И. А. Дагаева, Т. В. Звягинцева АНАЛИЗ РЫНКА КАБЕЛЬНО-ПРОВОДНИКОВОЙ ПРОДУКЦИИ
Представлены результаты аналитического исследования для рынка производителей кабельно-проводниковой продукции и обозначено место, которое занимает на нем ОАО «Псковкабелъ». На основе SWOT-aнaлuзa выявлены сильные и слабые стороны предприятия, сформулированы угрозы и возможности для успешной деятельности. Далее приведена оценка рынка потребителей и обоснована необходимость выпуска нового вида продукции.
Рыночная конкуренция предопределяет стремление предприятий к завоеванию лидирующих позиций на рынке, порождает необходимость создания и освоения новой конкурентоспособной продукции. Благодаря этому становится возможным развитие промышленности и в ее составе отрасли, производящей кабельную продукцию.
Кабельно-проводниковые изделия прямо или косвенно используются во всех сферах человеческой деятельности. Они необходимы предприятиям ЖКХ. строительной, энергетической, транспортной, машиностроительной и других отраслей, без них в современном мире не обходится решительно никто.
История завода «Псковкабель» началась в 1964 году с создания цеха по производству эмалированных проводов, тогда предприятие входило в состав ПО «Севкабель». Сегодня правопреемником завода является Открытое акционерное общество «Псковкабель» — полномочный член некоммерческого партнерства производителей кабельной продукции «Международная ассоциация "Электрокабель"» (НП «Ассоциация «Электрокабель»).
По итогам работы за 2011 год в рейтинге производителей данной продукции ОАО «Псковкабель» занимает:
- 4-е место по выпуску обмоточных проводов с долей рынка 15,1%;
- 5-е место по выпуску эмалированных проводов с долей рынка 11,0%;
- 12-е место по выпуску кабелей контрольных с долей рынка 2,61%;
- 10-е место по выпуску кабелей силовых для стационарной прокладки на напряжение до 1 кВ с долей рынка 2,52%;
- 10-е место по объему потребления меди с долей рынка 3,05%;
- 17-е место по объему производства по весу меди с долей рынка 1,84%.
Таким образом, ОАО «Псковкабель» является одним из ведущих производителей кабельно-проводниковой продукции в Северо-западном регионе России.
К основным группам, приносящим предприятию «Псковкабель» большую долю выручки от общего объема реализации кабельно-проводниковой продукции относятся:
обмоточные провода с эмалевой изоляцией — 29,5%;
обмоточные провода с волокнистой и другими видами изоляции — 34,8%;
кабели для стационарной прокладки напряжением до 1 кВ — 25,4%;
кабели силовые с медными жилами — 21%.
Последнюю группу кабелей стоит выделить как одно из наиболее перспективных направлений для развития в долгосрочном периоде, поскольку прирост отгрузки по данной группе за два последних года составил +35%.
Кабельные заводы, входящие в Ассоциацию «Электрокабель», определяют ситуацию на отраслевом рынке кабельной продукции, которая в целом характеризуется в 2011 году приростом по сравнению с предыдущим годом. Рост объемов кабельного производства сопровождался ростом потребления и переработки меди и алюминия. Потребление меди увеличилось за год на 7,8% (на 22 тысячи тонн), а алюминия на 15,8% (почти на 25 тысяч тонн). Разница в темпах и объемах прироста объясняется значительно опережающим по темпам ростом выпуска силовых кабелей на напряжение 1 кВ и свыше и особенно объемов производства неизолированных (133%) и самонесущих изолированных проводов (126%) для воздушных линий электропередач.
Проведение более детального анализа позволяет сделать следующие выводы.
1. Прирост производства на российских предприятиях составил:
- по кабельным изделиям по весу меди — 112%;
- по кабельным изделиям по весу металла — 110,6%.
2. На предприятиях Ассоциации превзойден объем производства кабельных изделий предкризисного 2008 года.
