Научная статья на тему 'Музыкально-компьютерные технологии как фактор становления профессиональной компетентности современного музыканта-педагога'

Музыкально-компьютерные технологии как фактор становления профессиональной компетентности современного музыканта-педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE IN INFORMATICS / HIGH-TECH EDUCATIONAL INFORMATION ENVIRONMENT / MUSIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Ирина Борисовна, Панкова Анастасия Анатольевна

Показано, что высокотехнологичная информационная образовательная среда требует поиска новых подходов и принципиально новых систем обучения. Инновационная музыкальная педагогика на современном этапе связана с применением музыкально-компьютерных технологий – современного и эффективного средства повышения качества обучения музыкальному искусству на всех уровнях образовательного процесса. МКТ являются незаменимым инструментом образовательного процесса для различных социальных групп в приобщении к высокохудожественной музыкальной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Ирина Борисовна, Панкова Анастасия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES AS PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION FACTORS FOR CONTEMPORARY MUSIC TEACHERS

High-tech educational information environment requires the search for new approaches and fundamentally new systems of education. Innovative music pedagogy at the present stage is connected with the use of musical-computer technologies that are modern and effective means of improving the quality of teaching the art of music at all levels of the educational process. MCT are indispensable tools of the educational process for various social groups in the introduction to the highly artistic musical culture.

Текст научной работы на тему «Музыкально-компьютерные технологии как фактор становления профессиональной компетентности современного музыканта-педагога»

УДК 378.02:372.8

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА

л о

© И.Б. Горбунова1, А.А. Панкова2

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48.

Показано, что высокотехнологичная информационная образовательная среда требует поиска новых подходов и принципиально новых систем обучения. Инновационная музыкальная педагогика на современном этапе связана с применением музыкально-компьютерных технологий - современного и эффективного средства повышения качества обучения музыкальному искусству на всех уровнях образовательного процесса. МКТ являются незаменимым инструментом образовательного процесса для различных социальных групп в приобщении к высокохудожественной музыкальной культуре. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии; профессиональная компетентность; информационная компетентность; высокотехнологичная информационная образовательная среда; музыкальное образование.

MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES AS PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION FACTORS FOR CONTEMPORARY MUSIC TEACHERS I.B. Gorbunova, A.A. Pankova

Russian State Herzen Pedagogical University,

48 Moika Embankment, Saint-Petersburg, 191186, Russia.

High-tech educational information environment requires the search for new approaches and fundamentally new systems of education. Innovative music pedagogy at the present stage is connected with the use of musical-computer technologies that are modern and effective means of improving the quality of teaching the art of music at all levels of the educational process. MCT are indispensable tools of the educational process for various social groups in the introduction to the highly artistic musical culture. 5 sources.

Key words: music computer technologies; professional competence; competence in informatics; high-tech educational information environment; music education.

Изменения в различных сферах жизнедеятельности человека обусловили корректировку многомерного вектора ценностей в образовании, сформировали в обществе устойчивую потребность в подготовке профессионально компетентного педагога. Квалификационные требования, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), учебные планы, программы, методы и способы обучения как элементы сложившейся системы профессиональной подготовки педагога-музыканта в вузе, безусловно, создают определенные предпосылки для успешной работы будущих специалистов в области музыкального образования. Но практика показывает, что зачастую выпускник не обладает полным спектром навыков, которые ему необходимы для эффективной профессиональной деятельности. Вследствие существующей в системе обучения раздробленности на отдельные разобщенные дисциплины будущая профессиональная деятельность распадается для студента-музыканта на ряд слабо связанных друг с дру-

гом функциональных направлений. Основополагающим элементом решения задачи подготовки педагога-музыканта с высоким уровнем профессиональных знаний и умений, обладающего высокой педагогической и духовной культурой, а также творческими способностями, на наш взгляд, является процесс интеграции дисциплин общей и специальной профессиональной подготовки, музыкального искусства и музыкально-компьютерных технологий (МКТ).

