Научная статья на тему 'Обзор рынка противопростудных препаратов в РФ за 9 месяцев 2002 года'

Обзор рынка противопростудных препаратов в РФ за 9 месяцев 2002 года Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
159
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Тимергалиев Антон, Стрелков Михаил, Коковин Леонид

В данном обзоре представлен анализ сегмента препаратов, применяе-мых для лечения ОРЗ и ОРВИ. Критерием отнесения того или иного пре-парата к сегменту противопростудных послужило наличие соответству-ющих показаний в Типовой клинико-фармакологической статье (ТКФС) Государственного Реестра лекарственных средств. Необходимо отме-тить, что из анализа были исключены гомеопатические препараты и ан-тибиотики (антибактериальные препараты).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор рынка противопростудных препаратов в РФ за 9 месяцев 2002 года»

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

Антон ТИМЕРГАЛИЕВ, ИМБС, Михаил СТРЕЛКОВ, Леонид КОКОВИН, «Ремедиум»

Обзор рынка противопростудных препаратов

В РФ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2002 ГОДА

В данном обзоре представлен анализ сегмента препаратов, применяемых для лечения ОРЗ и ОРВИ. Критерием отнесения того или иного препарата к сегменту противопростудных послужило наличие соответствующих показаний в Типовой клинико-фармакологической статье (ТКФС) Государственного Реестра лекарственных средств. Необходимо отметить, что из анализа были исключены гомеопатические препараты и антибиотики (антибактериальные препараты).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

Согласно Государственному Реестру ЛС, в России на 15 ноября 2002 г., без учета производителей и лекарственных форм, был зарегистрирован 281 препарат с показаниями для лечения ОРЗ и ОРВИ1. Из них к рассматриваемому нами сегменту противопростудных было отнесено 165 препаратов. С учетом производителя и без учета лекарственных форм сегмент

включает в себя 446 зарегистрированных торговых наименований. Из них 273 регистрации приходятся на долю отечественных производителей и 173 сделаны зарубежными компаниями. В 2002 г. (до 15 ноября) в сегменте было произведено 23 регистрации, из них 5 — регистрации новых торговых наименований, 6 — регистрации ранее присутствовавших в сегменте препаратов новыми производителями и 12 — перерегистрации.

Несколько препаратов из анализируемого сегмента противопростудных входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ПЖНВЛС) — это препараты, относящиеся к МНН ибу-профен и интерферон альфа (Табл. 1).

РОЗНИЧНЫЕ ПРОДАЖИ

По данным «Розничного аудита ГЛС в РФ»™, проводимого компанией КМБС, за первые три квартала 2002 г. доля сегмента противопростудных препаратов составила около 5% от общего объема розничных продаж ГЛС в денежном выражении2. По сравнению с аналогичным периодом

1 С учетом лекарственных форм и компаний-производите-пей зарегистрировано 1457 торговых наименований противопростудных средств.

2 Здесь и далее использовались данные об объемах продаж в оптовых ценах, в долл. США.

ТАБЛИЦА 1 Противопростудные препараты, включенные 1

|в федеральный список ЖНВЛС

МНН Торговые наименования Лекарственная форма

Ибупрофен Болинет таблетки

Болинет Лингвал таблетки

Бурана таблетки

Ибупрофен таблетки

Ибупрофен Ланнахер таблетки

Ибупрофен Никомед таблетки

Ибупрофен -Тева таблетки

Нурофен таблетки

Нурофен таблетки шипучие

Солпафлекс капсулы пролонгированного действия

Солпафлекс таблетки

Солпафлекс таблетки пролонгированного действия

Интерферон альфа Интерферон лейкоцитарный человеческий сухой суппозитории

Интерферон человеческий лейкоцитарный для инъекций раствор для инъекций

Источник: «Государственный Реестр ЛС», 2002 г.

