АНАЛИЗ РЫНКА ОРГАНИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ В МИРЕ
Чиназирова С.К.,
доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВО
«Адыгейский государственный университет», Тлехурай - Берзегова Л. Т.,
доцент, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и управления персоналом ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
Бюллер Е.А.,
доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом ФГБОУ ВО
«Адыгейский государственный университет»,
Гишева С.Ш.
доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и управления
персоналом
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
ANALYSIS OF THE MARKET FOR ORGANIC PRODUCTS IN THE WORLD
Chinazirova S.,
Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics
and Management FGBOU VO «Adyghe State University»
Tlekhurai-Berzegova L.,
Associate Professor, doctor of Economics, Professor of the Department of economic theory and personnel
management FGBOU VO «Adyghe State University»
Buller E,
Associate Professor, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department ofpersonnel
management FGBOU VO «Adyghe State University»
Gisheva S.
associate Professor, candidate of economic Sciences, associate Professor economic theory and personnel
management FGBOU VO «Adyghe State University»
Аннотация
В данной статье проанализирован мировой рынок органической продукции, который на протяжении нескольких лет показывает стабильный рост. Исследования показали, что российский рынок органической продукции также растет. При наличии должной законодательной базы, инвестиций в сектор, в том числе и со стороны государства, рынок органической продукции в России может значительно расшириться за счет наличия огромного количества пригодной под натуральное выращивание земли в стране. У российского органического сельского хозяйства есть все шансы занять весомое место на мировом рынке в будущем.
Abstract
This article analyzes the global organic market, which has been showing stable growth for several years. Research has shown that the Russian organic market is also growing. With the proper legal framework, investments in the sector, including from the state, the market for organic products in Russia can expand significantly due to the availability of a huge amount of land suitable for natural cultivation in the country. Russian organic agriculture has every chance of taking a significant place in the global market in the future.
Ключевые слова: сельское хозяйство, органическая продукция, аккредитация, менеджмент качества, («зеленый камуфляж»), рынки сбыта, искусственные добавки.
Keywords: agriculture, organic products, accreditation, quality management, («green camouflage»), sales markets, artificial additives.
Актуальность исследования состоит в том, что все большую популярность набирает органическая продукция, при производстве которой не используются химические удобрения, искусственные добавки и другие подобные методы, которые могут оказывать на здоровье и безопасность человека, в том числе, и неблагополучие окружающей среды, негативное воздействие.
Мировой рынок органической продукции на протяжении нескольких лет показывает стабильный рост. Сейчас, по данным Международной федерации экологического сельскохозяйственного движения, он оценивается почти в $100 млрд., а к
2024 году, по прогнозам, его размер достигнет более $200 млрд.
Объем внутреннего рынка органического продовольствия, по информации Органического союза, может составить $250 млн. уже в 2020 году. Перспективы для развития экспорта также внушительные. Дело в том, что спрос в «зеленом» сегменте в мире растет быстрее, чем происходит увеличение площади подходящих земель. Например, Евросоюз по этой причине импортирует до 50% потребляемой органической продукции, что в денежном выражении составляет до $20 млрд. [4].
Центральное место в сфере органических продуктов занимает сельское хозяйство.
В настоящее время оно продолжает стремительно набирать популярность и практикуется уже более чем в 130 странах мира [2].
Количество потребляющих органические продукты людей за 15 лет выросло более, чем в 5 раз, и составило около 700 млн. чел. Основные потребители - люди с высоким или средним достатком, проживающие в благополучных, развитых странах.
Несмотря на то, что в странах Европы и Северной Америки существует большой спрос на органические продукты, только малая часть населения приобретает их на регулярной основе.
К примеру, согласно исследованию AgenceBio, во Франции экологически чистые продукты покупает 89% населения, но всего лишь 37% из них делают это постоянно.
Жители разных стран называют разные причины того, зачем они приобретают органические продукты. Большую часть ответов составляет забота о здоровье [3]. Именно это мотивирует большинство людей покупать продукт более дорогой по сравнению с традиционным.
Во Франции большинство населения (63%) называет в качестве своего основного мотива
Сегодня органические продукты производятся на 1-2% всех сельхозугодий - 50,9 млн. га. Крупнейшие территории приходятся на Австралию (22,7 млн. га), Аргентину (3,1 млн. га) и США (2 млн. га).
На сегодня 90% продаж органических продуктов приходятся на Северную Америку и Европу. Спрос постепенно растет и в странах Азии, Латинской Америки и Африки, но в основном в этих регионах производство пока ориентировано на экспорт.
Крупнейшие рынки сбыта представлены на ри-
именно поддержание собственного здоровья и здоровья близких.
В Германии же, например, потребитель больше заинтересован в заботе об окружающей среде и ее состоянием, и их мотивом к приобретению является то, что производство органической продукции наносит наименьший вред экологии и оставляет после себя намного меньше загрязнений.
Жители Дании озабочены благополучием и состоянием животных, а главной причиной покупки натуральных продуктов для людей, проживающих в США, является отсутствие в них генетически модифицированных организмов.
На рисунке 2 представлено, сколько жители разных стран каждый год тратят на органические продукты.
сунке 1.
Рисунок 1 - Крупнейшие рынки сбыта органических продуктов, млрд. евро в год
Канада Франция Германия США
Австрия Лихтенштейн Люксембург Швеция Дания
Швейцария
0
50
100
150
200
250
300
Рисунок 2 - Сколько тратят жители разных стран на органические продукты, евро в год
Объем российского рынка, согласно последнему исследованию FiBL и №ОАМ, пока остается низким и составляет около 7 млрд. рублей, а потребление органических продуктов на душу населения - около 48 рублей.