Одной из важнейших компонент профессиональной компетентности (ПК) музыканта-педагога на сегодняшний день является информационная составляющая, предполагающая использование средств современных информационных и коммуникационных технологий в решении конкретных профессиональных задач [3]. В результате проведенного нами анализа актуальных составляющих профессиональной деятельности музыканта-педагога, лежащих в сфере использования современных информационных технологий (ИТ), можно выделить МКТ как основной фактор становления информационной компоненты их ПК [1]. Учебный про-

1Горбунова Ирина Борисовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры информатизации образования, главный научный сотрудник УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии», тел.: 89219568525, e-mail: gorbunova@herzen.spb.ru Gorbunova Irina, Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Education Informatization, Chief Researcher of "Music and Computer Technologies" Laboratory, tel.: 89219568525, e-mail: gorbunova@herzen.spb.ru

2Панкова Анастасия Анатольевна, аспирант, тел.: 89102420354, e-mail: pankovaaa@gmail.com Pankova Anastasiya, Postgraduate, tel.: 89102420354, e-mail: pankovaaa@gmail.com

цесс с применением МКТ позволяет студентам-музыкантам изучить основные компоненты и оценить преимущества современных ИТ, а также освоить методику их использования в музыкально-педагогической деятельности. Однако на практике МКТ либо не используются в процессе обучения, либо используются в недостаточной степени и в отсутствие тесной интеграции с будущей профессиональной деятельностью.

Нами было установлено, что в процессе становления ПК педагога-музыканта должны быть учтены следующие неотъемлемые аспекты профессиональной подготовки, в рамках которой будущий педагог:

- осознает потребность использования ИТ в профессиональной деятельности, а также активно принимает участие в формировании высокотехнологичной информационной образовательной творческой среды;

- имеет представление об «актуальных» возможностях современной профессиональной компьютерной техники и специализированного программного обеспечения, знаком со специализированными программно-аппаратными комплексами;

- имеет знания о возможностях, специфике работы, а также практические навыки применения электронных дидактических материалов, как существующих на рынке, так и разработанных самостоятельно;

- владеет основами безопасной деятельности человека в современной информационной среде, а также знаниями о возрастных, социальных и психологических особенностях, рисках и методах их снижения;

- умеет эффективно использовать отведенное для образовательного процесса время, применяя современные достижения в области ИТ и соответствующие методики преподавания в условиях возрастающей информационной и образовательной нагрузки;

- обладает знаниями о современных информационных технологиях, структуре и принципах работы специальных технических средств и программного обеспечения, применяемого в творческой деятельности музыканта;

- использует МКТ, а также программное и аппаратное обеспечение общего назначения в творческой музыкальной деятельности.

Проведенные исследования и многолетний педагогический опыт авторов позволяют сделать вывод о высокой эффективности применения МКТ с целью погружения будущих педагогов-музыкантов в современную высокотехнологичную информационную образовательную среду для успешного использования полученных знаний в дальнейшей профессиональной деятельности.

МКТ, являясь особой образовательной творческой средой, позволяет открыть новые возможности для творческого эксперимента, расширить познавательный кругозор обучаемого, использовать богатый педагогический инструментарий традиционного обучения музыке и огромные возможности музыкального компьютера, оптимизировать учебный процесс, сделать его высокохудожественным и высокотехнологичным,

соответствующим требованиям современной образовательной среды. Существенным и неотъемлемым элементом применения МКТ в образовании является методическая система и ее методологическая основа, позволяющие адекватно использовать МКТ на всех этапах и во всех направлениях музыкально-образовательного процесса, учитывая психолого-педагогические аспекты их применения. Важно учитывать, что музыкальный компьютер нельзя просто добавить к существующей дидактической системе. Необходимо осуществить его интеграцию с инфраструктурой образования с учетом исторических, психологических и методологических аспектов музыкально-образовательного процесса в целом.

