Научная статья на тему 'Анализ функционирования предприятия кабельной промышленности в системе стратегического позиционирования'

Анализ функционирования предприятия кабельной промышленности в системе стратегического позиционирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цаплина Наталья Анатольевна

В данной статье рассматриваются тенденции развития кабельной отрасли в России. На основе ранее разработанной методологии стратегического позиционирования проводится анализ деятельности предприятия кабельной промышленности. Особое внимание уделяется построению модели производства, поведения потребителей, сценарному анализу. С помощью варьирования показателей рассматриваются различные пути достижения стратегических целей, определяются наиболее приемлемые пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ функционирования предприятия кабельной промышленности в системе стратегического позиционирования»

УДК 338

H.A. Цаплина'

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ КАБЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ

В данной статье рассматриваются тенденции развития кабельной отрасли в России. На основе ранее разработанной методологии стратегического позиционирования проводится анализ деятельности предприятия кабельной промышленности. Особое внимание уделяется построению модели производства, поведения потребителей, сценарному анализу. С помощью варьирования показателей рассматриваются различные пути достижения стратегических целей, определяются наиболее приемлемые пути.

Ключевые слова и фразы: стратегическое позиционирование предприятия, алгоритм стратегического позиционирования, методология стратегического позиционирования, кабельная промышленность, рыночное положение, цели стратегического позиционирования, модель производства, модель поведения производителя, альтернативные стратегии, сценарный анализ, сценарное моделирование.

В современных условиях проблема стратегического позиционирования предприятий, формирование четких, устойчивых направлений развития в будущем приобретает едва ли не основополагающее значение. Это обусловлено динамично развивающимся производством, меняющимся характером источников развития, меняющимися хозяйственно-экономическими отношениями

[1,3,5, 8].

Электротехническая промышленность и одна из ее главных составляющих подотраслей - кабельная промышленность - является важнейшей (после автомобилестроения) частью машиностроения России (около 8% объема товарной

♦ €> Цаплина H.A., 2008 .

Цаплина Наталья Анатольевна, кафедра менеджмента Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Акад. Павлова, I.

продукции). 2007 год стал удачным для кабельной промышленности России и государств СНГ. В РФ увеличивается объем выпуска кабельных изделий: в 2003 году выпускалось 371, 4 тыс. т., в 2004 г. - 401,1 тыс. т., в 2005 г. -433,6 тыс. т., в 2006 г. - 489,0 тыс. т., в 2007 г. - 584,0 тыс. т.. По' данным Ассоциации «Электрокабель», объединяющей 94 предприятия кабельной промышленности России и стран СНГ [4], объем производства кабельных изделий по сравнению с предыдущим 2006 годом увеличился по показателю "по весу меди" почти на 17% (16,9%), а по показателю "по весу металла" на 15,5% (разница в темпах определяется более высокими показателями потребления алюминия по сравнению с потреблением меди) [2]. По данным, систематизированным Экспертным институтом совместно с РСПП, ММВБ и Национальным институтом корпоративной реформы, крупные предприятия кабельной промышленности занимают свою нишу в рейтинге «1000 лучших предприятий России» (см. табл. 1) • ' Лн^^ЯНИН

Таблица

Положение крупнейших предприятий кабельной промышленности в общем рейтинге предприятий России по годам

№ п/п Предприятие Позиция в рейтинге по России Позиция в рейтинге по отрасли «Машиностроение»

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

1 ОАО "Завод "Чувашка-бель" 256 96 415 61 24 95

2 ЗАО "Сибкабель" - 550 486 337 137 107

3 ОАО "Электрокабель" 627 330 593 143 80 123

4 ЗАО "Кавказкабель" 248 113 635 54 26 133

5 ОАО "Иркутсккабель" 815 815 721 170 170 160

6 ОАО "Камкабель" - 417 866 504 83 190

7 ЗАО "Москабель" - 61 890 247 13 195

8 ЗАО "Агрокабель" 191 506 932 40 131 203

9 ЗАО "Самарская кабельная компания 509 169 - 105 43 217

10 ОАО «Сарансккабель» 380 193 - 81 53 281

Динамика объемов производства кабельно-проводниковой продукции основных российских производителей за последние 5 лет представлена в табл. 2.

