DOI: 10.47581/2021/FA-07/IE/51/01.034 АНАЛИЗ РЫНКА УСЛУГ ПОДВИЖНОЙ РАДИОТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ Черникова Софья Андреевна, студент (e-mail: [email protected]) Московский государственный областной университет Крупнов Юрий Александрович, д.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник Московский государственный областной университет
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
г.Москва (e-mail: [email protected])
В статье выполнен анализ рынка услуг подвижной радиотелефонной связи. Оценено состояние конкурентной среды, выявлены основные участники рынка и методы обеспечения конкурентоспособности. Оценены основные факторы и динамика перераспределения долей рынка. Предложены основные направления деятельности менеджмента по сохранению рыночных позиций отдельных компаний в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: конкуренция, экономическая концентрация, анализ рынка, олигополия, рынок услуг подвижной радиотелефонной связи, доминирование
Рынок подвижной радиотелефонной связи представляет особую важность ввиду высокой общественной значимости и востребованности услуг, а также динамичного развития используемых участниками рынка технологий. Еще одной особенностью рассматриваемого рынка является обострение конкуренции, в которую вовлечены сразу несколько отечественных компаний с сопоставимым экономическим и технологическим потенциалом. При анализе и оценке состояния конкурентной среды в сфере предоставления услуг радиотелефонной связи авторы руководствовались Поряд-
9
ком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке .
Исследовались структура и динамика рынка в период 2019 года. Продуктовые границы рынка, определенные в соответствии с требованиями действующего законодательства10, образуют сферу, в рамках которой с учетом хозяйственной или технологической возможности или необходимости потребитель может получить услугу, и такая возможность или необходимость отсутствует за ее рамками. При выявлении продуктовых границ авторы руководствовались также Перечнем наименований услуг свя-
9
Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»
10 Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», пункт 4 ст. 4
зи11. Выявлено, что услуги подвижной радиотелефонии следует рассматривать как самостоятельный вид предпринимательства. К тому же, предоставление услуг - заменителей, сопоставимых с упомянутыми услугами по рабочим параметрам и потребительским свойствам, представляется невозможным.
Географические границы рынка, по мнению авторов, ограничены территорией Российской Федерации. Это обусловлено высокой или исключительной востребованностью услуги со стороны потребителя или хозяйственной и процессной готовностью потенциального пользователя приобрести товар в рамках определенной локализации и отсутствием такой готовности за ее рамками. Это подтверждается действующими требованиями к построению сетей подвижной связи, функциональным назначением самой
услуги и позиционированием услуги как услуги связи, оказываемой в пре-
12
делах территории Российской Федерации .
В перечень участников рынка включаются организации, предоставляющие в его границах услуги в пределах определенного временного интервала. Предоставление услуг осуществляется организациями связи, располагающими соответствующей лицензией. По состоянию на декабрь 2019 года на территории Российской Федерации действовали следующие операторы подвижной радиотелефонной связи: ООО «Т2 Мобайл»;
ПАО «ВымпелКом»; ПАО «МТС»;
ПАО «Мегафон»;
13
ООО «Скартел» .
Расчет объема товарного рынка хозяйствующих субъектов на рынке по итогам 2019 года определен на основе сведений об объемах выручки субъектов за предоставление услуг (таблиц 1).
Определение долей конкурирующих организаций по итогам 2019 года произведено на основе анализа сведений об объемах выручки субъектов за предоставление услуг (таблица 2).
11 Постановление Правительства РФ от 18.02.2005 №87 «Об утверждении перечня наименований услуг
связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий»
12
Приказ Мининформсвязи России от 08.08.2005 №97 «Об утверждении требований к построению телефонной сети связи общего пользования»
13
Реестр лицензий в области связи, Роскомнадзор, URL: https://rkn.gov.ru/communication/register/license/ (дата обращения: (06.01.21)
Таблица 1 - Выручка операторов подвижной радиотелефонной _связи за 2019 годы, млн. руб._
Оператор связи Выручка операторов за 2019 г., млн. руб.
ПАО «МТС»14 406 839
ПАО «Мегафон»15 348 961
ПАО «ВымпелКом»16 314 061
ООО «Т2 Мобайл» 153 545
ООО «Скартел» 34 616
Источник: Годовая консолидированная финансовая отчетность компаний
Таблица 2 - Доли операторов подвижной радиотелефонной _связи за 2019 год, %_
Оператор связи Доли операторов за 2019 г., %
ПАО «МТС» 32
ПАО «Мегафон» 28
ПАО «ВымпелКом» 25
ООО «Т2 Мобайл» 12
ООО «Скартел» 3
Источник: авторские расчеты на основании таблицы 1
На протяжении 2019 года рыночные доли вышеуказанных хозяйствующих субъектов существенно не изменялись. Это позволило сделать вывод об относительной стабильности и равновесности рынка.
