Научная статья на тему 'Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущих учителей начальных классов к профессиональному самообразованию'

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущих учителей начальных классов к профессиональному самообразованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1401
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ПЕДКОЛЛЕДЖ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООБРАЗОВАНИЮ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алипханова Ф.Н., Мациева Ф.Х.

в статье дан анализ результатов опытно-экспериментальной работы, проведенный автором в Грозненском педагогическом колледже. Анализ полученных данных анкетирования студентов педколледжа свидетельствует об их недостаточной готовности к самообразовательной деятельности. Полученные данные, а также анализ состояния формирования готовности к профессиональному самообразованию в педколледже определили сущность, содержание и этапы экспериментальной работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущих учителей начальных классов к профессиональному самообразованию»

РАЗДЕЛ VI. ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, ПРАВО, СОЦИОЛОГИЯ

Ф.Н. Алипханова Ф.Х. Мациева

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООБРАЗОВАНИЮ

ANALYSIS OF RESULTS OF EXPERIMENTAL AND EXPERIMENTAL WORK ON THE FORMATION OF THE READINESS OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS TO PROFESSIONAL SELF-EDUCATION

Аннотация: в статье дан анализ результатов опытно-экспериментальной работы, проведенный автором в Грозненском педагогическом колледже. Анализ полученных данных анкетирования студентов педколледжа свидетельствует об их недостаточной готовности к самообразовательной деятельности. Полученные данные, а также анализ состояния формирования готовности к профессиональному самообразованию в педколледже определили сущность, содержание и этапы экспериментальной работы.

Ключевые слова: формирование, педколледж, готовность к профессиональному самообразованию, будущий учитель.

Abstract: the article analyzes the results of experimental work carried out by the author in Grozny Pedagogical College. Analysis of the survey data pedagogical college students shows their lack of commitment to self-education activity. These data, as well as analysis of the formation of readiness for professional self-education in the Teachers' determine the nature, content and stages of experimental work.

Keywords: formation, Teachers' College, readiness for professional self-education, a future teacher.

Выбор экспериментальной базы был определен потребностями массовой педагогической практики в республике, сложностями профессиональной педагогической подготовки в Грозненском педагогическом колледже, недостаточной изученностью проблемы в психолого-педагогической литературе. Эксперимент проводился на базе ГБОУ СПО «Грозненский педагогический колледж с 2007 по 2010 гг. В педагогическом эксперименте приняли студенты II-Ш курсов колледжа. Всего в эксперименте участвовало 79 студентов.

Экспериментальная работа планировалась на основе опыта исследований по схожей тематике [1, 2, 3], осуществлялась в ходе изучения студентами факультета начальных классов спецкурса «Формирование готовности к профессиональному самообразованию», а также в ходе прохождения педагогической практики в школах республики. Педагогический эксперимент можно условно разбить на три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент с целью определить исходный уровень готовности к профессиональному самообразованию. Ведущими

© Ф.Н. Алипханова, Ф.Х. Мациева, 2012

методами на данном этапе были: педагогическое наблюдение, анкетирование и интервьюирование студентов и педагогов Грозненского педагогического колледжа.

На втором экспериментальном этапе разрабатывалась и апробировалась методика опытно-экспериментальной работы; отслеживались результаты, определялись промежуточные уровни сформированности готовности студентов к профессиональному самообразованию. В задачу формирующего эксперимента входило доказательство необходимости и достаточности выделенных педагогических условий, их влияние на эффективность подготовки студентов факультета начальных классов к профессиональному самообразованию. Были внесены корректировки в спецкурс «Формирование готовности к профессиональному самообразованию». На основании полученных данных была уточнена гипотеза исследования. Основные методы данного этапа: формирующий эксперимент, методы самооценки, рейтинг, экспертный опрос, статистико-математические методы, графические и табличные интерпретации данных, метод неоконченных предложений, метод экспертных оценок.

На третьем, обобщающем этапе проводились анализ, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, уточнялись выводы, разрабатывались методические рекомендации для преподавателей колледжа по организации процесса формирования готовности к профессиональному самообразованию.