3. До конца года сохранялась тенденция опережающих темпов роста выпуска кабелей с алюминиевой жилой по сравнению с кабелями с медной жилой (в основном за счет роста выпуска всех видов проводов для воздушных линий электропередач).
4. Вместе с тем, по данным мониторинга, кабельное производство за последние 5 месяцев характеризовалось неустойчивым развитием с усиливающейся тенденцией помесячного снижения объемов выпуска.
Снижение темпов роста по выпуску кабельных изделий может обернуться переходом от стадии восстановительного роста к стадии стагнации. Это касается, в первую очередь, российской кабельной промышленности. В связи с этим представляется необходимым проведение глубокого анализа сильных и слабых сторон ОАО «Псковкабель», а также возможностей и угроз, исходящих из ближайшего окружения предприятия. Для решения данной задачи нами был проведен SWOT-aнaлиз (табл. 1).
После анализа сильных и слабых сторон предприятия стоит задача определения вероятности угроз и их последствий. Для этого главные возможности и угрозы, выявленные в процессе анализа, разбиваются на три группы по приоритетности, необходимости концентрации усилий и средств и тщательности мониторинга (табл. 2).
SWOT-aнaлиз ОАО «Псковкабель»
Сильные стороны Слабые стороны
• Опыт работы на рынке кабельнопроводниковой продукции более 45 лет; • Сильная команда профессионалов; • Изготовление продукции согласно ГОСТ, а также наличие сертификатов соответствия и пожарной безопасности на каждый вид продукции; • Устойчивые связи с заказчиками и поставщиками сырья и материалов для производства; • Успешная реализация инвестиционных проектов, развитие других видов деятельности предприятия (открытие участка по изготовлению стеклопакетов в 2000г); • Ежегодное участие в выставках кабельной промышленности и обмен опытом производства с другими заводами; • «Псковкабель» состоит в ГК «Технология металлов» г. Москва, объединяющей основные заводы Псковской области, а также в концерне «Технокабель-М» г. Москва; • Наличие склада в г. Одинцово Московская обл. • Высокий уровень затрат производства КПП; • Основная часть оборудования морально устарела, требуется перевооружение производства; • Отсутствие скоординированного транспортного отдела, базовые условия поставки — самовывоз; • Отсутствие мощной рекламной кампании с задействованием всех основных каналов продвижения на территории России и СНГ; • Неконкурентный уровень цен на рынке в сравнении с другими производителями КПП; • Высокие сроки поставки товара; • Отсутствие собственных представительств, филиалов и отделов продаж в других городах; • Рост убытков от продаж по дилерским договорам поставки.
Возможности • Выход на новые рынки или сегменты рынка; • Освоение новых направлений производства кабелей; • Совершенствование технологии и повышение качества производимой продукции; • Поддержка и содействие развитию деятельности завода Администрацией Псковской области; • Закрепление на рынке, признание, вытеснение конкурентов; • Создание совместных предприятий. Угрозы • Выход новых конкурентов на рынок; • Возрастающее конкурентное давление, попытки вытеснения с рынка; • Демпинг цен других заводов-изготовителей и отсутствие законодательного контроля за данными процессами в отрасли; • Повышение мировых цен на медь и алюминий; • Существенная инфляция издержек; • Замедление или прекращение экономического роста в отрасли; • Изменение системы налогообложения в сторону усиления обременения налогоплательщиков; • Политическая нестабильность (военный конфликт, забастовки, введение чрезвычайного положения и т. д.); • Кризис рынка потребления; • Изменение таможенных правил стран сбыта продукции.