P£M£EJUUM

январь-февраль 2003

ОБЗОР РЫНКА ПРОТИВОПРОСТУДНЫХ ПРЕПАРАТОВ В РФ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2002 ГОДА

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРЕПАРАТЫ СЕРИИ «HEALTH LIFE»

Среди многообразия лекарственных препаратов противопростудного спектра, врачи высоко ценят препараты серии «Health Ufe» американской компании Sagmel. Спрей НАЗОЛ, СА-ЛИН и капсулы ОРИНОЛ ПЛЮС отвечают всем требованиям эффективных средств от простуды. НАЗОЛ действует длительно — до 8-12 часов, препарат достаточно использовать утром и вечером, пропиленовые гликоли, входящие в состав, предотвращают сухость слизистой оболочки носа. ОРИНОЛ ПЛЮС воздействует сразу на несколько симптомов одновременно. Фенилэфрина гидрохлорид быстро снимает уже возникший отек, а антиги-стаминные компоненты (фенилтолок-самина цитрат и хлорфенирамин мале-ат) предотвращают его возникновение в дальнейшем. Эффект наступает через 15-20 мин., нет подсушивающего и раздражающего воздействия на слизистую, при этом ОРИНОЛ ПЛЮС вполне доступен по цене. А для профилактики ОРВИ и санации носовых путей используйте САЛИН.

2001 г. объем продаж сегмента увеличился на 23,7%, что несколько превышает соответствующий показатель для российского розничного рынка ЛС в целом. Количество представленных в аптечной продаже торговых наименований ЛС данного сегмента, без учета производителя, возросло со 129 до 143.

ТОРГОВЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ

Сегмент противопростудных препаратов довольно сильно концентрирован, из 143 представленных в нем препаратов на долю 20 ведущих торговых наименований (Табл. 2) приходится порядка 73% розничных продаж в денежном выражении, на долю 10 ведущих — около 52%. При этом можно говорить о снижении концентрации в сегменте: в МП кв. 2001 г. суммарная доля двадцатки лидирующих препаратов составляла 77%, доля 10 ведущих препаратов — 60%.

В МП кв. 2002 г. лидируют по объемам розничных продаж препараты Пентал-гин-ГС^ Фервекс и Галазолин. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года их положение в списке не изменилось, однако совокупная доля этих пре-

паратов в продажах сегмента уменьшилась на 5 процентных пунктов за счет снижения рыночных долей всех трех лидеров и составила около 23%. Среди новичков в «двадцатке» необходимо упомянуть препарат ТераФлю от гриппа и простуды, благодаря мощной рекламной поддержке поднявшийся за год с 39-го до 7-го места в списке. Новый препарат Колдакт Флю Плюс, продвигаемый на смену Колдакту, сумел выйти на 15-е место и занять 1,8% сегмента противопростудных препаратов. Из других заметных прорывов можно отметить Арбидол, поднявшийся с 59-го на 20-е место в списке с долей в 1,1%. Позиции и рыночные доли остальных препаратов, приведенных в списке 20-ти лидеров, не изменились (среди них Виферон, Иммунал, Длянос, Антигриппин), либо изменились незначительно. Среди последних можно выделить Седаль-гин-Нео и Нурофен, чьи доли в объеме продаж сегмента остались без значительных изменений, что не помешало им подняться на несколько позиций в списке за счет снижения долей конкурентов. В НИ кв. 2002 г. покинули «двадцатку» входившие в нее годом ранее препараты Ибупрофен, Либексин и Амиксин. В целом

седальгин-нео

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

ОБЗОР РЫНКА ПРОТИВОПРОСТУДНЫХ ПРЕПАРАТОВ В РФ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2002 ГОДА

«двадцатку» лидирующих торговых наименований противопростудных средств можно охарактеризовать как достаточно стабильную по составу.

МНН/ГРУППИРОВОЧНЫЕ НАЗВАНИЯ3 ^■

Для сегмента противопростудных ЛС характерно, что высокое место, занимаемое тем или иным МНН, часто полностью определяется лидирующими позициями всего одного популярного торгового наименования (Табл. 3). Тем не менее структура списка лидеров сегмента противопрос-тудных препаратов по МНН лишь отчасти совпадает со структурой по торговым наименованиям. Это связано с тем, что заметная доля розничных продаж сегмента (16%) приходится на препараты без МНН. Безусловными лидерами сегмента являются препараты на основе парацетамола, их суммарная доля в продажах сегмента в денежном выражении в ¡—III кв. 2002 г. составила около 47%. В списке двадцати преобладающих на рынке МНН противо-простудных средств присутствует 7 ком-

3 Далее в тексте - просто МНН.

бинированных препаратов на основе парацетамола. В «двадцатку» продолжает входить и собственно МНН парацетамол, доля которого в ¡—III кв. 2002 г. снизилась на 1 п.п. в сравнении с аналогичным периодом 2001 года. Кумулятивная доля этих 8-ми МНН составляет 44,5% сегмента противопростудных препаратов. По сравнению с аналогичным периодом 2001 г., первая пятерка наиболее продаваемых МНН не претерпела изменений. Но доли рынка, занимаемые этими МНН, несколько снизились, за исключением лидера.