Использование МКТ в подготовке будущего педагога-музыканта обеспечивает естественность процесса обучения, создает новые позитивные факторы в обучении, в частности, в значительной степени позволяет увеличить долю и эффективность самостоятельной работы студентов. МКТ может также служить неким универсальным интегрирующим фактором, который гармонично объединяет различные дисциплины музыкально-образовательного процесса, постоянно повышая качество преподавания, например, музыкально-теоретических дисциплин за счет расширения возможностей и объемов преподавания и улучшения управления процессами усвоения и использования знаний. Таким образом, преподавание музыкальных дисциплин с использованием МКТ открывает новое направление в деятельности педагога-музыканта, которое может быть реализовано на всех уровнях и ступенях музыкально-образовательного процесса. Ведение профессиональной деятельности на основе МКТ позволяет существенно расширить область применения полученных знаний в педагогической и творческой работе.

С учетом уникальной «плодородности» образовательной среды, которую образуют МКТ, а также их высокой интегрирующей способности в отношении различных музыкальных дисциплин использование МКТ в процессе формирования ПК современного музыканта-педагога является не только эффективным, но и необходимым в условиях функционирования высокотехнологичной информационной образовательной среды.

Анализ требований ФГОС ВПО третьего поколения подтверждает наши выводы о необходимости и важности применения МКТ для полноценной реализации ПК будущего педагога-музыканта. В частности, ФГОС ВПО в области педагогической деятельности предусматривает способность профессионального применения современных информационно-коммуникационных технологий и методов, а также возможностей информационной образовательной среды для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса, диагностирования достижений обучающихся, разработки и реализации образовательных и культурно-просветительских программ.

В то же время, анализ практической реализации требований ФГОС ВПО третьего поколения (в части информационной подготовки) в педагогических вузах

показал недостаточную готовность выпускников осуществлять полноценную профессиональную деятельность по причине низкого уровня владения современными ИТ в музыкально-педагогической сфере [см., например, 2, 4]. Данная ситуация объясняется следующими существующими на сегодняшний день противоречиями между:

- высокими требованиями к преподавателям музыки, свободно владеющим ИТ и умеющим использовать их на уроке, и недостаточным уровнем готовности выпускников педагогического вуза к использованию ИТ в будущей профессиональной деятельности;

- существующими потребностями современного музыкально-образовательного процесса в использовании ИТ и недостаточной разработанностью методик их применения;

- широкими психолого-педагогическими и программными возможностями современных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и недостаточным уровнем их использования в процессе обучения музыке;

- направленностью современной образовательной системы на деятельностный подход в реализации возможностей высокотехнологичной информационной образовательной среды и недостаточной разработанностью методов ее актуализации посредством применения современных ИТ и МКТ в области музыкально-педагогического образования;

- высокой степенью востребованности в педагогах-музыкантах, владеющих ИТ и МКТ и методикой их преподавания в современном музыкально-образовательном процессе, и острым дефицитом преподавательского состава, обладающего такими знаниями;

- широким ассортиментом программно-аппаратных комплексов в области МКТ и низкой оснащенностью данными средствами вузов и других музыкально-образовательных учреждений;

- необходимостью реализации комплексного подхода и непрерывности процесса преподавания ИТ будущим педагогам-музыкантам и разрозненностью соответствующих дисциплин, их отрывом от реальной профессиональной деятельности;

- востребованностью индивидуализированного и дифференцированного подхода к обучению современным ИТ и отсутствием адаптированных образовательных программ, ориентированных на профессионально-обусловленные особенности восприятия студента-музыканта.

В целом, процесс формирования информационной компоненты ПК происходит в рамках достаточно разрозненных по своему содержанию дисциплин с крайне низким уровнем преемственности излагаемого материала. Так, например, информационная подготовка студентов, реализуемая на первом курсе (в рамках таких дисциплин, как «Информационные технологии» и «Основы математической обработки информации»), осуществляется в педагогических вузах в процессе преподавания по единой программе для студен-

тов различных специальностей без учета профессионально-ориентированной специфики восприятия учебного материала. Зачастую она находит свое логическое продолжение лишь на третьем курсе (например, при изучении дисциплин «Компьютерная музыка» и «Компьютерные технологии в музыкальном образовании»), минуя второй год обучения, что нарушает непрерывность образовательного процесса по данному направлению и приводит к снижению эффективности формирования информационной компоненты ПК.