Констатирующий эксперимент проводился с целью выяснения отличий между экспериментальной и контрольной группами по исходному уровню готовности, а также определения начального уровня умений и навыков самообразовательной деятельности у студентов [4]. Исходя из результатов анализа литературы, наблюдений практики, основываясь на выявленных критериях, компонентах и уровнях готовности студентов к профессиональному самообразованию мы установили, что процесс формирования готовности конкретизируется рядом показателей:

1. Уровень усвоения студентами общепедагогических теорий, умений;

2. Профессионально-педагогическая направленность студентов;

3. Специальные знания:

- знание личностных и психолого-педагогических факторов, обусловливающих потребность в профессиональном самообразовании,

- знание форм и методов самообразовательной деятельности;

4. Оценка значимости знаний в области социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обусловливающих процесс формирования готовности к профессиональному самообразованию для становления личности педагога;

5. Уровень активности в профессионально-педагогической деятельности:

- количественная оценка степени вовлечения студентов в изучение спецкурса «Формирование готовности студентов педагогического колледжа к профессиональному самообразованию» с оценкой качества выполняемой студентами самообразовательной (поисково-познавательной, учебно-воспитательной, научно-исследовательской) работы;

6. Практические умения и навыки по организации самообразовательной деятельности:

- умение анализировать и оценивать состояние социально-педагогических явлений,

- умение проектировать саморазвитие личности,

- умение выдвигать и точно формулировать конкретные педагогические задачи и определять условия их решения,

- умение теоретически обосновано выбирать формы, методы, средства с последующим их практическим применением.

Для проведения педагогического эксперимента были выбраны две группы. Контрольная группа (КГ) обучалась по традиционной программе, без целенаправленного использования выделенных педагогических условий, экспериментальная группа (ЭГ) согласно методике эксперимента изучала спецкурс «Формирование готовности студентов педколледжа к профессиональному самообразованию». Сравнительный анализ экспериментальных данных позволил определить динамику уровневых показателей в выделенных группах и зафиксировать эффективность разработанной модели и педагогических условий ее реализации.

В процессе экспериментальной работы были скорректированы функции, следовательно, названия выделенных нами четырех уровней сформированности специальных знаний и умений самообразовательной работы:

1. Недостаточный, характеризуется знанием отдельных элементов психолого-педагогической значимости самообразовательной работы;

2. Удовлетворительный, который характеризуется наличием поверхностных знаний, неустойчивым положительным отношением к рассматриваемой проблеме, обращением к теме в основном в самообразовательном процессе по требованию преподавателя;

3. Достаточный, характеризуется хорошим знанием личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих процесс формирования готовности к профессиональному самообразованию личности студента; форм и методов самообразовательной деятельности; методов диагностики, коррекции и самокоррекции готовности к профессиональному самообразованию; устойчивым интересом к самообразовательной деятельности;

4. Высокий уровень сформированности готовности к профессиональному самообразованию был выявлен на стадии формирующего эксперимента.

Важным для нашего исследования является определение уровня сформированности у студентов умений и навыков по организации практической самообразовательной работы. Были выбраны следующие показатели:

- участие студентов в работе спецкурса по формированию готовности к профессиональному самообразованию (посещение лекций и семинарских занятий, подготовка реферата, участие в обсуждении темы, круглых столах и тренингах и т.п.);

- отношение студентов к задаче профессионального самообразования;

- эффективность (качество, уровень мастерства) проведенных студентами мероприятий.

Результаты контрольного этапа эксперимента показали наличие количественных изменений и качественных преобразований в развитии готовности студентов педагогического колледжа к самообразованию, что проявилось в следующих характеристиках:

1) в усилении взаимосвязи между компонентами готовности студентов экспериментальной группы к личностно-профессиональному самообразованию;

2) в позитивной динамике уровней развития готовности у студентов экспериментальной группы к личностно-профессиональному самообразованию;

3) в значимых, достоверных сдвигах в значениях уровней сформированности компонентов готовности к самообразованию студентов экспериментальной группы.

Таким образом, на основе анализа результатов эксперимента можно сделать вывод об эффективности спецкурса для формирования готовности студентов педагогического колледжа к личностно-профессиональному самообразованию и саморазвитию. Использование эксперимента как исследовательского метода для решения задач данного исследования показало достаточную эффективность, так как подвижность, многофакторность процесса профессионального самообразования, как части педагогической деятельности обусловливают применение именно комплексного

педагогического эксперимента, который позволяет наиболее достоверно выявить достижения и недостатки, обосновать приоритеты, вскрыть внутренние связи и зависимости в педагогических явлениях и процессах. Как показывает практика, такой эксперимент - самый точный способ изучения явлений, фиксирования фактов, слежения за изменением и развитием участников педагогического процесса.