Таблица 2

Динамика объемов производства кабельно-проводниковой продукции основных производителей кабсльно-проводниковой продукции

Наименование предприятия 2007 год 2006 год 2005 год 2004 год 2003 год

Объем производства по весу меди, тн. Доля в производст ве КПП по весу меди, % Объем производст ва по весу меди, тн. Доля в производств е КПП по весу меди, % Объем произволе тва по весу меди, тн. Доля в производст ве КПП по весу меди, % Объем произвол ства по весу меди, тн. Доля в произволе тве КПП по весу меди, % Объем производст ва по весу меди, тн. Доля в производст ве КПП по весу меди, %

ТД «Ункомтех» 90 451 12,9 71 617 12,0 77 690 14,4 81 012 16,0 67 866 14,8

«Камкабель» 89 091 12,7 79 583 13,3 68 417 12,7 62 576 12,4 59 947 13,1

«Севкабелъ-Холдинг» 54 845 7,8 40 544 6,8 25 306 4,7 24 927 4,9 21904 4,8

«Саранеккабель» 49 994 7,2 34 343 5,7 27 093 5,0 17 303 3,4 15 302 3,3

«Элсктрокабель» 42 474 6,1 36 508 6,1 34 836 6,5 31 009 6,1 36 466 8,0

«Москабельмет» 34 067 4,9 31 045 5,2 29 159 5,4 29 730 5,9 28 924 6,3

«Рыбинсккабель» 28 476 4,1 22 397 3,7 18012 3,3 15 446 3,1 9 777 2,1

«Южкабсль» 27 409 3,9 23 866 4,0 21 861 4,1 21 323 4,2 17 309 3,8

«Сибкабель» 20 062 2,9 18 386 3,1 18316 3,4 17 550 3,5 20 272 4,4

«Кавказкабел»ь 19 295 2,8 15 684 2,6 13 042 2,4 13 769 2,7 12 431 2,7

«Людиново-кабель» 18817 2,7 13 550 2,3 13 986 2,6 13 051 2,6 10 771 2,3

«Самарская К.К.» 14 477 2,1 14 403 2,4 И 859 2,2 15 266 3,0 13 599 3,0

«Амуркабель» 11 210 1,6 7 965 1,3 5619 1,0 6 111 1,2 6 247 1,4

«Псковкабель» 13 168 1,9 9 957 1,7 8 241 1,5 7 152 1,4 8 503 1,8

СО

«ъ о

£

Kj

С) §

'S v0\

Анализ данных таблиц позволяет отметить улучшение положения предприятий как в общем рейтинге предприятий России, так и по отрасли «Машиностроение». Российская кабельная промышленность выглядит достаточно оптимистично при условии, что сохранится политическая стабильность. Вместе с тем анализ материалов показывает, что развитие предприятий кабельной промышленности не носило равномерный характер, не всем предприятиям удалось сохранить свои позиции, тем более их усилить. Недавние лидеры кабельной промышленности, такие как ЗАО «Сибкабель», ОАО «Камкабель», ЗАО «Москабель», в 2004 году не входили в число 1000 лучших предприятий России. А ЗАО «СКК», ОАО «Сарансккабель» после 2005 года резко уступили свои позиции. Неустойчивые позиции и у ЗАО «Агрокабель», ЗАО «Москабель».

Среди факторов, определяющих такое положение, значительное место играю! организационно-управленческие процессы. В формировании перспективных целей развития на отечественных предприятиях по-прежнему распространенным является традиционное планирование, которое в своих процедурах не может достаточно полно отследить быстро меняющиеся условия конъюнктуры рынка, в отличие от методов стратегического позиционирования. Выводы, полученные при этом, не всегда усиливаются организационно-структурными изменениями. Исследования выявляют, что и в развивающейся практике кабельного производства формируются примеры другого подхода.

Использование современных интеграционных возможностей позволяет не только сохранить свою долю на рынке, но и резко увеличить ее, примером может служить ОАО «Микропровод», резкий подъем которого обусловлен вступлением завода в состав ОАО «Севкабель-Холдинг» (см. табл. 3)

