Научная статья на тему 'Анализ рынка иммуномодуляторов в РФ'

Анализ рынка иммуномодуляторов в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММУНОМОДУЛЯТОРЫ / АНАЛИЗ РЫНКА / ДЛО / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков А. И., Трофимова Е. О.

Вклад программы ДЛО в развитие рынка иммуномодуляторов в 2005 г. был весьма значительным и обеспечил более высокие темпы его роста в стоимостном выражении, чем в предыдущие годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка иммуномодуляторов в РФ»

РФ

А.И.НОВИКОВ, к.м.н., Е.О.ТРОФИМОВА, к.б.н., «Цитомед. Маркетинг», ЗАО «ЦМ Фарм»

Анализ рынка иммуномодуляторов в

Вклад программы ДЛО в развитие рынка иммуномодуляторов в 2005 г. был весьма значительным и обеспечил более высокие темпы его роста в стоимостном выражении, чем в предыдущие годы.

Иммуномодулирующие средства представляют собой обширную группу препаратов, различающихся по своему происхождению, механизму действия и сфере применения. Помимо зарубежной продукции они широко представлены отечественными разработками советского и постсоветского периода. Характерной чертой группы на сегодняшний день является «размытость» ее границ. В данной работе при определении перечня анализируемых препаратов исходили из того, что рынок иммуномодуляторов охватывает рецептурные и безрецептурные препараты, в позиционировании которых иммуномодулирующее (иммуно-коррегирующее) действие занимает одно из центральных мест.

2005 г., в отличие от предыдущих лет, ознаменовался положительной динамикой рынка иммуномодуляторов в сопоставимых натуральных показателях: в «стандартных» упаковках (ст. упак.)1 он вырос почти на 13% по сравнению с 2004 г. В целом с учетом всех каналов реализации рынок в стоимостном выражении в 2005 г. увеличился на 59% (в том числе за счет ДЛО на 16%), превысив темпы роста, достигнутые в предыдущие годы (рис. 1). Хотя натуральные объемы рынка в сопоставимых показателях за 5 лет мало изменились2, в стоимостном выражении продажи выросли поч-

ти в 4 раза и по итогам 2005 г. составили 232 млн. долл. в оптовых ценах.

Сектор ДЛО в структуре стоимостных продаж составил более 10% (в ст. упак. — 1,3%), что соответствует около 24 млн. долл. в ценах регистрации (около 1 млн. ст. упак.). Основная часть продаж по ДЛО была обеспечена препаратами из группы интерферонов, и прежде всего Бетафероном Schering AG, на долю которого пришлось 44% всего объема поставок в стоимостном выражении. Далее в рейтинге продаж по ДЛО следуют Компаксон-Те-ва (17%), а также Роферон А и Пе-гасис F.Hoffmann-La Roche (соответственно, 11 и 10%). Всего в поставках по ДЛО участвовало 12 торговых наименований ЛС, 10 из которых представляли собой инъекции и 2 (Арбидол и Амиксин) — таблетки. Среди российских препаратов наиболее значительные поставки по ДЛО были характерны для Реаферона (7,5%).

В 2005 г. впервые за последние 3 года наблюдался рост доли госпитального сектора (до 8,6% в долл. и 5,3% — в ст. упак.). Доля рецептурных препаратов в структуре рынка в долл. — вопреки ранее наблюдавшейся тенденции — выросла, а ОТС сократилась (рис. 2), в то время как в натуральном выражении наблюдалась противоположная динамика. Это объясняется тем, что в 2005 г.

развитие рынка ОТС по сравнению с рецептурными препаратами характеризовалось более низким ростом цен и менее значительными структурными сдвигами в пользу относительно дорогих препаратов. В результате продажи рецептурных средств — даже при низких темпах роста продаж в натуральном выражении — характеризовались более высокими показателями стоимостной динамики. Основной вклад в этот процесс был сделан рецептурными интерферо-нами.

Начиная с 2003 г. цены3 на иммуномодуляторы росли более высокими темпами, чем на всем российском фармацевтическом рынке (рис. 3). С 2001 г. по 2005 г. они увеличились в 1,55 раза (в целом на рынке — в 1,3 раза). В 2005 г. произошло заметное снижение уровня ценовой динамики по сравнению с предыдущими годами — рост цен составил всего +4,1% (по данным Росстата, цены на медикаменты в 2005 г. выросли на 3,01%). В течение всего наблюдаемого периода цены на ОТС-препараты росли медленнее, чем на рецептурные. Основная часть рынка иммуномодуляторов занята оральными и инъекционными формами выпуска, вместе составляющими почти 80% всех стоимостных продаж (47% — оральные, 33% — инъекции). Наиболее высокая динамика развития, включая 2004 г., была характерна для сегмента оральных средств. Однако в 2005 г. по темпам роста впереди оказалась группа инъекционных препаратов (+97% против +52%). В отличие от стоимостных показателей натуральные объемы рынка инъекций, как и в предыдущие годы, не только не увеличились, но даже сократились (на 6%),

1 В данной работе «стандартной» упаковкой считали: для инъекционных форм - одну ампулу или флакон (без учета дозы); для суппозиториев - упаковку №10 (без учета дозы); для наружных, глазных, назальных форм - одну лекарственную форму (без учета концентрации и объема); для оральных - одну упаковку наиболее продаваемой формы выпуска для каждого из представленных препаратов (с учетом дозы и №).

2 По абсолютному числу упаковок продажи увеличились более чем в 2 раза.

3 Анализ ценовой динамики в чистом виде проводился по результатам коммерческих продаж в аптечном секторе рынка с использование индекса цен, рассчитываемого по формуле Ласпейреса.