С целью определения уровня концентрации товарного рынка оценены следующие показатели:
коэффициент рыночной концентрации (СЯ); индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (НН1). Коэффициент СЯ определяется путем сложения долей крупнейших субъектов, действующих на данном рынке:
СЯ3 = 32+ 28 + 25 = 85%
Индекс Герфиндаля-Гиршмана определяется как сумма квадратов долей всех субъектов рынка:
НН1 = 322 + 282 + 252 + 122 + 32 = 2586
14 Годовая консолидированная фин. отчетность ПАО «МТС» и дочерних компаний за 2019 г.
15 Годовая консолидированная фин. отчетность ПАО «Мегафон» за 2019 г.
16 Годовая консолидированная фин. отчетность ПАО «ВымпелКом» за 2019 г.
Значения полученных коэффициента и индекса оказались в следующих интервалах:
70% <= CRз (85%) <= 100% 2000 <= ШШ (2586) <= 10000
Следовательно, российский рынок услуг подвижной радиотелефонии относится к категории рынка с высоким уровнем концентрации. Компании, являющиеся потенциальными поставщиками услуг, вынуждены преодолевать следующие барьеры входа:
инвестиционные ограничения, обусловленные значительными первоначальными капитальными вложениями при длительных сроках окупаемости (проектирование и строительство сетей связи, плата за пользование радиочастотным спектром);
административные ограничения, в том числе лицензирование деятельности в сфере услуг связи и процедуры ввода сети связи в эксплуатацию.
По совокупности выявленных факторов (высокий уровень концентрации, наличие высоких барьеров входа), данный товарный рынок характеризуется как сфера с недостаточно развитой конкуренцией (олигополия). Так, совокупная доля 3-х крупнейших компаний, а также их групп лиц, превышает 50% на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи. В течение 2019 года размеры долей крупнейших компаний были относительно стабильны. Кроме того, как было отмечено выше, услуги подвижной радиотелефонной связи в силу своей специфики не имеют услуг - заменителей.
Исходя из изложенного, в деятельности ПАО «МТС», ПАО «МегаФон», ПАО «ВымпелКом» усматриваются признаки доминирования. Поэтому на рассматриваемом и других рынках, где рыночные механизмы не получили необходимого развития и высокая концентрация создаёт предпосылки для доминирования, повышается регулирующая роль специально создаваемых органов государственного управления с широкими полно-
17
мочиями .
Вместе с тем, стремительно развитие технологий в сфере электронной и радиосвязи делает это доминирование недостаточно устойчивым и открывает некоторые возможности для совершенствования конкурентной среды. Так, несмотря на достаточно крупную долю ПАО «ВымпелКом» и стабильное финансовое состояние, в сравнении с конкурентами данная компания выглядит наиболее уязвимой перед ростом конкуренции. В третьем квартале 2020 года количество абонентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 9,2% до 49,7 млн., что повлияло на выручку от услуг мобильной связи (снизилась на 9%). Количество пользо-
17 Крупнов Ю. А. Актуальные проблемы защиты конкуренции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2020 . N0 1. С. 54
вателей мобильного интернета также уменьшилось на 11% до 32,4 млн. Это обусловлено, в частности, тем, что скорость мобильного интернета у оператора «Билайн» в 2 раза ниже, чем у конкурентов. Кроме того, среднемесячный доход на одного абонента мобильной связи (показатель АЯРи) ПАО «ВымпелКом» снизился на 4,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как утверждают эксперты, такое значительное снижение показателей обусловлено ухудшением качества предоставляемых услуг при сохранении относительно высоких цен на тарифы оператора и, следовательно, снижением уровня лояльности клиентов.
По данным АС&М-СопБиШ^, компании - лидеры не только конкурируют между собой, но и испытывают давление новых участников рынка. Так, по итогам 2020 года наметилась тенденция к смещению ПАО «ВымпелКом» на 4 место под давлением ООО «Т2 РТК холдинг» (бренд «Те1е2»). В третьем квартале 2020 года число абонентов «Те1е2» превысило 49 млн - по этому показателю компания вплотную приблизилась к «Билайн». При сохранении динамики развития абонентских баз обоих операторов есть высокая вероятность того, что «Те1е2» опередит «Билайн».