Такое нарушение комплексности приводит к отсутствию глубоких знаний и целостного восприятия студентами возможностей современной высокотехнологичной информационной образовательной среды. Несмотря на различные варианты реализации требований стандарта в области информационной подготовки в педагогических вузах, можно констатировать их низкую эффективность и недостаточность для подготовки педагогов-музыкантов, способных профессионально использовать возможности современных ИТ и МКТ в будущей педагогической деятельности.

Кроме того, как было выявлено ранее, формирование ИК музыканта-педагога невозможно осуществить при освоении какой-либо отдельной дисциплины, необходим комплексный подход для обеспечения непрерывной информационной подготовки на базе МКТ в течение всего периода обучения в вузе (Бели-ченко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении музыкантов информатике (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): монография, 2012). Только в рамках такого комплекса, построенного на основе предметов общепрофессионального, математического и естественнонаучного, а также профессионального циклов ФГОС ВПО третьего поколения, с использованием современных ИТ и МКТ может быть сформирован необходимый уровень ПК будущих педагогов-музыкантов и реализован потенциал эффективной педагогической практики с применением современных ИТ, МКТ и разработанных методик их использования.

С целью практической реализации требований ФГОС ВПО третьего поколения и повышения эффективности подготовки современных педагогов нами был разработан комплекс программ, при изучении которых студенты развивают необходимые ИК при использовании МКТ для формирования ПК. Комплекс программ объединяет в себе следующие дисциплины:

- «Информационные технологии» преподаются на 1-ом курсе в объеме 72 часов и являются обязательной дисциплиной математического и естественнонаучного цикла; формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-11 ОК-12, ОПК-2, ОПК-6 , ПК-2, ПК-4 (перечень компетенций приводится согласно обозначениям, предусмотренным ФГОС ВПО третьего поколения и доп.);

- «Информационные технологии в музыке» преподаются на 2-ом курсе в объеме 36 часов и являются вариативной дисциплиной цикла профессиональных дисциплин; формируемые компетенции: ОК-8, ОК-9, ОК-11, ПК-2, ПК-4, ПК-28. (Изучение данной дисциплины в полном объеме осуществляется сту-

дентами, обучающимися по профилю «Музыкально-компьютерные технологии», на 3-ем и 4-ом курсах бакалавриата);

- «Компьютерная музыка» преподается на третьем курсе в объеме 36 часов и является вариативной дисциплиной цикла профессиональных дисциплин; формируемые компетенции: ОК-5, ПК-3, ПК-4, ПК- 8, ПК-15;

- «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» и «Основы технологий создания информационно-образовательного Интернет-ресурса» преподаются на 3-ем и 4-ом курсах в объеме 144 и 72 часов соответственно и являются вариативными дисциплинами профессионального и естественнонаучного цикла; формируемые компетенции: ОК-5, ОК-8, ОК-9, OK-12, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК- 8, ПК-10, ПК-15, ПК-28.

Данные дисциплины были включены в процесс обучения студентов факультета музыки Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и факультета искусств и художественного образования Воронежского государственного педагогического университета, обучающихся по специальности «Педагогическое образование» («Музыка»).

Дисциплина «Информационные технологии» за счет введенного нами широкого использования возможностей МКТ позволила студентам музыкально-педагогических специальностей лучше понять и изучить информатику, освоить больше методических средств для формирования индивидуальной образовательной траектории и реализации педагогических технологий с использованием МКТ в будущей профессиональной деятельности музыканта-педагога. Это достигается также за счет включения в рабочий учебный план дисциплины не только заданий, способствующих лучшему усвоению стандартного базисного курса ИТ студентами-музыкантами с учетом профессионально-обусловленных особенностей восприятия ими естественнонаучных дисциплин, но и заданий, позволяющих изучить материал, который обычно не рассматривается в лекционном курсе, но необходим в будущей профессиональной деятельности учителя музыки.

Возможность включения в программу дополнительного материала реализуется за счет применения МКТ и, как следствие, повышает эффективность использования отведенного на программу времени. Также данная программа включает базовые понятия в области информатики, что позволяет в процессе обучения восполнить недостаток знаний по информатике студентов музыкально-педагогических специальностей, которые поступили в вуз после ступени среднего профессионального образования и не получили достаточной информационной подготовки. Такой подход реализован с целью гармоничного вхождения студентов, имеющих разный уровень подготовки в области информатики, в процесс обучения ИТ в целом и в рассматриваемый комплекс программ в частности.