Анализ угроз со стороны конкурентных сил
Вероятность реализации угроз Последствия угроз
Разрушительные (Р) Тяжелые (Т) Легкие (Л)
Высокая (В) ВР Вытеснение с рынка ВТ Выход на рынок новых конкурентов ВЛ Инфляция издержек
Средняя (С) СР СТ 1) Изменение таможенных правил стран сбыта продукции; 2) Изменение законодательства собственной страны СЛ Повышение мировых цен на медь и алюминий
Низкая (Н) НР Кризис рынка потребления НТ НЛ Кризис производства
На основании SWOT-aнaлизa и таблицы 2 можно сказать, что в поле немедленного реагирования и принятия решительных мер попадают угрозы вытеснения с рынка заводами-конкурентами и выход на рынок новых конкурентов. Указанные угрозы связаны с усилением конкурентной борьбы в отрасли и попыткой занять лидирующие позиции в отрасли.
Теперь рассмотрим матрицу возможностей ОАО «Псковкабель» (табл. 3).
Таблица 3
Анализ возможностей предоставляемых рынком
Вероятность использования возможностей Влияние возможностей
Сильное(С) Умеренное (У) Малое (М)
Высокая (В) ВС Освоение выпуска новых видов продукции ВУ Программы властей по поддержанию и развитию производств ВМ
Средняя (С) СС Появление новых сегментов рынка СУ Завоевание большей доли рынка СМ Избыток сырья у поставщиков
Низкая (Н) НС Создание совместных дочерних предприятий НУ НМ
Матрица возможностей, представленная в таблице 3, показала, что на поля наиболее благоприятных возможностей попадает возможность освоения производства нового вида продукции и программы властей по поддержанию и развитию производств.
Анализ обеих матриц показал, что угрозы вытеснения с рынка возможно миновать путем освоения производства нового вида товара. Данный вид товара должен обладать значимыми отличительными характеристиками и пользоваться спросом у потребителей рынка кабельно-проводниковой продукции (КПП).
Таким образом, на основании SWOT-aнaлизa, анализа угроз и возможностей ОАО «Псковкабель» в качестве основной маркетинговой стратегии завода необходимо выбрать одну из стратегий концентрированного роста — «стратегию освоения производства нового вида продукции».
Рынок потребителей кабельной продукции крайне разнообразен — от мелких торгующих организаций до крупных предприятий машиностроения и электроэнергетики и сетевых холдингов с филиалами продаж по всей территории России и СНГ. На основании анализа деятельности отдела маркетинга и сбыта ОАО «Псковкабель» выявлены основные категории потребителей КПП дана их краткая характеристика и особенности потребления.
Первая группа потребителей: «Конечники» (крупные, средние и мелкие).
Краткая характеристика: Представляют собой заводы отраслей промышленности (машиностроение, приборостроение и энергетики), созданные преимущественно в советское время. Закупки КПП носят постоянный характер, цель — собственное потребление (для изготовления обмоток электрических машин, аппаратов и трансформаторов).
Ориентировочные объемы отгруженной КПП за год:
- для крупных: от 45 млн руб.
- для средних и мелких: 5-40 млн руб.
Основные позиции потребления: обмоточный провод с эмалевой, бумажной, стекловолокнистой и другими видами изоляции.
Недостатки:
1. Отсрочка до 14 дн. после отгрузки;
2. Транспортные издержки (поскольку «конечники» не имеют своих возможностей транспортировки, а тарифы на рынке транспортных компаний крайне высоки для них).
Вторая группа потребителей: «Монтажники».
Краткая характеристика: Это организации занятые строительством различных объектов народного хозяйства, а также жилые комплексы для населения, совместно осуществляя монтаж и прокладку кабеля.
Ориентировочные объемы отгруженной КПП за год: 10-35 млн руб.
Основные позиции потребления: Полная линейка силовых, установочных и контрольных кабелей сечений от 1,5 до 240 мм2.
Недостатки:
1. Короткие сроки производства («кабель нужен вчера»);
2. Минимальный передел (толеранс), полное соответствие заказанному количеству (отклонение в большую сторону увеличивает запасы склада завода и является убытком с заказа)
Третья группа потребителей: «Торговые дома» (крупные, средние, мелкие).