В ходе экспериментальной работы по формированию готовности студентов педагогического колледжа к профессиональному самообразованию возможен их переход с одного уровня готовности на другой, более высокий. Экспериментальная работа выявила изменение соотношения выделенных уровней готовности студентов к профессиональному самообразованию (с 3-го по 4-й годы обучения) по мере их приобщения к педагогическим знаниям, приобретенным на занятиях спецкурса «Формирование готовности студентов педагогического колледжа к профессиональному самообразованию».

Для выявления динамики процесса формирования готовности будущего учителя к профессиональному самообразованию использовался метод сравнительного анализа результатов диагностических обследований испытуемых в течение пяти лет (см. табл.) Динамика процесса формирования готовности студентов педагогического колледжа к профессиональному самообразованию определяется взаимосвязанными и взаимообусловленными компонентами: информационно-познавательным,

мотивационным, креативно-деятельностным и аналитико-рефлексивным.

Таблица

Сравнительный анализ уровней готовности студентов к профессиональному самообразованию

Уровень готовности/группа Начало Конец Начало Конец

эксперимента Э/Г (67 чел.) эксперимента Э/Г эксперимента К/Г (50 чел.) эксперимента К/Г

недостаточный 22/33% 12/17,9% 17/34% 17/34%

удовлетворит. 34/50,6% 23/34,3% 25/50% 25/50%

достаточный 11/16,4% 27/40,3% 8/16% 8/16%

высокий - 5/7,5% - -

Как следует из табличных данных, динамика уровней готовности к профессиональному самообразованию студентов экспериментальной группы превалирует по отношению к динамике уровневых показателей студентов контрольной группы. Такого результата помогли добиться специально созданные условия: разработка авторского спецкурса, индивидуальное консультирование преподавателей, дифференцированный подход в обучении, разнообразие форм и методов организации обучения (самообразовательной деятельности) в процессе освоения содержания спецкурса и т.п.

Полученные данные свидетельствуют о том, что экспериментальная работа способствует повышению интереса студентов к проблеме профессионального самообразования, а апробированный спецкурс является эффективным механизмом повышения мотивации к самообразовательной деятельности в системе общей профессиональной подготовки в педагогическом колледже.

Литература

1. Алипханова Ф.Н. Системно-оптимизационный подход к профессиональной подготовке учителя гуманитарного профиля в вузе (На примере Республики Дагестан): автореф. дис.... д-ра пед. наук. - М., 2010. - 35с.

2. Битинас Б.О. многомерном подходе к анализу педагогических явлений // Советская педагогика. 1970. № 6, с.73-84.

3. Гаджиев Г.М. Тренинг как средство формирования творческой активности будущего учителя // Среднее профессиональное образование. 2008. № 3.

4. Мациева Ф.Х. Формирование готовности будущего педагога к профессиональному самообразованию // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». - М., 2011. № 1, с.17-20.

Р.Н. Аляутдинова

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ

THE CURRENT STATE OF SOCIAL AND EDUCATIONAL ASSISTANCE TO CHILDREN WITH LIMITED HEALTH ABILITIES IN DOU

Аннотация: в статье представлено современное состояние социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями, описаны варианты необходимых условий, при которых ребенок с ограниченными возможностями здоровья может быть включен в работу различных структурных подразделений ДОУ. Приведены примеры построения образовательного маршрута для различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста.

Ключевые слова: социально-педагогическая помощь, дети с ограниченными возможностями здоровья, структурные подразделения, образовательный маршрут.

Abstract: the paper presents the current state of social and pedagogical help children with limited health abilities, describe variations on necessary conditions under which a child with limited health abilities can be included in the work of different departments DOU. We present examples of the educational route for different categories of children with limited health abilities preschool children.

Keywords: socio-pedagogical assistance, children with limited health abilities, educational route.

На сегодняшний день состояние социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) г. Москвы представлено в разных вариантах и находится на разных стадиях развития. Актуальная задача социально-педагогической помощи дошкольных образовательных учреждений -повышение педагогической компетентности родителей. Реализуя эту задачу, важно помнить, что приоритетная ценность и социальная функция семьи -выступать для ребенка «эмоциональным тылом», обеспечивать базисную потребность в безопасности и безусловном принятии.

В свою очередь социально-педагогическая помощь детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефектов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в социально-педагогический процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей - у всех детей есть особенности, социально-педагогические проблемы. До сих пор в педагогической практике привыкли не обострять эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не замечать невозможно, приходится изменять социально-педагогическую практику, чтобы

© Р.Н. Аляутдинова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.