Начиная с 6-й строки списка изменения доли того или иного МНН в продажах сегмента отражались на его позиции в списке лидеров. Наиболее значительные изменения позиций связаны с резким ростом доли в сегменте какого-либо одного из соответствующих данному МНН препаратов (Табл. 2).

Кумулятивная доля рынка 10 лидирующих МНН составила в !—Ш кв. 2002 г. свыше 68%, доля 20 лидирующих — 79,5%. Концентрация по МНН за год осталась без существенных изменений — в соответствующем периоде 2001 г. аналогичные цифры составляли 71% и 80,5% соответственно. ►

АНАЛЬГЕТИК ТЕМПАЛДОЛ

В 2002 г. завод «Болгарская роза Севтаполис АО» (Болгария) начал серийный выпуск анальгетика под торговым названием ТЕМПАЛДОЛ (табл. п.о. 35 мг. № 10, №20, №350). Ранее этот препарат выпускался под широко известным наименованием ТЕМПАЛГИН. Широкий спектр показаний к применению (головная боль, зубная боль, радикулит, желчные и почечные колики, невралгии, мышечная боль и др.) и доступность сделали препарат известным как среди специалистов, так и среди потребителей. Он является одним из наиболее эффективных препаратов группы анальгетиков.

Фирма ООО «Бест Никор» (тел. (095) 411-53-43, 411-53-45) является эксклюзивным дистрибьютором завода «Болгарская роза Севтаполис АО» (Болгария) по Российской Федерации.

ршшиим

январь-февраль 2003

ОБЗОР РЫНКА ПРОТИВОПРОСТУДНЫХ ПРЕПАРАТОВ В РФ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2002 ГОДА

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

РИСУНОК 1

Доли ценовых сегментов в общем объеме розничных продаж противопростудных препаратов твердых лекарственных форм

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

РИСУНОК 2

Доли ценовых сегментов в общем объеме розничных продаж противопростудных препаратов в форме капель

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

АНТИГРИППИН-АНВИ — высокоэффективный комбинированный препарат, применяемый для лечения гриппа, острых респираторных и других лихорадочных состояний. Разработан НИИ гриппа РАМН. Состав представляет собой сбалансированную смесь ацетилсалициловой кислоты, аскорбиновой кислоты, рутина, метамизола натрия, дифенгидрамина (димедрола), кальция глюконата. Благодаря такому сочетанию Антигриппин-АНВИ оказывает обезболивающее, противовоспалительное, жаропонижающее, анти-гистаминное и ангиопротекторное действие(предотвращает развитие проницаемости сосудов, обусловленное геморрагическими процессами при гриппе, и восстанавливает капиллярное кровообращение). Анти-гриппин-АНВИ активирует иммунологические реакции организма и, действуя на основные симптомы гриппа и простуды (лихорадка, токсикоз, катаральные явления), эффективно улучшает самочувствие больного и ускоряет выздоровление, сводя к минимуму риск возникновения осложнений.

Производитель — НПО «Антивирал»,

(812) 234-1465, www.antigrippin.ru.

ТАБЛИЦА 2

20 ведущих торговых наименований противопростудных препаратов по объемам розничных продаж в январе-сентябре 2002 г.

Место

За 9 мес. За 9 мес. Торговое наименование Производитель

2001 г. 2002 г.

1 1 Пенталгин-^ Ай Си Эн-Фармасьютикалс (Российские заводы)

2 2 Фервекс Bristol-Myers Squibb

3 3 Галазолин PoLfa, Варшава

6 4 Седальгин-Нео BalkanPharma

4 5 Колдрекс Хотрем GLaxoSmithKLine

5 6 Доктор Мом Unique Pharmaceutical Laboratories

39 7 ТераФлю от гриппа и простуды Novartis

8 8 Виферон «Ферон»

