АНАЛИЗ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ
В.О. Варганова
Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова
В соответствии с Федеральным законом «Об охране озера Байкал» Байкальская природная территория, включая озеро Байкал, относится к участкам Мирового природного наследия ЮНЕСКО. В табл. 1 приведены некоторые характеристики функционирования Байкальской природной территории, в состав которой входят Республика Бурятия, Иркутская и Читинская области.
Структура управления Байкальской природной территории (У) призвана реализовать миссию региона (М) по обеспечению устойчивого развития и устойчивого природопользования на данной территории с учетом ее статуса как объекта Мирового природного наследия ЮНЕСКО, что можно записать как:
У = f (М), или, если выразить миссию региона через частные функции, то:
У = f (а, Ь, с, ¿..), (1)
где а — институциональная функция управления; Ь — экономическая функция управления; с —
социальная функция управления; d — экологическая функция управления.
В данной работе развитие рынка экологических работ и услуг рассматривается в трех аспектах:
• развития рынка питьевой воды, производимой на Байкале;
• развития рынка экологического туризма;
• развития углеродного рынка, связанного с реализацией Киотского протокола.
В широком смысле рынок экологических услуг можно рассматривать в различных аспектах — собственно как рынок товаров и услуг экологического назначения (например, производство и поставка чистой питьевой воды, продуктов питания с учетом улучшенных экологических параметров и др.). К примеру, на Байкальской природной территории в Иркутской обл. (пос. Листвянка) получила развитие деятельность ЗАО «Лейк» по поставке на рынок бутилированной байкальской воды.
Таблица 1
Характеристика Байкальской природной территории (данные за 2006 г.)
Показатели Всего В том числе:
Республика Бурятия Иркутская обл. Усть-Ордынский Бурятский АО Читинская обл.
Площадь Байкальской природной территории, тыс. км2/ % 354,5 / 100 203 / 57,2 79,3 / 22,4 17,6 / 5 54,6 / 15,4
Центральная экологическая зона, тыс. км2/ % 23,7 / 100 12,4 / 52,3 11,3 / 47,7 - -
Буферная экологическая зона, тыс. км2/ % 252,2 / 100 189,1 / 75 8,5 / 3,4 - 54,6 / 21,6
Экологическая зона атмосферного влияния, тыс. км2/ % 78,6 / 100 1,5 / 1,9 59,5 / 75,7 17,6 / 22,4 -
Население Байкальской природной территории, тыс. чел. 2545,6 / 100 953,1 / 37,4 1243,0 / 52,8 89,9 / 3,53 159,6 / 6,3
ВРП, млрд руб. 194,5 / 100 30,8 / 15,8 124 / 63,8 3,2 / 1,65 36,5 / 18,8
Объем промышленной продукции, млн руб. 150 554,4 / 100 20 599 / 13,7 116 397 / 77,3 127 / 0,08 13 431 / 8,9
Основные фонды в экономике, млн руб. 733 412,0 / 100 138 679 / 18,9 417 181 / 56,9 5 866 / 0,80 171 686 / 23,4
Продукция сельского хозяйства, млн руб. 30 972,0 / 100 6 473 / 20,9 13 770 / 44,5 3 800 / 12,27 6 929 / 22,4
Источник: Российская Федерация в 2006 г. Стат. ежегодник. М.: Росстат, 2006.
Как показывает анализ, бассейн р. Селенга может выступать в значительной мере как база, как модельный регион для оценки и обоснования экологически ориентированных проектов и различных схем торговли выбросами парниковых газов, а также развития на этой основе международного сотрудничества. Одним из подходов для реализации таких механизмов является оценка ассимиляционного потенциала окружающей среды, что нашло отражение в Экологической доктрине Российской Федерации.
Анализ рынка питьевой воды, производимой на оз. Байкал
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), к 2025 г. около 2 млрд чел. могут остаться без воды, а две трети населения Земли будут испытывать ее острую нехватку. По данным ООН, дефицит пресной воды оценивается в 230 млрд м3 в год. По прогнозам экспертов, к 2025 г. он увеличится до 2 трлн м3 в год. По оценкам Программы ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП), Россия обладает третьей частью мировых запасов пресной воды. В настоящее время в Республике Бурятия действует семь предприятий по розливу питьевых и минеральных вод из подземных источников и глубинной байкальской воды на территории республики, прилегающей к оз. Байкал (табл. 2).
