УДК 332.7
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Александр Иванович Маркеев
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, обучающийся, тел. (903)902-64-10, e-mail: [email protected]
Юлия Сергеевна Покидова
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, обучающийся, тел. (383)216-16-37, e-mail: [email protected]
Нина Александровна Сафронова
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, обучающийся, тел. (383)236-35-00, e-mail: [email protected]
В статье анализируются основные результаты регистрации прав на объекты недвижимости Управлением Росреестра по Новосибирской области. Отмечается, что по основным показателям Управление Росреестра по Новосибирской области достигло целевых показателей. Также выявлены основные проблемы действующей системы регистрации прав на объекты недвижимости на примере Новосибирской области, такие как отсутствие принципа публичной достоверности и бесповоротности, наличие необоснованных оснований для приостановления государственной регистрации прав. Также отмечается необоснованность полного отказа от бумажных свидетельств о праве собственности.
Ключевые слова: регистрация прав на объекты недвижимости, Управление Росреестра по НСО, публичность и достоверность.
ANALYSIS OF THE RESULTS OF IMPLEMENTATION OF STATE REGISTRATION OF RIGHTS TO REAL ESTATE ON THE EXAMPLE OF THE NOVOSIBIRSK REGION
Alexander I. Markeev
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Student, phone: (903)902-64-10, e-mail: [email protected]
Yulia S. Pokidova
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Student, phone: (913)983-64-75, e-mail: [email protected]
Nina A. Safronova
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Student, phone: (913)707-48-13, e-mail: [email protected]
The article analyzes the current results of registration of rights to real estate objects by Management of Rosreestr in Novosibirsk region. It is noted that, according to the main indicators, Rosreestr in the Novosibirsk region has reached the target indicators. Else identified the current problems of the state registration of the right to real estate objects on the example of the Novosibirsk region, such as the absence of the principle of public reliability and irrevocability, the exist-
ence of unreasonable grounds for suspending state registration of rights. Also notes the unfounded-ness of a complete waiver of paper certificates of ownership.
Key words: the state registration to real estate, Management Rosreestr in the Novosibirsk region, publicity and reliability.
В настоящей работе предпринята попытка проанализировать результаты осуществления государственной регистрации прав на объекты недвижимости на примере Новосибирской области. Целью настоящего исследования выступает определение существующих проблем регистрации прав на объекты недвижимости. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать основные показатели выполнения государственных услуг Управлением Росреестра по НСО, выявить существующие проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, определить некоторые пути их решения. Теоретическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов для дальнейшей разработки проблем государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для разработки предложений по совершенствованию действующего законодательства.
В качестве материала исследования использованы статистические данные, предоставленные Управлением Росреестра по НСО. В качестве методов исследования использованы логический, статистический, системный, формально-юридический методы.
Уже более года в Российской Федерации действует система регистрации прав на недвижимое имущество, установленная Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» [1], что позволяет подвести некоторые промежуточные итоги, а также определить основные проблемы в данной сфере. Наиболее наглядно проанализировать действующую систему регистрации прав можно на примере конкретного субъекта РФ, а именно Новосибирской области.
Итоги работы Управления Росреестра по НСО за 2017 г. свидетельствуют о достижении ряда целевых показателей, установленных Дорожной картой по повышению качества государственных услуг в сфере кадастрового учета и государственной регистрации прав, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236-р [2], и Целевыми моделями упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 31.01.2017 № 147-р, в части кадастрового учета и регистрации прав.
Так, в Новосибирской области достигнуты целевые показатели по доле услуг, предоставляемых в МФЦ, срокам оказания услуг, по количеству видов сведений, получаемых посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), по качеству регистрационного процесса, по выполне-
нию землеустроительных работ и внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) о границах населенных пунктов и муниципальных образований. Необходимо увеличить долю услуг, оказываемых через Интернет, в части учетно-регистрационных действий; долю сведений, получаемых в порядке СМЭВ для оказания услуг Росреестра; долю муниципальных образований с утвержденными генеральными планами и правилами землепользования и застройки, принять меры по установлению границ между Новосибирской областью и соседними субъектами для внесения сведений в ЕГРН.
Целевые значения по направлению «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества» достигнуты Управлением на 100 %, по направлению «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества» - на 86 % (по результатам работы за 9 месяцев 2017 г.).