В процессе практического освоения различных тем, включенных в дисциплину, студентами выполняются соответствующие учебные задания, которые вы-

полняются в форме проекта и предполагают применение МКТ. Использование проектного подхода позволяет максимально приблизить выполняемые задания к будущей профессиональной деятельности и существенно повышает мотивацию студентов в процессе обучения.

Так, например, при изучении средств отображения информации и проекционных технологий, а также интерактивных технологий и систем трехмерной визуализации студенты выполняют проект по анализу музыкальной информации с использованием различных вариантов ее двух и трехмерного графического отображения в программе Sonic Visualiser.

Ряд проектов выполняется группами по 2-3 студента, что помогает формировать навыки совместной работы и позволяет нагляднее продемонстрировать преимущества использования современных коммуникационных возможностей в профессиональной области. Например, при выполнении задания по теме «Использование коммуникационных технологий и их сервисов в образовании» студенты используют музыкальный online-секвенсер Soundation и изучают его основные возможности. В ходе работы им необходимо создать собственный музыкальный проект в данном ресурсе и провести online анализ работ участников своей группы. Особенностью реализации проекта является отсутствие непосредственного взаимодействия в группе и осуществление всех коммуникаций только через сеть Интернет. Также студентам по завершении проекта необходимо отметить основные преимущества и недостатки использования сетевых технологий в процессе решения профессиональных задач.

Таким образом, данные проекты направлены на закрепление полученных знаний и навыков в сфере ИТ и формирование информационной компоненты профессиональной компетенции с учетом особенностей восприятия студентов-музыкантов.

Дисциплина «Информационные технологии в музыке» ориентирована на формирование у студентов базовых знаний в области МКТ, которые не только помогут в дальнейшем успешно освоить дисциплины, связанные с этим направлением, но и повысить уровень информационной компоненты ПК студентов музыкально-педагогических специальностей, получающих образование на основе ФГОС ВПО третьего поколения. Данная программа разработана с учетом требования сохранения непрерывности обучения ИТ и, являясь логическим продолжением дисциплины «Информационные технологии», формирует основу для успешного изучения программ «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» и «Компьютерная музыка» разработанного комплекса.

В ходе выполнения лабораторных работ по данной дисциплине студенты получают базовые навыки работы с программными и аппаратными компонентами МКТ. Будущие музыканты-педагоги практикуются в использовании основных элементов интерфейса и возможностей следующих программ:

- программы-секвенсоры (REAPER, Cakewalk Sonar, Steinberg Cubase SX и др.);

- программы-автоаранжировщики (Band-in-a-

Box, Visual Arranger, EasyKeys, Music Station и др.);

- программы-конструкторы (FruityLoops, GrooveMaker, Dance Machine, Dance eJay, и др.);

- аудиоредакторы (Sound Forge , WaveLab и др);

- нотно-издательские программы (Final, Sibelius и др);

- виртуальные синтезаторы и семплеры (EDIROL Super Quartet, KORG WAVESTATION др.);

- программные модули для обработки звука (L3 MultiMaximizer, TrueVerb и др.);

- редакторы изображений (ACDSee Pro) и видео (TMPGEnc XPress) и др.

На завершающем этапе полученные навыки применяются в ходе выполнения практических заданий в системах дистанционного музыкального образования на примере образовательного ресурса Coursera (https://www.coursera.org).

В результате пройденного курса формируются базовые знания и навыки использования современных ИТ в сфере творческой музыкальной деятельности.

Программа «Компьютерная музыка» преподается будущим педагогам-музыкантам во многих университетах мира, но, к сожалению, лишь немногие отечественные вузы включают данную дисциплину в свой образовательный процесс, как, например, РГПУ им. А.И. Герцена, РГППУ (г. Екатеринбург), ряд консерваторий и музыкальных академий.