ЭКОНОМИКА И МАРКЕТИНГ. ВОПРОСЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЛС

35

РИСУНОК 1

Динамика продаж иммуномодуляторов в стоимостном выражении, 2001—2005 гг.

4Лй

11 И — Все продажи

Динамика доли ОТС и рецептурных препаратов в структуре продаж иммуномодуляторов в стоимостном выражении, 2001—2004 гг.

□ — Рецептурные интерфероны

□ —Рецептурные прочие

□ — ОТС

РИСУНОК 2

РИСУНОК 3

| Динамика цен в аптечном секторе, 2001—2005 гг.

J — Рецептурные □ — ОТС

| — Все иммуномодуляторы | — Индекс цен на медикаменты Росстат

в то время как оральные препараты продемонстрировали выраженный рост (на 42%).

Превышение темпов роста предыдущих лет в основном было обусловлено поставками по ДЛО (+59%). Наибольший вклад в общую положительную динамику был сделан препаратом Бетаферон. В 2005 г. он вышел на 1 место в рейтинге стоимостных продаж на рынке инъекций с учетом поставок по ДЛО. Без учета поставок по ДЛО 1 место по-прежнему, как и в предыдущие годы, занял один из первых препаратов семейства индукторов интерферонов Циклоферон компании НТФФ «Полисан», составивший 16% всех продаж в стоимостном выражении без учета ДЛО и 11% — с учетом ДЛО (рис. 4). Российский брэнд Циклоферон является безусловным лидером рынка инъекционных препаратов в натуральном выражении, занимая более 40%.

Поставки по ДЛО, в отличие от инъекций, оказали минимальное влияние на развитие сегмента оральных форм выпуска и вообще не отразились на размерах рынка прочих лекарственных форм. Лидером сегмента оральных препаратов, а также всего рынка иммуномодуляторов является препарат Ар-бидол компании «Мастерлек», составивший в 2005 г. 30% всего стоимостного и 37% натурального объема сегмента оральных форм. В 2005 г. продажи Арбидола, как и в 2004 г., удвоились, и он еще больше упрочил свои позиции лидера (табл. 1). 2 место в общем рейтинге иммуномодуляторов вслед за Ар-бидолом занимает препарат Вифе-рон (Интерферон-альфа 2Ь) компании «Ферон» (более 9% всех продаж), доминирующий в сегменте суппозиториев и лидирующий на рынке мазевых форм. На 4 месте — Бетаферон (7%), на 3 и 5 — Вобэнзим «Мукос Фарма» (9%) и Иммунал (Эхинацея пурпурная) Sandoz-Lek (5%), занимающие, соответственно, 2-ю и 3-ю позиции в сегменте оральных препаратов. На

36

АНАЛИЗ РЫНКА ИММУНОМОДУЛЯТОРОВ В РФ

ции в связи с ДЛО, будет зависеть от проводимой на возмещаемом рынке политики. Положение препаратов, лидирующих в структуре коммерческих продажах, более стабильно, однако структурные изменения, которые сопровождают развитие рынка иммуномодуляторов в последние годы, несомненно, продолжатся. В частности, можно предположить, что темпы развития рынка иммуномодуляторов широкого позиционирования будут ниже, чем средств относительно узкого профиля. По мере углубления тенденции сегментации этого рынка будет появляться все больше направлений специализации препаратов. Эта

таблица i| Тор-lO иммуномодуляторов по объему стоимостных продаж, 2OO5 г. (с ДЛО)

Торговые наименования Компания Форма выпуска % от общих продаж

Арбидол «Мастерлек», ЗАО таблетки 14,06%

Виферон «ФЕРОН», ООО мазь суппозитории 0,44% 8,84%

Вобэнзим МУКОС ФАРМА ГмбХ таблетки 7,24%

Бетаферон Schering AG инъекции 6,02%

Иммунал Sandoz-Lek капли таблетки 3,53% 1,34%

Циклоферон «ПОЛИСАН», НТФФ ООО инъекции линимент таблетки 3,61% 0,11% 1,06%

ИРС-19 Solvay Pharma аэрозоль 3,66%

Реаферон инъекции 3,06%

Имудон Solvay Pharma таблетки 3,04%

Бронхо-мунал капсулы 2,87%

5 месте в общем рейтинге находится Циклоферон (5%), который представлен не только инъекционной формой, но также таблетками и линиментом, занимающими среди соответствующих форм выпуска по объему продаж в стоимостном выражении 3 место.

Лидирующей компанией на рынке иммуномодуляторов является «Мас-терлек» с препаратами Арбидол и Амиксин (17% всех продаж). В первую десятку лидеров входит 3 отечественные компании (также «Ферон» и НТФФ «Полисан»). Всего в структуре продаж на рынке иммуномодуляторов представлена продукция 41-й отечественной и 21-й иностранной

фирм. По итогам 2005 г. российская продукция составила 80% всего рынка в натуральном выражении и 52% в стоимостном, при этом ранее устойчивая тенденция сокращения доли зарубежной продукции в структуре рынка в стоимостном выражении в связи с реализацией программы ДЛО была прервана.

Оценивая перспективы развития рынка иммуномодуляторов, можно ожидать его дальнейшего роста в стоимостном выражении и относительно небольших изменений его натуральных размеров, что соответствует установившимся тенденциям. В рецептурном секторе судьба препаратов, усиливших свои пози-

перспектива выглядит как закономерный процесс, поскольку базовый спрос на иммуномодуляторы в значительной степени насыщен. Оценивая перспективы ОТС-секто-ра, можно предположить, что его развитие будет в значительной степени зависеть от активности по продвижению отдельных продуктов, поскольку группа иммуномодуляторов на безрецептурном рынке не имеет четко очерченных границ и испытывает значительное давление со стороны многих других фармакологических групп, используемых для лечения и профилактики гриппа и ОРВИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.