9 9 Иммунал Lek

7 10 Циклоферон для инъекций 12.5% «Полисан» НТФФ

10 11 Эффералган Bristol-Myers Squibb

12 12 Длянос Novartis

11 13 Парацетамол Разные производители

14 14 Антигриппин Натур Продукт

- 15 Колдакт Флю Плюс Ranbaxy Laboratories

19 16 Нурофен Boots Healthcare International

13 17 Солпадеин GLaxoSmithKLine

15 18 Септолете KRKA

16 19 Интерферон лейкоцитарный человеческий сухой Разные производители

59 20 Арбидол Разные производители

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

январь-февраль 2003

PfMtffUUM

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

ОБЗОР РЫНКА ПРОТИВОПРОСТУДНЫХ ПРЕПАРАТОВ В РФ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2002 ГОДА

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Из 20 производителей, лидирующих по объемам розничных продаж противопро-студных препаратов в денежном выражении в 2002 г., только две компании — отечественные производители «Ферон» и «Мосхимфармпрепараты» — не входили в аналогичный список годом ранее (Табл. 4). Обе компании по сравнению с 2001 г. увеличили объемы продаж в денежном выражении более чем в 2,5 раза, что отразилось на увеличении их долей в сегменте более чем в 2 раза. Среди компаний, ранее присутствова-ших в 20 лидеров, наибольшего увеличения объемов продаж добились Novartis, Boots Healthcare International и Ranbaxy Laboratories. Доля Novartis, в первую очередь благодаря увеличению объемов продаж препарата Тера Флю от гриппа и простуды, в 2002 г увеличилась на 3,4 процентных пункта и составила 8,3%. Компания Boots Healthcare International

по итогам 9 месяцев 2001 г. занимала 12-е место по объемам продаж в сегменте, а в аналогичном периоде 2002 г. она уже замыкает «десятку» лидеров, нарастив объем продаж в сегменте на 96% и увеличив долю рынка с 1,5 до 2,4% за счет своего препарата Нурофен, лидирующего в группе МНН ибупрофен. Наибольшего увеличения объемов продаж среди 20-ти лидеров добилась Ranbaxy Laboratories, продажи ее противопростудных препаратов выросли в денежном выражении более чем в три раза, а доля в сегменте увеличилась на 1,2 процентных пункта и составила 2%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тройка производителей, лидирующих по объему розничных продаж противопрос-тудных препаратов в денежном выражении по итогам 9 месяцев 2002 г. осталась без изменений, лидером в сегменте по-прежнему является Bristol-Myers Squibb, в основном за счет продукции своего подразделения UPSA Laboratories. Второе и третье места занимают GlaxoSmithKline и российское

подразделение Ай Си Эн Фармасьютикалс. Доли всех трех лидеров в продажах сегмента за анализируемый период сократились, в результате чего суммарная доля «тройки» в сегменте в 2002 г. уменьшилась более чем на 4 процентных пункта и составила около 30%.

Среди других компаний, чьи доли в продажах сегмента по итогам 9 месяцев 2002 г. сократились наиболее заметно, можно выделить Варшавский завод Ро^а и отечественную компанию «Полисан». Кумулятивная доля двадцати ведущих производителей в продажах сегмента составила около 82% в рассматриваемом периоде, тогда как год назад — свыше 88%. Суммарная доля десятки лидеров изменилась в еще большей степени, с 76% в 2001 г. до 68% в 2002 году.

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ

Рассматриваемый сегмент рынка представлен разнообразными лекарственны-

ТАБЛИЦА 3 | 20 ведущих МНН/Группировочных названий противопростудных

| препаратов по объемам розничных продаж в январе-сентябре 2002 г.

| Место МНН/Группировочное Лидирующие торговые наименования

За 9 мес. 2001 г. За 9 мес. 2002 г.

1 1 Кофеин+кодеин+парацетамол+метамизол натрия+фенобарбитал Пенталгин-^

2 2 Ксилометазолин Галазолин, Длянос

3 3 Парацетамол+Фенирамин+Аскорбиновая кислота Фервекс

4 4 Парацетамол Эффералган, Парацетамол

5 5 Парацетамол+Фенилэфрин+Аскорбиновая кислота Колдрекс Хотрем

21 6 Парацетамол+Фенирамин+Фенилэфрин+ Аскорбиновая кислота ТераФлю от гриппа и простуды

8 7 Эхинацеи пурпурной трава Иммунал

7 8 Интерферон альфа-2Ь Виферон

6 9 Метилглукамина акридонацетат Циклоферон для инъекций 12,5%

9 10 Ибупрофен Нурофен

10 11 Интерферон альфа Интерферон лейкоцитарный человеческий сухой

36 12 Парацетамол+Фенилэфрин+Хлорфенамин Колдакт Флю Плюс

28 13 Этиловый эфир метил-фенилтиометил-диметиламинометил-гидрокси-броминдол-карбоновой кислоты гидрохлори Арбидол