Для сохранения конкурентных позиций и доли рынка основными направлениями развития ПАО «ВымпелКом» должны стать отнести повышение качества предоставляемых услуг и обретение лояльности абонентов. Компания сохраняет предпосылки стабилизации и развития. Сильной стороной организации остается широкое сотрудничество с мировыми брендами и имидж компании. В своей деятельности «Билайн» преимущественно использует неценовые методы конкуренции, особое внимание уделяет рекламным акциям и кампаниям, предоставлению дополнительных услуг и сервисов. Финансовое состояние компании, несмотря не некоторое снижение показателей в 2020 году, оценивается как стабильное.
В целом, рынок характеризуется как олигопольный. Однако лидеры рынка стремятся нарастить свою долю, используя для этого преимущественно неценовые методы. Доминированию ПАО «МТС» и ПАО «МегаФон» и ПАО «ВымпелКом» реально угрожают молодые компании, уделяющие особое внимание привлечению клиентов на основе предоставления более качественных услуг.
Появление и закрепление на рынке новых субъектов отвечает интересам защиты конкуренции. Однако при этом антимонопольный контроль не должен ослабевать. Следует своевременно реагировать на нарушения и
опасные для конкуренции процедуры. Требуется «поддерживать диалог
18
между регулятором, участниками рынка и экспертами» . Необходимо совершенствовать антимонопольное законодательство, в том числе в рамках
18 Валова Ю.И. Цифровой вызов для ФАС // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика: сб. ст. 10-й Междунар. науч.-практ. конф. посвященной 255-летию Вольного экономического общества России - Курск, 2020. - С. 92
принятия так называемого пятого антимонопольного пакета поправок, разработанных ФАС на основе лучшей отечественной и зарубежной практики.
Список литературы
1. Валова Ю.И. Цифровой вызов для ФАС // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика: сб. ст. 10-й Междунар. науч.-практ. конф. посвященной 255-летию Вольного экономического общества России - Курск, 2020. - С. 91-95
2. Крупнов Ю. А. Актуальные проблемы защиты конкуренции // Вестник Московского государственного областного университета . Серия: Экономика. 2020. № 1. С. 5365 DOI: 10.18384/2310-6646-2020-1-53-65
3. ПАО «ВымпелКом». Годовая консолидированная финансовая отчетность за 2019 год. URL: https://moskva.beeline.ru/about/about-beeline/disclosure/annual-reports/ (дата обращения: 07.01.21)
4. ПАО «Мегафон». Годовая консолидированная финансовая отчетность за 2019 год. URL: https://ar2019.megafon.ru/ru (дата обращения: 07.01.21)
5. ПАО «МТС». Годовая консолидированная финансовая отчетность и дочерних компаний за 2019 год. URL: https://ar2019.mts.ru/ru/additional-information/annual-consolidated-financial-reporting (дата обращения: 07.01.21)
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 №87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий», https://base.garant.ru/12138908/
7. Приказ Мининформсвязи России от 08.08.2005 №97 «Об утверждении требований к построению телефонной сети связи общего пользования», https://normativ.kontur.ru/document? moduleId=1&documentId=91096
8. Приказ ФАС России от 28.04.2010 №220 (ред. от 12.03.2020) «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», https://base.garant.ru/12177774/7
9. Реестр лицензий в области связи. Роскомнадзор, сайт URL: https://rkn.gov.ru/communication/register/license/ (дата обращения: (06.01.21)
10. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», https://base.garant.ru/12148517/
Sofia A. Chernikova, student,
Moscow Region State University
Yuri A. Krupnov - Doc. Sci. (Economics), Assoc. Prof., Leading Researcher Acting Head, Department of Antimonopoly Regulation, Moscow Region State University;
Financial University under the Government of the Russian Federation; ANALYSIS OF THE MARKET OF MOBILE RADIOTELEPHONY COMMUNICATIONS
Abstract. The article analyzes the market of mobile radiotelephone communication services. The state of the competitive environment is evaluated, the main market participants and methods of ensuring competitiveness are identified. The main factors and dynamics of market share redistribution are evaluated. The main directions of management activities aimed at maintaining the market positions of individual companies in this area are proposed. Keyword: competition, economic concentration, market analysis, oligopoly, mobile radiotelephone services market, dominance.