Краткая характеристика: Осуществляют закупки КПП разово, в зависимости от обращений заказчиков. Часто имеют 1-3 филиалов в России. Наиболее крупные представители ТД располагают складом в среднем на 3 млн руб. Мелкие работают под 2-3-х заказчиков, в основном это монтажные и строительные компании.
Ориентировочные объемы отгруженной КПП за год:
- Крупные: от 100 млн руб.
- Средние: от 50 млн руб.
- Мелкие: от 1 млн руб.
Основные позиции потребления: Весь спектр КПП, в особенности кабели силовые с медными и алюминиевыми жилами
Недостатки:
1. Размещение заказов с крайне низкой ценой, с убытком, поскольку порядка 5-8% необходимая рентабельность ТД;
2. Недолгосрочность партнерства.
Четвертая группа потребителей: «Сетевые компании и холдинги».
Краткая характеристика: Представляют собой крупнейшие коммерческие компании и торговые дома, зарекомендовавшие себя в отрасли в течение 5-7 лет и настроенные на сотрудничество с заводами на долгосрочной перспективе. Филиалы по всей России с емкостью складов от 10 млн руб. и единичными заказами от 10 млн руб.
Ориентировочные объемы отгруженной КПП за год: от 120 млн руб.
Основные позиции потребления: Основной КПП является силовой кабель в различном исполнении.
Недостатки:
1. Главный фактор размещения — цена, крайне низкий уровень цен с убытком порядка 10-15%;
2. Ограниченное количество данных компаний (в России насчитывается до 10);
Используя приведенную выше классификацию потребителей, выявлено, что основную долю заказов в год обеспечивают:
- крупнейшие сетевые компании и холдинги — 33,7%;
- крупные торговые дома Северо-Западного и Центрального регионов — 26,8%;
- предприятия-«конечники», закупающие КПП для собственных нужд — 21,9%;
- прочие компании — 17,6%.
Основной КПП стоит назвать линейку силовых кабелей в различном исполнении, преимущественно с медной жилой.
Согласно мнению директора по маркетингу компании «Мицар» Э.И. Бахваловой, генеральными в развитии новой кабельной продукции стали четыре основных направления:
1. новое поколение силовых кабелей с изоляцией из сшитого полиэтилена (СПЭ);
2. пожаробезопасные кабели;
3. самонесущие изолированные провода (СИП);
4. волоконно-оптические кабели связи.
Для дальнейшего исследования и выявления вида продукции, которую можно предложить для внедрения в производство, был проведен опрос основных заказчиков Северо-Западного и Центрального региона на тему «Выбор и оценка перспектив выпуска нового вида изделия». Опрос проводился среди по-
стоянных дилеров продукции ОАО «Псковкабель», которые имеют максимальные доли в общей выручке предприятия за последние три года. Также учитывался долгосрочный характер партнерства. В опросе участвовали следующие компании: «ЭТМ», Санкт-Петербург; «Элком-Электро», Москва; «Форпост-электро», Москва; «Мицар», Санкт-Петербург; «Промкабель», Москва;
«Строймонтаж», Санкт-Петербург; «ФПГ-Нефтехимпром», Москва.
В ходе проведенного исследования методом экспертных оценок и расчета необходимых коэффициентов было выявлено, что одним из наиболее перспективных направлений при коэффициенте согласия 55,8% назван выпуск силового кабеля с изоляцией из сшитого полиэтилена, при этом коэффициент весомости составил 0,31 в общем объеме оценок. Основные действующие заказчики готовы к сотрудничеству и открытию новых горизонтов закупок.
В настоящее время основными российскими производителями, освоившими технологию выпуска кабелей с изоляцией СПЭ являются:
а) «Севкабель-Холдинг» (напряжением 10, 20, 35 кВ для прокладки в земле и воде);
б) «Камкабель» (для распределения электрической энергии в стационарных установках напряжением 1 кВ и 10 кВ);
в) «Южкабель» (в изоляции СПЭ и ПВХ напряжением до 35 кВ);
Также на рынке СПЭ широко представлены импортные образцы, таких фирм как:
г) «Novcabel» — Сербия (реализуется официальным дилером «Форум-Электро» г. Москва);
д) REKA Cables — Финляндия.