Таблица 3

Производство провода эмалированного но годам

№ п/п Наименование предприятия 2000 2007

тонн % тони %

1 Псковкабель 1887 10,3 1585 7,0

2 Москабель 4120 22,5 3600 15,9

3 Микропровод 2435 13,3 5731 25,3

4 Чувашкабель 1079 5,9 611 2,7

5 Камкабель 2603 14,2 2603 11,5

6 Сибкабель 1732 9,5 1732 7,7

7 Другие 4472 24,4 6768 29,9

Итого 18328 22630

В 2007 году объем реализации составил 25,3% от общего объема продаж, равного 22630 тонн. Финансовое положение ОАО «Микропровод» устойчивое, положительной тенденцией является рост значений всех показателей рентабельности в отчетном периоде по сравнению с предыдущими годами. Проанализировав состояние отрасли и текущее положение завода, представляется, что ОАО «Микропровод» имеет значительные ресурсы по дальнейшему наращиванию конкурентоспособности на основе использования в стратегическом позиционировании механизмов концентрации на рынке кабельно-проводниковой продукции за счет нетрадиционных факторов, связанных не с повышением потребления основного материала (меди), а на основе совершенствования структуры персонала и увеличения его численности. Построенная для предприятия 3-х секторная модель и модель поведения производителей подтверждает возможность многовариантного подхода.

Производственная функция для ОАО «Микропровод» выглядит следующим образом:

Х = 2,348K000i2L09m. (1)

Определив среднюю цену продукции ОАО «Завод Микропровод» по данным предприятия за 2007 год, получаем, что цена единицы продукции равна р=242,79 руб. за т (в соответствии с выручкой ОАО «Микропровод»), F(x) -количество проданного провода в т, а цена единицы ресурса есть w= 223.94 руб. зат, каждому вектору затрат х отвечает прибыль

П(х) = 242,79F(x) - 223,94у. (2)

Даже при неизменном потреблении меди (К) увеличение численности персонала (L) на 15% приводит к увеличению объемов производства (X) на 14,95%. Однако одновременное увеличение объемов производства и численности персонала приводит практически к такому же результату (15%).

При увеличении сектора до 45% в соответствии с целью стратегического позиционирования получим изменения прибыли на 72 462 руб. при увеличении количества персонала на 15%.

Данный способ стратегического позиционирования предприятия может быть использован организациями в других отраслях. Показатели, используемые в трехсекторной модели, могут быть заменены, соответственно, и портфель стратегий составляется каждым предприятием свой. Поэтому предложенная модель является универсальной и не трудоемкой.

Библиографический список

1 Аналитические материалы по итогам работы предприятий Ассоциации «Электрокабель» кабельной промышленности в 2007 году. - Режим доступа:

http://www.elektrokabel.rU/news/goodyear/l.htm

2. Колемаев, В.А. Математическая экономика / В.А. Колемаев. - М.: Юнити, -002.

3. Официальный сайт МП «Ассоциации «Элеюрокабель». - Режим лоступа-http://www.eIektrokabcl.ru/

4. Пешков, И.Б. Итоги работы кабельной промышленности России и стран СНГ н 2007 году. / И. Б. Пешков. Е Й. Уваров // Кабели и провода. - 2008. - X?2

5. Пешков, И Б. Кабельная промышленность России и стран СНГ: итоги 2006 го;ы I 11 Б. Пешков, Е.И. Уваров // Кабели и провода. - 2007. - N° 2.

6. Пешков, И.Б. Итоги работы кабельных заводов России и других стран СНГ в 2005 году И.Б. Пешков, Е.И. Уваров // Кабели и провода. - 2006. - № 1.

7. Пешков, И.Б. Итоги работы кабельной промышленности в 2004 году / И.Б. Пешков, Е.И. Уваров // Кабели и провода. - 2005. - № 2.

8. Пешков, И.Б. Итоги 2003 года обнадеживают / И.Б. Пешков // Кабели и провоза -2004. - № 1.

N.A. Tsaplina

THE ANALYSIS OF FUNCTIONING OF THE ENTERPRISE OF THE CABLE INDUSTRY IN SYSTEM OF STRATEGIC POSITIONING

In the paper are considered tendencies of development of cable branch in Russia. On a basis before the developed methodology of strategic positioning the analysis of activity of the enterprise of the cable industry is carried out. The special attention is given construction of model of manufacture, model of behaviour of consumers, the analysis of script. With the help of a variation of parameters various ways of achievement of the strategic purposes are considered, the most comprehensible ways are defined.

Keywords and phrases: strategic positioning of the enterprise. algorithm of strategic positioning, methodology of strategic positioning, the cable industry. market position, the purposes of strategic positioning, model of manufacture, model of behaviour of the manufacturer, alternative strateg, the analysis of script, modeling of

script.

Статья принята в печать в окончательном варианте 04.12.08 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.