Тем не менее, тенденция к росту прослеживается и в нашей стране. В 2017 году в РФ более 385 тыс. гектаров сельхозземель были задействованы в производстве органической продукции. Страна вошла в десятку государств с самым большим ростом этого сектора, обогнав Филиппины, Италию и Мадагаскар.
Достаточной скорости развития этого сегмента рынка в России мешает отсутствие в первую очередь централизованных механизмов сертификации органических продуктов, а также законов, защищающих недостаточно неосведомленного местного потребителя.
Несмотря на то, что согласное санитарно-эпидемиологическим нормативам использовать термин «экологически чистый» на упаковке продукта без оснований нельзя, существуют многочисленные маркировки и сертификаты, заявляющие о том, что данный продукт изготовлен без использования пищевых добавок, синтетических удобрений и ГМО [1].
Жители России пока не имеет достаточных знаний в области органической продукции, которая является для него чем-то новым и с которой он только начинает свое знакомство. Такое незнание потребителей позволяет недобросовестным рекламодателям обманывать своих покупателей с помощью такого явления, как greenwashing (буквально -«зеленое отмывание»).
Сам термин greenwashing («зеленый камуфляж») подразумевает под собой уловки и трюки производителей с целью введения потребителя в замешательство, чтобы представить ему свой про-
дукт, бренд как органический, экологически чистый, когда он таковым не является. Делается это с целью увеличения интереса и спроса, так как мода на органические продукты растет с каждым днем.
Такой «зеленый камуфляж» подрывает репутацию органической продукции, прошедшей сертификацию, и производство которой действительно соответствует всем нормативам, что еще больше усложняет ей задачу твердо основаться на рынке
[5].
Америка с Европой пережили эту форму маркетинга еще в 90-х годах, и на данный момент успешно борются с ним. На постсоветском пространстве же greenwashing только набирает обороты.
Для борьбы с таким методом, как greenwashing, необходимо как минимум повысить осведомленность потребителей, а также установить
обязательное прохождение независимой сертификации. Принятие необходимой законодательной базы в России в данном случае станет некой защитой для потребителя и должно исключить из практики этот распространенный в стране метод
[6].
Таким образом, можно сделать вывод, что интерес к органическим продуктам в мире стабильно растет. Несмотря на это, даже в развитых странах с высоким доходом пока лишь малая часть потребителей приобретает исключительно натуральную продукцию.
Формирование рынка в Российской Федерации находится на начальной стадии, и на данный момент он неразвит и не имеет четкой концепции. Ускоренному росту мешает отсутствие четких требований, законодательной базы, чем успешно пользуются нечестивые производители, тем самым еще больше подрывая доверие со стороны потребителей.
Список литературы
1. Аварский Н.Д. Рынок органической продукции: современное состояние и перспективы развития / Н.Д. Аварский, В.В. Таран, Ж.Е. Соколова, В.Г. Стефановский // Экономика сельского хозяйства России. - 2014.- № 5.- С. 29-37
2. Ашинова М.К., Чиназирова С.К. Инновационная деятельность пищевых предприятий // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. Научно-практический журнал. г. Курск, №7 (17) 2016 г. С.7-12
3. Ашинова М.К., Мокрушин А.А., Паладова Т.А., Чиназирова С.К. Альтернативы развития сельского хозяйства региона и направления совершенствования аграрной политики // НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Выпуск 2/2017г. - Майкоп:
ФГБОУ ВО «МГТУ», 2017. - С.57-63
4. Ryabokon V.P., Kuzubov O.O. Competitiveness management of agrarianenterprises / V.P. Ryabokon, O.O. Kuzubov // Международный научно- производственный журнал «Экономика АПК». 2015. № 7 (249). С. 85-93.
5. Официальный сайт ООО «Органик стандарт» [Электронныйресурс]. - Режим доступа: www.organic-standard.com.ua; Organic World: Global organic farming statistics and news. - URL: http://www.organic-world.net.
6. The world of organic agriculture - 2016: Statistics and Emerging Trends 2016 / Research institute of Organic Agriculture FIBL IFOAM - Organic Iner-netional. - URL: ttps://shop.fibl.org/fileadmin/docu-ments/shop/1698-organ- ic- world-2016.pdf
ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ В СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ
Чиназирова С.К.,
доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВО
«Адыгейский государственный университет», Тлехурай - Берзегова Л.Т.,
доцент, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и управления персоналом ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
Бюллер Е.А.,
доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом ФГБОУ ВО
«Адыгейский государственный университет»,
Водождокова З.А.
кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и финансирования ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
TOOLS AND METHODS OF RESOURCE MANAGEMENT IN CONSTRUCTION PROJECTS
Chinazirova S.,
Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics
and Management FGBOU VO «Adyghe State University»
Tlekhurai-Berzegova L.,
Associate Professor, doctor of Economics, Professor of the Department of economic theory and personnel
management FGBOU VO «Adyghe State University»
Buller E.,
Associate Professor, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department ofpersonnel
management FGBOU VO «Adyghe State University»
Vodozhdokova Z.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of accounting and finance FGBOU VO «Adyghe State University»
Аннотация
В данной статье раскрыты и описаны методологические особенности управления строительными проектами, включающие базовые подходы, методы и стандарты в управлении, жизненный цикл строительного проекта, особенности управления им, инструменты и методы управления ресурсами, нормативная база управления такими проектами.
Abstract
This article discloses and describes the methodological features of construction project management, including basic approaches, methods and standards in management, the life cycle of a construction project, features of its management, tools and methods of resource management, the regulatory framework for managing such projects.
Ключевые слова: строительный проект, управление проектом, командой, материальными ресурсами, сроками и стоимостью, нормативная база управления проектами, смета, бюджет, проектная документация.
Keywords: construction project, project management, team, material resources, timing and cost, project management regulatory framework, estimate, budget, project documentation.