Общий объем производства воды в 2006 г. составил 333,2тыс. дал, из них вывезено из республики 121,0 тыс. дал, что составляет 36,5 % от объема производства. Для увеличения объемов разлива байкальской воды и воды из природных источников республики необходимы реклама производимой продукции (с точки зрения качества, вкуса, происхождения продукта, наличия полезных свойств), улучшение дизайна этикеток и привлекательности упаковки и разработка комплекса мероприятий по снижению производственных затрат. На наш взгляд, в республике возможно расширение ассортимента выпускаемой продукции (газированные напитки на основе минеральной воды с добавлением натурального сока, питьевая и минеральная вода для детей, производство воды с различными вкусовыми добавками, в том числе экологически чистыми природными добавками, например травами и соками, обогащающими воду полезными веществами). Дополнительные возможности использования байкальской воды в производстве имеются — использование байкальской воды пред-
Таблица 2
Производство и потребление минеральной воды в Республике Бурятия, (тыс. дал)
Хозяйствующий субъект Объем
Произведено в республике:
ОАО «Аквабур» 9,6
ООО «ТК «Сибирь» 47,3
Компания «Велес» 220,1
ЗАО «Тункинский источник» 6,2
ИП Белых «Таежный источник» (вода питьевая) 50,0
Итого: 333,2
Ввоз:
ИП Шагжитарова 86,8
ИП Бредний 79,0
ИП Лосева 58,8
ОЦ «Трапеза» 0,1
ООО «Океан» 22,6
ООО «Кока-Кола» 4,0
Итого: 247,3
Вывоз (компания «Велес»):
Иркутская обл. 104,0
Читинская обл. 17,0
Итого: 121,0
Итого ресурсы на местное потребление, 459,5
тыс. дал
В расчете на душу населения, дал 0,5
Доля рынка местных товаропроизводителей, % 46,2
Доля ввоза, % 53,8
Источник: данные отдела развития и прогнозирования торговли МЭРиВС Республики Бурятия.
полагается в следующих отраслях: фармацевтика, пищевая промышленность (пивная и винно-водочная промышленности, производство молочных продуктов, детского питания, соков), производство высококачественного стекла, фарфора, текстильная промышленность. Имеющаяся информация о потенциале развития экспортного рынка минеральной питьевой воды позволяет положительно оценить возможность расширения сбыта продукции российских производителей на зарубежные рынки, и в первую очередь — на рынки стран Азии (Индии, Китая, стран Ближнего Востока).
Развитие рынка экологического туризма
Возможности инфраструктуры Республики Бурятия для развития туризма в регионе показаны в табл. 3.
Выгоды от экологического туризма могут определяться как совокупность доходов (прямых и косвенных), получаемых от использования природных благ на определенной территории, прежде
Таблица 3
Состояние инфраструктуры туризма в 2003 г.
Показатель Всего В том числе
Республика Бурятия Иркутская обл. Читинская обл. Агинский Бурятский АО
Всего В том числе Усть-Ордынский Бурятский АО
Число гостиниц и аналогичных средств размещения 189 33 90 5 66 7
В них мест:
всего 11 028 1 793 6 637 103 2 598 205
в расчете на одну организацию 58 54 74 21 39 29
Численность обслуженных лиц — всего, тыс. чел. 485,4 101,5 248,9 2,2 135,0 3,8
В том числе:
граждан России 421,5 88,0 212,2 2,2 11,3 3,6
иностранных граждан 63,9 13,5 36,7 0,0 13,7 0,2
Число специализированных средств размещения 176 68 65 1 43 4
В них мест:
всего 23 406 5 737 12 638 70 5 031 269
расчете на одну организацию 133 84 194 70 117 67
Численность обслуженных лиц — всего, тыс. чел. 199,9 62,1 103,6 0,9 34,2 4,4
В том числе:
граждан России 199,4 61,7 103,5 0,9 34,3 4,4
иностранных граждан 0,5 0,4 0,1 - - -
Число туристских фирм, охваченных обследованием 73 8 50 - 15 -
Стоимость проданных ими туров, млн руб. 226,4 10,2 140,2 - 76,0 -
Источник: Туризм и туристские ресурсы в Россию 2004: Стат. сб. / Росстат. — М., 2004. — 267 с.