В нашем комплексе вышеуказанная дисциплина является логическим продолжением дисциплины «Информационные технологии в музыке», и направлена она на углубленное изучение МКТ, профессиональное использование широкого спектра музыкального программного и аппаратного обеспечения как в педагогической, так и в творческой деятельности музыканта. Изучение данной дисциплины предусматривает создание собственных музыкально-творческих проектов, а также получение профессиональных навыков в области музыкальной звукорежиссуры и компьютерного музыкального творчества [5].

В процессе освоения тем данной программы студентами выполняются учебные творческие проекты, формирующие практические навыки работы в различных музыкально-направленных сферах. Работа студентов над проектом включает в себя создание средствами современных МКТ музыкального сопровождения для озвучивания фильмов, мультфильмов, спектаклей, компьютерных игр, web-сайтов и т.д. Примерами таких работ являются, например, саундтреки к компьютерным играм «Farm Mania 2», «Pharaoh's Secrets», «King's Bounty: Легенда о Рыцаре».

Следует отметить, что для успешного выполнения такого творческого проекта, необходимо владеть не только основными навыками работы в сфере ИТ и МКТ, но также свободно использовать полученные знания и умения в области сольфеджио, гармонии, полифонии, инструментоведения, музыкальной композиции и других дисциплин профессиональной деятельности музыканта, что является дополнительным фактором глубокого их освоения. Преимуществом такого подхода является закрепление материала по

музыкально-теоретическим дисциплинам (основы композиции, анализ музыкальных форм, гармонии, полифонии и др.), некоторые из которых (например, основы композиции), зачастую, преподаются в ограниченном объеме либо не преподаются совсем.

В процессе выполнения лабораторных работ по данной дисциплине студенты приобретают более углубленные знания и навыки работы со следующим программным обеспечением:

- программы-секвенсеры (Steinberg Nuendo, Steinberg Cubase и др.);

- программы видеомонтажа (Sony Vegas, Adobe Premiere Pro, Pinnacle Studio и др);

- сэмплеры и VST инструменты (GigaStudio, Kontakt, Nexus, EDIROL Orchestral и др.);

- программы для сведения (Adobe Audition) и мастеринга (T-RackS24 , IZotope Ozone);

- программы для записи творческих проектов (музыкального альбома) на внешние цифровые носители (Adobe Audition).

Дисциплина «Компьютерная музыка» направлена на аккумулирование полученных студентами знаний и навыков в сфере ИТ и МКТ, а также на расширение и углубление знаний в музыкально-профессиональной сфере, процесс активного формирования ПК.

При подготовке музыкантов-педагогов в Воронежском педагогическом университете в рамках заключительной программы разработанного комплекса преподаются дисциплины «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» и «Основы технологий создания информационно-образовательного Интернет-ресурса», направленные на формирование системы теоретических и практических знаний о современных формах и методах музыкально-педагогического образования. В рамках данных дисциплин изучаются и осваиваются на практике широкие возможности использования ИТ в целом и МКТ, в частности, как инструмента в будущей педагогической деятельности, рассматриваются особенности применения программных и технических средств как составляющих информационно-образовательной среды для целей музыкального обучения.

В процессе обучения студенты также закрепляют полученный материал с помощью создания проектов по рассматриваемой теме. В частности, ими разрабатываются мультимедийные учебные пособия для проведения уроков музыки по заданной теме, создаются электронные тестовые задания, разрабатываются проекты уроков с применением музыкального программного обеспечения, создаются музыкальные образовательные информационные ресурсы (в том числе с применением дистанционной формы обучения). В своих работах студенты используют широкий спектр программных средств обработки мультимедиа информации:

- программа создания мультимедийных учебников (AutoPlay Media Studio);

- программа для разработки интерактивных компьютерных тестов (ADTester);

- программа создания лекционного материала и

глоссария (Microsoft Office SharePoint Designer).

Студенты также продолжают изучение профессионального музыкального программного обеспечения для осуществления будущей педагогической деятельности:

- нотно-издательские системы (Sibelius, Encore, Score и др.);

- аудиоредакторы (Adobe Audition, Samplitude Studio и др);

- обзор музыкального программного обеспечения на базе Android и др.