20 14 Дезоксирибонуклеат натрия Дерината раствор 0,25%

22 15 Парацетамол+Фенилэфрин+Хлорфенамин+Кофеин Ринза

13 16 Преноксдиазин Либексин

15 17 Фенилбутазон Бутадион

11 18 Тилорон Амиксин

14 19 Ретинол Ретинола ацетат

18 20 Кофеин+Кодеин+Парацетамол+Пропифеназон Каффетин

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

РШШШМ |январь-февраль 2003

ОБЗОР РЫНКА ПРОТИВОПРОСТУДНЫХ ПРЕПАРАТОВ В РФ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2002 ГОДА КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

ми формами (Табл. 5). Наибольшую долю в объеме продаж в денежном выражении — 63%, занимают твердые лекарственные формы. Среди них преобладают таблетки, их доля в продажах препаратов твердых форм выпуска составляет более половины. Данная подгруппа представлена таблетками: растворимыми, таблетками для рассасывания, шипучими, покрытыми оболочкой, жевательными. Среди жидких лекарственных форм наибольшую долю занимают капли, растворы и сиропы.

Также значительную часть — 3%, занимают спреи (назальные).

ЦЕНОВАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ ПО ФОРМАМ ВЫПУСКА I

Анализ ценовой сегментации проводился по трем наиболее распространенным в продажах группам лекарственных форм — твердые (таблетки и т.д.), жидкие (капли для приема внутрь и местного применения), мягкие (суппозитории). За стандартную упаковку для твердых лекарственных форм взята упаковка №10, для капель — упаковка 10 мл, для суппозиториев — упаковка №10.

Большая часть препаратов в твердых лекарственных формах находится в ценовом сегменте от 1 до 2 долл. в оптовых ценах, доля этого сегмента в продажах в денежном выражении составляет 50%. На препараты нижней ценовой группы до 1 долл. за условную упаковку приходится 34% продаж, остальные 16% занимают дорогие препараты в широком ценовом диапазоне — от 2 до почти 170 долл. за условную упаковку (Рис. 1). Препараты в виде капель, в основном, находятся в ценовом сегменте от 0,5 до 1 долл., доля этого сегмента в продажах составляет 67% продаж. Препараты этой формы выпуска стоимостью менее 0,5 и более 1 долл., соответственно, составили 19 и 14% (Рис. 2).

Среди суппозиториев большая часть препаратов находится в верхнем ценовом сегменте — от 7 до 20 долл. (62%). Препараты со средней оптовой ценой менее 1 долл. и от 1 долл. до 7 долл. составляют 17% и 21% продаж соответственно (Рис. 3).

ВЫВОДЫ

Доля сегмента противопростудных препаратов в розничных продажах ГЛС за

первые три квартала 2002 г. составила около 5% в оптовых ценах. Рост продаж по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. составил 23,7%, что несколько выше, чем по рынку ГЛС в целом. Сегмент противопростудных препаратов довольно сильно концентрирован, на долю 20 ведущих торговых наименований приходится более 70% розничных продаж в денежном выражении, на долю 10 лидирующих — свыше 50%. Еще более выражена концентрация сегмента по производителям — на долю 20 ведущих приходится более 80% аптечных продаж. В списке ведущих производителей по объемам продаж в денежном выражении доминируют иностранные производители, в первую очередь — из стран Западной Европы. На долю препаратов на основе парацетамола приходится почти половина розничных продаж противопростудных препаратов. Около 40% розничных продаж сегмента в денежном выражении составляют комбинированные препараты, подавляющая часть которых содержит парацетамол.

Группа противопростудных препаратов, наряду с витаминами и пре-

ЛИКОПИД

Действие Ликопида в наибольшей степени приближено к процессу естественной иммунорегуляции, т.к. он является абсолютным аналогом эволюционно сформировавшегося вещества, ответственного за нормализацию функций иммунной системы у животных организмов. Лико-пид целесообразно применять практически во всех случаях лечения хронических инфекционно-воспа-лительных процессов любой локализации антибактериальными, противогрибковыми и противовирусными препаратами. Последние ослабляют или убивают инфекционные агенты, в то время как Ликопид усиливает противоинфекционные функции самого организма. Получается двойной удар, с помощью которого и достигается высокий клинический эффект Ликопида.

АО «Пептек», 117997, Россия, Москва. ул. Миклухо-Маклая, 16/10 Тел. /факс: (095) 330-74-56,

429-80-10,429-77-40 Е-mail:zao-peptek@mtu-net.ru http:www.peptek.ru

таблица 4| 10 ведущих производителей противо-

простудных препаратов по объемам розничных

продаж в январе-сентябре 2002 г.

| Место Производитель

За 9 мес. 2001 г. За 9 мес. 2002 г.