всего — рекреационных ресурсов. В этой связи представляется целесообразным оценить рынок экологического туризма как элемента общего рынка экологических товаров и услуг, а также разработать механизм управления и экономического регулирования данного рынка.
В системе характеристик природных ресурсов важное место принадлежит особо охраняемым природным территориям. В последнее время возрастает интерес к такой категории особо охраняемых природных территорий, как национальные парки, что в значительной мере обусловлено интересом к развитию экологического туризма, местом и ролью данных территорий в обеспечении экологически устойчивого развития. Следует отметить, что в России предпринимаются попытки развития системы финансирования национальных парков и государственных природных заповедников путем привлечения внебюджетных средств. Так, для заповедников и национальных парков предусмотрен ряд видов предпринимательской деятельности, не наносящих вреда природным комплексам и не нарушающих установленных режимов охраны. В
качестве последних можно отметить туристско-экс-курсионную деятельность, организацию подсобного сельскохозяйственного производства, переработку сельскохозяйственной и лесохозяйственной продукции (в том числе — производство экологически чистых продуктов питания, лекарственных растений), организацию производства товаров народного промысла, научно-популярной и рекламно-сувенирной продукции и др. При этом все средства заповедников и национальных парков, полученные от таких видов деятельности, остаются в их полном распоряжении и расходуются ими самостоятельно.
В зависимости от природных, социально-экономических, географических, демографических и других условий природные национальные парки имеют специализацию от рекреационного и познавательного туризма (Куршская коса, Тункинский национальный парк, Сочинский национальный парк и др.) до природоохранных и преимущественно экологических функций (Забайкальский национальный парк и др.). Для Республики Бурятия туризм является приоритетным направлением, основой развития которого стали богатейшие ту-
ристско-рекреационные ресурсы. За 1996—2005 гг. наблюдается положительная динамика роста числа туристов, обслуженных турфирмами, со среднегодовым темпом роста 15 %. Стратегическая цель туристско-рекреационной особой экономической зоны в Байкальском регионе заключается в том, чтобы придать экономике региона новое качество развития на основе создания «точек роста», способствующих увеличению вклада туризма в экономику.
В соответствии с Концепцией туристско-рек-реационной особой экономической зоны «Байкал» предполагается создание двух всесезонных горноклиматических курортов с развитой инфраструктурой и материальной базой отдыха, включая горнолыжные комплексы с пропускной способностью 17 и 4 тыс. посещений в день; создание центра водного туризма и отдыха; строительство объектов базовой инфраструктуры. Согласно прогнозам общий поток туристов в данную туристско-рекреационную зону к 2026 г. составит 1,91 млн чел. Однако при расчетах пропускной способности территории учитывались экологические ограничения.
