «Детали машин» с помощью пакета программ MS EXCEL для расчета различных видов передач;
— выполнять чертежи по дисциплинам «Инженерная графика», «Информатика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» при курсовом и дипломном проектировании с помощью САПР «КОМПАС».
По дисциплинам «Электронная техника», «Электротехника», «Технология машиностроения» введены так называемые лабораторные комплексы. При изучении дисциплины «Автоматизированные системы управления» в учебном процессе используется учебный интеллектуальный роботизированный центр УИРЦ-1. Внедрено программное обеспечение для управления учебными лабораторными испытательными машинами по дисциплинам «Техническая механика», «Детали машин». В учебном процессе по дисциплинам «Информатика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Русский язык и культура речи» используется MS Office. По различным учебным дисциплинам используется комплект электронных учебников и обучающих курсов по общеобразовательным, электротехническим и автомобилестроительным дисциплинам.
В повседневную жизнь НАМТ внедрена программа «1С: Хронограф» для автоматизации деятельности по учету нагрузки преподавателей, составлению расписания, графика замен преподавателей, а также графика загрузки учебных кабинетов.
В числе перспективных направлений по развитию и внедрению в учебный процесс НАМТ,а следует назвать создание интегрированной компьютерной сети для трех учебных заведений с выходом в Интернет, настройка и внедрение Microsoft Office SharePoint Server 2007 как интеграционной платформы для организации единого информационного пространства техникума, проведение, настройка и внедрение СДО Competentum.ShareKnoledge для автоматизации учебно-административных задач техникума.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Жохов А.Л. Общекультурный базис подготовки профессионала / Ин-т развития профессионального образования. — М., 1999.
[2] http://www.researcher.ru/practice/practice_org/practice_all/a_1xivl3.html.
[3] Третьякова Т.А. Электронный научно-педагогический журнал. — Саратов: 2007.http://1.emissia.peterhost.ru/offline/2007/1171.htm.
[4] Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход — М.: Высшая школа, 1991.
[5] Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. — М.: Эгвес, 2000.
THE INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF FORMING OF THE HIGHLY SKILLED WORKER’S PROFESSIONAL CULTURE
S.N. Shtanov
The Nizhniy Novgorod automotive technical school
Pr. Lenina, 111, N. Novgorod, Russia, 603004
The paper presents innovative technology training, which contributes to the formation of a professional culture for future middle-level professionals, among which there is a method of projects and new information technologies in the educational process.