Данные о динамике рынка силовых кабелей с изоляцией свидетельствуют о существенном снижении доли импорта с 52,7% в 2009 г. до 29,4% в 2011 г.. что бесспорно является положительной тенденцией. В то же время основной российский производитель данного вида силового кабеля «Севкабель-Холдинг» занимает лишь 14,3% общего объема рынка.
Известно, что сейчас в США и Канаде доля кабелей с изоляцией СПЭ составляет 85% всего рынка силовых кабелей, в Германии и Дании — 95%, а в Японии, Франции, Финляндии и Швеции в распределительных сетях среднего напряжения используется только кабель с изоляцией из сшитого полиэтилена. Для сравнения, на сегодняшний день в России силовые кабели — это треть всего производства кабельной продукции, а в них доля СПЭ напряжением от 10 кВ составляет лишь 7-10%.
Таким образом, освоение и выпуск такой продукции как силовой кабель с изоляцией из сшитого полиэтилена обеспечит ОАО «Псковкабель» перспективу занять достойное место среди производителей кабельно-проводниковой продукции.
Литература
1. Отраслевые новости в энергетике, электротехнике и производстве кабельной продукции. [Электронный ресурс]. URL: www.electroenergetika.ru.
2. Некоммерческого партнерства производителей кабельной продукции «Международная ассоциация "Электрокабель"». [Электронный ресурс]. URL:
www.elektrokabel.ru.
3. Официальный сайт компании «Элкаб-Урал». [Электронный ресурс]. URL: www.elkab-ural.ru.
4. Официальный сайт ОАО «Псковский кабельный завод». [Электронный ресурс]. URL: www.pskovkabel.ru.
5. Первое отраслевое электронное СМИ ЭЛ № ФС77-28661. [Электронный ресурс]. URL: www.ruscable.ru.
I. A. Dagaeva, T. V. Zvyagintseva
CABLE-CONDUCTOR MARKET ANALYSIS
In the article results of cable-conductor market analysis are presented and place of «Pskov-kabel» company is mentioned. On base of SWOT-analysis there are found strongs and weaknesses as well as threats and opportunities for the company success. Then, consumers market’ estimation is made and necessity for new good production is grounded.
Дагаева Ирина Анатольевна — доцент кафедры «Экономики и управления на предприятии», декан факультета менеджмента ФГБОУ ВПО ПсковГУ, канд. экон. наук, доцент, +7 (8112) 79-76-10, [email protected].
Звягинцева Татьяна Викторовна — доцент кафедры «Экономики и управления на предприятии» ФГБОУ ВПО ПсковГУ, канд. экон. наук, доцент, +7 (8112) 79-77-16, [email protected].
УДК 657.6
Н. В. Костина
ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОСВЯЗИ АУДИТОРСКОЙ УСЛУГИ DUE DILIGENCE И АНАЛИЗА РИСКА НЕВОСТРЕБОВАННОСТИ ПРОДУКЦИИ
Рассматривается возможность и этапы проведения анализа риска невостребованно-сти продукции в рамках осуществления аудиторской услуги Due Diligence. Кроме того, обоснована концептуальная модель взаимосвязи аудиторской услуги Due Diligence и анализа риска невостребованности продукции на основе единства целей и состава процедур их проведения.
Ключевые слова: аудиторская услуга, финансовый анализ, анализ положения компании, риск невостребованности продукции.
В настоящее время наблюдаются процессы расширения сфер аудита, в частности, широкое распространение получает аудиторская услуга Due Diligence, которая предполагает осуществление всестороннего анализа деятельности предприятия. Проведение такой комплексной оценки ранее было свойственно только банковскому сектору, в целях защиты от риска потерь, однако, теперь данный вид услуги становится востребованным инвесторами и соб-