Говоря о природных факторах в развитии экологического туризма, следует отметить, что около 60 % побережья оз. Байкал занимают наиболее привлекательные для отдыха участки с пляжами. Имеются более 300 месторождений минеральных источников и лечебных грязей, более 150 памятников природы и достопримечательностей. По оценке Байкальского института природопользования СО РАН, фактический объем туристских прибытий в республику в 2005 г. составил 1 млн чел. в год. Объем платных туристских услуг составляет 322,5 млн руб., среднегодовой прирост — 7 %. В республике имеется 39 лицензированных туристских фирм, около 300 объектов размещения туристов (гостиниц, баз отдыха, турбаз, пансионатов, санаториев и др.), сеть сельских гостевых домов, 5 общественных и некоммерческих организаций туризма. Ведется строительство более 10 новых объектов размещения туристов. В результате инвентаризации туристских ресурсов, проведенной в рамках разработки Генеральной схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма в Республике Бурятия, выделено 46 сложившихся зон туризма и отдыха, часть которых располагает материальной базой (турбазы, базы отдыха) и инфраструктурой (дороги, объекты связи, канализации, утилизации), часть таковыми объектами не располагает и используется для организации массового самодеятельного отдыха. Предлагается включить в состав создаваемой ту-
ристско-рекреационной зоны «Байкал» в качестве анклавов следующие зоны туризма и отдыха:
• Кабанский район: зоны «Байкальский прибой», «Култушная», «Поворот», «Лемасово», «Энхалук-Загза», «Сухая-Заречье», «Гора Мамай», «Дельта Селенги»;
• Прибайкальский район: зоны «Гремячинск-Турка», «Озеро Котокель», «Горячинск», «Бухта Безымянная»;
• Баргузинский район: зоны «Максимиха», «Усть-Баргузин»;
• Тункинский район: зоны «Аршан», «Нилова Пустынь», «Вышка», «Хонгор-Уула»;
• Окинский район: зоны «Хойто-гол», «Шумак», «Мунку-Сардык»;
• Курумканский район: зоны «Гарга», «Кучигер», «Алла», «Умхэй»;
• Селенгинский район — зона «Озеро Щучье»;
• Кяхтинский район — зона «Киран»;
• Северо-Байкальский район: зоны «Хакусы», «Мыс Котельниковский», «Ярки», «Слюдян-ские озера, «Гоуджекит», «Озеро Фролиха», «Кумора»; «Даван», «Солнечный», «Грамнин-ские озера», «Ярки», «Томпа», «Кирикей», «Дзелинда», «Уоян», «Бакани», «Инчукан»;
• Баунтовский район — зона «Курорт Баунт»;
• Еравнинский район — зона «Еравнинские озера».
В качестве примера развития экологического туризма в регионе можно привести План управления развитием туризма природной территории «Посольский сор» в Кабанском районе. Данный проект подготовлен в ходе выполнения Проекта «Создание условий для организации природного парка «Посольский сор», получившего грант Глобального экологического фонда в рамках реализации Проекта «Сохранение биоразнообразия» Российской Федерации (Программа «Местные инициативы»). Природная территория «Посольский сор» расположена в центральной части экологической прибрежной зоны оз. Байкал.
В настоящее время на этом рынке увеличивается спрос на отдых на Байкале, который удовлетворяется ориентировочно на 30 %. Данный рынок обладает очень большой емкостью и большими финансовыми ресурсами. Необходимым условием работы на рынке является наличие услуг высокого качества, способных конкурировать с качеством услуг зарубежных курортов. Отрицательным обстоятельством является высокая стоимость проезда из центра России на оз. Байкал. На наш взгляд, рынок экологического туризма можно оценивать
по методу готовности населения платить, при этом данные о числе посещений в регионе можно получить из сведений о деятельности особо охраняемых природных территорий (табл. 4).
Таблица 4
Результаты деятельности особо охраняемых природных
территорий Республики Бурятия за 2005 г.
Показатель Единица измерения Результат
Общее число посетителей Чел. 15 724
Объем оказанных услуг, с учетом НДС и других обязательных платежей Тыс. руб. 1 018,7
В том числе плата за посещение Тыс. руб. 1 018,7
Источник: Сведения о приеме и обслуживании туристов. Стат. бюллетень № 05 — 12 — 20 Республика Бурятия. 2005.
Туристско-рекреационный комплекс способен сформировать занятость населения республики в 16 тыс. чел. через 20 лет при реализации реалистичного сценария. Целевыми потребительскими группами для туристического предложения региона являются следующие: местные — потребители из ближайших регионов России, которые будут преобладать в первые годы функционирования туристического комплекса; региональные — потребители из стран Азии, преимущественно Китая; удаленные — потребители Европы и в большей степени США.
Формирование рынка работ и услуг по депонированию парниковых газов
Организованная торговля квотами на выброс «парниковых» газов в России начнется в 2007 г. До тех пор крупные российские компании, заинтересованные в торговле квотами, могут выходить лишь на специализированные европейские биржи. Так, биржа торговли свободными квотами на выброс промышленностью углекислого газа приступила к работе в середине января 2005 г. Первый контракт на бирже был заключен между нефтяной компанией «Shell» и горнодобывающей «BHP Billiton» на 5 тыс. т углекислого газа. Цена за тонну составила 8,40 евро. Панъевропейская биржа «Euronext» начинает в марте торги контрактами на право выброса углекислого газа, на подходе также проект амстердамской «European dimate ех^а^е», а также германской энергетической биржи EEX.