Проект, завершающий обучение по перечисленным дисциплинам, включает в себя создание собственного электронного образовательного ресурса и позволяет на практике реализовать все накопленные при изучении комплекса программ знания. Творческая работа над проектом позволяет максимально приблизить студентов к их будущей профессиональной деятельности. По завершении курса каждый студент должен создать музыкальный ЭОР и наполнить его учебным материалом (видеоуроки, теоретический материал, развивающие игры, электронный справочный материал, нотные сборники и т.д.).

Ресурс должен быть разработан для проведения уроков в рамках конкретной музыкальной дисциплины (например, «Практический курс по сольфеджио»). Для каждого студента определяется тема урока по теории музыки («Интервалы», «Лады народной музыки», «Тритоны» и т.д.).

В ходе выполнения задания необходимо подготовить теоретический материал, раскрывающий выбранную тему (содержащий не только текст, но и мультимедиа, озвученные нотные примеры, видеосопровождение, развивающие игры, анимацию), а также разработать контрольный материал в виде интерактивного теста по заданной теме (включающего теоретические вопросы, задания на слух и музыкальный диктант).

В результате подготовленные уроки соединяются в единый ЦОР, который размещается на специально созданном интернет-ресурсе и может использоваться будущими педагогами в их профессиональной деятельности. ЦОР включает не только исчерпывающий материал, представленный с использованием различных текстовых и мультимедийных данных по выбранной теме, но и дает возможность провести контроль его усвоения.

В ходе выполнения лабораторных заданий перед студентами раскрывается многообразие подходов, методов и средств осуществления их профессиональ-

ной деятельности. Они на практике убеждаются в эффективности, уникальности использования, удобстве, а, главное - универсальности применения МКТ в профессиональной деятельности музыканта-педагога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные дисциплины разработанного комплекса программ направлены на закрепление полученных знаний и навыков в области ИТ, МКТ, музыкальной и педагогической сферах, а также они раскрывают новые возможности, преимущества и особенности профессиональной деятельности будущего педагога-музыканта в высокотехнологичной информационной творческой образовательной среде. Это способствует пониманию, глубокому и целостному осмыслению всего пройденного в рамках комплекса программ материала и осознанному применению полученных знаний на практике.

Представленный комплекс образовательных программ позволяет эффективно использовать возможности современных ИТ и МКТ в целях формирования ПК будущих педагогов-музыкантов. Использование при разработке комплексного подхода и реализация непрерывной информационной подготовки позволили избежать раздробленности и разобщенности в обучении студентов, сформировать единый образовательный вектор, направленный на успешную подготовку педагогов-музыкантов, способных профессионально использовать возможности современных ИТ и МКТ в будущей педагогической деятельности.

Основным интегрирующим фактором, позволяющим студентам гармонично освоить педагогические, музыкальные и информационные дисциплины, а также получить полный спектр навыков, которые им необходимы в будущем для эффективной профессиональной деятельности, является использование МКТ. Учебный процесс, направленный на освоение современных ИТ с применением МКТ позволяет будущим педагогам-музыкантам реализовать весь потенциал применения современных информационных средств и методов, понять их особенности в своей предметной области и освоить методику их использования в музыкально-педагогической деятельности.

Результаты практического применения разработанного комплекса программ позволяют сделать вывод о высокой эффективности применения МКТ в решении задачи становления ПК современного музыканта-педагога с учетом актуальных направлений использования информационных технологий в области музыки и педагогики и результативного решения конкретных профессиональных задач.

Библиографический список

1. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: научный журнал. 2004. № 4 (9). С. 123-138.

2. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О математических методах в исследовании музыки и подготовке музыкантов // Проблемы музыкальной науки. 2013. № 1 (12). С. 272-276.

3. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Опыт математического представления музыкально-логических закономерностей

в книге Я. Ксенакиса «Формализованная музыка» // Общество - Среда - Развитие: научно-теоретический журнал.

2012. № 4(25). С. 135-139.

4. Горбунова И.Б., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов // Искусство и образование. 2010. № 5 (67). С. 104-111.

5. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка: учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,

2013. Т.1, 215 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.