1 1 Bristol-Myers Squibb

3 2 GLaxoSmithKLine

2 3 Ай Си Эн Фармасьютикалс (Российские заводы)

8 4 Novartis

6 5 BalkanPharma

4 6 Polfa, Варшава

5 7 Unique Pharmaceutical Laboratories

7 8 «Полисан» НТФФ

9 9 Lek

12 10 Boots Healthcare International

20 11 Ranbaxy Laboratories

11 12 Натур Продукт

10 13 KRKA

21 14 «Ферон»

13 15 Нортон-Галена

15 16 Лэнс-Фарм

17 17 Сегмел Инк

16 18 Nycomed

14 19 Sanofi-Synthelabo

26 20 «Мосхимфармпрепараты»

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

январь-февраль 2003

PfMtOllUM

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

ОБЗОР РЫНКА ПРОТИВОПРОСТУДНЫХ ПРЕПАРАТОВ В РФ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2002 ГОДА

таблица б| Распределение противопростудных

препаратов в январе-сентябре 2002 г.

по лекарственным формам

Место Лекарственная форма Доля в общем объеме продаж, %

1 таблетки 36

2 порошок 18

3 капли 13

4 суппозитории 5

5 пастилки 4

6 раствор 4

7 раствор для инъекций 4

8 капсулы 4

9 сироп 3

10 спрей 3

Доля остальных лек. форм 8

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

РИСУНОК 3

Доли ценовых сегментов в общеме объеме розничных продаж противопростудных препаратов в форме суппозиториев

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

паратами для лечения желудочно-кишечных заболеваний, является одной из самых рекламируемых. Два торговых наименования препаратов, входящих в группу противопро-

шли в десятку лидирующих фармацевтических брэндов по размеру рекламного бюджета в РФ в первой половине 2002 г. (Колдрекс является абсолютным лидером). Наибольшая

выражении для препаратов, выпускающихся в твердых формах, приходится на ценовой сегмент от 1 до 2 долларов США за условную упаковку №10. ж

студных, Колдрекс и Нурофен, во- доля розничных продаж в денежном

ОТЧЕТ ГЛАВНОГО КОНТРОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Годовой оборот фальсифицированных лекарств в России оценивается в 200 млн. долл., однако фармацевтической инспекцией Минздрава РФ выявляется лишь незначительная часть этой продукции (в течение года — на сумму 7 млн. руб.). Эти данные содержатся в отчете Главного контрольного управления (ГКУ) Президента РФ. Специалисты ГКУ провели проверку в Минздраве, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и ряде регионов страны и пришли к выводу, что «предпринимаемые меры по обеспечению граждан гарантированной государством бесплатной и качественной медицинской помощью не принесли ожидаемого позитивного результата». Уровень первичной заболеваемости за последние пять лет увеличился почти на 10%. В 2001 г. были госпитализированы 32 млн. человек, что на 600 тыс. больше, чем в предыдущем. Несмотря на увеличивающиеся из года в год расходы на развитие отрасли, их доля в объеме ВВП достигает порядка 3.5%, хотя по данным Всемирной организации здравоохранения допустимый минимум — 5 процентов. «Существующие меха-

низмы финансового выравнивания условий деятельности учреждений здравоохранения в регионах не обеспечивают равенства граждан в получении гарантированной государством бесплатной медицинской помощи», — подчеркивает ГКУ. Так, в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования для последующего перераспределения централизуется около 4 млрд. руб. в год, в то время как, по расчетам специалистов, эту сумму необходимо увеличить минимум в пять раз.

Недостаточное финансирование, рост цен на лекарства не дают возможности обеспечить потребность лечебных учреждений и льготных категорий граждан в необходимых и качественных препаратах. В 2001 г. она удовлетворялась менее чем на 80%. Действующая система сертификации лекарственных средств и контроля за их качеством несовершенна и не гарантирует безопасность потребителей. По данным МВД РФ, сейчас до 7% российского фармацевтического рынка занимают фальсифицированные лекарственные препараты. В отчете ГКУ отмечается, что износ медицинского оборудования в России превышает 60%, а зданий и сооружений — 50%. О результатах проверки доложено президенту РФ, соответствующая информация направлена в правительство.

АФИ Консультант

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.