По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), к 2010 г. Россия сможет продать права на выброс около 640 млн т углекислого газа. По подсчетам консалтинговой компании «Point
Carbon», на этом наша страна сможет заработать около 10 млрд долл. Международное энергетическое агентство считает, что если существующая тенденция динамики выброса углекислых газов сохранится и впредь, то чтобы выйти на намеченные показатели по выбросу парниковых газов в течение нескольких следующих лет, 25 странам ЕС придется покупать квоты за пределами Сообщества. В настоящее время происходит процесс формирования и развития специализированных рынков в сфере экологически ориентированного бизнеса — рынков работ, товаров и услуг экологического назначения. К примеру, к числу таких активно развивающихся рынков можно отнести рынок работ и услуг в сфере экологического аудита и консалтинга, рынок экологического страхования и страхования в сфере природопользования, рынок экологически благоприятных товаров, в том числе — продуктов питания, чистой питьевой воды, рынок экологического туризма.
Новым направлением развития рынка экологических услуг является формирование рынка продажи квот на выбросы парниковых газов — рынка торговли углеродными квотами как элемента экономического механизма реализации Киотского протокола. Речь идет о формировании и развитии нового и перспективного сектора на глобальном рынке. Представляется, что экологически ориентированные предприятия могут сыграть существенную роль в развитии и функционировании данного рынка (в качестве, например, оценочных, экоаудиторских, консалтинговых компаний, фирм по внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий и др.). Формирование рынка торговли углеродными квотами является своего рода механизмом перераспределения ассимиляционной ренты между странами. В рамках данного проекта Республика Бурятия может предоставить немецкой стороне обоснованные квоты для поглощения парниковых газов, которые могут передаваться по компенсационным соглашениям. В свою очередь, заинтересованные фирмы, субъекты экономики из Германии в рамках компенсационных соглашений предоставляют технологии чистого развития или принимают прямое экономическое участие в развитии и обустройстве туристических объектов на Байкале. В настоящее время в Республике Бурятия разработан План действий по реализации Киот-ского протокола. По оценкам Министерства экономического развития и внешних связей Республики Бурятия (2006 г.), объем годового депонирования углерода составляет 31,11 млн т в пересчете на угле-
кислый газ, что в денежном выражении (даже при минимальных оценках в 5 евро за 1 т углекислого газа) составит 155,55 млн евро в год. Реализация данного совместного проекта, как и других форм партнерских отношений в сфере туризма на Байкале может иметь следующие положительные моменты: создание условий для отдыха немецких (и в целом иностранных) туристов на природе в экологически чистом регионе, совместная деятельность по освоению территории, а также продвижение идеологии Киотского протокола. В целом, данный проект направлен на осуществление мер по формированию особой экономической зоны — туристско-рекре-ационной зоны на Байкале как нового механизма улучшения инвестиционного климата.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бартанова В. О. Экономическая оценка глобальных экологических услуг на примере водных ресурсов озера Байкал // Экономическое развитие и окружающая среда: стратегии, модели, инструменты управления. Материа-
лы 8-й Межд. конф. Росс. об-ва экологической экономики. — М.: НИА—Природа, 2007. С. 36 - 38.
2. Бартанова В. О., Потравный И. М. Оценка ассимиляционного потенциала бассейна реки Селенга в рамках формирования рынка экологических услуг Байкальский природной территории// Трансграничные аспекты использования природно-ресурсного потенциала бассейна реки Селенга в новой социально-экономической и геополитической ситуации. Тезисы докладов Межд. научно-практ. конф. — Улан-Удэ, 2006. С. 120—123.
3. Бартанова В. О., Потравный И. М. Экологический туризм как элемент рынка экологических товаров, работ и услуг: экономические и финансовые аспекты» Туризм и региональное развитие. Вып. 4. Сборник научных статей. — Смоленск: Универсум, 2006. С. 538—543.
4. Бартанова В. О., Потравный И. М. Киотское «пространство»: ориентиры для бизнеса // Деловой экономический журнал, 2006, №3 (14). С. 28 — 30.