В первый год нового законодательства в сфере кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость Управлением приняты меры по формированию единой правоприменительной практики в регионе, развитию межведомственного взаимодействия с органами и организациями, принимающими участие в подготовке документов для оформления недвижимого имущества и их приеме. В Новосибирской области прием документов для кадастрового учета объектов недвижимости и регистрации прав на них осуществляют филиалы и пункты приема МФЦ (центр «Мои документы»), действующие в г. Новосибирске и районах области. На кадастровый учет и регистрацию прав поступило почти 580 тысяч заявлений. Статистика свидетельствует о положительной динамике развития приема документов по экстерриториальному принципу: в регионе принято почти 2 тысячи обращений, в других регионах России для Новосибирской области принято свыше 4 тысяч заявлений.
Вопросы оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости остались популярными в 2017 г. В 4 раза увеличилось число обращений в Комиссию при Управлении, при этом число заявлений от граждан возросло на 56,4 %. В пользу заявителей Комиссией принято 82,8 % решений, при этом суммарная величина кадастровой стоимости всех объектов недвижимости после оспаривания в Комиссии снизилась на 28,6 млрд руб. (33,7 %) [3].
Анализ работы Управления Росреестра по НСО в 2017 г. позволил выделить ряд ключевых проблемных аспектов.
Так, до сих пор не введен в действие принцип публичной достоверности и бесповоротности. Как следует из содержания п. 5 ст. 1 ФЗ № 218, «государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимость может быть оспорено только в судебном порядке».
Признание государственной регистрации зарегистрированного права единственным доказательством существования такого права, безусловно, освобождает лицо, обратившееся к реестру, от поиска других доказательств существо-
вания этого права. Однако возможность оспаривания зарегистрированного права не позволяет гарантировать неприкосновенность зарегистрированного права. Таким образом, полагаться на то, что зарегистрированное право - это действительно объективно существующее неоспоримое право в гражданском обороте нельзя, что нивелирует все положения о добросовестности приобретателя. В целях решения этой проблемы необходимо сформулировать в ГК РФ принципы публичной достоверности и бесповоротности государственной регистрации прав.
Еще одна проблема правового регулирования действующего порядка регистрации прав на недвижимое имущество связана со значительным увеличением перечня оснований для приостановления осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В ст. 26 ФЗ № 218 закреплено 55 оснований. При этом вызывает опасение возможность «широкого» применения такого основания приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав, как непредставление (непоступление) документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам (подп. 5 п. 1). Можно получить отказ по причине непредставления в Росреестр информации по межведомственным запросам не из-за отсутствия сведений как таковых, а из-за того, что уполномоченный орган не представил соответствующих сведений в установленный законом срок. Такое основание представляется необоснованным. В государстве, позиционирующем себя как правовое, уже длительное время налаживающем электронный документооборот между органами власти, такая формулировка представляется необоснованной и недопустимой.
В настоящее время осуществлен отказ от выдачи бумажных свидетельств о регистрации права собственности на недвижимость [4, с. 442]. Теперь сведения о собственнике содержатся только в ЕГРН. Как представляется, на практике это ставит гражданина в полную зависимость от данных, внесенных или не внесенных в реестр. Без официального документа крайне сложно будет доказать свое право на недвижимость при техническом сбое в реестре, намеренной ошибке оператора, исказившего информацию в ЕГРН, или хакерской атаке.
Подводя итоги, можно сделать выводы, что Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступивший в силу с 1 января 2017 г., внес значительные изменения в сферу регистрации прав на недвижимое имущество. Благодаря тем нововведениям, которые внедряет данный закон, процесс регистрации прав на недвижимое имущество значительно упрощается. Однако, принимая во внимание выявленные проблемы, следует сказать о необходимости дальнейшего совершенствования действующего правового регулирования регистрации прав на недвижимое имущество.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. О государственной регистрации недвижимости : Федер. закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 28.02.2018) // Собр. законодательства РФ. - 2015. - № 29 (часть I). - Ст. 4344.
2. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним : Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236-р (ред. от 11.02.2017) // Собр. законодательства РФ. - 2012. - № 50 (часть VI). - Ст. 7088.
3. В управлении Росреестра по Новосибирской области подвели итоги 2017 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://rosreestr.ru/site/press/news/v-upravlenii-rosreestra-po-novosibirskoy-oblasti-podveli-itogi-2017-goda221217/.
4. Киреева О. А. Основные изменения в законодательстве о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним // Научный альманах. - 2017. - № 4-1 (30). - С. 442-445.
© А. И. Маркеев, Ю. С. Покидова, Н. А. Сафронова, 2018